ДООП Театральная студия Этюд

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 64-1/о от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Театральная студия «Этюд»
Возраст обучающихся: 6-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Мандрыко Эвелина Альфредовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург,
2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка

применения

деятельность,

организациями,

электронного

обучения,

осуществляющими

образовательную

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.

9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017
г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д
(в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. №
467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Актуальность программы заключается в необходимости качественного
обучения основам актерского мастерства с большим количеством практики в
комплексе с развитием личностных навыков, с нацеленностью реализации в
постановках театрализованных программ и спектаклях на различных площадках.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости,
заторможенности,

обучения

чувствованию

слова

и

художественному

3

воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это
может дать актёрское мастерство.
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия по данному
направлению помогают формированию верных идейно-эстетических оценок,
способствуют пониманию круга жизненных явлений, таких как человеческие
взаимоотношения, конфликты, поступки, характеры.
Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Занятия актёрским
мастерством воспитывают такие ценные качества, как коллективизм, способность
чувствовать

и

ценить

красоту

настоящей

дружбы

и

товарищества,

требовательность к себе и другим.
Вся организация работы в театральном коллективе помогает осознать, что
занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий,
требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и
совершенствовать умения. Одновременно происходит формирование стремления
к творческой отдаче полученных знаний, к общественной активности.
Программа актуальна, т.к. актёрское мастерство – искусство синтетическое,
объединяющее слово, действие, изобразительное искусство, музыку и т.д.,
привлекает к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, и
открывает большие возможности для многостороннего развития способностей
человека.
Практическое

знакомство

актёрского мастерства

со

сценическим

действием

имеет общевоспитательное

как

основой

значение: способствует

развитию творческих возможностей, воспитанию наблюдательности, внимания,
волевых

качеств,

воображения,

творческой

инициативы,

эмоциональной

отзывчивости на художественный вымысел и культуру речи.
Отличительная особенность программы.
Творческое

начало

рождает

в

человеке

живую

фантазию,

живое

воображение. Это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к
совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле

4

этого понятия. Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание,
любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости,
заторможенности,

обучения

чувствованию

слова

и

художественному

воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это
может дать актёрское мастерство.
Достоинства программы – ее максимальная практичность и специальное
ориентирование в воспитании юных актёров. Построение идет по принципу от
простого к сложному. Различные форматы практики позволяют освоить курс
максимально продуктивно и увлекательно, что является важной составляющей
при работе с детьми и подростками.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 6 - 17 лет. Для
начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные
группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 6-8 лет, 9-12, 1317, 15 человек в группе.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся в возрасте 6-8 лет располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В
этом

возрасте

познавательных

закрепляются
процессов:

и

развиваются

восприятие,

основные

внимание,

характеристики

память,

воображение,

мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического
развития

данной

повышенной

возрастной

категории:

работоспособности,

частую смену деятельности с

быстрой

высокому

уровню

утомляемости,

использованием

активности,

предусматривает

элементов импровизации,

созданием ситуации игры.
В возрасте от 9-12 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом.

5

Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания
детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и
углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Подростки 13-17 лет могут длительное могут длительное время удерживать
внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между
несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.
Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какуюлибо работу вполне самостоятельно.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа – для
дошкольников, 6 лет, 30 минут, для 7-17 лет - 45 минут. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий и объём: обучение проводится в форме групповых
теоретических и практических занятий в объеме 136 ч. (первый год обучения)
Формы и режим занятий
Форма занятий – очная, групповая.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов в год
204 часа.
Уровневость: Подготовительный стартовый.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы контроля.
Реализация

программы

предусматривает

итоговую

аттестацию

обучающихся.
Итоговая аттестация – выпуск спектакля (театрализованной программы,
праздника).
Средства контроля.
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем
оценивания следующих критериев:
6

1. Теоретическая подготовка. Теоретические знания по разделам учебнотематического плана.
2. Практическая подготовка. Практические умения и навыки по
разделамучебно-тематического плана.
3. Общеучебные умения и навыки:
3.1. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога;
умение работать в команде.
3.2. Учебно-организационные умения и навыки: навыки соблюдения в
процессе деятельности правил техники безопасности; умение быстро и четко
соблюдать рекомендации педагога.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням (низкий,
средний, высокий).
При низком уровне освоения программы обучающийся:
1. Имеет

