Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Творческая мастерская «Страна мастеров»
Автор-составитель:
Сорокина Марина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Щелконогова Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п
Кол-во часов
Название темы
Всего
14
Теория
3
Практика
11
Конструирование из бумаги и
картона.
26
5
21
Игрушки из конусов
Поздравительные открытки
Сувениры
из гофрированного картона
Аппликация.
6
10
10
1
2
2
5
8
8
20
4
16
3.1.
3.2.
Обрывная аппликация
Аппликация из геометрических
фигур
6
4
1
1
5
3
3.3.
3.4.
Аппликация из фантиков
Аппликация в стиле «мозайка»
4
6
1
1
3
5
4.
Оригами.
20
3
17
5.
Рисование пластилином.
24
3
21
6.
Изобразительная деятельность.
32
4
28
136
22
114
1.
Веселые игрушки
из помпонов и ниток.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
Итого:
Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
опрос,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие, опрос,
взаимоанализ
работ
Опрос,
участие в
конкурсах,
самостоятельная
работа,
взаимоанализ
работ,
презентация
работ
Игра,
беседа,
практическое
занятие
Участие в
конкурсах,
открытое
занятие, беседа
Участие в
конкурсах,
просмотр работ,
итоговая
выставка
Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1.
Веселые игрушки из помпонов и ниток.
Теория: Основные материалы и инструменты, используемые в начальном
декоративно-прикладном творчестве. Игра-путешествие по стране мастеров.
Беседа: «Из чего и как делают нитки?» Виды работ. Техника выполнения
игрушки из помпонов и ниток с использованием разных материалов. Виды и
производство
ниток
(хлопчатобумажные,
шерстяные,
шелковые,
синтетические). Технология изготовления помпонов из ниток. Техника
безопасности на занятиях.
Практика: Подготовка ниток и шаблона к работе, изготовление брелка
из пряжи, изготовление цыпленка из двух помпонов, изготовление собачки
из помпонов.
2.
Конструирование из бумаги и картона.
2.1. Игрушки из конусов
Теория: Бумага как художественный и конструктивный материал.
Виды бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные
способы ее формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Техника
работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Основные правила
вырезания. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона.
Клеевое соединение деталей. Уметь самостоятельно складывать и вырезать из
бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы,
склеивать, оформлять поделку. Техника безопасности. Физкультминутка.
Практика: Игрушки из конусов «Котенок», «Собачка», «Ангел».
2.2. Поздравительные открытки
Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой,
создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из
них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления
открыток. Подбор цветовой гаммы.
Практика: Резание по прямой, симметричное вырезание, резание по
линиям разметки, вырезание узоров и орнаментов, способы формовки бумаги,
оформление мелких деталей. Изготовление поздравительной открытки для
мамы в технике скрапбукинг. Изготовление поздравительной открытки по
своему замыслу.
2.3. Сувениры из гофрированного картона
Теория:
История
возникновения
технологии бумагокручения
–
квиллинга. Особенности работы с гофрированным картоном. Инструменты и
материалы, используемые в работе. Техника безопасности. Технология
изготовления основных форм: «капля», «тугая спираль», «глаз». Сборка
поделки. Оформление композиции.
Практика: Упражнение на изготовление гофрированных элементов для
работы. Цветы на шпажках из гофрированного картона. Изготовление
объемных сувениров из гофрированного картона.
3.
Аппликация
3.1. Обрывная аппликация.
Теория: Знакомство с данным видом искусства. Что такое аппликация?
Материалы и инструменты для работы и правила их, безопасного
использования. Просмотр работ в данной технике. Организация рабочего
места. Последовательность изготовления обрывной аппликации. Приемы и
техникой работы с бумагой. Правила компоновки на плоскости листа
задуманный художественный образ.
Практика:
Обрывная
аппликация
из
рваных
кусочков
бумаги
«Натюрморт».
3.2. Аппликация из геометрических фигур.
