Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Суставная гимнастика» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Завьялова Мария Валерьевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Актуальность данной программы выражается в ее своевременной пользе в современном мире. На сегодняшний день 80% детей имеют проблемы со здоровьем за счет гипокинезии (малоподвижного образа жизни), также немаловажную роль играет проблема незаинтересованности современного ребенка в спортивную деятельность и тему здорового образа жизни. Под воздействием большой физической и психологической нагрузки современного темпа жизни организм ребенка не успевая окрепнуть в период формирования, истощает свои ресурсы и приобретает проблемы со здоровьем до 18-ти лет. Семьям детей, миру нужно здоровое поколение, тем самым перед нами встает задача своевременной профилактики и укрепления детского организма. А также нужно привить любовь и интерес молодежи к данной теме, привить навыки спортивно - оздоровительных технологий, здорового образа жизни. Исследуя данную проблему и опираясь на практический опыт психолого-педагогической и спортивной областей, можно сделать вывод, что современная наука «Детский фитнес» решает данные проблемы. Решая основные спортивно-оздоровительные задачи, наука детского фитнеса привлекает детей своими многогранными формами, креативными технологиями в соответствии психолого-педагогической характеристики каждого возраста. Основная идея выражается в том, чтобы выполнить вышепоставленные задачи максимально подпитывая интересы ребенка XXI века, раскрывая индивидуальные таланты. Адресат данной общеразвивающей программы: обучающиеся 5 – 7 лет. Программа подготовки. рассчитана на участников Профессионального отбора без по специальной спортивным спортивной даннымне производится. Существует деление по возрастным группам, это дети от 5 до 10 лет. Занятия проходят в группах 5-7 лет. Дети 1-3 группы здоровья, имеющих допуск к физкультурно-оздоровительной деятельности со стороны врача и разрешение от родителей (законных представителей). Число детей, одновременно находящихся в группе от 10до 15 человек. Группы комплектуются из детей, заинтересованных в физической активности, стремящихся развить свои физические данные и волевые качества, без какого-либо предварительного отбора таким образом, чтобы возрастной диапазон в каждой группе не превышал 1-3 года (5-7 лет). Режим занятий: данная программа предполагает систематизированные занятия по 2 часа 2 раза в неделю группы первого года обучения. Количество человек в группе от 14 до 15. Продолжительность занятий для дошкольников – 30 минут, школьников – 45 минут. Объем общеразвивающей программы: общее количество часов, запланированных на весь период обучения (1 год обучения) - 80 часов для детей 5-7 лет. Срок освоения программы: 1 год Уровень: стартовый. Знакомство с понятием здоровье, фитнес и физическое развитие человека, развитие физических качеств: сила, ловкость, выносливость, быстрота, развитие гибкости. Отличительные особенности программы заключаются в том, что программа собирает оздоровительные, в себе различные фитнес-технологии, современные спортивно- учитывая возрастные, психологические особенности и интересы ребенка. Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Цель, задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: укрепление здоровья детей средствами физических упражнений, создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение физической культуре, формирование основ здорового образа жизни. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие - формировать основы здорового образа жизни; - формировать правильную осанку и профилактику плоскостопия; - формировать зрительные и слуховые ориентировки; к - обучать знаниям, умениям и навыкам в области физической культуры. Развивающие - развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма; - повышать психомоторные способности: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, умение ориентироваться в пространстве; - развивать память, произвольное внимание, наблюдательность; - развивать чувство ритма, музыкального слуха, умение согласовывать движения с музыкой; Воспитательные - воспитывать активность, настойчивость и самостоятельность; - воспитывать у каждого ребенка чувство стремления к активной деятельности и творчеству; - воспитывать сотрудничеству. способность к сопереживанию, взаимопомощи, Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Введение-знакомство с понятием и видами детского фитнеса, инвентарем, техника безопасности. Инструктаж, техника безопасности, раскрытие понятия «Детский фитнес» и его направления История детского фитнеса. Спортивные КТД. 12 2.5 9.5 2 1 1 2 0,5 1,5 1.3 Дополнительный фитнес – инвентарь. 