Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Обучение эстрадному искусству для детей 3-5 лет Возраст обучающихся: 3-5 лет Срок реализации: 1 лет Автор-составитель: Маколдина Наталия Геннадьевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 1 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 2 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». В соответствии с потребностями современного общества, каждый обучающийся вокальной студии, получает художественно-эстетическое развитие через современные виды вокала (поп музыку, джаз, и т.д.), 3 театрализацию, основы танца. Своевременное раскрытие творческих возможностей и личностного потенциала, обозначение и выявление особенности и неповторимости каждого обучающегося, как яркой индивидуальной личности ведёт к реализации в социокультурной жизни общества. Это подготовка и участие всех детей студии в концертно – просветительной и конкурсной деятельности, создание коллектива единомышленников, который живёт и работает во взаимопонимании, взаимовыручке, терпимости, развитии и реализации своих творческих возможностей и степени подготовленности. Работа в команде (педагог, родители, дети) даёт возможность, решить проблемы и потребности детей и их родителей, в соответствии с поставленными целями общеразвивающей программы. Именно симбиоз практических навыков и теоретических знаний классической школы вокала, практических навыков современного эстрадного певца, и, несомненно, собственный опыт и вкус педагога-вокалиста ложатся в основу методики воспитания современного певца – исполнителя. Отличительные особенности программы, новизна заключается в том, что в процессе музыкальных занятий происходит интегрированное обучение основам вокала. Это и сценическое движение, и актерское мастерство с использованием дыхательных, ритмических и вокальных упражнений, направленных не только на овладение содержания программы, но и оказывающих положительное влияние на здоровье обучающихся. Каждая группа именуется, как вокальный ансамбль и имеет своё название. Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 3-5 лет, желающие заниматься вокальными занятиями. Для начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы комплектуются до 10 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 3-5 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики 4 познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. Режим занятий - продолжительность одного академического часа – для дошкольников, 3-5 лет, 30 минут Срок освоения общеразвивающей программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Уровень: стартовый. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие, концертные выступления. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, открытые занятия, творческий отчёт, тематические концерты, отчётные и итоговые концерты, конкурсы и фестивали различного уровня (районный, городской, областной, региональный, всероссийский, международный). Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: развитие и совершенствование творческих способностей, музыкальной культуры и общего кругозора обучающихся средствами вокального искусства. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - развивать и формировать вокальные и сценические навыки; - обучать приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; - формировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. 5 Развивающие: - развивать интерес к предмету; - развивать потребности в самопознании и саморазвитии, стремлению к - самосовершенствованию; - формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами. Воспитательные: - воспитывать ценностное отношение к вокальному искусству и сценической деятельности в целом; - воспитывать музыкально-эстетический вкус обучающихся; - воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; - воспитывать чувство коллективизма. Данные задачи будут реализовываться в процессе: - теоретических занятий с использованием наглядности (мультимедиа презентации, использование аудио и видео материалов по темам учебной программы); - практических занятий (вокальные упражнения, исполнение вокальных произведений, актерские этюды, сценическое движение и т. д.); - сценических выступлений (участие в конкурсах, фестивалях, концертах). 6 Учебный план первого года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего Теория Практика 1 1 4 1 3 5 1 4 7 1 6 5. Занятие-знакомство. Певческая установка Учебно-тренеровочный материал. Пальчиковые игры Дыхательные упражнения. Вокально-двигательная гимнастика Артикуляция и дикция. Логопедические распевки Вокально-музыкальные игры 7 7 6. Звукообразование 7 7 7. Звуковедение 6 6 8. Вокальные упражнения 7 9. Работа над интонацией 8 10. Работа над певческим диапазоном. Фонопедический метод Работа над динамикой и ритмом Развитие ладового чувства. Певческая импровизация. Работа над эмоциональной выразительностью Итоговое занятие 8 1 7 7 1 6 6 1 5 5 1 4 1. 2. 3. 4. 11. 12. 13. 14. Итого: 1 Беседа, игра, практическая работа, опрос, наблюдение, открытое занятие 6 8 2 Формы аттестации/ контроля 2 80 9 71 7 Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения Тема 1. Занятие-знакомство. Певческая установка Теория: Знакомство с детьми руководителем студии, знакомство детей друг с другом. Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила поведения в учреждении и на занятии. Понятие певческой установки (правильного положения корпуса и осанки перед началом пения). Тема 2. Учебно-тренировочный материал. Пальчиковые игры Теория: Песенки-распевки, скороговорки, чистоговорки, попевки. Музыкальные пальчиковые игры: сочетание пения с активной артикуляцией и движения (мелкая моторика). Зависимость уровня развития речи от степени развития тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры с предметами: вовлечение большего количества рецепторов, находящихся на пальцах, и усиление работы речевых центров. Практика: Музыкальные пальчиковые игры; разучивание и исполнение распевок, скороговорок, чистоговорок, попевок. Тема 3. Дыхательные упражнения. Вокально-двигательная гимнастика Теория: Знакомство с дыхательными упражнениями и без звука, звуковые, с движениями, речевые игры на дыхание, произнесение текста активным шёпотом, под музыку, губная вибрация. Вокально-двигательная гимнастика представляет собой упражнения, которые направлены на развитие координации движения с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов. Практика: Выполнение дыхательных упражнений, вокально- двигательной гимнастики. Тема 4. Артикуляция и дикция. Логопедические распевки Теория: Что такое артикуляция. Что такое дикция. Что помогает нам четко проговаривать слова во время пения. Практика: Вокально-артикуляционные упражнения: освобождение артикуляционных мышц от напряжённости, развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата, преодоление дефектов произношения, развитие 8 способности тянуть гласный звук, петь связно. Логопедические распевки (пропевание чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками с использованием различных жестов). Тема 5. Вокально-музыкальные игры Практика: Игры с пением (игры-ловишки, замиралки, повторялки, игры с выбором) для высвобождения энергии и быстрой концентрации на последующей работе. Тема 6. Звукообразование Практика: Извлечение певческого и речевого звука как результат действия голосового аппарата. Работа над правильным звукообразованием: развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы. Выполнение упражнений для правильного звукообразования: - пение с приставленной к уху ладонью; - пение с закрытым ртом; - песенки-распевки; - музыкальные игры, помогающие уделить внимание качеству звукообразования. Тема 7. Звуковедение Практика: Исполнение звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. После атаки звук может быть коротким или длинным. Овладение различными способами звуковедения – легато, нон легато, стаккато, маркато. Выработка кантиленного пения. Тема 8. Вокальные упражнения Теория: Вокальные упражнения – это короткие отрезки музыкальных фраз, которые транспонируются по полутонам, по звуковой шкале. Практика: Выполнение упражнений с учетом следующих дидактических правил: - постановка конкретной учебной задачи; - демонстрация способа выполнения действия (принцип «Делай, как я»); - неоднократный повтор упражнения для усвоения умений; 9 - постоянный контроль выполнения детьми вокально-артикуляционных упражнений. Тема 9. Работа над интонацией Практика: Работа над акустической точностью воспроизведения мелодии при исполнении с использованием следующих приёмов, помогающих добиться чистоты интонирования: - пение a capella; пение в сопровождении металлофона; - пение с солистами. Тема 10. Работа над певческим диапазоном. Фонопедический метод Теория: Диапазон – звуковой объём голоса от самого низкого до самого высокого звука. Певческий диапазон у детей дошкольного возраста. фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова. Практика: Речевые игры с использованием крайних звуков регистров от самого низкого, грудного до фальцетного, шипения, хрипы, губной вибрант, штро-бас, заднеязычный носовой сонант. Упражнения на глиссандо («звуковая волна»). Тема 11. Работа над динамикой и ритмом Теория: Динамика - сила звучания. Нюансы –динамические оттенки звука: forte (форте), выработка активного (piano) пиано. Чувство ритма. Практика: Выполнение упражнений: - игры с ладошками; - «морской прилив и отлив»; - проговаривание потешек в полярной динамике; - проговаривание потешек с подвижными нюансами; - пение песен по фразам с полярной динамикой; - ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками. - прохлопывание ритма; - узнавание попевок по графическому изображению ритма; - пение по ритмическим картинкам. 10 Тема 12. Развитие ладового чувства. Певческая импровизация Теория: Чистота интонирования. Ее зависимость от ощущения лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Тоника и умение находить её самостоятельно. Певческая импровизация как способ развития ладового чувства. Практика: Выполнение упражнений: - распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевание тоники; - попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике; - музыкально-дидактические игры. Выполнение упражнений на импровизацию. 4 этапа: 1. Начальный – учит ребёнка не стесняться при пении не попадать в тонику. 2. Импровизация целой фразы. Первые попытки сочинить фрагмент мелодии ребёнком. 3. Требует проявление фантазии в сочинении ответов («закончи музыкальную фразу»). 4. Сочинение песенки на данное четверостишие. Тема 13. Работа над эмоциональной выразительностью Теория: Что такое выразительное пение (яркое, экспрессивное исполнение вокального произведения). Практика: Этюды на звукоподражание (можно соединить с движением, изображением повадок животных, движения волн, поезда и т.д.); - воссоздание особенностей речи героев сказок; - озвучивание картин; - речевая декламация стихотворений; - мелодекламация – произнесение текста под музыку; - ритмодекламация – движение, озвученное и подсказанное стихотворной речью. Тема 14. Итоговое занятие Практика: Открытое занятие. Отчетный концерт. 11 Планируемые результаты Метапредметные результаты: - развит интерес к предмету; - развита потребность в самопознании и саморазвитии, стремлению к самосовершенствованию; - сформирована воля, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами. Личностные результаты: - воспитаны ценностные отношения к вокальному искусству и сценической деятельности в целом; - воспитан музыкально-эстетический вкус обучающихся; - воспитан интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; - воспитывать чувство коллективизма. Предметные результаты: - развиты и сформированы вокальные и сценические навыки; - обучены приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; - сформирован стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Помещение для занятий: - просторный, хорошо проветриваемый класс; - актовый зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также звуковоспроизводящим оснащенный оборудованием специальным – для освещением проведения и концертов, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий; - служебные помещения (гардероб, санитарная комната). 