Теория:
Последовательность
изготовления
аппликации
из
геометрических фигур. Приемы и техника работы.
Практика: аппликация из геометрических фигур «Сказочный замок».
3.3. Аппликация из фантиков.
Теория: Последовательность изготовления аппликации из фантиков.
Приемы и техника работы из фантиков.
Практика: аппликация из фантиков «Букет для мамы».
Аппликация в стиле «мозайка».
3.4.
Теория:
Понятие
«Мозайка».
Последовательность
изготовления
аппликации в стиле «мозайка». Приемы и техника работы аппликации в
стиле «мозайка».
Практика: Нарезка кусочков бумаги нужных цветов
и размеров.
Приклеивание в задуманном порядке. Работа с шаблонами. Аппликация из
кусочков бумаги в стиле мозайки «Домашнее животное». Итоговая работа с
применением двух или трех видов техник аппликаций по своему замыслу.
4. Оригами.
Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе
ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике.
Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в
оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы
по схемам и инструкциям.
Практика: Упражнения сгибы от себя, сгибы к себе. Изготовление
работ: собачка, кошка, лягушка, подснежники, птица счастья, сказочный
корабль в технике оригами.
5. Рисование пластилином.
Теория: Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами
лепки: скатыванием,
раскатыванием,
расплющиванием,
вытягиванием,
сгибанием, присоединением. Основные правила лепки простых форм.
Рисование
пластилином.
Материалы
и
инструменты.
Знакомство
с
последовательностью выполнения работы (перевод рисунка на пленку,
заполнение деталей тонким слоем пластилина, закрепление готовой работы
на основе). Техника безопасности. Оформление работы.
Практика: Отработка простых приемов лепки (скатывание шарика,
овала,
жгута;
сплющивание,
отщипывание,
надрезание
стекой).
Изготовление работ: «Корзина с фруктами», «Аквариум», «Сказочное
дерево», «В мире животных».
6. Изобразительная деятельность.
Теория:
Знакомство
с
техникой
«Монотипия»,
«Пуантилизм».
Знакомство с понятиями: симметрия, узоры, эскиз, линия, пятно, штрих,
мазок. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами
работы с ними. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,
возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим,
легкость
смешивания,
возможность
получения
разнообразных
спецэффектов. Навыки работы с палитрой. Получение сложных цветов
путем их смешивания. Правила подборки разных номеров кистей, в
зависимости от изображения. Понятие различных видов мазков, полученных
при разном нажиме на кисть. Владение терминами «теплые», «холодные»
цвета. Знакомство с графическими материалами, особенностями техники
работы и результата. Рисунок как непосредственный вид искусства.
Знакомство с правилами рисования цветными карандашами и фломастерами.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. Знакомство с картинами художников.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Практика: «Сказочный мир» в технике «Монотипия» (гуашь). «Город
будущего» с использованием цветных карандашей и фломастеров. «Ваза с
цветами». «Бабочки». «Фрукты», «Пейзаж» в технике «Пуантилизм» (гуашь);
Итоговая работа на выбор.
Учебный (тематический) план второго года обучения
№
п/п
1.
Кол-во часов
Название темы
Конструирование из бумаги и
картона
Всего
26
Теория
3
Практика
23
1.1
1.2.
Оригами
Объемная аппликация
8
10
1
1
7
9
1.3.
2.
Поздравительные открытки
Конструирование из фоамирана и
фетра
8
12
1
2
7
10
Изобразительная деятельность
26
4
22
3.
Акварельная живопись
Особенности работы гуашевыми
красками
Графика.
10
6
1
1
9
5
18
4
14
4.
Айрис-фолдинг
30
4
26
5.
Мозайка из яичной скорлупы
20
2
18
6.
Декупаж
14
2
12
7.
Работа с тканью
16
144
2
19
14
125
3.1.
3.2.
3.3.
