Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «17» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Танцевальный коллектив «Dance company «XYZ» Возраст обучающихся: 5-17 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Гостинская Валерия Викторовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Хореография – самобытный вид творческой деятельности народа, подчинѐнный закономерностям развития культуры общества, как одна из еѐ форм. Первые танцы древности далеки от того что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своѐ настроение, своѐ душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру и духу того народа, у которого он зародился. С изменениями социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у детей интереса к различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Актуальность программы Искусство танца – это доступное духовное средство музыкального, пластического, спортивно-физического, словом, разностороннего развития личности. Танцевальная мелодия, пластика жеста и движений органичны для природы человека, воспринимаются им активно и доставляют истинную радость индивидуального творчества. А систематические тренировки в процессе обучения танцу развивают мускулатуру, устраняют некоторые физические недостатки (сутулость, плоскостопие и пр.), раскрепощают фигуру, развивают правильную осанку, помогают выработке красивой походки, элегантных манер. Неудивительно, что человека, занимающегося танцем, отличают логически оправданные, целесообразно завершенные, грациозные движения, собранность. Он всегда подтянут, аккуратен, энергичен, хорошо владеет собой, наделен чувством прекрасного. Танцевальная этика предполагает и естественную культуру общения: простоту, скромность, внимание друг к другу, вежливость, чувство меры, доброжелательность, приветливость, умение считаться с интересами других и отвечать за свои поступки. Танец способствует формированию положительных черт характера. Глубокое эстетическое удовлетворение приносит умение выразить музыку движением, в совершенстве владеть своим телом. Отличительные особенности программы состоят в ее интеграции актуальных хореографических направлений и формировании определённых умений и навыков. Таким образом, данный воспитательно - образовательный процесс способствует к развитию творческого аспекта личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции. Также введение отличительной нравственного особенностью компонента в программы программу является - посредством проведения воспитательных мероприятий с обучающимися на занятиях. Кроме того, программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.) Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 5 - 17 лет, желающие заниматься современной хореографией. Для начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет, 8-12, 1315, 16-18 от 10 до 17 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 5-7 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. В возрасте от 8-12 лет активно идёт процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Подростки 13-17 лет могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Режим занятий - продолжительность одного академического часа – для дошкольников, 5-6 лет, 30 минут, для 7-17 лет - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Режим занятий и объём: обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объеме 136 ч. (первый год обучения) и 144 ч. (второй и последующие года обучения) два раза в неделю по два академических часа. Качество знаний, умений и практических навыков обучающихся выявляются на занятии-контроле и показах. При подготовке к занятию необходимо учитывать такие факторы, как: - объём материала; - степень его сложности; - особенности класса, как исполнительского коллектива. При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует: - определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания; - наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний; - определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закреплению пройденного материала). При проведении занятия целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу. На практических занятиях очень важно: - объяснять назначение упражнения и правила его исполнения; - обращать внимание обучающихся на особенность упражнения, определяющего его сходство или различия с другими; - равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки; - чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контрольза работой мышц; - соотносить темпы выполнения отдельных заданий; - воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Требования к музыкальному оформлению занятия. Срок освоения программы – 3 года. Уровневость: Подготовительный стартовый и основной тренировочный комплекс включает упражнения, выполняющиеся сидя и лежа, либо на коленях. Необходимость данной работы заключается в том, чтобы дать определенную нагрузку мышцам спины, таза, ног. Основной комплекс также включает упражнения на «сжатие», выгибание, расслабление (концентрация и релаксация). В процессе занятий большинство танцевальных движений постоянно усложняется и совершенствуется добавлением новых, более сложных шагов и элементов. После освоения основного тренировочного комплекса – стартовой точки для всей последовательности движений, следует этап тренировок развития, а затем уже переход к работе над раскрытием индивидуальных способностей детей. Базовый тренировочный комплекс включает в себя центрирование, гравитацию, равновесие, позу, жест, ритм, движение в пространстве, дыхание. 