ДООП Вокальная студия Ассоль

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия «Ассоль»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Пономарев Евгений Борисович,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность, разработана с учётом
требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных образовательных

технологий при реализации образовательных программ.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»

в

рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской

области

методических

от

26.06.2019

рекомендаций

финансирования

дополнительного

г.

№

70-Д

«Правила

«Об

утверждении

персонифицированного

образования

детей

в

Свердловской

области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Актуальность общеразвивающей программы.
В настоящее время у подрастающего поколения повысился интерес к
эстрадному

пению.

Стремление

выступать

на

эстрадных

концертах,

участвовать в конкурсах и сочинять собственные песни захлестнуло

молодежь. Такое рвение со стороны начинающих певцов похвально, но
отрицательную роль здесь, как правило, играет отсутствие профессионализма
как в вокальном плане (плохая вокальная подготовка или отсутствие ее), так и
сценическом (опыт сценических выступлений), что является главным
препятствием и неотъемлемым элементом на пути становления полноценного
артиста.

Поэтому

актуальным

вопросом

современной

вокальной

педагогической практики стал вопрос обучения и воспитания эстрадного
певца. Причём в понятие воспитание здесь включается и здоровое
голосообразование, и исполнительская культура, и общее музыкальное
развитие

обучающихся.

К

сожалению,

общепринятое

понимание

так

называемой «эстрадной манеры пения» дискредитировало себя в среде
академических музыкантов. В настоящее время назрела необходимость для
профессиональных педагогов-вокалистов повернуться лицом к современным
требованиям и заполнить существующую нишу в деле образования молодых
эстрадных исполнителей. Не отвергая, не снижая ценности достижений
мировой эстрады, опытный педагог-вокалист способен привить высокий вкус,
правильно поставить голос, воспитать собственную для каждого исполнителя
манеру пения.
Отличительные

особенности

общеразвивающей

программы

заключаются в том, что происходит интегрированное обучение основам
вокала, сценического движения, актерского мастерства с использованием
дыхательных, ритмических и вокальных упражнений, направленных не только
на овладение содержания программы, но и оказывающих положительное
влияние на здоровье обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы.
Данная программа адресована для дополнительного образования детей в
возрасте от 7 до 15 лет. Этот возраст характеризуется повышенной
активностью, расширением круга интересов и побуждений, стремлением
утвердить свою самостоятельность. Количество детей в одной группе – 15
человек.
Характеристика обучающихся по программе

Обучающиеся в возрасте 7-8 лет располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных
задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики
познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение,
мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического
развития данной возрастной категории: высокому уровню активности,
повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает
частую смену деятельности с использованием элементов импровизации,
созданием ситуации игры.
В возрасте от 9-12 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки

и

юноши

уже

могут

мыслить

логически,

заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно

заметным

в

эти

годы

становится

рост

сознания

и

самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы
осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Подростки 13-15 лет могут длительное могут длительное время
удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его
между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп
работы.
Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае
удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какуюлибо работу вполне самостоятельно.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45
минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - 424 ч.:
136 ч. – первый год обучения, 144ч. – второй год обучения, 144 ч. – третий год
обучения
Срок освоения общеразвивающей программы – 3 года:
Уровневость общеразвивающей программы:

«Стартовый уровень» - занятия строятся на балансе теории и практики и
включают в себя: теоретические представления о строении и работе
голосового аппарата, вокальные и

дыхательные упражнения, подбор

репертуара (в соответствии с особенностями голоса воспитанников), актерские
и пластические этюды первого уровня на раскрепощение и снятие зажимов.
Постановка и показ сценического номера в условиях класса или на сцене.
«Базовый уровень» - занятия строятся на повторении и закреплении
учебного материала прошлого года, с постепенным введением нового
материала.

