ДООП Бумажная мастерская

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажная мастерская»
Возраст обучающихся: 5-15 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Бодрова Елена Рудольфовна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

Настоящая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая

программа имеет художественную направленность, разработана с учётом
требований

к

содержанию

и

оформлению

программ

образования детей и опирается на следующие

дополнительного

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

технологий при реализации образовательных программ.

образовательных

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017
г. № 1642.
10.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»

в

рамках

национального проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о структуре,

порядке

разработки и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Программа создает условия для творческого самовыражения обучающихся
посредством знакомства с различными техниками работы с бумагой, таким как
аппликация, бумагопластика, оригами, квиллинг, и практической деятельностью
по созданию творческих работ.

Программа

«Бумажная

мастерская»

направлена

на

приобщение

обучающихся к миру искусства, на развитие у них художественно-эстетического
вкуса,

художественных

всестороннему

способностей

личностному

и

склонностей.

развитию,

Способствует

обеспечивает

развитие

интеллектуальных умений, необходимых для осознания себя в качестве
личности,

способной

к

самореализации,

что

повышает

и

самооценку

обучающихся, и их оценку в глазах окружающих. Программа является основой
для дальнейшего знакомства обучающихся различными видами декоративно прикладного искусства, которое

обогащает творческие стремления детей

преобразовывать мир.
Актуальность данной программы определяется:
-

целью

современного

образования,

в

котором

дополнительному

образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом
воспитании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей,
развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе;
- необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров
подрастающего поколения;
- потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием
созидать, создавать прекрасное, своими руками;
- запросом со стороны педагогов начальной школы, отмечающих у
большинства учеников, проблемы с развитием мелкой моторики рук;
- запросом детей и их родителей на программы художественноэстетического развития, которые способствуют развитию личности ребенка в
процессе продуктивной творческой деятельности, материально - технические
условия для реализации которых, имеются на базе Дома детского творчества
«РАДУГА».
Так же актуальность, программы заключается, в возможности используя,
для работы только бумагу создавать шедевры. Изготовленные из простой бумаги
работы: картины, открытки, сувениры и даже украшения, не требуют больших

временных и материальных затрат, но благодаря своей ажурности и лёгкости
смотрятся всегда выигрышно и изыскано.
Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества,
развивает индивидуальность, творческую свободу, нестандартность мышления,
предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских
способностей, дает возможность поверить в себя, в свои способности,
почувствовать себя творцом.
Новизна программы заключается в том, что в ней охвачено несколько,
очень разных техник работы с бумагой, каждый раздел это новая бумажная
техника с её углубленным изучением. Это позволяет обучающимся

быстро

развиваться и совершенствоваться, не стоять на месте, что очень важно, так как
дети быстро устают от одного вида работ. Освоив определенный вид бумажного
творчества – обучающийся переходит к следующему новому, что позволяет
сохранить интерес к дальнейшей работе по программе. Бумажные

техники

постоянно обновляется , появляются новые направления Pop Up Cards, Айрис
Фолдинг которые вошли в программу.
В

рамках

программы

осуществляется

интеграция

со

смежными

дисциплинами – историей, основами композиции и цветоведения, основами
дизайна, что значительно расширяет кругозор у обучающихся и способствует
углублению знаний по предметам.
Отличительные

особенности

программы

«Бумажная

мастерская»

заключаются в том, что:
- предварительная подготовка к занятиям не имеет значения, в одной
группе могут обучаться разновозрастные обучающиеся;
- подобран и разработан комплект дидактических материалов для
изготовления изделий с учетом возрастных особенностей обучающиеся;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во
время работы;

- в процессе обучения реализуется дифференцированный подход,
учитываются индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для
более успешного творческого развития.
Ещё одной особенность данной программы является то, что она даёт
возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в различных
(более десяти) техниках работы с бумагой. Таких, как

аппликация,

бумагопластика - искусство художественного моделирования из бумаги,
различными техниками оригами - искусством сложения бумаги, квиллинг искусством создания всевозможных фигур из бумажных лент, Айрис Фолдинг –
техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся
спирали, техникой нитяной графикой и Pop Up Cards. Выбрать приоритетное
направление и реализовать себя в нём. Развитие творческих и коммуникативных
способностей, обучающихся, на основе их собственной творческой деятельности
также является, отличительной чертой данной программы.
Краткая характеристика процесса обучения.
Основная форма работы с детьми - учебное занятие. Каждое занятие
состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть — это
объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие
сведения об используемых материалах, инструментах, техника безопасности.
Практическая часть включают в себя практического выполнения задания:
создание эскиза работы, подбора материала, изготовление элементов работы,
сборку работы, декорирование и оформление готовой работы.
Тематика занятий построена с учетом интересов обучающихся, с учетом
их общего развития, способностей, мотивации.

В ходе усвоения и освоения

содержания программы учитывается темп развития специальных умений и
навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе каждого
обучающегося. Программа позволяет индивидуализировать выполнение работы
по сложности и объёму: более сильным обучающимся будет предложена более
сложная работа, менее подготовленным, простая в изготовлении работа. При
этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это позволяет

обучающимся, не бояться трудностей, помогает им без боязни творить и
создавать.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная мастерская»
предназначена для реализации в учреждении дополнительного образования,
программа имеет широкий возрастной диапазон применения 5 – 15 лет. Набор
детей в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и
предъявления требований к наличию у них специальных умений работы с
инструментами. Главным условием является желание заниматься декоративноприкладным творчеством. Программа предоставляет обучающимся возможность
освоения учебного материала с учетом их общего развития, способностей и
мотивации. Группы формируются не более 15 человек, при комплектовании
учитывается сменность занятий в школах.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся в возрасте 5-9 лет располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач.
В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики
познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение,
мышление, речь. При организации процесса обучения в группе младшего
школьного возраста необходимо максимально сконцентрироваться на развитии
мелкой моторики обучающегося, что в дальнейшем станет основой успешного
освоения не только предлагаемой программы, но и обучения детей в школе.
Именно поэтому материал для освоения и практические задания на отработку
навыков связаны с развитием навыков ручного труда. Активно используются
игровые методы.
В возрасте 10-15 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом.

Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания
детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и
углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Режим занятий
Срок

реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Бумажная мастерская» три года.
Стартовый уровень (первый года обучения): занятия проводятся с
обучающимися, не имеющими определенных знаний и навыков. Режим занятий
34 недели, 2 раза в неделю, по продолжительности 2 часа, всего 136 часов в год.
Базовый

уровень

(второй

года

обучения):

занятия

проводятся

с

обучающимися, успешно освоившими стартовый уровень, успешно сдавшими
входную диагностику и или вновь пришедшими обучающимися, имеющими
определенные знания и навыки, для

дальнейшего обучения по программе.