1. Центрирование – это расположение в центре или управление чувством центра собственного тела. 2. Гравитация: сила тяготения – второй элемент, сила, которая удерживает вас на земле. С этой силой необходимо научиться работать, потому что она постоянно препятствует движению. 3. Равновесие – это больше чем способность балансировать на одной ноге. В танце цель – достичь и удерживать внутреннее равновесие всего тела. Это напряжение взаимной поддержки между всеми частями, которые поновому удерживает целое вместе. 4. Поза или линия тела тесно связана с тремя предшествующими элементами и автоматически формируется или исправляется, как только эти элементы будут развиты. 5. Жест вовлекает использование тела, как выразительный инструмент для передачи чувств и мыслей, а рисунок движения. 6. Ритм – это нечто, что есть у каждого, хотя многие не знают или не чувствуют этого. Мы проживаем свои жизни в соответствии со сложным взаимодействием циклов и ритмов. Наше сердце бьется в одном ритме, легкие расширяются – в другом. Обретение чувства ритма – прежде всего результат внимания. 7. Движение в пространстве. Когда мы танцуем, то должны знать пространство вокруг себя, измерять пространство точным глазом. 8. Дыхание. Правильное дыхание является решающим в танце не только потому, что оно обеспечивает обогащение организма кислородом, но также потому, что придает движению плавность и гармонию. Движение с «дыханием» имеет контролируемую и определенную продолжительность во времени. Продвинутый уровень: В процессе обучения широко используются: 1. Этюды на освоение сценического пространства (сольные и групповые). 2. Этюды на развитие актерских способностей 3. Работа по освоению классического танца. 4. Работа с предметами (инновации). Основной формой образовательного процесса в ансамбле являются занятия, которые носят групповой, индивидуальная и индивидуально- групповой характер. Виды занятий: Материал программы осваивается обучающимися на занятиях различных типов: 1.Учебно – тренировочное практическое занятие. 2. Постановочная работа (постановка танца). 3. Репетиция концертных композиций. 4. Концертная деятельность (конкурсы, фестивали, чемпионаты). 5. Открытое показательноезанятие (класс – концерт). 6. Мастер – классы. 7. Посещение спектаклей. Формы подведения результатов: 1.Учебно – тренировочное практическое занятие. 2. Постановочная работа (постановка хореографических зарисовок и комбинаций по возможности самих учащихся). 3. Репетиция концертных композиций. 4. Концертная деятельность (конкурсы, фестивали, чемпионаты). 5. Открытое показательноезанятие (класс – концерт). 6. Показательные мастер – классы. 7. Фото и видео отчёт. Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. Для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста разработан подготовительный курс с учетом их психологического и физического развития. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: практические занятия, занятия в игровой форме на импровизацию и воображение, конкурсные выступления, открытые занятия. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: самостоятельные работы в формате «день самоуправления» (когда дети после пройденной темы или блока занятий, проводят занятия сами вместо педагога, сменяя друг друга по очереди, в присутствии и под присмотром педагога), открытое занятие, конкурсные выступления, беседа. Цель, задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы - формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии. Задачи: Обучающие: - обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работе, самоконтроля и взаимоконтроля; - обучать детей приемам актерского мастерства; - обучать навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. Развивающие: - развивать физические данные ребенка, улучшать координацию движений; - развивать музыкально-ритмические навыки; - развивать активность и самостоятельность в общении; - формировать творческое мышление детей средствами хореографии. Воспитательные: - поддержать интерес к танцевальному искусству; - воспитывать волевые качества личности: стремление к победе, трудолюбие, целеустремленность, выносливость, настойчивость, дисциплинированность, организованность, ответственность; - воспитывать сотрудничества. в обучающихся навыки взаимодействия и Учебный (тематический) план первого года обучения № Тема п/п 1-й период (аудиторные занятия) 1. Вводное занятие 2 Азбука танцевальных движений. 