Учебный план Вокальная студия Солнечные лучики

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия«Солнечные лучики»

Автор-составитель:
Зырянова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования

Учебный план первого года обучения
№
п/п
1

Наименование темы
Работа над ритмом и
темпом
Работа с зеркалом
Освоение практики
вдоха и выдоха
Работа над дикцией
Гимнастика для губ и
языка
Музыкально –
образовательные
беседы

Формы аттестации
контроля

Количество часов
Всего

Теория

Практика

12

4

8

Прослушивание

12

4

8

Показ упражнений

12

4

8

Показ упражнений

12

4

8

Показ упражнений

12

4

8

Показ упражнений

6

3

3

Показ упражнений

Этюды- игры на
развитие музыкальных
способностей

12

4

8

Игровая форма
оценки

8

Песенное творчество

17

7

10

Прослушивание

9

Танцевальные
движения:
Подготовительные
упражнения.
Движение и элементы
танца.

15

5

10

Открытый урок

Работа с фонограммой

24

4

20

Прослушивание

Итоговое занятие

2

1

1

Отчетный концерт

2
3
4
5
6

7

10
11

Итого

136

44

92

Содержание учебного плана первого года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит
разделы и упражнения из блоков, которые будут перечислены ниже.
Работа

над

ритмом

и

темпом:

Обучение

в

поочередной

последовательности, хлопая в ладоши, по слогам, выдерживая темп, говорить
свое имя: - СА (хлопок) - ША (хлопок)
Работа с зеркалом: Обучение, глядя в зеркало, правильно произносить
гласные звуки (О, У, И), в разных ритмических рисунках.
Освоение практики вдоха и выдоха: Обучение правильному дыханию:
через нос вдыхаем запах воображаемого цветка (следим, чтобы воздух попал
в диафрагму), выдох через рот ( дуем на зеркало, чтобы оно запотело).
Работа над дикцией: Разучивание скороговорок, четкое произношение
звуков в определенно заданном темпе ( «От топота копыт…», «Шла Саша по
шоссе»). Со временем темп ускоряется.
Гимнастика для губ и языка: Обучение тому, как разогревать
артикуляционный аппарат:
-покусать кончик языка;
пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на
коренных зубах;
-пощелкать языком, меняя конфигурацию рта;
- «протыкать» языком верхнюю и нижнюю губу и щеки.
Музыкально-образовательные беседы:
Слушание музыки, беседы:
- охрана голоса и основные правила гигиены;
- строение голосового аппарата;
- основные заболевания голосового аппарата;
- способы предупреждения и профилактики заболеваний.
Этюды и игры на развитие музыкальных способностей:
Научить передавать в упражнениях элементарное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т. д.

Работа над этюдами, игровые упражнения «Кошка и воробей»,
«Печатная машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и др.
Танцевальные движения.
Подготовительные движения; занятия включают в себя комплекс поз,
обеспечивающих наилучшее условиея для растягивания определенных групп
мышц через игру.
Упражнения с исходными положениями рук, ног, корпуса:
(« Воздушный шар», « Цапля», « Утюжок», « Велосипед»).
Построение и перестроение. Понятия: линии, колонки, круг, интервал
,равнение, перестроение.

Полный поворот, половиаповорта, игра «Свой

домик».
Различные виды шагов. Виды бега, прыжков, марш , подскоки.
Песенное

творчество: в течение

первого года

обучения

дети

разучивают песни, к концу года формируется следующий репертуар:
- Г.Струве, В.Семерин «Про козлика»;
- Г.Струве, Н.Соловьева «Так уж получилось»;
- Н.Флярковский, И.Черницкий «Что такое Родина?»;
- Ю.Тюрнянский, В. Приходько «Веселые мышки»;
- А.Филлипенко, С.Волгина «Про лягушек и комара».
Работа с фонограммой: Знакомство с понятием «фонограмма»,
способность различать «живое» сопровождение песни от фонограммы,
«чистое» и слаженное исполнение репертуара под фонограмму, работа с
микрофоном.
Итоговое занятие: Обобщение всего материала. Повтор упражнений
пройденных тем, выученных произведений, концертных номеров.
Таким

образом,

структура

занятий

следующие этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание- от 10-15 мин.

