19.08.2024
14.01.2022
В современной статистике
смертей самоубийство почти во всех странах занимает тревожное третье место –
вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая. Причин тому
множество. Они кроются как в общественной жизни, социальных условиях, так и во
внутреннем мире человека. Особое место в этой ситуации занимает детский и
подростковый суицид.
Общая неустойчивость,
недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия
для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность
обучающегося, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального
поведения.
Первым шагом в решении
проблемы суицидального повеления среди несовершеннолетних является его
профилактика. Только совместными усилиями специалистов: педагогов, психологов,
социальных и медицинских работников и семьи можно достичь положительного
результата в профилактике суицида.
Суицид (от лат. sui – сам себя
и caedes – убийство) – преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство[1].
Суицидальное Поведение – осознанные представлениями
о лишении себя жизни[2].
Психология самоубийства
– это, прежде всего, психология безнадежности, обиды на жизнь, на других людей,
на весь мир, утрата смысла жизни. Суицидальное поведение у детей и подростков,
имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным
своеобразием.
Отечественные психологи
отмечают, что дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не
проходит мимо их внимания (сказки, события жизни и т. д.). Отмечается, что до
12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. До этого возраста смерть
оценивается детьми как временное явление. Появляется разграничение понятий
жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от
собственной личности. С 14–15 лет суицидальная активность резко возрастает.
Поэтому самыми психологически уязвимыми и склонными к совершению суицидальных
действий являются подростки.
Психологический
компонент суицидального поведения ребенка включает в себя несколько
психологических характеристик.
Первая из них: эгоцентризм.
Особенно он развит в подростковом возрасте. Мир подростка большей частью
состоит из него самого, когда ребенок попадает в тяжелые жизненные условия, то
начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает
здесь характер отрицания себя.
Второй психологический механизм,
формирующий суицидальное поведение, – аутоагрессия. К подростковому возрасту
уровень агрессии повышается. Если формируется негативное отношение к себе, то
агрессия направляется на самого себя. С точки зрения составляющей аутоагрессии здесь
присутствует эмоциональный компонент: тревога, чувство вины, депрессия. Ребенок
часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими
ощущениями. Одна из составляющих аутоагрессии – заниженная самооценка.
Третий психологический механизм
– пессимистическая установка. Самой проблемной зоной у детей и подростков
является будущее. По отношению к нему ребенок испытывает страх, тревогу. На
этом фоне пессимистическая установка как психофизиологическая готовность
действовать в кризисной ситуации у ребенка развивается быстрее, чем у
взрослого.
Четвертая психологическая характеристика – паранояльность. Речь идет не о том, что у всех
несовершеннолетних, переживающих это состояние, параноидальные тенденции
отчетливы: треть людей, что совершили попытки суицида, повторяют их в течение
года. При паранояльном состоянии происходят сужение сознания и фиксация на
определенные ценности. Последняя, доминируя, переходит в цель.
В детском возрасте
ценностно-ориентационная сфера не сформирована. Идея уйти из жизни как выход из
кризисной ситуации в отсутствии ценностей и жизненного опыта быстро становится
доминантной. Плюс мотивы, толкающие на это.
Подросткам присуща
недостаточная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом
возрасте воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на
сон, не всегда связанное с собственной личностью. Кроме того, для этого
возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения:
иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых
средства, и наоборот – демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из-за
недооценки применяемых средств.
В отличие от взрослых, у
детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой
шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях
все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности
суицидального поведения.
Еще одной особенностью
суицидальной активности подростков является несерьезность, мимолетность и
незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют
попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания
суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружения
случаев.
В детском и подростковом возрасте существует взаимосвязь попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д. Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70 % подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называют разного рода школьные конфликты. Но если разбираться в существе дела, то, как правило, обнаруживается неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, а содержательный характер: речь идет о дисфункциональных паттернах взаимодействия в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Около 80 % несовершеннолетних, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах и литературных произведениях.
Прежде всего, должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:
1. Уход в себя. Стремление побыть
наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку,
когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда
человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Суицидальные
дети и подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются,
подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.
2 Капризность, привередливость.
Каждый человек время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть
вызвано погодой, самочувствием, усталостью, семейными неурядицами и т. п. Но
когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и
упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что
подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
3. Депрессия. Это глубокий
эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.
Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои
чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их
поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с
ребенком.
4. Агрессивность. Многим актам
самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости и
окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить
на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает
противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента.
Вместо понимания ребенок добивается осуждения со стороны товарищей.
5.Саморазрушающее и рискованное
поведение. Некоторые суицидальные дети постоянно стремятся причинить себе вред,
ведут себя «на грани риска». Где бы они ни находились – на оживленных
перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных
путях – они везде едут на пределе скорости и риска.
6. Потеря самоуважения. Несовершеннолетние с
заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения
считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры
и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом
случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
7.
Изменение аппетита. Отсутствие его или,
наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими
мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
Несовершеннолетние с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого
аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые
подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
8. Изменение режима сна. В большинстве своем
суицидальные дети спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и
превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате,
некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
9. Изменение успеваемости. Многие учащиеся,
которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их
успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь
нередко исключают из школы.
10. Внешний вид. Известны случаи, когда
суицидальные дети и подростки перестают следить за своим внешним видом.
