ДООП Вокальная студия Солнечные лучики

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 3

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 51/о
от «01» сентября 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия «Солнечные лучики»
Возраст обучающихся: 5-14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Зырянова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№

09-3242.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г.
№ ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
В связи с увлечением большого количества людей современной джаз,
поп, рок музыкой во внешкольной работе, помимо академического и
народного пения, встала необходимость введения занятий эстрадного пения

как индивидуального, так и в ансамбле (трио, квинтет, квартет и.т.д.). Таким
образом актуальность данной образовательной программы определяется
запросом со стороны детей и их родителей.
Тип программы – составительская.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
дети, занимающиеся эстрадным пением, благодаря взаимосвязи выстроенной
системы процессов обучения, развития и воспитания, получают возможность
интересно организовать свой досуг, творчески выразить себя в коллективе,
получить

дополнительные

углубленные

знания

в

области

музыки,

продолжать развивать интерес к музыке, желание слушать, вызывать
элементарную

отзывчивость.

Обогащать

музыкальные

впечатления,

способствовать, дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Отличительные особенности программы, новизназаключается в
том, что в процессе музыкальных занятий происходит интегрированное
обучение основам вокала.

Это и

сценическое движение, и актерское

мастерство с использованием дыхательных, ритмических и вокальных
упражнений, направленных не только на овладение содержания программы,
но и оказывающих положительное влияние на здоровье обучающихся.
Каждая группа именуется, как вокальный ансамбль и имеет своё название.
Адресат

общеразвивающей

программы:обучающиеся5

-

14лет,желающие заниматься вокальными занятиями. Для начала занятий в
объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы
комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет, 8-12 лет,
13-14 лет.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся

в возрасте

5-7 лет

располагают значительными

резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из
главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные
характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память,
воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям

психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню
активности,

повышенной

работоспособности,

быстрой

утомляемости,

предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов
импровизации, созданием ситуации игры.
В возрасте от 8-11 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки

и

юноши

уже

могут

мыслить

логически,

заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и
самосознания детей, представляющий собой существенное расширение
сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем
мире.
Подростки 12-14 лет могут длительное могут длительное время
удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его
между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп
работы.
Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить
какую-либо работу вполне самостоятельно.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа –
для дошкольников, 5-6 лет, 30 минут, для 7-17 лет - 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Кол-во занятий

Всего часов

Всего часов

в неделю

в неделю

в год

1 год обучения

6

6

204

2 год обучения

6

6

216

3 год обучения

6

6

216

Срок освоения общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Уровень: стартовый, базовый и продвинутый.

Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий:практическое

занятие, беседа, открытое

занятие, мастер-класс, экскурсия, концертные выступления.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, открытые занятия, творческий отчёт, тематические
концерты, отчётные и итоговые концерты, конкурсы и фестивали различного
уровня (районный, городской, областной, региональный, всероссийский,
международный).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель общеразвивающей программы: развитие и совершенствование
творческих способностей, музыкальной культуры и общего кругозора
обучающихся средствами вокального искусства.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
- развивать и формировать вокальные и сценические навыки;
-

обучать

приёмам

самостоятельной

и

коллективной

работы,

самоконтроля;
- формировать стереотип координации деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- развивать потребности в самопознании и саморазвитии, стремлению к
- самосовершенствованию;
- формировать волю,

дисциплинированность,

взаимодействие

с

партнёрами.
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к вокальному искусству и
сценической деятельности в целом;
- воспитывать музыкально-эстетический вкус обучающихся;
- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

- воспитывать чувство коллективизма.
Данные задачи будут реализовываться в процессе:
- теоретических занятий с использованием наглядности (мультимедиа
презентации, использование аудио и видео материалов по темам учебной
программы);
- практических занятий (вокальные упражнения, исполнение вокальных
произведений, актерские этюды, сценическое движение и т. д.);
- сценических выступлений (участие в конкурсах, фестивалях,
концертах).

