Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» Автор-составитель: Карпеченко Александр Петрович, педагог дополнительного образования Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Раздел, тема Количество часов Всего Теория Практика 1. Основы моделирования и конструирования 1.1. Вводное занятие 2 1 1 1.2. Материалы и инструменты 2 1 1 1.3. Знакомство с технической деятельностью человека 2 2 - 1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений 4 2 2 2. Первые модели 2.1. Техника «Оригами» (Аппликация) - технология сгибания и складывания бумаги; -Технология работы с нитками -Технология работы с древесиной -Технология работы с пенопластом, металлом 2 6 6 1 2 2 1 4 4 6 4 12 2 2 6 4 2 6 12 4 6 2 6 2 18 2 16 8 20 6 20 2 2 2 2 6 18 4 18 4 2 2 12 8 14 2 2 2 10 6 12 2.2. 2.3. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей - технология работы с бумагой по шаблонам; - технология сборки плоских деталей; - выполнение моделей наземного транспорта Автомобиль, паровоз, танк. - выполнение моделей воздушного транспорта ракета, самолет, воздушный шар, -выполнение моделей водного транспорта парусник Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; грузовик катюша. – Ракета. – Гоночный автомобиль для катапульты. – Парашют. – Ланшафт с домиком .4. Работа с наборами готовых деталей. (конструктор) - Ознакомление с деталями набора; - Сборка макетов и моделей по образцу; - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме; Работа на семуляторе. –Изготовление гоночного глиссера на коньках, колесах. 3. 4. Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. –Управление радиоуправляемым глиссером. Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год ИТОГО: 8 10 2 2 6 8 2 2 - 204 Содержание деятельности первого года обучения 1. Основы моделирования и конструирования 1.1. Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками. 1.2. Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.) 1.3. Знакомство с технической деятельностью человека. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека. 1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Практическая работа. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта. 2. Первые модели 2.1. Техника «Оригами» (Аппликация) Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования. 2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Практическая работа. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели. 2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм; б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток . Практическая работа. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями. 2.4. Работа с наборами готовых деталей. - Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. - Сборка макетов и моделей по образцу. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме. - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу. 3.Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. Банк проектов: - модель «Аппликация, Автомобиль (катюша), Паровоз, Танк.»; - модель «Аппликация. Ракета, Самолет, Парусник, Воздушный шар»; - модель «Из объёмных деталей»; - модель «Гоночный автомобиль для катапульты»; - модель «Парашют»; - модель «Ландшафт с домиком»; - модель «Глиссер на коньках, колесах»; - модель «Управление RC моделью. Соревнования» 4.Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год.