Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Чудеса творчества

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Рекомендовано:
Педагогическим Советом
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
Протокол № 3
от «22» февраля 2024г.

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Чудеса творчества»
Возраст обучающихся: 5-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Комиссарова Анастасия Вячеславовна,
Пахомова Дарья Ахмедовна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2024
1

1.

Комплекс

основных

характеристик

общеразвивающей

программы
1.1.

Пояснительная записка

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного
образования

является

одной

из

важнейших

задач

государственной

образовательной политики.
Расширение

образовательных

возможностей

этой

категории

обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в
обществе.

Программы

дополнительного

образования

решают

задачи

реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной
категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной
поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и
социальных компетенций.
Получение
возможностями

детьми-инвалидами
здоровья

и

дополнительного

детьми

с

образования

ограниченными
способствует

социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению
социального статуса, становлению гражданственности и способности
активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем,
затрагивающих их интересы.
Дополнительное

образование

для

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для
вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества,
позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы
выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и
профессионального пути.
Целью программы является развитие интеллектуальных и творческих
способностей у детей младшего школьного возраста с ограниченными
2

возможностями здоровья и детей-инвалидов через расширениепознавательных
возможностей детей, развитие мелкой моторики.
При создании программы учитывались общие педагогические и
дидактические подходы к преподаванию изобразительного искусства,
обязательный минимум содержания по декоративно-прикладному творчеству,
а также личный опыт педагога дополнительного образования. Программа
разработана в соответствии с требованиями нормативно- правовых актов:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№

09-3242.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
3

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
4

Актуальность и новизна программы заключается в использовании
ИКТ технологий в декоративно-прикладном творчестве.
Программа «Чудеса творчества» адаптирована для реализации в
условиях временного ограничения занятий в очной (контактной) форме и
включает все необходимые инструменты электронного обучения.
Отличительные
дополнительной
«Чудеса

особенности

общеобразовательной

творчества»

заключается

в

адоптированной

программы

общеразвивающей

программы

использовании

дистанционных

образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов,
направленных

на

развитие

творческих

способностей

(далее

ДОТ).

Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением
опосредованном

информационно-телекоммуникационных
(на

расстоянии)

взаимодействий

сетей
обучающихся

при
и

педагогических работников.
Также отличительной особенностью данной программы является
дистанционное ознакомление обучающихся с тематическими блоками,
освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом
материалов (пластилина, бумаги, текстиля и др.)
Адресат общеразвивающей программы - возраст обучающихся в
творческом объединении с 5 до 7 лет. Заниматься дистанционно может
каждый по желанию. Количество детей не ограничено.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся в возрасте 5-7 лет располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных
задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики
познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение,
мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического
развития данной возрастной категории: высокому уровню активности,
повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает
5

частую смену деятельности с использованием элементов импровизации,
созданием ситуации игры.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа – 45
минут (7 лет), 30 минут (5-6 лет). Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза
в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы–144 часа (36 недель).
Срок освоения общеразвивающей программы – объем программы – 144
часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень: стартовый уровень, который предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения

содержания

программы. Знакомство с художественными материалами, техниками и
видами декоративно-прикладного искусства.
Формы обучения и виды занятий по программе
При дистанционном обучении по программе используются следующие
формы дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;
- сайты по творчеству данного направления;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются
следующие платформы и сервисы: ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber,
WatsUp, ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся
получают

теоретическую

информацию,

демонстрируются

способы

изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в формате
6

присылаемых в электронном

виде

фотографий готовых изделий

и

промежуточных результатов работы.
Учебно-методический

комплекс

включает

электронные

образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки
на мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, мастер – класс, практическое занятие, открытое занятие,
выставка, участие в конкурсах разного уровня.
1.2.