Режим занятий 36 недели, 2 раза в неделю, по продолжительности 2 часа, всего
144 часа в год.
Продвинутый уровень (третий года обучения): занятия проводятся с
обучающимися, успешно освоившими базовый и продвинутый уровень. Режим
занятий 36 недели, 2 раза в неделю, по продолжительности 2 часа, всего 144часа
в год или 2 раза в неделю по 3часа, всего 216 часов в год.
При режиме занятий продвинутого уровня (третий года обучения) 36
недели, 2 раза в неделю, по 2 часа, всего 424 часа. При режиме занятий
продвинутого уровня (третий года обучения) 36 недели, 2 раза в неделю по
3часа, всего 496 часов.
Продолжительность одного занятия составляет 30 минут (дошкольники),
45 мин (школьники). Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15
минут.
Принципы обучения, лежащие в основе программы:
 принцип системности и последовательности (от простого к сложному, с
постепенным усложнением поставленных задач);

 принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям, в доступной форме, с элементами игры);
 принцип

наглядности

(широкое

использование

таблицы,

схемы,

фотографии, методические разработки, мультимедийные средства);
 принцип

научности

(использование

литературы,

различных

проверенных методик и технологий);
 принцип демократичности (индивидуальный подход во взаимодействие
педагога и обучающегося).
Обучающиеся приобретают необходимые, элементарные знания, умения и
навыки работы с бумагой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в
изготовлении простых работ, постепенно переходят к освоению сложных
творческих работ. В дальнейшем

обучающиеся применяют свои знания и

умения в выполнении простых и сложных работ, авторских проектов.
Методы и формы, организации учебно-воспитательного процесса:
Методы обучения:
 словесные методы: устное объяснение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
 наглядные

(демонстрационные)

материалов, показ готовой

методы:

работы, показ этапов и

показ

мультимедийных

приемов изготовления

работы;
 практический метод (репродуктивный): отработка умений и навыков,
закрепление знаний при самостоятельной работе по технологическим картам,
схемам и образцам;
 работа с книгой;
 использование ТСО (учебные передачи, компьютер).
Методы работы с обучающимися:
 фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
 индивидуально

-

фронтальный

(чередование

фронтальных форм работ);
 групповой (организация работы в группах);

индивидуальных

и

 индивидуальный (индивидуальное выполнение работы).
 Методы деятельности обучающихся:
 объяснительно – иллюстративный

(восприятие и усвоение готовой

информации);
 репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных
способов деятельности);
 частично-поисковый

(участие

в

коллективном

поиске,

решение

поставленной задачи совместно с педагогом);
 исследовательский ( самостоятельная творческая работа).
Форма проведения занятий – очная, индивидуально-групповая:
 теоретические и практические занятия;
 викторины и конкурсы;
 выставки.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Виды контроля:
 текущий контроль: мини конкурсы мастерства, на аккуратность и
самостоятельность выполнения работы);
 промежуточный

контроль; осуществляется в форме мини-выставок

творческих работ, с обсуждением (по желанию, обучающиеся получают оценку,в
зависимости от объема и сложности законченного изделия);
 периодический контроль беседы в форме «вопрос – ответ», беседы в
форме викторины;
 самоконтроль, на занятиях формируется способность обучающегося
оценить собственную работу по критериям: объем, сложность, наличие ошибок и
пути исправлений, качество и оценить в баллах;
 итоговый контроль (по окончании обучения проводится персональная
выставка).
Формы контроля:
 наблюдение;

 беседы в форме «вопрос – ответ»;
 беседы в форме викторины;
 тестовые задания «зачёт - не зачёт»;
 самостоятельный анализ и оценка своей работы, обучающимися;
 взаимоанализ и оценка работы других обучающихся;
 проведение мастер классов;
 участие в выставках.
Формы подведения результатов
Отслеживание результативности образовательного процесса производится
следующим образом:
- опросы по теории, для выявления усвоения терминологии;
- анализ выполнения практических работ;
- выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;
- анализ сформированности практических умений обучающихся (владение
различными инструментами);
- мини выставка, на ранней стадии обучения (ноябрь) и итоговая (май) с
отслеживанием изменения уровня выразительности и творческой свободы.
Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого года, в виде
выполнение творческой работы, участия в конкурсе мастерства.
Успешность

освоения

материала

определяется

степенью

самостоятельности выполнения творческой работы, объемом выполненной
работы и долей помощи педагога.
Критерии оценки:
- владение инструментами;
- подбор материала;
- знание основных законов композиции;
- воображение;
- оригинальность исполнения;
- законченность работы;
- творческая активность.

Цель программы «Бумажная мастерская» - формирование творчески и
социально

активной

личности,

обладающей

компетенциями

в

области

декоративно - прикладной деятельности, готовой к культурному, социальному
самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
В процессе реализации программы решается комплекс воспитательных
образовательных и развивающих задач:
Обучающие:
 познакомить с историей, развитием и различных техник работы с
бумагой;
 содействовать

приобретению

обучающимися

творческого

и

практического опыта в области;
 научить терминологии и основным технологическим приемам работы с
различными материалами и инструментами; помочь овладеть основами
культуры труда;
 сформировать

навыки

работы

с

бумагой

(бумагокручение,

конструирование, складывание, вырезание);
 научить работать по схемам и инструкциям;
 научить следовать устным инструкциям.
 обучить

приемам

самостоятельной

и

коллективной

работы,

самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;
Развивающие:
 развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память;
 развивать познавательную, творческую активность, потребность в
самообразовании;
 развивать смелости в изложении собственных замыслов;
 поддерживать развитие творческих и дизайнерских способностей,
проявление фантазии;
 развивать конструкторское мышление и пространственное воображения;

 развивать самостоятельность;
 развивать аккуратности, усидчивости, умения доводить начатое дело до
конца.
 развивать навыки работы в команде.
Воспитательные:
 содействовать гармоничному развитию, повышению общей культуры;
 формирование культуры труда;
 формирование социальной адаптации в современном обществе;
 сформировать умения и навыки здорового образа жизни;
 содействовать

воспитанию

активности

и

самостоятельности,

потребности к саморазвитию;
 воспитать трудолюбие, усидчивости, аккуратности, бережливость,
способность к преодолению трудностей.

Учебный (тематический) план первый год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
6
6.1
7
8
9

ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
Вводный блок.
Материал — бумага.
Волшебные свойства бумаги.
Основы цветоведения.
Основы композиции, макет.
АППЛИКАЦИЯ
Из истории аппликации.
Классификация аппликации.
Апликация из бумаги
ОРИГАМИ
«Волшебный мир оригами».
Базовые формы оригами.
Модульное оригами.
Оригами из кругов.
Киригами.
КВИЛЛИНГ
Знакомимся с квиллингом.
Базовые формы квиллинга.
Плоскостной квиллинг.
БУМАГОПЛАСТИКА
Основные приемы техники.
АЙРИС ФОЛДИНГ
«Радужное складывание».
АССОРТИ
КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Количество часов

итого

всего

теория

практика

10
2
2
2
2
2
17
1
1
15
39
2
13
14
8
2
32
4
4
24
13
13
8
8
13
2
2
136

5
1
1
1
1
1
4
1
1
3
10
1
3
3
2
1
8
2
2
4
3
3
2
2
3

5
1
1
1
1
1
13

35

13
29
1
10
11
6
1
24
2
2
20
10
10
6
6
10
2
2
101

Формы
аттестации
контроля
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа,
наблюдение
беседа, опрос
беседа,
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
самоконтроль
наблюдение
выставка