Актерские

и

пластические

этюды

второго

уровня

на

раскрепощение и снятие зажимов. Работа и показ сценического номера в
условиях класса и сцены.
Формы обучения:
1. Групповая;
2. Индивидуально – групповая
Виды занятий:
1. Теоретические занятия с использованием наглядности (мультимедиа
презентации, использование аудио и видео материалов

по темам учебной

программы);
2. Практические занятия (упражнения на развитие вокальных навыков,
песенное творчество, актерские этюды, сценическое движение и т. д.);
3. Сценические выступления (участие в конкурсах, фестивалях,
концертах).
Формы подведения результатов:
1. Открытые занятия;
2. Концерты и праздники;
3. Конкурсы и фестивали различного уровня.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: развитие и совершенствование
творческих способностей, музыкальной культуры и общего кругозора
обучающихся средствами вокального искусства.
Задачи общеразвивающей программы:

Обучающие:
- развивать и формировать вокальные и сценические навыки;
- обучать приёмам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля;
- формировать стереотип координации деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- развивать потребности в самопознании и саморазвитии, стремлению к самосовершенствованию;
- формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с
партнёрами.
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к вокальному искусству и
сценической деятельности в целом;
- воспитывать музыкально-эстетический вкус обучающихся;
- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитывать чувство коллективизма.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план первого года обучения
№

Тема занятий

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1

Знакомство с участниками
коллектива. Установка на
сотрудничество.
Диагностика музыкальных
данных детей. Охрана и
гигиена голоса.

4

2

2

2

Певческая установка

2

1

1

3

Работа над дыханием

14

4

10

4

Звукообразование. Атака
звука. Регистры. Диапазон
и тембр голоса

12

4

8

5

Артикуляция. Дикция.

8

1

7

6

Работа над звуком.
Способы звуковедения.
Интонация. Унисон.
Внутренний слух.

10

1

9

7

Работа над ритмом

6

1

5

15

2

13

10

4

6

8
9

Работа над произведением
(Песенное творчество)
Средства музыкальной
выразительности

10

Сценическое движение

8

-

8

11

Музыкальнообразовательные беседы

12

6

6

12

Концертная подготовка

35

0

35

ИТОГО:

136

26

110

Формы аттестации/
контроля
Беседа. Опрос.
Прослушивание.
Анкетирование.
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Прослушивание.
Пед.наблюдение
Опрос. Тестирование
Пед.наблюдение
Беседа. Опрос.
Тестирование
отчётный концерт,
открытые занятия,
конкурсы

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Знакомство с участниками коллектива. Установка на сотрудничество.
Диагностика музыкальных данных детей. Охрана и гигиена голоса.
Теория:
- знакомство с детьми в игровой форме;
- понятие вокальное искусство, его истоки, основные муз. направления;
- причины заболевания органов голосообразования. Нарушения голоса. Режим
работы, режим питания, режим сна вокалиста. Профилактика вредных
привычек. Закаливание организма.
Практика:
- проверка музыкальных данных и творческих способностей детей
( чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память и т.д.);
- музыкальные игры.
2. Певческая установка:
Теория:
- беседа о том, как правильно петь в положении сидя и стоя.
Практика:
- показ правильной позы и положения певца во время пения сидя и стоя;
- отработка певческой установки на небольших попевках
3. Работа над дыханием
Теория:
- понятие «дыхание»;
- виды певческого дыхания (верхнее и нижнее, короткое и длинное, через нос
и через рот, задержка дыхания и т.д.);
- понятие «диафрагма», сокращение диафрагмы.
Практика:
- различные упражнения на выработку певческого дыхания без звука, со
звуком;
- упражнения на сокращение диафрагмы.
4. Звукообразование. Атака звука. Регистры – головной, грудной, микст.
Диапазон и тембр голоса.

Теория:
- беседа о том, что такое звук, как он появляется, где может находиться звук,
какие бывают звуки и т.д.;
- понятие «атака звука» (виды атаки – мягкая и твёрдая);
- понятие «головной регистр» (высокий, лёгкий, «полётный» звук);
- диапазон извлечения (от ля бемоль первой октавы и выше);
- способы звучания головного регистра: «купол», правильно открытый рот,
участие головных резонаторов;
- понятие «грудной регистр» (низкий, «сочный», насыщенный звук);
- диапазон извлечения (от ми бемоль первой октавы и ниже);
-способы звучания грудного регистра: более «открытый», приближенный звук,
участие грудных резонаторов;
- микст (соединение головного и грудного регистров);
- понятие речевой диапазон, рабочий диапазон, примарные тона;
- беседа о тембре (тембр - окраска голоса), музыкальные игры, связанные с
тембром голоса;
5. Артикуляция. Дикция
Теория:
- строение и работа речевого аппарата
Практика:
- речь разговорная и певческая;
- произношение гласных и согласных;
- выравнивание звучания гласных по тембру;
- артикуляционная гимнастика для губ и языка;
- упражнения на снятие «зажимов» нижней челюсти;
- использование скороговорок.
6. Работа над звуком. Способы звуковедения. Интонация. Унисон. Внутренний
слух.
Теория:
- беседа о звуках, какие бывают звуки;
- понятие «интонация» и «унисон»;