Цель, задачи общеразвивающей программы

Цель Создание условий для развития у детей интереса к декоративноприкладному творчеству посредством декоративной работы с пластичным и
природным материалом, текстилем и другими материалами.
Задачи:
Обучающие:
 обучать и обогащать знания обучающихся в разных видах
художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного
искусства;
 знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных
техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных
материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и
навыки;
 формирование навыка владения техническими средствами обучения и
программами;
 формирование навыка самостоятельного поиска информации в
предоставленном перечне информационных онлайн-платформах, контентах,
блогах и т.д.;
 выполнять задания самостоятельно и коллективно (бесконтактно);
Развивающие:
 развивать мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству;
7

 развивать

духовные,

эстетические

и

творческие

способности

воспитанников;
 развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
 развитие умения анализировать и корректировать свою деятельность;
 развитие навыка использования социальных сетей в образовательных
целях и др.
Воспитательные:
 пробудить любознательность и интерес к прикладному творчеству;
 повышать интерес к отечественной и мировой художественной
культуре;
 формировать у обучающихся навыков эстетического видения и
преобразования мира;
 воспитывать уважение и любовь к цивилизационному наследию
России через освоение отечественной художественной культуры;
 воспитывать

у

обучающихся

навыков

взаимодействия

и

сотрудничества;
 формировать установку на здоровый образ жизни;
 прививать гигиенические навыки;
 развивать

стремление

и

готовность

к

сотрудничеству

и

продуктивному общению и взаимодействию внутри коллектива.

8

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п

Кол-во часов

Название темы
Всего
14

Теория
3

Практика
11

Конструирование из бумаги и
картона.

26

5

21

Игрушки из конусов
Поздравительные открытки
Сувениры
из гофрированного картона

6
10
10

1
2
2

5
8
8

Аппликация.

24

4

20

3.1.
3.2.

Обрывная аппликация
Аппликация из геометрических
фигур

6
6

1
1

5
5

3.3.
3.4.

Аппликация из фантиков
Аппликация в стиле «мозайка»

6
6

1
1

5
5

4.

Оригами.

24

3

21

5.

Рисование пластилином.

24

3

21

6.

Изобразительная деятельность.

32

4

28

1.

Веселые игрушки
из помпонов и ниток.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,опрос,
практическое
занятие
Индивидуальны
е консультации
в чатах WatsUp
Беседа,
практическое
занятие, опрос,
взаимоанализ
работ,
Индивидуальны
е консультации
в чатах WatsUp
Опрос,
участие в
конкурсах,
самостоятельная
работа,
взаимоанализ
работ,
презентация
работ,
Индивидуальны
е консультации
в чатах WatsUp
Игра,
беседа,
практическое
занятие
Участие в
онлайнконкурсах,
беседа,
Индивидуальны
е консультации
в чатах WatsUp
Участие в
онлайнконкурсах,
итоговая
онлайнвыставка,
Индивидуальны
9

Итого:

е консультации
в чатах WatsUp
144

22

122

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Веселые игрушки из помпонов и ниток.
Теория: Основные материалы и инструменты, используемые в начальном
декоративно-прикладном творчестве. Игра-путешествие по стране мастеров.
Беседа: «Из чего и как делают нитки?» Виды работ. Техника выполнения
игрушки из помпонов и ниток с использованием разных материалов. Виды и
производство

ниток

(хлопчатобумажные,

шерстяные,

шелковые,

синтетические). Технология изготовления помпонов из ниток. Техника
безопасности на занятиях.
Практика: Подготовка ниток и шаблона к работе, изготовление брелка
из пряжи, изготовление цыпленка из двух помпонов, изготовление собачки из
помпонов.
2. Конструирование из бумаги и картона.
2.1. Игрушки из конусов
Теория: Бумага как художественный и конструктивный материал. Виды
бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные способы ее
формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Техника работы с
бумагой. Правила сгибания и складывания. Основные правила вырезания.
Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Клеевое
соединение деталей. Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги
сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать,
оформлять поделку. Техника безопасности. Физкультминутка.
Практика: Игрушки из конусов «Котенок», «Собачка», «Ангел».
2.2. Поздравительные открытки
Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой, создание
композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из них.
10

Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления
открыток. Подбор цветовой гаммы.
Практика: Резание по прямой, симметричное вырезание, резание по
линиям разметки, вырезание узоров и орнаментов, способы формовки бумаги,
оформление мелких деталей. Изготовление поздравительной открытки для
мамы в технике скрапбукинг. Изготовление поздравительной открытки по
своему замыслу.
2.3. Сувениры из гофрированного картона
Теория:

История

возникновения

технологии бумагокручения

–

квиллинга. Особенности работы с гофрированным картоном. Инструменты и
материалы, используемые в работе. Техника безопасности. Технология
изготовления основных форм: «капля», «тугая спираль», «глаз». Сборка
поделки. Оформление композиции.
Практика: Упражнение на изготовление гофрированных элементов для
работы. Цветы на шпажках из гофрированного картона. Изготовление
объемных сувениров из гофрированного картона.
3. Аппликация
3.1. Обрывная аппликация.
Теория: Знакомство с данным видом искусства. Что такое аппликация?
Материалы и инструменты для работы и правила их, безопасного
использования. Просмотр работ в данной технике. Организация рабочего
места. Последовательность изготовления обрывной аппликации. Приемы и
техникой работы с бумагой. Правила компоновки на плоскости листа
задуманный художественный образ.
Практика:

Обрывная

аппликация

из

рваных

кусочков

бумаги

«Натюрморт».
3.2. Аппликация из геометрических фигур.
Теория:

Последовательность

изготовления

аппликации

из

геометрических фигур. Приемы и техника работы.
Практика: аппликация из геометрических фигур «Сказочный замок».
11

3.3. Аппликация из фантиков.
Теория: Последовательность изготовления аппликации из фантиков.
Приемы и техника работы из фантиков.
Практика: аппликация из фантиков «Букет для мамы».
3.4. Аппликация в стиле «мозайка».
Теория:

Понятие

«Мозайка».

Последовательность

изготовления

аппликации в стиле «мозайка». Приемы и техника работы аппликации в стиле
«мозайка».
Практика: Нарезка кусочков бумаги нужных цветов

и размеров.

Приклеивание в задуманном порядке. Работа с шаблонами. Аппликация из
кусочков бумаги в стиле мозайки «Домашнее животное». Итоговая работа с
применением двух или трех видов техник аппликаций по своему замыслу.
4. Оригами.
Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе
ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике. Просмотр
работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в оригами.
Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы по схемам
и инструкциям.
Практика: Упражнения сгибы от себя, сгибы к себе. Изготовление
работ: собачка, кошка, лягушка, подснежники, птица счастья, сказочный
корабль в технике оригами.
5. Рисование пластилином.
Теория: Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами
лепки: скатыванием,

раскатыванием,

расплющиванием,

вытягиванием,

сгибанием, присоединением. Основные правила лепки простых форм.
Рисование

пластилином.

Материалы

и

инструменты.

Знакомство

с

последовательностью выполнения работы (перевод рисунка на пленку,
заполнение деталей тонким слоем пластилина, закрепление готовой работы на
основе). Техника безопасности. Оформление работы.
12

Практика: Отработка простых приемов лепки (скатывание шарика,
овала, жгута; сплющивание, отщипывание, надрезание стекой). Изготовление
работ: «Корзина с фруктами», «Аквариум», «Сказочное дерево», «В мире
животных».
6. Изобразительная деятельность.
Теория:

Знакомство

с

техникой

«Монотипия»,

«Пуантилизм».

