Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогическим Советом МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «19» августа 2024 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 66/о от «19» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра» Возраст обучающихся: 5 – 14 лет Срок реализации: 2 года Автор – составитель: Роднаева Виктория Михайловна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2024 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 8. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 26.10.2023 г. № 1104-д. 9. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 10. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Актуальность общеразвивающей программы в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения, поэтому на занятиях имеет место игровая деятельность. Отличительная особенность общеразвивающей программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» состоит из трех разделов — живопись, создание интерьерных картин с поталью, точечная роспись. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований, к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделах выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Адресант общеразвивающей программы: обучающиеся 5 – 14 лет, желающие заниматься изобразительным искусством. Для начала занятий в объединении специальных навыков не требуется. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, от 10 до 15 человек в группе. Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными с особенностями их восприятия и отсутствия у них навыков рисования. Школьный возраст - это благоприятный период для развития творческих задатков и способностей. Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет свои особенности у ребенка. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов. В возрасте 8-14 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Подростки могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 45 минут (школьники), 30 минут (дошкольники). Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы: первого года обучения –136 часов (34 недели), второго года обучения – 144 часа (36 недель). Срок освоения общеразвивающей программы – объем программы – 280 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 136 часов в год, 2 год обучения: 144 часа в год. Уровень: стартовый уровень, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Знакомство с художественными материалами, техниками и видами изобразительной деятельности, а так же с репродукциями известных художников. Перечень форм обучения: групповая форма обучения с учетом индивидуально - группового подхода. Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, выставка, мастер – класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, мастер – класс, практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах разного уровня. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: развитие творческих, личностных качеств обучающихся. художественных способностей Задачи: Обучающие знакомить с жанрами изобразительного искусства; знакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладевать основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобретать умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. знакомить с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; знакомить с особенностями живописи, навыками работы красками; знакомить с декоративно-прикладным искусством, народными и промыслами и с особенностями декоративного рисования; знакомить с историей мирового искусства и современными художниками. Развивающие: развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развивать колористического видения; развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное; улучшать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов; воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность; воспитывать аккуратность. 1.3. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные результаты: - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные результаты: - знание видов художественной деятельности; - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, солёного теста, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 1.4. № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Содержание общеразвивающей программы. Учебный план первого года обучения Название раздела, темы Изобразительная деятельность. Общие сведения о рисунке. Выразительные средства изображения. Рисование с натуры и по памяти. Воздушная и линейная перспектива. Акварельная живопись. Знакомство с объёмом. Тень, свет, полу тень, рефлекс. Количество часов Всего Теория Практика 68 7 61 Беседа. Практическое занятие. 