2 1 1 1.4. 6 0 6 20 2 18 2 1 1 2 1 1 2.3 Техники и упражнения разных направлений фитнеса. ЛФК-профилактика и лечение методом фитнеса с применением доп. оборудования. Значение здорового образа жизни и спорта в жизни. Знакомство с дополнительным инвентарем ЛФК. Работа с позвоночником. 4 0 4 2.4 Работа со стопами и ногами. 4 0 4 2.5 Опорно – двигательный аппарат и сенсорные ощущения Профилактические упражнения общеукрепляющие. Фитбол-гимнастика 4 0 4 4 0 4 16 0,5 15,5 Знакомство с фитболгимнастикой, видами фитболов(ФБ) Подготовительные упражнения с ФБ Упражнения с ФБ на позвоночник Упражнения с ФБ общеукрепляющие -средний уровень сложности. 2 0,5 1,5 4 0 4 4 0 4 4 0 4 1 1.1. 1.2. 2 2.1 2.2. 2.6 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Формы аттестации / контроля -Мониторинг физ.качеств.(1-ая тематическая неделя) -Беседа (в конце каждой учебной недели), -Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми (8-ая тематическая неделя) -Беседа (в конце каждой учебной недели), -Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми (8-ая тематическая неделя) -Беседа (в конце каждой учебной недели), -Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми (8-ая тематическая неделя) Упражнения с ФБ общеукрепляющиеповышенный уровень сложности. Игры с мячами 2 0 2 10 0 10 6 0 6 4.2 Упражнения с мячами общеукрепляющие. Игры с мячами сюжетные. 4 0 4 5. Аэробика 14 1,5 12,5 5.1 История аэробики, виды базовых шагов. Базовые шаги аэробные, чувство ритма. Практика по аэробным шагам. Аэробные связки. 2 1 1 2 0,5 1,5 4 0 4 4 0 4 5.5 Микс аэробных упражнений. 2 0 2 6. ОФП 8 1 7 6.1 2 1 1 6.2 ОФП-подготовительный уровень-общеукрепляюще упражнения ОФП-ноги,бедра 2 0 2 6.3 ОФП-руки,спина 2 0 2 6.4 ОФП-живот,грудь,спина. 2 0 2 3.5 4 4.1 5.2 5.3 5.4 ИТОГО 80 7,5 72,5 -Беседа (в конце каждой учебной недели), -Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми (8-ая тематическая неделя) Открытый урок(8ая тематическая неделя) -Беседа (в конце каждой учебной недели), -Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми (8-ая тематическая неделя) Мониторинг физ.качеств. (1-ая тематическая неделя) -Беседа (в конце каждой учебной недели), -Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми (8-ая тематическая неделя) Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение-знакомство с понятием и видами детского фитнеса, инвентарем, техника безопасности. Тема1.1. Инструктаж, техника безопасности, раскрытие понятия «Детский фитнес» и его направления. Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности в спортивном зале, при работе с инвентарем, при выполнении упражнений и поведении на занятии. Введение и раскрытие понятия «Детский Фитнес». Введение видов детского фитнеса (болл, лого, лфк, аква, кардио, боди) и его направлений (лфк, степ, аэробика, силовая тренировка, фитбол-гимнастика, детская йога и др.) Тема1.2.История детского фитнеса. Спортивные КТД. Теория: История появления детского Фитнеса в США и России в 80-ые годы. Раскрытие понятия « Коллективное творческое дело», рассказ об авторе Игоре Петровиче Иванове и его методиках, введение понятия «Спортивные КТД», сходство КТД и современного детского фитнеса. Практика: Спортивная игра по методике спортивных КТД И.П.Иванова. Тема1.3. Дополнительный фитнес – инвентарь. Практика:Знакомство с дополнительным фитнес- инвентарем(гимнастическая палка, фитбол, медбол, канат, коврик, обруч, скакалка, утяжелители и др.) Практические навыки в правильном использовании фит.инвентаря на примере упражнений. Тема 1.4.Техники и упражнения разных направлений фитнеса. Практика: Комплексный фитнес-урок с элементами различных направлениях детского фитнеса, упражнения на все группы мышц, распространенные фит.техники(от малого к большему). 