Департамент образования администрации Свердловской области Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Рекомендовано: Педагогическим Советом МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» Протокол № __ от «__» _________201__ г. Председатель ________ Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т. Н. Стаценко Приказ № ___ от «__» __________201__ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Палитра» Возраст: 8-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Роднаева Виктория Михайловна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как она дает возможность передать впечатления об окружающей действительности на бумаги с помощью карандаша, красок, мелков. Этот процесс вызывает у учащихся чувство радости, удивления. Рисование является важным средством эстетического воспитания детей. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования метапредметных качеств личности младшего школьника. Сегодня, когда в общеобразовательных учреждениях на изучение основ изобразительного искусства отводится весьма ограниченное время, развитие художественного творчества детей через систему дополнительного образования становится особенно значимым. Занятия способствуют снятию мышечного напряжения, повышают сенсорную чувствительность. У ребенка воспитывается аккуратность, терпение и выдержка, эстетический вкус, развивается эмоциональная сфера. Актуальность данной программы в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь. Основная задача на всех этапах освоения программы содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения, поэтому на занятиях имеет место игровая деятельность. Отличительная особенность общеразвивающей программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на обучающихся к активной познавательной и творческой работе. приобщение Программа предмета «Палитра» состоит из трех разделов — живопись, создание интерьерных картин с поталью, точечная роспись. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований, к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделах выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Адресант общеразвивающей программы. Возраст обучающихся в творческом объединении с 8 до 14 лет. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 8 14 лет, от 10 до 15 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе. Школьный возраст - это благоприятный период для развития творческих задатков и способностей. Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет свои особенности у ребенка. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов. В возрасте 8-14 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальныеработы. Подростки могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 45 минут (школьники), 30 минут (дошкольники). Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы–144 часа (36 недель). Срок освоения общеразвивающей программы – объем программы – 144 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Уровень: стартовый уровень, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Знакомство с художественными материалами, техниками и видами изобразительной деятельности, а так же с репродукциями известных художников. Перечень форм обучения: групповая форма обучения с учетом индивидуально - группового подхода. Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, выставка, мастер – класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, мастер – класс, практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах разного уровня. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Цель: развитие творческих, художественных способностей и материалами и личностных качеств обучающихся. Задачи: Обучающие знакомство с жанрами изобразительного искусства; знакомство с различными художественными техниками изобразительной деятельности; овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. знакомство с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; знакомство с особенностями живописи, навыками работы красками; знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и с особенностями декоративного рисования; знакомство с историей мирового искусства и современными художниками. Развивающие: развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; воспитание терпения, целеустремленности; воспитание аккуратности. воли, усидчивости, трудолюбия, Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Название раздела, темы Живопись. Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник». Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Цветовые растяжки. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Количество часов Формы аттестации/ Контроля Всего Теория Практика 68 12 48 Беседа. Практическое занятие. 10 2 8 Беседа. Участие в конкурсе. 10 2 8 Выставка.Практическое занятие. 7 1 6 Беседа. Участие в конкурсе. 10 2 8 Выставка.Практическое занятие. 7 1 4 Беседа. Участие в конкурсе. Выставка. Практическое занятие. 1.6. Техника работы акварелью «мазками». 10 2 8 1.7. Техника работы гуашью. 14 2 12 Беседа. Участие в конкурсе. Практическое занятие. 2. 2.1. 2.2. 