УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия«Солнечные лучики»
Автор-составитель:
Зырянова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Учебный план первого года обучения
№
п/п
1
Наименование темы
Работа над ритмом и
темпом
Работа с зеркалом
Освоение практики
вдоха и выдоха
Работа над дикцией
Гимнастика для губ и
языка
Музыкально –
образовательные
беседы
Формы аттестации
контроля
Количество часов
Всего
Теория
Практика
12
4
8
Прослушивание
12
4
8
Показ упражнений
12
4
8
Показ упражнений
12
4
8
Показ упражнений
12
4
8
Показ упражнений
6
3
3
Показ упражнений
Этюды- игры на
развитие музыкальных
способностей
12
4
8
Игровая форма
оценки
8
Песенное творчество
17
7
10
Прослушивание
9
Танцевальные
движения:
Подготовительные
упражнения.
Движение и элементы
танца.
15
5
10
Открытый урок
Работа с фонограммой
24
4
20
Прослушивание
Итоговое занятие
2
1
1
Отчетный концерт
2
3
4
5
6
7
10
11
Итого
136
44
92
Содержание учебного плана первого года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит
разделы и упражнения из блоков, которые будут перечислены ниже.
Работа
над
ритмом
и
темпом:
Обучение
в
поочередной
последовательности, хлопая в ладоши, по слогам, выдерживая темп, говорить
свое имя: - СА (хлопок) - ША (хлопок)
Работа с зеркалом: Обучение, глядя в зеркало, правильно произносить
гласные звуки (О, У, И), в разных ритмических рисунках.
Освоение практики вдоха и выдоха: Обучение правильному дыханию:
через нос вдыхаем запах воображаемого цветка (следим, чтобы воздух попал
в диафрагму), выдох через рот ( дуем на зеркало, чтобы оно запотело).
Работа над дикцией: Разучивание скороговорок, четкое произношение
звуков в определенно заданном темпе ( «От топота копыт…», «Шла Саша по
шоссе»). Со временем темп ускоряется.
Гимнастика для губ и языка: Обучение тому, как разогревать
артикуляционный аппарат:
-покусать кончик языка;
пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на
коренных зубах;
-пощелкать языком, меняя конфигурацию рта;
- «протыкать» языком верхнюю и нижнюю губу и щеки.
Музыкально-образовательные беседы:
Слушание музыки, беседы:
- охрана голоса и основные правила гигиены;
- строение голосового аппарата;
- основные заболевания голосового аппарата;
- способы предупреждения и профилактики заболеваний.
Этюды и игры на развитие музыкальных способностей:
Научить передавать в упражнениях элементарное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т. д.
Работа над этюдами, игровые упражнения «Кошка и воробей»,
«Печатная машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и др.
Танцевальные движения.
Подготовительные движения; занятия включают в себя комплекс поз,
обеспечивающих наилучшее условиея для растягивания определенных групп
мышц через игру.
Упражнения с исходными положениями рук, ног, корпуса:
(« Воздушный шар», « Цапля», « Утюжок», « Велосипед»).
Построение и перестроение. Понятия: линии, колонки, круг, интервал
,равнение, перестроение.
Полный поворот, половиаповорта, игра «Свой
домик».
Различные виды шагов. Виды бега, прыжков, марш , подскоки.
Песенное
творчество: в течение
первого года
обучения
дети
разучивают песни, к концу года формируется следующий репертуар:
- Г.Струве, В.Семерин «Про козлика»;
- Г.Струве, Н.Соловьева «Так уж получилось»;
- Н.Флярковский, И.Черницкий «Что такое Родина?»;
- Ю.Тюрнянский, В. Приходько «Веселые мышки»;
- А.Филлипенко, С.Волгина «Про лягушек и комара».
Работа с фонограммой: Знакомство с понятием «фонограмма»,
способность различать «живое» сопровождение песни от фонограммы,
«чистое» и слаженное исполнение репертуара под фонограмму, работа с
микрофоном.
Итоговое занятие: Обобщение всего материала. Повтор упражнений
пройденных тем, выученных произведений, концертных номеров.
Таким
образом,
структура
занятий
следующие этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание- от 10-15 мин.
вокалом
предусматривает
-изучение нового песенного материала - от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10 -15 мин.
