УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Группа развития «Почемучки» Автор-составитель: Ворожева Елена Владиславовна, педагог дополнительного образования Учебный (тематический) план 1 года обучения Тема № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. Ознакомление миром с Всего Сенсорное развитие Цветной мир Какие мы Игры и игрушки в нашей группе Времена года «Осень» Наши друзья - животные страну Времена года 15 15 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 Беседа,опрос, 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Беседа Беседа,опрос, Беседа,Выполнение творч.заданий Педагогическое наблюдение, 2 1 1 Беседа,опрос, 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Беседа,опрос, Беседа,опрос, Беседа,Выполнение творч.заданий Беседа,Выполнение творч.заданий 20 8 Беседа 6 6 5 5 4 4 4 4 2 2 1 1 Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа Беседа, опрос 6 4 2 Беседа, Ознакомление с художественной литературой 28 2.1. 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 3 Стихотворения Литературные загадки Пословицы и поговорки Рассказы Сказки Развитие графических навыков и мелкой моторики 34 14 20 12 5 7 5 6 Ориентация на листе бумаги 3.1. 3.2. Массаж пальцев и кистей рук с предметами и без них Формы аттестации/контроля Педагогическое наблюдение, беседа, игра. Беседа, игра Игра Беседа,игра Выполнение творч.заданий Беседа,Выполнение творч.заданий 30 Что такое природа. Живая и 2 неживая природа Как в магазин пришли товары 2 Что нас окружает 2 Время года «Зима» 2 Путешествие в помощников человека 1.12. Мы живем в городе 1.13. Профессии людей Времена года «Весна» 1.14. 2 Практика окружающим 1.11. 1.15. Теория 11 Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий. Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий. Педагогическое наблюдение, 3.3. Пальчиковые игры и упражнения 11 4 7 Педагогическое наблюдение, 16 8 8 Игра 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Игровая деятельность 4 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Речедвигательные упражнения Малоподвижные игры Коммуникативные игры Игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мелкой моторики Игры-импровизации 4.5. Строительные игры 4.6. Игры-драматизации 4.7. 4.8. Дидактические игры, настольнопечатные игры, развивающие игры Художественно деятельность – творческая 5 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. Изобразительная деятельность Лепка Апппликация Конструирование и ручной труд Итого 28 14 14 6 3 3 8 4 4 8 4 4 6 3 3 136 70 66 Педагогическое наблюдение, Педагогическое наблюдение, Педагогическое наблюдение, Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий Выполнение творческих заданий. Выставка детского творчества. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения (дети 5-6 лет) 1 .«Ознакомление с окружающим миром». 1.1Сенсорное развитие. Теория: Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. Практика: Освоение навыков объединения предметов в группы по цвету, форме, размеру. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. 1.2. Цветной мир. Теория: Знакомство с цветами спектра. Практика: Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов. 1.3. Какие мы. Теория: Все мы - люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Части тела: голова, туловище, руки, ноги. Части лица. Практика: Освоение представлений о себе и семье: о своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условиях их нормального функционирования. 1.4.Игры и игрушки в нашей группе. Теория: Виды игр и игрушек. Материалы, из которых изготовлены игрушки. Практика: Воспитание бережного отношения к игрушкам и окружающим людям. 1.5. Времена года - осень. Теория: Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев, листья на земле, демисезонная одежда). Осенние листья. Лес. Осень в лесу. Съедобные – не съедобные грибы. Лесные ягоды. Подарки осени: овощи и фрукты . Сад. Лесные и садовые ягоды. Что можно приготовить из овощей и фруктов? Осень - подготовка к зиме. Отлет птиц на юг. Пернатые обитатели осеннего парка. Животные осенью. Насекомые осенью. Практика: освоение отличительных признаков осенней природы. Особенности поведения животных и растений в осеннее время года. 1.6. Что такое природа? Живая и неживая природа. Теория: Вода – чудо природы. Уметь различать и называть признаки живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут) Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Практика: освоение умений сравнивать растения и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит, испытывает чувства и т.д.). Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). 1.7. Как в магазин пришли товары. Теория: Продукты питания. Профессия повара. Путешествие хлеба: жизнь хлебного колоска. Солнце и вода – друзья хлебного колоска. Сбор урожая. Зерна превращаются в муку. Изготовление хлеба. Практика: освоение основных трудовых действий повара, продавца. 1.8. Что нас окружает. Теория: В мире вещей и предметов. Посуда. Из чего делается посуда. Мебель. Откуда стол пришел. Обувь. Путешествие в мир обуви. Головные уборы. Как появились шапки. Одежда. Практика: освоение умений классифицировать предметы по назначению. 