УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы «Каисса» Автор-составитель: Мелкозерова Данута Сергеевна, педагог дополнительного образования 1 Учебный (тематический) план первого года обучения (школьники, возраст 7-10лет) № п/п Наименование темы Количество часов Форма аттестации/ контроля Всего Теория Практика Физическая культура и спорт, место в них шахмат. Шахматный кодекс и Первоначальные понятия. 1 1 - Опрос 8 8 - 3 История шахмат, Их происхождение. 1 1 - Опрос, решение задач Опрос 4 Дебют. Как правильно начинать партию. 5 5 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 8 8 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 7 7 - 7 Шахматные турниры объединения, городские, квалификационные. Игровое время, по пройденной теме. Решение задач. Сеансы одновременной игры. 34 - 33 Опрос, задач решение задач Соревнования 3 - 3 Соревнования Конкурсы решений комбинаций. 2 - 2 Открытое занятие Итого 68 30 38 1 2 8 9 10 2 Учебный (тематический) план первого года обучения (дошкольники, возраст 5-7 лет) № п/п Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Физическая культура и спорт, место в них шахмат. 2 2 - Опрос 2 Шахматный кодекс и Первоначальные понятия. 16 16 - Опрос, решение задач 3 История шахмат, Их происхождение. 2 2 - Опрос 4 10 10 - 5 Дебют. Как правильно начинать партию. Миттельшпиль. 16 16 - Опрос, решение задач Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 14 14 - 7 Шахматные турниры объединения, городские, квалификационные. Игровое время, по пройденной теме. Решение задач. 72 - 72 Соревнования 8 Сеансы одновременной игры. 2 - 2 Соревнования 9 Конкурсы решений комбинаций. 2 - 2 Открытое занятие 136 60 76 10 Итого 3 Опрос, задач решение задач СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат. 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия. 2.1 Теория: Правила шахматной игры. 2.2 Теория: Первоначальные понятия. 2.3 Теория: Шахматная нотация. 2.4 Теория: Дисциплина. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Происхождение шахмат. 4. Дебют. 4.1 Теория: Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в середине игры, классификация дебютов. 4.2 Теория: Основные принципы развития дебюта. 4.3 Теория: Мобилизация фигур. 4.4 Теория: Борьба за центр. 4.5 Теория: Безопасность короля. 4.6 Теория: Стратегические идеи шахматной партии 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Понятие о тактике, комбинации. 5.2 Теория: Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, двойной шах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение. 5.3 Теория: Размен, определение стратегии. 5.4 Теория: Принципы реализации материального преимущества. 5.5 Теория: Простейшие принципы разыгрывания середины партии. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Определение эндшпиля. 6.2 Теория: Роль и активность короля в эндшпиле. 6.3 Теория: Матование одинокого короля. 6.4 Теория: Пешечные окончания. 4 6.5 Теория: Оппозиция, цугцванг, правило квадрата. 6.6 Теория: Король и пешка против короля. 7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 7.1 Практика: Шахматные турниры объединения, квалификационные. 7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов. 7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 7.4 Практика: Решение задач. 8. Сеансы одновременной игры. 8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом. 9. Конкурсы решений комбинаций. 9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций. 5 городские, Учебный (тематический) план второго года обучения (школьники, возраст 7-11лет) № п/п 1 2 Наименованиетемы Количество часов Всего Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс и азы судейства. Теория 1 1 1 Практика Форма аттестации/ контроля Опрос - 1 1 - Опрос 3 Исторический обзор развития шахмат. 2 2 - Опрос 4 Дебют. 7 7 - 5 Миттельшпиль. 10 10 - Опрос, решение задач Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 8 8 - 7 Основы методики подготовки шахматиста. 1 1 - 8 Шахматные турниры объединения, городские, квалификационные. Игровое время, по пройденной теме. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 40 - 40 Соревнования 9 Сеансы одновременной игры. 2 - 2 Соревнования Открытое занятие 10 Итого 72 30 42 6 Опрос, решение задач Опрос Учебный план второго года обучения (дошкольники, возраст 6-7 лет) № п/п Наименование темы 2 Физическая культура испорт. Шахматный кодекс и азы судейства. 3 Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 2 2 - Опрос Опрос Исторический обзор развития шахмат. 4 4 - Опрос 4 Дебют. 14 14 - 5 Миттельшпиль. 20 20 - 6 Эндшпиль. 16 16 - 7 Основы методики подготовки шахматиста. 2 2 - Опрос, решение задач Опрос, решение задач Опрос, решение задач Опрос 8 Шахматные турниры объединения, городские, квалификационные. Игровое время, по пройденной теме. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 82 - 82 Соревнования 9 Сеансы одновременной игры. 2 - 2 Соревнования Открытое занятие 10 Итого 144 60 84 1 2 1 7 2 - СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Роль физической культуры и шахмат в жизни человека. 2. Шахматный кодекс и азы судейства. 2.1 Теория: Дисциплина соревнований. 2.2 Теория: Виды и системы соревнований. 2.3 Теория: Запись шахматной партии. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: История развития шахмат до XVIII века. 4. Дебют. 4.1 Теория: Принципы игры в дебюте. 4.2 Теория: Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней, венская партия, королевский гамбит, итальянская партия). 4.3 Теория: Понятие ловушки в дебюте. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген. 5.2 Теория: Взаимодействие фигур. 5.3 Теория: Комбинации с сочетанием идей. 5.4 Теория: Слабость последней горизонтали. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Ферзь против пешки, ладья против пешки. 6.2 Теория: Лёгко-фигурные окончания. 6.3 Теория: Тяжёло-фигурные окончания. 6.4 Теория: Классификация пешек, пешечные окончания. 7. Основы методики тренировки шахматиста. 