2. Технические средства обучения: - компьютер /ноутбук; - звукоусиливающая аппаратура: усилитель (1 шт.), микшер (2 шт.), микрофоны (12 шт.), колонки (2 шт.). 3. Инструменты и материалы: - фортепиано электронное - 1 шт.; - синтезатор (1 шт.); - стулья для обучающихся (15 шт.); - реквизиты (бубны, трещетки, маракасы и т.д.); - доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; - стул педагогический – 1 шт.; - стол педагогический – 1 шт.; - шкаф книжный – 3 шт.; - костюмы для концертных выступлений. Кадровое обеспечение: 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 2. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: № п/п 1. 1.1. 1.2. Название раздела, темы Знакомство. Установка на сотрудничество Проверка музыкальных данных Беседа о музыке Музыкальные игры 1.3. Певческая установка 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. Дыхание Певческое дыхание Упражнения на выработку певческого дыхания Упражнения на развитие дикции и артикуляции Материально техническое оснащение, дидактикометодический материал Фортепиано, ПК, комплект дидактических карточек, таблицы, ребусы, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, СD, MP3, игрушки, народные инструменты (ложки, трещётки) Фортепиано, ПК, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, СD, MP3. Фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, микрофоны. Фортепиано, ПК, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, СD, MP3. Фонограммы «минус» музыкальных композиций Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Коллективная, групповая, индивидуальная. Беседа, игра. Наглядный, словесный, практический, репродуктивный. Беседа, рассказ, познавательная игра, занятиеигра. Коллективная, Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. 14 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 6.1. 6.2. различных стилевых направлений, микрофоны Звукообразование СD, MP3, фонограммы Атака звука «минус» Регистры музыкальных Резонаторы Диапазон и тембр композиций различных певческого голоса стилевых направлений, нотные издания с вокальными произведениями, детские музыкальн ые инструменты. Работа над звуком Фортепиано, Комплект Способы дидактических звуковедения карточек, плакаты, Интонация МР3, Унисон Пение без СD, фонограммы «минус» сопровождения музыкальных композиций. Голосовой аппарат Охрана голоса Певческая артикуляция Гимнастика для губ и языка Наглядные пособия, цветные иллюстрации, фотографии. Комплект дидактических карточек, плакаты, видео-фильм о строении голосового аппарата. Средства музыкальной выразительности Темпы и нюансы Фортепиано, Комплект дидактических карточек, плакаты, фортепиано, ПК, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, 6.3. 7. 7.1. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. 15 8. Музыкальные формы Стиль, жанр. 8.1. Музыкальные термины фонограммы музыкальных композиций. практический, проблемный, творческий. Фортепиано, ПК, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, фонограммы музыкальных композиций, комплект дидактических карточек. Комплект дидактических карточек, плакаты. Фронтальная, групповая. Беседа, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Фронтальная, групповая. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Коллективная, Фронтальная, групповая. Беседа, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Коллективная, Фронтальная, групповая. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий. Коллективная, Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. 9. Музыкально образовательные беседы – Видео-фильмы, фонограммы, фото, ПК. 10. 11. 11.1. Работа над текстом Выразительность текста Работа над смыслом песни 11.2. Работа произведением 12. Фортепиано, ПК, нотная тетрадь, нотные издания с вокальными произведениями, фонограммы музыкальных композиций. над Фортепиано, СD, MP3, музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных Беседа, рассказ, познавательная игра. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, 16 Работа микрофоном композиций различных стилевых направлений, нотн ые издания с вокальными произведениями, микрофоны, ПК. с Микрофоны, синтезатор, ПК. 13. Ансамблевый строй 14. Нотная грамота 15. Игровые занятия 16. Фортепиано, СD, MP3, музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, нотн ые издания с вокальными произведениями, микрофоны, ПК. Комплект дидактических карточек, плакаты, учебная доска, нотная тетрадь. ПК, фонограммы, игрушки, народные инструменты (ложки, трещётки) практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. познавательная игра. Коллективная, Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Коллективная, Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий. Фронтальная, групповая, индивидуальная. Беседа, практическое и теоретическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический. Беседа, рассказ, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Типовые занятия (объяснения и практические работы) Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. 17 Постановочная работа танцевальных движений в произведениях СD, MP3, музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, нотные издания с вокальными произведениями, микрофоны. Концертная деятельность ПК, фортепиано, микрофоны, фонограммы. 17. 18. Конкурсная деятельность ПК, фортепиано, микрофоны, фонограммы. 