20 2 18 Беседа. Участие в конкурсе. 20 2 18 Выставка. Практическое занятие. 10 1 9 Беседа. Участие в конкурсе. 10 1 9 Выставка. Практическое занятие. Беседа. Участие в конкурсе. 1.5. Композиция рисунка. 8 1 7 2. Интерьерные картины с поталью. 34 5 29 3. Точечная роспись. 34 5 29 136 17 119 Итого: Формы аттестации/ Контроля Выставка. Практическое занятие. Беседа. Участие в конкурсе. Практическое занятие. Содержание учебного плана 1 года обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детским объединением. Основные материалы и инструменты, используемые в изобразительном искусстве. 1. «Изобразительная деятельность» Теоретическая часть: Построение композиции рисунка. Понятие ритма центра композиции. Виды орнамента, специфика и особенности изображения. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Материалы и инструменты для работы с гуашью. Уход за инструментами. Изучение основных этапов работы. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки цвета путем смешивания с различными цветами. Особенности техники «акварель». Работа «по сырому» и «по сухому»: особенности передачи фактуры. Практическая часть: «Орнамент в квадрате», «Ритм цветовых пятен», «Путешествие – полет в геометрическую страну», «Перышки для сказочной птицы», «Осеннее очарование». «Первый снег», «Дерево чудес», «Сказочные домики», «Бусы для куклы», «Смешные человечки», «Пушистый котик», «Весеннее дерево», «Такой забавный клоун», «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». Техники акварели (проявление воскового мелка, продавливание, штампование, разбрызгивание, с использованием смятой бумаги). Живопись «по сырому» и «по сухому»: выполнение упражнений. Пейзаж морской: составление композиции, изображение моря в различных состояниях (штиль, шторм), подводный мир. Пейзаж в дремучем лесу: составление композиции, изображение лесных животных, птиц и растений. Абстрактные композиции. «Дремучий лес», «Морской пейзаж», «Шторм», «Подводный мир», «Необычные рыбки», «Черепашка», «Фламинго», «Тукан», «Цветочная поляна». 2. «Создание интерьерных картин с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «холст», «поталь», «картон», «композиция». Повторение законов композиции. Правила работы с клеем. Как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота. Знакомство с основными правилами работы акриловыми красками. Уход за кистью. Практическая часть: Выполнение творческих работ с применением полученных знаний, разработка эскиза в карандаше, затем в цвете и перенос эскиза на холст. 2.2. «Правила работы с акриловыми красками. Особенности работы с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «холст», «поталь», «картон». Правила работы с клеем. Как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота. Знакомство с основными правилами работы акриловыми красками. Уход за кистью. Практическая часть: Выполнение творческих работ с применением полученных знаний, разработка эскиза в карандаше, затем в цвете и перенос эскиза на холст. 2.5. «Создание интерьерных картин с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Интерьер», повторение правил работы с акриловыми красками и поталью, клеем. Повторение понятия «композиция», повторение законов композиции. Практическая часть: Подбор темы для интерьерной картины. Создание эскизов в альбоме. Выполнение творческих работ по выбранным темам. 3. «Точечная роспись». Теоретическая часть: Знакомство с понятием «дотсы», «точечная роспись». Знакомство с историей происхождения точечной росписи. Стили нанесения рисунков. Основные инструменты и материалы для точечной росписи. Основные правила нанесения рисунка. Правила работы с акриловыми красками. Практическая часть: Подбор темы. Создание эскизов в альбоме. Перенос эскиза на холст или переплётный картон. Выполнение работы в цвете дотсами с применением полученных знаний. Учебный план второго года обучения № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 4. 5. Название раздела, темы Изобразительная деятельность. Общие сведения о рисунке. Выразительные средства изображения. Рисование с натуры и по памяти. Воздушная и линейная перспектива. Акварельная живопись. Знакомство с объёмом. Тень, свет, полу тень, рефлекс. Композиция рисунка. Интерьерные картины с поталью. Точечная роспись. Итого: Количество часов Формы аттестации/ Контроля Всего Теория Практика 50 9 41 Беседа. Практическое занятие. 13 2 11 Беседа. Участие в конкурсе. 8 2 6 Выставка. Практическое занятие. 10 2 8 Беседа. Участие в конкурсе. 10 2 8 Выставка. Практическое занятие. 9 1 8 50 5 45 44 5 39 144 19 125 Беседа. Участие в конкурсе. Выставка. Практическое занятие. Беседа. Участие в конкурсе. Практическое занятие. Содержание учебного плана 2 года обучения Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детским объединением. Основные материалы и инструменты, используемые в изобразительном искусстве. 