7.1 Теория: Понятие об обучении и тренировке. 8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 8.1 Практика:Шахматные турниры 8 объединения, городские квалификационные. 8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций. 8.5 Практика: Решение задач. 9. Сеансы одновременной игры. 9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими обучающимися. 9 Учебный (тематический) план третьего года обучения (школьники, возраст 8-13 лет) № п/п Наименование темы 1 Количество часов Форма аттестации/ контроля Всего Теория Практика Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 1 1 - Опрос 5 5 - Опрос 3 Исторический обзор развития шахмат. 4 4 - Опрос 4 Дебют. 20 20 - Опрос, решениезадач 5 Миттельшпиль. 30 30 - 6 Эндшпиль. 23 23 - 7 Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. Шахматная литература. Компьютерная подготовка. 3 3 - Опрос, решение задач Опрос, решение задач Опрос 2 2 - Опрос 4 2 2 Опрос, решение задач и тестов 2 8 9 10 Шахматные турниры объединения, городские и областные, квалификационные. Игровое время, по пройденной теме. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 126 - 124 11 Итого 216 90 126 10 Соревнования. Открытое занятие СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени, игра с часами, турнирные коэффициенты. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи. 3.2 Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира. 3.3 Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы; творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена. 3.4 Теория: Чемпионы мира по шахматам. 4. Дебют. 4.1 Теория: Понятие инициативы в дебюте. 4.2 Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного репертуара. 4.3 Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Атака в шахматной партии. 5.2 Теория: Проблемы центра, центр и фланги. 5.3 Теория: Защита в шахматной партии. 5.4 Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле. 5.5 Теория: Слабые и сильные поля и линии. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях. 6.2 Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания. 6.3 Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур. 6.4 Теория: Ферзевые окончания. 11 7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 7.1 Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. 7.2 Теория: Формы и методы тренировки шахматиста. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях. 8.2 Теория: Понятие физической культуры шахматиста. 9. Шахматная литература. Компьютерная подготовка. 9.1 Теория: Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. 9.2 Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования шахматиста. 9.3 Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки. 9.4 Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для самостоятельных тренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий. 10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 10.1 Практика: Шахматные турниры объединения, городские и областные, квалификационные. 10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 10.4 Практика: Решение задач 12 Учебный (тематический) план четвертого года обучения № Наименование п\п темы Количество часов Форма аттестации/ контроля Всего Теория Практика Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. История шахмат (современный этап). 1 1 - Опрос 4 4 - Опрос 4 4 - Опрос 4 Дебют (углублённое изучение). 20 20 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 26 26 - 6 Эндшпиль. 30 30 - 7 Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 3 3 - Опрос, решение задач Опрос, решение задач Опрос 8 2 - Опрос 5 5 Опрос, решение задач и тестов 10 Спортивный режим и 2 физическая подготовка шахматиста. Российская и зарубежная 10 шахматная литература. Компьютерная подготовка. Шахматные турниры 121 объединения, городские и областные, квалификационные. Игровое время, по пройденной теме. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. - 116 11 Итого 95 121 1 2 3 9 216 13 Соревнования Открытое занятие СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи, сеансы одновременной игры, заочные соревнования). 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века. 3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе. 4. Дебют. 4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся. 4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах. 4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит, будапештский гамбит, волжский гамбит). 4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака Альбина). 4.5 Теория: Понятие дебютной новинки. 4.6 Теория: Ловушки в дебюте. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего плана игры. 5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары, ловушки. 5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку. 5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от разыгранного дебюта. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. 6.2 Теория: Сложные пешечные окончания. 14 6.3 Теория: Сложные ладейные окончания. 6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества. 7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 7.1 Теория: Индивидуальный план и график занятий шахматиста. 7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических занятий. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся. 9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка. 9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной литературой. 9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники. 9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях. 9.4 Теория: Интернет и видеоуроки. 9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ. 9.6 Практика: Участие в турнирах на шахматных интернет площадках. 10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 10.1 Практика: Шахматные турниры объединения, городские, областные, квалификационные. 10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 10.4 Практика: Решение задач. 15