Платная ДООП Обучение декоративно-прикладному творчеству детей

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Обучение декоративно-прикладному творчеству детей»
Возраст обучающихся 3-5 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Ворожева Елена Владиславовна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. №
ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

технологий при реализации образовательных программ.

образовательных

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р.
9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017
г. № 1642.
10.

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»

в

рамках

национального проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Дошкольное детство – время становления первооснов личности,
индивидуальности,

наиболее

благоприятный

период

для

развития

любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому
процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим

путем,

каждый

дошкольник

первооткрывателем

становится

окружающего

мира.

маленьким

Чем

полнее

исследователем,
и

разнообразнее

деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем
счастливее его детство.
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы определяется
запросом со стороны детей и их родителей на дополнительные программы
гуманитарно-педагогической

направленности

старших

дошкольников.

Общеразвивающая программа ориентирована на максимальное раскрытие
индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.
Данная

программа

дополнительного

предназначена

образования

и

для

составлена

реализации
на

основании

в

системе

следующих

образовательных программ: «Детство» З.А. Михайловой, «Здравствуй, мир»
А.А. Вахрушевой и Е.Е. Кочемасовой и других методических пособий.
Отличительные особенности: Общеразвивающая программа отличается
от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования
потребности ребенка в познании окружающего мира и развитии кругозора,
формирование творческих способностей, что является необходимым условием
полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании
детской личности.
Включение
воспитанию,

в

программу

дидактических

познавательных бесед,

игр

по

направленных на

экологическому
ознакомление

с

окружающим миром, развитие творческих и коммуникативных способностей
детей, основанных на их собственной творческой деятельности, также является
отличительной чертой данной программы.
Программа построена с учетом возрастных возможностей ребенка.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и
деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей,
расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал
непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и

явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его
развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных
задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для
дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со
стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества.
Педагог постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно
применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи,
развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно
предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных
задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи,
поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их
достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных
самостоятельных действий.
Тематика занятий построена с учетом интересов детей, уровня их знаний,
умений, навыков. В ходе усвоения и освоения содержания программы
«Почемучки» учитывается темп развития специальных умений и навыков,
уровень

самостоятельности,

умение

работать

в

коллективе

каждого

обучающегося.
Адресат общеразвивающей программы: общеразвивающая программа
«Почемучки» разработана для детей 3-5 лет.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся в возрасте 3-5 лет располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач.
В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики
познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение,
мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического
развития данной возрастной категории: высокому уровню активности,
повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает

частую смену деятельности с использованием элементов импровизации,
созданием ситуации игры.
Режим занятий: первый год обучения - дети в возрасте от 3 до 4 лет,
второй год обучения - дети от 4 до 5 лет. Периодичность занятий для каждой
группы - два раза в неделю по 1 академическому часу, т.е. по 30 минут с
перерывом 10 минут. Во время перерыва проходят физминутки, упражнения для
глаз, малоподвижные игры.
Уровень общеразвивающей программы «Почемучки»: «Стартовый
уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм

организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения: групповая.
Форма организации образовательного процесса:
В соответствии с возрастными особенностями, формы организации
занятий разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом,
работа детей с раздаточным материалом, постановка и решение проблемных
ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.
Педагог прививает детям элементарные учебные умения: слушать
объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять
активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает
усилия

детей

качественно

положительной

оценки;

выполнить

поощряет

задание

высказывания

с
и

помощью

похвалы,

суждения

детей,

способствует становлению у них положительной самооценки.
Перечень видов и форм занятий:
Виды занятий: игровая деятельность, творческая деятельность, беседа,
исследовательская деятельность, совместная работа родителей и детей,
проведение

праздников,

самостоятельная

музыкальные паузы, физминутки.
Формы проведения занятий.

