Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» Т.Н.Стаценко УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальная студия «Ассоль» Автор-составитель: Пономарев Евгений Борисович, педагог дополнительного образования Учебный (тематический) план первого года обучения № Тема занятий Всего Количество часов Теория Практика 1 Знакомство с участниками коллектива. Установка на сотрудничество. Диагностика музыкальных данных детей. Охрана и гигиена голоса. 4 2 2 2 Певческая установка 2 1 1 3 Работа над дыханием 14 4 10 4 Звукообразование. Атака звука. Регистры. Диапазон и тембр голоса 12 4 8 5 Артикуляция. Дикция. 8 1 7 6 Работа над звуком. Способы звуковедения. Интонация. Унисон. Внутренний слух. 10 1 9 7 Работа над ритмом 6 1 5 15 2 13 10 4 6 8 9 Работа над произведением (Песенное творчество) Средства музыкальной выразительности 10 Сценическое движение 8 - 8 11 Музыкальнообразовательные беседы 12 6 6 12 Концертная подготовка 35 0 35 ИТОГО: 136 26 110 Формы аттестации/ контроля Беседа. Опрос. Прослушивание. Анкетирование. Прослушивание. Пед.наблюдение Прослушивание. Пед.наблюдение Прослушивание. Пед.наблюдение Прослушивание. Пед.наблюдение Прослушивание. Пед.наблюдение Прослушивание. Пед.наблюдение Прослушивание. Пед.наблюдение Опрос. Тестирование Пед.наблюдение Беседа. Опрос. Тестирование отчётный концерт, открытые занятия, конкурсы Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Знакомство с участниками коллектива. Установка на сотрудничество. Диагностика музыкальных данных детей. Охрана и гигиена голоса. Теория: - знакомство с детьми в игровой форме; - понятие вокальное искусство, его истоки, основные муз. направления; - причины заболевания органов голосообразования. Нарушения голоса. Режим работы, режим питания, режим сна вокалиста. Профилактика вредных привычек. Закаливание организма. Практика: - проверка музыкальных данных и творческих способностей детей ( чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память и т.д.); - музыкальные игры. 2. Певческая установка: Теория: - беседа о том, как правильно петь в положении сидя и стоя. Практика: - показ правильной позы и положения певца во время пения сидя и стоя; - отработка певческой установки на небольших попевках 3. Работа над дыханием Теория: - понятие «дыхание»; - виды певческого дыхания (верхнее и нижнее, короткое и длинное, через нос и через рот, задержка дыхания и т.д.); - понятие «диафрагма», сокращение диафрагмы. Практика: - различные упражнения на выработку певческого дыхания без звука, со звуком; - упражнения на сокращение диафрагмы. 4. Звукообразование. Атака звука. Регистры – головной, грудной, микст. Диапазон и тембр голоса. Теория: - беседа о том, что такое звук, как он появляется, где может находиться звук, какие бывают звуки и т.д.; - понятие «атака звука» (виды атаки – мягкая и твёрдая); - понятие «головной регистр» (высокий, лёгкий, «полётный» звук); - диапазон извлечения (от ля бемоль первой октавы и выше); - способы звучания головного регистра: «купол», правильно открытый рот, участие головных резонаторов; - понятие «грудной регистр» (низкий, «сочный», насыщенный звук); - диапазон извлечения (от ми бемоль первой октавы и ниже); -способы звучания грудного регистра: более «открытый», приближенный звук, участие грудных резонаторов; - микст (соединение головного и грудного регистров); - понятие речевой диапазон, рабочий диапазон, примарные тона; - беседа о тембре (тембр - окраска голоса), музыкальные игры, связанные с тембром голоса; 5. Артикуляция. Дикция Теория: - строение и работа речевого аппарата Практика: - речь разговорная и певческая; - произношение гласных и согласных; - выравнивание звучания гласных по тембру; - артикуляционная гимнастика для губ и языка; - упражнения на снятие «зажимов» нижней челюсти; - использование скороговорок. 6. Работа над звуком. Способы звуковедения. Интонация. Унисон. Внутренний слух. Теория: - беседа о звуках, какие бывают звуки; - понятие «интонация» и «унисон»; Практика: - отработка способов звуковедения (legato, staccato, non legato). Интонация: - пение с поддержкой инструмента; - пение вместе с педагогом; - пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и основных ступеней лада; - упражнения на развитие чистого интонирования. Унисон: - пение упражнений без инструментального сопровождения; - пение с закрытым ухом. Внутренний слух: - слуховое внимание; - постоянный самоконтроль. 7. Работа над ритмом Теория: - беседа о том, что такое ритм? Как организован ритм? Для чего он нужен в музыке? Практика: - отработка различных ритмических упражнений (прохлопать в ладоши, простучать языком, протопать ногами и т.д.). 8. Работа над произведением (Песенное творчество) Теория: - выразительность и эмоциональность подачи текста; - акцентировка внимания на основных моментах произведения; - осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминации; - понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку и в результате – донести до зрителя; Практика: Применение полученных знаний, умений и навыков на песенном материале. 