Практика:
- отработка способов звуковедения (legato, staccato, non legato).
Интонация:
- пение с поддержкой инструмента;
- пение вместе с педагогом;
- пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и
основных ступеней лада;
- упражнения на развитие чистого интонирования.
Унисон:
- пение упражнений без инструментального сопровождения;
- пение с закрытым ухом.
Внутренний слух:
- слуховое внимание;
- постоянный самоконтроль.
7. Работа над ритмом
Теория:
- беседа о том, что такое ритм? Как организован ритм? Для чего он нужен в
музыке?
Практика:
- отработка различных ритмических упражнений (прохлопать в ладоши,
простучать языком, протопать ногами и т.д.).
8. Работа над произведением (Песенное творчество)
Теория:
- выразительность и эмоциональность подачи текста;
- акцентировка внимания на основных моментах произведения;
- осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение границ
музыкальных фраз, определение кульминации;
- понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку и
в результате – донести до зрителя;
Практика: Применение полученных знаний, умений и навыков на песенном
материале.

9. Средства музыкальной выразительности
Теория:
- определение понятия - мотив, фраза, мелодия;
- определение понятия - темпы и нюансы;
- определение понятия - музыкальная форма;
- определение понятия - музыкальный стиль;
- определение понятия - музыкальный жанр.
Практика: Определить на слух и назвать каждое из средств музыкальной
выразительности.
10. Сценическое движение
Практика:
- сценическая разводка песни;
- танцевальные движения во время пения;
- упражнения на пластику.
11. Музыкально – образовательные беседы
Теория:
- беседа об охране и гигиене голоса;
- беседа «Поговорим о музыке»;
- беседа «Взаимосвязь музыки с жизнью».
Практика:
- слушание музыки;
- опрос;
- тестирование.
12. Концертная подготовка
Практика:
- выбор и разучивание концертного репертуара;
- работа над образом;
- подготовка костюмов;
- постановка номеров;
- репетиции на сцене;
- работа с микрофоном;

- работа со звукооператором.

Учебный (тематический) план второго года обучения
№

1

2

Тема занятий
Повторение и
закрепление навыков,
приобретенных в
первом году обучения
Постановка голоса.
Развитие вокальных
навыков. Диапазон и
тембр голоса

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

1

1

30

1

29

Формы
аттестации/контроля
Беседа. Опрос.
Прослушивание.
Прослушивание. Пед.
наблюдение
Прослушивание. Пед.
наблюдение
Прослушивание. Пед.
наблюдение

3

Певческое дыхание

15

2

13

4

Артикуляция. Дикция.

10

2

8

15

-

15

Прослушивание. Пед.
наблюдение

20

-

20

Прослушивание.
Пед. наблюдение
Прослушивание.
Пед. наблюдение

5

6

Работа над звуком.
Способы
звукоизвлечения.
Интонация.
Внутренний слух.
Работа над
произведением
(Песенное творчество)

7

Основы джазовой
импровизации

10

2

8

8

Сценическое движение
Нотная грамота

10

-

10

4

2

2

Музыкально10 образовательные
беседы

8

4

4

Концертная
подготовка

20

-

20

144

14

130

9

11

ИТОГО:

Пед. наблюдение
Прослушивание
Пед. наблюдение
Беседа. Опрос.
Тестирование
Отчётный концерт,
открытые занятия,
конкурсы

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1.