Содержание учебного (тематического) плана первый год обучения
Раздел 1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
1.1 Вводный блок
Теория: Знакомство. Беседа «виды бумажного творчества» ознакомление
детей с особенностями занятий в объединении. Требования к поведению во
время занятия. Цели и задачи объединения на учебный год. План занятий, режим
работы. Обзор разделов и тем программы. О творческом проекте Организация
рабочего места. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по
технике безопасности. Инструменты и приспособления, применяемые на
занятиях. Правила пользования инструментами. Виды бумажного творчества.
Практика: Игра с элементами тренинга по сплочению детского
коллектива: «Как тебя зовут», «Спроси меня», «Групповая картина».
1.2. Материал — бумага.
Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Общее
понятие о производстве бумаги, их видах, свойствах, области применения.
Понятие о картоне, бумаге для акварели, офисной бумаге, гофрированной
бумаге.
Практика: Сминание. Сгибание. Разрыв. Разрезание. Различных видов
бумаги.
1.3. Волшебные свойства бумаги.
Теория: Виды бумаги. Свойства бумаги.
Практика: Изготовление бабочки (ангела) гармошки, из офисной бумаги.
1.4 Основы цветоведения.
Теория: Знакомство с основными и составными цветами Понятие о цвете.
Дополнительные цвета. Практическая работа: рисовка композиций. Знакомство
с цветовым кругом. Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность
цвета и его светлость. Цветовой контраст.
Теория: Значение цвета. Подбор цвета для конкретного изделия. Цветовые
сочетания. Основные и составные цвета, палитра тёплых и холодных цветов,

совместимость цветов, эмоциональная характеристика цвета. Наблюдение
выразительных особенностей формы и цвета предмета. Смешивание цветов.
Практика: Зарисовка цветового круга. Составление палитры тёплых и
холодных цветов. Выполнение тренировочных зарисовок.
1.5 Основы композиции, макет
Теория: Познакомить с основным понятием “композиция”. Знакомство с
основными законами композиции: расположение элементов. Способы и правила
её

составления.

Геометрический

и

композиционный

центры.

Средства

выделения композиционного центра. Плановость в композиции.
Понятие « макет», техника изготовления макета.
Практика:
тематике.

Коллективное

Составление

составление

композиции

из

композиции

форм.

Роль

по

выбранной

композиции

для

декоративного произведения.
Теория: Композиция, её основные принципы (симметрия, асимметрия,
ритм, определение центра). Приёмы художественной выразительности
Практика: зарисовка композиций.
Раздел 2. АППЛИКАЦИЯ
2.1 Из истории аппликации.
Теория:

История

аппликации.

История

аппликации

из

бумаги.

Особенности техники аппликация. Материалы и инструменты.
Практика: Вырезание и наклеивание кусочков бумаги на материалоснову. Цветочная поляна. Разноцветная рыбка. Синий цветок. Аппликация из
готовых форм « Летний денёк». Аппликация из готовых форм «Сердечко».
2.2 Классификация аппликации. Техники аппликаций.
Теория: Классификация аппликации. Виды аппликаций по форме, по
цвету, по тематике. Как соотносят форму и цвет с реальными объектами.
Отличительные особенности работы с разной бумагой.
Практика: Изготовление работ по образцу, технологическим картам,
собственному замыслу. Аппликация из готовых форм «Сердечко», «9 мая».
Раздел 3. ОРИГАМИ

3.1«Волшебный мир оригами».
Теория: История возникновения и развития оригами. Виды бумаги для
оригами. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе их
название, назначение. Правила пользования инструментами. Правила техники
безопасности в процессе всех этапов работы. Знакомство с условными знаками
и символами

принятыми в оригами и основными приемами складывания.

Инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания.
Практика: Чтение условных обозначений, схем. Театр зверей «Весёлые
мордочки».
3.2 Базовые формы оригами.
Теория: Понятие базовой формы, их виды и способы сложения. Простые
базовые формы. Квадрат - основная фигура оригами. Базовая форма
«Треугольник» «Воздушный змей», «Двойной треугольник», Базовая форма
«Двойной квадрат». Исходные и образованные формы.
Практика: Тематическая игра «Найди пару». Складывание по схеме.
«Весёлый Лягушонок», Забавные Насекомые», «Букет для мамы». Весёлый
зоопарк». Простые снежинки. Самостоятельное складывание изделий на основе
простых базовых форм и их украшение.
3.3 Модульное оригами.
Теория: Понятие «модуль», способы изготовления модулей. Способы
сборки модулей. Способы соединения деталей.
Практика: Изготовление цветов

из модулей по схеме. Лилия. Мак.

Кувшинка. Роза. Композиции «Аленький Цветочек». Изготовление композиции
«Маки». Изготовление композиции «Букет роз».
3.4 Оригами из кругов.
Теория: Методы вырезания и складывания кругов. Способы соединения
деталей.
Практика: Изготовление работ из кругов различных размеров и цветов.
«Крокодил», «зайка с морковкой», «котик», «лилия», «аленький цветочек»,

«новогодняя гирлянда», «зайка сердце» , «сакура», «жёлтый георгин», «ёлочка
из кругов».
3.5 Киригами.
Теория: Что за техника киригами? Материалы и инструменты. Техники
вырезания. Симметричное вырезание. Асимметричное вырезание. Шаблоны
киригами. Наружное ребро. Внутреннее ребро. Технология изготовления
киригами

предусматривает

разметку

заготовки,

раскрой,

сгибание

и

складывание, из одного листа бумаги.
Практика: «Новогодняя открытка», «Открытка Маки», Открытка
«Бабочки», Открытка «Красивые узоры».
Раздел 4. КВИЛЛИНГ
4.1 Знакомимся с техникой «квиллинг».
Теория: История появления и развития квиллинга. Инструменты для
квиллинга,

способы

их

квиллинга.Конструирование

применения.
из

Бумага

основных

для

форм

квиллинга.

Техники

квиллинга.

Техника

изготовления. Применение формы в композициях
Практика: Практические приемы изготовления «Основных форм»
4.2 Базовые формы квиллинга.
Теория: Базовые формы, условные обозначения. Основные базовые
формы: Тугой рол, Свободный рол. Спирали в виде стружки. Закрытые формы:
«капля»; «глаз»; «долька»; «ромб»,

«треугольник»;

«стрела»;

«листик»;

«квадрат»; «полумесяц».
Практика:

изготовления

закрытых

форм

и

открытых

форм.

Изготовление простых цветов с листиками «Глаз», «Капля», «Треугольник».
Изготовление снежинки «Морозное кружево». Создание животных, насекомых
и птиц данным приёмом
4.3 Плоскостной квиллинг.
Теория: Открытые формы: «завиток», «двойной завиток», «спиралька»,
«сердечко», «рожки», «веточка». Базовые формы: плотные, чашеобразные,
конические, кольцевые витки, трубки, усики.

Практика: Изготовление двойного цветка. Изготовление простых и
сложных цветов и листочков. Создание цветов, животных, насекомых и птиц
данным приёмом.
Раздел 5. БУМАГОПЛАСТИКА
5.1 Бумагопластика.
Теория: Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка,
фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Практика: Изготовление

композиции «Собираем букет». Изготовление

композиции на магните. «Капелька лета».

Простые снежинки. Изготовление

розочек разной формы. Композиция «Аквариум», «Георгин».
Раздел 6. АЙРИС ФОЛДИНГ
6.1 «Радужное складывание».
Теория:

История

возникновения

техники

«Айрис

фолдинг»,

где

применяют. Необходимые материалы и инструменты, особенности бумаги.
Принципы изготовления.
Практика: «круг», «бабочка», «Птичка в цветах».
Раздел 7. АССОРТИ
Теория: Изготовление открыток и композиций разного уровня сложности
с использованием различных техник работы с бумагой.
Практика:

Изготовление

различных цветов,

объемных букетов,

композиций. Изготовление поздравительных открыток. Изготовление снежинок
разного уровня сложности. Изготовление поделок к праздникам.
Раздел 8. КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
Практика: Конкурсы, викторины, соревнования.
Раздел 9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Практика: Подбор работ к выставке. Оформление выставки работ
обучающихся «Самые

умелые руки».