3. Интерьерные картины с поталью. Правила работы с акриловыми красками.Особенност и работы с поталью. Создание интерьерных картин с поталью. 40 8 32 Беседа. Практическое занятие. Викторина. Участие в конкурсе. Выставка. 6 2 4 Беседа. Практическое занятие. 38 6 32 Беседа. Практическое занятие. Точечная роспись. 38 4 34 Беседа. Практическое занятие. Итого: 144 22 122 Содержание учебного плана 1 года обучения. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детским объединением.Основные материалы и инструменты, используемые в изобразительном искусстве. 1. «Живопись». Теоретическая часть: Виды и жанры изобразительного искусства. Средства живописи, их изобразительно-выразительные композиционного центра. возможности. Знакомство с Способы материалами выделения и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностьюспектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета.Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Материалы и инструменты для работы с гуашью. Уход за инструментами. Изучение основных этапов работы. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки цвета путем смешивания с различными цветами. Практическая часть: Выполнение цветовых растяжек. Выполнение упражнений на получение составных цветов из основных. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Техника работы акварелью «мазками». Техника работы акварелью. Натюрморт с натуры. Натюрморт из трёх предметов. Тоновая растяжка.Закрепление материала, рисование рисунков с использованием гуаши в различных техниках и жанрах. 2. «Создание интерьерных картин с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «холст», «поталь», «картон», «композиция». Повторение законов композиции. Правила работы с клеем. Как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота. Знакомство с основными правилами работы акриловыми красками. Уход за кистью. Практическая часть: Выполнение творческих работ с применением полученных знаний, разработка эскиза в карандаше, затем в цвете и перенос эскиза на холст. 2.2. «Правила работы с акриловыми красками. Особенности работы с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «холст», «поталь», «картон». Правила работы с клеем. Как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота. Знакомство с основными правилами работы акриловыми красками. Уход за кистью. Практическая часть: Выполнение творческих работ с применением полученных знаний, разработка эскиза в карандаше, затем в цвете и перенос эскиза на холст. 2.5. «Создание интерьерных картин с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Интерьер», повторение правил работы с акриловыми красками и поталью, клеем. Повторение понятия «композиция», повторение законов композиции. Практическая часть: Подбор темы для интерьерной картины. Создание эскизов в альбоме. Выполнение творческих работ по выбранным темам. 3. «Точечная роспись». Теоретическая часть: Знакомство с понятием «дотсы», «точечная роспись». Знакомство с историей происхождения точечной росписи. Стили нанесения рисунков. Основные инструменты и материалы для точечной росписи. Основные правила нанесения рисунка. Правила работы с акриловыми красками. Практическая часть: Подбор темы. Создание эскизов в альбоме. Перенос эскиза на холст или переплётный картон. Выполнение работы в цвете дотсами с применением полученных знаний. Планируемые результаты Метапредметные результаты: у детей сформировано чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развито колористического видения; развито художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; сформирована моторика, пластичность, гибкость рук и точности глазомера; сформированы организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развиты коммуникативные умения и навыкои, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Личностные результаты: у детей сформировано устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов; сформировано терпение, воля, усидчивость, трудолюбия, целеустремленности; воспитано аккуратность. Предметные результаты: познакомились с жанрами изобразительного искусства; познакомились с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладели основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобрли умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. познакомились с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; познакомились с особенностями живописи, навыками работы красками; познакомились с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и с особенностями декоративного рисования; познакомились с историей мирового искусства и современными художниками. Комплекс организационно-педагогических условий. Материально-техническое обеспечение: Перечень оборудования, инструментов, материалов: Учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп. образования – 15 шт. Стулья – 15 шт. Стол учительский – 2 шт. Шкаф для хранения учебного материала – 3 шт. Доска учебная – 1 шт. Лампа дневного света – 6 шт. Живопись: 1. Простой карандаш KOH-I-NOR: HB, 2B; 2. Ластик Erich Krause; 3. Альбом (24 листа); 4. Гуашь ГАММА (12 или 16 цветов); 5. Акварельные медовые краски (6-12 цветов); 6. Белая гуашь