Повторение и закрепление навыков, приобретённых в первом году

обучения
Теория:
- понятие дыхание, дикция, звукообразование;
- атака звука;
- грудной регистр, головной регистр, смешанный регистр.
Практика:
- упражнения на дыхание, дикцию, звукообразование;
- отработка приемов атаки звука;
- работа над регистрами;
- повторение песенного материала 1-го года обучения
2. Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Диапазон и тембр голоса
Теория:
- представление о строении и работе голосового аппарата;
- взаимосвязь голоса с частями голосового аппарата.
Практика:
Распевочный цикл упражнений:
- нижний регистр + дыхание;
- нижний регистр + «штробас»;
- верхний регистр + дыхание + Ы;
- певческое «вибрато»;
- смешанное звукоизвлечение – Микст (соединение регистров);
- эстрадно-джазовые упражнения.
3. Певческое дыхание
Теория:
виды певческого дыхания (верхнее, нижнее, короткое, длинное, через нос,
через рот и т.д.).
Практика:
упражнения для развития навыков пения на «опоре» (рёберно-диафрагмальное
дыхание):

- упражнение «со скакалкой»;
- упражнение «глубокий вдох»;
- упражнение «хэй».
4. Артикуляция. Дикция:
Теория:
- речь разговорная и певческая;
- произношение гласных и согласных.
Практика:
- упражнения на развитие дикции и артикуляции;
- упражнения на снятие различного вида «зажимов»;
- использование музыкальных скороговорок;
- произнесение звукоряда из гласных с добавлением согласных
(У-О-А-Э-И; пта-пто-пту-птэ-пти; хта-хто-хту-хтэ-хти; бра-брэ-бри-бро-бру и
т.д.).
1.

Работа над звуком. Способы звукоизвлечения. Интонация. Внутренний

слух.
Практика:
- отработка приемов звуковедения (legato, staccato, non legato);
- отработка приемов атаки звука (мягкая, твердая);
- зависимость звуковедения от атаки звука.
Интонация:
- пение с поддержкой инструмента;
- пение вместе с педагогом;
- пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и
основных ступеней лада;
- упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха;
внутренний слух:
- слуховое внимание;
- постоянный самоконтроль.
2.

Работа над произведением (Песенное творчество)

Теория:

- анализ музыкального произведения (работа с текстом, над смыслом, над
образом)
Практика:
- работа над интонацией, ритмом, дикцией, дыханием, отработка проблемных
мест в произведении, репетиции с микрофоном
3.

Основы джазовой импровизации

Теория:
-

понятие

импровизация,

джазовая

импровизация.

Для

чего

нужна

импровизация в музыке?
Практика:
- упражнения на импровизацию:
T-D-S-T – стандартная схема
T-T-T-T-S-S-T-T-D-S-T-T – блюзовая схема
4.

Сценическое движение

Практика:
- сценическая разводка песни;
- танцевальные движения во время пения;
- упражнения на пластику.
9. Нотная грамота
Теория:
- понятие нотный стан, скрипичный и басовый ключ, расположение нот на
нотоносце, лад (мажор и минор).
Практика:
- пение простых попевок и песен по нотам;
- пение «по руке».
10. Музыкально – образовательные беседы
Теория:
- «Охрана и гигиена голоса»;
- «Поговорим о музыке…»;
- «Великие музыканты 20 века»;
- «Джаз и блюз».

Практика:
- слушание музыки;
- просмотр видеофильмов;
- опрос;
- тестирование.
11.

Концертная подготовка

Практика:
- выбор и разучивание концертного репертуара;
- подготовка костюмов;
- постановка номеров;
- репетиции на сцене;
- работа с микрофоном;
- работа со звукооператором.

Учебный (тематический) план третьего года обучения
№
1

2

3

4
5

6

7

8
9

Тема
занятий
Повторение и
закрепление
навыков,
приобретенных во
втором году
обучения
Постановка голоса.
Развитие
вокальных
навыков. Речевой
и певческий
диапазон
Головной и
грудной регистры.
Смешанный
регистр (микст)
Артикуляция.
Дикция.
Работа над звуком.
Интонация.
Внутренний слух.
Работа над
произведением
(Песенное
творчество)
Основы джазовоблюзовой
импровизации
Сценическое
движение
Концертная
подготовка
ИТОГО:

Количество часов
Всего
Теория

2

15

1

2

Практика

1

13

5

1

4

10

-

10

15

-

15

37

2

35

5

1

4

15

-

15

40

-

40

144

7

137

Формы
аттестации/контроля
Беседа. Опрос.
Прослушивание

Прослушивание. Пед.
наблюдение

Прослушивание. Пед.
наблюдение
Прослушивание. Пед.
наблюдение
Прослушивание. Пед.
наблюдение
Прослушивание с
микрофоном.
Пед. наблюдение
Прослушивание с
микрофоном.
Пед. наблюдение
Пед. наблюдение
Отчётный концерт,
открытые занятия,
конкурсы и фестивали

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1.