вокалом

предусматривает

-изучение нового песенного материала - от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10 -15 мин.

Учебный план второго года обучения
№
п/п

Формы аттестации
контроля

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теория

Практика

Постановка голоса
Освоение практических
навыков вдоха и выдоха
Работа над дыханием
(диафрагма)

35

5

10

25

4

5

24

6

5

4

Мягкое небо

13

2

5

5

Резонаторные ощущения

12

2

5

6

Корень языка

15

4

10

7

25

4

21

Игровая форма
оценки

8

Знакомство с
музыкальными
терминами
Песенное творчество

32

3

20

Конкурсы

9

Работа с фонограммами

18

8

10

Прослушивание

10
10.1

15

5

8

Открытый урок

10.2

Танцевальные движения.
Подготовительные
упражнения.
Постановочная работа.

10

Итоговое занятие

2

1

1

Отчетный
концерт

1
2
3

ИТОГО:

144

44

Прослушивание
Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
оценки
Показ упражнений
обучающимися
Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
оценки

100

Содержание учебного плана второго года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и
отработку упражнений из перечисленных ниже блоков.
Постановка голоса: Теория образования звука и работа вокального
аппарата. Образование звука.
Освоение практических навыков вдоха и выдоха:
Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики:
-длинный вдох - длинный выдох;
-короткий вдох – короткий выдох;
-короткий вдох – длинный выдох;
Вдохи в грудь: выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь.
Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Выполнение в эмоциональном
состоянии (удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата
добавляется раскрытие рук, медлен6ное поднятие глаз. упражнение выполняется
стоя, сидя, приседая.
Мягкое нёбо: Проверка работы мышц мягкого нёба. Выполнение
упражнений:
- «Зевок»,
- «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние),
- «Шприц»,
- вдох на звук;
- вдох и выдох на одном звуке;
- вдох на 1-5 звуков;
- «Греческие крики» (вдохи на шёпоте), выполняется на гласных А,О, Э.
Резонаторные ощущения: Понятие «резонатор». Освоение и развитие
головного и грудного резонаторов. Выполнение упражнений для развития
резонаторных ощущений:
-«мычание» -делается при вращении сомкнутых губ в одну сторону на звук
М, в другую на звук Н;
-три позиции В, делается на вдохе:
а) губы в обычном состоянии;

б) верхняя губа над нижней;
в) нижняя губа над верхней;
Делается на активной подаче воздуха на выдохе. Упражнение используется
для активизации работы мышц низа живота и спины.
Корень языка: Обучение раскрепощению мышцы корня языка , гортани.
Выполнить упражнения для корня языка:
-«Собачка спит»- внутренний монолог. Высунуть язык и погладить его
ложкой, как бы успокаивая его;
-«Пассажир в автобусе»-поболтать языком на звуках А, Э, Ы, добиваясь
свободы движения;
-«Лягушка» -язык выпрыгивает и запрыгивает, загибаясь вверх. Темп
меняется от медленного к быстрому.
Знакомство

с

музыкальными

терминами:

Обучение

понятиям

и

применению музыкальных терминов в вокальных произведениях.
Песенное творчество:
- М Г. Зуева «Мечта»
- Н.Е. Луконина «Разноцветная планета»
- Б.Савельева-Жигалкина «Большой хоровод»
- Н.Е.Луконина «Снежинка»
Работа с микрофоном и фонограммой: обучение тому, как правильно
держать микрофон. Правильная подача звука в микрофон. Уметь слушать
фонограмму, свободно двигаться по сцене с микрофоном.
Танцевальные движения.
Подготовительные упражнения;
Основные исходные положения. Позиции рук. Положения рук в паре,
позиции ног: 1,2,3,6 позиции. Упражнения для рук(1,2,3позиции) « Кукла», «
Буратино» «У оленя дом большой».
Упражнения на сочетание движений «У меня есть друзья». Координация.
Постановочная работа.
Музыкальный анализ. Разбор сюжета номера Сценический образ.
Практическая часть: Разучивание движений, комбинаций. Рисунок танца.

Итоговые занятия: Обобщение всего материала. Выполнение упражнений
пройденных тем.
Таким образом, структура занятий вокалом предусматривает следующие
этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание - от 10-15 мин.
-изучение нового песенного материала - от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10-15 мин.