19. Коллективная, Фронтальная, групповая, индивидуальная. Обобщающее занятие, практическое и теоретическое занятие, словесный, практический, организационный творческий, проблемный. Коллективная, Групповая, индивидуальная. Наблюдение, опрос, беседа, фиксация результатов творческих выступлений на концертах и конкурсах. Коллективная, Групповая, индивидуальная. Наблюдение, опрос, беседа, фиксация результатов творческих выступлений на концертах и конкурсах. Беседа, рассказ, занятие-игра, практическая работа, самостоятельная работа, познавательная игра. Творческие проекты. Творческие проекты. Тематический, итоговый отчётный концерты. и Творческие проекты. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихсяпроводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». 18 Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, вигровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. 19 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов: Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов - ребенок овладел менее 1балл 2 чем 50% объема знаний, предусмотренных балла программой; 3 балла -употребление специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работес оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 1 балл Выполнение практического 2 задания, участие балла в выставке работ, участиев 3 балла конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается поформуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность. Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух. Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность, 21 музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности обучения: Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний. Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля. 22 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб. пособие. -М.: МГУКИ, 2007. 2. Дерягина Л.Б. Играем сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – Москва:АСТ, 2016 4. Летний лагерь на базе школы/ Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова.-М.: ВАКО, 2007. 5. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. Серия «Образование и творчество», 4-е изд.- М.:Амрита, 2011. 6. Небыкова С.И. Заметки школьного психолога: как помочь ребёнку? Неосоционический практикум. (Психологические этюды) - Д: Феникс, 2015. 24 7. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно – исследовательской, проектной деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление)/ Серия «СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии»/ Под. Ред. И.С. Огоновской. - Вып.1. - Екатеринбург: СОКРАТ, 2008. 8. Савинова С.В., Савинов В.А. Ах, лето! работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. – Волгоград: Учитель, 2008. 9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.: Эксмо. 2009. 10. Самые интересные сценарии для семейных праздников и корпоративов. – М.:Эксмо, 2009. 11. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст.- Москва: Издательство АСТ, 2015. 12. Сборник песен. Песни, которые поёт «ПРОМЕТЕЙ» 13. И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей». Москва, 2007. 14. Т. В. Охомуш. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии». Москва, 2003. 15. Т. И. Ручинская. Методическая разработка «Основы вокальной методики». СПб, 2001. 16. Н. Д. Фокина. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006. 17. А. Билль. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». Москва, 2003. 18. Н.Б.Гонтаренко. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов на Дону, 2006. 19. Н.З.Андрианова. «Особенности методики преподавания эстрадного пения». Могсква, 1999. Список литературы для обучающихся: 1. Александрова Н. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий.- Лань, 2015, 352с. 25 2. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж» - СПб, 2007, 19с. 3. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса»', 2009, 143с. 4. Железнов С.С. Весёлые уроки М. Прогресс, 2005, 162с. 5. Ланкин В. Г. Музыка и развитие личности ребенка. - Томск: Издательство ТГПУ, 2005, 174с. 6. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, «Академия развития», изд. 3, 2012, 118с. 7. Образцова Т. Н. Музыкальные игры для детей. - М.: Лада, 2005, 154с. 8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для вузов, пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004, 222с. 9. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку (методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки). - М.: Мозаика-синтез, 2001, 128с. Список литературы для обучающихся и родителей: 1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980. 2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987. 3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978. 4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986. 5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980. 6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977. 7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976. Интернет ресурсы: 1. Всероссийский центр художественного творчества http://vcht.ru/history.php 2. Виртуальный музей музыкальных инструментов. http://www.music- instrument.ru 3. Песни и музыка для детских коллективов http://alekseev.numi.ru 26 4. В мире музыки https://vmiremusiki.com/ 27 1. Приложения Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» 20__/20___учебный год Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) Детское объединение Образовательная программа и срок ее реализации: № группы № год обучения кол-во обучающихся в группе ФИО педагога: Дата проведения аттестации: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): № РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации (уровень) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Всего аттестовано ____ обучающихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень ____чел. средний уровень _______чел. низкий уровень ______чел. Подпись педагога Члены аттестационной комиссии 28 29