ДООП Начальное техническое моделирование

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Карпеченко Александр Петрович,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

технологий при реализации образовательных программ.

образовательных

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017
г. № 1642.
10.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»

в

рамках

национального проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о структуре,

порядке

разработки и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Начальное моделирование – первая ступень в подготовке детей к
деятельности в области технического моделирования, заключающейся в
воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или

уменьшенном масштабе в соответствии со схемами, чертежами, без внесения
существенных изменений.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Начальное моделирование» имеет техническую направленность и призвана
решать

задачу

развития

логического,

алгоритмического

и

творческого

мышления, а также способствовать формированию у учащихся потребности в
получении дополнительных знаний в области технического конструирования. По
функциональному предназначению программа относится к общекультурной,
имеет базовый уровень.
Новизна

программы

состоит

в

том,

что

содержание

дополнено

использованием современных техник, таких как киригами и пейп-арт.
Актуальность программы обусловлена тем, что, имея общую техническую
направленность, программа является комплексной и представляет собой
интегрированный курс, включающий знания по таким предметам как черчение,
окружающий мир, математика, технология. Это соответствует требованиям,
которые

предъявляются

к

современным

учащимся:

быть

мыслящими,

инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные
решения.
Педагогическая
использованием
особенно

целесообразность

современных

значимы

педагогических

системно-деятельностный,

программы
подходов,

объясняется
среди

мотивационный,

которых
личностно

ориентированный. Начальное моделирование имеет большое значение в
обучении детей, так как расширяет знания учащихся об окружающем мире,
прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику.
Программа предусматривает изготовление моделей из бумаги и картона.
Бумажное моделирование – самый доступный вид технического творчества,
когда при минимальном вкладе можно получить максимальный результат. В
программу включены разделы «Моделирование из наборов готовых деталей»,
«Конструирование и моделирование плоских объектов», «Конструирование и

моделирование объёмных объектов и конструкций», «Изготовление игрушек и
сувениров из бумаги и картона». Базовым основанием для отбора и
структурирования содержания стали следующие принципы: учет возрастных и
индивидуальных
прикладная

особенностей

направленность,

детей,

занимательность,

обеспечение

практическая

межпредметных

и

связей,

последовательность в усложнении учебного материала.
Занятие моделированием начинается с изготовления моделей по готовым
выкройкам или из наборов готовых деталей. Это даёт возможность постепенно
познакомиться с наиболее распространёнными и отработанными приёмами и
решениями моделирования, освоить их и на основе этого, при наличии желания
и способностей, пробовать создавать разновидности уже известных моделей, а
затем и полностью собственные проекты. Контурная (плоская) модель
представляет собой вид моделируемого объекта сбоку, снабжённый подставкой
для придания модели устойчивости. Это технологически самая простая
разновидность

моделей.

Объемные

макеты

и

модели

являются

более

совершенными образами технических объектов. Их изготовление — это
следующая по сложности стадия в работе по начальному моделированию.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 7-10 лет. Для
начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные
группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 7-8 лет, 8-10, 15
человек в группе.
Характеристика обучающихся по программе
В возрасте от 7-10 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания
детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и
углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.

Подростки могут длительное могут длительное время удерживать
внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между
несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.
Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какуюлибо работу вполне самостоятельно.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа –для 710 лет - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
часа.
При реализации программы используются следующие формы работы:
практические занятия, выставки, конкурсы, игры, экскурсии.
Выбор методов зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован
на

активизацию

и

развитие

познавательных

процессов.

Программа

предусматривает включение детей во все основные виды деятельности:
трудовую, познавательную и игровую. Игровая деятельность оказывает сильное
влияние на формирование и развитие умственных, эмоциональных и волевых
сторон и качеств личности ребенка. Игры, конкурсы, выставки неразрывно
связаны

с

развитием

активности,

самостоятельности,

познавательной

деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в
процессе подготовки учащихся к конструкторско – технической деятельности
содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие
задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной
особенностью учащихся является и то, что они активно включаются в такую
практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть
пользу своего труда.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Цель:

Цель программы – развитие у учащихся первоначальных конструкторских
умений, творческих способностей, мыслительных навыков в процессе освоения
курса начального моделирования.
Задачи
Обучающие:
 Познакомить с техникой безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами, проволокой, клеем.
 Познакомить с видами подвижных и неподвижных соединений в
бумажном моделировании.
 Способствовать формированию умений и навыков конструирования из
бумаги.
Развивающие:
 Пробудить у детей интерес к техническому творчеству.
 Развивать у детей способности следовать устным инструкциям при
изготовлении модели.
 Развивать мелкую моторику.
 Способствовать

включению

учащихся в

активную

творческую деятельность.
Воспитательные:
 Приучать детей к аккуратному изготовлению модели или поделки.
 Воспитывать уважение к труду, эстетический вкус.

Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п

Раздел, тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Основы моделирования и конструирования

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

1.2.

Материалы и инструменты

2

1

1

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

2

2

-

1.4.

