УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Шахматы «Дебют» Автор-составитель: Смирнова Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования Учебный план первого года обучения № п/п Наименование темы 1 Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля Физическая культура и спорт, место в них шахмат. 1 1 - Опрос 2 Шахматный кодекс и Первоначальныепонятия. 8 8 - Опрос, решение задач 3 История шахмат, Ихпроисхождение. 1 1 - Опрос 4 Дебют. Как правильно начинать партию. 5 5 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 8 8 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 7 7 - Опрос, задач решение задач 7 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 33 - 33 Соревнования 8 Сеансы одновременной игры. 3 - 3 Соревнования 9 Конкурсы решений комбинаций. 2 - 2 Открытое занятие Итого 68 30 38 10 Количество часов СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат. 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия. 2.1 Теория:Правила шахматной игры. 2.2 Теория:Первоначальные понятия. 2.3 Теория:Шахматная нотация. 2.4 Теория:Дисциплина. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория:Происхождение шахмат. 4. Дебют. 4.1 Теория:Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в середине игры, классификация дебютов. 4.2 4.3 Теория: Основные принципы развития дебюта. Теория: Мобилизация фигур. 4.4 Теория:Борьба за центр. 4.5 Теория:Безопасность короля. 4.6 Теория: Стратегические идеи шахматной партии, гамбит Эванса в шотландской партии. 5. Миттельшпиль. 5.1 5.2 Теория:Понятие о тактике, комбинации. Теория:Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, двойнойшах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение. 5.3 Теория: Размен, определение стратегии. 5.4 Теория:Принципы реализации материального преимущества. 5.5 Теория:Простейшие принципы разыгрывания середины партии. 6. Эндшпиль. 6.1 6.2 6.3 Теория:Определение эндшпиля. Теория:Роль и активность короля в эндшпиле. Теория: Матование одинокого короля. 6.4 Теория:Пешечные окончания. 6.5 Теория:Оппозиция, цугцванг, правило квадрата. 6.6 Теория:Король и пешка против короля. 7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 7.1 Практика: Турниры с нормой 3 юношеского разряда. 7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов. 7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 7.4 Практика: Решение задач. 8. Сеансы одновременной игры. 8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом. 9. Конкурсы решений комбинаций. 9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций. 4 Учебный план второго года обучения № п/п Наименование темы Количество часов Всего Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс и азы судейства. 1 1 1 3 Исторический обзор развития шахмат. 4 Теория Практика Форма аттестации/ контроля - Опрос 1 - Опрос 2 2 - Опрос Дебют. 7 7 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 10 10 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 8 8 - 7 Основы методики подготовки шахматиста. 1 1 - Опрос, решение задач Опрос 8 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 40 - 40 Соревнования 9 Сеансы одновременной игры. 2 - 2 Соревнования Открытое занятие 72 30 42 1 2 10 Итого 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория:Роль физической культуры и шахмат в жизни человека. 2. Шахматный кодекс и азы судейства. 2.1 Теория:Дисциплина соревнований. 2.2 Теория: Виды и системы соревнований. 2.3 Теория: Запись шахматной партии. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория:История развития шахмат до XVIII века. 4. Дебют. 4.1 Теория:Принципы игры в дебюте. 4.2 Теория:Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней, венская партия, королевский гамбит, итальянская партия). 4.3 Теория:Понятие ловушки в дебюте. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория:Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген. 5.2 Теория:Взаимодействие фигур. 5.3 Теория:Комбинации с сочетанием идей. 5.4 Теория:Слабость последней горизонтали. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория:Ферзь против пешки, ладья против пешки. 6.2 Теория:Лёгко-фигурные окончания. 6.3 Теория:Тяжёло-фигурные окончания. 6.4 Теория:Классификация пешек, пешечные окончания. 7. Основы методики тренировки шахматиста. 7.1 Теория:Понятие об обучении и тренировке. 8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 8.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 юношеских разрядов. 8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций. 8.5 Практика: Решение задач. 9. Сеансы одновременной игры. 9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими обучающимися. Учебный план третьего года обучения № п\п Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Физическая культура и спорт. 1 1 - Опрос 2 Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 4 4 - Опрос 3 Исторический обзор развития шахмат. 3 3 - Опрос 4 Дебют. 13 13 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 15 15 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 15 15 - Опрос, решение задач 7 Основы методики тренировки шахматиста. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 2 2 - Опрос 1 1 - Опрос 9 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 90 - 90 Соревнования. Открытое занятие 10 Итого 144 54 90 8 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория:Шахматы, как вид спорта. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория:Судейство соревнований. 2.2 Теория:Разрядные нормативы. 2.3 Теория:Правила игры с часами. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория:Мастера XVIII века. 3.2 Теория:Теория Филидора. 4. Дебют. 4.1 Теория:План и оценка позиции в дебюте. 4.2 Теория:Связь дебюта с миттельшпилем. 4.3 Теория:Открытые дебюты: испанская партия, шотландская партия, дебют трёх коней. 4.4 Теория:Полуоткрытые дебюты: защита Каро-Канн, французская защита. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория:Комбинация, как совокупность тактических идей. 5.2 Теория:Сложные комбинации. 5.3 Теория:Форпост и вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. 5.4 Теория: Разрушение пешечного центра; освобождение поля, линии; превращение пешки; уничтожение защиты. 