УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальная студия«Солнечные лучики» Автор-составитель: Зырянова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования Учебный план первого года обучения № п/п 1 Наименование темы Работа над ритмом и темпом Работа с зеркалом Освоение практики вдоха и выдоха Работа над дикцией Гимнастика для губ и языка Музыкально – образовательные беседы Формы аттестации контроля Количество часов Всего Теория Практика 12 4 8 Прослушивание 12 4 8 Показ упражнений 12 4 8 Показ упражнений 12 4 8 Показ упражнений 12 4 8 Показ упражнений 6 3 3 Показ упражнений Этюды- игры на развитие музыкальных способностей 12 4 8 Игровая форма оценки 8 Песенное творчество 17 7 10 Прослушивание 9 Танцевальные движения: Подготовительные упражнения. Движение и элементы танца. 15 5 10 Открытый урок Работа с фонограммой 24 4 20 Прослушивание Итоговое занятие 2 1 1 Отчетный концерт 2 3 4 5 6 7 10 11 Итого 136 44 92 Содержание учебного плана первого года обучения Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и упражнения из блоков, которые будут перечислены ниже. Работа над ритмом и темпом: Обучение в поочередной последовательности, хлопая в ладоши, по слогам, выдерживая темп, говорить свое имя: - СА (хлопок) - ША (хлопок) Работа с зеркалом: Обучение, глядя в зеркало, правильно произносить гласные звуки (О, У, И), в разных ритмических рисунках. Освоение практики вдоха и выдоха: Обучение правильному дыханию: через нос вдыхаем запах воображаемого цветка (следим, чтобы воздух попал в диафрагму), выдох через рот ( дуем на зеркало, чтобы оно запотело). Работа над дикцией: Разучивание скороговорок, четкое произношение звуков в определенно заданном темпе ( «От топота копыт…», «Шла Саша по шоссе»). Со временем темп ускоряется. Гимнастика для губ и языка: Обучение тому, как разогревать артикуляционный аппарат: -покусать кончик языка; пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на коренных зубах; -пощелкать языком, меняя конфигурацию рта; - «протыкать» языком верхнюю и нижнюю губу и щеки. Музыкально-образовательные беседы: Слушание музыки, беседы: - охрана голоса и основные правила гигиены; - строение голосового аппарата; - основные заболевания голосового аппарата; - способы предупреждения и профилактики заболеваний. Этюды и игры на развитие музыкальных способностей: Научить передавать в упражнениях элементарное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т. д. Работа над этюдами, игровые упражнения «Кошка и воробей», «Печатная машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и др. Танцевальные движения. Подготовительные движения; занятия включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшее условиея для растягивания определенных групп мышц через игру. Упражнения с исходными положениями рук, ног, корпуса: (« Воздушный шар», « Цапля», « Утюжок», « Велосипед»). Построение и перестроение. Понятия: линии, колонки, круг, интервал ,равнение, перестроение. Полный поворот, половиаповорта, игра «Свой домик». Различные виды шагов. Виды бега, прыжков, марш , подскоки. Песенное творчество: в течение первого года обучения дети разучивают песни, к концу года формируется следующий репертуар: - Г.Струве, В.Семерин «Про козлика»; - Г.Струве, Н.Соловьева «Так уж получилось»; - Н.Флярковский, И.Черницкий «Что такое Родина?»; - Ю.Тюрнянский, В. Приходько «Веселые мышки»; - А.Филлипенко, С.Волгина «Про лягушек и комара». Работа с фонограммой: Знакомство с понятием «фонограмма», способность различать «живое» сопровождение песни от фонограммы, «чистое» и слаженное исполнение репертуара под фонограмму, работа с микрофоном. Итоговое занятие: Обобщение всего материала. Повтор упражнений пройденных тем, выученных произведений, концертных номеров. Таким образом, структура занятий следующие этапы: -дыхательная гимнастика-10 -15 мин. -артикуляционная гимнастика-10-15 мин - распевание- от 10-15 мин. вокалом предусматривает -изучение нового песенного материала - от 10-20 мин. -повтор пройденного