Знакомство с некоторыми условными
обозначениями графических изображений

4

2

2

2.

Первые модели

2.1.

Техника «Оригами» (Аппликация)
- технология сгибания и складывания бумаги;
-Технология работы с нитками
-Технология работы с древесиной
-Технология работы с пенопластом, металлом

2
6
6

1
2
2

1
4
4

6
4
12

2
2
6

4
2
6

12
4

6
2

6
2

18

2

16

8
20
6
20

2
2
2
2

6
18
4
18

4

2

2

12
8
14

2
2
2

10
6
12

2.2.

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей
- технология работы с бумагой по шаблонам;
- технология сборки плоских деталей;
- выполнение моделей наземного транспорта
Автомобиль, паровоз, танк.
- выполнение моделей воздушного транспорта
ракета, самолет, воздушный шар,
-выполнение моделей водного транспорта парусник
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей конструирование моделей и макетов технических
объектов из готовых объёмных форм; грузовик
катюша.
– Ракета.
– Гоночный автомобиль для катапульты.
– Парашют.
– Ланшафт с домиком

.4.

Работа с наборами готовых деталей. (конструктор)
- Ознакомление с деталями набора;
- Сборка макетов и моделей по образцу;
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;
Работа на семуляторе.
–Изготовление гоночного глиссера на коньках,
колесах.

3.

4.

Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор
тематики и технологий выполнения проектных
работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы
объединения.
–Управление радиоуправляемым глиссером.

Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
ИТОГО:

8
10

2
2

6
8

2

2

-

204

Содержание деятельности первого года обучения
1. Основы моделирования и конструирования
1.1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание
занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных
условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при
работе в объединении.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления
интересов обучающихся. Игры с поделками.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их
видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных
образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы
с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа

о

техническом

конструировании

и

моделировании

как

о

технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом
процессе,

рабочих операциях.

Просмотр журналов и фотографий,

где

обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических
изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное
правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным
обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в
процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и
обозначением места для клея.
Практическая работа.

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка
по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю –
линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами» (Аппликация)
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической
работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях
на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и
складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и
воздушного транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания.
Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания.
Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при
помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из
мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических
объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;

б)

из

объёмных

форм

с

добавлением

дополнительных

деталей,

необходимых для конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и
соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в
конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной
модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному
образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и
моделей по рисунку- схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и
моделей по собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному
замыслу.
3.Творческие проекты

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий
выполнения проектных работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы объединения.
Банк проектов:
- модель «Аппликация, Автомобиль (катюша), Паровоз, Танк.»;
- модель «Аппликация. Ракета, Самолет, Парусник, Воздушный шар»;
- модель «Из объёмных деталей»;
- модель «Гоночный автомобиль для катапульты»;
- модель «Парашют»;
- модель «Ландшафт с домиком»;
- модель «Глиссер на коньках, колесах»;
- модель «Управление RC моделью. Соревнования»
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год.

Планируемые результаты
Предметные:
 познакомились с техникой безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами, проволокой, клеем.
 познакомились с видами подвижных и неподвижных соединений в
бумажном моделировании.
 сформированы умения и навыки конструирования из бумаги.
Метопредметные:
 сформирован интерес к техническому творчеству.
 развита у детей способность следовать устным инструкциям при
изготовлении модели.
 развита мелкая моторика.
 сформирована внимательность и включение в активную творческую
деятельность.
Личностные:
 Дети приучены к аккуратному изготовлению модели или поделки.
 воспитанно уважение к труду, эстетический вкус.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование
-

столы

-

стулья

-

доска настенная

-

шкафы

-

верстак слесарный

-

верстак столярный

-

стеллаж для хранения заготовок

-

компьютер, электронный «симулятор»

-

станок (наждак)

-

станок сверлильный (электродрель)

-

универсальный малый деревообрабатывающий станок

-

компрессор малой мощности

-

зарядное устройство для элементов питания

2 шт.

Инструменты
-

карандаш простой

15 шт.

-

линейка инструментальная 300 мм

15 шт.

-

линейка инструментальная 1 ООО мм

1шт.

-

ножницы для бумаги

15 шт.

-

ножницы портновские малые

3 шт.

-

ножницы портновские кромочные

1 шт.

-

нож-резак

15 шт.

-

лобзик с пилками

15 шт.

-

рубанок «детский»

5 шт.

-

рубанок

5 шт.

-

пассатижи средние

5 шт.

-

круглогубцы средние

5 шт.

-

набор напильников слесарных

15 шт.

-

ножовка по металлу

5 шт.

-

ножовочные полотна по металлу

20 шт.

-

ножовка по дереву

5 шт.

-

набор надфилей

15 шт.

-

набор свёрл 0,5-10мм.

3шт.

-

штангенциркуль с глубиномером

3 шт.

-

дрель ручная механическая

2 шт.

-

угольник инструментальный

3 шт.

-

угломер

1 шт.

-

аэрограф

1 шт.

