Учебный план Шахматы Каисса

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы «Каисса»

Автор-составитель:
Мелкозерова Данута Сергеевна,
педагог дополнительного образования

1

Учебный (тематический) план первого года обучения
(школьники, возраст 7-10лет)
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Физическая культура и спорт,
место в них шахмат.
Шахматный кодекс и
Первоначальные понятия.

1

1

-

Опрос

8

8

-

3

История шахмат,
Их происхождение.

1

1

-

Опрос,
решение
задач
Опрос

4

Дебют.
Как правильно начинать
партию.

5

5

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

8

8

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

7

7

-

7

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме.
Решение задач.
Сеансы одновременной игры.

34

-

33

Опрос,
задач
решение
задач
Соревнования

3

-

3

Соревнования

Конкурсы решений
комбинаций.

2

-

2

Открытое занятие

Итого

68

30

38

1
2

8
9

10

2

Учебный (тематический) план первого года обучения
(дошкольники, возраст 5-7 лет)
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

1

Физическая культура и спорт,
место в них шахмат.

2

2

-

Опрос

2

Шахматный кодекс и
Первоначальные понятия.

16

16

-

Опрос,
решение
задач

3

История шахмат,
Их происхождение.

2

2

-

Опрос

4

10

10

-

5

Дебют.
Как правильно начинать
партию.
Миттельшпиль.

16

16

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

14

14

-

7

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме.
Решение задач.

72

-

72

Соревнования

8

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования

9

Конкурсы решений
комбинаций.

2

-

2

Открытое занятие

136

60

76

10

Итого

3

Опрос,
задач
решение
задач

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.

1.1 Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат.
2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия.

2.1 Теория: Правила шахматной игры.
2.2 Теория: Первоначальные понятия.
2.3 Теория: Шахматная нотация.
2.4 Теория: Дисциплина.
3. Исторический обзор развития шахмат.

3.1 Теория: Происхождение шахмат.
4. Дебют.

4.1 Теория: Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в
середине игры, классификация дебютов.
4.2 Теория: Основные принципы развития дебюта.
4.3 Теория: Мобилизация фигур.
4.4 Теория: Борьба за центр.
4.5 Теория: Безопасность короля.
4.6 Теория: Стратегические идеи шахматной партии
5. Миттельшпиль.

5.1 Теория: Понятие о тактике, комбинации.
5.2 Теория: Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое
нападение, двойной шах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение.
5.3 Теория: Размен, определение стратегии.
5.4 Теория: Принципы реализации материального преимущества.
5.5 Теория: Простейшие принципы разыгрывания середины партии.
6. Эндшпиль.

6.1 Теория: Определение эндшпиля.
6.2 Теория: Роль и активность короля в эндшпиле.
6.3 Теория: Матование одинокого короля.
6.4 Теория: Пешечные окончания.
4

6.5 Теория: Оппозиция, цугцванг, правило квадрата.
6.6 Теория: Король и пешка против короля.
7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
7.1

Практика:

Шахматные

турниры

объединения,

квалификационные.
7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов.
7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
7.4 Практика: Решение задач.
8. Сеансы одновременной игры.
8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом.
9. Конкурсы решений комбинаций.
9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций.

5

городские,

Учебный (тематический) план второго года обучения
(школьники, возраст 7-11лет)
№
п/п

1
2

Наименованиетемы

Количество часов
Всего

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс и
азы судейства.

Теория

1

1

1

Практика

Форма аттестации/
контроля

Опрос

-

1

1

-

Опрос

3

Исторический обзор
развития шахмат.

2

2

-

Опрос

4

Дебют.

7

7

-

5

Миттельшпиль.

10

10

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

8

8

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста.

1

1

-

8

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по
пройденной теме. Анализ партий и типовых позиций.
Конкурсы решений
комбинаций. Решение задач.

40

-

40

Соревнования

9

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования
Открытое занятие

10

Итого

72

30

42

6

Опрос,
решение
задач
Опрос

Учебный план второго года обучения
(дошкольники, возраст 6-7 лет)
№
п/п

Наименование
темы

2

Физическая культура испорт.
Шахматный кодекс и
азы судейства.

3

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

2

2

-

Опрос
Опрос

Исторический обзор
развития шахмат.

4

4

-

Опрос

4

Дебют.

14

14

-

5

Миттельшпиль.

20

20

-

6

Эндшпиль.

16

16

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста.

2

2

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос

8

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме. Анализ партий и типовых
позиций.
Конкурсы решений комбинаций.
Решение задач.

82

-

82

Соревнования

9

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования
Открытое занятие

10

Итого

144

60

84

1

2

1

7

2

-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ВТОРОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.

Физическая культура и спорт.

1.1 Теория: Роль физической культуры и шахмат в жизни человека.
2.

Шахматный кодекс и азы судейства.

2.1 Теория: Дисциплина соревнований.
2.2 Теория: Виды и системы соревнований.
2.3 Теория: Запись шахматной партии.
3.

Исторический обзор развития шахмат.

3.1 Теория: История развития шахмат до XVIII века.
4.

Дебют.