деятельность,

подвижные

Формы

занятий

возрастным

–

занятия-игры,

особенностям

деятельностью,

которой

практические

дошкольного
является

занятия

возраста,
игровая

согласно
ведущей

деятельность.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы:
Формы подведения результатов: игра, беседа, творческий отчет, практическое
занятие.
При реализации программы используются различные методы:
 словесный

(познавательные

беседы,

направленные

на

знакомство

с

окружающим миром;
 наглядный (просмотр демонстрационного материала, работа с литературой,
пособиями, образцами изделий);
 работа под руководством педагога;
 самостоятельная деятельность;
 практические: изготовление наглядных пособий, образцов;
- игровой (словесные, настольно-печатные и подвижные игры).
Цель, задачи общеразвивающей программы
Цель программы: создание условий дл всестороннего личностного
развития

дошкольников.

любознательности,

развитие

Развитие

познавательной

умственных

способностей,

активности,
развитие

художественно-творческой активности детей.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Расширять представления детей о растениях, животных, объектах живой
и неживой природы.
2.Формировать умения и навыки работы с изобразительными материалами
и инструментами.
Развивающие:

1.Развивать

познавательную

активность

детей,

и

умственных

способностей.
2. Развивать воображение и творческое проявление детей.
3. Развивать мелкую моторику и графические навыки.
Воспитательные:
1.Осуществлять благоприятную адаптацию детей в группе развивающего
обучения.
2. Формировать развитие коммуникативных навыков.
3. Воспитывать чувство самостоятельности.

Учебный (тематический) план первого года обучения
№ п/п,
раздел

Название темы
Всего

2.

Рисуночные задания,
графические диктанты
Пальчиковая гимнастика

3.

1.

Кол-во часов

6

Теория
1

Практика
5

2

2

Работа с крупами

6

6

- выкладывание мозаики

6

6

Работа с бумагой

20

3

17

- оригами

6

1

5

- конструирование

4

1

3

- аппликация

10

1

9

5.

Рисование

18

1

17

6.

Работа со шнурками,
рукоделие
- шнуровки

4.

7.

8.

8

8

4

4

- нанизывание предметов
Лепка, изготовление поделок
из различных материалов

4

4

18

18

- пластилин

6

6

- соленое тесто

6

6

- бусины, пуговицы
Диагностика. Открытое
занятие
Итого:

6

6

2

2
80

Формы
аттестации/
контроля

5

Беседа, игра,
практическая
работа, опрос,
наблюдение,
просмотр работ,
открытое занятие

75

Содержание учебного плана первого года обучения
В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут
улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок
учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе
деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное
внимание, развивает память, логическое мышление.
Теория.

Знакомство

с

понятием

«Графический

диктант».

Виды

графических диктантов. Значимость выполнения Рисуночных заданий.
Практика. Выполнение графических диктантов. Рисунок по клеточкам.
Рисунок по образцу. Рисуночные задания (обведи и отгадай, обведи по точкам,
заштрихуй, проведи дорожки) рисование прямых линий
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными
пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение,
сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами.
Регулярное проведение комплексов пальчиковой гимнастики с учебными
предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш,
линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки
во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по
удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по
подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности.
Теория. Знакомство с пальчиковыми играми. Значение пальчиковых игр.
Разучивание текстов пальчиковых игр.
Практика. Разучивание пальчиковых игр. Закрепление умения правильно
держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного
расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с
комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых,

развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять
напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания,
мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь
ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает
будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Теория. Знакомство с разными сыпучими материалами. Изучение свойств
сыпучих материалов. Понятие «Мозаика». Знакомство с разными видами форм
работ с сыпучими материалами.
Практика. Перебирание круп (фасоль, рис, гречка). Пересыпание ложкой.
Пересыпание через воронку. Вкладывание фасоли в бутылку. Просеивание.
Рисование на манке. Освоение техники выполнения поделок из сыпучих
материалов. Создание сюжета, образа. Коллективная работа. Рисование
пальчиками на подносе с пшеном. Выкладывание цифр и букв из фасоли, их.
Выкладывание рисунков на плоскости из фасоли.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного
труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с
различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику,
воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные
представления.
Теория. Знакомство с разными видами бумаги. Знакомство с техникой
оригами, аппликация, конструирование из бумаги.
Практика. Изготовление поделок из бумаги, коллективные картины
выполнены

аппликацией.

