Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2
Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Карпеченко Александр Петрович,
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие
нормативно-правовые
документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
технологий при реализации образовательных программ.
образовательных
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9.
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017
г. № 1642.
10.
Федеральный
проект
«Успех
каждого
ребенка»
в
рамках
национального проекта «Образование».
11.
Приказ
Министерства
образования
и
молодёжной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.
Методические
общеобразовательных
рекомендации
общеразвивающих
«Разработка
программ
в
дополнительных
образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре,
порядке разработки
и
утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Начальное моделирование – первая ступень в подготовке детей к
деятельности в области технического моделирования, заключающейся в
воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или
уменьшенном масштабе в соответствии со схемами, чертежами, без внесения
существенных изменений.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Начальное моделирование» имеет техническую направленность и призвана
решать
задачу
развития
логического,
алгоритмического
и
творческого
мышления, а также способствовать формированию у учащихся потребности в
получении дополнительных знаний в области технического конструирования. По
функциональному предназначению программа относится к общекультурной,
имеет базовый уровень.
Новизна
программы
состоит
в
том,
что
содержание
дополнено
использованием современных техник, таких как киригами и пейп-арт.
Актуальность программы обусловлена тем, что, имея общую техническую
направленность, программа является комплексной и представляет собой
интегрированный курс, включающий знания по таким предметам как черчение,
окружающий мир, математика, технология. Это соответствует требованиям,
которые
предъявляются
к
современным
учащимся:
быть
мыслящими,
инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные
решения.
Педагогическая
использованием
особенно
целесообразность
современных
значимы
педагогических
системно-деятельностный,
программы
подходов,
объясняется
среди
мотивационный,
которых
личностно
ориентированный. Начальное моделирование имеет большое значение в
обучении детей, так как расширяет знания учащихся об окружающем мире,
прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику.
Программа предусматривает изготовление моделей из бумаги и картона.
Бумажное моделирование – самый доступный вид технического творчества,
когда при минимальном вкладе можно получить максимальный результат. В
программу включены разделы «Моделирование из наборов готовых деталей»,
«Конструирование и моделирование плоских объектов», «Конструирование и
моделирование объёмных объектов и конструкций», «Изготовление игрушек и
сувениров из бумаги и картона». Базовым основанием для отбора и
структурирования содержания стали следующие принципы: учет возрастных и
индивидуальных
прикладная
особенностей
направленность,
детей,
занимательность,
обеспечение
практическая
межпредметных
и
связей,
последовательность в усложнении учебного материала.
Занятие моделированием начинается с изготовления моделей по готовым
выкройкам или из наборов готовых деталей. Это даёт возможность постепенно
познакомиться с наиболее распространёнными и отработанными приёмами и
решениями моделирования, освоить их и на основе этого, при наличии желания
и способностей, пробовать создавать разновидности уже известных моделей, а
затем и полностью собственные проекты. Контурная (плоская) модель
представляет собой вид моделируемого объекта сбоку, снабжённый подставкой
для придания модели устойчивости. Это технологически самая простая
разновидность
моделей.
Объемные
макеты
и
модели
являются
более
совершенными образами технических объектов. Их изготовление — это
следующая по сложности стадия в работе по начальному моделированию.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 7-10 лет. Для
начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные
группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 7-8 лет, 8-10, 15
человек в группе.
Характеристика обучающихся по программе
В возрасте от 7-10 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания
детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и
углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Подростки могут длительное могут длительное время удерживать
внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между
несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.
Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какуюлибо работу вполне самостоятельно.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа –для 710 лет - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
часа.
При реализации программы используются следующие формы работы:
практические занятия, выставки, конкурсы, игры, экскурсии.
Выбор методов зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован
на
активизацию
и
развитие
познавательных
процессов.
Программа
предусматривает включение детей во все основные виды деятельности:
трудовую, познавательную и игровую. Игровая деятельность оказывает сильное
влияние на формирование и развитие умственных, эмоциональных и волевых
сторон и качеств личности ребенка. Игры, конкурсы, выставки неразрывно
связаны
с
развитием
активности,
самостоятельности,
познавательной
деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в
процессе подготовки учащихся к конструкторско – технической деятельности
содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие
задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной
особенностью учащихся является и то, что они активно включаются в такую
практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть
пользу своего труда.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Цель:
Цель программы – развитие у учащихся первоначальных конструкторских
умений, творческих способностей, мыслительных навыков в процессе освоения
курса начального моделирования.
Задачи
Обучающие:
Познакомить с техникой безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами, проволокой, клеем.
Познакомить с видами подвижных и неподвижных соединений в
бумажном моделировании.
Способствовать формированию умений и навыков конструирования из
бумаги.
Развивающие:
Пробудить у детей интерес к техническому творчеству.
Развивать у детей способности следовать устным инструкциям при
изготовлении модели.
Развивать мелкую моторику.
Способствовать
включению
учащихся в
активную
творческую деятельность.
Воспитательные:
Приучать детей к аккуратному изготовлению модели или поделки.
Воспитывать уважение к труду, эстетический вкус.
Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы моделирования и конструирования
1.1.
Вводное занятие
2
1
1
1.2.
Материалы и инструменты
2
1
1
1.3.
Знакомство с технической деятельностью человека
2
2
-
1.4.
Знакомство с некоторыми условными
обозначениями графических изображений
4
2
2
2.
Первые модели
2.1.
Техника «Оригами» (Аппликация)
- технология сгибания и складывания бумаги;
-Технология работы с нитками
-Технология работы с древесиной
-Технология работы с пенопластом, металлом
2
6
6
1
2
2
1
4
4
6
4
12
2
2
6
4
2
6
12
4
6
2
6
2
18
2
16
8
20
6
20
2
2
2
2
6
18
4
18
4
2
2
12
8
14
2
2
2
10
6
12
2.2.
2.3.
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей
- технология работы с бумагой по шаблонам;
- технология сборки плоских деталей;
- выполнение моделей наземного транспорта
Автомобиль, паровоз, танк.
- выполнение моделей воздушного транспорта
ракета, самолет, воздушный шар,
-выполнение моделей водного транспорта парусник
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей конструирование моделей и макетов технических
объектов из готовых объёмных форм; грузовик
катюша.
– Ракета.
– Гоночный автомобиль для катапульты.
– Парашют.
– Ланшафт с домиком
.4.
Работа с наборами готовых деталей. (конструктор)
- Ознакомление с деталями набора;
- Сборка макетов и моделей по образцу;
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;
Работа на семуляторе.
–Изготовление гоночного глиссера на коньках,
колесах.
3.
4.
Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор
тематики и технологий выполнения проектных
работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы
объединения.
–Управление радиоуправляемым глиссером.
Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
ИТОГО:
8
10
2
2
6
8
2
2
-
204
Содержание деятельности первого года обучения
1. Основы моделирования и конструирования
1.1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание
занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных
условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при
работе в объединении.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления
интересов обучающихся. Игры с поделками.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их
видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных
образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы
с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа
о техническом
конструировании
и
моделировании
как
о
технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом
процессе,
рабочих операциях.
Просмотр журналов и
фотографий,
где
обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических
изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное
правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным
обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в
процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и
обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка
по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю –
линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами» (Аппликация)
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической
работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях
на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и
складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и
воздушного транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания.
Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания.
Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при
помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из
мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических
объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б)
из
объёмных
форм
с
добавлением
дополнительных
деталей,
необходимых для конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и
соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в
конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной
модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному
образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и
моделей по рисунку- схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и
моделей по собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному
замыслу.
3.Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий
выполнения проектных работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы объединения.
Банк проектов:
- модель «Аппликация, Автомобиль (катюша), Паровоз, Танк.»;
- модель «Аппликация. Ракета, Самолет, Парусник, Воздушный шар»;
- модель «Из объёмных деталей»;
- модель «Гоночный автомобиль для катапульты»;
- модель «Парашют»;
- модель «Ландшафт с домиком»;
- модель «Глиссер на коньках, колесах»;
- модель «Управление RC моделью. Соревнования»
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомились с техникой безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами, проволокой, клеем.
познакомились с видами подвижных и неподвижных соединений в
бумажном моделировании.
сформированы умения и навыки конструирования из бумаги.
Метопредметные:
сформирован интерес к техническому творчеству.
развита у детей способность следовать устным инструкциям при
изготовлении модели.
развита мелкая моторика.
сформирована внимательность и включение в активную творческую
деятельность.
Личностные:
Дети приучены к аккуратному изготовлению модели или поделки.
воспитанно уважение к труду, эстетический вкус.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование
-
столы
-
стулья
-
доска настенная
-
шкафы
-
верстак слесарный
-
верстак столярный
-
стеллаж для хранения заготовок
-
компьютер, электронный «симулятор»
-
станок (наждак)
-
станок сверлильный (электродрель)
-
универсальный малый деревообрабатывающий станок
-
компрессор малой мощности
-
зарядное устройство для элементов питания
2 шт.
Инструменты
-
карандаш простой
15 шт.
-
линейка инструментальная 300 мм
15 шт.
-
линейка инструментальная 1 ООО мм
1шт.
-
ножницы для бумаги
15 шт.
-
ножницы портновские малые
3 шт.
-
ножницы портновские кромочные
1 шт.
-
нож-резак
15 шт.
-
лобзик с пилками
15 шт.
-
рубанок «детский»
5 шт.
-
рубанок
5 шт.
-
пассатижи средние
5 шт.
-
круглогубцы средние
5 шт.
-
набор напильников слесарных
15 шт.
-
ножовка по металлу
5 шт.
-
ножовочные полотна по металлу
20 шт.
-
ножовка по дереву
5 шт.
-
набор надфилей
15 шт.
-
набор свёрл 0,5-10мм.
3шт.
-
штангенциркуль с глубиномером
3 шт.
-
дрель ручная механическая
2 шт.
-
угольник инструментальный
3 шт.
-
угломер
1 шт.
-
аэрограф
1 шт.