Знакомство с понятиями: симметрия, узоры, эскиз, линия, пятно, штрих,
мазок. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами
работы с ними. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,
возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим,
легкость

смешивания,

возможность

получения

разнообразных

спецэффектов. Навыки работы с палитрой. Получение сложных цветов путем
их смешивания. Правила подборки разных номеров кистей, в зависимости от
изображения. Понятие различных видов мазков, полученных при разном
нажиме на кисть. Владение терминами «теплые», «холодные» цвета.
Знакомство с графическими материалами, особенностями техники работы и
результата. Рисунок как непосредственный вид искусства. Знакомство с
правилами рисования цветными карандашами и фломастерами. Линии –
начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и
сложные, толстые и тонкие. Знакомство с картинами художников.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Практика: «Сказочный мир» в технике «Монотипия» (гуашь). «Город
будущего» с использованием цветных карандашей и фломастеров. «Ваза с
цветами». «Бабочки». «Фрукты», «Пейзаж» в технике «Пуантилизм» (гуашь);
Итоговая работа на выбор.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
 развита мотивация личности ребёнка к познанию и творчеству;
 развиты

духовные,

эстетические

и

творческие

способности

обучающихся;
13

 развита фантазия, воображение, самостоятельное мышление.
 развиты умения анализировать и корректировать свою деятельность;
 развит навык использования социальных сетей в образовательных
целях и др.
Личностные результаты:
 сформирована

любознательность

и

интерес

к

прикладному

творчеству;
 повышен интерес к отечественной и мировой художественной
культуре;
 сформированы навыки эстетического видения и преобразования мира;
 воспитано чувство уважение и любовь к цивилизационному наследию
России через освоение отечественной художественной культуры;
 сформированы навыки взаимодействия и сотрудничества;
 сформирована установкуа на здоровый образ жизни;
 привиты гигиенические навыки;
 развито стремление и готовность к сотрудничеству и продуктивному
общению и взаимодействию внутри коллектива.
Предметные результаты:

 обучены и обогащены знаниями в разных видах художественного
творчества. Познакомились с жанрами изобразительного искусства;
 познакомились с различными видами нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и
приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки;
 сформированы навыки владения техническими средствами обучения
и программами;
 сформированы навыки самостоятельного поиска информации в
предоставленном перечне информационных онлайн-платформах, контентах,
блогах и т.д.;

14

 научились выполнять задания самостоятельно и коллективно
(бесконтактно);

15

Комплекс организационно-педагогических условий

1.

2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

1 сентября

31 мая

36

72

144

Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Для

реализации

программы

каждому

обучающемуся

необходимы

следующие материалы и инструменты: картон, простые карандаши, ножницы,
клей ПВА, крупы, пластилин, баночки для воды, клеенки, нитки, иголки, спички,
носочки и т.д.
Информационное обеспечение включает в себя информационные
ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном режиме.
Кадровое обеспечение.
Педагог, имеющий специальное образование и владеющий работой на
электронных носителях.
Методические материалы:
Название раздела,
темы
1.

1.1

Живопись
Живопись, её
виды и жанры

1.2
Акварельная
живопись

Материально
техническое
оснащение, дидактико
методический материал
ПК, наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
фотографии;
ПК, наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
фотографии

Формы, методы
приемы обучения,
Педагогические
технологии
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

ПК, наглядные пособия; Словесный,
цветные иллюстрации; наглядный,
фотографии
практический

Формы
учебного
занятия
Беседа, игра
Беседа,
анализ
работ,
просмотры
работ,
выставка,
участие в
конкурсах
Беседа,
анализ
работ,
просмотры
работ,
выставка,
16

1.3

Цветоведение.
Цветовые оттенки
основных цветов

ПК, наглядные пособия; Словесный,
цветные иллюстрации; наглядный,
фотографии
практический
ПК, наглядные пособия; Словесный,
цветные иллюстрации; наглядный,
практический
фотографии

2.

Рисунок

2.1

Волшебная линия

2.2
Рисование с
натуры и по
памяти

ПК, наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
фотографии
ПК, наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
фотографии

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

участие в
конкурсах
Беседа,
практическа
я работа,
анализ работ
Выставка
работ,
беседа,
практическа
я работа,
анализ
работ,
участие в
конкурсах,
Практическа
я работа,
анализ работ
Участие в
конкурсах,
просмотр
работ.
Открытое
занятие.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Согласно учебному плану

предусмотрено входящая диагностика, и

итоговый контроль. В начале освоения программы входящая диагностика, в
ходе которой выясняется первоначальный уровень знаний с целью адаптации
образовательной программы к полученным данным. Итоговый контроль
проводится в конце изучения программы для оценки результатов освоения тем
программы. Диагностика проводится в форме устного опроса, он-лайн теста,
выполнения практического задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
фотоматериалы, отзывы детей и родителей, материалы диагностики (планы
опросов).

Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов: выставка работ в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

17

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входящая диагностика:
Формы проведения диагностики:
1. Тест (Приложение 2)
2. Выполнение практического задания. (Работа в чатах WatsUp).
Критерии оценки результатов:

Задание 1

Задание 2

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

(1-2 балла)

(3-4 балла)

(5 баллов)

Обучающийся не
имеет представления о
декоративной работе,
не знают об
особенностях работы с
предлагаемым
материалом. Не знает
о материалах,
необходимых для
работы.
У обучающегося нет
стремления украсить
свою работу. Изделие
выполняет строго по
образцу. Работа не
аккуратна.

Обучающийся имеет
неполное
представление о
декоративной работе,
об особенностях
работы материалом.
Знает не обо всех
необходимых
материалах для
работы.
Обучающийся
выполняет работу по
образцу, изменяя
только некоторые
элементы. Работа не
очень аккуратна, но
ребенок стремится
исправить недочеты.

Обучающийся имеет
представление о
декоративной работе,
об особенностях
работы материалом.
Знает о необходимых
материалах для
работы.
Обучающийся
стремится украсить
свою работу,
проявляет фантазию.
Работа
индивидуальна,
аккуратна.

Итоговая диагностика.
Формы проведения диагностики:
1. Онлайн - тест.
2. Итоговый тест (Приложение 4). Работа в чатах WatsUp, Instagram,
Критерии оценки результатов:
Задание 1

Низкий уровень
(1-2 балла)
Обучающийся не имеет
представления о
декоративной работе, не

Средний уровень
(3-4 балла)
Обучающийся имеет
неполное представление о
декоративной работе, об

Высокий уровень
(5 баллов)
Обучающийся
имеет
представление о
18

знают об особенностях
работы с предлагаемым
материалом. Не знает о
материалах,
необходимых для
работы.
Задание 2

У обучающегося нет
стремления украсить
свою работу. Изделие
выполняет строго по
образцу. Работа не
аккуратна.

особенностях работы
материалом. Знает не обо
всех необходимых
материалах для работы.

декоративной
работе, об
особенностях
работы
материалом. Знает
о необходимых
материалах для
работы.
Обучающийся выполняет Обучающийся
работу по образцу,
стремится
изменяя только некоторые украсить свою
элементы. Работа не очень работу, проявляет
аккуратна, но ребенок
фантазию. Работа
стремится исправить
индивидуальна,
недочеты.
аккуратна.

Сводная таблица
Общее
количест
во
обучающ
ихся

Высокий уровень
Кол-во
обучающихся

%

Средний
уровень
Кол-во
%
обучающ
ихся

Низкий уровень
Кол-во
обучающих
ся

%

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы проведения занятий:
Программа предполагает теоретическую и практическую деятельность.
Методы обучения
Репродуктивные
Информационно –
Инструктивно –
репродуктивные
репродуктивные
- объяснительно-задание
иллюстративный
-инструктаж
- демонстрационный метод
-практический метод

Продуктивные
- Творческий (творческие
задания проблемного
характера)

Формы реализации методов:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает изложение материала
с применением картинок, схем, фотографий, зарисовок, ссылок на сайты по
теме занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа презентаций, видео.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.