Итого:
Формы
аттестации/
контроля
Беседа, опрос,
практическое
занятие, игра,
презентация
работ
Опрос, беседа,
практическое
занятие,
взаимоанализ
Участие в
конкурсах,
практическое
занятие
Беседа,
Опрос, мастеркласс,
практическое
занятие
Беседа, опрос,
практическое
занятие
Участие в
конкурсах,
открытое
занятие,
итоговая
выставка
Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Конструирование из бумаги и картона.
1.1.Оригами
Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе
ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике.
Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в
оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы
по схемам и инструкциям.
Практика: Цветы из полосок бумаги. Клоун в технике оригами.
1.2. Объемная аппликация
Теория: Знакомство с понятием «объемная аппликация». История
создании аппликации. Виды «объемной аппликации». Способы складывания
и склеивания бумаги. Особенности «Объемной аппликации». Техника
безопасности при работе с клеем, ножницами и бумагой.
Практика: изготовление работ в технике «объемная аппликация»:
«Ваза с цветами», «Птица счастья», «Часы – игрушка», «Золотая рыбка».
1.3. Поздравительные открытки
Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой,
создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из
них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления
открыток. Подбор цветовой гаммы.
Практика: открытка для мамы в технике скрапбукинг, открытка по
своему замыслу.
2. Конструирование из фоамирана и фетра.
Теория: Что такое фетр и фоамиран. Виды фетра и их подбор для
выполнения работы. Свойства фоамирана и фетра. Материалы для работы.
Способы создания декоративных изделий из фоамирана и фетра. Правила
техники безопасности при работе с фетром и фоамираном. Виды швов и их
классификация.
Практика: «Объемные цветы» из фетра. Изготовление магнитов
«Бабочка», «Птичка». Изготовление «Совенка». «Сказочное дерево» из фетра
и фоамирана с использованием пуговиц.
3. Изобразительная деятельность
3.1. Акварельная живопись
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой «по – сырому». Этапы
выполнения работы в данной технике. Последовательность работы. Примеры
работ
художников
в
данной
технике.
Материалы
и
инструменты.
Организация рабочего места. Разница между «писать» и «рисовать». Приемы
письма акварелью в технике «по – сырому». Основы цветоведения. Тоновая
растяжка. Подбор цветов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.
Практика: «Фрукты» в технике «по-сырому». «Пейзаж» в технике посырому. Любая работа в данной технике по своему замыслу.
3.2. Особенности работы гуашевыми красками
Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства
гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника
«примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правила
рисования.
Практика: выполнение работы гуашью «Затерянный мир», и работа по
своему замыслу.
3.3. Графика.
Теория: Знакомство с понятием «графический рисунок», «объём»,
«стилизация»,
«орнамент»,
«декоративность».
История
возникновения
графики. Графика как вид изобразительного искусства. Применение графики.
Разновидность графического рисунка по технике исполнения. Освоение
основ света и тени. Выразительные средства композиции: точки, линии,
пятна. Многообразие линий в природе. Выразительные средства композиции:
точки, линии, пятна. Орнамент. Виды орнамента.
Практика: Стилизованные животные. Сказочное дерево в графике.
Цветы в графике. Стилизованная любая работа по своему замыслу.
4. Айрис – фолдинг
Теория: Айрис - фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги
под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с
применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры
или радужную оболочку глаза. Различные манипуляции с бумагой:
складывание, сворачивание, скручивание, резание на полоски определенного
формата. Правила расположения элементов аппликации, при использовании
всей площади листа. Работы с клеем, кисточкой.
Практика: Изготовление мини-открытки, открытка в виде сердца,
«Кленовый листок», «Золотая рыбка», «Цветок».
5. Мозайка из яичной скорлупы
Теория: История возникновения данной техники. Технологические
операции, при помощи которых можно сделать поделки из яичной скорлупы.
Последовательность выполнения работы. Правила подборки цветов и тонов
красок в зависимости от композиций. Оформление работ в соответствии с
правилами декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа: Панно «Цветочный мир», «Подводный мир».