1.9. Время года – зима. Теория: Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка. Месяцы зимы. Животные и растения зимой. Помощь животным. Практика: освоение отличительных признаков зимней природы. Особенности поведения животных и растений в зимнее время года. 1.10. Наши друзья - животные. Теория: Обитатели леса – звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям. Домашние животные. Забота человека о домашних животных. Форма обитания животных. Разнообразие домашних животных. Птицы - обитатели воздуха. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам. Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах. Рыбы - обитатели водоемов. Аквариум – искусственный водоем. Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы, рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных. Практика: Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.) Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.). Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. 1.11. Путешествие в страну помощников человека. Теория: Предметы – результаты деятельности человека. Электроприборы. Рабочие инструменты. Предметы ванной комнаты. Игрушки. Практика: освоение умений классифицировать предметы по назначению. Определять материалы, из которых они изготовлены. 1.12. Мы живем в городе. Теория: Город – наш дом. Виды транспорта: на воде, на суше, на небе. Правила поведения на улице. Правила дорожного движения. Правила поведения в транспорте. Практика: Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение элементарных правил дорожного движения, правил поведения в транспорте и на улице. 1.13. Профессии людей. Теория: Профессии людей в городе. Магазин, парикмахерская, поликлиника, детский сад. Мужские и женские профессии. Практика: Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии. 1.14. Время года - весна. Теория: Праздник пап - День защитников отечества. Праздник мам – Восьмое марта. Весна – время года. Пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе и в парке. Цветы - первоцветы. Признаки весны. Птицы весной. Животные и растения готовятся к лету. Путешествие в гости к насекомым. Наши друзья – насекомые. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями. Практика: освоение отличительных признаков весенней природы. Особенности поведения животных и растений в весеннее время года. 1.15. Времена года. Теория: Характерные признаки осени, зимы, весны, лета. Месяца года. Практика: Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). 2. Ознакомление с художественной литературой. Художественные произведения представлены разными жанрами, которые связаны с темой занятия: 2.1. Стихотворения; Теория: Воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь. Воспитывать желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Практика: Приучать детей слушать и запоминать стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. 2.2. Литературные загадки; Теория: Задача педагога состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Практика: Освоение детьми умений и навыков отгадывать и придумывать загадки, формировать у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений. Освоение умений активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. 2.3. Пословицы и поговорки; Теория: Важное место работе отводится обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок Практика: Пословицу не обязательно заучивать с детьми — нужно неоднократно употреблять ее к месту. Освоение детьми умений подбирать пословицу к соответствующей ситуации. 2.4. Рассказы ; Теория: Продолжать приучать детей слушать рассказы, запоминать небольшие и простые по содержанию рассказы. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Практика: освоение умений слушать рассказы, запоминать небольшие и простые по содержанию рассказы. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из рассказа, помогая становлению личностного отношения к произведению. 2.5.Сказки; Теория: Кругозор детей обогащается сказками знаменитых сказочников братьев Гримм, Андерсена, Пушкина, русских народных сказок, познавательных сказок. Практика: Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, ) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); Тема 3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. 3.1. Ориентация на листе бумаги. Теория: Задачи по развитию графических навыков решаются в игровой занимательной форме. Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.). Располагать предметы и их изображения в указанном направлении. Отражать в речи их пространственное расположение: вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа. Левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу. Перед, за, между, рядом и т.д. Практика: Освоение умений правильно держать карандаш. Проводить прямые горизонтальные, вертикальные линии, линии с закруглением и др. Например: проведи дорожку, раскрась листья на дереве, дорисуй иголки ежику и т.д. 3.2. Массаж пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики). Теория: Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток и пальчиковых игр. Так же используются пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него, игры с предметами, массажными мячиками, счетными палочками и др.) Практика: Освоение приемов самомассажа с предметами (шишки, орехи, массажные мячики) и без предметов, освоение навыков выполнения упражнений для пальцев и кистей рук, пальчиковые игры и упражнения. Тема 4. Игровая деятельность. 