Учебный план первого года обучения
№
п/п
1

Наименование темы
Работа над ритмом и
темпом
Работа с зеркалом
Освоение практики
вдоха и выдоха
Работа над дикцией
Гимнастика для губ и
языка
Музыкально –
образовательные
беседы

Формы аттестации
контроля

Количество часов
Всего

Теория

Практика

12

4

8

Прослушивание

12

4

8

Показ упражнений

12

4

8

Показ упражнений

12

4

8

Показ упражнений

12

4

8

Показ упражнений

6

3

3

Показ упражнений

Этюды- игры на
развитие музыкальных
способностей

12

4

8

Игровая форма
оценки

8

Песенное творчество

17

7

10

Прослушивание

9

Танцевальные
движения:
Подготовительные
упражнения.
Движение и элементы
танца.

15

5

10

Открытый урок

Работа с фонограммой

24

4

20

Прослушивание

Итоговое занятие

2

1

1

Отчетный концерт

2
3
4
5
6

7

10
11

Итого

136

44

92

Содержание учебного плана первого года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит
разделы и упражнения из блоков, которые будут перечислены ниже.
Работа

над

ритмом

и

темпом:

Обучение

в

поочередной

последовательности, хлопая в ладоши, по слогам, выдерживая темп, говорить
свое имя: - СА (хлопок) - ША (хлопок)
Работа с зеркалом: Обучение, глядя в зеркало, правильно произносить
гласные звуки (О, У, И), в разных ритмических рисунках.
Освоение практики вдоха и выдоха: Обучение правильному дыханию:
через нос вдыхаем запах воображаемого цветка (следим, чтобы воздух попал
в диафрагму), выдох через рот ( дуем на зеркало, чтобы оно запотело).
Работа над дикцией: Разучивание скороговорок, четкое произношение
звуков в определенно заданном темпе ( «От топота копыт…», «Шла Саша по
шоссе»). Со временем темп ускоряется.
Гимнастика для губ и языка: Обучение тому, как разогревать
артикуляционный аппарат:
-покусать кончик языка;
пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на
коренных зубах;
-пощелкать языком, меняя конфигурацию рта;
- «протыкать» языком верхнюю и нижнюю губу и щеки.
Музыкально-образовательные беседы:
Слушание музыки, беседы:
- охрана голоса и основные правила гигиены;
- строение голосового аппарата;
- основные заболевания голосового аппарата;
- способы предупреждения и профилактики заболеваний.
Этюды и игры на развитие музыкальных способностей:
Научить передавать в упражнениях элементарное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т. д.

Работа над этюдами, игровые упражнения «Кошка и воробей»,
«Печатная машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и др.
Танцевальные движения.
Подготовительные движения; занятия включают в себя комплекс поз,
обеспечивающих наилучшее условиея для растягивания определенных групп
мышц через игру.
Упражнения с исходными положениями рук, ног, корпуса:
(« Воздушный шар», « Цапля», « Утюжок», « Велосипед»).
Построение и перестроение. Понятия: линии, колонки, круг, интервал
,равнение, перестроение.

Полный поворот, половиаповорта, игра «Свой

домик».
Различные виды шагов. Виды бега, прыжков, марш , подскоки.
Песенное

творчество: в течение

первого года

обучения

дети

разучивают песни, к концу года формируется следующий репертуар:
- Г.Струве, В.Семерин «Про козлика»;
- Г.Струве, Н.Соловьева «Так уж получилось»;
- Н.Флярковский, И.Черницкий «Что такое Родина?»;
- Ю.Тюрнянский, В. Приходько «Веселые мышки»;
- А.Филлипенко, С.Волгина «Про лягушек и комара».
Работа с фонограммой: Знакомство с понятием «фонограмма»,
способность различать «живое» сопровождение песни от фонограммы,
«чистое» и слаженное исполнение репертуара под фонограмму, работа с
микрофоном.
Итоговое занятие: Обобщение всего материала. Повтор упражнений
пройденных тем, выученных произведений, концертных номеров.
Таким

образом,

структура

занятий

следующие этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание- от 10-15 мин.

вокалом

предусматривает

-изучение нового песенного материала - от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10 -15 мин.

Учебный план второго года обучения
№
п/п

Формы аттестации
контроля

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теория

Практика

Постановка голоса
Освоение практических
навыков вдоха и выдоха
Работа над дыханием
(диафрагма)

35

5

10

25

4

5

24

6

5

4

Мягкое небо

13

2

5

5

Резонаторные ощущения

12

2

5

6

Корень языка

15

4

10

7

25

4

21

Игровая форма
оценки

8

Знакомство с
музыкальными
терминами
Песенное творчество

32

3

20

Конкурсы

9

Работа с фонограммами

18

8

10

Прослушивание

10
10.1

15

5

8

Открытый урок

10.2

Танцевальные движения.
Подготовительные
упражнения.
Постановочная работа.