2.1 Ритмическая разминка: -разогрев -движения головы, плеч, грудная клетка -контракция -прыжки 2.2 Лексика: -упражнения стэтч-характера; -приставной шаг (steptouch); -«виноградная лоза» (grapevine); -V-шаг(V-step). 2.3 Кросс: -комбинации с перемещением -различные способы вращений и прыжков; -понятие «кач» как основа пластической характеристики хип-хопа; -Principlestep. 2.4 Партерная пластика: -«Шпагат»; -«Бабочка»; -«Мостик»; 3. Постановочная работа - Танец для Новогоднего утренника; - Танец в стиле «Диско»; - Танец в стиле «Хип-хоп». 4. Концертная деятельность 5. История хореографии Современные направления а) хип-хоп; б) хаус; в) диско. 6. Воспитательная работа. Работа над сплочением коллектива: -экскурсии; -посещение концертов; -проведение праздников. 7. Промежуточная аттестация Итого: Часы Теория Всего Практика 2 70 10 1 18 3 1 52 7 20 5 15 20 5 15 20 5 15 40 - 40 20 2 2 20 - 8 3 5 2 144 2 26 118 Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Вводное занятие Целевая направленность: знакомство с учащимися, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных учащихся; знакомство с техникой безопасности на занятиях. Форма работы: групповая. Теория. В занятие входит рассказ педагога о программе обучения, знакомство с родителями, требования к танцевальной форме, обуви, о культуре поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике безопасности. Формирование групп по возрасту, медицинские показания для занятий танцами, расписание занятий. Практика. Игры на знакомства, на сплочение коллектива 2. Азбука танцевальных движений Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. Практика. Ритмическая разминка: комплекс упражнений, рассчитанный на разминку, растяжку и разогрев необходимых групп мышц. Отличается от многих разминок тем, что выполняется под музыку, т.е. изучение танцевальных элементов начинается уже в разминке. Изучаемые элементы разминки: - Движения головы. Соединение движений головы с движениями других центров. - Плечи: комбинация из движений, изученных ранее, разные по ритму комбинации. - Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскостях, соединение в комбинации движений. - Контракция. - Прыжки. Лексика: изучение основных движений hip-hop (хип-хоп). Упражнения выполняются по тем же разделам, что и разминка, с координацией всех центров. Усложняются прыжки и вращения. - Нiplift - полукруги и круги одним бедром. - V-положения рук, jerkposition. - А-Б-В-положения рук. - Комбинации из движений, изученных ранее, соединение с шагами. - Соединение contraction и release с одновременным подъемом одной ноги в воздух и перемещением в пространстве. - Tilt в сторону, вперед, с работающей ногой, открытой на 90° и выше. - Упражнения стэтч-характера в соединении с твистами и спиралями торса. - Приставной шаг (steptouch). - «Виноградная лоза» (grapevine). - V-шаг(V-step). Кросс: передвижение в пространстве. - Вращение как способ передвижения в пространстве. - Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали. - Соединение шагов с изолированными движениями двух центров. - Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращений и прыжков. - Понятие «кач» как основа пластической характеристики хип-хопа. - Движения рук (сгибания в плечевом, локтевом, кистевом суставах). - Броски ног в различные направления с наклоном корпуса в противоположную сторону. - Соскоки по выворотным и завернутым позициям на всей стопе и на полупальцах. - Переходы из параллельных позиций ног в широкие выворотные и «in» позиции. - Прыжки с раскрыванием ног и поворотами в воздухе. Партерная пластика. Скелетные мышцы развиваются гармоничнее, а их силовые возможности проявляются полнее, если упражнения на силу сочетаются с упражнениями на растяжимость мышц и на повышение подвижности в суставах. Для развития гибкости применяется метод выполнения упражнений с увеличением амплитуды. Все многочисленные упражнения этого метода подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся маховые (всевозможные вращения и махи звеньев тела в различных направлениях), фиксированные (различные наклоны, повороты, прогибание) при закрепленных звеньях тела и статические движения (удержание звеньев тела в положении максимальной амплитуды). Пассивные упражнения на гибкость выполняются с помощью партнера, который помогает увеличить амплитуду движения. В первый год обучения подростки учатся выполнять такие упражнения, как: - «Шпагат». - «Бабочка». - «Мостик». Рекомендации. Занятия партерной гимнастикой, в основе которой – использование элементов классического танца, проводятся в положении лежа и сидя на полу. 3. Постановочная деятельность Практика. В первый год обучения учащиеся узнают такие понятия, как: Танцевальная связка - это несколько танцевальных движений (3-5), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца или как вставку в произвольной комбинации. Танцевальная комбинация - нечто среднее между связкой и композицией, обычно ее продолжительность составляет 1-2 восьмерки. Схема изучения танца: 1. Танец учится «на счет», с каждым разом ускоряя темп. Затем, включается музыка, и счёт тактов ложится на музыку. В группе, занимающейся до года, практикуется изучение коротких (в основном на 8 счетов) связок TopRoking’а, и элементами из более лёгких стилей StreetDance’а и Hip-Hop’а. 2. Изучение и запоминание новых элементов. После танца, уделяется внимание изучению новых элементов. В данном случае, применяется индивидуальный подход к каждому ученику. Что учить дальше, на этом этапе, определяется личными качествами ученика. 