Смешанная

техника

(оригами,

аппликация,

рисование). Знакомство с техникой плетения из полосок бумаги. Аппликация
(салфетки, вата, фольга), обрывная аппликация.
Раздел «Работа со шнурками, рукоделие, шитье» направлен на развитие
мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей,
расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие
психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие,
память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств

– усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения
доводить начатое дело до конца.
Теория. Расширение представлений о декоративно-прикладном искусстве.
Знакомство со свойствами нитей, шнурков и т.д.
Практика. Аппликация из шнурков разной толщины, плетение косичек,
завязывание узелков, бантиков, аппликация из резаных ниток. Сматывание
клубочков из шерстяных ниток.
В разделе «Рисование» Занятия рисованием развивают эстетическое
восприятие, творческие способности, совершенствуют координацию движения
руки.
Теория. Знакомство с различными техниками рисования, с особенностями
изобразительных материалов, основами композиции.
Практика. рисование прямых линий (гуашь).

Работа с пальчиковыми

красками. Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь). Работа с
раскрасками. Гимнастика с кистью. Рисование цветными мелками.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов»
используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а
также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
Теория. Знакомство с различными природными материалами, их
свойствами. Опознавание на ощупь различных предметов.
Практика.

Лепка

с

природным

материалом

(желуди).

Работа

с

пластилином, аппликация с сухими листьями, аппликация с элементами лепки,
лепка с шишками. Аппликация из ладошки, пришивание бисера и бусин.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- развита познавательная активность детей, и умственных способностей.
- развито воображение и творческое проявление.
- развита мелкая моторика и графические навыки.
Личностные результаты:
- сформирована благоприятная адаптация детей в группе развивающего
обучения.
- сформированы коммуникативные навыки.
- сформировано чувство самостоятельности.
Предметные результаты:
- расширены представления детей о растениях, животных, объектах
живой и неживой природы.
- сформированы умения и навыки работы с изобразительными
материалами и инструментами.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы имеется хорошо освещенное
помещение, включающее:
1. Учебное помещение (кабинет)
Специально оборудованные рабочие места:
- Столы – 8 шт.;
-Стулья- 16 шт.;
-Шкафы для хранения учебного материала;
-Тумбы детские- 2 шт.;
-Магнитная доска;
-Стеллаж- 1 шт.;
-Музыкальный центр;
-Лампы дневного освещения- 3шт.;
Необходимые материалы и оборудование:
-Цветная бумага разной фактуры (односторонняя и двусторонняя, бархатная)
-Цветной и белый картон (односторонний и двусторонний, гофрированный)
-Пластилин и дощечки для лепки;
-Клей-карандаш «Erich Krause»
-Бумага офисная;
-Бумага акварельная, альбомы;
-Салфетки (бумажные салфетки - белые и цветные, влажные - для рук)
Инструменты и приспособления:
-Клеенки для работы;
-Ножницы;
-Линейки;
-Карандаши цветные и простые, акварельные, восковые мелки, фломастеры;
-Баночки для воды, кисточки;

-Магнитная

доска,

фланелеграф

(предметные

картинки,

сказки

для

фланелеграфа), наборное полотно
Информационное обеспечение:
-аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и практических
занятий.
- словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации,
демонстрации; наблюдение;
- аудио - и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
- практические: изготовление наглядных пособий, образцов, упражнения;
- метод игры;
- методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры,
создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Кадровое обеспечение:
1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
2. Требования к компетенции педагога:
-педагогическое

образование:

курсовая

переподготовка,

педагог

дополнительного образования первой квалификационной категории;
- профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы;
- владение знаниями по основам психологии детей;
- владение знаниями по ТБ и ПБ.