Подведение итогов.

Награждение

победителей конкурса мастерства. «Оценка результатов освоения программы».
Заполнение диагностической карты.

Учебный (тематический) план второй год обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
7.3
8
9
10

Разделы, темы
ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
Вводный блок.
Материал — бумага.
Волшебные свойства бумаги.
Основы цветоведения.
Основы композиции.
Изготовление паспарту.
АППЛИКАЦИЯ
Из истории аппликации.
Классификация аппликации.
Апликация из бумаги
ОРИГАМИ
«Волшебный мир оригами».
Базовые формы оригами.
Модульное оригами.
Оригами из кругов.
Киригами.
Кусудама.
КВИЛЛИНГ
Знакомимся с квиллингом.
Базовые формы квиллинга.
Плоскостной квиллинг.
Бахромчатый квиллинг.
Петельчатый квиллинг.
Трёхмерный квиллинг.
Объёмные композиции.
Гофрированный картон.
БУМАГОПЛАСТИКА
Основные приемы техники.
АЙРИС ФОЛДИНГ
«радужное складывание».
Учимся строить шаблоны.
ИЗОНИТЬ
Ниточный дизайн.
Строим углы.
Сочетание различных элементов.
АССОРТИ
КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Итого

Количество часов
всего
теория
практика
12
6
6
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
11
3
8
1
1
1
1
9
1
8
26
6
20
1
1
2
2
9
1
8
2
2
6
1
5
6
1
5
48
7
41
1
1
10
10
16
1
15
5
1
4
5
1
4
1
1
5
1
4
5
1
4
11
1
10
11
1
10
10
3
7
6
1
5
4
2
2
9
3
6
4
1
3
2
1
1
3
1
2
13
1
12
2
2
2
30
2
144
28
116

Формы
контроля
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
наблюдение
беседа, опрос
беседа,
наблюдение
беседа
опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
самоконтроль
самоконтроль
наблюдение
выставка

Содержание учебного (тематического) плана второй год обучения
Раздел 1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
1.1 Вводный блок.
Теория: Знакомство. Беседа «виды бумажного творчества» ознакомление
детей с особенностями занятий в объединении. Требования к поведению во
время занятия. Цели и задачи объединения на учебный год. План занятий, режим
работы. Обзор разделов и тем программы. О творческом проекте Организация
рабочего места. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по
технике безопасности. Инструменты и приспособления, применяемые на
занятиях. Правила пользования инструментами. Виды бумажного творчества.
Практика: Игра с элементами тренинга по сплочению детского «Спроси
меня», «Групповая картина».
1.2 Материал — бумага.
Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Общее
понятие о производстве бумаги, их видах, свойствах, области применения.
Понятие о картоне, бумаге для акварели, офисной бумаге, гофрированной
бумаге.
Практика: Сминание. Сгибание. Разрыв. Разрезание. Различных видов
бумаги.
1.3 Волшебные свойства бумаги.
Теория: Виды бумаги. Свойства бумаги.
Практика: Изготовление бабочки (ангела) гармошки, из офисной бумаги.
1.4 Основы цветоведения.
Теория: Знакомство с основными и составными цветами Понятие о цвете.
Дополнительные цвета. Практическая работа: рисовка композиций. Знакомство
с цветовым кругом. Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность
цвета и его светлость. Цветовой контраст. Значение цвета. Подбор цвета для
конкретного изделия. Цветовые сочетания. Основные и составные цвета, палитра
тёплых

и

холодных

цветов,

совместимость

цветов,

эмоциональная

характеристика цвета. Наблюдение выразительных особенностей формы и цвета
предмета. Смешивание цветов. Составление палитры тёплых и холодных цветов.
Практика: зарисовка цветового круга. выполнение тренировочных
зарисовок.
1.5 Основы композиции
Теория: Познакомить с основным понятием “композиция”. Знакомство с
основными законами композиции: расположение элементов. Способы и правила
её

составления.

Геометрический

и

композиционный

центры.

Средства

выделения композиционного центра. Плановость в композиции. Композиция, её
основные принципы (симметрия, асимметрия, ритм, определение центра).
Приёмы художественной выразительности
Практика:

зарисовка

композиций.

Коллективное

составление

композиции по выбранной тематике. Составление композиции из форм. Роль
композиции для декоративного произведения.
1.6 Изготовление паспарту.
Теория: Инструменты материалы. Последовательность действий. Техника
безопасности.
Практика: Изготовление паспарту для открытки. Изготовление паспарту
для объёмной картины.
Раздел 2. АППЛИКАЦИЯ
2.1 Из истории аппликации.
Теория: Особенности техники аппликация. Материалы и инструменты.
Техники. Приёмы. Вырезание и наклеивание кусочков бумаги на материалоснову.
Практика: Изготовление работ по образцу, технологическим картам,
собственному замыслу. Цветочная поляна. Разноцветная рыбка. Синий цветок.
Аппликация из готовых форм « Летний денёк». Аппликация из готовых форм
«Сердечко».
2.2 Классификация аппликации.

Теория: Классификация аппликации. По форме, по цвету, по тематике.
Как соотносят форму и цвет с реальными объектами. Отличительные
особенности работы с разной бумагой.
Практика: Изготовление работ по образцу, технологическим картам,
собственному замыслу. Аппликация из готовых форм «Сердечко», «9 мая».
Раздел 3. ОРИГАМИ
3.1 «Волшебный мир оригами».
Теория: История возникновения и развития оригами. Материалы,
инструменты
назначение.
безопасности

и

приспособления,

Правила
в

используемые

пользования

в

инструментами.

работе

их

Правила

название,
техники

процессе всех этапов работы. Виды бумаги для оригами.

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами
складывания.

Инструкционные

карты,

демонстрирующие

процессы

складывания.
Практика: Чтение условных обозначений, схем. Театр зверей «Весёлые
мордочки».
3.2 Базовые формы оригами.
Теория: Понятие базовой формы, их виды и способы сложения. Простые
базовые формы. Квадрат - основная фигура оригами. Базовая форма
«Треугольник» «Воздушный змей», «Двойной треугольник», Базовая форма
«Двойной квадрат». Исходные и образованные формы.
Практика: Тематическая игра «Найди пару». Складывание по схеме.
«Весёлый Лягушонок», Забавные Насекомые», «Букет для мамы». Весёлый
зоопарк». Простые снежинки. Самостоятельное складывание изделий на основе
простых базовых форм и их украшение.
3.3 Модульное оригами.
Теория: Понятие «модуль», способы изготовления модулей. Способы
сборки модулей. Способы соединения деталей.

Практика: Изготовление цветов

из модулей по схеме. Лилия. Мак.

Кувшинка. Роза. Композиции «Аленький Цветочек». Изготовление

композиции

«Маки». Изготовление композиции «Букет роз».