Учебный план третьего года обучения
№
п/п

Формы атестации
контроля

Количество часов

Наименование темы
Всего

Теория

Практика

5

30

1

Постановка голоса

35

2

Упражнения на дыхание

25

4

21

24

6

18

23

2

21

12

2

10

3
4
5

Закрепление навыка
пения на дыхании
Развитие грудного
резонатора
Развитие головного
резонатора

6

Декламация на дыхании

15

4

11

7

Песенное творчество

38

7

31

8

Работа с фонограммой

22

4

18

20

8

12

2
216

1
43

1
173

9
10

Танцевальные движения:
Подготовительные
упражнения.
Постановочная работа.
Итоговое занятие
Итого:

Прослушивание
Показ упражнения
перед
обучающимися
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Игровая форма
оценки
Конкурсы
Прослушивание с
микрофоном
Открытый урок

Отчетный концерт

Содержание учебного плана третьего года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит
разделы и упражнения из перечисленных ниже блоков.
Постановка голоса: Образование звука и работа голосового аппарата.
Пропевание на одном звуке гласных И – У – О – А, постепенно поднимаясь
по полутонам вверх. Пропевание скороговорок на одном звуке. Канон.
Упражнения на дыхание: Повторение дыхательных упражнений
второго года обучения. Отработка дыхательных упражнений на основе
дыхательной гимнастики. Повтор темы «Вдохи в грудь». Обучение
дыхательным упражнениям «Порции» - выполнение:
- короткий вдох – два коротких одинаковых выдоха;
- короткий вдох – четыре коротких одинаковых выдоха.
Эти упражнения выполняются с целью тренировки активного вдоха и
выдоха.
Закрепление навыка пения на дыхании:
- упражнение «Озвученные вдохи с приемом «в себя», (на 1-6 нотах);
- упражнение «Голубь», (соединить грудное звучание с движениями
низа живота);
-

упражнение

«Лошадка»

для

развития

губного

резонатора

артикуляционного аппарата.
Обучение тому как делать атаку звука при помощи движения живота:
- без звука;
- на звуке:
- со скачками.
Развитие грудного резонатора:
- Упражнения на звуки: О, У, Ю;
- Упражнения на созвучие РО – О – ОХ (выполняется как - бы со
стоном, живот втягивается и опускается, язык за нижними зубами.) Опора на
спину.
Развитие головного резонатора:
11

- упражнение «Смех» для расслабления гортани и зажатие подбородка
поется с поднятой головой постепенно спускаясь от верхней ноты;
- распевание «Я иду» для расслабления гортани, поется терциями вниз
от верхней ноты;
- упражнение «Ди-ди-дон», поется с поднятой головой, постепенно
поднимаясь на секунду вверх, спускаясь на терцию вниз.
Декламация на дыхании:
Освоение декламации на основе изучения произведений поэтовклассиков (басни стихи). Читать стихи, контролируя дыхание, по актерски
передавая содержание произведения.
Песенное творчество:
- Б.Савельева-Жигалкина, А.Хайт «Большой хоровод»;
- Луконина, Чадова «Новогодняя песенка»;
- «Караваны птиц»;
- «Песня про маму»;
- « Песня о Победе»».
Работа с фонограммой: Умение слушать фонограмму. Правильная
подача звука при пении в микрофон под фонограмму. Чистое интонирование
произведение при пении под фонограмму.
Танцевальные движения.
Подготовительные упражнения по кругу: марш (с вытянутым коленом,
passé на полупальцах),
Подскоки, шаг польки, пошассе с правой и левой ноги. Прыжки
поджатые,
с вытянутым коленом по диагонале. Упражнения на середине: дроби,
ковырялочка, (pordebra).
Постановочная работа: музыкальный анализ, разбор сюжетного
номера, сценический образ( разучивание движений, комбинаций, рисунок
танца, соединение в целое, работа над выразительностью.)
12

Итоговые
упражнений

занятия:

пройденных

Обобщении
тем.

всего

материала,

Выразительность

выполнение

исполнения

(дикция,

диапазон, чистота исполнения).
Таким

образом,

структура

занятий

вокалом

предусматривает

следующие этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание - от 10-15 мин.
-изучение нового песенного материала- от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10 -15 мин.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».