Методические материалы:
Название
раздела, темы
1 Ознакомление с
окружающим
миром
Сенсорное
1.1
развитие

1.2

Цветной мир

1.3

Какие мы

1.4

Игры и игрушки в
нашей группе

1.5

Времена года
«Осень»

1.6

Что такое природа.
Живая и неживая
природа

1.7

Как в магазин
пришли товары

1.8

Что нас окружает

1.9

Время года «Зима»

Материально
техническое оснащение,
дидактико
методический материал

Формы, методы
приемы обучения,
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Дид.игры и упражнения;
Худож.литер.для чтения
детям
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Дид. игры и упражн.

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядные пособия;
Худож.литер.для чтения
детям
схемы;
Наглядные пособия;
схемы; Дид. игры,
настольно-печатные
игры; игрушки;
образцы
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Дид.игры и упражнения,
образцы,
Худож.литер.для чтения
детям
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Плакаты, настольнопечатные игры; образцы
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям
Наглядные пособия;
образцы,
Худож.литер.для чтения
детям
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Дид.игры и упражнения;
Худож.литер.для чтения
детям

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
Беседа, игра,
практический, игровой,
практичесработа под руководством кое занятие
педагога,
Наглядный, словесный,
практический, игровой;
самостоятельная
деятельность;

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой,
работа под руководством
педагога,
Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Беседа, игра,
практическое занятие

1.10

Наши друзья животные

1.11

Путешествие в
страну
помощников
человека

1.12

Мы живем в городе

1.13

Профессии людей

1.14

Времена года
«Весна»

1.15

Времена года

2

Ознакомление с
художественной
литературой
Стихотворения

2.1

2.2

Литературные
загадки

2.3

Пословицы и
поговорки

2.4

Рассказы

Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
образцы; Дид.игры и
упражнения;
Худож.литер.для чтения
детям
Наглядные пособия;
Худож.литер.для чтения
детям; Дид.игры и
упражнения;
образцы
Наглядные пособия;
Худож.литер.для чтения
детям;
образцы
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям; Дид.игры и
упражнения;
образцы
Наглядные пособия;
схемы; цветные
иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям; Дид.игры и
упражнения;
образцы,
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям; настольнопечатные игры; образцы

Наглядный,
Беседа, игра,
словесный,
практичеспрактический, игровой,
кое занятие
работа под руководством
педагога,

Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям;
Наглядные пособия,
цветные иллюстрации
Худож.литер.для чтения
детям;;
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям;
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
образцы

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный,
практический,
словесный, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой,

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой,

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

2.5

Сказки

3

Развитие
графических
навыков и
мелкой моторики
Ориентация на
листе бумаги

3.1

Худож.литер.для чтения
детям;
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
Худож.литер.для чтения
детям; элементарная
театрализован.деятельность;

Наглядные пособия;
образцы, раздаточный
материал, образцы

3.2

Массаж пальцев и
кистей рук с
предметами и без
них

Наглядные пособия;
раздаточный материал,
образцы

3.3

Пальчиковые игры
и упражнения

Наглядные пособия;
схемы; образцы
Худож.литер.для чтения
детям;

4

Игровая
деятельность
Речедвигательные упражнения

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Наглядные пособия;
иллюстрации;
музыкальный центр,
СД.диски; образцы
Малоподвижные
Наглядные пособия;
игры
иллюстрации;
музыкальный центр,
СД.диски;
КоммуникативНаглядные пособия;
ные игры
иллюстрации;
музыкальный центр,
СД.диски;
Игры и упражнения Наглядные пособия;
направленные на
цветные иллюстрации;
развитие внимания, раздаточный материал;
памяти, мелкой
образцы
моторики
ИгрыНаглядные пособия;
импровизации
цветные иллюстрации;
элементарная

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический,
работа под руководством
педагога;
самостоятельная
деятельность;
Наглядный, словесный,
игровой, практический,
работа под руководством
педагога;
самостоятельная
деятельность;
Наглядный, словесный,
игровой, практический,
работа под руководством
педагога;
самостоятельная
деятельность;

