Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Творческая мастерская «Страна мастеров» Автор-составитель: Сорокина Марина Алексеевна, педагог дополнительного образования Щелконогова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего 14 Теория 3 Практика 11 Конструирование из бумаги и картона. 26 5 21 Игрушки из конусов Поздравительные открытки Сувениры из гофрированного картона Аппликация. 6 10 10 1 2 2 5 8 8 20 4 16 3.1. 3.2. Обрывная аппликация Аппликация из геометрических фигур 6 4 1 1 5 3 3.3. 3.4. Аппликация из фантиков Аппликация в стиле «мозайка» 4 6 1 1 3 5 4. Оригами. 20 3 17 5. Рисование пластилином. 24 3 21 6. Изобразительная деятельность. 32 4 28 136 22 114 1. Веселые игрушки из помпонов и ниток. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, практическое занятие, опрос, взаимоанализ работ Опрос, участие в конкурсах, самостоятельная работа, взаимоанализ работ, презентация работ Игра, беседа, практическое занятие Участие в конкурсах, открытое занятие, беседа Участие в конкурсах, просмотр работ, итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Веселые игрушки из помпонов и ниток. Теория: Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве. Игра-путешествие по стране мастеров. Беседа: «Из чего и как делают нитки?» Виды работ. Техника выполнения игрушки из помпонов и ниток с использованием разных материалов. Виды и производство ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Технология изготовления помпонов из ниток. Техника безопасности на занятиях. Практика: Подготовка ниток и шаблона к работе, изготовление брелка из пряжи, изготовление цыпленка из двух помпонов, изготовление собачки из помпонов. 2. Конструирование из бумаги и картона. 2.1. Игрушки из конусов Теория: Бумага как художественный и конструктивный материал. Виды бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные способы ее формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Техника работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Основные правила вырезания. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей. Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. Техника безопасности. Физкультминутка. Практика: Игрушки из конусов «Котенок», «Собачка», «Ангел». 2.2. Поздравительные открытки Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой, создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления открыток. Подбор цветовой гаммы. Практика: Резание по прямой, симметричное вырезание, резание по линиям разметки, вырезание узоров и орнаментов, способы формовки бумаги, оформление мелких деталей. Изготовление поздравительной открытки для мамы в технике скрапбукинг. Изготовление поздравительной открытки по своему замыслу. 2.3. Сувениры из гофрированного картона Теория: История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Особенности работы с гофрированным картоном. Инструменты и материалы, используемые в работе. Техника безопасности. Технология изготовления основных форм: «капля», «тугая спираль», «глаз». Сборка поделки. Оформление композиции. Практика: Упражнение на изготовление гофрированных элементов для работы. Цветы на шпажках из гофрированного картона. Изготовление объемных сувениров из гофрированного картона. 3. Аппликация 3.1. Обрывная аппликация. Теория: Знакомство с данным видом искусства. Что такое аппликация? Материалы и инструменты для работы и правила их, безопасного использования. Просмотр работ в данной технике. Организация рабочего места. Последовательность изготовления обрывной аппликации. Приемы и техникой работы с бумагой. Правила компоновки на плоскости листа задуманный художественный образ. Практика: Обрывная аппликация из рваных кусочков бумаги «Натюрморт». 3.2. Аппликация из геометрических фигур. Теория: Последовательность изготовления аппликации из геометрических фигур. Приемы и техника работы. Практика: аппликация из геометрических фигур «Сказочный замок». 3.3. Аппликация из фантиков. Теория: Последовательность изготовления аппликации из фантиков. Приемы и техника работы из фантиков. Практика: аппликация из фантиков «Букет для мамы». Аппликация в стиле «мозайка». 3.4. Теория: Понятие «Мозайка». Последовательность изготовления аппликации в стиле «мозайка». Приемы и техника работы аппликации в стиле «мозайка». Практика: Нарезка кусочков бумаги нужных цветов и размеров. Приклеивание в задуманном порядке. Работа с шаблонами. Аппликация из кусочков бумаги в стиле мозайки «Домашнее животное». Итоговая работа с применением двух или трех видов техник аппликаций по своему замыслу. 4. Оригами. Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике. Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы по схемам и инструкциям. Практика: Упражнения сгибы от себя, сгибы к себе. Изготовление работ: собачка, кошка, лягушка, подснежники, птица счастья, сказочный корабль в технике оригами. 