Учебный план второго года обучения
№
п/п
Формы аттестации
контроля
Количество часов
Наименование темы
Всего
Теория
Практика
Постановка голоса
Освоение практических
навыков вдоха и выдоха
Работа над дыханием
(диафрагма)
35
5
10
25
4
5
24
6
5
4
Мягкое небо
13
2
5
5
Резонаторные ощущения
12
2
5
6
Корень языка
15
4
10
7
25
4
21
Игровая форма
оценки
8
Знакомство с
музыкальными
терминами
Песенное творчество
32
3
20
Конкурсы
9
Работа с фонограммами
18
8
10
Прослушивание
10
10.1
15
5
8
Открытый урок
10.2
Танцевальные движения.
Подготовительные
упражнения.
Постановочная работа.
10
Итоговое занятие
2
1
1
Отчетный
концерт
1
2
3
ИТОГО:
144
44
Прослушивание
Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
оценки
Показ упражнений
обучающимися
Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
оценки
100
Содержание учебного плана второго года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и
отработку упражнений из перечисленных ниже блоков.
Постановка голоса: Теория образования звука и работа вокального
аппарата. Образование звука.
Освоение практических навыков вдоха и выдоха:
Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики:
-длинный вдох - длинный выдох;
-короткий вдох – короткий выдох;
-короткий вдох – длинный выдох;
Вдохи в грудь: выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь.
Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Выполнение в эмоциональном
состоянии (удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата
добавляется раскрытие рук, медлен6ное поднятие глаз. упражнение выполняется
стоя, сидя, приседая.
Мягкое нёбо: Проверка работы мышц мягкого нёба. Выполнение
упражнений:
- «Зевок»,
- «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние),
- «Шприц»,
- вдох на звук;
- вдох и выдох на одном звуке;
- вдох на 1-5 звуков;
- «Греческие крики» (вдохи на шёпоте), выполняется на гласных А,О, Э.
Резонаторные ощущения: Понятие «резонатор». Освоение и развитие
головного и грудного резонаторов. Выполнение упражнений для развития
резонаторных ощущений:
-«мычание» -делается при вращении сомкнутых губ в одну сторону на звук
М, в другую на звук Н;
-три позиции В, делается на вдохе:
а) губы в обычном состоянии;
б) верхняя губа над нижней;
в) нижняя губа над верхней;
Делается на активной подаче воздуха на выдохе. Упражнение используется
для активизации работы мышц низа живота и спины.
Корень языка: Обучение раскрепощению мышцы корня языка , гортани.
Выполнить упражнения для корня языка:
-«Собачка спит»- внутренний монолог. Высунуть язык и погладить его
ложкой, как бы успокаивая его;
-«Пассажир в автобусе»-поболтать языком на звуках А, Э, Ы, добиваясь
свободы движения;
-«Лягушка» -язык выпрыгивает и запрыгивает, загибаясь вверх. Темп
меняется от медленного к быстрому.
Знакомство
с
музыкальными
терминами:
Обучение
понятиям
и
применению музыкальных терминов в вокальных произведениях.
Песенное творчество:
- М Г. Зуева «Мечта»
- Н.Е. Луконина «Разноцветная планета»
- Б.Савельева-Жигалкина «Большой хоровод»
- Н.Е.Луконина «Снежинка»
Работа с микрофоном и фонограммой: обучение тому, как правильно
держать микрофон. Правильная подача звука в микрофон. Уметь слушать
фонограмму, свободно двигаться по сцене с микрофоном.
Танцевальные движения.
Подготовительные упражнения;
Основные исходные положения. Позиции рук. Положения рук в паре,
позиции ног: 1,2,3,6 позиции. Упражнения для рук(1,2,3позиции) « Кукла», «
Буратино» «У оленя дом большой».
Упражнения на сочетание движений «У меня есть друзья». Координация.
Постановочная работа.
Музыкальный анализ. Разбор сюжета номера Сценический образ.
Практическая часть: Разучивание движений, комбинаций. Рисунок танца.
Итоговые занятия: Обобщение всего материала. Выполнение упражнений
пройденных тем.
Таким образом, структура занятий вокалом предусматривает следующие
этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание - от 10-15 мин.
-изучение нового песенного материала - от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10-15 мин.