3.4 Оригами из кругов.
Теория: Методы вырезания и складывания кругов. Способы соединения
деталей.
Практика: Изготовление работ из кругов различных размеров и цветов.
«Крокодил», «зайка с морковкой», «котик», «лилия», «аленький цветочек»,
«новогодняя гирлянда»,«зайка сердце» , «сакура», «жёлтый георгин», «ёлочка из
кругов».
3.5 Киригами.
Теория: Что за техника киригами? Материалы и инструменты. Техники
вырезания. Симметричное вырезание. Асимметричное вырезание. Шаблоны
киригами. Наружное ребро. Внутреннее ребро. Технология изготовления
киригами

предусматривает

разметку

заготовки,

раскрой,

сгибание

и

складывание, из одного листа бумаги.
Практика: «Новогодняя открытка» , «Открытка Маки», Открытка
«Бабочки», Открытка «Красивые узоры».
3.6 Кусудамы.
Теория: Сведения о технике кусудама, способы изготовления.
Практика: Изготовление из модулей, по схеме. «Шар счастья», «Шар
бумеранг».
Раздел 4. КВИЛЛИНГ
4.1 Знакомимся с техникой «квиллинг».
Теория: История Возникновения и развития квиллинга. Инструменты для
квиллинга, способы их применения. Бумага для квиллинга. Техники квиллинга.
Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления.
Применение формы в композициях
Практика: Практические приемы изготовления «Основных форм»
4.2 Базовые формы квиллинга.

Основные базовые формы: Тугой рол, Свободный рол. Спирали в виде
стружки. Базовые формы, условные обозначения. Закрытые

формы:

«Глаз»,

«Капля», «Ромб», «Треугольник», «Стрела»; “долька”, “квадрат”, “полумесяц”,
Открытые формы: «Спиралька», «Завиток», «двойной завиток»

«Сердечко»,

«Рожки», «Веточка». Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические,
кольцевые витки, трубки, усики.
Практика:
Практические

Практические

приемы

приемы

изготовления

изготовления

открытых форм.

закрытых
Создание

форм.
цветов,

животных, насекомых и птиц данным приёмом .
4.3 Плоскостной квиллинг.
Теория: Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
Практика: Изготовление простых цветов с листиками «Глаз», «Капля»,
«Треугольник». Изготовление двойного цветка. Изготовление простых и
сложных цветов и листочков. Изготовление снежинки «Морозное кружево».
Создание животных, насекомых и птиц данным приёмом .
4.4 Бахромчатый квиллинг.
Теория: Инструменты и приспособления. Методы нарезки и склейки.
Практика: Изготовление бахромчатых цветов и кустиков.
4.5 Петельчатый квиллинг.
Теория: Петельчатая техника, ее виды. Инструменты и приспособления.
Методы формирования.
Практика: Изготовление цветка лилии, цветка тюльпана, цветка
нарцисса.

Изготовление

листиков

петельчатым

способом.

Оформление

композиции.
4.6 Трёхмерный квиллинг.
Теория:

Методы

и

приёмы

изготовление

объемных

трёхмерный

элементов.
Практика: Создание фигурок животных насекомых и птиц данным
приёмом. Изготовление игрушек.
4.7 Объемный квиллинг.

Теория:

Презентация

«Объемный

квиллинг».

Методы

и

приёмы

изготовление объемных элементов. Способы создание объёмных композиций.
Понятие о макете, техника его изготовления. Способы выполнения сложных
работ в технике, объемный квиллинг.
Практика: Создание объемных работ при помощи выкладывания изделия
по готовой форме, создания объемного изделия из плоских элементов.
Творческие работы. Композиции из объемных цветов.
4.8 Гофрированный картон.
Теория: Способы гофрирования бумажных полосок Свойства
гофрированного картона. Базовые формы.
Практика: Изготовление игрушек из гофрокартона. Создание фигурок
животных и птиц из гофрированного картона «Веселые зайчата», «бабочка»,
«кот», «мышка», «цветок», «колокольчик»,«ёлка».
Раздел 5. БУМАГОПЛАСТИКА
5.1 Бумагопластика.
Теория: Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка,
фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Практика: Изготовление

композиции «Собираем букет». Изготовление

композиции на магните. «Капелька лета».

Простые снежинки. Изготовление

розочек разной формы. Композиция «Аквариум», «Георгин».
Раздел 6. АЙРИС ФОЛДИНГ
6.1 «Радужное складывание».
Теория:

История

возникновения

техники

«Айрис

фолдинг»,

где

применяют. Необходимые материалы и инструменты, особенности бумаги.
Принципы изготовления.
Практика: «круг», «бабочка», «Птичка в цветах».
6.2 Учимся строить шаблоны.
Теория: Применение шаблонов для изготовления аппликаций в технике
«Айрис фолдинг». Технология построения шаблонов.
Практика: «Новогодняя открытка».

Раздел 7. ИЗОНИТЬ
7.1 Ниточный дизайн.
Теория: История техники ниточного дизайна. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности. Понятие лицевой и изнаночной стороны.
Основныё приёмы. Особенности выполнения композиций в технике изонить.
Зеркальное изображение, нумерация точек. Разметка по шаблону. Натяжение
нитей. Понятие «трафарет». Основные способы закрепления рабочей нити с
изнаночной стороны композиции.
Практика:

Изготавливать несложные изделия по образцу: дуга, круг,

овал.
7.2 Строим углы.
Теория: Острый угол. Понятие острых углов. Разметка угла Правила
построения острого угла. Прямой угол. Понятие прямых углов. Разметка угла.
Правила построения прямого угла. Тупой угол. Построение чертежей тупых
углов.
Практика:

Последовательное прошивание углов звезды. Вышивка

звезды по схеме в двух - трёхцветной гамме. Четырех лучевая звезда.
7.3 Сочетание различных элементов изонити.
Практика: Изготавливать несложные изделия по образцу: сердце,
Композиция «Ёлочка», Композиция «Бабочка».
Раздел 8. АССОРТИ
Практика: Изготовление открыток и композиций разного уровня
сложности с использованием различных техник работы с бумагой.Изготовление
различных

цветов,

объемных

букетов,

композиций.

Изготовление

поздравительных открыток. Изготовление снежинок разного уровня сложности.
Изготовление поделок к праздникам.
Раздел 9. КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
Практика: Конкурсы, викторины, соревнования.
Раздел 10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Практика: Подбор работ к выставке. Оформление выставки работ
обучающихся «Самые

умелые руки».

Подведение итогов.

Награждение

победителей конкурса мастерства. «Оценка результатов освоения программы».
Заполнение диагностической карты.

Учебный (тематический) план третий год обучения
Разде
лы
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.
10.

Темы
ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
Тема 1. Вводный блок.
Тема 2. Материал — бумага.
Тема 3. Волшебные свойства бумаги.
Тема 4. Основы цветоведения.
Тема 5. Основы композиции.
Тема 6. Изготовление паспарту.
АППЛИКАЦИЯ
Тема 1. Из истории аппликации.
Тема 2. Классификация аппликации.
Тема 3.Апликация из бумаги
ОРИГАМИ
Тема 1. «Волшебный мир оригами».
Тема 2. Базовые формы оригами.
Тема 3. Модульное оригами.
Тема 4. Оригами из кругов.
Тема 5. Киригами.
Тема 6. Кусудама.
Тема 7. Pор Uр Cаrds.
КВИЛЛИНГ
Тема 1. Знакомимся с квиллингом.
Тема 2. Базовые формы квиллинга.
Тема 3. Плоскостной квиллинг.
Тема 4. Бахромчатый квиллинг.
Тема 5. Петельчатый квиллинг.
Тема 6. Трёхмерный квиллинг.
Тема 7. Объёмные композиции.
Тема 8. Гофрированный картон.
БУМАГОПЛАСТИКА
Тема 1. Основные приемы,
техники.
АЙРИС ФОЛДИНГ
Тема 1. «радужное складывание».
Тема 2. Учимся строить шаблоны.
ИЗОНИТЬ
Тема 1. Ниточный дизайн.
Тема 2. Строим углы.
Тема 3.
Сочетание различных элементов.
АССОРТИ
КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Итого