3. Дополнение – это обязательное условие закрепления пройденного материала, состоит из попыток соединить новый материал со всем, пройденным до этого, материалом. Прохождение связок, отработка кусочков и повторение движений под индивидуальным контролем педагога. 4. История хореографии. Теория. В первый год обучения дети изучают темы: Современные направления: а) хип-хоп; б) хаус; в) диско; г) модерн; д) джаз; е) контемпорари 5. Концертная деятельность Практика. -Новогодние выступления. - Отчетный концерт по итогам 1 года обучения. 6. Воспитательная работа Задачи: - Предъявить единые педагогические требования и выработать осознанное отношение к ним. - Познакомить детей друг с другом. - Познакомить детей с традициями Дворца и с его сотрудниками. - Заложить основы детского самоуправления в коллективе. - Наметить с детьми перспективы совместной деятельности. - Раскрыть у детей лидерский, творческий, интеллектуальный потенциал. - Приучить подростков к аналитической деятельности. Предполагаемый результат - Выполнение детьми единых педагогических требований. - Принятие детьми программы. Практика. Формы работы: экскурсии; совместное проведение праздников, дней рождения; походы в музей, на концерты; консультации. организаторский, Учебный (тематический) план второго года обучения № Тема п/п 1. Вводное занятие 1-й период (аудиторные занятия) 2 Азбука танцевальных движений. 2.1 Ритмическая разминка: -разогрев рук, растяжка рук, прокачка рук; -вращение предплечьями; -«Мельница» плечевой сустав; -«Качели»; -разминка стоп, проработка стоп, растяжка стоп, прокачка стоп; -вращение коленями; -упражнения для таза и бедер 2.2 Лексика: -открытый шаг» (openstep); -jumpingjacr – прыжок ноги врозь – ноги вместе; -kneeup, kneelift - колено вверх-вниз; -kick –махи ногами; -lang – выпад; -crossstep - скрестный шаг. 2.3 Кросс: -бег; -шаг; -плавные переходы. 2.4 Партерная пластика: -Комплекс динамических упражнений на гибкость; -«складочка»; -«шпагаты». 3. Постановочная работа: -Подготовка танца к конкурсу; -постановка танца в стиле «Диско»; -танец в память о Майкле Джексоне. 4. История хореографии, современных направлений: -возникновение хип-хопа; -рождение диско. 5. Концертная деятельность. 6. 7. Часы Теория 1 Всего 2 Практика 1 70 10 18 3 52 7 20 5 15 20 5 15 20 5 15 40 - 40 2 2 - 20 - 20 Работа над сплочением коллектива: -экскурсии; -проведение праздников, дней рождения. Промежуточная аттестация 8 3 5 Итого: 144 2 2 26 118 Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Вводное занятие. Теория. Темы, затрагиваемые на занятии план работы на год; расписание занятий; о репертуаре на год; о концертной деятельности; приобретение танцевальных костюмов и обуви. Практика. Работа над репертуаром прошлого года. 2. Азбука танцевальных движений Теория. Теоретические основы хореографических движений. Практика. Ритмическая разминка: повороты головы, наклоны в сторону, вращение головы; перемещение головы параллельно плечам в сторону; разогрев рук, растяжка рук, прокачка рук; вращение предплечьями; «Мельница» плечевой сустав; «Качели»; разминка стоп, проработка стоп, растяжка стоп, прокачка стоп; вращение коленями; упражнения для таза и бедер; упражнения для корпуса: вращение грудной клетки, проработка грудной клетки; волны, в сторону по точкам. Лексика: «Открытый шаг» (openstep); Jumpingjacr – прыжок ноги врозь – ноги вместе; Kneeup, kneelift - колено вверх-вниз; Kick –махи ногами; Lang – выпад; Crossstep - скрестный шаг; упоры (присев, лежа, согнувшись); группировка, перекаты в группировке; стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед (назад); «мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки; танцевальные упражнения: соединения элементов акробатики с элементами хореографии; освоение техники правильного приземления; стойка на голове и руках; различные соединения акробатических упражнений; «колесо» (вправовлево); рондат; курбет: в равновесие, в шпагат, с пируэтом; сальто вперед, маховое сальто. Кросс: - упражнения с плие, маховые упражнения, упражнения для головы, плеч, корпуса, упражнения для гибкости; - упражнения на координацию (проучивается под медленную музыку, позднее темп может измениться на более быстрый); - ходы; - бег: вперед с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад в прямом положении; на полупальцах с подъемом согнутых ног вперед в прямом положении; - шаг с последующим прыжком и одновременным подъемом другой согнутой ноги вперед в прямом положении; - плавные поочередные шаги в перекрещенное положение с продвижением; - шаг вперед на ребро каблука с последующим соскоком на всю стопу; - прыжки с согнутыми ногами в прямом положении; вращение в паре на различных движениях. Партерная пластика. Гимнастика parterre. Комплекс динамических упражнений на гибкость: 1. И.