Учебный план третьего года обучения
№
п/п
Формы атестации
контроля
Количество часов
Наименование темы
Всего
Теория
Практика
5
30
1
Постановка голоса
35
2
Упражнения на дыхание
25
4
21
24
6
18
23
2
21
12
2
10
3
4
5
Закрепление навыка
пения на дыхании
Развитие грудного
резонатора
Развитие головного
резонатора
6
Декламация на дыхании
15
4
11
7
Песенное творчество
38
7
31
8
Работа с фонограммой
22
4
18
20
8
12
2
216
1
43
1
173
9
10
Танцевальные движения:
Подготовительные
упражнения.
Постановочная работа.
Итоговое занятие
Итого:
Прослушивание
Показ упражнения
перед
обучающимися
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Игровая форма
оценки
Конкурсы
Прослушивание с
микрофоном
Открытый урок
Отчетный концерт
Содержание учебного плана третьего года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит
разделы и упражнения из перечисленных ниже блоков.
Постановка голоса: Образование звука и работа голосового аппарата.
Пропевание на одном звуке гласных И – У – О – А, постепенно поднимаясь
по полутонам вверх. Пропевание скороговорок на одном звуке. Канон.
Упражнения на дыхание: Повторение дыхательных упражнений
второго года обучения. Отработка дыхательных упражнений на основе
дыхательной гимнастики. Повтор темы «Вдохи в грудь». Обучение
дыхательным упражнениям «Порции» - выполнение:
- короткий вдох – два коротких одинаковых выдоха;
- короткий вдох – четыре коротких одинаковых выдоха.
Эти упражнения выполняются с целью тренировки активного вдоха и
выдоха.
Закрепление навыка пения на дыхании:
- упражнение «Озвученные вдохи с приемом «в себя», (на 1-6 нотах);
- упражнение «Голубь», (соединить грудное звучание с движениями
низа живота);
-
упражнение
«Лошадка»
для
развития
губного
резонатора
артикуляционного аппарата.
Обучение тому как делать атаку звука при помощи движения живота:
- без звука;
- на звуке:
- со скачками.
Развитие грудного резонатора:
- Упражнения на звуки: О, У, Ю;
- Упражнения на созвучие РО – О – ОХ (выполняется как - бы со
стоном, живот втягивается и опускается, язык за нижними зубами.) Опора на
спину.
Развитие головного резонатора:
11
- упражнение «Смех» для расслабления гортани и зажатие подбородка
поется с поднятой головой постепенно спускаясь от верхней ноты;
- распевание «Я иду» для расслабления гортани, поется терциями вниз
от верхней ноты;
- упражнение «Ди-ди-дон», поется с поднятой головой, постепенно
поднимаясь на секунду вверх, спускаясь на терцию вниз.
Декламация на дыхании:
Освоение декламации на основе изучения произведений поэтовклассиков (басни стихи). Читать стихи, контролируя дыхание, по актерски
передавая содержание произведения.
Песенное творчество:
- Б.Савельева-Жигалкина, А.Хайт «Большой хоровод»;
- Луконина, Чадова «Новогодняя песенка»;
- «Караваны птиц»;
- «Песня про маму»;
- « Песня о Победе»».
Работа с фонограммой: Умение слушать фонограмму. Правильная
подача звука при пении в микрофон под фонограмму. Чистое интонирование
произведение при пении под фонограмму.
Танцевальные движения.
Подготовительные упражнения по кругу: марш (с вытянутым коленом,
passé на полупальцах),
Подскоки, шаг польки, пошассе с правой и левой ноги. Прыжки
поджатые,
с вытянутым коленом по диагонале. Упражнения на середине: дроби,
ковырялочка, (pordebra).
Постановочная работа: музыкальный анализ, разбор сюжетного
номера, сценический образ( разучивание движений, комбинаций, рисунок
танца, соединение в целое, работа над выразительностью.)
12
Итоговые
упражнений
занятия:
пройденных
Обобщении
тем.
всего
материала,
Выразительность
выполнение
исполнения
(дикция,
диапазон, чистота исполнения).
Таким
образом,
структура
занятий
вокалом
предусматривает
следующие этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание - от 10-15 мин.
-изучение нового песенного материала- от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10 -15 мин.
13