4.1. Речедвигательные упражнения (зарядка, физминутки); Теория: Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища): Практика: освоение навыков выполнения основных упражнений для рук, ног, туловища. 4.2. Подвижные и малоподвижные игры с использованием атрибутов (или без них); Теория: Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища): Практика: освоение навыков выполнения основных упражнений для рук, ног, туловища. Придумывание новых малоподвижных игр, новых вариантов игр с правилами. Игры - экспериментирование с разными материалами. 4.3. Коммуникативные игры; Теория: Учить оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Совершенствовать умение следовать игровым правилам. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность Практика: освоение навыков общения с детьми в группе и педагогом. «Скажи комплимент» (с мячом), «Игра с шапочкой» и т.д. 4.4.Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и др. Теория: Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал). Объединять предметы по общим признакам. Составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы). Определять изменения в расположении предметов: впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку и т.д. Практика: освоение умений и навыков сравнивать предметы, находить сходства и отличия, объединять предметы по общим признакам. Игры типа: рыбы, птицы, звери, насекомые. Находить «лишний» предмет: «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Чего не стало?» Составь пары по аналогии, например: чайник - чашка, машина - колесо и т.д. Разложи предметы, картинки по группам. 4.5.Игры - импровизации; Теория: Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей. В результате игр - импровизаций дети учатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. В процессе игры обогащается эмоциональный опыт. Практика: освоение навыков импровизировать под музыку, развитие интереса к словесным импровизациям. Игры - импровизации: «Я - осенний листочек», «Пляшущие человечки», «Снежинки - пушинки» и др. 4.6. Строительные игры (из деревянного конструктора, лего- конструктора); Теория: конструктивной Приобщение к деятельности, конструированию; знакомство с развитие интереса различными к видами конструкторов. Практика: освоение навыков и умений работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. 4.7.Игры - драматизации (настольный театр, пальчиковый театр, с использованием фланелеграфа); Теория: Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; Практика: формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к ней, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Игры: «Теремок», «Репка», «Рукавичка» и др. 4.8. Дидактические игры, настольно - печатные игры, развивающие игры. Теория: Игры на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.). Группировку предметов на основе общих признаков (это - одежда, это - мебель; колечки разного размера и одинакового цвета и т.д.). Практика: Составление целого изображения из 6—8 частей. Составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте, интенсивности цвета и т.д.). Составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»). Элементарное планирование своей поисковой деятельности, реализация образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Чудо-цветик», «Танграм», «Уникуб», «Кубики для всех», «Составь узор», «Сложи квадрат» и другие игры авторских методик). Тема 5 . Художественно-творческая деятельность. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция): 5.1 Изобразительная деятельность. Теория: Восковые мелки - одно из чрезвычайно выразительных средств изобразительного искусства. Правила работы с восковыми мелками и цветными карандашами. Основные художественные материалы и оборудование. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практика: Закреплять навыки работы карандашом. При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. 5.2.Лепка. Теория: Правила и техника безопасности на занятии. Свойства пластилина. Техника рисования пластилином. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Развитие и совершенствование основных приемов лепки (скатывание, сплющивание, размазывание, прощипывание и т.д.). Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Учить работать с пластилином по контуру или форме. Воспитывать умение аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке. Практика: дети осваивают разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев). Изготовление плоскостной аппликации из пластилина по образцу: «Радуга», «Вишня», «Земляничка», «Гриб - боровик», «Арбуз», «Деревья зимой», «Зайчик в зимнем лесу» и др. 5.3.