удовлетворительные

знания

по

актерским

тренингам

и

упражнениям. Поверхностно знаком с техниками актерской игры и основами
исполнительского мастерства.
2. Не использует основные элементы актерского мастерства в выступлениях
на публике. Стесняется. Не ориентируется в сценическом пространстве.
2.1. Находится в конфликтных отношениях с членами коллектива,
отказывается работать с некоторыми обучающимися, отвлекается и мешает
педагогу вести занятие.
2.2. Не соблюдает во время занятий технику безопасности, нарушает
учебную дисциплину, отказывается выполнять рекомендации педагога, часто
пропускает занятия без уважительной причины.
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
1. Имеет общее представление об актерских тренингах и упражнениях.
Знает техники актерской игры и основы исполнительского мастерства.
2. Старается использовать основные элементы актерского мастерства в
выступлениях на публике. Неплохо ориентируется в сценическом пространстве.

7

2.1. Умеет работать не с каждым обучающимся, старается выделиться
индивидуально в ущерб общему делу.
2.2. Не всегда соблюдает технику безопасности, отвлекается. Иногда
пропускает занятия без уважительной причины.
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
1. Знает актерские тренинги и упражнения. Хорошо знает техники
актерской игры и основы исполнительского мастерства.
2. Использует основные элементы актерского мастерства в выступлениях на
публике. Умеет ориентироваться в сценическом пространстве.
2.1. Умеет работать в команде, хорошо влился в коллектив.
2.2. Соблюдает технику безопасности на занятиях, пропускает занятия
только по уважительным причинам.
Цель, задачи общеразвивающей программы
Целью программы является разностороннее развитие творческих
способностей, с целью формирования пластически и эмоционально
раскрепощенного на сценической площадке юного актера.
Задачи:
Обучающие:


ознакомить с основными сценическими понятиями;



ознакомить с историей возникновения и развития театрального

искусства;


ознакомить с основами костюмирования , практическая их

реализация.
Воспитательные:


способствовать формированию нравственных качеств личности;



способствовать повышению культурного уровня детей;



способствовать развитию эстетичесикх качеств личности.

Развивающие:


развитие коммуникативных навыков



развитие навыков театрально-исполнительской деятельности.
8

Содержание программы
Учебный (тематический) план 1-го года обучения
Количество часов
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
4

Теорети-

Практи-

ческих

ческих

Формы
аттестации
(контроля) по
разделам

2

2

-

Беседа

37

4

33

11

1

10

11

1

10

Фантазия и воображение.

21

3

18

Сценическая речь
Техника актерской игры,
основыисполнительского
мастерства

21

6

15

18

4

14

Сценическое действие.

16

2

14

Предлагаемые
обстоятельства.

20

2

18

Темпо-ритм.

7

0.5

6.5

Постановка спектакля,
программы.
Итоговое занятие

36

12

24

4

2

2

204

39.5

164.5

Название раздела, темы
Вводное занятие
Актерские тренинги и
упражнения.
Мускульная свобода.
Освобождение мышц.
Развитие актерского
внимания.

ИТОГО

Всего

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Показ спектакля

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1. Вводное занятие
Тема 1.Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Ознакомление
с программой. Инструктаж по технике безопасности.
2. Актерские тренинги и упражнения.
Тема 1.Теоретическая часть. Обсуждение понятия «Актерские тренинги».
Изучение театральной терминологии.
Тема 2.Упражнения, связанные с закрепощением тела.
Теоретическая часть. Освобождение от зажимов. Раскрепощение.
Практическая часть. Игра «Скульптор». Дети выходят по одной паре в
центр, один из них – скульптор, другой – скульптура.
Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и
фиксирует форму.
Тема 3. Партнерство. Внимание на сцене с партнером.
Теория. Объяснение понятия партнерство на сцене.
Практика: Игра «Зеркало». Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один –
«живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает
некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
Тема 4.Игра на имитацию движений.
Теория. Имитация движений в предлагаемых обстоятельствах.
Практика. Игра «Вспомните как?..» Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими
шагами.)
- Как катится колобок?
- Как серый волк по лесу рыщет?
- Как заяц, прижав уши, убегает от него?
Тема 5. Развитие внимания на сцене.
Теория. Для чего актеру нужно внимание на сцене? Что такое партнерское
внимание?