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
практический, игровой

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Беседа, игра,
практическое занятие

Беседа, игра,
практическое занятие

4.6

4.7

4.8

5

5.1

5.2

5.3

5.4

театрализован.деятельность; игрушки,
образцы
Строительные игры Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
раздаточный материал;
конструкторы; образцы
ИгрыНаглядные пособия;
драматизации
цветные иллюстрации;
игрушки, образцы
Дидактические
Наглядные пособия;
игры, настольноДидактические игры,
печатные игры,
настольно-печатные
развивающие игры игры, развивающие
игры; цветные
иллюстрации; образцы
Художественно –
творческая
деятельность
Изобразительная
Наглядные пособия;
деятельность
цветные иллюстрации;
образцы изделий,
Лепка
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
раздаточный материал,
образцы изделий
Апппликация
Наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
раздаточный материал,
образцы изделий
Конструирование и Наглядные пособия;
ручной труд
конструкторы,
раздаточный материал,
цветные иллюстрации;
образцы изделий,

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие
Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Наглядный, словесный,
игровой, практический
Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие
Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

Наглядный, словесный,
игровой, практический

Беседа, игра,
практическое занятие

При организации образовательной деятельности важное значение
уделяется методическому обеспечению при реализации дополнительных
общеразвивающих

программ.

образовательного

процесса

индивидуальным

особенностям

Учебно-методическое

отличается

разнообразием,

обучающихся,

в

обеспечение
соответствует

данном

случае

дошкольников. Каждое задание сопровождается наглядным примером
выполнения работы, схемой выполнения работы. Обучающиеся на занятии
получают словесное описание выполнения работы. В данном случае на
занятиях используются такие методические материалы как:

 Демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия по темам
программы или для конкретной темы;
 Дидактические игры и упражнения;
 Настольно-печатные игры;
 Плакаты («времена года», «животные», «овощи-фрукты», транспорт»)
 Игры и игрушки, конструкторы, мячи;
 Художественная литература для чтения детям;
 Образцы работ в различных техниках;
 Схемы выполнения работ;
В процессе обучения используются следующие методы: словесные
методы

(устное

объяснение,

беседа,

рассказ,

и

т.д.),

наглядные

(демонстрационные), методы (показ мультимедиа материалов, показ готовой
работы, показ этапов и приемов изготовления работы), игровой метод
(словесные, настольно-печатные, подвижные игры) практический метод
(отработка умений и навыков, закрепление знаний при самостоятельной
работе по схемам и образцам).
В целях сохранения и укрепления здоровья детей используются
современные здоровьесберегающие технологии: двигательная активность,
формирование

правильной

осанки,

проведение

физкультминутки,

динамические паузы, упражнения для профилактики нарушения зрения,
развития мелкой моторики рук.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность образовательной программы прослеживается по
качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и
итогам

аттестации.

По

итогам

первого

года

обучения

проводится

промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится
итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»

и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по
программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе,
самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня,
проведение открытого занятия.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
критерия
баллов

Формы
отслеживания

- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
занятие,
чем 50% объема знаний,
итоговое
предусмотренных
балла
программой;
занятие,
-употребление
3 балла собеседование,
тестирование,
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
2
серьезные затруднения
при работе с
балла
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.

Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

3 балла

- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается
поформуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество
баллов по практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.

10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Список литературы для педагога:
1.

Т.И.Бабаева,

А.Г.Гогоберидзе,

О.В.Солнцева

и

др.

Примерная

образовательная программа дошкольного образования «Детство», СанктПетербург, Детство-Пресс, 2014г. ФГОС
2 Е.Ю. Валк «Дошколятам о животных» Занимательные и справочные
материалы, Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
3. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова «Художественно-творческая деятельность:
Оригами», Издательство «Учитель», 2015г.
4. О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Издательство
«Учитель», Волгоград 2013г.

