Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Творческая мастерская «Страна мастеров» Возраст обучающихся: 8-13 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Сорокина Марина Алексеевна, педагог дополнительного образования Щелконогова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Актуальность общеразвивающей программы. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. Влияние искусства на формирование личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без возбуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию и красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладной деятельности и изобразительным искусством развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам, обогащает знания о природе, позволяет воспитывать и наблюдательность, развивать художественный восприятие, воображение, и эстетический фантазию, т.е. вкус, те художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности. Отличительные особенности данной общеразвивающей программы. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Особое внимание в процессе реализации содержания программы уделяется вопросам техники безопасности и безопасных приемов работы при изготовлении изделий из бумаги, культуры труда и технологической культуры. Организованное освоение содержания данной программы способствует: освоению знаний о структуре, свойствах, способов, приемов работы с цветовой палитрой, сочетания комбинаций различных форм, величин; формированию базовых основ технологии художественной обработкой бумаги и картона, приобретению первичных сведений, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно практические навыки; интенсивному развитию психических процессов и зрительномоторной координации, мелких мышц кистей рук. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, мелками и др. Содержание программы художественного воспитания и развития обучающихся детского объединения включает в себя интеграцию разнообразных видов искусств (художественного, декоративно-прикладного) и направлено на: формирование у детей интереса к изобразительной деятельности; развитие и совершенствование у детей специфических умений в разнообразных аппликация, видах изобразительной пластилинография, оригами, деятельности (рисование, бумагокручение (квиллинг), «необыкновенное рисование» - развитие продуктивной деятельности детей по средствам разнообразных нетрадиционных техник изобразительного творчества) «Необыкновенное рисование» необыкновенная аппликация»» - нетрадиционные изобразительные техники, необычные способы создания рисунков / создания аппликаций (работы с бумагой), которые выводят ребенка за привычные рамки рисования; пробуждать интерес детей к самостоятельному творчеству, к материалами рисования, аппликации; для эксперименту с художественными поддерживать личностное творческое начало; учить самостоятельно находить приемы изображения в изобразительной воображение; деятельности; осваивать и развивать фантазию, совершенствовать работу творчество в и необычных изобразительных техниках и приемах в рисовании / работы с бумагой; закреплять умение работать разнообразными художественными материалами. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами способствует успешному процессу освоения детьми способов создания выразительных художественных образов, обеспечивает детям возможность самостоятельно интегрировать разнообразные техники Новизна данной программа состоит в том, что программа сочетает в себе различные виды деятельности, изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. Адресат общеразвивающей программы: возраст обучающихся в творческом объединении с 8 до 13 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Обучающиеся работают по очной форме обучения. Младший школьный возраст (8-9лет) Детям этого возраста очень важен авторитет педагога. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка. С точки зрения психологии, младший школьный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Это обусловлено чрезвычайной детской любознательностью и огромным стремлением познавать окружающий мир. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это есть ничто иное как предпосылки для творческого развития ребенка и начала его творческой деятельности. Общеизвестно, что дети в начальной школе очень любят заниматься творчеством: лепкой из пластилина, рисованием, аппликацией, участие в школьных мероприятиях художественной самодеятельности. Это дает ребенку возможность для свободного раскрытия своей личности. Творческое развитие строится на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Основные направления творческого развития детей младшего школьного возраста: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность): ассоциативность, диалектичность и системность мышления. В процессе обучения младшие школьники овладевают восприятием, наблюдательностью, учась выделять главное, видеть в предмете много деталей. Восприятие становится расчлененным, превращаясь в такой целенаправленный сознательный процесс, которым обучающийся способен владеть и управлять, преобразуя свою творческую и учебную деятельности. Успешному овладению всеми способствует включение в процесс вышеперечисленными навыками образования таких средств как дидактические материалы. В совокупности это дает возможность реализации творческого развития младших школьников. Средний школьный возраст (10–13 лет) В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, творческая, трудовая. В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные 6 переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере. Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования. Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским: - обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); - обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями обучающихся; - порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; - обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; - обучение должно быть посильным для обучающихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и декоративно-прикладном творчестве в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, а также работ в области декоративно-прикладного искусства; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 45 мин. Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15 минут. Основное место на занятиях отводится практической работе. Объем общеразвивающей программы – 136 часов (1 год обучения), 144 часа (2 и 3 год обучения). Срок освоения общеразвивающей программы составляет 9 месяцев. 1 год обучения – 34 недели. 2 и 3 год обучения – 36 недель, необходимых для освоения программы. Уровневость. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации специализированных материала, знаний и которые языка, допускают гарантированно освоение обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. Формы обучения – учебное занятие. Занятия групповые с учетом индивидуально-группового подхода. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информации познавательного характера, которая дается в форме беседы, а также знакомство с инструментами (ножницы, клей, бумага, картон, краски и др.) Практическая часть проходит в форме конкретного практического задания или открытого занятия. Работы в разных техниках, просмотр и анализ творческих работ. Это позволяет научить обучающихся поэтапному изготовлению работ. Развивать навыки самоконтроля, мелкой моторики рук, мышления, восприятия, воображения. Обучающиеся учатся аккуратности, правильно пользоваться шаблонами, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, внятно выражать свою мысль, правильно задавать вопрос и многое другое. Особое место уделяется технике безопасности. Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие, самостоятельная работа. Частичный показ педагогом способов рисования, лепки, создания аппликации, анализ занятия. Формы подведения результатов: мастер-класс, практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах разного уровня. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: развитие творческих способностей обучающихся через работу с различными материалами. Задачи. Обучающие: знакомство с жанрами изобразительного искусства; знакомство техниками с различными изобразительной художественными деятельности и материалами и декоративно-прикладного творчества; учить свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков; приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа; знакомство с основными понятиями и базовыми формами квиллинга, оригами, модульного оригами и др.; учить ориентироваться на листке бумаги, правильно располагать изображение; обучить различным приемам работы с бумагой, картоном, фетром, фоамираном и др. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к нетрадиционным техникам работ; развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление; развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию; развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать конструктивные навыки и умения; развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы. Воспитательные: воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; воспитание аккуратности. воспитание самостоятельности и ответственности посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности. Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего 14 Теория 3 Практика 11 Конструирование из бумаги и картона. 26 5 21 Игрушки из конусов Поздравительные открытки Сувениры из гофрированного картона Аппликация. 6 10 10 1 2 2 5 8 8 20 4 16 3.1. 3.2. Обрывная аппликация Аппликация из геометрических фигур 6 4 1 1 5 3 3.3. 3.4. Аппликация из фантиков Аппликация в стиле «мозайка» 4 6 1 1 3 5 4. Оригами. 20 3 17 5. Рисование пластилином. 24 3 21 6. Изобразительная деятельность. 32 4 28 136 22 114 1. Веселые игрушки из помпонов и ниток. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, практическое занятие, опрос, взаимоанализ работ Опрос, участие в конкурсах, самостоятельная работа, взаимоанализ работ, презентация работ Игра, беседа, практическое занятие Участие в конкурсах, открытое занятие, беседа Участие в конкурсах, просмотр работ, итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Веселые игрушки из помпонов и ниток. Теория: Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве. Игра-путешествие по стране мастеров. Беседа: «Из чего и как делают нитки?» Виды работ. Техника выполнения игрушки из помпонов и ниток с использованием разных материалов. Виды и производство ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Технология изготовления помпонов из ниток. Техника безопасности на занятиях. Практика: Подготовка ниток и шаблона к работе, изготовление брелка из пряжи, изготовление цыпленка из двух помпонов, изготовление собачки из помпонов. 2. Конструирование из бумаги и картона. 2.1. Игрушки из конусов Теория: Бумага как художественный и конструктивный материал. Виды бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные способы ее формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Техника работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Основные правила вырезания. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей. Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. Техника безопасности. Физкультминутка. Практика: Игрушки из конусов «Котенок», «Собачка», «Ангел». 2.2. Поздравительные открытки Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой, создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления открыток. Подбор цветовой гаммы. Практика: Резание по прямой, симметричное вырезание, резание по линиям разметки, вырезание узоров и орнаментов, способы формовки бумаги, оформление мелких деталей. Изготовление поздравительной открытки для мамы в технике скрапбукинг. Изготовление поздравительной открытки по своему замыслу. 2.3. Сувениры из гофрированного картона Теория: История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Особенности работы с гофрированным картоном. Инструменты и материалы, используемые в работе. Техника безопасности. Технология изготовления основных форм: «капля», «тугая спираль», «глаз». Сборка поделки. Оформление композиции. Практика: Упражнение на изготовление гофрированных элементов для работы. Цветы на шпажках из гофрированного картона. Изготовление объемных сувениров из гофрированного картона. 3. Аппликация 3.1. Обрывная аппликация. Теория: Знакомство с данным видом искусства. Что такое аппликация? Материалы и инструменты для работы и правила их, безопасного использования. Просмотр работ в данной технике. Организация рабочего места. Последовательность изготовления обрывной аппликации. Приемы и техникой работы с бумагой. Правила компоновки на плоскости листа задуманный художественный образ. Практика: Обрывная аппликация из рваных кусочков бумаги «Натюрморт». 3.2. Аппликация из геометрических фигур. Теория: Последовательность изготовления аппликации из геометрических фигур. Приемы и техника работы. Практика: аппликация из геометрических фигур «Сказочный замок». 3.3. Аппликация из фантиков. Теория: Последовательность изготовления аппликации из фантиков. Приемы и техника работы из фантиков. Практика: аппликация из фантиков «Букет для мамы». Аппликация в стиле «мозайка». 3.4. Теория: Понятие «Мозайка». Последовательность изготовления аппликации в стиле «мозайка». Приемы и техника работы аппликации в стиле «мозайка». Практика: Нарезка кусочков бумаги нужных цветов и размеров. Приклеивание в задуманном порядке. Работа с шаблонами. Аппликация из кусочков бумаги в стиле мозайки «Домашнее животное». Итоговая работа с применением двух или трех видов техник аппликаций по своему замыслу. 4. Оригами. Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике. Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы по схемам и инструкциям. Практика: Упражнения сгибы от себя, сгибы к себе. Изготовление работ: собачка, кошка, лягушка, подснежники, птица счастья, сказочный корабль в технике оригами. 5. Рисование пластилином. Теория: Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Основные правила лепки простых форм. Рисование пластилином. Материалы и инструменты. Знакомство с последовательностью выполнения работы (перевод рисунка на пленку, заполнение деталей тонким слоем пластилина, закрепление готовой работы на основе). Техника безопасности. Оформление работы. Практика: Отработка простых приемов лепки (скатывание шарика, овала, жгута; сплющивание, отщипывание, надрезание стекой). Изготовление работ: «Корзина с фруктами», «Аквариум», «Сказочное дерево», «В мире животных». 6. Изобразительная деятельность. Теория: Знакомство с техникой «Монотипия», «Пуантилизм». Знакомство с понятиями: симметрия, узоры, эскиз, линия, пятно, штрих, мазок. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Навыки работы с палитрой. Получение сложных цветов путем их смешивания. Правила подборки разных номеров кистей, в зависимости от изображения. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть. Владение терминами «теплые», «холодные» цвета. Знакомство с графическими материалами, особенностями техники работы и результата. Рисунок как непосредственный вид искусства. Знакомство с правилами рисования цветными карандашами и фломастерами. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. Знакомство с картинами художников. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Практика: «Сказочный мир» в технике «Монотипия» (гуашь). «Город будущего» с использованием цветных карандашей и фломастеров. «Ваза с цветами». «Бабочки». «Фрукты», «Пейзаж» в технике «Пуантилизм» (гуашь); Итоговая работа на выбор. Учебный (тематический) план второго года обучения № п/п 1. Кол-во часов Название темы Конструирование из бумаги и картона Всего 26 Теория 3 Практика 23 1.1 1.2. Оригами Объемная аппликация 8 10 1 1 7 9 1.3. 2. Поздравительные открытки Конструирование из фоамирана и фетра 8 12 1 2 7 10 Изобразительная деятельность 26 4 22 3. Акварельная живопись Особенности работы гуашевыми красками Графика. 10 6 1 1 9 5 18 4 14 4. Айрис-фолдинг 30 4 26 5. Мозайка из яичной скорлупы 20 2 18 6. Декупаж 14 2 12 7. Работа с тканью 16 144 2 19 14 125 3.1. 3.2. 3.3. Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическое занятие, игра, презентация работ Опрос, беседа, практическое занятие, взаимоанализ Участие в конкурсах, практическое занятие Беседа, Опрос, мастеркласс, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Участие в конкурсах, открытое занятие, итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Конструирование из бумаги и картона. 1.1.Оригами Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике. Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы по схемам и инструкциям. Практика: Цветы из полосок бумаги. Клоун в технике оригами. 1.2. Объемная аппликация Теория: Знакомство с понятием «объемная аппликация». История создании аппликации. Виды «объемной аппликации». Способы складывания и склеивания бумаги. Особенности «Объемной аппликации». Техника безопасности при работе с клеем, ножницами и бумагой. Практика: изготовление работ в технике «объемная аппликация»: «Ваза с цветами», «Птица счастья», «Часы – игрушка», «Золотая рыбка». 1.3. Поздравительные открытки Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой, создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления открыток. Подбор цветовой гаммы. Практика: открытка для мамы в технике скрапбукинг, открытка по своему замыслу. 2. Конструирование из фоамирана и фетра. Теория: Что такое фетр и фоамиран. Виды фетра и их подбор для выполнения работы. Свойства фоамирана и фетра. Материалы для работы. Способы создания декоративных изделий из фоамирана и фетра. Правила техники безопасности при работе с фетром и фоамираном. Виды швов и их классификация. Практика: «Объемные цветы» из фетра. Изготовление магнитов «Бабочка», «Птичка». Изготовление «Совенка». «Сказочное дерево» из фетра и фоамирана с использованием пуговиц. 3. Изобразительная деятельность 3.1. Акварельная живопись Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой «по – сырому». Этапы выполнения работы в данной технике. Последовательность работы. Примеры работ художников в данной технике. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Разница между «писать» и «рисовать». Приемы письма акварелью в технике «по – сырому». Основы цветоведения. Тоновая растяжка. Подбор цветов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Практика: «Фрукты» в технике «по-сырому». «Пейзаж» в технике посырому. Любая работа в данной технике по своему замыслу. 3.2. Особенности работы гуашевыми красками Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правила рисования. Практика: выполнение работы гуашью «Затерянный мир», и работа по своему замыслу. 3.3. Графика. Теория: Знакомство с понятием «графический рисунок», «объём», «стилизация», «орнамент», «декоративность». История возникновения графики. Графика как вид изобразительного искусства. Применение графики. Разновидность графического рисунка по технике исполнения. Освоение основ света и тени. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Многообразие линий в природе. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Орнамент. Виды орнамента. Практика: Стилизованные животные. Сказочное дерево в графике. Цветы в графике. Стилизованная любая работа по своему замыслу. 4. Айрис – фолдинг Теория: Айрис - фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Различные манипуляции с бумагой: складывание, сворачивание, скручивание, резание на полоски определенного формата. Правила расположения элементов аппликации, при использовании всей площади листа. Работы с клеем, кисточкой. Практика: Изготовление мини-открытки, открытка в виде сердца, «Кленовый листок», «Золотая рыбка», «Цветок». 5. Мозайка из яичной скорлупы Теория: История возникновения данной техники. Технологические операции, при помощи которых можно сделать поделки из яичной скорлупы. Последовательность выполнения работы. Правила подборки цветов и тонов красок в зависимости от композиций. Оформление работ в соответствии с правилами декоративно-прикладного искусства. Практическая работа: Панно «Цветочный мир», «Подводный мир». Бабочка». 