Несовершеннолетние, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им
совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
11.Раздача подарков окружающим.
Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям
свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция – прямой предвестник
грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и
откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
12. Приведение дел в порядок. Одни суицидальные дети
будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью
«привести свои дела в порядок».
13.
Психологическая травма. Каждый человек имеет
свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное
эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые
постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом
жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками,
незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его
жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем либо
из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения,
чреватые суицидом.
14. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные
изменения в поведении ребенка должны стать предметом внимательного наблюдения.
Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много
шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда
свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться
скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является
снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, к
жизни. Несовершеннолетние, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему,
что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть
на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к
этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают
старых компаний, держатся обособленно.
15. Угроза. Как правило,
суицидальные несовершеннолетние прямо или косвенно дают своим друзьям и близким
понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным
толкованиям она не поддается. «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий
понедельник меня уже не будет в живых»… Косвенные угрозы, многозначительные
намеки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда
их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны
всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены. Любое высказанное
стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно.
16. Словесные предупреждения, например:
- «Я решил покончить с
собой», - «Надоело, Сколько можно! Сыт по горло!», -
«Лучше умереть», -
«Пожил и хватит», -
«Ненавижу всех и все!».
17. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, боевых патронов, рисунки
с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение
кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
Практические
рекомендации для родителей и специалистов учреждений, работающих с детьми и подростками,
имеющими суицидальные наклонности
·
Подбирайте ключи к разгадке суицида
Суицидальная превенция
состоит не только в заботе и участии друзей,
но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше
знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то
жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за
которых не предотвращаются многие суициды. Ищите признаки возможной опасности:
суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии,
значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к
последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и
определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет
людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения
самоубийства из перечня основных причин смерти.
·
Примите суицидента как
личность
Допустите возможность,
что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он
не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно
отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Не
позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности
конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает
опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными
убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу,
– ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
·
Установите заботливые взаимоотношения
Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему,
как самоубийство. Но вы можете сделать шаг вперед, если станете на позицию
уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от
качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и
невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а
поддержка. Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная
личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который
чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека
являются мощными ободряющими средствами. Именно такиммобразом вы лучше всего
проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
·
Будьте внимательным
слушателем
Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В
силуэтого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются
в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: - «У меня нет ничего
такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему
нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. У вас может появиться
растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли
и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует
суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения,
нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому
человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет
избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то
признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти
высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы
можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы
поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы
можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого
человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча
посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и
заботливого отношения. Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом».
Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально:
поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна,
готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на
то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее,
они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
·
Не спорьте.
Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают:
«Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало
благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие
замечания вызывают у несчастного и без того еще большую подавленность. Желая
помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить
часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты
навлечешь на свою семью?». Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль,
которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию,
если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать
потрясения о том, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы
можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
·
Задавайте вопросы
Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты
незамышляешь самоубийства?», – то в них подразумевается ответ, который вам бы
хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», – то вам, скорее всего,
не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это
заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Он не приведет к
подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о
самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и
кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему
дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно и
доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты с читаешь
свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти
чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с
собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?». Чтобы
помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать,
повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...».
Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет
большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что
вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
·
Не предлагайте
неоправданных утешений
Одним из важных
механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы
услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание
сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений
зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги. Причина, по
которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать
обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и
отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на
самом деле так не думаешь», – как проявление отвержения и недоверия. Если вести
с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу
самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными
утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и
откровенном участии в его судьбе. Суицидальные люди с презрением относятся к
замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», –
и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями.
Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще
более ненужными и бесполезными.
·
Предложите конструктивные подходы
Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет
твоя смерть близким», – попросите поразмыслить об альтернативных решениях,
которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Одна из наиболее важных задач
профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник
психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной
средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для
стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время?
Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как
возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?».
Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал
проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося ребенка
необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о
таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если
человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам
удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», – или:
«По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки
взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять
тебя».
·
Вселяйте надежду
Работа со склонными к саморазрушению депрессивными несовершеннолетними
является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что
очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют.
Когда беспокоящие скрытые мысли выходят
на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый
тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту
ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще
есть какая-то надежда».
·
Оцените степень риска самоубийства
Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь
намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых
мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления,
прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Важно выявить
и другие факторы, такие как алкоголизм, употребление наркотиков, степень
эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.
Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства,
тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации
остается, например, если депрессивный ребенок, не скрывая, дарит кому-то свой любимый
магнитофон, с которым он ни за что бы ни расстался. В этом случае лекарства,
оружие или ножи следует убрать подальше.
·
Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального
риска
Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть
с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется
позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что
поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того, чтобы
показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной
перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт –
попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на
суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни
странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.
·
Обратитесь за помощью к специалистам
Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание.
Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать
непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была
предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им
может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней
эмоциональности.
Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может
оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными
консультантами – понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и
такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству.
·
Важность сохранения заботы и поддержки
Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или члены семьи
не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение
часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что
накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят
прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете
бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со
всеми долгами и обязательствами, после
чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает
самоубийство не позже чем через три месяца после начала психологического кризиса.