УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Шахматы «Дебют»
Автор-составитель:
Смирнова Юлия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Учебный план первого года обучения
№
п/п
Наименование
темы
1
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации/
контроля
Физическая культура и спорт,
место в них шахмат.
1
1
-
Опрос
2
Шахматный кодекс и
Первоначальныепонятия.
8
8
-
Опрос,
решение
задач
3
История шахмат,
Ихпроисхождение.
1
1
-
Опрос
4
Дебют.
Как правильно начинать
партию.
5
5
-
Опрос,
решение
задач
5
Миттельшпиль.
8
8
-
Опрос,
решение
задач
6
Эндшпиль.
7
7
-
Опрос,
задач
решение
задач
7
Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.
33
-
33
Соревнования
8
Сеансы одновременной игры.
3
-
3
Соревнования
9
Конкурсы решений
комбинаций.
2
-
2
Открытое
занятие
Итого
68
30
38
10
Количество часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1
Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат.
2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия.
2.1
Теория:Правила шахматной игры.
2.2
Теория:Первоначальные понятия.
2.3
Теория:Шахматная нотация.
2.4
Теория:Дисциплина.
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1
Теория:Происхождение шахмат.
4. Дебют.
4.1
Теория:Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в
середине игры, классификация дебютов.
4.2
4.3
Теория: Основные принципы развития дебюта.
Теория: Мобилизация фигур.
4.4
Теория:Борьба за центр.
4.5
Теория:Безопасность короля.
4.6
Теория: Стратегические идеи шахматной партии, гамбит Эванса в
шотландской партии.
5. Миттельшпиль.
5.1
5.2
Теория:Понятие о тактике, комбинации.
Теория:Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое
нападение, двойнойшах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение.
5.3
Теория: Размен, определение стратегии.
5.4
Теория:Принципы реализации материального преимущества.
5.5
Теория:Простейшие принципы разыгрывания середины партии.
6. Эндшпиль.
6.1
6.2
6.3
Теория:Определение эндшпиля.
Теория:Роль и активность короля в эндшпиле.
Теория: Матование одинокого короля.
6.4
Теория:Пешечные окончания.
6.5
Теория:Оппозиция, цугцванг, правило квадрата.
6.6
Теория:Король и пешка против короля.
7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
7.1 Практика: Турниры с нормой 3 юношеского разряда.
7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов.
7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
7.4 Практика: Решение задач.
8. Сеансы одновременной игры.
8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом.
9. Конкурсы решений комбинаций.
9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций.
4
Учебный план второго года обучения
№
п/п
Наименование
темы
Количество часов
Всего
Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс и
азы судейства.
1 1
1
3
Исторический обзор
развития шахмат.
4
Теория
Практика
Форма аттестации/
контроля
-
Опрос
1
-
Опрос
2
2
-
Опрос
Дебют.
7
7
-
Опрос,
решение
задач
5
Миттельшпиль.
10
10
-
Опрос,
решение
задач
6
Эндшпиль.
8
8
-
7
Основы методики
подготовки шахматиста.
1
1
-
Опрос,
решение
задач
Опрос
8
Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Конкурсы решений
комбинаций. Решение задач.
40
-
40
Соревнования
9
Сеансы одновременной игры.
2
-
2
Соревнования
Открытое занятие
72
30
42
1
2
10 Итого
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
Физическая культура и спорт.
1.1
Теория:Роль физической культуры и шахмат в жизни человека.
2.
Шахматный кодекс и азы судейства.
2.1
Теория:Дисциплина соревнований.
2.2
Теория: Виды и системы соревнований.
2.3
Теория: Запись шахматной партии.
3.
Исторический обзор развития шахмат.
3.1
Теория:История развития шахмат до XVIII века.
4.
Дебют.
4.1
Теория:Принципы игры в дебюте.
4.2
Теория:Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней,
венская партия, королевский гамбит, итальянская партия).
4.3
Теория:Понятие ловушки в дебюте.
5.
Миттельшпиль.
5.1
Теория:Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген.
5.2
Теория:Взаимодействие фигур.
5.3
Теория:Комбинации с сочетанием идей.
5.4
Теория:Слабость последней горизонтали.
6.
Эндшпиль.
6.1
Теория:Ферзь против пешки, ладья против пешки.
6.2
Теория:Лёгко-фигурные окончания.
6.3
Теория:Тяжёло-фигурные окончания.
6.4
Теория:Классификация пешек, пешечные окончания.
7.
Основы методики тренировки шахматиста.
7.1
Теория:Понятие об обучении и тренировке.
8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Конкурсы решений комбинаций. Решение задач.
8.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 юношеских разрядов.
8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций.
8.5 Практика: Решение задач.
9. Сеансы одновременной игры.
9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими
обучающимися.
Учебный план третьего года обучения
№
п\п
Наименование
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации/
контроля
1
Физическая культура и
спорт.
1
1
-
Опрос
2
Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.
4
4
-
Опрос
3
Исторический обзор развития
шахмат.
3
3
-
Опрос
4
Дебют.
13
13
-
Опрос,
решение
задач
5
Миттельшпиль.
15
15
-
Опрос,
решение
задач
6
Эндшпиль.
15
15
-
Опрос,
решение
задач
7
Основы методики
тренировки шахматиста.
Спортивный режим и
физическая подготовка
шахматиста.
2
2
-
Опрос
1
1
-
Опрос
9
Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.
90
-
90
Соревнования.
Открытое занятие
10
Итого
144
54
90
8
7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1
Теория:Шахматы, как вид спорта.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1
Теория:Судейство соревнований.