1. ЛФК-профилактика и лечение методом фитнеса применением доп. оборудования. Тема2.1. Значение здорового образа жизни и спорта в жизни. с Теория: Рассказ-диалог о значении здорового образа жизни и спорта в жизни каждого ребенка, в жизни общества и страны. Польза и вред гиперкинезии и гипокинезии. Тематические игры(Игра «найди причину плохого самочувствия»). Тема2.2. Знакомство с дополнительным инвентарем ЛФК. Практика :Практическое знакомство с инвентарем ЛФК (медбол, палка, коврик, орто-коврик, орто-дорожки, орто-мячи,стул, лестница, наклонная скамья и др.).Отработка базовых правильных движений с инвентарем. Тема 2.3.Работа с позвоночником. Практика: Раскрытие темы «Работа позвоночника» на примере движения и позиций. Полезное и вредное движение позвоночника. Расслабление и тонизирование мышечного корсета спины и груди. Упражнения для позвоночника. Тема 2.4.Работа со стопами и ногами. Практика: Упражнения, самомассажные техники на стопы и нижние конечности. Тема 2.5.Опорно – двигательный аппарат и сенсорные ощущения Практика: Демонстрация на движении важности правильного формирования опорно-двигательного аппарата. Практика по сенсорным ощущениям. Демонстрация правильного и неправильного движения. Упражнения на опорно – двигательный аппарат, упражнения на развитие сенсорных ощущений(телесная кинезиотерапия). Тема 2.6.Профилактические упражнения общеукрепляющие. Практика: Практика по общим лечебно–профилактическим упражнениям спортивным для здоровья. Разбор правильной техники выполнения упражнений. 3. Фитбол-гимнастика. Тема 3.1.Знакомство с фитбол-гимнастикой, видами фитболов(ФБ) Теория:знакомство с видами фитболов и их назначением. Практика: практическая отработка базовых правильных позиций с разными видами ФБ. Тема 3.2.Подготовительные упражнения с ФБ Практика: Рассмотрение и разбор на практике подготовительных базовых упражнений с ФБ (базовые позиции, балансировка, основные положения тела и балансировка, базовые движения вправо-влево, впередназад, круговые из И.П.-сидя., на животе, на спине.) Тема 3.3.Упражнения с ФБ на позвоночник Практика: рассмотрение и практика упражнений с ФБ на позвоночник, разбор правильной техники, техника безопасности (не заламывать голову, держать баланс, соблюдать медленный темп и т.д.). Отличие силовых и расслабляющих упражнений на позвоночник. Тема 3.4. Упражнения с ФБ общеукрепляющие -средний уровень сложности. Практика: Рассмотрение и разбор на практике общеукрепляющих упражнений на разные группы мышц с применением ФБ, отработка правильной техники (упражнения среднего уровня сложности- выкат с ФБ вперед наполовину, наклоны лежа на боку с ФБ, отведение ноги на ФБ в бок и назад из И.П-стоя и др.) Тема 3.5. Упражнения с ФБ общеукрепляющие-повышенный уровень сложности. Практика: Рассмотрение и разбор на практике общеукрепляющих упражнений на разные группы мышц с применением ФБ, отработка правильной техники (упражнения повышенного уровня сложности- выкат с ФБ вперед полностью с отжиманиями, «лодочка» на ФБ из И.П.-лежа на животе, поднятие ФБ ногами и руками «обратная лодочка» из И.П.-лежа на спине на коврике и др.) 4. Игры с мячами. Тема 4.1.Упражнения с мячами общеукрепляющие. Практика: разбор игр с мячами(общеукрепляющие спортивные игры),отработка правильной техники на практике. Тема 4.2.Игры с мячами сюжетные. Практика: общеукрепляющие сюжетные игры с мячами коллективные и парные (разминка с мячами парная, групповая, «охотник» и т.д.) 5. Аэробика. Тема 5.1.История аэробики, виды базовых шагов. Теория: Знакомство с историей аэробики, демонстрация разных видов базовых шагов, разбор техники. Тема 5.2.Базовые шаги аэробные, чувство ритма. Теория: демонстрация и разбор базовых аэробных шагов в связи с ритмом, виды ритмов-разбор на примерах. Практика: отработка базовых аэробных шагов на практике с использованием разных ритмов. Тема 5.3.Практика по аэробным шагам. Практика: практика по разным видам аэробных шагов со сменой ритма, составление композиций из разных вдов шагов-отработка на практике. Тема 5.4. Аэробные связки. Практика: Практический разбор и выполнение разных аэробных связок. Тема 5.5. Микс аэробных упражнений. Практика: Выполнение аэробных связок разной сложности с частой сменой ритма. Отработка полученных тематических навыков. 6. ОФП. Тема6.1. ОФП-подготовительный уровень-общеукрепляюще упражнения Теория: введение понятия ОФП, какие упражнения использует ОФП(силовые, круговая тренировка, стретчинг и т.