Практика. Игра «Кто сзади?» Один ученик стоит спиной к остальным с
закрытыми глазами. Другой подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо
садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.
Тема 6. Подражание.
Теория. Как создается образ, роль.
Практика. Игра «Изобрази птицу или животное». Каждый ребенок
задумает, в какое животное или птицу он хочет превратиться, и показывает в виде
пантомимы. Другие угадывают: кто это? Первое условие - верить в превращение.
Не улыбаться во время показа!
Тема 6.1
Теория. Объяснение предлагаемых обстоятельств.
Практика. Игра «Встреча двух детёнышей»
Представить себе, что детёныши двух разных животных первый раз вышли
на прогулку и встретились. Они ещё не знают, с кем произошла встреча, поэтому
стараются узнать друг о друге всё: кто он, где живёт, чем питается, кого опасается
и т.д. Прежде чем войти в образ, нужно продумать все эти вопросы.
Тема 7. Одиночный этюд в предлагаемых обстоятельствах.
Теория. Что такое этюд? Этюд на заданные темы.
Практика.

Игра «Картина» Представить, что сцена - это чистый лист

бумаги. Детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как
выйти на сцену, нужно решить, кто он и что будет делать. Когда один из учеников
примет им задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно
изображать и неодушевлённые предметы: камень, дерево и т.д. Условие; нельзя
повторяться.
Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной площадке», «В
огороде», «В городском парке».
Тема 8.Образ в роли.
Теория. Образ актера в спектакле, работа над ролью
Практика. Игра «Войди в образ» Нужно пройти по сцене и сесть, потом
встать и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного,
11

раненого,

к

кому-то

подкрадывающегося,

что-то

ищущего,

от

кого-то

спасающегося и т.д.
Тема 9. Партнерство
Теория. В чем проявляется партнерство на сцене. Понятие энергетика.
Пантомима.
Практика.

Игра «Окно». Между детьми воображаемое окно с очень

толстым стеклом, через которое звуки не проходят. Один хочет что-то сказать
товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщать партнёру.
Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на
стекле, объяснять на пальцах. Партнёр должен его понять и ответить подобным
же образом.
Тема 10. Перевоплощение на сцене.
Теория. Понятие перевоплощение, перевоплощение на сцене, этюдный
метод.
Практика. Игра «Цирковые артисты». Детям нужно представить себя, что
они настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы,
боксёры, фокусники, жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны,
гимнастки. Перевоплощение будет полным, если дети научатся работать с
воображаемыми предметами.
Тема 11. Этюды импровизации.
Теория. Понятие парный и одиночный этюд. Что такое импровизация? Для
чего она нужна актеру?
Практика.«Массовые сценки» (этюды-импровизации). Это включает в себя
комплекс умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, позволяющих
«показать» своего персонажа в зависимости от места и времени действия, его
желания. Сначала выбираются места действия, уже знакомые детям по
сценической работе. Например, представляются следующие сценки: «В зале
игровых автоматов», «В ателье готового платья» (кто-то может изображать
манекенов), «В троллейбусе», «В магазине», «На уроке», «На вещевом рынке»,
«Вбиблиотеке», «На почте», «В парикмахерской», «В фотоателье» и т.д. Когда
12

место выбрано, делается выгородка-декорация. Обсуждаются вопросы: «Кого вы
хотите представить? Как должно выглядеть сценическое место в той или иной
игровой ситуации?» Распределяются роли, подбирается реквизит.
Тема 12 Театрискусство коллективное.
Теория. Почему актерам очень важно быть в коллективе. Совершенствовать
навыки группового взаимодействия, ощутить свою принадлежность к группе.
Практика. Дети становятся друг за другом и берут за талию впереди
стоящего. Ведущий (первый ребенок) — «иголка». Он бегает, меняя направление.
Остальные двигаются за ним, стараясь не порвать «нитку».
Тема рассчитана на 2 занятия .
Тема 13. Ориентация в сценическом пространстве.
Теория. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями членов
группы, учить ориентироваться в пространстве.
Практика. Первый вариант. Дети врассыпную передвигаются по группе. По
команде

воспитателя

(«Круг»,

«Квадрат»,

«Овал»,

«Прямоугольник»,

«Треугольник») игроки выстраиваются в виде заданной фигуры. После этого
педагог исправляет ошибки. Можно ограничить время на построение фигуры,
каждый раз сокращая его. Второй вариант. Дети держат в руках стулья. По
команде ведущего участники выстраивают стулья в виде фигуры.
Тема 14. Синхронность действий на сцене.
Теория. Учить детей синхронности действий (звучания).
Практика.

Участники договариваются,

какую

песню спеть

хором.