4.1 Теория: Принципы игры в дебюте.
4.2 Теория: Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней,
венская партия, королевский гамбит, итальянская партия).
4.3 Теория: Понятие ловушки в дебюте.
5.

Миттельшпиль.

5.1 Теория: Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген.
5.2 Теория: Взаимодействие фигур.
5.3 Теория: Комбинации с сочетанием идей.
5.4 Теория: Слабость последней горизонтали.
6.

Эндшпиль.

6.1 Теория: Ферзь против пешки, ладья против пешки.
6.2 Теория: Лёгко-фигурные окончания.
6.3 Теория: Тяжёло-фигурные окончания.
6.4 Теория: Классификация пешек, пешечные окончания.
7.

Основы методики тренировки шахматиста.

7.1 Теория: Понятие об обучении и тренировке.
8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Конкурсы решений комбинаций. Решение задач.
8.1

Практика:Шахматные

турниры
8

объединения,

городские

квалификационные.
8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций.
8.5 Практика: Решение задач.
9. Сеансы одновременной игры.
9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими
обучающимися.

9

Учебный (тематический) план третьего года обучения
(школьники, возраст 8-13 лет)
№
п/п

Наименование
темы

1

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс. Судейство и
организация соревнований.

1

1

-

Опрос

5

5

-

Опрос

3

Исторический обзор
развития шахмат.

4

4

-

Опрос

4

Дебют.

20

20

-

Опрос,
решениезадач

5

Миттельшпиль.

30

30

-

6

Эндшпиль.

23

23

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста к
соревнованиям.
Спортивный режим и физическая
подготовка шахматиста.
Шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.

3

3

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос

2

2

-

Опрос

4

2

2

Опрос,
решение
задач и тестов

2

8
9

10

Шахматные турниры объединения,
городские и областные,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме. Анализ партий и типовых
позиций.
Конкурсы решений комбинаций.
Решение задач.

126

-

124

11

Итого

216

90

126

10

Соревнования.
Открытое занятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ТРЕТЬЕГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1 Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1

Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени,

игра с часами, турнирные коэффициенты.
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1 Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи.
3.2 Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира.
3.3 Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы;
творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена.
3.4 Теория: Чемпионы мира по шахматам.
4. Дебют.
4.1 Теория: Понятие инициативы в дебюте.
4.2 Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного
репертуара.
4.3 Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева,
защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита.
5. Миттельшпиль.
5.1 Теория: Атака в шахматной партии.
5.2 Теория: Проблемы центра, центр и фланги.
5.3 Теория: Защита в шахматной партии.
5.4 Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле.
5.5 Теория: Слабые и сильные поля и линии.
6. Эндшпиль.
6.1 Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях.
6.2 Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания.
6.3 Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур.
6.4 Теория: Ферзевые окончания.
11

7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1 Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного
мастерства.
7.2 Теория: Формы и методы тренировки шахматиста.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях.
8.2 Теория: Понятие физической культуры шахматиста.
9. Шахматная литература. Компьютерная подготовка.
9.1 Теория: Значение шахматной

литературы для

совершенствования

шахматиста.
9.2 Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования
шахматиста.
9.3 Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки.
9.4 Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для
самостоятельных тренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий.
10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
10.1 Практика: Шахматные турниры объединения, городские и областные,
квалификационные.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач

12

Учебный (тематический) план четвертого года обучения
№ Наименование
п\п темы

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.
История шахмат
(современный этап).

1

1

-

Опрос

4

4

-

Опрос

4

4

-

Опрос

4

Дебют
(углублённое изучение).

20

20

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

26

26

-

6

Эндшпиль.

30

30

-

7

Основы методики подготовки
шахматиста к соревнованиям.

3

3

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос

8

2

-

Опрос

5

5

Опрос,
решение
задач и тестов

10

Спортивный режим и
2
физическая подготовка
шахматиста.
Российская и зарубежная
10
шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.
Шахматные турниры
121
объединения, городские и
областные, квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме. Анализ партий и типовых
позиций.
Конкурсы решений
комбинаций. Решение задач.

-

116

11

Итого

95

121

1
2

3

9

216

13

Соревнования
Открытое занятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи,
сеансы одновременной игры, заочные соревнования).
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века.
3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе.
4. Дебют.
4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся.
4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах.
4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит,
будапештский гамбит, волжский гамбит).
4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака
Альбина).
4.5 Теория: Понятие дебютной новинки.
4.6 Теория: Ловушки в дебюте.
5. Миттельшпиль.
5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего
плана игры.
5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары,
ловушки.
5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку.
5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от
разыгранного дебюта.
6. Эндшпиль.
6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль.
6.2 Теория: Сложные пешечные окончания.
14

6.3 Теория: Сложные ладейные окончания.
6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества.
7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1 Теория: Индивидуальный план и график занятий шахматиста.
7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических
занятий.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся.
9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная
подготовка.
9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной
литературой.
9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники.
9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях.
9.4 Теория: Интернет и видеоуроки.
9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ.
9.6 Практика: Участие в турнирах на шахматных интернет площадках.
10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
10.1 Практика: Шахматные турниры объединения, городские, областные,
квалификационные.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».