Бабочка».
6. Декупаж
Теория: История возникновения техники «Декупаж», особенность и
специфика,
а
декорирования
так же
применение
предметов интерьера.
в современной жизни.
Правила
Правила
техники безопасности.
Последовательность выполнения поделки при помощи декупажной салфетки
и клея. Виды стилей в декорировании изделий.
Практика: Изготовление декоративной досочки. Декорирование
тарелки, дисков, салфетницы, бутылки, баночки. «Цветочное кашпо».
«Подставка для мелочей».
Учебный (тематический) план третьего года обучения
№
п/п
Кол-во часов
Название темы
Всего
44
Теория
6
Практика
38
Чудеса из фетра
24
3
21
3.
Точечная роспись
38
5
33
4.
Изобразительное искусство.
Правополушарное рисование
38
5
33
144
19
125
1.
Модульное оригами
2.
Итого:
Формы
аттестации/
контроля
Беседа, игра.
Практическая
работа
Опрос, беседа.
Практическая
работа
Беседа.
Участие в
конкурсах
Беседа,
Опрос.
Участие в
конкурсах.
Итоговая
выставка
Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1. Модульное оригами.
Теория: Что такое модульное оригами? История развития оригами в
России. Работы российских мастеров. Виды оригами. Знакомство с
коллекцией бумаги, материалами для проведения практической работы.
Геометрия в нашей жизни. Обобщение знаний о геометрических фигурах.
Прямоугольник - базовая фигура. Приемы разметки листа формата А4 на
равные прямоугольники. Правила деления листа разными способами.
Сгибание боковых острых углов в разных направлениях. Способ заготовки
основной единицы модульного оригами - модуля. Базовые способы
соединения модулей. Условные обозначения, приемы, термины. Знакомство
с инструкционными картами. Приемы увеличения количества модулей в
ряду. Приемы убавления количества модулей в ряду.
Практика: Изготовление треугольных модулей. Сгибание сторон к
центральной линии. Складывание модели пополам. Корректировка модели
ножницами.
Учить
самостоятельно
делать
модули,
работать
с
инструкционными картами. Отработка и закрепление умений изготавливать
модули и способов их соединения. Отработка и закрепление умений
изготавливать модули и способов их соединения. Умение читать схему.
Изготовление работ в технике модульное оригами: круглая фоторамка,
зайчик, кактус в горшочке.
2. Чудеса из фетра.
Теория: Техника безопасности при работе с ножницами, иголками,
булавками, клеем. Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о
материаловедении.
Отличительные
особенности
объемной
игрушки.
Обработка фетра, использование этого материала для создания объемных
игрушек. Приемы работы с фетром и аксессуарами. Способы закрепления
нити. Оформление изделия при завершении работы.
Практика:
Изготовление
елочной
пироженки, украшения для интерьера комнаты.
игрушки,
котенка,
цыплят,
3. Точечная роспись.
Теория: Понятие «точечная роспись». Виды, элементы точечной
росписи, технологические приемы. Материалы и инструменты, используемые
в данной технике. Разработка симметричного рисунка. Понятие орнамент.
Правила работы с акриловыми краски. Последовательность выполнения
работы. Оформление изделия при завершении работы.
Практика: Роспись керамической кружки, роспись по стеклу «Сова»,
«Бабочка». Итоговая работа на свой выбор по данной технике.
4. Изобразительное искусство. Правополушарное рисование.
Теория: Живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства
гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника
«примакивание».
Техника
«тычок».
Понятие
«плотный
цвет».
Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего
художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета,
пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись
гуашью по методике правополушарного рисования. Техника пуантилизм,
особенности рисования.
Практика: Упражнение на смешение цветов, правополушарное
рисование «Пейзаж», «Сказочный мир», «Весеннее настроение». Попугай и
сказочное дерево в технике пуантилизм.