1. «Изобразительная деятельность». Теоретическая часть: Построение композиции рисунка. Понятие ритма центра композиции. Виды орнамента, специфика и особенности изображения. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Материалы и инструменты для работы с гуашью. Уход за инструментами. Изучение основных этапов работы. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки цвета путем смешивания с различными цветами. Особенности техники «акварель». Работа «по сырому» и «по сухому»: особенности передачи фактуры. Практическая часть: «Орнамент в квадрате», «Ритм цветовых пятен», «Путешествие – полет в геометрическую страну», «Перышки для сказочной птицы», «Осеннее очарование». «Первый снег», «Дерево чудес», «Сказочные домики», «Бусы для куклы», «Смешные человечки», «Пушистый котик», «Весеннее дерево», «Такой забавный клоун», «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». Техники акварели (проявление воскового мелка, продавливание, штампование, разбрызгивание, с использованием смятой бумаги). Живопись «по сырому» и «по сухому»: выполнение упражнений. Пейзаж морской: составление композиции, изображение моря в различных состояниях (штиль, шторм), подводный мир. Пейзаж в дремучем лесу: составление композиции, изображение лесных животных, птиц и растений. Абстрактные композиции. «Дремучий лес», «Морской пейзаж», «Шторм», «Подводный мир», «Необычные рыбки», «Черепашка», «Фламинго», «Тукан», «Цветочная поляна». 2. «Создание интерьерных картин с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «холст», «поталь», «картон», «композиция». Повторение законов композиции. Правила работы с клеем. Как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота. Знакомство с основными правилами работы акриловыми красками. Уход за кистью. Практическая часть: Выполнение творческих работ с применением полученных знаний, разработка эскиза в карандаше, затем в цвете и перенос эскиза на холст. 2.2. «Правила работы с акриловыми красками. Особенности работы с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «холст», «поталь», «картон». Правила работы с клеем. Как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота. Знакомство с основными правилами работы акриловыми красками. Уход за кистью. Практическая часть: Выполнение творческих работ с применением полученных знаний, разработка эскиза в карандаше, затем в цвете и перенос эскиза на холст. 2.5. «Создание интерьерных картин с поталью». Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Интерьер», повторение правил работы с акриловыми красками и поталью, клеем. Повторение понятия «композиция», повторение законов композиции. Практическая часть: Подбор темы для интерьерной картины. Создание эскизов в альбоме. Выполнение творческих работ по выбранным темам. 3. «Точечная роспись». Теоретическая часть: Знакомство с понятием «дотсы», «точечная роспись». Знакомство с историей происхождения точечной росписи. Стили нанесения рисунков. Основные инструменты и материалы для точечной росписи. Основные правила нанесения рисунка. Правила работы с акриловыми красками. Практическая часть: Подбор темы. Создание эскизов в альбоме. Перенос эскиза на холст или переплётный картон. Выполнение работы в цвете дотсами с применением полученных знаний. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график Год обучения Дата Дата Количество Количество Количество начала окончания учебных учебных учебных обучения обучения недель дней часов 1 год 15 сентября 2 год 01 сентября 2.2. 31 мая 31 мая 34 36 68 72 Режим занятий 136 2 занятия по 2 часа в неделю 144 2 занятия по 2 часа в неделю Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Перечень оборудования, инструментов, материалов: Учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп. образования – 15 шт. Стулья – 15 шт. Стол учительский – 2 шт. Шкаф для хранения учебного материала – 3 шт. Доска учебная – 1 шт. Лампа дневного света – 6 шт. Живопись: 1. Простой карандаш KOH-I-NOR: HB, 2B; 2. Ластик Erich Krause; 3. Альбом (24 листа); 4. Гуашь ГАММА (12 или 16 цветов); 5. Акварельные медовые краски (6-12 цветов); 6. Белая гуашь ТИТАНОВАЯ; 7. Кисти «Синтетика» или «Нейлон» круглой формы: №1, №3 или №4, №5 или №6, №8 или №9, №15 или №16 (плоские кисти по желанию); 8. Палитра ПОСКАЯ деревянная или пластмассовая; 9. Баночка для воды; 10. Малярный скотч (размер средний или узкий); 11. Сухая тряпочка; 12. Влажные салфетки; 13. Фартук; 14. Бумага для акварели формат А3, плотность 200г; Интерьерные картины с поталью: 1. Простой карандаш KOH-I-NOR: HB или 2B; 2. Ластик