Повторение и закрепление навыков, приобретенных во втором году

обучения
Теория:
- понятие дыхание, дикция, звукообразование;
- атака звука;
- грудной регистр, головной регистр, смешанный регистр.
Практика:
- упражнения на дыхание, дикцию, звукообразование;
- отработка приемов атаки звука;
- работа над регистрами;
- повторение песенного материала 2-го года обучения;
- для детей пубертатного возраста:
- диагностика начинающейся перестройки голоса.
2. Постановка голоса. Развитие вокальных навыков. Речевой и певческий
диапазон.
Теория:
- как устроен голосовой аппарат;
- охрана и гигиена голоса;
- что такое речевой и певческий диапазоны.
Практика:
распевочный цикл упражнений:
- упражнения на нижний регистр + дыхание +Ы;
- упражнения на верхний регистр + дыхание + Ы;
- упражнения на развитие диапазона голоса;
- эстрадно-джазовые упражнения + джазовый канон;
- певческое «вибрато».
3. Головной и грудной регистры. Смешаный регистр (микст)
Теория:
- понятие «головной регистр» (высокий, легкий, «полётный» звук);
- диапазон извлечения (от ля бемоль первой октавы и выше);

- способы звучания головного регистра: «купол», правильно открытый рот,
участие головных резонаторов;
- понятие «грудной регистр» (низкий, «сочный», насыщенный звук);
- диапазон извлечения (от ми бемоль первой октавы и ниже);
- способы звучания грудного регистра: более «открытый», приближенный
звук, участие грудных резонаторов;
- понятие «микст» (соединение головного и грудного регистров).
Практика:
- упражнения на развитие головного и грудного регистров;
- упражнения на смешивание регистров (микстовое звучание), сглаживание
«переходных» нот.
1.

Артикуляция. Дикция.

Практика:
- упражнения на развитие дикции и артикуляции;
- упражнения на снятие «зажимов» нижней челюсти;
- исполнение речевых и музыкальных скороговорок;
- произнесение звукоряда из гласных с добавлением согласных (У-О-А-Э-И;
пта-пто-пту-птэ-пти; хта-хто-хту-хтэ-хты-хти; бра-брэ-бри-бро-бру и т.д.).
2.

Работа над звуком

Практика:
- отработка способов звуковедения (legato, staccato, non legato);
- зависимость звуковедения от атаки звука.
Интонация:
- пение с поддержкой инструмента и без инструмента (a capella );
- пение вместе с педагогом;
- пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, звукоряда и
основных ступеней лада;
- упражнения на развитие чистого интонирования, гармонического слуха.
Внутренний слух:
- слуховое внимание;
- постоянный самоконтроль.

3.

Работа над произведением (Песенное творчество)

Теория:
- выразительность и эмоциональность подачи текста;
- акцентировка внимания на основных моментах произведения;
- осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение границ
музыкальных фраз, определение кульминации;
- понять идею произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку и
в результате – донести до зрителя.
Практика:
- работа над интонацией, дикцией, дыханием, отработка проблемных мест в
произведении, репетиции с микрофоном, работа над образом.
4.

Основы джазово-блюзовой импровизации

Теория:
- понятие импровизация, джазово-блюзовая импровизация. Для чего нужна
импровизация в пении?
Практика:
- упражнения на импровизацию:
T-D-S-T – стандартная схема;
T-T-T-T-S-S-T-T-D-S-T-T – блюзовая схема.
5.

Сценическое движение

Практика:
- сценическая разводка песни;
- танцевальные движения во время пения;
- упражнения на пластику, актерские этюды.
6.