-

электропаяльник 25 и ЮОвт.

2 шт.

-

тисы слесарные №12

51 шт.

-

- тисы настольные

3 шт.

Материалы
-

клей «Момент-столярный»

3 кг

-

клей «Титан» или «Мастер»

3 кг

-

клей ПВА

1 кг

-

лак

0,5 кг

-

краска разных цветов

5 кг

-

резина авиамодельная

3 кг

-

плёнка лавсановая

30 м

-

бумага наждачная разной зернистости

4 м2

-

проволока ОВС 0,5-3,0 мм.

5м

-

рейки деревянные разного сечения

250 шт.

-

фанера авиационная 0,5-3,0 мм.

2 м2

-

олово, припои, канифоль

3 шт.

-

клей эпоксидный *

1 кг

-

стеклоткань 0,06 мм.

-

бумага чертёжная А4 180 гр.

1м
3 шт.

Кадровое обеспечение
1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
2. Требования к компетенции педагога:
-

педагогическое

образование:

курсовая

переподготовка,

педагог

дополнительного образования высшей квалификационной категории;
- профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы;
- владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
- владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
- владение знаниями по ТБ и ПБ.
Мониторинг образовательной деятельности
В течение года осуществляется начальный, промежуточный и
итоговый контроль специальных знаний, умений и навыков учащихся.
Промежуточный контроль проводится после каждой темы. Он
выявляет, какие навыки в практической работе появились у
учащегося.
Проверка должна проходить по разработанному плану и
вплетаться в учебную деятельность.
Критериями оценки являются:
 уровень теоретических знаний;
 качество

выполнения

практической

работы

(умение

пользоваться инструментами, правильная организация рабочего
места, соблюдение правил ТБ);
 культура труда;
 степень самостоятельности в работе.

Начальный контроль
Фамилия,
имя

Умение
пользоваться
ножницами

Правильно
Умение
заготавливать
поделить
квадрат
фигуру
пополам,
нахождение
центра

Умение
Аккуратность
пользоваться
материалом

1.

Текущий контроль
Ф.И.

Умение
соединять
детали

Умение
Знание
пользоваться
простейших
шаблонами и геометрических
трафаретами
фигур

Начальные
графические
навыки

Соблюдение
правил ТБ

1.
Итоговый контроль
Ф.И.

Умение
Умение
Умение
Умение
Аккуратность Соблюдение
соединять создавать
следовать пользоват ь- выполнения
правил
детали простейшие
устным
работы
ся
ТБ
подвижно объёмные и инструкци
инструям
при
контурные
и неподментами и
модели
изготовлен
вижно
материалами
ии модели

1

Формы реализации методов
Объяснительно-иллюстративный

метод

предполагает

изложение

материала с применением картинок, схем, фотографий, зарисовок, ссылок на
сайты по теме занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа наглядных
пособий.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.
Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических
карт,

объяснения

алгоритмов

и

правил

работы,

с

материалами

и

оборудованием, объяснение правил ТБ и ОТ.
Практический метод – реализуется в форме конструирования и
моделирования самолёта.

Творческий метод – в программе используются элементы творческого
метода, реализуется в выполнении учащимся оформления готовой работы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность образовательной программы прослеживается по
качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и
итогам

аттестации.

По

итогам

первого

года

обучения

проводится

промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится
итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой
аттестации обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по
программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе,
самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня,
проведение открытого занятия.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
критерия
баллов

Формы
отслеживания

- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
занятие,
чем 50% объема знаний,
итоговое
предусмотренных
балла
программой;
занятие,
3 балла собеседование,
-употребление
тестирование,
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
2
серьезные затруднения
при работес
балла
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.

Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

3 балла

- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

-

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается

поформуле: Т+П,
-

Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество

баллов по практической подготовке.
-

В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень

подготовки обучающегося по программе:
-

5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,

-

0-2 – низкий уровень.

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.

10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации
общеразвивающих

«Разработка
программ

дополнительных
в

образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Литература для педагога
1. Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и
руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 2013
2. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников
им. 70-летя ВЛКСМ, 2003
3. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.: «Просвещение»,
2001
4. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:
Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение,
2009
5. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 2006

6. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 2001
7. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные
модели. - М.: Лирус, 2012
8. Майорова И.Г.; Романина В.И. Дидактический материал по трудовому
обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, 2006 – 96 с.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 2000.
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования /
В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
11. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
200316.Методист. Научно - методический журнал. № № 1,2,3,4,5 2008.
12. Бюллетень программно – методических материалов для учреждений
дополнительного образования детей (региональный опыт). № № 1,2,З 2008.
13. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего
класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
14. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для
педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.
15. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго
класса. 3-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2006.- 112 с.
16. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-80 с.
17. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.
Литература для родителей и обучающихся
1. Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 2003.
2. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

3. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные
модели. – М.: Лирус, 1995.
4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
5. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981,
1983 гг, ч. 1, 2, 3
6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго
класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2006.- 112 с.
7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего
класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80
с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».