П. – лежа на спине, ноги свести вместе, руки вдоль туловища: - опираясь на ладони, на неглубоком вдохе медленно поднять прямые ноги до вертикального положения, а затем немного их опустить; - на вдохе рывком поднять ноги вверх до вертикали и вытянуть носки, поддерживая туловище сбоку руками, принять стойку на плечах, подбородок при этом должен упираться в верхний край грудины, глаза не закрывать, дыхание произвольное; - удерживать конечное положение от 10 до 30 секунд (продолжительность увеличивать постепенно). 2. И.П. – конечное положение предыдущего упражнения: - медленно опустить прямые ноги за голову, коснувшись пальцами ног пола; - удерживать позу от 10 до 30 секунд (продолжительность увеличивать постепенно); - медленно опуститься на спину, касаясь каждым позвонком пола, и также медленно опустить прямые ноги; - принять позу упражнения 1, расслабиться. 3. И.П. – лечь на живот, повернув голову влево (вправо), руки вдоль туловища: - лечь на живот с упором на локти, опереться подбородком на кулаки, прогнувшись в грудном отделе позвоночника: - позу удерживать 10–30 секунд; - медленно принять И.П. 4. И.П. – сесть на пол, ноги вперед, затем согнуть левую ногу в колене и прижать подошву ступни к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка находилась возле паха, а колено было прижато к полу: - на выдохе наклониться вперед и захватить руками левую (правую) ступню; - наклонить голову вперед и упереться подбородком в грудину, спину держать прямо; - выполнить глубокий вдох и, задержав дыхание, постараться втянуть живот; - удерживать позу на задержке дыхания 0,5 минуты, затем расслабиться и сделать выдох, выпячивая живот, повторить цикл дыхания еще 1-2 раза; - выдохнуть, поднять голову, опустить руками ступню, поднять туловище до вертикали и вытянуть согнутую ногу; - выполнять упражнения с другой ноги, затем лечь на спину, расслабиться. Практика. Экзерсис у станка и на середине зала. 3. Постановочная деятельность Практика. Усложнение техники движений за счет ускорения темпа в комбинациях. Особое внимание уделяется исполнительской манере. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках. Использование различных ритмов в исполнении движений, например один центр исполняет движение медленно и плавно, другой – акцентировано и резко. подготовка танца к конкурсу; постановка танца в стиле «Диско»; танец в стиле «Джаз» 4. История хореографии. Теория - возникновение хип-хопа; - рождение диско. 5. Концертная деятельность Практика. -Новогодние выступления. - Отчетный концерт по итогам 2 года обучения. 6. Воспитательная работа Задачи: - Создавать (поддерживать) в коллективе доброжелательную обстановку, творческую атмосферу. - Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований. - Осуществлять выполнение программы. - Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка. - Содействовать реализации возможностей и способностей каждого подростка.- Развивать умения аналитической деятельности подростков. Предполагаемый результат: - Благоприятный климат в коллективе. - Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверстников. - Успех коллектива в концертной деятельности. - Активность всех членов коллектива. Практика. экскурсии; совместное проведение праздников, дней рождения; помощь старших воспитанников младшим; посещение концертов. Учебный (тематический) план третьего года обучения № Тема п/п 1-й период (аудиторные занятия) 1. Вводное занятие Часы Теория Всего Практика 2 1 1 2 2.1 Азбука танцевальных движений. Ритмическая разминка: -позиции рук -flex; -позиции ног (параллельные); -положение стоп: point. Kick. 114 30 11 2 103 28 2.2 Лексика: -шаги (приставной, тройной) -волна; - вattement. 34 4 30 2.3 Кросс: -развитие координации, -Jam. 30 3 27 2.4 Партерная пластика: -«Кошка»; -«Рыбка»; -«Кольцо». Постановочная работа: -танец к Новогоднему представлению; -танец в стиле «Fank». История хореографии, современных направлений: -КулХерк; -современные DJ. Концертная деятельность. 20 2 18 40 - 40 8 8 - 36 - 36 Воспитательная работа: -проведение праздников; -походы на концерты. Итоговая аттестация 12 4 8 Итого: 216 3. 4. 5. 6. 7. 4 4 24 192 Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Вводное занятие. Теория. Включает рассказ педагога о плане работы на год: приобретение концертных костюмов и обуви; о репертуаре ансамбля; концертной деятельности, расписание занятий. Практика. Исполнение репертуара предыдущего года обучения. 