-
электропаяльник 25 и ЮОвт.
2 шт.
-
тисы слесарные №12
51 шт.
-
- тисы настольные
3 шт.
Материалы
-
клей «Момент-столярный»
3 кг
-
клей «Титан» или «Мастер»
3 кг
-
клей ПВА
1 кг
-
лак
0,5 кг
-
краска разных цветов
5 кг
-
резина авиамодельная
3 кг
-
плёнка лавсановая
30 м
-
бумага наждачная разной зернистости
4 м2
-
проволока ОВС 0,5-3,0 мм.
5м
-
рейки деревянные разного сечения
250 шт.
-
фанера авиационная 0,5-3,0 мм.
2 м2
-
олово, припои, канифоль
3 шт.
-
клей эпоксидный *
1 кг
-
стеклоткань 0,06 мм.
-
бумага чертёжная А4 180 гр.
1м
3 шт.
Кадровое обеспечение
1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
2. Требования к компетенции педагога:
-
педагогическое
образование:
курсовая
переподготовка,
педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории;
- профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы;
- владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
- владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
- владение знаниями по ТБ и ПБ.
Мониторинг образовательной деятельности
В течение года осуществляется начальный, промежуточный и
итоговый контроль специальных знаний, умений и навыков учащихся.
Промежуточный контроль проводится после каждой темы. Он
выявляет, какие навыки в практической работе появились у
учащегося.
Проверка должна проходить по разработанному плану и
вплетаться в учебную деятельность.
Критериями оценки являются:
уровень теоретических знаний;
качество
выполнения
практической
работы
(умение
пользоваться инструментами, правильная организация рабочего
места, соблюдение правил ТБ);
культура труда;
степень самостоятельности в работе.
Начальный контроль
Фамилия,
имя
Умение
пользоваться
ножницами
Правильно
Умение
заготавливать
поделить
квадрат
фигуру
пополам,
нахождение
центра
Умение
Аккуратность
пользоваться
материалом
1.
Текущий контроль
Ф.И.
Умение
пользоваться
шаблонами и
трафаретами
Умение
соединять
детали
Знание
простейших
геометрических
фигур
Начальные
графические
навыки
Соблюдение
правил ТБ
1.
Итоговый контроль
Ф.И.
Умение
Умение
Умение
Умение
Аккуратность Соблюдение
правил
соединять создавать
следовать пользоват ь- выполнения
детали простейшие
устным
работы
ся
ТБ
подвижно объёмные и инструкци
инструконтурные
ям
при
и неподментами и
модели
изготовлен
вижно
материалами
ии модели
1
Формы реализации методов
Объяснительно-иллюстративный
метод
предполагает
изложение
материала с применением картинок, схем, фотографий, зарисовок, ссылок на
сайты по теме занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа наглядных
пособий.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.
Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических
карт,
объяснения
алгоритмов
и
правил работы,
с
материалами
и
оборудованием, объяснение правил ТБ и ОТ.
Практический метод – реализуется в форме конструирования и
моделирования самолёта.
Творческий метод – в программе используются элементы творческого
метода, реализуется в выполнении учащимся оформления готовой работы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность образовательной программы прослеживается по
качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и
итогам
аттестации.
По
итогам
первого
года
обучения
проводится
промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится
итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой
аттестации обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по
программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе,
самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня,
проведение открытого занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей
Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
Степень выраженности Кол.
критерия
баллов
Формы
отслеживания
- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
занятие,
чем 50% объема знаний,
итоговое
предусмотренных
балла
программой;
занятие,
-употребление
3 балла собеседование,
тестирование,
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.
2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением
- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
2
серьезные затруднения
при работес
балла
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.
Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях
3 балла
- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.
-
Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается
поформуле: Т+П,
-
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество
баллов по практической подготовке.
-
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
-
5-6 баллов – высокий уровень, 3-4 – средний уровень,
-
0-2 – низкий уровень.
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Свердловской области».
13.
Методические
общеобразовательных
рекомендации
общеразвивающих
«Разработка
программ
дополнительных
в
образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Литература для педагога
1. Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и
руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 2013
2. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников
им. 70-летя ВЛКСМ, 2003
3. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.: «Просвещение»,
2001
4. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:
Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение,
2009
5. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 2006
6. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 2001
7. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные
модели. - М.: Лирус, 2012
8. Майорова И.Г.; Романина В.И. Дидактический материал по трудовому
обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, 2006 – 96 с.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 2000.
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования /
В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
11. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
200316.Методист. Научно - методический журнал. № № 1,2,3,4,5 2008.
12. Бюллетень программно – методических материалов для учреждений
дополнительного образования детей (региональный опыт). № № 1,2,З 2008.
13. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего
класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
14. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для
педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.
15. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго
класса. 3-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2006.- 112 с.
16. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-80 с.
17. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.
Литература для родителей и обучающихся
1. Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 2003.
2. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
3. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные
модели. – М.: Лирус, 1995.
4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
5. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981,
1983 гг, ч. 1, 2, 3
6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго
класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2006.- 112 с.
7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего
класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80
с.