6. Декупаж Теория: История возникновения техники «Декупаж», особенность и специфика, а декорирования так же применение предметов интерьера. в современной жизни. Правила Правила техники безопасности. Последовательность выполнения поделки при помощи декупажной салфетки и клея. Виды стилей в декорировании изделий. Практика: Изготовление декоративной досочки. Декорирование тарелки, дисков, салфетницы, бутылки, баночки. «Цветочное кашпо». «Подставка для мелочей». Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего 44 Теория 6 Практика 38 Чудеса из фетра 24 3 21 3. Точечная роспись 38 5 33 4. Изобразительное искусство. Правополушарное рисование 38 5 33 144 19 125 1. Модульное оригами 2. Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, игра. Практическая работа Опрос, беседа. Практическая работа Беседа. Участие в конкурсах Беседа, Опрос. Участие в конкурсах. Итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Модульное оригами. Теория: Что такое модульное оригами? История развития оригами в России. Работы российских мастеров. Виды оригами. Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения практической работы. Геометрия в нашей жизни. Обобщение знаний о геометрических фигурах. Прямоугольник - базовая фигура. Приемы разметки листа формата А4 на равные прямоугольники. Правила деления листа разными способами. Сгибание боковых острых углов в разных направлениях. Способ заготовки основной единицы модульного оригами - модуля. Базовые способы соединения модулей. Условные обозначения, приемы, термины. Знакомство с инструкционными картами. Приемы увеличения количества модулей в ряду. Приемы убавления количества модулей в ряду. Практика: Изготовление треугольных модулей. Сгибание сторон к центральной линии. Складывание модели пополам. Корректировка модели ножницами. Учить самостоятельно делать модули, работать с инструкционными картами. Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения. Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения. Умение читать схему. Изготовление работ в технике модульное оригами: круглая фоторамка, зайчик, кактус в горшочке. 2. Чудеса из фетра. Теория: Техника безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем. Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Обработка фетра, использование этого материала для создания объемных игрушек. Приемы работы с фетром и аксессуарами. Способы закрепления нити. Оформление изделия при завершении работы. Практика: Изготовление елочной пироженки, украшения для интерьера комнаты. игрушки, котенка, цыплят, 3. Точечная роспись. Теория: Понятие «точечная роспись». Виды, элементы точечной росписи, технологические приемы. Материалы и инструменты, используемые в данной технике. Разработка симметричного рисунка. Понятие орнамент. Правила работы с акриловыми краски. Последовательность выполнения работы. Оформление изделия при завершении работы. Практика: Роспись керамической кружки, роспись по стеклу «Сова», «Бабочка». Итоговая работа на свой выбор по данной технике. 4. Изобразительное искусство. Правополушарное рисование. Теория: Живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись гуашью по методике правополушарного рисования. Техника пуантилизм, особенности рисования. Практика: Упражнение на смешение цветов, правополушарное рисование «Пейзаж», «Сказочный мир», «Весеннее настроение». Попугай и сказочное дерево в технике пуантилизм. Планируемые результаты Предметные: познакомились с жанрами изобразительного искусства; познакомились техниками с различными изобразительной художественными деятельности и материалами и декоративно-прикладного творчества; научились свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков; приобрели умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; самостоятельно выбирают средства выразительности для изображения более точного образа; познакомились с основными понятиями и базовыми формами квиллинга, оригами, модульного оригами и др.; научились ориентироваться на листке бумаги, правильно располагать изображение; обучены различным приемам работы с бумагой, картоном, фетром, фоамираном и др. Метопредметные: развиту обучающихся интерес к нетрадиционным техникам работ; развит художественный вкус, внимание, память, образное мышление; развито умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию; развита способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения; развита мелкая моторика пальцев рук; развиты конструктивные навыки и умения; развита способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы. Личностные: воспитано терпение, воля, усидчивость, трудолюбие; воспитано аккуратность. воспитано самостоятельность и ответственность посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение. Для создания условий для творчества при реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном помещении. У каждого обучающегося свое индивидуальное пространство для комфортной работы. Перечень оборудования, инструментов, материалов: учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп. образования – 7 шт., стулья - 14 шт., стол учительский – 1 шт., шкаф для хранения учебного материала – 1 шт., доска учебная – 1 шт., лампа дневного света – 6 шт, цветная бумага с обеих сторон (принтерная), полоски для квиллинга шириной 5 мм., 3 мм., цветной картон, гофрированный картон, фетр разных цветов, фоамиран разных цветов, яичная скорлупа, гелиевая черная ручка, салфетки разного декорирования (с цветами, с животными, с пейзажем) ткань разноцветная однотонная (зеленые оттенки, голубые, синие оттенки, коричневый, черный, красный, желтый, оранжевый). Ткань в клеточку, в полосочку, в горошек и др., переплетный плотный картон А4 – 4 шт. А3 – 3 шт. (для работы с тканью и с фетром), акриловые краски и лак акриловый прозрачный, атласные и кружевные ленты разных цветов, пуговки разных цветов и размеров, досочка деревянная прямоугольной формы (для декупажа), круглая досочка (с размером обычной тарелки); два диска (неныжных) для декорирования декупажа, салфетница пластмассовая или деревянная, пластмассовый небольшого размера горшочек под цветы, пластмассовая подставка под ручки, пустой флакон из – под духов, бутылка стеклянная из-под лимонада, майонезная баночка с крышкой (для декупажа), яичная скорлупа; шпажки на одну группу, шерстяные нитки (пряжа), акриловый контур для стекла: синий цвет, красный, желтый, серебристый, белый, черный, зеленый, тонкий скотч, белая керамическая кружка, молярный скотч, папка бумаги А3 для акварели, бумага А3 для рисунка, бумага А 4 – 3 шт., карандаш простой, цветные карандаши, фломастеры, краски акварельные, гуашь, баночка – непроливайка, палитра, ластик, точилка, ножницы, линейка обычная 15-20см., линейка с круглыми отверстиями, зубочистки, ватные палочки, фантики из-под конфет, пластмассовые глазки (4шт.), вырезки из старых открыток, журналов, клей ПВА – М, клей-карандаш, клей момент прозрачный «Кристалл», кисточки «Белка» либо «Пони» №2, №4, кисточки «Синтетика» или «Нейлон» круглые: №3, №6, кисточки «Синтетика» или «Нейлон» (квадратной формы): №11, бусины разных размеров и цветов, пластилин, досочка для работы с пластилином; инструмент для скручивания полосок (инструмент для квиллинга), салфетки влажные, тряпочка, деревянная рамка 21 х 30 см. (4шт). Информационное обеспечение – ноутбук (1 шт.) Методические материалы. В целях сохранения и укрепления здоровья детей используются современные здоровьесберегающие технологии: двигательная активность, формирование правильной осанки, проведение физкультминутки, динамические паузы, упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук. Для поддержки систематически интереса детей применяется к образовательному процессу информационно-коммуникационные технологии: современные средства обучения на занятиях с обучающимися дошкольного возраста, беседы с элементами презентаций, видеоролики, мультимедийные презентации к каждому занятию «Цветоведение», «Техника Пуантилизм», «В мире животных», «Квиллинг» и др. К программе подобраны методические комплекты, наглядные пособия и дидактический материал: «Гофрированный картон. Занимательные игрушки», «Животные в технике квиллинг», «Конструирование основных форм», «Цветы в технике квиллинг». В процессе обучения используются следующие методы: словесные методы (устное объяснение, беседа, рассказ, лекция и т.д.), наглядные (демонстрационные) методы (показ мультимедиа материалов, показ готовой работы, показ этапов и приемов изготовления работы), практический метод (отработка умений и навыков, закрепление знаний при самостоятельной работе по схемам и образцам). Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы. С целью оценки результативности реализации дополнительной общеразвивающей программы и учета личных достижений обучающихся в творческом объединении «Страна мастеров» проводится диагностика. В начале и в конце года проводится диагностика освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы через: - оценку уровня теоретической подготовки обучающихся; - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии; - оценку уровня практической подготовки обучающихся;- соответствие практических умений и навыков программным требованиям; - отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения; - креативность в выполнении творческих заданий; - оценку уровня личностного развития обучающихся (Приложение №3). Формы подведения итогов освоения дополнительной общеразвивающей программы: 1. Итоговое занятие: контрольные, тестирование, викторина и т. д. 2. Итоговые мероприятия: выставка (представляется лучшая работа за учебный год каждого обучающегося). Проведение итогового занятия учитывается при составлении учебного плана для каждой группы детского объединения. Программа образовательной подведения программы итогов освоения составляется на дополнительной основании содержания общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Итоги освоения дополнительной общеразвивающей программы оцениваются таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым обучающимся; - полноту выполнения общеразвивающей программы; - обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения; - результативность деятельности ребенка в течение учебного года. Итоги освоения дополнительной общеразвивающей программы фиксируются в «Протоколе подведения итогов освоения дополнительной образовательной программы обучающимися детского объединения» (Приложение 1), который является одним из отчетных документов. Приложением к «Протоколу подведения итогов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися детского объединения» является программа «Страна мастеров», ее проведения с контрольно-измерительными материалами. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов - ребенок овладел менее 1балл 2 чем 50% объема знаний, предусмотренных балла программой; 3 балла -употребление специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работес оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 1 балл Выполнение практического 2 задания, участие балла в выставке работ, участиев 3 балла конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Буланова И.В. Рабочие программы по изобразительному искусству. 5 – 7 классы (по программе Б.М. Неменского) – М.: Планета, 2010 – 48 с. 2. Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки. – М.: «Издательская группа «Контэнт»», 2009 3. Ененко Е. Золотая коллекция идей детского досуга. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с. 4. Жукова Е.И. Гофрокартон. Чудеса из бумаги. – М.: АЙРИС-пресс, 2017. – 128 с. 5. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с. 6. Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с. 7. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах: Программа и методические рекомендации для учителей и студентов вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 79 с. 8. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток: практическое руководство для детей. –М.: Ниола-Пресс, 2009.- 80 с. 9. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с. 10. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: АЙРИС-пресс, 2017. – 192 с. 11. Соколова М. Восточный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. -112 с. 12. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с Список литературы для родителей и обучающихся: 1. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с 2. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с. 3. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток: практическое руководство для детей. –М.: Ниола-Пресс, 2009.- 80 с. Интернет-ресурсы: 1. Что такое квиллинг? [сайт].URL: https://www.syl.ru/article/182188/new_chto-takoe-kvilling-osnovyi-kvillinga-dlyanachinayuschih 2. История техники «Квиллинг». [сайт].URL: http://fb.ru/article/202512/istoriya-kvillinga-istoriya-tehniki-kvilling 3. Модульное оригами. [сайт].URL: https://www.syl.ru/article/188576/new_podelki-iz-moduley-modulnoe-origami 4. Аппликация. [сайт].URL: http://heaclub.ru/applikaciya-s-detmi-interesnyeidei-applikacij 5. Монотипия. [сайт].URL: https://www.syl.ru/article/296717/monotipiya-etochto-takoe-osob ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 ПРОТОКОЛ подведения итогов освоения дополнительной образовательной программы 20_-20_ учебный год Образовательная программа Автор – составитель Детское объединение Год обучения 1) Итоги освоения дополнительной образовательной программы: № п.п. Ф.И. обучающегося 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 А Б В Уровень сформированности базовых компетентностей показатели Уровень практической подготовки Уровень личностного развития Уровень освоения дополнительной образовательной программы: 2,6 – 3 обучающийся полностью освоил образовательную программу; 1,6 – 2,5 обучающийся освоил программу в необходимой степени; 1 – 1,5 обучающийся освоил программу на низком уровне. Уровень теоретической подготовки Шкала оценки уровней освоения образовательной программы: (для колонок А, Б, В, Г): 3 – высокий уровень; 2 – средний уровень; 1 – низкий уровень. Г Итог освоения дополнительной образовательной программы В баллах (А+Б+В+ Г):4 Уровень освоения дополнительной образовательной программы Анализ итогов освоения дополнительной образовательной программы: Количество обучающихся (в %): полностью освоивших образовательную программу ___%_____ освоивших программу в необходимой степени ______%____ освоивших программу на низком уровне _______%__ Приложение №2. ПРОГРАММА подведения итогов освоения дополнительной образовательной программы 20__- 20__ Образовательная программа Автор – составитель Детское объединение Год обучения Возраст обучающихся: Список обучающихся: № п.п. Ф.И.обучающегося 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 Перечень ожидаемых результатов обучения: (соответственно образовательной программе) График проведения итоговых мероприятий: Форма итогового Цель проведения итогового мероприятия мероприятия Дата (месяц) Время Приложение к программе: контрольно-измерительные материалы оценки теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств обучающихся. Приложение №3 Технология определения уровня освоения обучающимся дополнительной образовательной программы Показатели 1 1.1.