10

Итоговое занятие

2

1

1

Отчетный
концерт

1
2
3

ИТОГО:

144

44

Прослушивание
Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
оценки
Показ упражнений
обучающимися
Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
оценки

100

Содержание учебного плана второго года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и
отработку упражнений из перечисленных ниже блоков.
Постановка голоса: Теория образования звука и работа вокального
аппарата. Образование звука.
Освоение практических навыков вдоха и выдоха:
Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики:
-длинный вдох - длинный выдох;
-короткий вдох – короткий выдох;
-короткий вдох – длинный выдох;
Вдохи в грудь: выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь.
Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Выполнение в эмоциональном
состоянии (удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата
добавляется раскрытие рук, медлен6ное поднятие глаз. упражнение выполняется
стоя, сидя, приседая.
Мягкое нёбо: Проверка работы мышц мягкого нёба. Выполнение
упражнений:
- «Зевок»,
- «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние),
- «Шприц»,
- вдох на звук;
- вдох и выдох на одном звуке;
- вдох на 1-5 звуков;
- «Греческие крики» (вдохи на шёпоте), выполняется на гласных А,О, Э.
Резонаторные ощущения: Понятие «резонатор». Освоение и развитие
головного и грудного резонаторов. Выполнение упражнений для развития
резонаторных ощущений:
-«мычание» -делается при вращении сомкнутых губ в одну сторону на звук
М, в другую на звук Н;
-три позиции В, делается на вдохе:
а) губы в обычном состоянии;

б) верхняя губа над нижней;
в) нижняя губа над верхней;
Делается на активной подаче воздуха на выдохе. Упражнение используется
для активизации работы мышц низа живота и спины.
Корень языка: Обучение раскрепощению мышцы корня языка , гортани.
Выполнить упражнения для корня языка:
-«Собачка спит»- внутренний монолог. Высунуть язык и погладить его
ложкой, как бы успокаивая его;
-«Пассажир в автобусе»-поболтать языком на звуках А, Э, Ы, добиваясь
свободы движения;
-«Лягушка» -язык выпрыгивает и запрыгивает, загибаясь вверх. Темп
меняется от медленного к быстрому.
Знакомство

с

музыкальными

терминами:

Обучение

понятиям

и

применению музыкальных терминов в вокальных произведениях.
Песенное творчество:
- М Г. Зуева «Мечта»
- Н.Е. Луконина «Разноцветная планета»
- Б.Савельева-Жигалкина «Большой хоровод»
- Н.Е.Луконина «Снежинка»
Работа с микрофоном и фонограммой: обучение тому, как правильно
держать микрофон. Правильная подача звука в микрофон. Уметь слушать
фонограмму, свободно двигаться по сцене с микрофоном.
Танцевальные движения.
Подготовительные упражнения;
Основные исходные положения. Позиции рук. Положения рук в паре,
позиции ног: 1,2,3,6 позиции. Упражнения для рук(1,2,3позиции) « Кукла», «
Буратино» «У оленя дом большой».
Упражнения на сочетание движений «У меня есть друзья». Координация.
Постановочная работа.
Музыкальный анализ. Разбор сюжета номера Сценический образ.
Практическая часть: Разучивание движений, комбинаций. Рисунок танца.

Итоговые занятия: Обобщение всего материала. Выполнение упражнений
пройденных тем.
Таким образом, структура занятий вокалом предусматривает следующие
этапы:
-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание - от 10-15 мин.
-изучение нового песенного материала - от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10-15 мин.

Учебный план третьего года обучения
№
п/п

Формы атестации
контроля

Количество часов

Наименование темы
Всего

Теория

Практика

5

30

1

Постановка голоса

35

2

Упражнения на дыхание

25

4

21

24

6

18

23

2

21

12

2

10

3
4
5

Закрепление навыка
пения на дыхании
Развитие грудного
резонатора
Развитие головного
резонатора

6

Декламация на дыхании

15

4

11

7

Песенное творчество

38

7

31

8

Работа с фонограммой

22

4

18

20

8

12

2
216

1
43

1
173

9
10

Танцевальные движения:
Подготовительные
упражнения.
Постановочная работа.
Итоговое занятие
Итого:

Прослушивание
Показ упражнения
перед
обучающимися
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Игровая форма
оценки
Конкурсы
Прослушивание с
микрофоном
Открытый урок

Отчетный концерт

Содержание учебного плана третьего года обучения
Каждое проводимое занятие является комплексным и содержит разделы и
упражнения из перечисленных ниже блоков.
Постановка голоса:

Образование звука и работа голосового аппарата.