5. Рисование пластилином. Теория: Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Основные правила лепки простых форм. Рисование пластилином. Материалы и инструменты. Знакомство с последовательностью выполнения работы (перевод рисунка на пленку, заполнение деталей тонким слоем пластилина, закрепление готовой работы на основе). Техника безопасности. Оформление работы. Практика: Отработка простых приемов лепки (скатывание шарика, овала, жгута; сплющивание, отщипывание, надрезание стекой). Изготовление работ: «Корзина с фруктами», «Аквариум», «Сказочное дерево», «В мире животных». 6. Изобразительная деятельность. Теория: Знакомство с техникой «Монотипия», «Пуантилизм». Знакомство с понятиями: симметрия, узоры, эскиз, линия, пятно, штрих, мазок. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Навыки работы с палитрой. Получение сложных цветов путем их смешивания. Правила подборки разных номеров кистей, в зависимости от изображения. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть. Владение терминами «теплые», «холодные» цвета. Знакомство с графическими материалами, особенностями техники работы и результата. Рисунок как непосредственный вид искусства. Знакомство с правилами рисования цветными карандашами и фломастерами. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. Знакомство с картинами художников. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Практика: «Сказочный мир» в технике «Монотипия» (гуашь). «Город будущего» с использованием цветных карандашей и фломастеров. «Ваза с цветами». «Бабочки». «Фрукты», «Пейзаж» в технике «Пуантилизм» (гуашь); Итоговая работа на выбор. Учебный (тематический) план второго года обучения № п/п 1. Кол-во часов Название темы Конструирование из бумаги и картона Всего 26 Теория 3 Практика 23 1.1 1.2. Оригами Объемная аппликация 8 10 1 1 7 9 1.3. 2. Поздравительные открытки Конструирование из фоамирана и фетра 8 12 1 2 7 10 Изобразительная деятельность 26 4 22 3. Акварельная живопись Особенности работы гуашевыми красками Графика. 10 6 1 1 9 5 18 4 14 4. Айрис-фолдинг 30 4 26 5. Мозайка из яичной скорлупы 20 2 18 6. Декупаж 14 2 12 7. Работа с тканью 16 144 2 19 14 125 3.1. 3.2. 3.3. Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическое занятие, игра, презентация работ Опрос, беседа, практическое занятие, взаимоанализ Участие в конкурсах, практическое занятие Беседа, Опрос, мастеркласс, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Участие в конкурсах, открытое занятие, итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Конструирование из бумаги и картона. 1.1.Оригами Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике. Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы по схемам и инструкциям. Практика: Цветы из полосок бумаги. Клоун в технике оригами. 1.2. Объемная аппликация Теория: Знакомство с понятием «объемная аппликация». История создании аппликации. Виды «объемной аппликации». Способы складывания и склеивания бумаги. Особенности «Объемной аппликации». Техника безопасности при работе с клеем, ножницами и бумагой. Практика: изготовление работ в технике «объемная аппликация»: «Ваза с цветами», «Птица счастья», «Часы – игрушка», «Золотая рыбка». 1.3. Поздравительные открытки Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой, создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления открыток. Подбор цветовой гаммы. Практика: открытка для мамы в технике скрапбукинг, открытка по своему замыслу. 2. Конструирование из фоамирана и фетра. Теория: Что такое фетр и фоамиран. Виды фетра и их подбор для выполнения работы. Свойства фоамирана и фетра. Материалы для работы. Способы создания декоративных изделий из фоамирана и фетра. Правила техники безопасности при работе с фетром и фоамираном. Виды швов и их классификация. Практика: «Объемные цветы» из фетра. Изготовление магнитов «Бабочка», «Птичка». Изготовление «Совенка». «Сказочное дерево» из фетра и фоамирана с использованием пуговиц. 3. Изобразительная деятельность 3.1. Акварельная живопись Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой «по – сырому». Этапы выполнения работы в данной технике. Последовательность работы. Примеры работ художников в данной технике. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Разница между «писать» и «рисовать». Приемы письма акварелью в технике «по – сырому». Основы цветоведения. Тоновая растяжка. Подбор цветов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Практика: «Фрукты» в технике «по-сырому». «Пейзаж» в технике посырому. Любая работа в данной технике по своему замыслу. 3.2. Особенности работы гуашевыми красками Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правила рисования. Практика: выполнение работы гуашью «Затерянный мир», и работа по своему замыслу. 