Теоретические знания по основным разделам УТП ( уровня теоретической подготовки) 1.2. Владение специальной терминологией Степень выраженности Критерии оцениваемого качества 2 3 1. Теоретическая подготовка: Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Возможное количество баллов 4 Методы диагностики 5 -Минимальный уровень (ребенок владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - Средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); - Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. 2 Собеседование -Минимальный уровень ( ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - Средний уровень ( ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - Максимальный уровень (специальные термины употребляют осознан 1 3 2 3 но и в их полном соответствии с содержанием) 2. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам УТП) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении творческих заданий - Минимальный уровень ( ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - Средний уровень ( объем усвоенных умений и навыков составляет 1/2); - Максимальный уровень ( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой). - Минимальный уровень ( ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); -Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - Максимальный уровень ( работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений). 1 - Начальный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания); 1 Контрольное задание 2 3 Контрольное задание 1 2 3 Контрольное задание - Репродуктивный 2 уровень (выполняет задания на основе образца); - Творческий 3 уровень (выполняет практические задания с элементами творчества); 3. Сформированность базовых компетентностей современного человека: 3.1. Информационная компетентность: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.1.3. Умение осуществлять учебно исследовательскую работу Самостоятельность в подборе и анализе литературы - Минимальный 1 уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - Средний уровень 2 (работает с литературой с помощью педагога или родителей); - Максимальный 3 уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений); СамостоятельУровниность по аналогии в пользовании с п. 3.1.1. компьютерными источниками информации, в учебноисследовательской работе. Анализ Исследовательские работы Наблюдение ( писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования). 3.2. Коммуникативная компетентность 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Уровни- по аналогии с п. 3.1.1. 3.2.2. Умение выступать пред аудиторией Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации Уровни – по аналогии с п.3.1.1. 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой. - Минимальный уровень ( ребенок овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - Средний уровень ( объем усвоенных навыков составляет боле1/2); - Максимальный 3.3. Самоорганизация: 3.3.1. Умение организовать свое (учебное), рабочее место. 1 2 3 уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период); 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу 3.4. Самообразование Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям - Минимальный уровень ( ребенок овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - Средний уровень ( объем усвоенных навыков составляет боле1/2); - Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период); Аккуратность и ответственность в работе Удовлетворительноотлично Стремление и самостоятельность в получении информации Уровнипо аналогии с п. 3.1.1. 1 2 3 Наблюдение Приложене №4 Тема: Бумажная пластика. Квиллинг Цель: выявление соответствия уровня теоретической подготовки по данной теме программным требованиям 1. Как называется техника накручивания бумажных полос на спичку или зубочистку?________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Из какой страны пришло данное искусство? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Что необходимо для работы? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Из какого материала выполняются изделия в технике квиллинг? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Как называются изделия, которые служат для выполнения целых цветков, или орнаментов? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Как можно получить плотную форму? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Как можно получить свободную форму? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 8. Как можно получить требуемую форму? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9. Как прикрепить полученную форму к основе? __________________________________________________________________ 10.Как можно получить изделие с бахромчатым краем? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценочная шкала: 5 баллов – ответ углублённый, расширенный 3 балла - ответ довольно полный 1 балл – ответ поверхностный. 50- 35 баллов - уровень освоения высокий 34- 20 баллов уровень средний 19-10 балов уровень низкий.