Erich Krause; Альбом (24 листа); Акриловые краски ЛУЧ (12 цветов); Отдельно белая акриловая краска глянцевая; Кисти «Синтетика» или «Нейлон» круглой формы: №1, №3 или №4, №5 или №6, №8 или №9, №15 или №16 (плоские кисти по желанию); 7. Палитра ПОСКАЯ деревянная или пластмассовая; 8. Баночка для воды; 9. Малярный скотч (ШИРОКИЙ); 10. Сухая тряпочка; 11. Влажные салфетки; 15. Фартук; 16. Поталь листами «Классическое золото» (примерно 2-4 упаковки); 17. Клей для потали 50 мл (можно больше); 18. Золотой акрил 1 баночка «Классическое золото» (на 2 или 3 человек); 19. Перчатки для работы с акриловой краской (3 штуки); 20. Клеёнка для работы (чтобы было удобно постелить на парту на время работы); 21. Загрунтованный холст на подрамнике (3 шт.) размером 30*40 см ИЛИ загрунтованный холст на картоне; Точечная роспись: 1. Дотсы; 2. Акриловые краски ЛУЧ (12 цветов); 3. Палитра с круглыми отделениями; 4. Загрунтованный холст на подрамнике (3 шт.) формат А4, А3; 5. Влажные салфетки (большая упаковка); 6. Сухая тряпка; 7. Простой карандаш KOH-I-NOR: 6В, 2В; 8. Упаковку принтерной бумаги белого цвета; 9. Набор кистей «Синтетика», 2 шт. Информационное обеспечение: - словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; - практические: упражнения; - метод игры; - методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха. - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. 3. 4. 5. 6. Реализация программы предполагает использование интернет источников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов. Наглядное пособие по темам: «Освоение основ света и тени», «Многообразие линий в природе», «Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна», «Цветовой спектр. Основные и составные цвета», «Цветовой круг», «Декоративная выразительность природной формы», «Композиция пейзажа», «Стилизация и трансформация форм в композиции». Образцы работы по темам: «Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна», «Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет», «Техника работы акварелью «мазками», «Точечная роспись», «Интерьерная картина на холсте с поталью», «Влияние фона на предмет. Темное на белом», «Абстракция. Опыт Кандинского», «Художественный образ и форма», «Стилизация и трансформация форм в композиции». Кадровое обеспечение: Количество педагогов, ведущих занятие: 1. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: № Название Материально раздела, темы техническое оснащение, дидактико методический материал 1. 1.1 ПК, наглядные пособия; цветные Живопись иллюстрации; фотографии; Вводное ПК, наглядные Творческое пособия; цветные задание «Чем и иллюстрации; как рисует фотографии художник». 1.2 Цветовой спектр. Основные составные цвета. 1.3 Цветовые растяжки. 2. Теплые холодные цвета. 2.1 и Формы, методы Формы приемы учебного обучения, занятия Педагогические технологии Словесный, наглядный, практический Беседа, игра Словесный, наглядный, практический Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах ПК, наглядные Словесный, пособия; цветные наглядный, иллюстрации; практический фотографии Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, практичес кая работа, анализ работ Выставка работ, беседа, практичес кая работа, анализ работ, участие в конкурсах, Практичес кая работа, ПК, наглядные Словесный, пособия; цветные наглядный, иллюстрации; практический фотографии ПК, наглядные Словесный, пособия; цветные наглядный, иллюстрации; практический и фотографии Техника работы ПК, наглядные Словесный, акварелью пособия; цветные наглядный, «вливание цвета в цвет». 2.2 иллюстрации; фотографии ПК, наглядные пособия; цветные Техника работы иллюстрации; акварелью фотографии «мазками». практический Словесный, наглядный, практический 1.2 ПК, наглядные Словесный, пособия; цветные наглядный, иллюстрации; практический Техника работы фотографии гуашью. 1.3 ПК, наглядные Словесный, пособия; цветные наглядный, иллюстрации; практический фотографии Интерьерные картины с поталью. 2. ПК, наглядные Словесный, пособия; цветные наглядный, Правила работы иллюстрации; практический с акриловыми фотографии красками. Особенности работы с поталью. 2.1 Создание интерьерных картин с поталью. 2.2 Точечная роспись. ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Словесный, наглядный, практический анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ. Открытое занятие. Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, практичес кая работа, анализ работ Выставка работ, беседа, практичес кая работа, анализ работ, участие в конкурсах, Практичес кая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ. Открытое занятие. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядкетекущегоконтроляуспеваемостиипромежуточнойаттестацииобучающ ихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. Вначале учебного Года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формойпредъявленияидемонстрацииобразовательныхрезультатовявля ются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого ОЦЕНОЧНЫЕМАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры Критерии 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии 2.Практическиеум енияврамкахпрогр аммыдополнитель ногообразования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением Степень выраженности Кол. критерия баллов Формы отслеживания - ребенок овладел менее 1балл2ба контрольное чем 50% объема знаний, лла занятие, предусмотренных 3балла итоговое программой; занятие, -употребление собеседование, специальных терминов, тестирование, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию сбытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 1 балл ребеноковладелменеечем 50%предусмотренныхуме 2 нийинавыков; испытывает балла серьезные затруднения при работе с 3 балла оборудованием. -объему освоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. Выполнение практического задания, участие в выставке работ, Участие в конкурсах, фестивалях Оценкарезультатовподготовкиотдельногообучающегосяскладываетсяпоформ уле: Т+П, Где Т–количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. Всоответствиисоценкойрезультатовподготовкиопределяетсяуровеньподготов ки обучающегося по программе: 5-6баллов–высокий уровень, 3-4 –средний уровень, 0-2–низкий уровень. Анкета для обучающихся по выявлению интереса к изобразительной деятельности. Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем любишь заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________ 2. Какими изобразительными материалами больше нравится рисовать (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.)? __________________________________________________________________ 3. Какие темы наиболее часто ты рисуешь? __________________________________________________________________ 4. Обращаешься ли ты за помощью к родителям или учителю в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? __________________________________________________________________ 5. С какими нетрадиционными техниками рисования ты знаком? __________________________________________________________________ 6. Посещаешь выставки, музеи? ______________________________________ 7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях изо? __________________________________________________________________ 8. Твои пожелания? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество 3. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2012. – 86с. 2. Горский В. Дополнительное образование. – М.,2011. 3. Жданова Н.С. Перспектива.- М.: ВЛАДОС, 2014. – 244с. 4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20112012. – 420с. 5. Луковенко Б. А. Рисунок пером.–М.: Изобразительное искусство, 2000.– 154 с. 6. М., «Просвещение», 2011. 7. МейстерА.Г.Бумажнаяпластика.Домашнеерукоделие.–М.:Астрель, 8. Погейни Уилли Искусство рисования. - Минск,2011 9. Селютин Игорь Волшебный карандаш. - М.,2015 10. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2013. – 147с. 11. ФЗ № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации». 12. Шабаев М. Б. Цветные карандаши.–М.: Юный художник, 2012. – 115 с. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на урокахдекоративного Список литературы для обучающихся: 1. Конышева Н.М. Чудесная мастерская.- LINKA-PRESS.2015 2. Медведева О.П. Творческое моделирование.- Ростов-на-Дону,2014 3. Погейни Уилли Искусство рисования.- Минск,2011 4. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская.- Изд дом «Федоров»2012 5. Селютин Игорь Волшебный карандаш.- М.,2015 6. Цирулик Н.А., Уроки творчества. – Изд. дом «Федоров»2012 Список литературы для родителей: 1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 2. Кристофер Харт. Начать рисовать просто! Базовый курс. – Эксмо – Пресс, 2018 г. 4. Приложения Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» 20__/20___учебный год Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) Детское объединение Образовательная программа и срок ее реализации: № группы № год обучения кол-во обучающихся в группе ФИО педагога: Дата проведения аттестации: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): № РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации (уровень) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Всего аттестовано ____ обучающихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень ____чел. средний уровень _______чел. низкий уровень ______чел. Подпись педагога Члены аттестационной комиссии