Количество часов
всего
теория практика
10
5
5
2
1
1
2
1
1
2
2
2
11

1
1
1
1

1
10
69
1
1
21
10
12
12
12
70

1

1
1
2
10

1
26
6
10
12
12
3
13
13

1
1
1
2
2
2
1
2
2

11
1
10
9
1
1
7

2
1
1
2
1
1

16
4
3
216

7
1
1
1

1
1
1
10

10
62

20
10
11
11
10
60

25
5
8
10
10
2
11
11

30

беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
беседа, опрос
наблюдение

беседа, опрос
наблюдение
беседа
опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
опрос
наблюдение

9
9
7

7

1

Формы
контроля

16
3
3
186

наблюдение
наблюдение
опрос
самоконтроль
беседа,
наблюдение
самоконтроль
наблюдение
выставка

Содержание учебного (тематического) плана третий год обучения
Раздел 1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
1.1 Вводный блок.
Теория: Знакомство. Беседа «виды бумажного творчества» ознакомление
детей с особенностями занятий в объединении. Требования к поведению во
время занятия. Цели

и задачи объединения на учебный год. План занятий,

режим работы. Обзор разделов и тем программы. О творческом проекте
Организация

рабочего

месте. Соблюдение
приспособления,

места.

правил

по

применяемые

Соблюдение
технике
на

порядка

безопасности.

занятиях.

на

рабочем

Инструменты

Правила

и

пользования

инструментами. Виды бумажного творчества.
Практика:

Игра с элементами тренинга по сплочению детского

коллектива: «Как тебя зовут», «Спроси меня», «Групповая картина».
1.2 Материал — бумага.
Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Общее
понятие о производстве бумаги, их видах, свойствах, области применения.
Понятие о картоне, бумаге для акварели, офисной бумаге, гофрированной
бумаге.
Практика: Сминание. Сгибание. Разрыв. Разрезание. Различных видов
бумаги.
1.3 Волшебные свойства бумаги.
Теория: Виды бумаги. Свойства бумаги.
Практика: Изготовление бабочки (ангела) гармошки, из офисной бумаги.
1.4 Основы цветоведения.
Теория: Знакомство с основными и составными цветами Понятие о цвете.
Дополнительные цвета. Практическая работа: рисовка композиций. Знакомство
с цветовым кругом. Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность
цвета и его светлость. Цветовой контраст.
Практика: Зарисовка цветового круга.

Теория: Значение цвета. Подбор цвета для конкретного изделия. Цветовые
сочетания. Основные и составные цвета, палитра тёплых и холодных цветов,
совместимость цветов, эмоциональная характеристика цвета. Наблюдение
выразительных особенностей формы и цвета предмета. Смешивание цветов.
Составление палитры тёплых и холодных цветов.
Практика: Выполнение тренировочных зарисовок.
1.5 Основы композиции
Теория: Познакомить с основным понятием “композиция”. Знакомство с
основными законами композиции: расположение элементов. Способы и правила
её

составления.

Геометрический

и

композиционный

центры.

Средства

выделения композиционного центра. Плановость в композиции. Композиция, её
основные принципы (симметрия, асимметрия, ритм, определение центра).
Приёмы художественной выразительности.
Практика:
тематике.

Коллективное составление композиции по выбранной

Составление

композиции

из

форм.

Роль

композиции

для

декоративного произведения. Зарисовка композиций.
1.6 Изготовление паспарту.
Теория: Инструменты материалы. Последовательность действий. Техника
безопасности.
Практика: Изготовление паспарту для открытки. Изготовление паспарту
для объёмной картины.
Раздел 2. АППЛИКАЦИЯ
2.1 Из истории аппликации.
Теория: Особенности техники аппликация. Материалы и инструменты.
Техники. Приёмы. Вырезание и наклеивание кусочков бумаги на материалоснову.
Практика:

Изготовление работ по образцу, технологическим картам,

собственному замыслу. Цветочная поляна. Разноцветная рыбка. Синий цветок.
Аппликация из готовых форм « Летний денёк». Аппликация из готовых форм
«Сердечко».

2.2 Классификация аппликации.
Теория: Классификация аппликации. По форме, по цвету, по тематике.
Как соотносят форму и цвет с реальными объектами. Отличительные
особенности работы с разной бумагой.
Практика:

Изготовление работ по образцу, технологическим картам,

собственному замыслу. Аппликация из готовых форм «Сердечко», «9 мая».
Раздел 3. ОРИГАМИ
3.1 «Волшебный мир оригами».
Теория: История возникновения и развития оригами. Материалы,
инструменты
назначение.
безопасности

и

приспособления,

Правила
в

используемые

пользования

в

инструментами.

работе

их

Правила

название,
техники

процессе всех этапов работы. Виды бумаги для оригами.

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами
складывания.

Инструкционные

карты,

демонстрирующие

процессы

складывания.
Практика: Чтение условных обозначений, схем.
Театр зверей «Весёлые мордочки».
3.2 Базовые формы оригами.
Теория: Понятие базовой формы, их виды и способы сложения. Простые
базовые формы. Квадрат - основная фигура оригами. Базовая форма
«Треугольник» «Воздушный змей», «Двойной треугольник», Базовая форма
«Двойной квадрат». Исходные и образованные формы.
Практика: Тематическая игра «Найди пару». Складывание по схеме.
«Весёлый Лягушонок», Забавные Насекомые», «Букет для мамы». Весёлый
зоопарк». Простые снежинки. Самостоятельное складывание изделий на основе
простых базовых форм и их украшение.
3.3 Модульное оригами.
Теория: Понятие «модуль», способы изготовления модулей. Способы
сборки модулей. Способы соединения деталей.

Практика:

Изготовление цветов

из модулей по схеме. Лилия. Мак.

Кувшинка. Роза. Композиции «Аленький Цветочек». Изготовление

композиции

«Маки». Изготовление композиции «Букет роз».

3.4 Оригами из кругов.
Теория: Методы вырезания и складывания кругов. Способы соединения
деталей.
Практика: Изготовление работ из кругов различных размеров и цветов.
«Крокодил», «зайка с морковкой», «котик», «лилия», «аленький цветочек»,
«новогодняя гирлянда»,«зайка сердце» , «сакура», «жёлтый георгин», «ёлочка из
кругов».
3.5 Киригами.
Теория: Что за техника киригами? Материалы и инструменты. Техники
вырезанияСимметричное вырезание. Асимметричное вырезание. Шаблоны
киригами.Наружное
киригами

ребро.

предусматривает

Внутреннее
разметку

ребро. Технология
заготовки,

раскрой,

изготовления
сгибание

и

складывание, из одного листа бумаги.
Практика: «Новогодняя открытка» , «Открытка Маки», Открытка
«Бабочки», Открытка «Красивые узоры».
3.6 Кусудамы.
Теория: Сведения о технике кусудама, способы изготовления.
Практика: Изготовление из модулей, по схеме. «Шар счастья», «Шар
бумеранг».
3.7 Pор Uр Cаrds
Теория: Техника Pop-up card. Конструкция, при закрытии, превращается
из объёмной, в плоскую. Создание объемной картины в 3D, с помощью
прорезанных линий. С разворотом на 90 и 180 градусов.
Практика: Открытка с открытием 180градусов «Корзинка с цветами»,
Открытка с открытием 180градусов «Букет для мамы», Открытка с открытием 90
градусов Открытка «Клевер».
Раздел 4. КВИЛЛИНГ

4.1 Знакомимся с техникой «квиллинг».
Теория: История Возникновения и развития квиллинга. Инструменты для
квиллинга, способы их применения. Бумага для квиллинга. Техники квиллинга.
Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления.
Применение формы в композициях
Практика: Практические приемы изготовления «Основных форм»
4.2 Базовые формы квиллинга.
Теория: Основные базовые формы: Тугой рол, Свободный рол. Спирали в
виде стружки. Базовые формы, условные обозначения.