5. Л.Г.Петерсон, И.А.Лыкова Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования «Мир открытий», – М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2015г.
6. М.П. Костюченко «Окружающий мир» Интегрированные занятия с детьми
4-7 лет, Издательство «Учитель», Волгоград 2014г.
7. Е.А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка» Сказки о природе,
Издательство «ТЦ Сфера» 2016г.
8. Е.А. Алябьева «Дошкольникам о технике» Беседы, рассказы и сказки,
Издательство «ТЦ Сфера» 2016г. ФГОС ДО
9. С.В. Соколова «Бумажные игрушки» Оригами для малышей (для детей 6 лет
и старше), Издательский дом «Литера», Санкт- Петербург 2013г.
10. А.Н. Давидчук «Познавательное развитие дошкольников в игре»,
Творческий центр «Сфера», Москва 2013г.
11. А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова «Дидактическая игра-средство развития
дошкольников 3-7 лет», Творческий центр «Сфера», Москва 2013г.
12. Н.В.Тимофеева «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками»,
Издательство «Учитель», Волгоград 2014г.
13. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова «Подвижные тематические игры для
дошкольников», Творческий центр «Сфера» 2014г.
14. О.В. Павлова «Познание предметного мира» (комплексные занятия)
Старшая группа, Издательство «Учитель», Волгоград 2016г. ФГОС ДО
15. О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!», Издательский
дом «Литера», Санкт- Петербург» 2015г. ФГОС ДО
16. Л.А. Парамонова «Истоки» Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования, ТЦ «Сфера» 2015г. ФГОС ДО
17. А.Д.Нестерова, С.Ю. Танцюра «Аппликация в развитии речи детей», ТЦ
«Сфера» 2014г.
18. А.А.Гуськова «Речевое развитие детей средствами загадки», ТЦ «Сфера»
2014г.

19. Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах» (ознакомление с
окружающим миром детей 5-7 лет), Издательство ТЦ Сфера, Москва 2014г.
20. Л.А. Соколова «Экологическая тропа детского сада», Издательство
«Детство -Пресс», Санкт-Петербург 2014г.
21. А.М. Федотова

«Познаем окружающий мир, играя» (сюжетно-

дидактические игры для дошкольников), Издательство ТЦ «Сфера» 2015г.
22. Е.В. Баринова «Учимся любить природу», ООО «Феникс» Ростов - на Дону 2014г.
23. М.А.Кретова «Забавные рассказы» (для старших дошкольников), ТЦ
«Сфера» 2016г.
24. А.В. Меренков «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного
возраста» (методическая разработка для родителей и работников дошкольных
организаций), Екатеринбург: Издательство ИСТУ 2017г.
25. А.А.Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5- 7 лет»,
Издательство «Учитель» Волгоград 2014г.
Список литературы для обучающихся:
1. М.А.Кретова «Забавные рассказы» (для старших дошкольников), ТЦ
«Сфера» 2016г.
2. Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах» (ознакомление с
окружающим миром детей 5-7 лет), Издательство ТЦ Сфера, Москва 2014г. 3.
О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!», Издательский дом
«Литера», Санкт- Петербург» 2015г. ФГОС ДО
4. Е.Ю. Валк «Дошколятам о животных» Занимательные и справочные
материалы, Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
5. «Загадки, пословицы, крылатые слова» Москва «Стрекоза», 2015г.
6. Ю.К. Школьник «Животные наших лесов» (популярная научнопрактическая энциклопедия современных знаний) Москва, 2015г.
7. В.А. Белых «Разгадываем загадки» Феникс-премьер, 2018г.
8. Е.Куцина, Н.Созонова

«Учимся

Издательский дом «Литур», 2017г.

