Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Карпеченко Александр Петрович, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ. образовательных 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические общеобразовательных рекомендации общеразвивающих «Разработка программ в дополнительных образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Начальное моделирование – первая ступень в подготовке детей к деятельности в области технического моделирования, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование» имеет техническую направленность и призвана решать задачу развития логического, алгоритмического и творческого мышления, а также способствовать формированию у учащихся потребности в получении дополнительных знаний в области технического конструирования. По функциональному предназначению программа относится к общекультурной, имеет базовый уровень. Новизна программы состоит в том, что содержание дополнено использованием современных техник, таких как киригами и пейп-арт. Актуальность программы обусловлена тем, что, имея общую техническую направленность, программа является комплексной и представляет собой интегрированный курс, включающий знания по таким предметам как черчение, окружающий мир, математика, технология. Это соответствует требованиям, которые предъявляются к современным учащимся: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения. Педагогическая использованием особенно целесообразность современных значимы педагогических системно-деятельностный, программы подходов, объясняется среди мотивационный, которых личностно ориентированный. Начальное моделирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания учащихся об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. Программа предусматривает изготовление моделей из бумаги и картона. Бумажное моделирование – самый доступный вид технического творчества, когда при минимальном вкладе можно получить максимальный результат. В программу включены разделы «Моделирование из наборов готовых деталей», «Конструирование и моделирование плоских объектов», «Конструирование и моделирование объёмных объектов и конструкций», «Изготовление игрушек и сувениров из бумаги и картона». Базовым основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных прикладная особенностей направленность, детей, занимательность, обеспечение практическая межпредметных и связей, последовательность в усложнении учебного материала. Занятие моделированием начинается с изготовления моделей по готовым выкройкам или из наборов готовых деталей. Это даёт возможность постепенно познакомиться с наиболее распространёнными и отработанными приёмами и решениями моделирования, освоить их и на основе этого, при наличии желания и способностей, пробовать создавать разновидности уже известных моделей, а затем и полностью собственные проекты. Контурная (плоская) модель представляет собой вид моделируемого объекта сбоку, снабжённый подставкой для придания модели устойчивости. Это технологически самая простая разновидность моделей. Объемные макеты и модели являются более совершенными образами технических объектов. Их изготовление — это следующая по сложности стадия в работе по начальному моделированию. Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 7-10 лет. Для начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 7-8 лет, 8-10, 15 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе В возрасте от 7-10 лет активно идёт процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Подростки могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какуюлибо работу вполне самостоятельно. Режим занятий - продолжительность одного академического часа –для 710 лет - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. При реализации программы используются следующие формы работы: практические занятия, выставки, конкурсы, игры, экскурсии. Выбор методов зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. Программа предусматривает включение детей во все основные виды деятельности: трудовую, познавательную и игровую. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребенка. Игры, конкурсы, выставки неразрывно связаны с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки учащихся к конструкторско – технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью учащихся является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Цель: Цель программы – развитие у учащихся первоначальных конструкторских умений, творческих способностей, мыслительных навыков в процессе освоения курса начального моделирования. Задачи Обучающие: Познакомить с техникой безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, проволокой, клеем. Познакомить с видами подвижных и неподвижных соединений в бумажном моделировании. Способствовать формированию умений и навыков конструирования из бумаги. Развивающие: Пробудить у детей интерес к техническому творчеству. Развивать у детей способности следовать устным инструкциям при изготовлении модели. Развивать мелкую моторику. Способствовать включению учащихся в активную творческую деятельность. Воспитательные: Приучать детей к аккуратному изготовлению модели или поделки. Воспитывать уважение к труду, эстетический вкус. Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Раздел, тема Количество часов Всего Теория Практика 1. Основы моделирования и конструирования 1.1. Вводное занятие 2 1 1 1.2. Материалы и инструменты 2 1 1 1.3. Знакомство с технической деятельностью человека 2 2 - 1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений 4 2 2 2. Первые модели 2.1. Техника «Оригами» (Аппликация) - технология сгибания и складывания бумаги; -Технология работы с нитками -Технология работы с древесиной -Технология работы с пенопластом, металлом 2 6 6 1 2 2 1 4 4 6 4 12 2 2 6 4 2 6 12 4 6 2 6 2 18 2 16 8 20 6 20 2 2 2 2 6 18 4 18 4 2 2 12 8 14 2 2 2 10 6 12 2.2. 2.3. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей - технология работы с бумагой по шаблонам; - технология сборки плоских деталей; - выполнение моделей наземного транспорта Автомобиль, паровоз, танк. - выполнение моделей воздушного транспорта ракета, самолет, воздушный шар, -выполнение моделей водного транспорта парусник Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; грузовик катюша. – Ракета. – Гоночный автомобиль для катапульты. – Парашют. – Ланшафт с домиком .4. Работа с наборами готовых деталей. (конструктор) - Ознакомление с деталями набора; - Сборка макетов и моделей по образцу; - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме; Работа на семуляторе. –Изготовление гоночного глиссера на коньках, колесах. 3. 4. Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. –Управление радиоуправляемым глиссером. Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год ИТОГО: 8 10 2 2 6 8 2 2 - 204 Содержание деятельности первого года обучения 1. Основы моделирования и конструирования 1.1. Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками. 1.2. Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.) 1.3. Знакомство с технической деятельностью человека. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека. 1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Практическая работа. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта. 2. Первые модели 2.1. Техника «Оригами» (Аппликация) Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования. 2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Практическая работа. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели. 2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм; б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток . Практическая работа. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями. 2.4. Работа с наборами готовых деталей. - Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. - Сборка макетов и моделей по образцу. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме. - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу. 3.Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. Банк проектов: - модель «Аппликация, Автомобиль (катюша), Паровоз, Танк.»; - модель «Аппликация. Ракета, Самолет, Парусник, Воздушный шар»; - модель «Из объёмных деталей»; - модель «Гоночный автомобиль для катапульты»; - модель «Парашют»; - модель «Ландшафт с домиком»; - модель «Глиссер на коньках, колесах»; - модель «Управление RC моделью. Соревнования» 4.Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год. Планируемые результаты Предметные: познакомились с техникой безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, проволокой, клеем. познакомились с видами подвижных и неподвижных соединений в бумажном моделировании. сформированы умения и навыки конструирования из бумаги. Метопредметные: сформирован интерес к техническому творчеству. развита у детей способность следовать устным инструкциям при изготовлении модели. развита мелкая моторика. сформирована внимательность и включение в активную творческую деятельность. Личностные: Дети приучены к аккуратному изготовлению модели или поделки. воспитанно уважение к труду, эстетический вкус. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Оборудование - столы - стулья - доска настенная - шкафы - верстак слесарный - верстак столярный - стеллаж для хранения заготовок - компьютер, электронный «симулятор» - станок (наждак) - станок сверлильный (электродрель) - универсальный малый деревообрабатывающий станок - компрессор малой мощности - зарядное устройство для элементов питания 2 шт. Инструменты - карандаш простой 15 шт. - линейка инструментальная 300 мм 15 шт. - линейка инструментальная 1 ООО мм 1шт. - ножницы для бумаги 15 шт. - ножницы портновские малые 3 шт. - ножницы портновские кромочные 1 шт. - нож-резак 15 шт. - лобзик с пилками 15 шт. - рубанок «детский» 5 шт. - рубанок 5 шт. - пассатижи средние 5 шт. - круглогубцы средние 5 шт. - набор напильников слесарных 15 шт. - ножовка по металлу 5 шт. - ножовочные полотна по металлу 20 шт. - ножовка по дереву 5 шт. - набор надфилей 15 шт. - набор свёрл 0,5-10мм. 3шт. - штангенциркуль с глубиномером 3 шт. - дрель ручная механическая 2 шт. - угольник инструментальный 3 шт. - угломер 1 шт. - аэрограф 1 шт. - электропаяльник 25 и ЮОвт. 2 шт. - тисы слесарные №12 51 шт. - - тисы настольные 3 шт. Материалы - клей «Момент-столярный» 3 кг - клей «Титан» или «Мастер» 3 кг - клей ПВА 1 кг - лак 0,5 кг - краска