Пропевание на одном звуке гласных И – У – О – А, постепенно поднимаясь по
полутонам вверх. Пропевание скороговорок на одном звуке. Канон.
Упражнения на дыхание: Повторение дыхательных упражнений второго
года обучения. Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной
гимнастики.

Повтор

темы

«Вдохи

в

грудь».

Обучение

дыхательным

упражнениям «Порции» - выполнение:
- короткий вдох – два коротких одинаковых выдоха;
- короткий вдох – четыре коротких одинаковых выдоха.
Эти упражнения выполняются с целью тренировки активного вдоха и
выдоха.
Закрепление навыка пения на дыхании:
- упражнение «Озвученные вдохи с приемом «в себя», (на 1-6 нотах);
- упражнение «Голубь», (соединить грудное звучание с движениями низа
живота);
-

упражнение

«Лошадка»

для

развития

губного

резонатора

артикуляционного аппарата.
Обучение тому как делать атаку звука при помощи движения живота:
- без звука;
- на звуке:
- со скачками.
Развитие грудного резонатора:
- Упражнения на звуки: О, У, Ю;
- Упражнения на созвучие РО – О – ОХ (выполняется как - бы со стоном,
живот втягивается и опускается, язык за нижними зубами.) Опора на спину.
Развитие головного резонатора:
- упражнение «Смех» для расслабления гортани и зажатие подбородка
поется с поднятой головой постепенно спускаясь от верхней ноты;

- распевание «Я иду» для расслабления гортани, поется терциями вниз от
верхней ноты;
- упражнение «Ди-ди-дон», поется с поднятой головой, постепенно
поднимаясь на секунду вверх, спускаясь на терцию вниз.
Декламация на дыхании:
Освоение декламации на основе изучения произведений поэтов-классиков
(басни стихи). Читать стихи, контролируя дыхание, по актерски передавая
содержание произведения.
Песенное творчество:
- Б.Савельева-Жигалкина, А.Хайт «Большой хоровод»;
- Луконина, Чадова «Новогодняя песенка»;
- «Караваны птиц»;
- «Песня про маму»;
- « Песня о Победе»».
Работа с фонограммой: Умение слушать фонограмму. Правильная подача
звука при пении в микрофон под фонограмму. Чистое интонирование
произведение при пении под фонограмму.
Танцевальные движения.
Подготовительные упражнения по кругу: марш (с вытянутым коленом,
passé на полупальцах),
Подскоки, шаг польки, пошассе с правой и левой ноги. Прыжки поджатые,
с вытянутым коленом по диагонале. Упражнения на середине: дроби,
ковырялочка, (pordebra).
Постановочная работа: музыкальный анализ, разбор сюжетного номера,
сценический образ( разучивание движений, комбинаций, рисунок танца,
соединение в целое, работа над выразительностью.)
Итоговые занятия: Обобщении всего материала, выполнение упражнений
пройденных тем. Выразительность исполнения (дикция, диапазон, чистота
исполнения).
Таким образом, структура занятий вокалом предусматривает следующие
этапы:

-дыхательная гимнастика-10 -15 мин.
-артикуляционная гимнастика-10-15 мин
- распевание - от 10-15 мин.
-изучение нового песенного материала- от 10-20 мин.
-повтор пройденного материала - от 10-15 мин.
-танцевальные движения – от 10 -15 мин.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- развит интерес к предмету;
- развита потребность в самопознании и саморазвитии, стремлению к самосовершенствованию;
- сформирована воля, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами.
Личностные результаты:
- воспитаны ценностные отношения к вокальному искусству и сценической
деятельности в целом;
- воспитан музыкально-эстетический вкус обучающихся;
- воспитан интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитывать чувство коллективизма.
Предметные результаты:
- развиты и сформированы вокальные и сценические навыки;
- обучены приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- сформирован стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными

свойствами

певческого

голоса.

