ДООП Вокальная студия Ассоль

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия «Ассоль»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Пономарев Евгений Борисович,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность, разработана с учётом
требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных образовательных

технологий при реализации образовательных программ.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»

в

рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской

области

методических

от

26.06.2019

рекомендаций

финансирования

дополнительного

г.

№

70-Д

«Правила

«Об

утверждении

персонифицированного

образования

детей

в

Свердловской

области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Актуальность общеразвивающей программы.
В настоящее время у подрастающего поколения повысился интерес к
эстрадному

пению.

Стремление

выступать

на

эстрадных

концертах,

участвовать в конкурсах и сочинять собственные песни захлестнуло

молодежь. Такое рвение со стороны начинающих певцов похвально, но
отрицательную роль здесь, как правило, играет отсутствие профессионализма
как в вокальном плане (плохая вокальная подготовка или отсутствие ее), так и
сценическом (опыт сценических выступлений), что является главным
препятствием и неотъемлемым элементом на пути становления полноценного
артиста.

Поэтому

актуальным

вопросом

современной

вокальной

педагогической практики стал вопрос обучения и воспитания эстрадного
певца. Причём в понятие воспитание здесь включается и здоровое
голосообразование, и исполнительская культура, и общее музыкальное
развитие

обучающихся.

К

сожалению,

общепринятое

понимание

так

называемой «эстрадной манеры пения» дискредитировало себя в среде
академических музыкантов. В настоящее время назрела необходимость для
профессиональных педагогов-вокалистов повернуться лицом к современным
требованиям и заполнить существующую нишу в деле образования молодых
эстрадных исполнителей. Не отвергая, не снижая ценности достижений
мировой эстрады, опытный педагог-вокалист способен привить высокий вкус,
правильно поставить голос, воспитать собственную для каждого исполнителя
манеру пения.
Отличительные

особенности

общеразвивающей

программы

заключаются в том, что происходит интегрированное обучение основам
вокала, сценического движения, актерского мастерства с использованием
дыхательных, ритмических и вокальных упражнений, направленных не только
на овладение содержания программы, но и оказывающих положительное
влияние на здоровье обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы.
Данная программа адресована для дополнительного образования детей в
возрасте от 7 до 15 лет. Этот возраст характеризуется повышенной
активностью, расширением круга интересов и побуждений, стремлением
утвердить свою самостоятельность. Количество детей в одной группе – 15
человек.
Характеристика обучающихся по программе

Обучающиеся в возрасте 7-8 лет располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных
задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики
познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение,
мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического
развития данной возрастной категории: высокому уровню активности,
повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает
частую смену деятельности с использованием элементов импровизации,
созданием ситуации игры.
В возрасте от 9-12 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки

и

юноши

уже

могут

мыслить

логически,

заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно

заметным

в

эти

годы

становится

рост

сознания

и

самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы
осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Подростки 13-15 лет могут длительное могут длительное время
удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его
между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп
работы.
Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какуюлибо работу вполне самостоятельно.
Режим занятий:
1. Первый год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа;
2. Второй год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;
3. Третий год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа
Объем общеразвивающей программы -

общее количество учебных

часов, запланированных на весь период обучения - 420 часов, а именно в
объеме 204 ч. - первый год обучения (три раза в неделю по 2 часа); 144 ч. второй год обучения (два раза в неделю по 2 часа); 72 ч.- третий год обучения
(один раз в неделю по 2 часа).

Срок освоения общеразвивающей программы – 3 года:
Уровневость общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень» - занятия строятся на балансе теории и практики и
включают в себя: теоретические представления о строении и работе
голосового аппарата, вокальные и

дыхательные упражнения, подбор

репертуара (в соответствии с особенностями голоса воспитанников), актерские
и пластические этюды первого уровня на раскрепощение и снятие зажимов.
Постановка и показ сценического номера в условиях класса или на сцене.
«Базовый уровень» - занятия строятся на повторении и закреплении
учебного материала прошлого года, с постепенным введением нового
материала.