Закрытые

«Глаз», «Капля», «Ромб», «Треугольник», «Стрела»;

формы:

“долька”, “квадрат”,

“полумесяц”, Открытые формы: «Спиралька», «Завиток», «двойной завиток»
«Сердечко», «Рожки», «Веточка». Базовые формы: плотные, чашеобразные,
конические, кольцевые витки, трубки, усики.
Практика:
Практические

Практические

приемы

приемы

изготовления

изготовления

открытых форм.

закрытых
Создание

форм.
цветов,

животных, насекомых и птиц данным приёмом .
4.3 Плоскостной квиллинг.
Теория: Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
Практика: Изготовление простых цветов с листиками «Глаз», «Капля»,
«Треугольник». Изготовление двойного цветка. Изготовление простых и
сложных цветов и листочков. Изготовление снежинки «Морозное кружево».
Создание животных, насекомых и птиц данным приёмом .
4.4 Бахромчатый квиллинг.

Теория: Инструменты и приспособления. Методы нарезки и склейки.
Практика: Изготовление бахромчатых цветов и кустиков.
4.5 Петельчатый квиллинг.
Теория: Петельчатая техника, ее виды. Инструменты и приспособления.
Методы формирования.

Практика:
нарцисса.

Изготовление цветка лилии, цветка тюльпана, цветка

Изготовление

листиков

петельчатым

способом.

Оформление

композиции.
4.6 Трёхмерный квиллинг.
Теория:

Методы

и

приёмы

изготовление

объемных

трёхмерный

элементов.
Практика: Создание фигурок животных насекомых и птиц данным
приёмом. Изготовление игрушек.
4.7 Объемный квиллинг.
Теория:

Презентация

«Объемный

квиллинг».

Методы

и

приёмы

изготовление объемных элементов. Способы создание объёмных композиций.
Понятие о макете, техника его изготовления. Способы выполнения сложных
работ в технике, объемный квиллинг.
Практика: Создание объемных работ при помощи выкладывания изделия
по готовой форме, создания объемного изделия из плоских элементов.
Творческие работы. Композиции из объемных цветов.
4.8 Гофрированный картон.
Теория: Способы гофрирования бумажных полосок Свойства
гофрированного картона. Базовые формы.
Практика: Изготовление игрушек из гофрокартона. Создание фигурок
животных и птиц из гофрированного картона «Веселые зайчата», «бабочка»,
«кот», «мышка», «цветок», «колокольчик»,«ёлка».
Раздел 5. БУМАГОПЛАСТИКА
5.1 Бумагопластика.
Теория: Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка,
фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Изготовление композиции «Собираем букет». Изготовление композиции
на магните. «Капелька лета». Простые снежинки. Изготовление розочек разной
формы. Композиция «Аквариум», «Георгин».
Раздел 6. АЙРИС ФОЛДИНГ

6.1 «Радужное складывание».
Теория:

История

возникновения

техники

«Айрис

фолдинг»,

где

применяют. Необходимые материалы и инструменты, особенности бумаги.
Принципы изготовления.
Практика: «круг», «бабочка», «Птичка в цветах».
6.2 Учимся строить шаблоны.
Теория: Применение шаблонов для изготовления аппликаций в технике
«Айрис фолдинг». Технология построения шаблонов.
Практика: «Новогодняя открытка».
Раздел 7. ИЗОНИТЬ
7.1 Ниточный дизайн.
Теория: История техники ниточного дизайна. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности. Понятие лицевой и изнаночной стороны.
Основныё приёмы. Особенности выполнения композиций в технике изонить.
Зеркальное изображение, нумерация точек. Разметка по шаблону. Натяжение
нитей. Понятие «трафарет». Основные способы закрепления рабочей нити с
изнаночной стороны композиции.
Практика:

Изготавливать несложные изделия по образцу: дуга, круг,

овал.
7.2 Строим углы.
Теория: Острый угол. Понятие острых углов. Разметка угла Правила
построения острого угла. Прямой угол. Понятие прямых углов. Разметка угла.
Правила построения прямого угла. Тупой угол. Построение чертежей тупых
углов.
Практика: Последовательное прошивание углов звезды. Вышивка звезды
по схеме в двух - трёхцветной гамме. Четырех лучевая звезда.
7.3 Сочетание различных элементов изонити.
Практика:

Изготавливать несложные изделия по образцу: сердце,

Композиция «Ёлочка», Композиция «Бабочка».
Раздел 8. АССОРТИ

Теория: Изготовление открыток и композиций разного уровня сложности
с использованием различных техник работы с бумагой.
Практика:

Изготовление

различных

цветов,

объемных букетов,

композиций. Изготовление поздравительных открыток. Изготовление снежинок
разного уровня сложности. Изготовление поделок к праздникам.
Раздел 9. КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
Практика: Конкурсы, викторины, соревнования.
Раздел 10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Практика:

Подбор работ к выставке. Оформление выставки работ

обучающихся «Самые

умелые руки».

Подведение итогов.

Награждение

победителей конкурса мастерства. «Оценка результатов освоения программы».
Заполнение диагностической карты.

Планируемые результаты освоения программы:
Предметные
- знать историю различных бумажных техник;
- владеть базовой терминологией бумажных техник;
- знать правила и технологию работы с различными инструментами и
материалами;
- знать основы цветоведения и построения композиции;
- владеть навыками согласованных действий работы в группе;
- пользоваться современными источниками информации. (Интернет);
- знать основы здорового образа жизни.
Метапредметные
- умение планировать организовать свою деятельность;
- умение выбирать средства для реализации творческого замысла;
-

умение

творчески

мыслить,

самостоятельно

находить

решения

поставленных задач, не копировать чужие работы;
-

умение

работать

с

полученной

информацией

(извлекать;

систематизировать; пользоваться);
- уметь применять полученные знания и навыки в собственной творческой
деятельности;
- свободно пользоваться символикой и специальной терминологией,
необходимыми инструментами и материалами;
- самостоятельно анализировать выполненную работу, делать оценочные
выводы, устранять ошибки;
- формирование умения понимать причины успеха и неудач учебной
деятельности;
- развитие навыков сотрудничества;
- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- умение адекватно оценивать
творческой деятельности;

и обсуждать коллективные результаты

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения;
- умение анализировать и оценивать результаты творческой деятельности
своих сверстников.
Личностные
- умение анализировать и объективно оценивать результат своего труда;
- умение соотнести цели с возможностями;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои дела и
поступки;
- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
- развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- развитие критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия.
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал.
Методические пособия с образцами.
Папки с различными видами картона, бумаги и другого материала.
Папки с образцами основных форм бумагокручения, складывания бумаги.
Буклеты с изображением элементов изделий и описанием их изготовления.
Инструкционные карты и схемы базовых форм.
Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
Инструкционные карты сборки изделий.
Карты - схемы оригами.
Демонстрационный материал.
Методическая папка с иллюстрациями.
Образцы работ в различных техниках работы с бумагой.
Работы педагога и обучающихся.
Фотографии с различных выставок.
Наглядные пособия.
Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы.
Учебно-иллюстративный материал:
Раздаточный материал по темам программы.
Диски с презентациями, различных техник работы с бумагой.
Основные законы композиции.
Основные элементы квиллинга.
Ажурные элементы квиллинга.
Материалы по теории предмета.
Методическая литература по профилю.
Описание основных технологических процессов.
Методические разработки.
Разработки по темам занятий.
Инструкции по технике безопасности.
Правила поведения в образовательном учреждении.
Методическая папка со схемами.
Здоровье сберегающие технологии:
Комплекс упражнений для снятия напряжения с глаз и профилактики
сутулости.
Инструкции по технике безопасности и охране труда.
Физкультминутки, разминки, пальчиковые игры.
Дидактические материалы:
Наглядные пособия – таблицы, изготовленные ПДО:
«Цветовой круг. Смешивание цветов»;
Теплые и холодные цвета.
Основные элементы «квиллинга».

Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной работы по программе необходимо:
хорошо освещенный кабинет
оборудование – столы, стулья, шкафы, доска;
• компьютер.
Инструменты:
1. Клеенка для работы;
2. подложка для клея;
3. ножницы для бумаги с прямыми концами;
4. ножницы для бумаги с закруглёнными концами;
5. фигурные ножницы;
6. ребро;
7. приспособление для скручивания бумаги;
8. пинцет прямой;
9. пинцет загнутый;
10. шило;
11. линейка - шаблон;
12. шаблоны сфер;
13. основа для фиксации деталей;
14. подушка для буления;
15. набор булавок;
16. гребёнка;
17. резаки для бумаги;
18. макетный нож;
19. пистолет для силиконового клея;
20. различные штампы;
21. различные дыроколы.
Материалы:
1. Картон, разной плотности, разного цвета;
2. бумага различной плотности и фактуры;

3. бумага офисная цветная;
4. бумага гофрированная;
5. бумага, полоски для квиллинга разной ширины;
6. клей «ПВА-М»;
7. клей «Момент-Папирус»;
8. клей силиконовый;
9. клей карандаш;
10. скотчи;
11. зубочистки;
12. салфетки;
13. салфетки ажурные;
14. наклейки;
15. заготовки для открыток;
16. декоративная фурнитура: пайетки, бусины, бисер;
17. нити: швейные, для вязания и вышивания;
18. фломастеры.
19. гели;
20. краска для штампов.
21. проволока.
22. магниты;
23. Скрепки;
24. кнопки;
25. канцелярские товары.

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».

11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации
общеразвивающих

«Разработка
программ

дополнительных
в

образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Литература для педагога:
1. Афонькин .С., Е. Афонькина. Е. Цветы и вазы оригами.- С-Пб.: «Кристалл»,
2012.
2. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 2012.
3. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед.- Ростов-на- Дону: «Феникс»,
2011.
4. Букина С.Букин М. Квиллинг. Магия волшебных завитков.

- Ростов-на-

Дону: «Феникс», 2011.
5. Букина С. Новогодний квиллинг. – СПб.: Питер, 2016.
6. Васина Н.С. Бумажные цветы. - Москва.: «АЙРИС-пресс»,2013.
7. Богатеева З.А. Оригами для начинающих.- М.: «Просвещение», 2011.
8. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: «Просвещение», 2012.
9. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.-М.: Эксмо,2009.

10.

Зайцева А.А. Техники работы с бумагой. Квилинг: магия бумажных лент.-

Москва: Эксмо, 2010.
11.

Зайцева А.А.Модульное оригами.- Москва: Эксмо, 2012.

12.

Зайцева А.А. Красивые птицы в технике модульнго оригами.- Москва:

Эксмо, 2013.
13.

Зайцева А.А. Объёмный квиллинг. Цветы и фигурки животных.- Москва:

Эксмо,2016.
14.

Кудейко М. Оригами. Все приёмы в одной книге.- Москва: Эксмо, 2015.

15.

Кулакова Л.Ю. Цветы из бумаги. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

16.

Марен Штайн. Цветы из бумаги.- Москва.: АРТ-РОДНИК, 2010.

17.

Лещинская Ю.С.Волшебная изонить. - Минск.: Харвест, 2011.

18.

Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами» - М.: АСТ-

ПРЕСС КНИГА, 2011.
19.

Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких. - Москва.: «АЙРИС-

пресс»,2015.
20.

Третьякова М. Цветы из гофрированной бумаги.- Москва. : Эксмо, 2015.

Интернет ресурсы:
1. http://stranamasterov.ru
2. http://oriart.ru
3. http://www.liveinternet.ru
4. http://www.livemaster.ru
5. http://www.rukodel.tv
6. http://www.maam.ru
7. http://prostodelkino.com.
8. http://www.origami-school.narod.ru
9. http://www.nachalka.ru
10.

http://www.encyclopedia.ru

11.

http://tiuu.ru/content/pages/228.htm

Литература рекомендуемая для детей и родителей.

1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник
для начальной школы. - М.: «Аким», 1995.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - Санкт-Петербург:
«Литера», 1997.
3. Богатова И. В. Оригами. Цветы.- М.: Айрис – пресс, 2009.
4. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2010.
5. Дрезнина М. Г. Открытки к праздникам руками детей. - М.: «Ювента», 2008.
6. Иванов В.И. О тоне и цвете. Часть 1. -М.: «Юный художник», 2001.
7. Игрушки из бумаги. 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург.: «Дельта», 2004.
8. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
9. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. - Ростовна-Дону.: «Феникс», 2005.
10.

Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу

«Оригами». – М.: «Аким», 1998.
11.

Соколова. Т. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.;

Валерии СПД, 2003.
12.

Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск.: «Титул», 1999.

13.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск.: «Титул», 1999.

14.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль.: «Академия

развития», 1996.
15.

Уолтер Xелен. Цветы из бумажных лент. - М.: «Ниола-Пресс», 2008.

Интернет ресурсы:
1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения
студии бумажного творчества
4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «оригами» на сайте
«Страна мастеров»

5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в
технике бумагокручения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общие правила техники безопасности
1. Работу начинай только с разрешения педагога.
2. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу.
3. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
4. Употребляй инструменты только по назначению.
5. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
6. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
7. Инструменты и материалы храни в предназначенном для этого месте.
8. Раскладывай инструменты и материалы в указанном педагогом порядке.
9. Выполняй работу внимательно, не отвлекаясь во время работы.
10.

Содержи в порядке и чистоте рабочее место.
Правила работы с бумагой.

1. Осторожно!!! О край бумаги можно порезаться!
2. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги.
3. Экономно расходуй материал.
4. После работы мелкие, ненужные остатки бумаги выбрасывать в мусорную
корзину.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуясь ножницами, будь внимателен и спокоен.
2. Храни ножницы в указанном месте в определённом положении.
3. При работе внимательно следи за направлением реза.
4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
5. Не держи ножницы лезвием вверх.
6. Не оставляй ножницы в открытом виде.
7. Не режь ножницами на ходу.
8. Не подходи к товарищу во время резания.
9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
10.

Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы

были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.
1. С клеем работаем только на коврике.
2. При работе с клеем нужно пользоваться зубочисткой или кисточкой.
3. Наносить клей на изделия аккуратно.
4. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
5. При работе с клеем не трогать руками лицо и глаза.
6. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой.
7. Не пачкать клеем одежду, стулья, стол.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».