Концертная подготовка

Практика:
- выбор и разучивание концертного репертуара;
- работа над образом;
- подготовка костюмов;
- постановка номеров;
- репетиции на сцене;

- работа с микрофоном;
- работа со звукооператором.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- развит интерес к предмету;
- развита потребность в самопознании и саморазвитии, стремлению к
самосовершенствованию;
- сформирована воля, дисциплинированность, взаимодействие с
партнёрами.
Личностные результаты:
- воспитаны ценностные отношения к вокальному искусству и сценической
деятельности в целом;
- воспитан музыкально-эстетический вкус обучающихся;
- воспитан интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитывать чувство коллективизма.
Предметные результаты:
- развиты и сформированы вокальные и сценические навыки;
- обучены приёмам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля;
- сформирован стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.

Комплекс организационно – педагогических условий
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования:
- просторный кабинет для теоретических и практических занятий;
- столы;
- стулья;
- зеркало во весь рост;
- реквизит;
- концертные костюмы
Перечень музыкальных инструментов:
- фортепиано 1 шт
- синтезатор

1 шт

- музыкальный центр «SAMSUNG» 1 шт
Звукоусилительная аппаратура:
- микшерский пульт 1 шт
- звукоусилительные колонки 2 шт
- радиомикрофоны

6 шт

- шнуровые микрофоны

3 шт

- ноутбук 1 шт
Информационное обеспечение:
1. Интернет – источники;
2. Аудио записи студии;
3. Видео записи студии;
4. DVD - диски
Кадровое обеспечение:
Пономарев Евгений Борисович, педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории, образование высшее, квалификация – учитель
музыки

по

специальности

«Музыкальное

образование»

Государственный Педагогический Университет, 2000 г.)
Методические материалы:

(Пермский

1. Методическая литература по эстрадному вокалу:
- Школа пения в речевой позиции (пособие)
- Фонопедический метод развития голоса (пособие)
2 Сценарии праздников, концертов, спектаклей
3 Словари, справочники
4 Дидактический материал (наглядные плакаты по пению, репертуарные
сборники)
В

основе

методики

воспитания

эстрадного

певца

лежит

симбиоз

теоретических знаний классической школы вокала, практических навыков
современного эстрадного вокала, и, несомненно, собственный опыт и вкус
педагога-вокалиста. Поступив в коллектив в любом возрасте, ребенок
получает возможность ознакомиться с содержанием обучения предыдущих
лет, благодаря сквозному построению тем, их повторению по истечении
времени на более высоком уровне. Вокальный репертуар подбирается в
соответствии с учётом возрастных и психологических особенностей детей, их
вокальных данных.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность

образовательной

программы

прослеживается

по

качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам
аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная
аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с
«Положением

о

формах,

периодичности,

порядке

текущего

контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе

ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании,
проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, вигровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение
открытого занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
критерия
баллов
- ребенок овладел менее 1балл 2
чем 50% объема знаний,
предусмотренных
балла
программой;
3 балла
-употребление
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

Формы
отслеживания
контрольное
занятие,
итоговое
занятие,
собеседование,
тестирование,

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
серьезные затруднения
при работес
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.
- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

1 балл

Выполнение
практического
2
задания, участие
в выставке работ,
балла
участиев
3 балла конкурсах,
фестивалях

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается
поформуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество
баллов по практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических

контрольных

заданий

по

следующим

критериям:

звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр
голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация,
ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность,
музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности
обучения:

Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале
учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение
голосового диапазона, оценивание умений, знаний.
Также на первом году обучения проводится тематический контроль,
целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.
В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде
отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».

11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Литература для педагога
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ ТГАКИ,
Тюмень, 2008
2. Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школе-студии,
Тюмень, 2007
3. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Методические
рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного вокала. Тюмень,
2007
4. Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень, 2010
5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. – М.:
МГУКИ, 2007
6. Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки, 2008
7. Сет Риггз. Пойте, как звёзды. Спб. 2007

8. Самые интересные сценарии для семейных праздников и корпоративов. –
М.: Эксмо, 2009
9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.: Эксмо, 2009
10. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. – Москва:
Издательство АСТ, 2015
Интернет – ресурсы
1. Детский голос. Методика постановки голоса у детей
https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey2402885.html
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса
https://www.emelyanov-fmrg.ru/
3. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие.
https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html
4. Сэт Риггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков
https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».