Актерские

и

пластические

этюды

второго

уровня

на

раскрепощение и снятие зажимов. Работа и показ сценического номера в
условиях класса и сцены.
Формы обучения:
1. Групповая;
2. Индивидуально – групповая
Виды занятий:
1. Теоретические занятия с использованием наглядности (мультимедиа
презентации, использование аудио и видео материалов

по темам учебной

программы);
2. Практические занятия (упражнения на развитие вокальных навыков,
песенное творчество, актерские этюды, сценическое движение и т. д.);
3. Сценические выступления (участие в конкурсах, фестивалях,
концертах).
Формы подведения результатов:
1. Открытые занятия;
2. Концерты и праздники;
3. Конкурсы и фестивали различного уровня.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель общеразвивающей программы - развитие и совершенствование
творческих способностей, музыкальной культуры и общего кругозора
обучающихся средствами вокального (эстрадно-джазового) искусства.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
1. развить и сформировать вокальные и сценические навыки;
2. обучить

приёмам

самостоятельной

и

коллективной

работы,

самоконтроля;
3. сформировать координацию деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
1. развить интерес к предмету;
2. развить потребности в самопознании и саморазвитии, стремлению к
самосовершенствованию;
3. сформировать

волю,

дисциплинированность,

взаимодействие

с

партнёрами;
Воспитательные:
1. воспитать

ценностное

отношение

к

вокальному

искусству

сценической деятельности в целом;
2. воспитать музыкально-эстетический вкус обучающихся;
3. воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
4. воспитать чувство коллективизма.

и

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план первого года обучения
№

Тема занятий

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы аттестации/
контроля
Беседа. Опрос.
Прослушивание

1

Введение. Знакомство с
участниками коллектива.
Диагностика музыкальных
данных детей. Охрана и
гигиена голоса.

4

2

2

2

Певческая установка

2

-

2

3

Работа над дыханием

15

1

14

4

Звукообразование. Атака
звука. Резонаторы.
Регистры. Диапазон и
тембр голоса

18

1

17

5

Артикуляция. Дикция.

14

-

14

Прослушивание.
Пед.наблюдение

6

Работа над звуком.
Способы звуковедения.
Интонация. Унисон.
Внутренний слух.

30

-

30

Прослушивание.
Пед.наблюдение

7

Работа над ритмом

10

-

10

16

6

10

10

4

6

8
9

Работа над произведением
(Песенное творчество)
Средства музыкальной
выразительности

10

Сценическое движение

30

-

30

11

Нотная грамота

10

1

9

12

Концертная подготовка

45

1

44

ИТОГО:

204

16

188

Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение

Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Опрос. Тестирование
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
конкурсы, отчетный
концерт, открытые
занятия

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Введение. Знакомство с участниками коллектива. Диагностика
музыкальных данных детей. Охрана и гигиена голоса.- Установка на
сотрудничество
Теория:
- знакомство с детьми в игровой форме.
- Что такое вокальное искусство, его истоки, основные муз.направления.
- Причины заболевания органов голосообразования. Нарушения голоса.
Режим работы, режим питания, режим сна вокалиста. Профилактика вредных
привычек. Закаливание организма.
Практика:
- Диагностика музыкальных данных и творческих способностей детей
( чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память и т.д.)
2. Певческая установка:
Теория: беседа о том, как правильно петь в положении сидя и стоя.
Практика: Показ правильной позы и положения певца во время пения
сидя и стоя
3. Работа над дыханием
Теория: виды певческого дыхания (верхнее, нижнее, короткое,
длинное, через нос, через рот и т.д.)
Практика: Упражнения на выработку певческого дыхания без звука, со
звуком
4. Звукообразование. Атака звука. Резонаторы. Регистры. Диапазон и
тембр голоса
Теория: Беседа о том, что такое звук, как он появляется, где может
находится звук, какие бывают звуки и т.д.
Практика: Атака звука (мягкая, твердая, придыхательная)
- Регистры (головной, грудной, упражнения на развитие регистров)
- Диапазон и тембр певческого голоса (речевой диапазон, примарные
тона, рабочий диапазон, беседа о тембре, тембр - окраска голоса, музыкальные
игры, связанные с тембром голоса)