19

Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических карт,
объяснения алгоритмов и правил работы, с художественными материалами и
оборудованием, объяснение правил ТБ и ОТ.
Практический метод – реализуется в форме изготовления и декорирования
изделия.
Творческий метод – в программе используются элементы творческого метода,
реализуется

в

выполнении

обучающимся

декорирования

работы

по

собственному замыслу, в творческом самовыражении при декорировании
изделия.
Учебно-методический комплекс для педагога и обучающихся включает:
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся (ссылки на мастерклассы, теоретический материал).
Методическое обеспечение программы
№
п/п

Тема

УМК
Пластилинография

1

2

1

«Цветущая лужайка»
(живопись)

https://pencup.ru/test/261
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-petrovna-dumler/master-klas-porisovaniyu-6491.html
https://www.pinterest.fr/pin/194217802660234180/
https://multiurok.ru/files/tvorcheskaia-rabota-kak-mozhno-risovatplastilinom.html
https://handsmake.ru/podelki-iz-plastilina.html
https://www.youtube.com/watch?v=6VOIQVZitpw&feature=emb_l
ogo бирюзовый
https://www.youtube.com/watch?v=erKnnZwRdz8 коричневый
https://www.youtube.com/watch?v=7cVhI5sLlM0&list=PL82p_nMUSo
7aQpPjD6E9hW6b1i4PeNrs&index=7 серый
«Золотая рыбка»
https://www.youtube.com/watch?v=0s7kPXtsZGE
(витражная техника)
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-plastilinovyivitrazh.html
Поделки из круп и семян
«Веселые зверюшки»
http://www.ecology.pskovlib.ru/detyam-ob-ekologii/3844-podelki-izkrupy
http://1001podelka.ru/applikatsii-iz-krupyi-idei-dlya-podelok-sdetmi.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/orehova-vera/konsultacija-dlja-roditeleirazvitie-melkoi-motoriki-posredstvom-ispolzovanija-krup.html
Поделки из спичек
20

1

Аппликация «В лесу»

2

«Домик»

1

Игрушки из носков
Итоговое занятие
«Веселые игрушки»

https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoetvorchestvo/2014/02/01/issledovatelskaya-rabota-neobychnoe-v
https://33-podelki.ru/podelki-iz-spichek.html
https://gidrukodeliya.ru/podelki-iz-spichek
https://nattik.ru/razvivauschie-igri/spichki/logicheskie-zadanija-sospichkami-dlja-de.html
https://www.igrushki-rukami-svoimi.ru/kak-sdelat-igrushki-izspichek/
http://smart-kids.su/golovolomki/spichki,
https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=9qbzQ__2s_
A&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=74&v=cs1AwrsvS
Lg&feature=emb_logo виды ручных швов
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=vwZLhc1sav
g&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=75JZdJ26-dg
https://www.youtube.com/watch?v=FQ2iIpjKdoc
http://topchiy.com.ua/2013/12/01/prover-svoi-znaniya-ruchnyiestezhki-i-strochki/

1. Обучающий компонент
 учебную и методическую литературу;
 конспекты занятий;
 образцы изделий;
 иллюстративные материалы по темам программы;
 фотоматериалы работ обучающихся;
 памятки по технике безопасности при работе с инструментами и
оборудованием.
2. Компонент результативности: работы обучающихся;
3. Воспитательный компонент. Каталог игр с описанием. Памятки: сведения о
необходимых материалах для занятий.

21

3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
22

10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Список литературы для педагога:
1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном
творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985.
4. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
5. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
6. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство,
1995.
23

7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,
Школьная книга, 2000.
8. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:
МИПКРО, 2003.
9. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.Полунина В. Н.
Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
10. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под
рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа
начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО,
2001.
11. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы
дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение,
2005.
12. См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив
авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная
программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно –
от 36 до 72 часов в год.
Список литературы для обучающихся:
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН,
2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20012002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
24

10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Список литературы для родителей:
1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Кристофер Харт. Начать рисовать просто! Базовый курс. – Эксмо – Пресс,
2018 г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.grani-razuma.ru
2. http://www.nsportal.ru
3. http://www.luntiki.ru
4. http://www. lepka_iz_plastilina.ru
5. http://www.urokilepki.ru
6. http://www.xreferat.ru
7. www.liveinternet.ru/tags
8. www.promyhouse.ru/.../kak-sdelat-samostoyatelno-igrushki-iz-noskov.ht
9. www.toysew.ru/iz-noskov-i-perchatok

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».