ТИТАНОВАЯ; 7. Кисти «Синтетика» или «Нейлон» круглой формы: №1, №3 или №4, №5 или №6, №8 или №9, №15 или №16 (плоские кисти по желанию); 8. Палитра ПОСКАЯ деревянная или пластмассовая; 9. Баночка для воды; 10. Малярный скотч (размер средний или узкий); 11. Сухая тряпочка; 12. Влажные салфетки; 13. Фартук; 14. Бумага для акварели формат А3, плотность 200г; Интерьерные картины с поталью: 1. Простой карандаш KOH-I-NOR: HB или 2B; 2. Ластик Erich Krause; 3. Альбом (24 листа); 4. Акриловые краскиЛУЧ (12 цветов); 5. Отдельно белая акриловая краска глянцевая; 6. Кисти «Синтетика» или «Нейлон» круглой формы: №1, №3 или №4, №5 или №6, №8 или №9, №15 или №16 (плоские кисти по желанию); 7. Палитра ПОСКАЯ деревянная или пластмассовая; 8. Баночка для воды; 9. Малярный скотч (ШИРОКИЙ); 10. Сухая тряпочка; 11. Влажные салфетки; 15. Фартук; 16. Поталь листами «Классическое золото» (примерно 2-4 упаковки); 17. Клей для потали 50 мл(можно больше); 18. Золотой акрил 1 баночка «Классическое золото» (на 2 или 3 человек); 19. Перчатки для работы с акриловой краской (3 штуки); 20. Клеёнка для работы (чтобы было удобно постелить на парту на время работы); 21. Загрунтованный холст на подрамнике (3 шт.) размером 30*40 см ИЛИ загрунтованный холст на картоне; Точечная роспись: 1. Дотсы; 2. Акриловые краски ЛУЧ (12 цветов); 3. Палитра с круглыми отделениями; 4. Загрунтованный холст на подрамнике (3 шт.) формат А4, А3; 5. Влажные салфетки (большая упаковка); 6. Сухая тряпка; 7. Простой карандаш KOH-I-NOR: 6В, 2В; 8. Упаковку принтерной бумаги белого цвета; 9. Набор кистей «Синтетика», 2 шт. Информационное обеспечение: - словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; - практические: упражнения; - метод игры; - методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха. - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. Реализация источников, программы электронных предполагает дидактических использование материалов и интернет цифровых образовательных ресурсов. Наглядное пособие по темам: «Освоение основ света и тени.», «Многообразие линий в природе», «Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна», «Цветовой спектр. Основные и составные цвета», «Цветовой круг», «Декоративная выразительность природной формы», «Композиция пейзажа», «Стилизация и трансформация форм в композиции». Образцы работы по темам: «Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна», «Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет», «Техника работы акварелью «мазками», «Точечная роспись», «Интерьерная картина на холсте с поталью», «Влияние фона на предмет. Темное на белом», «Абстракция. Опыт Кандинского», «Художественный образ и форма», «Стилизация и трансформация форм в композиции». Кадровое обеспечение: Количество педагогов, ведущих занятие: 1. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: № Название раздела, темы 1. Живопись 1.1 Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник». Формы учебного занятия Словесный, наглядный, практический Беседа, игра Словесный, наглядный, практический Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, практическая работа, анализ работ Словесный, наглядный, практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Словесный, наглядный, практический Техника работы акварелью «мазками». ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Участие в конкурсах, просмотр работ. Открытое занятие. Техника работы гуашью. ПК, наглядные пособия; цветные Словесный, наглядный, Беседа, анализ работ, Цветовой спектр. Основные и составные цвета. 1.3 Цветовые растяжки. 2. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». 2.2 1.2 Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии 1.2 2.1 Материально техническое оснащение, дидактико методический материал ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Выставка работ, беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах, Практическая работа, анализ работ 1.3 Интерьерные картины с поталью. 2. Правила работы с акриловыми красками. Особенности работы с поталью. 2.1 Создание интерьерных картин с поталью. 2.2 Точечная роспись. иллюстрации; фотографии практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, практическая работа, анализ работ Выставка работ, беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах, Практическая работа, анализ работ Словесный, наглядный, практический Участие в конкурсах, просмотр работ. Открытое занятие. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективностьобразовательнойпрограммыпрослеживаетсяпокачест вувыполняемыхработ,участиюввыставкахразличногоуровняиитогаматтестац ии.Поитогампервогогодаобученияпроводитсяпромежуточнаяаттестация,поит огамвторогогодаобученияпроводитсяитоговаяаттестация.Промежуточнаяиит оговаяаттестацияобучающихсяпроводитсявсоответствиис«Положениемофор мах,периодичности,порядкетекущегоконтроляуспеваемостиипромежуточной аттестацииобучающихся» и«Положениемо порядке и формах проведения итоговойаттестации обучающихся». Проверкатеоретическихзнанийпроводитсявформетестирования,практич еских навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.