д.) Практика: практический разбор упражнений ОФП на простых примерах, правильное выполнение техники, соблюдение норм безопасности. Тема 6.2. ОФП-ноги, бедра. Практика: упражнения ОФП, направленные на ноги и тазобедренную область организма(выпады, прыжки, прыжки ДЖЕКА, махи ногами из И.П. на четвереньках и лежа). Тема 6.3. ОФП-руки, спина. Практика: упражнения ОФП на руки и область спины (отжимания, подтягивания, поднятие корпуса из И.П. - лежа на животе, лодочка, наклоны в стороны и др.) Тема 6.4. ОФП- живот, грудь, спина. Практика: упражнения ОФП на области живота, груди, спины, тренировка мышечного корсета организма (имитация плавания из И.П. лежа на животе, упражнения на пресс из И.П. лежа на спине-поднятие туловища прямое и косое, малое поднятие верхней части пресса прямое и со скруткой косое, «шаги в воздухе», складка, поднятие прямых ног., «планка» классическая и боковая, «скалолаз» и др.) Планируемые результаты Личностные: - умеют активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - освоили навыки дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - умеют оказывать помощь своим одногруппникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные: обучающиеся умеют: - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта и направлений детского фитнеса, использоватьих в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: Обучающиеся знают: - положительное влияние занятий фитнесом на физическое, личностное и социальное развитие; - понятие «физическая подготовка», характеристику основных физических качеств (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различают их между собой; - правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; - как рационально регулировать мышечные напряжения расслабления; - методы оценки физической нагрузки; - как сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; - как выполнять эстетически красиво комбинации и соединения; - как укреплять здоровье, физическое самосовершенствование. и Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение - спортивный зал. Спортивное оборудование: 1. Спортивные коврики по количеству детей-15 штук; 2. Гимнастические маты; 3. Степ-платформы по количеству детей- 15 штук; 4. Фитбол-мячи классические (диаметр 65-70 см)- 15 штук; 5. Обручи- 15 штук; 6. Гантели 0,5-1,5 кг- 30 штук; 7. Скакалки- 15 штук; 8. Мячи классические облегченные- 15 штук; 9. Ребристые дорожки, ориентиры, барьеры для перелазания. Информационноеобеспечение: Интернет-ресурсы: www.uroki.ru www.metodiki.ru - Образовательный портал «Учёба» www.ucheba.com http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 - Образовательные сайты для учителей физической культуры http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com - Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» http://spo.1september.ru/urok/ - Сайт "Я иду на урок физкультуры" -И.П.Иванов. Энциклопедия коллективных http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html Кадровое обеспечение 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: творческих дел. - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы № п/п Название раздела Материально- техническое оснащение, дидактикометодический материал Формы, методы, приемы обучения Формы учебного занятия 1. Введениезнакомство с понятием и видами детского фитнеса, инвентарем, техника безопасности Спортивный зал, фитнесинвентарь, музыкальное сопровождение. Наглядный показ, Групповое Игра, Мониторинг физ. Качеств, Беседа, Практическое занятиепрезентация полученных навыков детьми 2. ЛФКпрофилактика и лечение методом фитнеса с применением доп. оборудования Спортивный зал, фитнесинвентарь, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение. Наглядный показ,Беседа, Практическое занятие, Презентация полученных навыков детьми Групповое 3. Фитболгимнастика Спортивный зал,фитболы, фитнесинвентарь,музыкальное сопровождение. Наглядный показ, Беседа, Практическое занятие, Презентация полученных навыков детьми Групповое 4. Игры с мячами Спортивный зал, мячи, музыкальное сопровождение. Наглядный показ, Беседа, Игра, Практическое занятие, самостоятельная деятельность, Презентация полученных навыков детьми Групповое Т. С. Лисицкая «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с. «Фитнес в детском саду»: Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет/ Н.