3.3. Графика. Теория: Знакомство с понятием «графический рисунок», «объём», «стилизация», «орнамент», «декоративность». История возникновения графики. Графика как вид изобразительного искусства. Применение графики. Разновидность графического рисунка по технике исполнения. Освоение основ света и тени. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Многообразие линий в природе. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Орнамент. Виды орнамента. Практика: Стилизованные животные. Сказочное дерево в графике. Цветы в графике. Стилизованная любая работа по своему замыслу. 4. Айрис – фолдинг Теория: Айрис - фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Различные манипуляции с бумагой: складывание, сворачивание, скручивание, резание на полоски определенного формата. Правила расположения элементов аппликации, при использовании всей площади листа. Работы с клеем, кисточкой. Практика: Изготовление мини-открытки, открытка в виде сердца, «Кленовый листок», «Золотая рыбка», «Цветок». 5. Мозайка из яичной скорлупы Теория: История возникновения данной техники. Технологические операции, при помощи которых можно сделать поделки из яичной скорлупы. Последовательность выполнения работы. Правила подборки цветов и тонов красок в зависимости от композиций. Оформление работ в соответствии с правилами декоративно-прикладного искусства. Практическая работа: Панно «Цветочный мир», «Подводный мир». Бабочка». 6. Декупаж Теория: История возникновения техники «Декупаж», особенность и специфика, а декорирования так же применение предметов интерьера. в современной жизни. Правила Правила техники безопасности. Последовательность выполнения поделки при помощи декупажной салфетки и клея. Виды стилей в декорировании изделий. Практика: Изготовление декоративной досочки. Декорирование тарелки, дисков, салфетницы, бутылки, баночки. «Цветочное кашпо». «Подставка для мелочей». Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего 44 Теория 6 Практика 38 Чудеса из фетра 24 3 21 3. Точечная роспись 38 5 33 4. Изобразительное искусство. Правополушарное рисование 38 5 33 144 19 125 1. Модульное оригами 2. Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, игра. Практическая работа Опрос, беседа. Практическая работа Беседа. Участие в конкурсах Беседа, Опрос. Участие в конкурсах. Итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Модульное оригами. Теория: Что такое модульное оригами? История развития оригами в России. Работы российских мастеров. Виды оригами. Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения практической работы. Геометрия в нашей жизни. Обобщение знаний о геометрических фигурах. Прямоугольник - базовая фигура. Приемы разметки листа формата А4 на равные прямоугольники. Правила деления листа разными способами. Сгибание боковых острых углов в разных направлениях. Способ заготовки основной единицы модульного оригами - модуля. Базовые способы соединения модулей. Условные обозначения, приемы, термины. Знакомство с инструкционными картами. Приемы увеличения количества модулей в ряду. Приемы убавления количества модулей в ряду. Практика: Изготовление треугольных модулей. Сгибание сторон к центральной линии. Складывание модели пополам. Корректировка модели ножницами. Учить самостоятельно делать модули, работать с инструкционными картами. Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения. Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения. Умение читать схему. Изготовление работ в технике модульное оригами: круглая фоторамка, зайчик, кактус в горшочке. 2. Чудеса из фетра. Теория: Техника безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем. Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Обработка фетра, использование этого материала для создания объемных игрушек. Приемы работы с фетром и аксессуарами. Способы закрепления нити. Оформление изделия при завершении работы. Практика: Изготовление елочной пироженки, украшения для интерьера комнаты. игрушки, котенка, цыплят, 3. Точечная роспись. Теория: Понятие «точечная роспись». Виды, элементы точечной росписи, технологические приемы. Материалы и инструменты, используемые в данной технике. Разработка симметричного рисунка. Понятие орнамент. Правила работы с акриловыми краски. Последовательность выполнения работы. Оформление изделия при завершении работы. Практика: Роспись керамической кружки, роспись по стеклу «Сова», «Бабочка». Итоговая работа на свой выбор по данной технике. 4. Изобразительное искусство. Правополушарное рисование. Теория: Живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись гуашью по методике правополушарного рисования. Техника пуантилизм, особенности рисования. Практика: Упражнение на смешение цветов, правополушарное рисование «Пейзаж», «Сказочный мир», «Весеннее настроение». Попугай и сказочное дерево в технике пуантилизм.