Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Волшебные краски» Автор-составитель: Сорокина Марина Алексеевна, педагог дополнительного образования Щелконогова Екатерина Сергеевна педагог дополнительного образования Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Изобразительная деятельность 130 19 111 1.1. Рисование карандашами (восковыми) или фломастерами. 44 8 36 Беседа. Игра. Практическое занятие 1.2. Рисование кисточкой, дорисовывание деталей. 72 9 63 1.3. Рисование пальцами. 10 1 9 1.4. Рисование ватными палочками. 4 1 3 Практическое занятие. Участие в конкурсе Беседа. Опрос. Практическое занятие. Участие в конкурсе Аппликация из салфеток. 6 1 5 Объемная аппликация. «Волшебные шарики» 6 1 5 136 20 116 2. 2.1. Итого: Практическое занятие. Итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Изобразительная деятельность. 1.1. Рисование карандашами (восковыми) или фломастерами, дорисовывание деталей Теория: Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Вводный инструктаж по технике безопасности. Рисунок как непосредственный вид искусства. Знакомство с правилами рисования карандашами (цветными, восковыми, простыми), с основными цветами. Холодные и теплые оттенки. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практика: Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Как правильно держать в руке фломастер, карандаш. Как рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии. Как правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии. Упражнение штрихами, используя фломастеры, карандаши. Рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Рисуем карандашами и фломастерами: «Дождик», «Поможем жучкам спрятаться в траве», «Спрячь картинку», «Герой из сказки», «Мой мир», «Зайка-попрыгайка», «Зимний узор», «Снежинки», «Ракета летит в космос», «Сказочная птица», «Мы едем, едем, едем в далекие края», «Букет для мамы», «Золотой петушок», «Чайный сервиз», «Веселый кит». 1.2. Рисование кисточкой, дорисовывание деталей Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Закрепление названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомство с дополнительными оттенками (розовый, голубой, серый). Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрихдождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Практика: Как правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Ритмичное нанесение линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап»). Рисуем листья, примакивая кисточку к листу бумаги. Как наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение, проводить линии сверху вниз по ворсу, слева направо; обмакивать кисть в краску по мере надобности. Приемы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Рисуем кисточкой: «Листья жёлтые летят», «Зимний лес», «Снежные колобки», «Домик с забором», «Варежки», «Белый медведь и северное сияние», «Светит солнышко в окошко», «Плывёт кораблик по весенним ручейкам», «Деревья проснулись», «Бабочки», «Цветущая веточка», «Весна идет – весне дорогу», «Лес, точно терем расписной..», «Вкусные витамины», «Цыплята и одуванчики», «Спелое яблоко», «Кисть красной рябины», «Клякса», «Гуси – лебеди», «Деревья смотрят в озеро», «Ягодка за ягодкой (на кустиках)», «Выросла репка большая – пребольшая», «Грибы на пенечке». 1.3. Рисование пальцами Теория: Правила организации рабочего места. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника рисование пальцами. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практика: Рисование пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги. Рисуем пальчиками: «По ровненькой дорожке», «Морское путешествие». 1.4. Рисование ватными палочками Теория: Точка – «подружка» линии. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Показ презентации о данной технике. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты). Практика: Как наносить ритмично и равномерно разноцветные точки, используя ватные палочки. Рисуем ватными палочками: «Снег идет», «Весёлый поезд», «Цветочная клумба». 2. Аппликация из салфеток. 2.1. Объемная аппликация. «Волшебные шарики» Теория: Техника безопасности при работе с бумагой и клеем. Понятие «объемная аппликация», через показ презентации. Приемы скатывания бумаги из салфеток. Последовательность выполнения работы в данной технике. Практика: Приемы смятия в руках бумаги, пока она не станет мягкой. Скатывание из нее шарик. Изготовление из салфеток «Снеговик», «Чудесная мозайка». Учебный (тематический) план второго года обучения № Кол-во часов Название темы п/п Всего Теория Практика 1. Золотая осень 14 1,5 12,5 2. В мире животных и птиц 28 3 25 3. В гостях у сказки 18 2 16 4. Графика 30 3 27 5. Техника пуантилизм 16 1,5 14,5 6. Искусство на улицах твоего города 38 4 34 144 15 129 Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическая работа Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Практическая работа, игра Рассказ, практическая работа Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Учебный (тематический) план второго года обучения № Кол-во часов Название темы п/п Всего Теория Практика 1. Золотая осень 21 2 19 2. В мире животных и птиц 42 4,5 37,5 3. В гостях у сказки 24 3 21 4. Графика 46 4,5 41,5 5. Техника пуантилизм 25 3 22 6. Искусство на улицах твоего города 58 7 51 216 24 192 Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическая работа Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Практическая работа, игра Рассказ, практическая работа Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. «Золотая осень». Теория: знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа. Беседа о времени года – осень. Знакомство с признаками осени. Формы деревьев: большие, маленькие, высокие, стройные. Особенности красоты осенних листьев, деревьев, а также их цвет и разнообразие форм. Понятие «Цвет». Холодные и теплые цвета. Основные и составные цвета. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Правила расположения предметов на бумаге. Практика: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Повторить приемы работы кистью на смешивание дополнительных цветов. Рисуем: «Осеннее дерево» (гуашь). «Осенние листья» (набрызг, работа с шаблонами). «Осенний пейзаж» (гуашь). «Осенний сюрприз» (гуашь). 2. «В мире животных и птиц». Теория: знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др. Характерные особенности животных: строение, форма тела, окраска шерсти или кожного покрова. Правила построения туловища животных. Особенности работы с трафаретом. Свойства акварели: прозрачность, «нежность». Приемы работы акварелью, гуашью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Практика: «Поэтапное рисование кошки» (акварель). «Поэтапное рисование собаки» (акварель). «Поэтапное рисование белки» (акварель). Заяц (цветные карандаши). «Поэтапное рисование медведя» (гуашь). «Поэтапное рисование лошади» (цветные карандаши). «Поэтапное рисование слона» (цветные карандаши). «Дятел на дереве» (акварель). «Пингвин» (гуашь). «Поэтапное рисование воробья» (акварель). «Снегирь на ветке» (акварель). «Ворона» (цветные карандаши). «Павлин» (гуашь). 3. «В гостях у сказки». Теория: беседа о сказках и сказочных героях. Загадки по мотивам сказок. Виды сказочных домиков различных форм. Особенность их конструкции, взаимосвязь частей. Различия сказочных построек от реальных. Набросок (план) рисунка. Выразительные свойства гуаши, акварели, цветных карандашей. Изучение последовательности от меньшего к большему. Простые и сложные формы. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Практика: «Сказочный домик» (гуашь), «Сказочный герой» (гуашь), «Театр и мы» (смешанная техника). «Иллюстрация к отрывку из сказки» (смешанная техника). «Город - крепость» (гуашь). «Лесные жители» (гуашь). «На далекой планете» мультипликационного (смешанная техника). «Копирование (цветные карандаши). «Копирование героя» мультипликационного героя» (цветные карандаши). 4. «Графика». Теория: техника правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании. Рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). Новые понятия: тон, композиция, графика, пятно, точка, линия, штрих, спираль, силуэт. Средства выразительности в графике. Методы работы рисунка. Последовательность этапов выполнения рисунка, а также способы пользования простыми карандашами разной мягкости и гелиевой черной ручкой. Практика: упражнения на тональные отношения: штрих, линия, пятно. Рисуем: «Декоративный цветок» (карандаш). «Рисуем небо» (карандаш). «Пейзаж» (карандаш). «Сказочное дерево» (гелиевая черная ручка). «Силуэт» (карандаш, гелиевая черная ручка). «Повтори сам!» (карандаш). «Дорисуй изображение» (карандаш). «Ночной город» (гелиевая черная ручка). «Сказка внутри нас» (цветные карандаши). 5. «Техника пуантилизм». Теория: техника нетрадиционного рисования «пуантилизм» и приемами рисования. Понятия: форма, композиция, цвет, ритм, пропорции. Развивать композиционные умения. Последовательность этапов выполнения рисунка в карандаше, затем в цвете. Правила рисования методом тычка, не выходя за контур, заполняя его внутри. Особенности работы ватными палочками при рисовании. Практика: «Природа за окном» (гуашь). «Фрукты» (гуашь). «Ваза с цветами» (гуашь). 6. «Искусство на улицах твоего города». Теория: представление о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Понятия: парки, скверы, бульвары, их различия. Понятие конструкции, т.е. построение предмета. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Знакомство с видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов. Практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Правила компоновки и построения архитектурного сооружения на плоскости листа. Практика: «Ажурные ограды» (гуашь). «Волшебные фонари» (акварель). «Витрины» (акварель). «Удивительный транспорт» (гуашь). «Парки, скверы» (акварель). «Образ зданий» (гуашь). «Изба» (акварель). «Город, в котором мы живем» (коллективная работа, смешанная техника). «Город моей мечты» (гуашь). Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Живопись 68 9 59 Выставка работ 1.1. Акварельная живопись 30 4 26 1.2. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Рисунок 38 5 33 Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах 76 9 67 Выставка работ, анализ работ 2.1. Основы рисунка. Рисование с натуры 26 3 23 2.2. Стилизация в графике 26 3 23 2.3. Декоративное рисование 14 2 12 Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ Итоговая работа 10 1 9 144 18 126 1. 2 3. Итого: Выставка работ, беседа, опрос, анализ работ. Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Живопись 102 13,5 88,5 Выставка работ 1.1. Акварельная живопись 45 6 39 1.2. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Рисунок 57 7,5 49,5 Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах 114 13,5 100,5 Выставка работ, анализ работ Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ 1. 2 2.1. Основы рисунка. Рисование с натуры 39 4,5 34,5 2.2. Стилизация в графике 39 4,5 34,5 2.3. Декоративное рисование 21 3 18 Итоговая работа 15 1,5 13,5 216 27 189 3. Итого: Выставка работ, беседа, опрос, анализ работ. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Живопись. 1.1. Акварельная живопись Теория: вводное занятие. Техника безопасной работы. Знакомство с планом работы. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Понятие «акварельная живопись», «тон», «светотень», «тень», «колорит», «контраст». Разница между «писать» и «рисовать». Приемы письма акварелью. Рефлексы в живописи. Основные и дополнительные цвета, локальный цвет. Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Теплые и холодные цвета. Техника акварели «Лессировка». Цветовое единство живописного пространства, рефлексы. Техника «по-сырому». Практика: выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Плавные переходы акварелью: от темного тона к светлому, ровные заливки одним тоном: от теплого цвета к холодному и др. Фрукты в технике акварели «гризайль». Рисование по методу ассоциаций в теплых и холодных оттенках. Зарисовка растений с натуры «Осенние листья». «Осенний пейзаж», «Одинокое дерево в поле», «Туман над рекой», птичка «Колибри», «Попугай» в смешанной технике. 1.2.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись гуашью по методике правополушарного рисования. Пуантилизм как прием создания оптических иллюзий. Практика: упражнение на смешение цветов, рисование деревьев, пейзаж «Времена года». Выполнение работы «В гостях у сказки» в технике «пуантилизм». Серия работ в технике правополушарного рисования. 2. Основы рисунка. 2.1. Рисование с натуры Теория: знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон, плоскость, набросок. Светотень и ее закономерности. Создание рисунка посредством штриха. Основы композиции. Виды композиции. Правила построения композиции. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Практика: набросок кошки в разных ракурсах. Изображение растительного мира в графике. Изображение животного мира. Набросок природы в разном тоновом соотношении. Выполнение примера светотени на изогнутых поверхностях. Рисование натюрморта с натуры: кувшин и яблоко. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Силуэтный и штриховой рисунок цветов по выбору обучающегося. 2.2. Стилизация в графике Теория: стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Стилизация в декоративно-прикладном творчестве и стилизация в изобразительном искусстве. Виды и принципы стилизации. Практика: выполнение стилизованного цветка гелиевой черной ручкой. Стилизованные фрукты. Стилизованный растительный мир. Стилизованный животный мир. Стилизованная архитектура. 2.3. Декоративное рисование Теория: понятие декоративное рисование. Знакомство с задачами, методами и приемами обучения декоративному рисованию. Практика: «Сказочный лес», «Цветные сны», «Подводный мир». 3.Итоговая работа Теория: обобщение пройденного материала за весь учебный год. Подведение итогов. Рассказ с элементами беседы. Воспитание любви к изобразительному искусству. Практика: итоговая работа на выбор в любой технике.