Выбирается песня, слова которой знают все игроки. По команде воспитателя
(хлопку) все поют ее вслух. На следующий сигнал — все поют про себя. Звучит
хлопок — и опять все поют вслух. Задача игроков добиться синхронности
звучания хора.
Данная тема рассчитана на 2 занятия.
Тема 14.Способность к согласованности действий с партнером.
Теория. Развивать способность к согласованности действий с партнером.

13

Практика. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом.
Педагог предлагает удерживать листок бумаги лбами (надувной шар—животом и
т. д.) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара,
которая более длительное время удерживает предмет.
Тема рассчитана на 3 занятия.
2.1. Мускульная свобода. Освобождение мышц.
Тема 1. Психологические зажимы
Теоретическая часть.

Психологические зажимы. Мышечные зажимы.

Мышечная свобода.
Тема 2. Снятие мышечного напряжения.
Теория. Понятие мышечного напряжения.
Практика. Русская народная игра «Капуста». Дети стоят цепочкой, первый»
накручивает «(закручивает) эту цепочку детей. Потом последний закручивает
всех на себя. При этом все говорят: «Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок. Не
женися, не женися, молодой женишок.»
Русская народная игра «Пень-колода». Дети стоят в кругу, при помощи
считалки выбирается ребёнок, которому завязывают глаза. Остальные идут под
музыку вокруг него, при прекращении музыки все останавливаются. Ребёнок на
ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят: Пень- колода, пень —
колода, Просидишь до нова года!
Тема рассчитана на 3 занятия.
Тема 3. Освобождение мышц от зажимов, растяжка.
Теория. Для чего актеру нужна гибкость. Пластическая выразительность.
Растяжка. Освобождение от зажимов.
Практика. Работа в парах ( парная растяжка). Игры на пластическую
импровизацию. Освобождение от зажимов путем концентрации физического
напряжения и команде- расслабления.
Тема рассчитана на 5 занятий.
Тема 4 . Снятие мышечных зажимов
Теория. Повторение понятия мышечных зажимов.
14

Практика. Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Задание: поздоровайтесь
поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.
Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните
друг другу.
Тема 5. Пластическая работа в предлагаемых обстоятельствах.
Теория. Освоение навыка работы без слов, только пластикой тела.
Практика. Игра. «Тело в деле» Ребенок застывает в какой-то позе, и все
видят как бы фотографию во время выполнения какого-то дела, например,
рассматривание витрины, укладывание продуктов в сумку, выход из подъезда и
т.п. Другие дети пытаются отгадать сфотографированное дело, но отгадать без
слов. Они выходят, повторяют позу и продолжают действие, прерванное
моментом фотографии. Естественно, что разные дети будут показывать разные
действия. Все обсуждает, в чём один показ отличается от другого, какой более
соответствует тому, что они видели. Можно продолжить это упражнение
заданием «дополни» - первый задаёт свою фотографию, а второй, третий и т.д.
«входит» в фотографию со своим пониманием первой позы, т.е. со своим
представлением о сфотографированной истории, о том, что там должно и могло
бы происходить ещё.
Тема 6. Пластические музыкальные этюды.
Теория. Умение импровизировать. Работа над пластикой тела. Чувства
партнерства, ритма.
Практика. Предлагаемые обстоятельства «Лес», «Скульптура», «Море».
Импровизация под музыку, исключительно пластикой.
Данная тема рассчитана на 4 занятия.
2.2. Развитие актерского внимания
Тема 1 Понятие актерское внимание
Теоретическая

часть.

Внимание.

Зрительная

и

слуховая

память.

Эмоциональная и двигательная память. Мышечная и мимическая память.
Тема 2. Понятие- 3 круга внимания.
15

Теория. Что означает данный театральный термин? Для чего нужно
внимание актеру.
Практика. По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на
улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал.
Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я,
мое тело, мысли, чувства.
Тема 3.«Кто во что одет?»
Теория: Развитие внимания к партнерам, сценическое внимание
Практика:

Называю

конкретного

ребенка,

чтобы

он

внимательно

посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени,
например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть
глазки и перечислить. Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать,
сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться,
выпрямиться.
Тема 4 Понятие мизансцена.
Теория: Что такое мизансцена? Как строить мизансцену.
Практика. Игра «Восстановить мизансцену»: группа детей занимает
позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене
произвести некоторые изменения и попросить ведущего восстановить как было;
построить мизансцену по любой иллюстрации.
Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел
или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но
тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Лучше делать под счет
– считать до 7, до 5.
Данная тема рассчитана на 2 занятия.
Тема 5. Развитие внимания, памяти.
Теория. Развитие сценического внимания, память физических действий.
Практика.