9. Средства музыкальной выразительности Теория: - определение понятия - мотив, фраза, мелодия; - определение понятия - темпы и нюансы; - определение понятия - музыкальная форма; - определение понятия - музыкальный стиль; - определение понятия - музыкальный жанр. Практика: Определить на слух и назвать каждое из средств музыкальной выразительности. 10. Сценическое движение Практика: - сценическая разводка песни; - танцевальные движения во время пения; - упражнения на пластику. 11. Музыкально – образовательные беседы Теория: - беседа об охране и гигиене голоса; - беседа «Поговорим о музыке»; - беседа «Взаимосвязь музыки с жизнью». Практика: - слушание музыки; - опрос; - тестирование. 12. Концертная подготовка Практика: - выбор и разучивание концертного репертуара; - работа над образом; - подготовка костюмов; - постановка номеров; - репетиции на сцене; - работа с микрофоном; - работа со звукооператором. Учебный (тематический) план второго года обучения № 1 2 Тема занятий Повторение и закрепление навыков, приобретенных в первом году обучения Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Диапазон и тембр голоса Всего 2 Количество часов Теория Практика 1 1 30 1 29 Формы аттестации/контроля Беседа. Опрос. Прослушивание. Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание. Пед. наблюдение 3 Певческое дыхание 15 2 13 4 Артикуляция. Дикция. 10 2 8 15 - 15 Прослушивание. Пед. наблюдение 20 - 20 Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание. Пед. наблюдение 5 6 Работа над звуком. Способы звукоизвлечения. Интонация. Внутренний слух. Работа над произведением (Песенное творчество) 7 Основы джазовой импровизации 10 2 8 8 Сценическое движение Нотная грамота 10 - 10 4 2 2 10 Музыкальнообразовательные беседы 8 4 4 11 Концертная подготовка 20 - 20 144 14 130 9 ИТОГО: Пед. наблюдение Прослушивание Пед. наблюдение Беседа. Опрос. Тестирование Отчётный концерт, открытые занятия, конкурсы Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Повторение и закрепление навыков, приобретённых в первом году обучения Теория: - понятие дыхание, дикция, звукообразование; - атака звука; - грудной регистр, головной регистр, смешанный регистр. Практика: - упражнения на дыхание, дикцию, звукообразование; - отработка приемов атаки звука; - работа над регистрами; - повторение песенного материала 1-го года обучения 2. Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Диапазон и тембр голоса Теория: - представление о строении и работе голосового аппарата; - взаимосвязь голоса с частями голосового аппарата. Практика: Распевочный цикл упражнений: - нижний регистр + дыхание; - нижний регистр + «штробас»; - верхний регистр + дыхание + Ы; - певческое «вибрато»; - смешанное звукоизвлечение – Микст (соединение регистров); - эстрадно-джазовые упражнения. 3. Певческое дыхание Теория: виды певческого дыхания (верхнее, нижнее, короткое, длинное, через нос, через рот и т.д.). Практика: упражнения для развития навыков пения на «опоре» (рёберно-диафрагмальное дыхание): - упражнение «со скакалкой»; - упражнение «глубокий вдох»; - упражнение «хэй». 4. Артикуляция. Дикция: Теория: - речь разговорная и певческая; - произношение гласных и согласных. Практика: - упражнения на развитие дикции и артикуляции; - упражнения на снятие различного вида «зажимов»; - использование музыкальных скороговорок; - произнесение звукоряда из гласных с добавлением согласных (У-О-А-Э-И; пта-пто-пту-птэ-пти; хта-хто-хту-хтэ-хти; бра-брэ-бри-бро-бру и т.д.). 1. Работа над звуком. Способы звукоизвлечения. Интонация. Внутренний слух. Практика: - отработка приемов звуковедения (legato, staccato, non legato); - отработка приемов атаки звука (мягкая, твердая); - зависимость звуковедения от атаки звука. Интонация: - пение с поддержкой инструмента; - пение вместе с педагогом; - пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и основных ступеней лада; - упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха; внутренний слух: - слуховое внимание; - постоянный самоконтроль. 2. Работа над произведением (Песенное творчество) Теория: - анализ музыкального произведения (работа с текстом, над смыслом, над образом) Практика: - работа над интонацией, ритмом, дикцией, дыханием, отработка проблемных мест в произведении, репетиции с микрофоном 3. Основы джазовой импровизации Теория: - понятие импровизация, джазовая импровизация. Для чего нужна импровизация в музыке? Практика: - упражнения на импровизацию: T-D-S-T – стандартная схема T-T-T-T-S-S-T-T-D-S-T-T – блюзовая схема 4. Сценическое движение Практика: - сценическая разводка песни; - танцевальные движения во время пения; - упражнения на пластику. 9. Нотная грамота Теория: - понятие нотный стан, скрипичный и басовый ключ, расположение нот на нотоносце, лад (мажор и минор). Практика: - пение простых попевок и песен по нотам; - пение «по руке». 