материала - от 10-15 мин. -танцевальные движения – от 10 -15 мин. Учебный план второго года обучения № п/п Формы аттестации контроля Количество часов Наименование темы Всего Теория Практика Постановка голоса Освоение практических навыков вдоха и выдоха Работа над дыханием (диафрагма) 35 5 10 25 4 5 24 6 5 4 Мягкое небо 13 2 5 5 Резонаторные ощущения 12 2 5 6 Корень языка 15 4 10 7 25 4 21 Игровая форма оценки 8 Знакомство с музыкальными терминами Песенное творчество 32 3 20 Конкурсы 9 Работа с фонограммами 18 8 10 Прослушивание 10 10.1 15 5 8 Открытый урок 10.2 Танцевальные движения. Подготовительные упражнения. Постановочная работа. 10 Итоговое занятие 2 1 1 Отчетный концерт 1 2 3 ИТОГО: 144 44 Прослушивание Показ упражнений обучающимися Игровая форма оценки Показ упражнений обучающимися Показ упражнений обучающимися Игровая форма оценки 100 Содержание учебного плана второго года обучения Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и отработку упражнений из перечисленных ниже блоков. Постановка голоса: Теория образования звука и работа вокального аппарата. Образование звука. Освоение практических навыков вдоха и выдоха: Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики: -длинный вдох - длинный выдох; -короткий вдох – короткий выдох; -короткий вдох – длинный выдох; Вдохи в грудь: выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь. Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Выполнение в эмоциональном состоянии (удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата добавляется раскрытие рук, медлен6ное поднятие глаз. упражнение выполняется стоя, сидя, приседая. Мягкое нёбо: Проверка работы мышц мягкого нёба. Выполнение упражнений: - «Зевок», - «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние), - «Шприц», - вдох на звук; - вдох и выдох на одном звуке; - вдох на 1-5 звуков; - «Греческие крики» (вдохи на шёпоте), выполняется на гласных А,О, Э. Резонаторные ощущения: Понятие «резонатор». Освоение и развитие головного и грудного резонаторов. Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений: -«мычание» -делается при вращении сомкнутых губ в одну сторону на звук М, в другую на звук Н; -три позиции В, делается на вдохе: а) губы в обычном состоянии; б) верхняя губа над нижней; в) нижняя губа над верхней; Делается на активной подаче воздуха на выдохе. Упражнение используется для активизации работы мышц низа живота и спины. Корень языка: Обучение раскрепощению мышцы корня языка , гортани. Выполнить упражнения для корня языка: -«Собачка спит»- внутренний монолог. Высунуть язык и погладить его ложкой, как бы успокаивая его; -«Пассажир в автобусе»-поболтать языком на звуках А, Э, Ы, добиваясь свободы движения; -«Лягушка» -язык выпрыгивает и запрыгивает, загибаясь вверх. Темп меняется от медленного к быстрому. Знакомство с музыкальными терминами: Обучение понятиям и применению музыкальных терминов в вокальных произведениях. Песенное творчество: - М Г. Зуева «Мечта» - Н.Е. Луконина «Разноцветная планета» - Б.Савельева-Жигалкина «Большой хоровод» - Н.Е.Луконина «Снежинка» Работа с микрофоном и фонограммой: обучение тому, как правильно держать микрофон. Правильная подача звука в микрофон. Уметь слушать фонограмму, свободно двигаться по сцене с микрофоном. Танцевальные движения. Подготовительные упражнения; Основные исходные положения. Позиции рук. Положения рук в паре, позиции ног: 1,2,3,6 позиции. Упражнения для рук(1,2,3позиции) « Кукла», « Буратино» «У оленя дом большой». Упражнения на сочетание движений «У меня есть друзья». Координация. Постановочная работа. Музыкальный анализ. Разбор сюжета номера Сценический образ. Практическая часть: Разучивание движений, комбинаций. Рисунок танца. Итоговые занятия: Обобщение всего материала. Выполнение упражнений пройденных тем. Таким образом, структура занятий вокалом предусматривает следующие этапы: -дыхательная гимнастика-10 -15 мин. -артикуляционная гимнастика-10-15 мин - распевание - от 10-15 мин. -изучение нового песенного