Комплекс организационно-педагогических условий.
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение для занятий:
- просторный, хорошо проветриваемый класс;
- актовый зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими
местами,

а

также

звуковоспроизводящим

оснащенный
оборудованием

специальным
–

для

освещением

проведения

и

концертов,

репетиций, общестудийных мероприятий и занятий;
- служебные помещения (гардероб, санитарная комната).
2. Технические средства обучения:
- компьютер /ноутбук;
- звукоусиливающая аппаратура: усилитель (1 шт.), микшер (2 шт.),
микрофоны (12 шт.), колонки (2 шт.).
3. Инструменты и материалы:
- фортепиано электронное - 1 шт.;
- синтезатор (1 шт.);
- стулья для обучающихся (15 шт.);
- реквизиты (бубны, трещетки, маракасы и т.д.);
- доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- стул педагогический – 1 шт.;
- стол педагогический – 1 шт.;
- шкаф книжный – 3 шт.;
- костюмы для концертных выступлений.
Кадровое обеспечение:
1. Количество педагогов, ведущих занятие: 2.
2. Требования к компетенции педагога:
-

педагогическое

образование:

курсовая

переподготовка,

дополнительного образования высшей квалификационной категории;
- профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы;
- владение знаниями по основам психологии детей и подростков;

педагог

- владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и
мотивированные дети, дети с ОВЗ);
- владение знаниями по ТБ и ПБ.
Методические материалы:

№
п/п

1.

1.1.
1.2.

Название раздела,
темы
Знакомство.
Установка на
сотрудничество
Проверка
музыкальных
данных
Беседа о музыке
Музыкальные игры

1.3.

Певческая установка

2.

3.
3.1.
3.2.

3.3.

Дыхание
Певческое дыхание
Упражнения на
выработку
певческого дыхания
Упражнения на
развитие дикции и
артикуляции

Материально
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Фортепиано, ПК,
комплект
дидактических
карточек, таблицы,
ребусы, нотная
тетрадь, нотные
издания с
вокальными
произведениями,
СD, MP3, игрушки,
народные
инструменты
(ложки, трещётки)
Фортепиано, ПК,
нотная тетрадь,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
СD, MP3.
Фонограммы
«минус»
музыкальных
композиций
различных
стилевых
направлений,
микрофоны.
Фортепиано, ПК,
нотная тетрадь,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
СD, MP3.
Фонограммы
«минус»
музыкальных
композиций
различных
стилевых

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Формы учебного
занятия

Коллективная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа, игра.
Наглядный,
словесный,
практический,
репродуктивный.

Беседа, рассказ,
познавательная
игра, занятиеигра.

Коллективная,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа.

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

4.
4.1.
4.2.
4.3.

Звукообразование
Атака звука
Регистры
Резонаторы
Диапазон и тембр
певческого голоса

4.4.

5.
5.1.
5.2.
5.3.

Работа над звуком
Способы
звуковедения
Интонация
Унисон
Пение без
сопровождения

направлений,
микрофоны
СD, MP3,
фонограммы
«минус»
музыкальных
композиций
различных
стилевых
направлений,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
детские
музыкальные
инструменты.
Фортепиано,
Комплект
дидактических
карточек, плакаты,
МР3, СD,
фонограммы«мину
с» музыкальных
композиций.

5.4.

6.
6.1.
6.2.

Голосовой аппарат
Охрана голоса
Певческая
артикуляция
Гимнастика для губ
и языка

Наглядные
пособия,
цветные
иллюстрации,
фотографии.
Комплект
дидактических
карточек, плакаты,
видео-фильм о
строении
голосового
аппарата.

Средства
музыкальной
выразительности
Темпы и нюансы

Фортепиано,
Комплект
дидактических
карточек, плакаты,
фортепиано, ПК,
нотная тетрадь,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
фонограммы

6.3.

7.

7.1.

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
творческий.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
творческий.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
творческий.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

8.

Музыкальные
формы
Стиль, жанр.

8.1.

Музыкальные
термины

музыкальных
композиций.
Фортепиано, ПК,
нотная тетрадь,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
фонограммы
музыкальных
композиций,
комплект
дидактических
карточек.
Комплект
дидактических
карточек, плакаты.

9.