Аппликация. Теория: Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой, техникой работы с ножницами. Понятие термина – шаблон. Правила работы с шаблонами. Правила работы с ножницами и клеем. Правила выстраивания композиции. Практика: Развивать навыки аккуратной работы с ножницами, клеем. Учить поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Изготовление аппликации по образцу: «Колокольчик», «Зонтик», «Мухомор», «Букет для мамы», «Репка», Винни Пух», «Тучки и дождик» и др. 5.4. Конструирование и ручной труд. Теория: Знакомство с подручными материалами. Возможности использования подручных материалов. Повторение техники безопасности при работе с инструментами (ножницы, клей, вата, ватные диски, бусины, пайетки, крышечки, киндер-яйцо). Показать, как их можно применять для создания необычных поделок. Композиции на разные темы с использованием картона, круп, семян, скорлупы, а также фольги, ваты и так далее. Практика: Развивать навыки аккуратной работы с ножницами и дополнительными материалами. Практическая работа: «Ракета в космосе»; «Рукавички», «Колокольчик», «Арбуз», «Черепашка с секретом», «Морская звезда», «Мышонок», «Рыбка», «Новогодняя открытка» и др. Учебный (тематический) план 2-го года обучения (дети 6-7 лет) № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Тема Ознакомление с окружающим миром Сенсорное развитие Цветной мир Я среди людей Береги себя сам Всего Теория Практика 35 20 15 3 3 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 2 1 3 2 1 2 1 1 2 1 1 Осень-время года 1.5 Транспорт 1.6 Познай мир 1.7 1.8 1.9 Путешествие на север Смешанный и лиственный лес Зима-время года 1.10 Наши друзья-животные 1.11 1.12 1.13 Путешествие в страну помощников человека Где мы живем Путешествие в дальние страны 1.14 2 1 1 Беседа. Педагогическое наблюдение. Время года - весна 2 1 1 Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий. Ознакомление с художественной литературой 30 20 10 Беседа Литературные загадки Пословицы, поговорки 6 6 4 4 2 2 Беседа, опрос Беседа 1.15. 2 2.1 2.2 Формы аттестации/контроля Педагогическое наблюдение, беседа, игра Игра Игра Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий. Педагогическое наблюдение, беседа, игра Педагогическое наблюдение, беседа, игра Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий. Педагогическое наблюдение, беседа, игра Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 2.3 2.4 2.5 3 Стихотворения Рассказы Сказки Развитие графических навыков и мелкой моторики 6 6 6 4 4 4 2 2 2 31 12 19 11 4 7 11 4 7 9 4 5 16 8 8 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 32 16 16 8 4 4 Ориентация на листе бумаги 3.1 3.2 3.3 Самомассаж пальцев и кистей рук с предметами и без них Пальчиковые игры и упражнения Игровая деятельность 4 Речедвигательные игры 4.1 Малоподвижные игры 4.2 Коммуникативные игры 4.3 4.4 Игры и упражнения ,направленные на развитие памяти и внимания Игры-импровизации 4.5 Строительные игры 4.6 Игры-драматизации 4.7 Дидактические игры 4.8 Художественно - творческая деятельность 5 5.1 Изобразительная деятельность Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, опрос Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий. Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Игра. Педагогическое наблюдение. Выполнение творческих заданий. Выставка детского творчества. Анализ продуктов детской деятельности. Выполнение 5.2 5.3 5.4 Лепка Аппликация Конструирование и ручной труд Итого 8 4 4 8 4 4 8 4 4 144 76 68 творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Выполнение творческих заданий. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения (дети 6-7 лет) Тема 1. Ознакомление с окружающим миром. 1.1. Сенсорное развитие. Теория: Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. Практика: Объединение предметов в группы по цвету, форме, размеру. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. 1.2. Цветной мир Теория: Знакомство с цветами спектра. Практика: Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов. 1.3. Я среди людей. Теория: Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Правила хорошего тона. Строение тела человека. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Правила поведения на улице. Практика: Освоение общечеловеческих норм поведения - везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых. Освоение представлений о себе и семье: о своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условиях их нормального функционирования. 1.4. Береги себя сам. Теория: Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел. Умеешь ли ты общаться с животными? Осторожно, улица! Практика: Ознакомление с помощью картинок, инсценировок с игрушками, ситуаций с возможными опасностями в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; с правилами поведения: как позвать взрослого на помощь. Освоение способов безопасного обращения с предметами (ножницы, стеклянные, колющие предметы). Правила спокойной игры: не ломать постройки детей, не кидаться предметами, соблюдать осторожность в подвижных играх. Знакомство со светофором, знание о значении его сигналов и правилах перехода улицы только на зеленый сигнал. 1.5. Осень - время года. Теория: Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев, листья на земле, демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, береза, липа, тополь. Лес. Осень в лесу. Съедобные и не съедобные грибы и ягоды. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу. Подарки осени: овощи и фрукты – полезные продукты. Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад. Лесные и садовые ягоды. Что можно приготовить из овощей и фруктов? Живая и неживая природа. Связь живой и неживой природы. Человек - часть живой природы. Вода - чудо природы. Практика: Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений. Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года). Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы. 1.6. Транспорт. Теория: Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Практика: Освоение правил поведения в транспорте, правил дорожного движения. Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода улицы, остановок транспорта. 1.7. Познай мир. Теория: Наша земля. Невидимка - воздух. Волшебница - вода. Этот загадочный космос. Что мы знаем об электричестве? Что такое время? Практика: Освоение представлений о свойствах воздуха, воды. Понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. 1.8. Путешествие на север. Теория: Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды. Тундра. Погода в тундре. Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство Практика: Освоение представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). 1.9.Смешанный и лиственный лес. Теория: Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство. Формировать представления детей о лесе как о сообществе растений, о многоярусности леса, о разнообразии видов леса. Практика: освоение у детей представлений о строении деревьев, освоение умений сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду. Проявлять познавательный интерес к миру растений, воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу. 1.10. Зима – время года. Теория: Признаки зимы. Звери и птицы зимой. Приметы зимы во дворе и в парке. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка. Зима – время года. Месяцы зимы. Животные и растения зимой. Помощь животным и птицам зимой. Практика: Освоение признаков отличия зимы от других времен года. 1.11. Наши друзья - животные. Теория: Обитатели леса – звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям. Домашние животные. Забота человека о домашних животных. Форма обитания животных. Разнообразие домашних животных. Птицы - обитатели воздуха. Полет птиц. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам. Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах. Рыбы - обитатели водоемов. Аквариум - искусственный водоем. Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы, рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных. Практика: Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и птиц, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста. Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). 1.12. Путешествие в страну помощников человека. Теория: Что такое рукотворный мир? Предметы – результаты деятельности человека. Из чего сделаны предметы. Свойства предметов. Путешествие в прошлое предметов и вещей. Предметы из стекла и металла. Электроприборы. Рабочие инструменты. Предметы ванной комнаты. Канцелярские принадлежности. Практика: Освоение умений понимать и отличать особенности свойств предметов (стекло, металл, дерево и т.д.). Сравнение нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства и отличия. Освоение способов обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, рабочие инструменты, электроприборы и т.д.) 1.13. Где мы живем. Теория: Мой родной город. Памятные места родного города. Москва – столица России. Герб и флаг России. Практика: Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей. 1.14. Путешествие в дальние страны. Теория: Африка. Пустыня. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Практика: Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). 1.15. Время года – весна. Теория: Праздник пап - День защитников отечества. Праздник мам – Восьмое марта. Весна – время года. Пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе и в парке. Цветы – первоцветы. Признаки весны. Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц). Путешествие в гости к насекомым. Наши друзья – насекомые. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями. Практика: Освоение характерных признаков осени, зимы, весны, лета. Месяца года. Тема 2. Ознакомление с художественной литературой. В течение обогащение второго года представлений обучения об происходит окружающем мире расширение с и помощью художественного слова. Художественные произведения представлены разными жанрами, которые связаны с темой занятия: 2.1. Литературные загадки; Теория: Учить детей отгадывать и придумывать загадки. Развивать память, обогащать словарь, развивать речь детей. Практика: освоение детьми умений и навыков отгадывать и придумывать загадки, формировать у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений. Освоение умений активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. 2.2. Пословицы и поговорки. Теория: После того как у детей уже накоплен запас пословиц, нужно учить подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине, к художественному образу и произведению. Затем учить детей по пословицам составлять рассказы, сказки. Практика: освоение детьми навыков понимания значения пословиц , умений подбирать пословицу к соответствующей ситуации. 2.3. Стихотворения. Теория: Продолжать воспитывать заучиванию стихотворений; развивать интерес и любовь к чтению и литературную речь. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Практика: стихотворений освоение показом детьми навыков соответствующих сопровождать движений «Покажи слова стихи руками». В ходе игры дети незаметно для себя быстро запоминают стихотворение, учатся выразительно рассказывать и «показывать» его. Освоение детьми навыков самим придумывать и подбирать движения, развивать фантазию и проявлять творчество. Выразительное чтение поэтических произведений разного характера. Стихи А. Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина, Д. Хармса, Саши Черного, С. Маршака, С. Михалкова, Ю. Тувима, Я. Акима, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Кушнира, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, ,Э. Мошковской, Г. Остера и др. 2.4. Рассказы. Теория: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж рассказами. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Практика: освоение умений слушать рассказы, запоминать небольшие и простые по содержанию рассказы. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Рассказы К.Ушинского, В.Даля, Н.Сладкого, которые способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем, но и воспитанию любви к художественному слову, обогащению словаря ребенка; Рассказы Е. Пермяка, Л. Каминского, Д. Хармса, Н. Сладкова, В. Сутеева, В. Бианки, Н. Носова, С. Баруздина, В. Берестова, Г. Цыферова, и др. 2.5. Познавательные сказки; Теория: познавательные сказки, учат ребенка рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия. Практика: Освоение способов выражения своего отношения к произведению, ею героям и событиям в разных видах творческой деятельности. Выразительное перессказывание вновь прочитанных литературных произведений близко к тексту и от лица литературного героя. Проявление творчества в придумывании своих вариантов продолжения произведения, сочинении сказки и истории по аналогии с фольклорным и литературным текстом. Сказки фольклорные и литературные: братья Гримм, А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков, К. Чуковский, и др. Сказочные повести А. Толстого, Н.Носова. Тема 3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. 3.1. Ориентация на листе бумаги; Теория: задачи по развитию графических навыков решаются в игровой занимательной форме. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Практика: Освоение навыков штриховать, закрашивать, обводить по точкам. Дети копируют палочки, точки, фигуры. На слух рисуют узоры, различные предметы (графические упражнения). Ориентируясь на образец, учатся проводить кривые, ломаные линии, рисовать орнаменты, предметы окружающего мира. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клеточку. При этом у детей развиваются внимание, память, логическое мышление, усидчивость, глазомер, точность движения руки; развивается творческая активность при решении поставленной задачи. 3.2. Массаж пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики). Теория: Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток и пальчиковых игр. Так же используются пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него, игры с предметами, массажными мячиками, счетными палочками и др.) Практика: Освоение приемов самомассажа с предметами (шишки, орехи, массажные мячики) и без предметов, освоение навыков выполнения упражнений для пальцев и кистей рук, пальчиковые игры и упражнения. Другими составляющими частями занятий являются различные дидактические задания на развитие мелкой моторики: работа со счетными палочками, пуговицами, цветными крышками, бусинами, различные варианты мозаики. На основе геометрических фигур дети составляют другие предметы по образцу и фантазируют самостоятельно. Для занятий с палочками сделаны образцы, сопровождаемые стихотворными текстами для того что бы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой, развивалась речь. «Ниткопись» («Волшебная веревочка») - выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Детям более старшего возраста можно предложить выложить геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Тема 4. Игровая деятельность. 4.1. Речедвигательные упражнения (зарядка, физминутки); Теория: Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища): Практика: освоение навыков выполнения основных упражнений для рук, ног, туловища. 4.2. Малоподвижные игры с использованием атрибутов (или без них); Теория: Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища): Практика: освоение навыков выполнения основных упражнений для рук, ног, туловища. Придумывание новых малоподвижных игр, новых вариантов игр с правилами. Освоение умения объяснить взрослому или сверстникам содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. 4.3. Коммуникативные игры; Теория: игры для развития навыков общения, игры на развитие навыков группового взаимодействия, умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в играх. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Практика: освоение навыков общения с детьми в группе и педагогом. «Скажи комплимент» (с мячом), «Игра с шапочкой» и т.д. 4.4. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и др. Теория: Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал). Объединять предметы по общим признакам. Составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы). Определять изменения в расположении предметов: впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку. Практика: освоение умений и навыков сравнивать предметы. Находить сходства и отличия, объединять предметы по общим признакам, находить «лишний» предмет: «Четвертый - лишний», «Что изменилось?», «Чего не стало?» 4.5 .Игры - импровизации; Теория: Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей. В результате игр - импровизаций дети учатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Музыкально-двигательные являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Практика: освоение навыков импровизировать под музыку, развитие интереса к словесным импровизациям. Игры: «Шапочка», «Снежинки», «Весна», «Котята», и т.д. 4.6. Строительные игры (из деревянного конструктора, лего- конструктора); Теория: Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Практика: освоение навыков и умений работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. 4.7. Игры - драматизации (настольный театр, пальчиковый театр, с использованием фланелеграфа); Теория: учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на заданную тему; Практика: формирование у детей желания принять участие в игре. Научить детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо. Передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. 4.8. Дидактические игры, настольно - печатные игры, развивающие игры. Теория: игры, направленные на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.). Группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.). Практика: Составление Составление «рядов» из целого изображения одинаковых предметов из по 10-12 частей. убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте, интенсивности цвета и т.д.). Практика: Составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»). Элементарное планирование своей поисковой деятельности, реализация образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Чудо-цветик», «Танграм», «Уникуб», «Кубики для всех», «Составь узор», «Сложи квадрат» и другие игры авторских методик). Тема 5. Художественно-творческая деятельность. 5.1. Изобразительная деятельность. Теория: Повторить правила работы с восковыми мелками и карандашами. Закрепить знание детей о цветах спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Учить различать цвета по светлоте и насыщенности; Учить детей самостоятельности и инициативности. Практика: Освоение и закрепление навыков работы восковыми мелками и карандашами, использование бумаги разной фактуры. Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти. 5.2. Лепка. Теория: Правила и техника безопасности на занятии. Свойства пластилина. Техника рисования пластилином. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Развитие и совершенствование основных приемов лепки (скатывание, сплющивание, размазывание, прощипывание и т.д.). Учить правильно работать с пластилином по контуру или форме. Педагог осуществляет показ только той части работы, где возможны затруднения, после чего выполняется вся работа. Практика: Освоение способов оформления поздравительных открыток. Самостоятельное материалов и использование проявление способов бережного экономичного отношения к применения материалам и инструментам. Изготовление плоскостной аппликации из пластилина по образцу: «Овощи в банке», «Осенний лист с насекомыми», «Лягушка», «Морской конёк» и др. 5.3. Аппликация. Теория: Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой, техникой работы с ножницами. Понятие термина – шаблон. Правила работы с шаблонами, трафаретами. Правила работы с ножницами. Правила выстраивания композиции. Практика: Учить аккуратно, вырезать детали поделки. Работа по шаблону и без него. Изготовление аппликации по образцу: «Астры с осенней веточкой», «Солнышко», «Осеннее дерево», «Зима в лесу» др. 5.4. Конструирование и ручной труд. Теория: Конструирование по типу оригами. Оригами – изготовление поделок из бумаги. Это очень сложный вид деятельности. Поэтому знакомство детей с этой техникой проводится в середине учебного года, руководствуясь принципом: от простого - к сложному, а также возможностями детей. На первом этапе по данной технике дети знакомятся со свойствами бумаги (тонкая, рвется, мнется и т.д.) На втором этапе - с различными способами и приемами действий с бумагой. Третий этап - из нее можно делать забавные игрушки. Чтобы вызвать у детей интерес и эмоционально настроить их деятельность, используется художественная литература. Затем показывается последовательность этих операций с пояснением. Во время работы педагог оказывает детям помощь, а после занятия обыгрываются получившиеся игрушки. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, надо убедиться, хорошо ли дети овладели тем или иным приемом складывания, научились ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно. Практика: Освоение способов создавать образы путем сгибания листа бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат - по диагонали, в треугольной форме - отгибая углы к середине противоположной стороны. Изготовление поделок по образцу: «Закладка для книги», «Рябина», «Репка», «Яблоко», «Груша», «Пирамидка», и др.