Игра

«Самый

внимательный»Участники

должны

встать

полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд
старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он
16

отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте
водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не
ошибется аплодисментами.
Тема 6 . Развитие слухового внимания.
Теория. Объяснение данного понятия. Для чего развитый слух нужен
актеру.
Практика. Игра на развитие слухового внимания, памяти.
Преподаватель произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.
2.3. Фантазия и воображение
Тема 1. Теоретическая часть. Воображение и фантазия в деятельности
актера.
Тема 2. Причинно-следственная связь сценического действия.
Теория.Правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинноследственные связи является важнейшим условием творческого воображения.
Практика.Детям предлагается пофантазировать на тему: Что произойдет,
если…?. Задача ребенка — дать как можно более полные и оригинальные ответы
на поставленные вопросы: — Что произойдет, если дождь будет лить, не
переставая? И тд.
Тема 3. Сценическое перевоплощение.
Теория. Повторение термина перевоплощение, роль, образ.
Практика. Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил
задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой
вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок
должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание
своему соседу.
Тема 4. Парные и массовые этюды.
Теория. Повторение понятия этюд, музыкальный, парный.
Практика. Этюды на заданные темы. По стихотворениям. Этюд «Я предмет»
Данная тема рассчитана на 4 занятия.
17

Тема 5. Развитие фантазии.
Теория. Для чего актеру нужна фантазия. Развитие фантазии.
Практика. Преподаватель называет предмет живой или неживой, а дети
должны подобрать к этому предмету прилагательное (какой?): Цыпленок —
желтый, теплый, жареный, писклявый …. И тд.
2.4 Сценическая речь
Тема 1.
Теоретическая часть. Дыхание и голос.
Тема 2. Работа над звуком
Теория. Постановка звучания
Практика. «Треугольник». С предельно точной артикуляцией произносятся
гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». «Соединение гласной и согласной».
В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение
однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные
«треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба –
ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу
Тема 3. Скороговорки.
Теория. Понятие скороговорки. Работа над чистотой произношения.
Практика. «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу произносят одну и туже
фразу

или

скороговорку

с

различной

интонацией;

цель

–

отработка

интонации;«испорченный телефон» —
играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку.
Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст
скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее
произнесёт её в слух;
Тема 4. Работа с чтецким материалом
Теория. Разбор текста, знаки препинания, перспектива, полетность
Практика. Игры–стихи обыгрывают литературный текст, поддерживать
стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа,
используя движение, мимику, позу, жест. «Белеет парус одинокий» и тд.
18

Тема рассчитана на 2 занятия.
3. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства
Тема 1. Основы исполнительного мастерства
Теория. Понятие задачи, действия, смена настроения, сверхзадача.
Тема 2. Этюды на развитие эмоций.
Теория. Повторения термина этюд, смена эмоций.
Практика. Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит
отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно
скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето. Однажды вечером в квартире
раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать
дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это
был настоящий сюрприз! И тд. «Усталость» «Соленый чай»
Данная тема рассчитана на 3 занятия.
3.1 Сценическое действие
Тема 1 .
Теоретическая часть. Действие как основа сценического искусства.
Практическая часть. Этюды и упражнения на физическое действие.Этюды
иупражнения на память физических действий. Этюды на внутренне действие.
Тема рассчитана на 4 занятия.
3.2. Предлагаемые обстоятельства
Тема 1.
Теоретическая

часть.Обстоятельства

места.

Обстоятельствавремени.

Личные обстоятельства. Ситуативные обстоятельства.
Практическая часть. Упражнение«Если бы…», «Я в предлагаемых
обстоятельствах», «Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами».
3.3. Темпоритм
Тема 1.
Теоретическая

часть.

Темп.

Ритм.