Музыкально –
образовательные
беседы

Видео-фильмы,
фонограммы, фото,
ПК.

Работа над текстом
Выразительность
текста
Работа над смыслом
песни

Фортепиано, ПК,
нотная тетрадь,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
фонограммы
музыкальных
композиций.

Работа над
произведением

Фортепиано,
СD, MP3,
музыкальный
центр, фонограммы
«минус»
музыкальных
композиций
различных

10.

11.
11.1.

11.2.

12.

Фронтальная,
групповая.
Беседа,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Фронтальная,
групповая.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.
Коллективная,
Фронтальная,
групповая.
Беседа,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.
Коллективная,
Фронтальная,
групповая.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
творческий.
Коллективная,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое
занятие,
словесный,

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.
Беседа, рассказ,
познавательная
игра.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Работа с
микрофоном

стилевых
направлений, нотн
ые издания с
вокальными
произведениями,
микрофоны, ПК.
Микрофоны,
синтезатор, ПК.

13.

Ансамблевый строй

14.

Нотная грамота

15.

Игровые занятия

16.

Фортепиано,
СD, MP3,
музыкальный
центр, фонограммы
«минус»
музыкальных
композиций
различных
стилевых
направлений, нотн
ые издания с
вокальными
произведениями,
микрофоны, ПК.
Комплект
дидактических
карточек, плакаты,
учебная доска,
нотная тетрадь.

ПК, фонограммы,
игрушки, народные
инструменты
(ложки, трещётки)

наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.

Коллективная,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.
Коллективная,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
творческий.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический.

Беседа, рассказ,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Типовые занятия
(объяснения и
практические
работы)

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.
Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.

Постановочная
работа танцевальных
движений в
произведениях

СD, MP3,
музыкальный
центр, фонограммы
«минус»
музыкальных
композиций
различных
стилевых
направлений,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
микрофоны.

Концертная
деятельность

ПК, фортепиано,
микрофоны,
фонограммы.

Конкурсная
деятельность

ПК, фортепиано,
микрофоны,
фонограммы.

17.

18.

19.

Коллективная,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Обобщающее
занятие,
практическое и
теоретическое
занятие,
словесный,
практический,
организационный
творческий,
проблемный.
Коллективная,
Групповая,
индивидуальная.
Наблюдение, опрос,
беседа, фиксация
результатов
творческих
выступлений на
концертах и
конкурсах.
Коллективная,
Групповая,
индивидуальная.
Наблюдение, опрос,
беседа, фиксация
результатов
творческих
выступлений на
концертах и
конкурсах.

Беседа, рассказ,
занятие-игра,
практическая
работа,
самостоятельная
работа,
познавательная
игра.
Творческие
проекты.

Творческие
проекты.
Тематический,
итоговый и
отчётный
концерты.

Творческие
проекты.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективностьобразовательнойпрограммыпрослеживаетсяпокачествув
ыполняемыхработ,участиюввыставкахразличногоуровняиитогаматтестации.Поит
огамобученияпроводитсяаттестация.
Аттестацияобучающихсяпроводитсявсоответствиис«Положениемоформах,перио
дичности,порядкетекущегоконтроляуспеваемостиипромежуточнойаттестацииобу
чающихся» и«Положениемо порядке и формах проведения итоговойаттестации
обучающихся».

Проверкатеоретическихзнанийпроводитсявформетестирования,практическ
их навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.Результаты
тестированияоформляютсяпротоколом.
Сначалапроводитсядиагностиказнанийиуменийобучающихсядляопределен
ияисходногоуровняобученностивформепрактическойработыиустногоопроса.Впр
оцессевсегообученияпопрограмме

ведется

текущий

контроль

в

форме

практической работы, опросе,самооценивании, проведение выставок работ,
конкурсов на лучшую работу, вигровой форме.
Анкетирование

родителей

в

течении

учебного

года,

текущий

контрольпозволяют корректировать учебный процесс для достижения более
высокихрезультатов.
Формойпредъявленияидемонстрацииобразовательныхрезультатовявляются
:выставкиработ,участиевконкурсахразличногоуровня,проведениеоткрытогозанят
ия.