рассказывать о временах года»,

Список литературы для родителей:
1. Е.Куцина, Н.Созонова

«Учимся

рассказывать о временах года»,

Издательский дом «Литур», 2017г.
2. А.А.Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5- 7 лет», Издательство
«Учитель» Волгоград 2014г.
3. Ю.К. Школьник «Животные наших лесов» (популярная научнопрактическая энциклопедия современных знаний) Москва, 2015г.
Интернет ресурсы:
1. https://mersibo.ru/ - Мерсибо. Образовательный портал для педагогов, детей
и родителей.
2. http://www.skazka.com.ru – «Сказка». На сайте представлены полные
тексты 7015 народных и литературных сказок, мифов и легенд разных стран.
Выделены сказки для самых маленьких читателей и сказки для взрослых, а
также размещены тексты 97 «страшилок». Удобный поиск позволяет
отыскать сказку по народности или по автору.
3. http://www.solnet.ee – Детский портал «Солнышко». Проект ориентирован
на три основных группы посетителей: на детей (игры, конкурсы, сказки,
раскраски, детский журнал, виртуальная школа, форумы); на родителей (online консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей.

Приложения
Приложение 1.
Для

изучения

наблюдение за

коммуникативных

навыков

детей

проводилось

общением детей на занятии и в свободное время (перед

началом занятия), во время игр детей. В процессе наблюдения обращалось
внимание на характер общения: инициативность, умение вступать в игру и
активно участвовать в ней, конфликтность поведения.
Высокий уровень: Ребенок положительно настроен по отношению к
окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и
сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;


ориентируется на известные общепринятые нормы и правила

культуры поведения в контактах со сверстниками и взрослыми;


Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и

общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого;


проявляет любовь к родителям, уважение к педагогам



в общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет

принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает
общие правила в игре и совместной деятельности;


различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем

поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что
хорошо освоил;


имеет представления о том, что «хорошо и что плохо», в оценке

поступков опирается на нравственные представления. его интересам и
возможности получить выигрыш.
Средний уровень: дети, которые достаточно активны в общении,
участвуют в игровых сообществах, но сами не организовывают игры.


стремятся

к

общению

с

другими,

но

их

контакты

не

продолжительны, они часто меняют игровые сообщества, сами игр не
придумывают, не умеют развивать игровой сюжет.

Низкий

уровень:

конфликтует

со

сверстниками,

не

хочет

прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения
общих правил, если они препятствуют взрослыми и сверстниками;


не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и

желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их
просьбы

или

эмоциональные,

физические

состояния

препятствуют

осуществлению задуманного или желаемого в данный момент;


часто не внимателен к указаниям старших, не замечает своих

промахов и недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища
в общении со сверстниками;


жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои

промахи связывает только с виной других детей.
Для

изучения

познавательной

активности

детей

проводилось

наблюдение.
Высокий

уровень:

любознательный,

активно

и

заинтересовано

познающий мир. Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет
дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и
впечатления в предпочитаемой деятельности.


Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по

собственной

инициативе

наблюдает,

экспериментирует,

рассуждает,

выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их
решения;


Умеет применять свои знания на практике;



Владеет основами умения учиться;

Средний

уровень:

Не

сформированы

возрастные

эталонные

представления, представления о мире поверхностны, часто ошибочны;
потребность

в

знаниях имеется,

но

привлекает

только

конкретная

информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень: Отсутствует интерес окружающему миру (природе,
людям, искусству, предметному окружению). Не способен самостоятельно

организовать

поисково-исследовательскую

деятельность,

результат познания. Не владеет основами умения учиться.
Фамилия, имя ребенка

Познавательная активность
Н.г

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Итоговый результат

К.г

не

выделяет

Уровень
овладения
необходимыми
навыками и
умениями по
образовательно
й области
«Коммуникати
вные навыки»

Доброжелате
льный
Знаком с
элементарным
и образцами
обращений ко
взрослым

Умеет
слушать и
слышать
собеседника
Умеет
поддерживать
беседу

Развитие
эстетических
чувств,
эмоциональн
онравственной
отзывчивости
, понимания и
сопереживан
ия чувствам
других людей
Итоговый
результат

1ре
б-к

н.г

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г н.г к.г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».