Глубокое погружение
01.01.2017
Многие призывники, идя на службу в армию, представляют себе полигон и различные виды оружия, из которых предстоит научиться стрелять. Другие грезят о флоте и плавании в морях. А кто-то отправляется в еще более экстремальные условия, например, служить на подводном флоте как Алексей Алексеевич Васяев. Сейчас он работает охранником и изредка вспоминает далекие времена армейской службы.
– После окончания средней школы меня призвали в Военно-морской флот. Я тогда, в далеком 1966 году, вместе с другими призывниками отправился во Владивосток, где нас распределяли по состоянию здоровья на место службы. На вопрос врача о жалобах ответил отрицательно, после чего меня направили на первую ракетную подводную лодку в Тихий океан. Я уже немного знал об этой службе от бывшего подводника, который работал со мной до призыва, но всё равно побаивался ее.
В первое погружение на глубине более 80 метров происходило боевое крещение подводника. Каждый должен был выпить плафон забортной холодной воды, солёной, и поцеловать те предметы на лодке, с которыми связана твоя специальность: торпедисты целовали торпедный аппарат, мотористы – дизель. У меня же была специальность трюмного машиниста.
Бывший подводник с радостью вспоминает свою службу на подводной лодке: «Бывало, проходим пролив Лаперуза в надводном положении, заходим в открытый океан: слева Сахалин, справа Япония – всё в обозрении при хорошей погоде. Нравилось по молодости в швартовой команде возвращаться ночью во Владивосток, который сиял огнями. А когда нас везли на эшелоне на Дальний Восток, мы видели из окна вагона Байкал, очень хотелось бы там побывать».
Морячили подводники не каждый день, иногда они выходили на свою базу в бухте «Золотой Рог», чтобы решить стратегические задачи, как-то плавали в автономке (плавание судна без захода на базу для пополнения запасов топлива, воды и продовольствия) 56 дней.
Живучесть корабля, по словам Алексея Алексеевича, зависела от каждого человека. На экипаже очень важны такие качества, как уравновешенность, умение держаться в коллективе, так как замкнутое пространство с непривычки накладывает определенный отпечаток.
– После службы я окончил техникум и попал на север главным механиком пищевого комбината. Провел три года на Колыме и девятнадцать лет на Чукотке. На севере были нормальные заработки, но когда началась перестройка, многие предприятия стали закрываться, и я уехал на Урал, где проработал директором магазина, а, выйдя на пенсию, стал охранником.
Оказаться посреди океана в подводной лодке, пожалуй, самое интересное. Сразу вспоминается роман Жюль Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и необычайные путешествия «Наутилуса». Конечно, настоящая служба это не ореол мечты, а ежедневная работа, но все же приятно осознавать, что ты обошел часть земного шара на субмарине и побывал в бушующей океанской стихии.
Анна Шиллер, студентка факультета журналистики УрФУ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017