10. Музыкально – образовательные беседы Теория: - «Охрана и гигиена голоса»; - «Поговорим о музыке…»; - «Великие музыканты 20 века»; - «Джаз и блюз». Практика: - слушание музыки; - просмотр видеофильмов; - опрос; - тестирование. 11. Концертная подготовка Практика: - выбор и разучивание концертного репертуара; - подготовка костюмов; - постановка номеров; - репетиции на сцене; - работа с микрофоном; - работа со звукооператором. Учебный (тематический) план третьего года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема занятий Повторение и закрепление навыков, приобретенных во втором году обучения Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Речевой и певческий диапазон Головной и грудной регистры. Смешанный регистр (микст) Артикуляция. Дикция. Работа над звуком. Интонация. Внутренний слух. Работа над произведением (Песенное творчество) Основы джазовоблюзовой импровизации Сценическое движение Концертная подготовка ИТОГО: Количество часов Всего Теория Формы аттестации/контроля Практика 2 1 1 15 2 13 5 1 4 10 - 10 15 - 15 37 2 35 5 1 4 15 - 15 40 - 40 144 7 137 Беседа. Опрос. Прослушивание Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание. Пед. наблюдение Прослушивание с микрофоном. Пед. наблюдение Прослушивание с микрофоном. Пед. наблюдение Пед. наблюдение Отчётный концерт, открытые занятия, конкурсы и фестивали Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Повторение и закрепление навыков, приобретенных во втором году обучения Теория: - понятие дыхание, дикция, звукообразование; - атака звука; - грудной регистр, головной регистр, смешанный регистр. Практика: - упражнения на дыхание, дикцию, звукообразование; - отработка приемов атаки звука; - работа над регистрами; - повторение песенного материала 2-го года обучения; - для детей пубертатного возраста: - диагностика начинающейся перестройки голоса. 2. Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Речевой и певческий диапазон. Теория: - как устроен голосовой аппарат; - охрана и гигиена голоса; - что такое речевой и певческий диапазоны. Практика: распевочный цикл упражнений: - упражнения на нижний регистр + дыхание +Ы; - упражнения на верхний регистр + дыхание + Ы; - упражнения на развитие диапазона голоса; - эстрадно-джазовые упражнения + джазовый канон; - певческое «вибрато». 3. Головной и грудной регистры. Смешаный регистр (микст) Теория: - понятие «головной регистр» (высокий, легкий, «полётный» звук); - диапазон извлечения (от ля бемоль первой октавы и выше); - способы звучания головного регистра: «купол», правильно открытый рот, участие головных резонаторов; - понятие «грудной регистр» (низкий, «сочный», насыщенный звук); - диапазон извлечения (от ми бемоль первой октавы и ниже); - способы звучания грудного регистра: более «открытый», приближенный звук, участие грудных резонаторов; - понятие «микст» (соединение головного и грудного регистров). Практика: - упражнения на развитие головного и грудного регистров; - упражнения на смешивание регистров (микстовое звучание), сглаживание «переходных» нот. 1. Артикуляция. Дикция. Практика: - упражнения на развитие дикции и артикуляции; - упражнения на снятие «зажимов» нижней челюсти; - исполнение речевых и музыкальных скороговорок; - произнесение звукоряда из гласных с добавлением согласных (У-О-А-Э-И; пта-пто-пту-птэ-пти; хта-хто-хту-хтэ-хты-хти; бра-брэ-бри-бро-бру и т.д.). 2. Работа над звуком Практика: - отработка способов звуковедения (legato, staccato, non legato); - зависимость звуковедения от атаки звука. Интонация: - пение с поддержкой инструмента и без инструмента (a capella ); - пение вместе с педагогом; - пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и основных ступеней лада; - упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха. Внутренний слух: - слуховое внимание; - постоянный самоконтроль. 3. Работа над произведением (Песенное творчество) Теория: - выразительность и эмоциональность подачи текста; - акцентировка внимания на основных моментах произведения; - осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминации; - понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку и в результате – донести до зрителя. Практика: - работа над интонацией, дикцией, дыханием, отработка проблемных мест в произведении, репетиции с микрофоном, работа над образом. 4. Основы джазово-блюзовой импровизации Теория: - понятие импровизация, джазово-блюзовая импровизация. Для чего нужна импровизация в пении? Практика: - упражнения на импровизацию: T-D-S-T – стандартная схема; T-T-T-T-S-S-T-T-D-S-T-T – блюзовая схема. 5. Сценическое движение Практика: - сценическая разводка песни; - танцевальные движения во время пения; - упражнения на пластику, актерские этюды. 6. Концертная подготовка Практика: - выбор и разучивание концертного репертуара; - работа над образом; - подготовка костюмов; - постановка номеров; - репетиции на сцене; - работа с микрофоном; - работа со звукооператором.