В. Микляева. – М.: АРКТИ, 2012. – 104 с. (Растем здоровыми) Экранно-звуковые пособия: Презентации, CD диски,флеш-карты с записями музыкальных произведений. Концепция выбранного учебно-методического материала говорит о том, что Фитнес-технологии – это физкультурно-оздоровительные комплексы и системы, направленные на физическое и функциональное совершенствование организма, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности. Авторы Т. С. Лисицкая и Н. В. Микляева придерживаются позиции, что обладая значительными адаптационными интегративными возможностями, фитнес по сути дела является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образовании детей дошкольного и школьного возраста. Обучающиеся овладевают упражнениями ритмики, стретчинга, хореографии, дыхательной гимнастики, а также знакомятся с общими понятиями об оздоровительных фитнестехнологиях. Поиспользуемымметодикам,структура занятия содержит: 1. Подготовительную часть. Главная задача этой части занятия — четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия. Для содержания характерны строевые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту, внимание и др. 2. Основную часть. Задача основной части занятия — овладение главными, жизненно необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению дисциплины «Детский фитнес». Наиболее характерны для этой части занятия не только такие традиционные упражнения, как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения, характеризующие такие виды, как степаэробика, фитбол-аэробика, силовая аэробика (занятия на тренажерах) и др. Обязательно используются упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, тренажерами и другим фитнесинвентарем. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальности, применяются упражнения, задания, развивающие творческое мышление. 3. Заключительную часть. Задачи этой части — завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства — медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Мониторинг физических качеств В основу мониторинга легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я. В целях объективного определения перспективности занимающихся и своевременного выявления недостатков в их подготовке целесообразно регулярно (не менее 1-2-х раз в год) проводить тестирование. Для тестирования физического развития используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме (Приложение 1). Тест для определения скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места. Дается три попытки, фиксируется лучший результат. Тест для определения координационных способностей: статическое равновесие. Ребенок принимает исходное положение: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящего — и пытается при этом сохранить равновесие. Тестируемый выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат. Тест для определения силовой выносливости: подъем туловища из положения лежа на спине. Тестируемый лежит на гимнастическом мате на спине, колени согнуты, стопы стоят на полу, руки скрещены на груди. По команде «Начали!» ребенок поднимает туловище на 30 градусов от пола и вновь ложится. Тренер считает количество подъемов. Подъем туловища считается правильно выполненным, если поясница прижата к полу, подбородок не прижимается к груди, стопы не отрываются от пола (при необходимости тренер придерживает стопы ребенка на полу), на подъем — вдох, на опускание — выдох. Тест для определения силы: сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Ноги, туловище и голова сохраняют одну линию. Угол сгибания в локтевом суставе составляет 90'. Тест на гибкость: сидя на полу, ноги на ширине плеч наклон вперед, колени прямые, руками коснуться пола. Оценивается по 3-балльной шкале: ладони лежат на полу — 3 балла, кулаки касаются пола — 2 балла, пальцы касаются пола — 1 балл. Проводим данный мониторинг 3 раза в год.1- в начале учебного года, 2-в конце первого полугодия,3-в конце учебного года. В конце каждой теме (на 8-ом занятии) подводятся итоги новой темы,контролируется степень усвоения материала в форме презентации полученных навыков детьми на практическом занятии. В конце каждого полугодия проводится открытый урок для родителей с презентацией полученных навыков детьми. В конце каждой учебной недели проводится итоговая беседа прошедшей недели, работы, планирование следующей недели: педагог-дети. На каждую группу детей ведется журнал, в который заносится вся основная итоговая информация, отслеживаются результаты. Втечение всего учебного года - педагогическое наблюдение. Спортивные соревнования на городском, районном,областном уровнях. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога 1. Бекина С.И., Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983. 2. Белостоцкая Е.Н., Виноградова Т.Ф., Теличи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3-х до 7 лет: В кн. для работников дошкольных учреждений. – М. 1987. 3. Боброва Г.И. Искусство Грации., - СП. «Детская литература», 1986. 4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.:Мозаика – Синтез. 2005. 5. Веселовская С.В.Фитбол тренинг. Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. - М. ННОУ Центр «Фитбол», 1988 6. Воронеж, учитель, 2005г. 7. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 8. Гусева Т.А. «Вырастай – ка!». Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика: - Тобольск., 2004. 9. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. Росинка. Расту здоровым. - М., Владос, 2004 г. 10. Иванов И.П. Энциклопедия коммунарства. - Педагогика,1989г,208с. 11. Интерне ресурсы 12. Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. «Ритмическая гимнастика» (методическое пособие) - Издательство «Познание», 2001г. 13. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. - М.,Аркти, 2007г. 14. Клубкова Е.Ю. Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма.-СПб, 2001 15. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей – Просвещение, 2003г. 16. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1982г. 17. Конорова Е.В. Ритмика. – М., 1987г. 18. Кряж В.Н., Конорова Е.В., Ротес Т.Т. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск. 1997г. 19. Лисицкая Т.С. «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с 20. Микляева Н.В. «Фитнес в детском саду»: Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет– М.: АРКТИ, 2012. – 104 с. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду. Инструктор по 21. физкультуре. - 2009 №4. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в 22. ДОУ. 23. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж, 2004г. 24. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009г. 25. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988г. 26. Потапчук А.А., Лукина Г.Г.Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. - СПб., 1999г. 27. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Теоретико – методические основы занятий фитбол - аэробикой. - СПб, 2011 28. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Лечебно-профилактический танец «ФИТНЕС-ДАНС» - Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г. 29. Семенова Л.И., Ильина Л. Ю., Рожкова Н.В.Ритмическая гимнастика в детском саду. ПиПФК, - 1995г. 30. Сулим Е.В. «Детский фитнес», физическое развитие детей 3-5 лет – 2-е изд. – ТЦ Сфера, 2018г. 31. Сулим Е.В. «Детский фитнес», физическое развитие детей 5-7 лет – 2-е изд. – ТЦ Сфера, 2017г. 32. Тимофеева Т.Н., Татаринова О.О., Соколова М.В. Черлидинг для дошкольников. Детский сад: теория и практика. – 2011. № 10. – С. 6875. 33. Токарева Т.Э. Технология физического развития детей 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2018 г. 34. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. - М.Гном и Д.,2003г. 35. по Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа танцевально-игровой «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г. гимнастике «Са-Фи-Дансе» - Издательство 36. ЧП Лакоценин СС 2007г. 37. Яковлева Л.В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: В 3ч. – М, Владос, Программа «Старт», 2003 Список литературы для обучающихся 1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры которые лечат. Для детей от 5- 7 лет- М.: ТЦ Сфера, 2013. 2. Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры.-Ростовн/Д: Феникс, 2010. 3. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. .- Ростов н/Д: Феникс, 2012. 4. Железняк Н.Ч. 100 комплексов ОРУ для младших дошкольников с 5. использованием стандартного и нестандартного оборудования.М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО «Скрипторий 2003», 2010. 6. Бурбо Люси «тренируем мышцы груди и рук за 10 минут»/ Бурбо Люси. Ростов н\д; «Фенис», 2005. – 224с.