2. Азбука танцевальных движений Теория. Ритмическая разминка. Учащиеся продолжают изучать движения хореографической гимнастики и начинают знакомиться с терминологией современного танца. Продолжают знакомиться со специальной терминологией. Основные позиции, положения и функции рук и ног в современном танце. Руки имеют максимальную возможность движения: -руки могут двигаться вытянутые, без изгибов. Две руки могут исполнить множество сочетаний в различных плоскостях (впереди, вверху, сзади); -каждая часть руки – кисть, предплечье, пальцы – может двигаться изолированно или в сочетании одна с другой; -положения кисти – вытянутая, сокращенная (flex); -локоть – вытянут, округлен. Позиции и положения рук: -нейтральное, или подготовительное, положение; -press-position; -первая позиция; -вторая позиция; -третья позиция. Двойная функция ног: передвижение тела в пространстве и выполнение самостоятельных движений. Позиции ног: -первая позиция (параллельная); -вторая позиция (параллельная); - третья позиция (аналогична классической); -четвертая (параллельная); -пятая (параллельная); - положения стопы point и flex. Лексика. Шаги (исполняются по кругам и диагонали): - мягкий шаг, - ходьба на носках, - высокий шаг, - острый шаг, - приставной шаг (шаг польки), - тройной шаг (шаг вальса). Волна: - прямая (лицом к станку), - боковая (одной рукой за станок). Взмахи руками с волной: - целостный взмах, - поднимая руки вперед, - целостный взмах в прогибе назад. Упражнения для развития осанки: - наклоны головой, - повороты головы, - вращение головы. Упражнения для плечевого пояса: - круг плечами вперед, назад; - круг плечами в разных ритмах. Упражнения для мышц корпуса: - повороты верхней части тела, - смещение верхней части тела. Упражнения для бедер: - восьмерка бедрами, - перекат бедер (лодочка). Наклоны: - наклоны и прогибы на прямых ногах (широкая II позиция), - боковой наклон на одной согнутой ноге (широкая II позиция), - наклон вперед к ногам; наклон вперед с прогибом, - круг корпусом (ноги в широкой II позиции). Большие батманы у станка: - вперед из положения работающая нога сзади на полу; - в сторону (лицом к станку); - назад (с одновременным наклоном корпуса вперед). Кросс. Упражнения для развития координации на месте, в пространстве. Jam закрепление пройденного материала. Раскрепощает начинающих танцоров морально и физически. Переводит в стадию, когда о своем результате ребенок узнает не по словам педагога, а за счет наличия и количества аплодисментов от остальных воспитанников в группе. Педагог помогает только тем, что объясняет, что любой выход на джеме достоин аплодисментов. Укрепляется "командный дух", помимо конкуренции появляется солидарность. Партерная пластика. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность, махи, пружинность) упражнения на гибкость, пластичность движения. Исполняется для развития эластичности мышц. Растяжки, прогибы корпуса, броски ногами, «шпагаты». Упражнения для развития гибкости, эластичности мышц спины и позвоночника: прогиб к прямым ногам; в положении сидя; прогиб назад в положении лежа на животе; поза «кошки»; «рыбка», «кольцо». Упражнение, развивающее подвижность голеностопных суставов, укрепляет мышцы ног, вырабатывает правильную осанку. Сидя на ногах, затылок, лопатки, поясница на одной линии, спина прямая. Чередовать напряжение с расслаблением мышц спины. Практика. Экзерсис у станка и на середине зала. 3. Постановочная деятельность Практика. - танец к Новогоднему представлению; - танец в стиле «Fank». 4. История хореографии. Теория. История мирового современного танца. Хип-хоп - это объединенное название многих танцевальных стилей или направлений. В широком понимании - это то, что танцуют под музыку хип-хоп. Характерная черта хип-хоп культуры - это эксперименты в области хореографии и импровизация. Кул Херк придумал словечко "b-boys" Кул Херк перебрался в Бронкс с Ямайки - и принес с собой традицию кингстонских уличных танцев, на которых DJ крутит пластинки с рэгги-минусовкой, а поэты вживую начитывают речитатив. Но главное было не в музыке, а в уличности, Кул Херк открыл в нью-йоркских гетто - эру дешевых подпольных вечеринок. Собственно, там и родилась как таковая клубная культура. Кул Херк первым притащил на вечеринку две вертушки и начал пускать музыку нонстопом. 5. Концертная деятельность Практика. -Новогодние выступления. -Отчетный концерт по итогам 3 года обучения. -Участие в конкурсах. 6. Воспитательная работа Задачи: - Создавать (поддерживать) в коллективе доброжелательную обстановку, творческую атмосферу. - Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований. - Осуществлять выполнение программы. - Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка. - Содействовать реализации возможностей и способностей каждого подростка.- Развивать умения аналитической деятельности подростков. Предполагаемый результат: - Благоприятный климат в коллективе. - Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверстников. - Успех коллектива в концертной деятельности. - Активность всех членов коллектива. Практика. экскурсии; совместное проведение праздников, дней рождения; походы здоровья. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - развиты физические данные ребенка, усвоена координация движений; - развиты музыкально-ритмические навыки; - развиты активность и самостоятельность в общении; - сформированы творческое мышление детей средствами хореографии. Личностные результаты: - сформирован интерес к танцевальному искусству; - усвоены трудолюбие, волевые качества целеустремленность, личности: стремление выносливость, к победе, настойчивость, дисциплинированность, организованность, ответственность; - сформированы навыки взаимодействия и сотрудничества. Предметные результаты: - усвоены приемы к самостоятельной и коллективной работе, самоконтролю и взаимоконтролю; - усвоены приемы актерского мастерства; - усвоены навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для обеспечения эффективности образовательного процесса занятия проводятся в просторном хореографическом зале со специальным покрытием, оснащенном зеркалами, станками. Обучающиеся должны быть обеспечены соответствующей формой одежды. Обувь: балетки – для освоения классического танца, носки - для изучения современных танцевальных направлений Одежда для девочек: легинсы, футболка, носки. Одежда для мальчиков: белая футболка, шорты, носки. Оборудование: Музыкальный центр с CD – 1 шт. Станки хореографические Гимнастические коврики – 15 шт. Информационное обеспечение: - аудиозаписи - хореографических видео - фильмы о танцах - фотографии - литература по йоге и хореографии. Кадровое обеспечение: 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: Название раздела, темы 1. 1.1 Основы классической хореографии Вводное занятие 1.2 практические занятия классической хореографией 1.3 показательные выступления 2. Йога 2.1 Мышечная система человека упражнения на определенные группы мышц 2.2 основные асаны 2.3 Развитие гибкости 2.4. асаны для тонуса и укрепления групп мышц Упражнения на расслабления 2.5 Материально техническое оснащение, дидактико методический материал хореографический зал, станки хореографические станки, спортивные коврики, ленты эластичные хореографические станки, спортивные коврики, ленты, кубики для гимнастики и стоп, теннисные мячики зал ДК, сцена, освещение, музыкальное сопровождение, костюмы, реквизит наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; гимнастический коврик, кубики наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии Словесный, наглядный Наглядное, практическое Формы учебного занятия Беседа, практика практика Наглядный, практический Беседа, практика практический выступление Наглядный, практический практика Наглядный, словесный опрос гимнастический коврик, кубики наглядный пример Наглядный, практический практика Наглядный, практический практика наглядный пример, гимнастический коврик наглядный пример, коврик гимнастический практика практика Наглядный, практический, практика словесный 3. Растяжка 3.1 Развитие эластичности всех групп мышц 4. современный танец наглядная практика, кубики, ленты эластичные, мячи, ковры наглядная практика, кубики, ленты эластичные, мячи, ковры хореографический зал 4.1. вводное занятие хореографический зал 4.2. практические занятия хореографический зал 4.3 показательные выступления 5. Итоговое занятие. зал ДК, сцена, костюмы, реквизит, музыкальное сопровождение, освещение хореографический зал Наглядный, практический практика Наглядный, практический практика Наглядный, практический, словесный Наглядный, практический, словесный Наглядный, практический, словесный практический практика наглядный, словесный Открытое занятие практика практика выступление 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Текущий контроль: - диагностика творческих способностей (1 раз в года в начале учебного года); - наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий (постоянно); - текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Промежуточная аттестация: - концерты (2 раза в год); - участие в праздничных мероприятиях ОУ и города (по плану воспитательной работы ОУ); - открытые занятия (1 раз в год). Способами оценивания результативности обучения являются: - тестирование (1 раз в года в начале учебного года); - мониторинг качества участия концертах и достижения(1 раз в года в конце учебного года); Диагностика результативности воспитательно-образовательного процесса В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей: 1. Качество знаний, умений, навыков. 2. Особенности мотивации к занятиям. 3. Творческая активность. 4. Эмоционально-художественная настроенность. 5. Достижения. Педагог может дополнять список показателей. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: первый уровень – подготовительный; второй уровень – начальный; третий уровень – освоения; четвертый уровень – совершенствования. Критерии оценки. Показатели Подготовитель ный уровень (I) Качество Ознакомление с знаний, умений, образовательно навыков. й деятельностью Особенности Неосознанный мотивации к интерес. Мотив занятиям случайный кратковременны й Начальный уровень(II) Уровень освоения (III) Владение основами знаний Овладение специальными ЗУН Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: Уровень совершенствов ания (IV) Допрофессиона льная подготовка Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет как будущую стороной процесса Творческая активность Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операцию по заранее заданному плану. Нет навыков самостоятельно го решения проблемы. Эмоционально- Подавленный, художественная напряженный. настроенность Бедные и маловыразитель ные мимика и жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Неустойчивая потребность воспринимать или исполнять произведения искусства. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получен новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения и задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. познавательный интерес к общению, стремление добиться высоких результатов. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может предложить интересные идеи, но часто не способен оценить их и выполнить. профессию Распознает разные эмоциональные состояния свои и других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии и исполнении произведений искусств. Распознает и оценивает разные эмоциональные состояния свои и других людей по жестам, мимике, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительност ь мимики, жестов, речи, голоса. Вносит предложения по развитию деятельности коллектива. Легко,быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальность и и гибкостью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, способностью к созданию новых идей. Достижения. Пассивное участие в делах студии Активное участие в делах студии Значительные результаты на уровне города, региона. Высокий уровень включенности в художественны й образ. Ненасыщаемая потребность в восприятии и исполнении произведений искусств. Значительные результаты на уровне города, области, России. Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ Методика изучения мотивов участия обучающихся в хореографической деятельности. Цель: выявление мотивов участия в хореографической деятельности. Ход проведения: Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа на вопрос используется следующая шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Что тебя привлекает в хореографической деятельности? 1. Интересное дело. 2. Общение. 3. Помочь товарищам. 4. Возможность показать свои способности. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность проявить организаторские качества. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов: Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12); в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании. - Ярославль, 2007. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося индивидуальный подход // Педагогика и психология. - 2002. - № 3. 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2015. и 4. Барышникова Т., Азбука хореографии. – М., Айрис-Пресс, 2003. Внешкольник. - 2003. - № 2 (5) 5. Воспитание по Иванову: вчера? сегодня? завтра? Проще простого? Ярославль, 2006. 6. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – театр / Под ред. Мерзляковой С.И. - М., Владос, 2004. 7. Поляков С.Д.О новом воспитании //Педагогика и психология.-2017.-№2. 8. Программы для внеклассной и внешкольной работы. - М., 2000. 9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.М. 2015. 10. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебновоспитательный комплекс вариативного образования. - Ярославль, 2000. 11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 2018. 12. Современный бальный танец / Под ред. В.М.Стриганова и В.И. Уральской. - М., Просвещение. 2011. 13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.-М., 2008. 14. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание//Советская педагогика – 2009, - № 12. 15. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 2013. 16. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе школы. М., 2006. Список литературы для родителей (законных представителей): 1. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960. 2. Ваганова А. Я. “Основы классического танца” Учебное пособие. Издательство "Искусство". Ленинград - Москва, 1963 г., 179 стр. Список литературы для обучающихся: 1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» Учебное пособие. Издательство "Искусство". Ленинград - Москва, 1963 г., 179 стр. 2. Иваницкий М.Ф., «Анатомия человека». Учебник для вузов физической культуры, 2008 г. - 476 с. 3. Лахманчен Г.Е. Эта замечательная йога / Г.Е. Лахманчен. - Москва: СИНТЕГ, 1992. - 174 c Интернет ресурсы 1. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические разработки по хореографии. 2. http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа. 3. http://www.horeograf.com Сайт содержит обширные подборки упражнений в разделе «Фонотека», методических материалов, записей вебинаров и семинаров для хореографов)