Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
Автор-составитель:
Карпеченко Александр Петрович,
педагог дополнительного образования
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы моделирования и конструирования
1.1.
Вводное занятие
2
1
1
1.2.
Материалы и инструменты
2
1
1
1.3.
Знакомство с технической деятельностью человека
2
2
-
1.4.
Знакомство с некоторыми условными
обозначениями графических изображений
4
2
2
2.
Первые модели
2.1.
Техника «Оригами» (Аппликация)
- технология сгибания и складывания бумаги;
-Технология работы с нитками
-Технология работы с древесиной
-Технология работы с пенопластом, металлом
2
6
6
1
2
2
1
4
4
6
4
12
2
2
6
4
2
6
12
4
6
2
6
2
18
2
16
8
20
6
20
2
2
2
2
6
18
4
18
4
2
2
12
8
14
2
2
2
10
6
12
2.2.
2.3.
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей
- технология работы с бумагой по шаблонам;
- технология сборки плоских деталей;
- выполнение моделей наземного транспорта
Автомобиль, паровоз, танк.
- выполнение моделей воздушного транспорта
ракета, самолет, воздушный шар,
-выполнение моделей водного транспорта парусник
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей конструирование моделей и макетов технических
объектов из готовых объёмных форм; грузовик
катюша.
– Ракета.
– Гоночный автомобиль для катапульты.
– Парашют.
– Ланшафт с домиком
.4.
Работа с наборами готовых деталей. (конструктор)
- Ознакомление с деталями набора;
- Сборка макетов и моделей по образцу;
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;
Работа на семуляторе.
–Изготовление гоночного глиссера на коньках,
колесах.
3.
4.
Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор
тематики и технологий выполнения проектных
работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы
объединения.
–Управление радиоуправляемым глиссером.
Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
ИТОГО:
8
10
2
2
6
8
2
2
-
204
Содержание деятельности первого года обучения
1. Основы моделирования и конструирования
1.1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание
занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных
условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе
в объединении.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления
интересов обучающихся. Игры с поделками.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги
на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с
круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической
деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих
операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться
с технической деятельностью человека.
1.4.
Знакомство с
некоторыми
условными обозначениями графических
изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило
для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением
линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе
практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места
для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по
шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия
видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами» (Аппликация)
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической
работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на
классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного
транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания.
Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания.
Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при
помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой
тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов –
транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для
конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и
соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в
конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной
модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному
образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей
по рисунку- схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей
по собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
3.Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения
проектных работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы объединения.
Банк проектов:
- модель «Аппликация, Автомобиль (катюша), Паровоз, Танк.»;
- модель «Аппликация. Ракета, Самолет, Парусник, Воздушный шар»;
- модель «Из объёмных деталей»;
- модель «Гоночный автомобиль для катапульты»;
- модель «Парашют»;
- модель «Ландшафт с домиком»;
- модель «Глиссер на коньках, колесах»;
- модель «Управление RC моделью. Соревнования»
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год.