5.5 Теория:План игры и оценка позиции. 5.6 Теория:Центр, открытые и полуоткрытые линии и тяжёлые фигуры на них. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория:Пешечный прорыв. 6.2 Теория:Лёгкие фигуры (фигура) против пешек (пешки). 6.3 Теория:Ладейные окончания. 7. Основы методики тренировки шахматиста. 7.1 Теория: Понятие о тренировке шахматиста. 7.2 Теория: Виды тренировок. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 Теория: Значение правильного режима для юного шахматиста. 9.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 9.1 Практика: Турниры с нормой 1 юношеских и 3 спортивных разрядов. 9.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 9.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 9.4 Практика: Решение задач. Учебный план четвертого года обучения № п/п Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Физическая культура и спорт. 1 1 - Опрос 2 Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 5 5 - Опрос 3 Исторический обзор развития шахмат. 4 4 - Опрос 4 Дебют. 20 20 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 30 30 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 23 23 - Опрос, решение задач 7 Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 3 3 - Опрос 9 8 9 Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. Шахматная литература. Компьютерная подготовка. 2 2 - Опрос 4 2 2 Опрос, решение задач и тестов Соревнования. Открытое занятие 10 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 126 - 124 11 Итого 216 90 126 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени, игра счасами, турнирные коэффициенты. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи. 3.2 Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира. 3.3 Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы; творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена. 3.4 Теория: Чемпионы мира по шахматам. 4. Дебют. 4.1 4.2 Теория: Понятие инициативы в дебюте. Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного репертуара. 4.3 Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Атака в шахматной партии. 5.2 Теория: Проблемы центра, центр и фланги. 5.3 Теория: Защита в шахматной партии. 5.4 Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле. 5.5 Теория: Слабые и сильные поля и линии. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях. 6.2 Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания. 6.3 Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур. 6.4 Теория: Ферзевые окончания. 7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 7.1 Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. 7.2 Теория: Формы и методы тренировки шахматиста. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 8.2 Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях. Теория: Понятие физической культуры шахматиста. 9. Шахматная литература.Компьютерная подготовка. 9.1 Теория: Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. 9.2 Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования шахматиста. 9.3 Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки. 9.4 Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для самостоятельныхтренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий. 10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 10.1 Практика: Турниры с нормой 3-2 спортивных разрядов. 10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 10.4 Практика: Решение задач. Учебный план пятого года обучения № п\п Наименование темы Количество часов Форма аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 1 - Опрос 2 Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 4 4 - Опрос 3 История шахмат (современный этап). 4 4 - Опрос 1 12 4 Дебют (углублённое изучение). 20 20 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 26 26 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 30 30 - Опрос, решение задач 7 Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 3 3 - Опрос 8 Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 2 2 - Опрос 9 Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка. 10 5 5 Опрос, решение задач и тестов 10 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 121 - 116 Соревнования Открытое занятие 11 Итого 216 95 121 13 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи, сеансы одновременной игры, заочные соревнования). 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века. 3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе. 4. Дебют. 4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся. 4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах. 4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит, будапештский гамбит, волжский гамбит). 4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака Альбина). 4.5 Теория: Понятие дебютной новинки. 4.6 Теория: Ловушки в дебюте. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего плана игры. 5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары, ловушки. 5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку. 5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от разыгранного дебюта. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. 6.2 Теория: Сложные пешечные окончания. 6.3 Теория: Сложные ладейные окончания. 6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества. 7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 7.1 Теория: Индивидуальные план и график занятий шахматиста. 7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических занятий. 14 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся. 9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка. 9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной литературой. 9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники. 9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях. 9.4 Теория: Интернет и видеоуроки. 9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ. 9.6 Практика: Игра с компьютером. 9.7 Практика: Занятия по Скайпу. 10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 10.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 спортивных разрядов. 10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 10.4 Практика: Решение задач. 15