Градация

темпо-ритмов

и

переключениескоростей. Темпо-ритм внешний и внутренний. Предлагаемые

19

обстоятельства определяют темпо-ритм. Заданный темпо-ритм определяет выбор
предлагаемых обстоятельств.
Практическая часть. Этюды на соответствие внешнего и внутреннего
темпо-ритма. Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. Этюды на
физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами.
3.3. Постановка спектакля, программы
Тема 1.
Теоретическая часть. Читка сценария. На этом этапе перед педагогом стоит
задача донести до детей смысл готовящейся постановки. Первое прочтение
сценария проводится только педагогом. Далее сценарий читается по ролям.
Распределение прочтения ролей на этом этапе чисто условные, формальные, в
основном, по желанию детей. Затем, чтобы выявить внутренний и внешний
характер предложенного или выбранного персонажа, каждому участнику
объединения предлагается составить монолог, в котором выбранный персонаж
говорит о самой важной, самой главной задаче в постановке данного спектакля.
Если на данный момент подобрано музыкальное сопровождение, то ребятам
предлагается прослушать музыкальный материал и в пластике попытаться
выразить чувства персонажа.
Практическая часть. Работа над образами, Репетиции отдельных сцен.
Изготовление реквизита. Подбор музыкального материала. Прогоны.
Тема 2. Этюды к образу
Теория. Повторение понятия этюд, распределение ролей.
Практика. Парные и одиночные этюды, проба роли.
Тема 3. Разведение сцен.
Теория. Повтор всех терминов, включая развод сцен.
Практика. Склейка всего спектакля.
Тема.4. Генеральная репетиция.
Теория. Понятие генеральная репетиция, подведение итогов.
Практика. Генеральный прогон, обсуждение недочетов.
4. Итоговое занятие
20

Тема 1
Практическая часть. Показ спектакля зрителям.
Теоретическая часть. Разбор показа.

21

Планируемые результаты
Предметные:


познакомились с основными сценическими понятиями;



познакомились с историей возникновения и развития театрального

искусства;


познакомились с основами костюмирования , практическая их реализация.

Личностные:
 сформированы нравственные качества личности;
 сформирован культурный уровень у детей;
 развиты эстетические качества личности.
Метопредметные:
 развиты коммуникативныенавыки;
 развиты навыки театрально-исполнительской деятельности.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Аудиоаппаратура и аудиоматериал
Туристические коврики или одеяла
Мячики: теннисные, детские разных размеров
Информационное обеспечение:
Музыкальный материал для пластической импровизации
Подборка фильмов с участием детей-актеров
Фото-материал для примеров.
Детская литература.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование расходного материала
Шариковая ручка
Белые листы формата А 4
Тетрадь 96 листов
Колонка для музыки
Мяч

Количество
3 шт.
1 пачка
1 шт.
1 шт.
1 шт.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность

образовательной

программы

прослеживается

по

качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам
аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная
аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с
«Положением

о

формах,

периодичности,

порядке

текущего

контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме

практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе
ведется

текущий

контроль

в

форме

практической

работы,

опросе,

самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение
открытого занятия.

24

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры

Критерии

1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
Формы
критерия
баллов отслеживания
- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
чем 50% объема знаний,
занятие,
предусмотренных
балла
итоговое
программой;
занятие,
-употребление
3 балла собеседование,
специальных терминов,
тестирование,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
серьезные затруднения
2
при работес
оборудованием.
балла
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.

Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

3 балла

- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по
формуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по
практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.

26

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий при

реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».

11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации
общеразвивающих

«Разработка
программ

дополнительных
в

образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д
(в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. №
467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Список литературы для педагога:
1. Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Дополнительное образование в современной
школе [Текст] / Л.Н.Буйлова, Н.В.Клёнова. - М.: Сентябрь, 2005 г. – 192 с.
2. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б.
Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С. 181-195.
3. Полтавец, Г.А. Научно-методические материалы по анализу практической
проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей:
Методическое

пособие

для

руководителей

и

педагогов

учреждений

дополнительного образования [Текст] / Г.А. Полтавец, С.К. Никулин. - М.: 1996, 94 с.
Литература специальная
1. Венецианова М.А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах
Станиславского. М., 2010.
2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. М., 2010.
28

3. Жабровец М.В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие.
Тюмень, 2008.
4. Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого
тренинга. М., 2009.
5. Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые
помогут вам стать первоклассным актером. М., 2010.
6. Ливнев Д.Г. Создание актерского образа: хрестоматия. М., 2008.
7. Станиславский К.С. Искусство представления. СПб, 2010.
8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.А. Чехов. О техникеактера:
антология. М., 2008.
9. Теоретические основы создания актерского образа. М., 2002.
10. Чехов. М.А. Тайны актерского мастерства. Путь актера. М., 2009.
Интернет-ресурсы:
Актерское мастерство. // URL: http://acterprofi.ru.
Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». //
URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. Театральная библиотека: пьесы, книги,
статьи, драматургия. // URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
Театральная энциклопедия. // URL: http://www.theatre-enc.ru.
Хрестоматия актера. // URL: http://jonder.ru/hrestomat

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».