5. Артикуляция. Дикция
Практика:
- Речь разговорная и певческая
- Произношение гласных и согласных
- Выравнивание звучания гласных по тембру
- Артикуляционная гимнастика для губ и языка
- Упражнения на снятие различного вида «зажимов»
- Использование скороговорок
6. Работа над звуком. Способы звуковедения. Интонация. Унисон.
Внутренний слух.
Практика:
- Способы звуковедения (legato, staccato, non legato)
- Зависимость звуковедения от атаки звука
Интонация:
- пение с поддержкой инструмента
- пение вместе с педагогом
- пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и
основных ступеней лада
- упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха
Унисон:
- пение упражнений без инструментального сопровождения
- пение канонов
Внутренний слух:
- Слуховое внимание
- Постоянный самоконтроль
7. Работа над ритмом
Практика: различные ритмические упражнения (прохлопать в ладоши,
простучать языком, протопать ногами и т.д.)
8. Работа над произведением (Песенное творчество)
Теория:
-выразительность и эмоциональность подачи текста

- акцентировка внимания на основных моментах произведения
- осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение
границ музыкальных фраз, определение кульминации
- понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить
картинку и в результате – донести до зрителя
Практика: Применение полученных знаний, умений и навыков на
песенном материале
9. Средства музыкальной выразительности
Теория:
- Определение понятия - мотив, фраза, мелодия
- Определение понятия - темпы и нюансы
- Определение понятия - музыкальная форма
- Определение понятия - музыкальный стиль
- Определение понятия - музыкальный жанр
Практика: Определить на слух и назвать каждое из средств
музыкальной выразительности
10. Сценическое движение
Практика:
- Сценическая разводка песни
- Танцевальные движения во время пения
- Упражнения на пластику
11. Нотная грамота
Теория:
- Понятие лада (мажор, минор)
- Изучение нот
Практика:
- Пение простых песен по нотам
- Использование приёма «пение по руке»
12. Концертная подготовка
Практика:
- выбор и разучивание концертного репертуара,

- подготовка костюмов,
- постановка номеров,
- репетиции на сцене,
- работа с микрофоном
- работа со звукооператором

Учебный (тематический) план второго года обучения
№

1

2

Тема занятий
Повторение и
закрепление навыков,
приобретенных в
первом году обучения
Постановка голоса.
Развитие вокальных
навыков. Эстрадноджазовые упражнения.
Диапазон и тембр
голоса

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

1

1

40

-

40

Певческое дыхание

10

-

10

4

Артикуляция. Дикция.

15

-

15

15

-

15

20

10

10

10

1

9

10

-

10

22

-

22

144

12

132

5

6
7
8
9

Беседа. Опрос.
Прослушивание
Прослушивание.
Пед.наблюдение

3

Работа над звуком.
Способы
звукоизвлечения.
Интонация.
Внутренний слух.
Работа над
произведением
(Песенное творчество)
Основы джазовой
импровизации
Сценическое движение
Концертная
подготовка
ИТОГО:

Формы
аттестации/контроля

Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение

Прослушивание.
Пед. наблюдение
Прослушивание.
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Конкурсы, отчетный
концерт, открытые занятия