разных цветов 5 кг - резина авиамодельная 3 кг - плёнка лавсановая 30 м - бумага наждачная разной зернистости 4 м2 - проволока ОВС 0,5-3,0 мм. 5м - рейки деревянные разного сечения 250 шт. - фанера авиационная 0,5-3,0 мм. 2 м2 - олово, припои, канифоль 3 шт. - клей эпоксидный * 1 кг - стеклоткань 0,06 мм. - бумага чертёжная А4 180 гр. 1м 3 шт. Кадровое обеспечение 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Мониторинг образовательной деятельности В течение года осуществляется начальный, промежуточный и итоговый контроль специальных знаний, умений и навыков учащихся. Промежуточный контроль проводится после каждой темы. Он выявляет, какие навыки в практической работе появились у учащегося. Проверка должна проходить по разработанному плану и вплетаться в учебную деятельность. Критериями оценки являются: уровень теоретических знаний; качество выполнения практической работы (умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил ТБ); культура труда; степень самостоятельности в работе. Начальный контроль Фамилия, имя Умение пользоваться ножницами Правильно Умение заготавливать поделить квадрат фигуру пополам, нахождение центра Умение Аккуратность пользоваться материалом 1. Текущий контроль Ф.И. Умение пользоваться шаблонами и трафаретами Умение соединять детали Знание простейших геометрических фигур Начальные графические навыки Соблюдение правил ТБ 1. Итоговый контроль Ф.И. Умение Умение Умение Умение Аккуратность Соблюдение правил соединять создавать следовать пользоват ь- выполнения детали простейшие устным работы ся ТБ подвижно объёмные и инструкци инструконтурные ям при и неподментами и модели изготовлен вижно материалами ии модели 1 Формы реализации методов Объяснительно-иллюстративный метод предполагает изложение материала с применением картинок, схем, фотографий, зарисовок, ссылок на сайты по теме занятия. Демонстрационный метод реализуется в форме показа наглядных пособий. Задание – это метод самостоятельной практической работы. Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических карт, объяснения алгоритмов и правил работы, с материалами и оборудованием, объяснение правил ТБ и ОТ. Практический метод – реализуется в форме конструирования и моделирования самолёта. Творческий метод – в программе используются элементы творческого метода, реализуется в выполнении учащимся оформления готовой работы. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов Формы отслеживания - ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное занятие, чем 50% объема знаний, итоговое предусмотренных балла программой; занятие, -употребление 3 балла собеседование, тестирование, специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее 1 балл чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает 2 серьезные затруднения при работес балла оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. Выполнение практического задания, участие в выставке работ, участиев конкурсах, фестивалях 3 балла - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. - Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается поформуле: Т+П, - Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. - В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: - 5-6 баллов – высокий уровень, 3-4 – средний уровень, - 0-2 – низкий уровень. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические общеобразовательных рекомендации общеразвивающих «Разработка программ дополнительных в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Литература для педагога 1. Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 2013 2. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 2003 3. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.: «Просвещение», 2001 4. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 2009 5. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 2006 6. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 2001 7. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 2012 8. Майорова И.Г.; Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, 2006 – 96 с. 9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 2000. 10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 11. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 200316.Методист. Научно - методический журнал. № № 1,2,3,4,5 2008. 12. Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). № № 1,2,З 2008. 13. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с. 14. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с. 15. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с. 16. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-80 с. 17. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с. Литература для родителей и обучающихся 1. Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 2003. 2. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг. 3. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995. 4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988. 5. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3 6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с. 7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с. 8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.