2.2
Теория:Разрядные нормативы.
2.3
Теория:Правила игры с часами.
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1
Теория:Мастера XVIII века.
3.2
Теория:Теория Филидора.
4. Дебют.
4.1
Теория:План и оценка позиции в дебюте.
4.2
Теория:Связь дебюта с миттельшпилем.
4.3
Теория:Открытые дебюты: испанская партия, шотландская партия, дебют
трёх коней.
4.4
Теория:Полуоткрытые дебюты: защита Каро-Канн, французская защита.
5. Миттельшпиль.
5.1
Теория:Комбинация, как совокупность тактических идей.
5.2
Теория:Сложные комбинации.
5.3
Теория:Форпост и вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.
5.4
Теория: Разрушение пешечного центра; освобождение поля, линии;
превращение пешки; уничтожение защиты.
5.5
Теория:План игры и оценка позиции.
5.6
Теория:Центр, открытые и полуоткрытые линии и тяжёлые фигуры на них.
6. Эндшпиль.
6.1
Теория:Пешечный прорыв.
6.2
Теория:Лёгкие фигуры (фигура) против пешек (пешки).
6.3
Теория:Ладейные окончания.
7. Основы методики тренировки шахматиста.
7.1 Теория: Понятие о тренировке шахматиста.
7.2 Теория: Виды тренировок.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Значение правильного режима для юного шахматиста.
9.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
9.1 Практика: Турниры с нормой 1 юношеских и 3 спортивных разрядов.
9.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
9.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
9.4 Практика: Решение задач.
Учебный план четвертого года обучения
№
п/п
Наименование
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации/
контроля
1
Физическая культура и
спорт.
1
1
-
Опрос
2
Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.
5
5
-
Опрос
3
Исторический обзор
развития шахмат.
4
4
-
Опрос
4
Дебют.
20
20
-
Опрос,
решение
задач
5
Миттельшпиль.
30
30
-
Опрос,
решение
задач
6
Эндшпиль.
23
23
-
Опрос,
решение
задач
7
Основы методики
подготовки шахматиста к
соревнованиям.
3
3
-
Опрос
9
8
9
Спортивный режим и
физическая подготовка
шахматиста.
Шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.
2
2
-
Опрос
4
2
2
Опрос,
решение
задач и тестов
Соревнования.
Открытое занятие
10
Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.
126
-
124
11
Итого
216
90
126
10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1
Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1
Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени,
игра счасами, турнирные коэффициенты.
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1
Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи.
3.2
Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира.
3.3
Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы;
творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена.
3.4
Теория: Чемпионы мира по шахматам.
4. Дебют.
4.1
4.2
Теория: Понятие инициативы в дебюте.
Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного
репертуара.
4.3
Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева,
защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита.
5. Миттельшпиль.
5.1
Теория: Атака в шахматной партии.
5.2
Теория: Проблемы центра, центр и фланги.
5.3
Теория: Защита в шахматной партии.
5.4
Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле.
5.5
Теория: Слабые и сильные поля и линии.
6. Эндшпиль.
6.1
Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях.
6.2
Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания.
6.3
Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур.
6.4
Теория: Ферзевые окончания.
7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1
Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного
мастерства.
7.2
Теория: Формы и методы тренировки шахматиста.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1
8.2
Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях.
Теория: Понятие физической культуры шахматиста.
9. Шахматная литература.Компьютерная подготовка.
9.1
Теория:
Значение
шахматной
литературы
для
совершенствования
шахматиста.
9.2
Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования
шахматиста.
9.3
Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки.
9.4
Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для
самостоятельныхтренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий.
10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
10.1 Практика: Турниры с нормой 3-2 спортивных разрядов.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач.
Учебный план пятого года обучения
№
п\п
Наименование
темы
Количество часов
Форма аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
1
-
Опрос
2
Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.
4
4
-
Опрос
3
История шахмат
(современный этап).
4
4
-
Опрос
1
12
4
Дебют
(углублённое изучение).
20
20
-
Опрос,
решение
задач
5
Миттельшпиль.
26
26
-
Опрос,
решение
задач
6
Эндшпиль.
30
30
-
Опрос,
решение
задач
7
Основы методики подготовки
шахматиста к соревнованиям.
3
3
-
Опрос
8
Спортивный режим и
физическая подготовка
шахматиста.
2
2
-
Опрос
9
Российская и зарубежная
шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.
10
5
5
Опрос,
решение
задач и тестов
10
Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.
121
-
116
Соревнования
Открытое занятие
11
Итого
216
95
121
13
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи, сеансы
одновременной игры, заочные соревнования).
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века.
3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе.
4. Дебют.
4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся.
4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах.
4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит, будапештский
гамбит, волжский гамбит).
4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака Альбина).
4.5 Теория: Понятие дебютной новинки.
4.6 Теория: Ловушки в дебюте.
5. Миттельшпиль.
5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего плана игры.
5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары, ловушки.
5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку.
5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от разыгранного
дебюта.
6. Эндшпиль.
6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль.
6.2 Теория: Сложные пешечные окончания.
6.3 Теория: Сложные ладейные окончания.
6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества.
7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1 Теория: Индивидуальные план и график занятий шахматиста.
7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических занятий.
14
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся.
9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка.
9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной литературой.
9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники.
9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях.
9.4 Теория: Интернет и видеоуроки.
9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ.
9.6 Практика: Игра с компьютером.
9.7 Практика: Занятия по Скайпу.
10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение
задач.
10.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 спортивных разрядов.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся.
10.3
Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач.
15