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Повторение и закрепление навыков, приобретенных в первом году
обучения
Теория:
-Что такое звук и как он образуется
- Строение голосового аппарата
- Профилактика вредных привычек
- Режим работы, режим сна, режим питания певца
Практика:
- повторить произведения из репертуара обучающихся
2. Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Эстрадно-джазовые
упражнения. Диапазон и тембр голоса
Практика:
Распевочный цикл упражнений:
- нижний регистр + дыхание
- нижний регистр + «штробас»
- верхний регистр + дыхание + Ы
- певческое «вибрато»
- смешанное звукоизвлечение – Микст (соединение регистров)
3. Певческое дыхание
Практика:
Упражнения для развития навыков пения на «опоре» (реберно-диафрагмовое
дыхание):
- упражнение «со скакалкой»
- упражнение «глубокий вдох»
- упражнение «хэй»
4. Артикуляция. Дикция
Практика:
- Упражнения на развитие дикции и артикуляции
- Упражнения на снятие различного вида «зажимов»
- Использование музыкальных скороговорок

- Произнесение звукоряда из гласных с добавлением согласных (У-О-А-Э-И;
пта-пто-пту-птэ-пти; хта-хто-хту-хтэ-хты-хти; бра-брэ-бри-бро-бру …)
5. Работа над звуком. Способы звукоизвлечения. Интонация. Внутренний
слух.
Практика:
- Способы звуковедения (legato, staccato, non legato)
- Зависимость звуковедения от атаки звука
Интонация:
- пение с поддержкой инструмента
- пение вместе с педагогом
- пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и
основных ступеней лада
- упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха
Внутренний слух:
- Слуховое внимание
- Постоянный самоконтроль
6. Работа над произведением (Песенное творчество)
Теория:
-выразительность и эмоциональность подачи текста
- акцентировка внимания на основных моментах произведения
- осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение границ
музыкальных фраз, определение кульминации
- понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку и
в результате – донести до зрителя
Практика:
- Работа над интонацией, дикцией, дыханием, отработка проблемных мест в
произведении, репетиции с микрофоном
7.

Основы джазовой импровизации

Теория:
понятие импровизация. Джаз – как музыкальное направление. Истоки джаза.
Разновидности джаза – блюз, соул, босса-нова
Практика:

- Упражнения на импровизацию:
T-D-S-T – стандартная схема
T-T-T-T-S-S-T-T-D-S-T-T – блюзовая схема
8.. Сценическое движение
Практика:
- Сценическая разводка
- Танцевальные движения во время пения
- Упражнения на пластику
9. Концертная подготовка
Практика:
- выбор и разучивание концертного репертуара
- подготовка костюмов
- постановка номеров
- репетиции на сцене
- работа с микрофоном
- работа со звукооператором

Учебный (тематический) план третьего года обучения
№
1

2

Тема
занятий
Повторение и
закрепление
навыков,
приобретенных во
втором году
обучения
Постановка голоса.
Развитие вокальных
навыков. Эстрадноджазовые
упражнения.
Речевой и
певческий диапазон

Количество часов
Всего
Теория
Практика

2

1

1

4

5

6

7
8

Артикуляция.
Дикция.
Работа над звуком.
Интонация.
Внутренний слух.
Работа над
произведением
(Песенное
творчество)
Сценическое
движение
Концертная
подготовка
ИТОГО:

Беседа. Опрос.
Прослушивание

Прослушивание с
микрофоном.
Пед.наблюдение
15

-

15

5

2

3

Прослушивание.
Пед.наблюдение

3
Регистры

Формы аттестации/контроля

5

-

5

Прослушивание.
Пед.наблюдение

5

-

5

Прослушивание.
Пед.наблюдение

15

5

10

5

-

5

20

-

20

72

8

64

Прослушивание.
Пед.наблюдение
Пед.наблюдение
Конкурсы, отчетный
концерт, открытые занятия

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1. Повторение и закрепление навыков, приобретенных во втором году
обучения
Теория:
- Что такое звук и как он образуется
- Строение голосового аппарата
- Профилактика вредных привычек
- Режим работы, режим сна, режим питания певца
- История джаза. Импровизация.
Практика:
- повторить произведения из репертуара обучающихся
Для детей пубертатного возраста необходима диагностика начинающейся
перестройки голоса.
2.

Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Эстрадно-джазовые

упражнения. Речевой и певческий диапазон
Практика:
Распевочный цикл упражнений:
- упражнения на нижний регистр + дыхание +Ы
- упражнения на верхний регистр + дыхание + Ы
- упражнения на чистое интонирование
- певческое «вибрато»
3. Регистры
Теория:
- понятие «головной регистр» (высокий, легкий, «полётный» звук)
- диапазон извлечения (от ля бемоль первой октавы и выше)
- понятие «грудной регистр» (низкий, «сочный», насыщенный звук)
- диапазон извлечения (от ми бемоль первой октавы и ниже)
Практика:
- способы звучания головного регистра: «купол», правильно открытый рот,
участие головных резонаторов, реберно-диафрагмовое дыхание

- способы звучания грудного регистра: более «открытый», приближенный
звук, участие грудных резонаторов
- работа над микстом (соединение головного и грудного регистров)
4. Артикуляция. Дикция
Практика:
- Упражнения на развитие дикции и артикуляции
- Упражнения на снятие различного вида «зажимов»
- Использование музыкальных скороговорок
- Произнесение звукоряда из гласных с добавлением согласных (У-О-А-Э-И;
пта-пто-пту-птэ-пти; хта-хто-хту-хтэ-хты-хти; бри-брэ-бра-бро-бру …)
5. Работа над звуком. Интонация. Внутренний слух.
Практика:
- Способы звуковедения (legato, staccato, non legato)
- Зависимость звуковедения от атаки звука
Интонация:
- пение с поддержкой инструмента
- пение вместе с педагогом
- пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и
основных ступеней лада
- упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха
Внутренний слух:
- Слуховое внимание
- Постоянный самоконтроль
6. Работа над произведением (Песенное творчество)
Теория:
-выразительность и эмоциональность подачи текста
- акцентировка внимания на основных моментах произведения
- осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение границ
музыкальных фраз, определение кульминации
- понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку и
в результате – донести до зрителя

Практика:
- Работа над интонацией, дикцией, дыханием, отработка проблемных мест в
произведении, репетиции с микрофоном
7.

Основы джазово-блюзовой импровизации

Практика:
- Упражнения на импровизацию:
T-D-S-T – стандартная схема
T-T-T-T-S-S-T-T-D-S-T-T – блюзовая схема
8.

Сценическое движение

Практика:
- Сценическая разводка
- Танцевальные движения во время пения
- Упражнения на пластику
9.

Концертная подготовка

Практика:
- выбор и разучивание концертного репертуара
- подготовка костюмов
- постановка номеров
- репетиции на сцене
- работа с микрофоном
- работа со звукооператором

2.4.Планируемые результаты
1. Владеть необходимым запасом специфических вокальных навыков согласно
содержанию программы;
2. Вовлечение значительного числа обучающихся желающих заниматься
данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным
ценностям, получение практических навыков для самостоятельного
исполнения.;
3. Укрепление коллектива, как творческой единицы для участия в концертной
деятельности на районном, городской и региональном уровне;
4. Просветительская деятельность коллектива – пропаганда музыкального
искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, благотворительная
концертная деятельность.
- метапредметные результаты:
1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
музыкальной и иной деятельности, учитывая позиции других участников
2. Владение навыками вокальной и музыкальной деятельности
3. Самостоятельное разучивание нового материала
- личностные результаты:
1. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, спорта,
общественных отношений
2. Развитие чувства патриотизма, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной
3.

Сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития общества, основанного на диалоге культур, осознание своего
места в поликультурном мире
4. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной,
общественно-полезной, проектной и других видах деятельности
5. Умение представлять себя и остальных участников коллектива на конкурсах
и фестивалях различного уровня
6. Слаженность работы в группе
- предметные результаты:

Обучающиеся после программы обучения должны знать:
1. Как образуется звук
2. О работе голосового аппарата, охрану и гигиену голоса
3. Приёмы звуковедения: legato, non legato, staccato
4. Роль слова в пении
5. О средствах музыкальной выразительности
6. О регистрах, диапазоне, тембрах певческого голоса
7. Основы джазово - блюзовой импровизации
Обучающиеся после программы обучения должны уметь:
1. Соблюдать певческую установку сидя и стоя
2. Равномерно расходовать дыхание при пении музыкальной фразы, петь
короткие фразы на одном дыхании
3. Петь свободно, легко и непринужденно на всех участках певческого
диапазона
4. Чисто интонировать в упражнениях и песнях
5. Ясно выговаривать слова, правильно формировать гласные и чётко
произносить согласные
6. Пользоваться мягкой атакой звука, как основным приемом
звукообразования. Петь без напряжения легким звуком
7. Создавать эмоционально-художественный образ произведения
8. Применять танцевальные движения при исполнении песни
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования:
- просторный кабинет для теоретических и практических занятий;
- столы;
- стулья;
- зеркало во весь рост;
- реквизит;
- концертные костюмы

Перечень музыкальных инструментов:
- фортепиано 1 шт
- синтезатор

1 шт

- музыкальный центр «SAMSUNG» 1 шт
Звукоусилительная аппаратура:
- микшерский пульт 1 шт
- звукоусилительные колонки 2 шт
- радиомикрофоны

6 шт

- шнуровые микрофоны

3 шт

- ноутбук 1 шт
Информационное обеспечение:
1. Интернет – источники;
2. Аудио записи студии;
3. Видео записи студии;
4. DVD - диски
Кадровое обеспечение:
Пономарев Евгений Борисович, педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории, образование высшее, квалификация – учитель
музыки

по

специальности

«Музыкальное

образование»

(Пермский

Государственный Педагогический Университет, 2000 г.)
Методические материалы:
1. Методическая литература по эстрадному вокалу:
- Школа пения в речевой позиции (пособие)
- Фонопедический метод развития голоса (пособие)
2 Сценарии праздников, концертов, спектаклей
3 Словари, справочники
4 Дидактический материал (наглядные плакаты по пению, репертуарные
сборники)
В

основе

методики

воспитания

эстрадного

певца

лежит

симбиоз

теоретических знаний классической школы вокала, практических навыков
современного эстрадного вокала, и, несомненно, собственный опыт и вкус

педагога-вокалиста. Поступив в коллектив в любом возрасте, ребенок
получает возможность ознакомиться с содержанием обучения предыдущих
лет, благодаря сквозному построению тем, их повторению по истечении
времени на более высоком уровне. Вокальный репертуар подбирается в
соответствии с учётом возрастных и психологических особенностей детей, их
вокальных данных.
3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
В реализации программы используются следующие виды аттестации /
контроля образовательного процесса:
- в начале учебного года - беседа, опрос, тестирование, анкетирование;
- в течение всего учебного года - педагогическое наблюдение, диагностика,
самостоятельная работа, опрос, конкурсные выступления;
- в конце учебного года или курса обучения – открытый урок – концерт,
отчётный концерт, конкурсные выступления.
Формы подведения итогов образовательного процесса:
- открытые занятия;
- тематические концерты;
- отчётные и итоговые концерты;
- конкурсы и фестивали различного уровня (районный, городской, областной,
региональный, всероссийский, международный)

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».

11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Литература для педагога
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ ТГАКИ,
Тюмень, 2008
2. Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школе-студии,
Тюмень, 2007
3. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Методические
рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного вокала. Тюмень,
2007
4. Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень, 2010
5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. – М.:
МГУКИ, 2007
6. Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки, 2008
7. Сет Риггз. Пойте, как звёзды. Спб. 2007

8. Самые интересные сценарии для семейных праздников и корпоративов. –
М.: Эксмо, 2009
9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.: Эксмо, 2009
10. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. – Москва:
Издательство АСТ, 2015
Интернет – ресурсы
1. Детский голос. Методика постановки голоса у детей
https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey2402885.html
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса
https://www.emelyanov-fmrg.ru/
3. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие.
https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html
4. Сэт Риггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков
https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».