Результаты тестированияоформляютсяпротоколом. Вначалеучебногогодапроводитсядиагностиказнанийиуменийобучающи хсядляопределенияисходногоуровняобученностивформепрактическойработы иустногоопроса.Впроцессевсегообученияпопрограмме ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе,самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, вигровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контрольпозволяют корректировать учебный процесс для достижения более высокихрезультатов. Формойпредъявленияидемонстрацииобразовательныхрезультатовявля ются:выставкиработ,участиевконкурсахразличногоуровня,проведениеоткрыт огозанятия. ОЦЕНОЧНЫЕМАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использовании специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов - ребенок овладел менее 1балл чем 50% объема знаний, предусмотренных 2балла программой; 3балла -употребление специальных терминов, как правило, избегает. - объему освоенных знаний составляет более50%; ребенок сочетает специальную терминологию сбытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2.Практическиеум енияврамкахпрогр аммыдополнитель ногообразования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее 1 балл чем 50% предусмотренных умений 2 и навыков; испытывает балла серьезные затруднения 3 балла при работе с оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всем и умениями навыками, пред усмотренным и программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. Выполнение практического задания, участие в выставке работ, участие в конкурсах фестивалях Оценкарезультатовподготовкиотдельногообучающегосяскладываетсяпоформ уле: Т+П, ГдеТ–количествобалловпотеоретическойподготовке;Пколичествобалловпопрактическойподготовке. Всоответствиисоценкойрезультатовподготовкиопределяетсяуровеньподготов ки обучающегосяпо программе: 5-6баллов–высокийуровень,3-4 –средний уровень, 0-2–низкийуровень. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ 12. Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2012. – 86с. 2. Горский В. Дополнительное образование. – М.,2011. 3. Жданова Н.С. Перспектива.- М.: ВЛАДОС, 2014. – 244с. 4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20112012. – 420с. 5. Луковенко Б. А. Рисунок пером.–М.: Изобразительное искусство, 2000.– 154 с. 6. М., «Просвещение», 2011. 7. МейстерА.Г.Бумажнаяпластика.Домашнеерукоделие.–М.:Астрель, 8. Погейни Уилли Искусство рисования. - Минск,2011 9. Селютин Игорь Волшебный карандаш. - М.,2015 10. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2013. – 147с. 11. ФЗ № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации». 12. Шабаев М. Б. Цветные карандаши.–М.: Юный художник, 2012. – 115 с. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на урокахдекоративного Список литературы для обучающихся: 1. Конышева Н.М. Чудесная мастерская.- LINKA-PRESS.2015 2. Медведева О.П. Творческое моделирование.- Ростов-на-Дону,2014 3. Погейни Уилли Искусство рисования.- Минск,2011 4. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская.- Изд дом «Федоров»2012 5. Селютин Игорь Волшебный карандаш.- М.,2015 6. Цирулик Н.А., Уроки творчества. – Изд. дом «Федоров»2012 Список литературы для родителей: 1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 2. Кристофер Харт. Начать рисовать просто! Базовый курс. – Эксмо – Пресс, 2018 г. Приложения Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» 20__/20___учебный год Вид аттестации (предварительная, итоговая) текущая, промежуточная, Детское объединение Образовательная программа и срок ее реализации: № группы № год обучения кол-во обучающихся в группе ФИО педагога: Дата проведения аттестации: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ № Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации (уровень) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Всего аттестовано ____ обучающихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень ____чел. средний уровень _______чел. Подпись педагога Члены аттестационной комиссии низкий уровень ______чел. Приложение 2. Анкета для обучающихся по выявлению интереса к изобразительной деятельности. Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем любишь заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________ 2. Какими изобразительными материалами больше нравится рисовать (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.)? __________________________________________________________________ 3. Какие темы наиболее часто ты рисуешь? __________________________________________________________________ 4. Обращаешься ли ты за помощью к родителям или учителю в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? __________________________________________________________________ 5. С какими нетрадиционными техниками рисования ты знаком? __________________________________________________________________ 6. Посещаешь выставки, музеи? ______________________________________ 7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях изо? __________________________________________________________________ 8. Твои пожелания? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество