УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Группа развития «Я познаю Мир» Автор-составитель: Самохина Людмила Семеновна, педагог дополнительного образования Учебный (тематический) план первого года обучения № п\п Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Количество часов ВсеТеоПракго рия тика Развитие речи и подготовка к 32 10 22 обучению грамоте Развитие элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Введение в художественную литературу Развитие мышления, внимания и памяти Развитие личностных качеств и комму- кативности 32 10 22 20 10 10 20 2 18 20 2 18 12 2 10 Итого: 136 36 100 Формы аттестации/ контроля Самостоятельная работа, тест Тест Открытое занятие, Творческая работа тесты Рефлексия, праздник родителей для Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения Тема 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. 1.1. Звуковая структура слова Теория: Звук. Звучащее слово. Звуковая модель, отдельные звуки, слияния двух звуков, гласные, согласные, твёрдые согласные, мягкие согласные, слияния твёрдые и мягкие. Практика: выявить наличие указанного звука в слове, место звука в слове, поиск общего звука в словах, произнести слово по звукам, составить звуковую модель слова, подобрать к модели слово или картинку, произнесённому по звукам слову, назвать слово. Исправить по звуковую модель. 1.2. Буквы, слоги, слова. Теория: Буквы, прописные, строчные. Слова. Слоги. Орфограммы. Практика: знакомство с буквой, чтение слогов, составление слов из букв, чтение слов. Деление прочитанных слов на слоги. 1.3. Подготовка к письму Теория: правильная посадка при письме, постановка руки во время письма. Нажим. Практика: написание буквы, слогов и слов. 1.4. Формирование словаря. Теория: пословицы, поговорки, образные сравнения, фразеологизмы, названия профессий, обобщающие и видовые названия по программным темам: животные, овощи, фрукты, мебель, одежда, головные уборы и т.п. Практика: называть по картинке, загадки, привести примеры по заданной группе, преобразовать заданное слово по аналогии с примером (уменьшительно - ласкательная форма, вместилище продукта, профессия по инструменту и наоборот, подбери антоним, образование прилагательного от существительного). Тема 2. Развитие элементарных математических представлений. 2.1. Счет. Сравнение Теория: цифры, числовой ряд, соседи чисел, прямой, обратный счёт. Сложение, вычитание. Сравнение. Знаки: плюс, минус, равно. Числовые домики, состав числа. Практика: знакомство с цифрами, графическое написание, счёт вперёд и обратно до 10, до 20. Пересчёт предметов предметы, зрительно, на ощупь не глядя), звуков на слух, подбор соответствующего числа. Сравнение сопоставлением, (практически перебирая пересчётом, групп предметов по количеству с опорой на зрительные образы или по представлению. Графический диктант. Игры с кубиком, домино. Кто сосед (заполнить числовой домик, пропуск числа на числовой линейке)? Продолжи числовой ряд, соблюдая закономерность. 2.2. Формирование представлений о времени Теория: времена года, дни недели, части суток, месяцы. Практика: знать и называть части суток, дни недели, месяцы в порядке следования. Задания типа: вставь пропущенное, что лишнее, отгадай загадку. 2.3. Ориентирование на листе бумаги и в пространстве Теория: право, лево, верх, низ, клетка, углы листа (верхний – правый, верхний – левый, нижний – левый, нижний – правый). План помещения. Практика: графические диктанты, геометрические диктанты. Игра «Казаки Разбойники» (по плану помещения разыскать клад), «Муха». Тема 3. Ознакомление с окружающим миром 3.1. Расширять представления детей о родной стране, крае, городе, о труде людей; Теория: обогащение знаний о природе родного края, формирование основ патриотизма, любви к родному краю, к родным людям и ближайшему окружению. Развитие эмоционально-чувственной сферы обучающихся. Знакомство с профессиями. Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн). Практика: рассказ о достопримечательностях нашего города и Свердловской области, Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Формирование толерантности, чувства уважения к труду людей разных профессий. 3.2. Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. Теория: существенные признаки предмета (цвет форма, размер). Практика: игры 3 и 4 лишний, игра – логическая цепочка, назови, что следует далее. 3.3. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об ее охране. Теория: живая и неживая природа, сезонные изменения в природе, охрана природы. Практика: назови время года, объясни свой выбор. Что относится к живой природе. Как человек может помочь природе. Человек и природа: кто главный? 3.4. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д. Теория: времена года, дни недели, части суток. Практика: определение времени года и времени суток. Изучение дней недели. Знакомство с календарем. Тема 4. Введение в художественную литературу. 4.1. Чтение рассказов, басен, стихов и обсуждение прочитанного. Теория: название произведения, автор, основная идея произведения. Практика: чтение, заучивание стихов. Слушание. Ответы на вопросы. Разбор непонятных прочитанного. слов. Выполнение Расширение творческих произведению. 4.2. . Формирование связной речи. словарного заданий запаса. по Пересказ услышанному Теория: знакомство с художественным произведением: автор, заголовок, начало, середина, конец, главные герои; чему учит, отличие рассказа от сказки, особенности стихотворного творчества, речевые шаблоны в быту. Практические работы: составить рассказы по картине, по серии картин, по опорным таблицам. Пересказ произведений. Объяснение смысла фразеологизмов, пословиц. Придумывание окончание рифмовок. Чтение стихов. Тема 5. Развитие мышления, внимания и памяти Развитие логического мышления: 5.1. Представление о множестве Теория: множество, общий признак, объём, содержание, количество. Практика: составление множества по заданному признаку, догадаться по какому признаку составлено множество (цвет, форма, размер), сравнение множеств по количеству, по содержанию. 5.2. Развитие приёмов анализа и синтеза. Теория: геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник. Цвет, форма, размер. Практические работы: назови признаки геометрической фигуры, найди фигуру по описанию, игры типа: « Танграм», собери из кубиков картинку, узор из кубиков Никитиных (4-х, 9-ти, 24-х), разгадывание и придумывание загадок. 5.3. Развитие приёмов сравнения Теория: длина, ширина, высота, объём, цвет, количество, видовые признаки. Практика: практическое сравнение (манипулирование с предметами), по представлению, отгадывание основания сравнения по производимым действиям с предметами. Сравнение прямое и косвенное. 5.4. Развитие приёмов сериации. Теория: ряды предметов. Алгоритмы (по возрастающей и убывающей). Основание сериации. Практика: выложить ряд по возрастающей или по убывающей, вставить предмет в готовый ряд предметов. 5.5. Развитие приёмов классификации. Теория: геометрические фигуры. Наборы тематических картинок. Условные обозначения основания классификации. Практика: обобщение представлению). Составь пары (практическое, зрительное, по по аналогии, например: нога – ботинок, рука Разложи предметы, картинки по группам. Найди лишний предмет. Игры типа: рыбы, птицы, звери, насекомые. 5.6. Развитие внимания Теория: знакомство с понятием. Внимательный человек – это какой? Практические работы: найди отличие, что изменилось. 5.7. Развитие памяти. Теория: способы запоминания, повторение, смысловые связи, вспоминание. Принцип мнемотехники. Практика: запоминание стихов, названий картин и фамилий художников, воспроизведение (вспоминание) через какое-то время того, что изучали. Заучивание стихов принципом мнемотехники. Тема 6. Развитие личностных качеств и коммуникабельности. Теория: словесные выражения, используемые при приветствии, прощании, поздравлении, знакомстве. Этикет говорящего и слушающего. Правила дорожного движения. Практика: привести пример из жизни на заданную тему, оценить «Магазин», матери». поведение литературных героев, принять участие в играх: «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Гараж», «Дочки- Учебый (тематический) план второго года обучения № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Количество часов всего ТеоПракрия тика Первичное отслеживание уровня 2 1 1 развития способностей Развитие личностных качеств и 20 6 14 коммукабельности Развитие речи и творческого 12 2 10 мышления Развитие логического мышления 12 5 7 Развитие внимания и памяти 22 4 18 Развитие речи. Обучение грамоте. 34 5 29 Развитие элементарных 34 5 29 математических представлений Итого: 136 28 108 Формы аттестации/ контроля тест Беседа Творческая работа Самост. работа Самост.работа Самост.работа Самост.работа Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения Тема 1. Первичное отслеживание уровня развития способностей. Теория: повторение пройденного материала. Настрой детей на положительный результат. Практика: выполнение тестового задания. Тема 2. Развитие личностных качеств и учебного сотрудничества. 2.1. Развитие навыков учебного сотрудничества. Теория: формы ответа: обсуждения, по одному, хором. Этикетная форма спора (бессмысленный спор по поводу дискуссии, вкусов и пристрастий), несогласия. Язык жестов, взглядов. Адресность обращения. Речевые выражения при несогласии и непонимании. Содержательное и бессмысленное сообщение. «Медвежья услуга». Как договариваться? Как обратиться за помощью? Практика: выполнение совместной работы (парами, тройками и т.д.). Анализ совместной работы групп, обсуждение: «Что им помешало или, что им помогло?». Учимся приводить аргументы в защиту своей точки зрения, учимся спрашивать несогласных зрения, об их точке выслушивать их аргументы, находить конструктивные решения. Дифференцирование эмоционального и содержательного высказывания. Учимся задавать вопросы с точным содержанием, т.е. формулировать объективную недостаточность условия задачи Объясняем смысл сценки или недостаточность своих знаний. или рассказа, чему они нас должны научить. Содержательное представление о « настоящем школьнике». Задание ребёнку: «Объясни товарищу». 2.2. Развитие детской оценки и самооценки. Теория: критерии оценки выполненной работы (красота, правильность, интересно, трудно). Как давать оценку другим. Самооценка и взаимооценка. Практика: оценить свою работу, а затем работу соседа. Соотнесение самооценки с оценками сверстников и педагога. Оценка своих личностных качеств (доброта, честность, дисциплинированность, обязательность, ответственность, смелость, находчивость, инициативность, готовность к риску, самостоятельность). 2.3. Развитие самосознания, самоопределения, социально - правовое развитие. 9 Теория: как стать таким, каким ты хочешь быть? Человек и его место в природе и обществе. Что такое закон? Практика: составление портрета человека, которого называют добрым, честным, смелым, хорошим другом, трудолюбивым, отзывчивым, дисциплинированным, находчивым, самостоятельным, человеком слова. Составление портрета человека, каким ты бы хотел быть. «За что меня можно любить? За что меня можно ругать? Я люблю когда? Меня беспокоит… Мне стыдно за то, что…» Обязанности в семье. Тема 3. Развитие речи и творческого мышления. 3.1. Развитие связной речи Теория: представление о рассказе, сказке. Художественные приёмы (речь от 1го, 3-го лица, средства художественной выразительности), типы речи (описание, повествование, рассуждение). Практика: свободное рассказывание, из личного опыта, пересказ прочитанного. 3.2. Формирование грамматического строя речи. Теория: модель предложения, главные слова, существительное, действие, признак, предлоги. Практика: предложения, согласуй слова в предложение, сокращение и расширение составить модель предложения, разобрать по частям речи, уметь продолжить предложение. 3.3. Формирование словаря Теория: фразеологизмы, пословицы, имена художников, названия картин, названия профессий. Практика: учиться объяснять, понимать фразеологизмы, пословицы, использовать их в речи, приводить примеры из жизни. Устные задания типа: «Скажи по аналогии (спряжение глаголов с чередующимися звуками (хотеть, бежать), с особыми окончаниями в личных формах (есть, дать), изменение времён глаголов (настоящее, прошедшее, будущее), образование повелительного наклонения глаголов с чередующимися звуками (вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, стричь, 10 скакать, стеречь, щипать), склонение местоимений и числительных, образование страдательных и действительных причастий, образование сложных слов из двух простых. 3.4. Развитие воображения. Теория: воображение, как компонент творчества. Придумывание и сочинительство. Практика: придумать различные предложения с заданной парой слов, дорисовать незаконченный рисунок, придумать разные способы использования заданного предмета, рассматриваем ситуацию с позиций «Что хорошо, а что плохо?». Задания типа: «О чём может идти речь, если слышим это …слово?», придумать возможные причины или следствия заданного события. Высказать предположения, а что изображено на картине за границей ограничивающей обзор рамки. Придумать несуществующего сказочного героя, соединяя части тел разных живых существ, придумывание нравов и повадок к ним. Придумать окончание рассказа или сказки. Тема 4. Развитие логических приёмов мышления. 4.1. Отношения множеств, операции над множествами Теория: множества, виды отношений между множествами (никакого, отношения включения, пересечения, наложения). Операции над множествами (объединение, пересечение, удаление, разделение множества на подмножества). Практика: задания типа: выполнить два множества из набора геометрических фигур или предметных картинок, или предметов по заданным признакам. Определить по - какому признаку составлено множество. Назвать в каком отношении находятся два множества. Выполнить операции над множествами. Сделать вывод: какое множество больше (меньше). 4.2. Понятие, отношения понятий, операции над понятиями Теория: алгоритм составления понятия о предмете. Объём, содержание понятия, отношения между понятиями (отношения включения, неположенности, перекрещиваемости). Операции над понятиями (отрицание, обобщение, ограничение, сериация, классификация). Существенные (сходные) признаки рода, видовые отличия. 11 Практика: игры на дифференцирование понятий (род- вид, часть- целое), назови противоположное понятие, учиться составлять понятия о предметах, геометрических фигурах, называя ближайшее родовое понятие (существенные признаки предмета) и отличительные видовые признаки. Сравнивать объёмы двух понятий, определять отношения между понятиями, условно рисовать понятия, производить обобщение, отрицание, ограничение, сериацию, классификацию понятий по содержанию и объёму. 4.3. Развитие умения строить суждения и умозаключения Теория: виды суждений (общие, частные, единичные, простые и сложные). Особенности умозаключений (от общего к частному, от частного к общему). Верное и неверное высказывание. Практика: составление суждений и умозаключений по аналогии с примером педагога, оценивание правильности высказывания друг друга или персонажа инсценировки. Тема 5. Развитие памяти Теория: кратковременная и долгосрочная память. Запомнить, вспомнить. Память слуховая, зрительная, моторная. Практика: разучивание стихотворения через разбор непонятных слов, фраз, через многократное повторение, через зарисовку сюжета. Подготовка к пересказу текста: составить план (начало, середина, конец), выделить главную мысль каждой части, озаглавить части, запомнить план, рассказать Запоминание зрительных образов. в соответствии с планом. Вспоминать ранее изученные стихи, картины, и т.п. Тема 6. Чтение и письмо 6.1. Слово Теория: слог, ударение, звукобуквенная модель слова, ребусы, кроссворды, чайнворды, сканворды. Практика: составление слоговых схем, определение ударного слога, подбор к словам слоговых или звуковых моделей, и наоборот, к моделям слова. Классификация слов по количеству слогов, звуков, букв. Отгадать слово по буквам 12 типа: «Поле чудес». Знакомство с правилами разгадывания ребусов, кроссвордов, чайнвордов, сканвордов. Разгадывание головоломок. 6.2.Тексты Теория: осмысленное чтение, скорочтение. Практика: чтение и пересказ пословиц, задания типа: «Прочитать текст в энциклопедии и рассказать». Читать тексты с выражением, соблюдая знаки препинания, в которых слова и фразы расположены в порядке усложнения для прочтения. 6.3. Письмо Теория: строчные и прописные буквы. Практика: письмо в тетради печатных букв, слов, фраз. Вписывание слов (печатными буквами) в кроссворды, чайнворды, сканворды. Подготовка руки к письму: раскраска картинок, срисовывание прорисовывание и дорисовывание узоров различных графических элементов, по клеточкам, клеточные диктанты, лабиринты. Тема 7. Развитие элементарных математических представлений 7.1. Счёт Теория: однозначные и двузначные числа. Десятки и единицы. Прямой и обратный счёт. Сложение, вычитание, сравнение, числовые домики (состав чисел из 2-х меньших). Состав двузначных чисел. Практика: задания типа: «Заполни числовые домики», решение примеров на закон «Сочетания», игра «Магазин» (дай сдачу с 10 рублей), составление материала) Практическое однозначных и двузначных чисел из десятков (связки счетного и единиц. Счёт до 20 и до 100. Правила сложения и вычитания двузначных чисел. Выполнение сложения и вычитания двузначных чисел с опорой на счётный материал и по представлению. 7.2. Решение задач Теория: понятия «Часть» и «Целое». Математическое Математический рассказ. Вопрос в задаче. Прямая задача, выражение. косвенная задача (с неизвестным). 13 Практика: придумывание математического рассказа с опорой на картинку или к математическому выражению. Учиться задавать вопрос в задаче для нахождения неизвестного. Решение задач через поиск «частей» и «целого» т.е. непосредственно счётом или по чертежу. В качестве подготовки к пониманию умножения и деления решать задачи типа: « по 2, по 3 и т.д.». 7.3.Развитие временного представления Теория: календарь, часы, «Который час?», циферблат, часовая и минутная стрелки. Практика: назвать время по часам, установить на циферблате заданное время первой или второй половины суток. Игры с часами. Назови время по-разному. 1.4. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги Теория: графический диктант. Линия прямая и диагональная. План помещения. Практика: графический диктант. Игра « Муха», Игра «Казаки и разбойники». 14