ОЦЕНОЧНЫЕМАТЕРИАЛЫ
Пакет

диагностических

методик,

позволяющих

определить

достиженияобучающимисяпланируемыхрезультатов
Оцениваемыепар
аметры

Критерии

1.
Теоретическиезна
ния в
рамкахпрограммы
дополнительногоо
бразованиядетей

Соответствиетеорет
ическихзнаний
ребенкапрограммны
мтребованиям,осмы
сленность
иправильностьиспол
ьзованияспециально
йтерминологии

Степеньвыраженностик Кол.бал Формыотслежи
ритерия
лов
вания
- ребенок овладел
1балл
менеечем 50% объема
знаний,предусмотренных 2балла
программой;
3балла
употреблениеспециальны
х
терминов,какправило,изб
егает.
- объемусвоенныхзнаний
составляет более50%;
ребенок
сочетаетспециальнуютер
минологию сбытовой.
-ребенок
освоилпрактическивесьо
бъемзнаний,предусмотре
нныхпрограммой;
-специальные
терминыупотребляет
осознанноивполномсоотв
етствии с
ихсодержанием.

контрольное
занятие,итоговое
занятие,собеседо
вание,тестирован
ие,

2.Практическиеум
енияврамкахпрогр
аммыдополнитель
ногообразования

Соответствиепракти 1 балл
ческихумений и
ребеноковладелменеечем
навыковпрограммны 50%предусмотренныхуме 2
мтребованиям,владе нийинавыков;испытывает балла
ниеспециальнымобо серьезныезатруднения
рудованием,оснащен при работес
3 балла
ием
оборудованием.
объемусвоенныхуменийи
навыковсоставляетболее5
0%;соборудованием
ребенокработаетс
помощьюпедагога.
- ребенок
овладелпрактическивсеми
умениямиинавыками,пред
усмотреннымипрограммо
й, самостоятельно,
неиспытываязатруднений,
работаетсоборудованием.

Выполнениепрак
тическогозадани
я,участие
ввыставкеработ,
участиев
конкурсах,фести
валях

Оценкарезультатовподготовкиотдельногообучающегосяскладываетсяпофо
рмуле: Т+П,
ГдеТ–количествобалловпотеоретическойподготовке;Пколичествобалловпопрактическойподготовке.
Всоответствиисоценкойрезультатовподготовкиопределяетсяуровеньподгот
овки обучающегосяпо программе:
5-6баллов–высокийуровень,3-4 –средний уровень,
0-2–низкийуровень.
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических

контрольных

заданий

по

следующим

критериям:

звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр
голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация,
ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность,

музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности
обучения:
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале
учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение
голосового диапазона, оценивание умений, знаний.
Также на первом году обучения проводится тематический контроль,
целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.
В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде
отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».

11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации
общеразвивающих

«Разработка
программ

дополнительных
в

образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Список литературы для педагога:
1. В.В. Алеев Музыка. 1-4 классы. 5-8 классы. Программы для
общеобразовательных учреждений. 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа. 2009. — 90
с. http://pdf-knigi.com/1218/101957/Muzyka._1-4_klassy._5-8_klassy..pdf
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб, заведений –– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
http://pedlib.ru/Books/6/0370/6_0370-1.shtml
3. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Издво: М.: Прогресс, 2004 г.
http://khatai.cls.az/front/files/libraries/13/books/975255568.pdf
4. Статья «Музыкальное воспитание в разных педагогических системах»
http://www.7ya.ru/article/Muzykalnoe-vospitanie-v-raznyh-pedagogicheskih-sistemah/
5. Манакова, И.П. Дети. Мир звуков. Музыка / И.П. Манакова, Н.Г. Салмина. –
Свердловск :Издательcтво Уральского университета, 1991. – 256 с.

6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду /
Ветлугина, Н.А.; Кенеман, А.В.; Изд-во: М.: Просвещение, 1983 г. http://www.ignom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou.html
7. Каплунова И. М. , Новоскольцева И. А. Я живу в России [Ноты] : Песни и
стихи о Родине, мире и дружбе : для детей ст. дошк. и мл. школьного возраста /
И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб. : Композитор, 2008. – 127 с. –
(Ладушки).
8. Бархатова И.Б. Гигиена голоса для певцов: Учебное пособие. –
СПб.:Издательство: Планета музыки, 2015 г. – 128с.
9. Монд Л. Здоровье голоса. – М.: Фортуна ЭЛ, 2011. – 224 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».