материала - от 10-20 мин. -повтор пройденного материала - от 10-15 мин. -танцевальные движения – от 10-15 мин. Учебный план третьего года обучения № п/п Формы атестации контроля Количество часов Наименование темы Всего Теория Практика 5 30 1 Постановка голоса 35 2 Упражнения на дыхание 25 4 21 24 6 18 23 2 21 12 2 10 3 4 5 Закрепление навыка пения на дыхании Развитие грудного резонатора Развитие головного резонатора 6 Декламация на дыхании 15 4 11 7 Песенное творчество 38 7 31 8 Работа с фонограммой 22 4 18 20 8 12 2 216 1 43 1 173 9 10 Танцевальные движения: Подготовительные упражнения. Постановочная работа. Итоговое занятие Итого: Прослушивание Показ упражнения перед обучающимися Прослушивание Прослушивание Прослушивание Игровая форма оценки Конкурсы Прослушивание с микрофоном Открытый урок Отчетный концерт Содержание учебного плана третьего года обучения Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и упражнения из перечисленных ниже блоков. Постановка голоса: Образование звука и работа голосового аппарата. Пропевание на одном звуке гласных И – У – О – А, постепенно поднимаясь по полутонам вверх. Пропевание скороговорок на одном звуке. Канон. Упражнения на дыхание: Повторение дыхательных упражнений второго года обучения. Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной гимнастики. Повтор темы «Вдохи в грудь». Обучение дыхательным упражнениям «Порции» - выполнение: - короткий вдох – два коротких одинаковых выдоха; - короткий вдох – четыре коротких одинаковых выдоха. Эти упражнения выполняются с целью тренировки активного вдоха и выдоха. Закрепление навыка пения на дыхании: - упражнение «Озвученные вдохи с приемом «в себя», (на 1-6 нотах); - упражнение «Голубь», (соединить грудное звучание с движениями низа живота); - упражнение «Лошадка» для развития губного резонатора артикуляционного аппарата. Обучение тому как делать атаку звука при помощи движения живота: - без звука; - на звуке: - со скачками. Развитие грудного резонатора: - Упражнения на звуки: О, У, Ю; - Упражнения на созвучие РО – О – ОХ (выполняется как - бы со стоном, живот втягивается и опускается, язык за нижними зубами.) Опора на спину. Развитие головного резонатора: 11 - упражнение «Смех» для расслабления гортани и зажатие подбородка поется с поднятой головой постепенно спускаясь от верхней ноты; - распевание «Я иду» для расслабления гортани, поется терциями вниз от верхней ноты; - упражнение «Ди-ди-дон», поется с поднятой головой, постепенно поднимаясь на секунду вверх, спускаясь на терцию вниз. Декламация на дыхании: Освоение декламации на основе изучения произведений поэтовклассиков (басни стихи). Читать стихи, контролируя дыхание, по актерски передавая содержание произведения. Песенное творчество: - Б.Савельева-Жигалкина, А.Хайт «Большой хоровод»; - Луконина, Чадова «Новогодняя песенка»; - «Караваны птиц»; - «Песня про маму»; - « Песня о Победе»». Работа с фонограммой: Умение слушать фонограмму. Правильная подача звука при пении в микрофон под фонограмму. Чистое интонирование произведение при пении под фонограмму. Танцевальные движения. Подготовительные упражнения по кругу: марш (с вытянутым коленом, passé на полупальцах), Подскоки, шаг польки, пошассе с правой и левой ноги. Прыжки поджатые, с вытянутым коленом по диагонале. Упражнения на середине: дроби, ковырялочка, (pordebra). Постановочная работа: музыкальный анализ, разбор сюжетного номера, сценический образ( разучивание движений, комбинаций, рисунок танца, соединение в целое, работа над выразительностью.) 12 Итоговые упражнений занятия: пройденных Обобщении тем. всего материала, Выразительность выполнение исполнения (дикция, диапазон, чистота исполнения). Таким образом, структура занятий вокалом предусматривает следующие этапы: -дыхательная гимнастика-10 -15 мин. -артикуляционная гимнастика-10-15 мин - распевание - от 10-15 мин. -изучение нового песенного материала- от 10-20 мин. -повтор пройденного материала - от 10-15 мин. -танцевальные движения – от 10 -15 мин. 13