Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «17» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Обучение хореографии «Dance mix» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Гостинская Валерия Викторовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Хореография – самобытный вид творческой деятельности народа, подчинѐнный закономерностям развития культуры общества, как одна из еѐ форм. Первые танцы древности далеки от того что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своѐ настроение, своѐ душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру и духу того народа, у которого он зародился. С изменениями социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у детей интереса к различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Актуальность программы Искусство танца – это доступное духовное средство музыкального, пластического, спортивно-физического, словом, разностороннего развития личности. Танцевальная мелодия, пластика жеста и движений органичны для природы человека, воспринимаются им активно и доставляют истинную радость индивидуального творчества. А систематические тренировки в процессе обучения танцу развивают мускулатуру, устраняют некоторые физические недостатки (сутулость, плоскостопие и пр.), раскрепощают фигуру, развивают правильную осанку, помогают выработке красивой походки, элегантных манер. Неудивительно, что человека, занимающегося танцем, отличают логически оправданные, целесообразно завершенные, грациозные движения, собранность. Он всегда подтянут, аккуратен, энергичен, хорошо владеет собой, наделен чувством прекрасного. Танцевальная этика предполагает и естественную культуру общения: простоту, скромность, внимание друг к другу, вежливость, чувство меры, доброжелательность, приветливость, умение считаться с интересами других и отвечать за свои поступки. Танец способствует формированию положительных черт характера. Глубокое эстетическое удовлетворение приносит умение выразить музыку движением, в совершенстве владеть своим телом. Отличительные особенности программы состоят в ее интеграции актуальных хореографических направлений и формировании определённых умений и навыков. Таким образом, данный воспитательно - образовательный процесс способствует к развитию творческого аспекта личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции. Также введение отличительной нравственного особенностью компонента в программы программу является - посредством проведения воспитательных мероприятий с обучающимися на занятиях. Кроме того, программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.) Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 5 - 7 лет, желающие заниматься современной хореографией. Для начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет, от 10 до 17 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 5-7 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. Режим занятий - продолжительность одного академического часа – для дошкольников, 5-6 лет, 30 минут, для 7 лет - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Режим занятий и объём: обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объеме 144 ч. (первый год обучения). Качество знаний, умений и практических навыков обучающихся выявляются на занятии-контроле и показах. При подготовке к занятию необходимо учитывать такие факторы, как: - объём материала; - степень его сложности; - особенности класса, как исполнительского коллектива. При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует: - определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания; - наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний; - определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закреплению пройденного материала). При проведении занятия целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, атмосферу. На практических занятиях очень важно: - объяснять назначение упражнения и правила его исполнения; деловую - обращать внимание обучающихся на особенность упражнения, определяющего его сходство или различия с другими; - равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки; - чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц; - соотносить темпы выполнения отдельных заданий; - воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Требования к музыкальному оформлению занятия. Срок освоения программы – 1 год. Уровневость: Подготовительный стартовый и основной тренировочный комплекс включает упражнения, выполняющиеся сидя и лежа, либо на коленях. Необходимость данной работы заключается в том, чтобы дать определенную нагрузку мышцам спины, таза, ног. Основной комплекс также включает упражнения на «сжатие», выгибание, расслабление (концентрация и релаксация). В процессе занятий большинство танцевальных движений постоянно усложняется и совершенствуется добавлением новых, более сложных шагов и элементов. После освоения основного тренировочного комплекса – стартовой точки для всей последовательности движений, следует этап тренировок развития, а затем уже переход к работе над раскрытием индивидуальных способностей детей. Основной формой образовательного процесса в коллективе являются занятия, которые носят групповой, индивидуальная и индивидуально- групповой характер. Виды занятий: Материал программы осваивается обучающимися различных типов: 1.Учебно – тренировочное практическое занятие. на занятиях 2. Постановочная работа (постановка танца). 3. Репетиция концертных композиций. 4. Концертная деятельность (конкурсы, фестивали, чемпионаты). 5. Открытое показательноезанятие (класс – концерт). 6. Мастер – классы. 7. Посещение спектаклей. Формы подведения результатов: 1.Учебно – тренировочное практическое занятие. 2. Постановочная работа (постановка хореографических зарисовок и комбинаций по возможности самих учащихся). 3. Репетиция концертных композиций. 4. Концертная деятельность (конкурсы, фестивали, чемпионаты). 5. Открытое показательноезанятие (класс – концерт). 6. Показательные мастер – классы. 7. Фото и видео отчёт. Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. Для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста разработан подготовительный курс с учетом их психологического и физического развития. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: практические занятия, занятия в игровой форме на импровизацию и воображение, конкурсные выступления, открытые занятия. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: самостоятельные работы в формате «день самоуправления» (когда дети после пройденной темы или блока занятий, проводят занятия сами вместо педагога, сменяя друг друга по очереди, в присутствии и под присмотром педагога), открытое занятие, конкурсные выступления, беседа. Цель, задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы - формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии. Задачи: Обучающие: - обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работе, самоконтроля и взаимоконтроля; - обучать детей приемам актерского мастерства; - обучать навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. Развивающие: - развивать физические данные ребенка, улучшать координацию движений; - развивать музыкально-ритмические навыки; - развивать активность и самостоятельность в общении; - формировать творческое мышление детей средствами хореографии. Воспитательные: - поддержать интерес к танцевальному искусству; - воспитывать волевые качества личности: стремление к победе, трудолюбие, целеустремленность, выносливость, настойчивость, дисциплинированность, организованность, ответственность; - воспитывать сотрудничества. в обучающихся навыки взаимодействия и Учебный (тематический) план первого года обучения № Тема п/п 1-й период (аудиторные занятия) 1. Вводное занятие 2 Азбука танцевальных движений. 2.1 Ритмическая разминка: -разогрев -движения головы, плеч, грудная клетка -контракция -прыжки 2.2 Лексика: -упражнения стэтч-характера; -приставной шаг (steptouch); -«виноградная лоза» (grapevine); -V-шаг(V-step). 2.3 Кросс: -комбинации с перемещением -различные способы вращений и прыжков; -понятие «кач» как основа пластической характеристики хип-хопа; -Principlestep. 2.4 Партерная пластика: -«Шпагат»; -«Бабочка»; -«Мостик»; 3. Постановочная работа - Танец для Новогоднего утренника; - Танец в стиле «Диско»; - Танец в стиле «Хип-хоп». 4. Концертная деятельность 5. История хореографии Современные направления а) хип-хоп; б) хаус; в) диско. 6. Воспитательная работа. Работа над сплочением коллектива: -экскурсии; -посещение концертов; -проведение праздников. 7. Промежуточная аттестация Итого: Часы Теория Всего Практика 2 70 10 1 18 3 1 52 7 20 5 15 20 5 15 20 5 15 40 - 40 20 2 2 20 - 8 3 5 2 144 2 26 118 Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Вводное занятие Целевая направленность: знакомство с учащимися, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных учащихся; знакомство с техникой безопасности на занятиях. Форма работы: групповая. Теория. В занятие входит рассказ педагога о программе обучения, знакомство с родителями, требования к танцевальной форме, обуви, о культуре поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике безопасности. Формирование групп по возрасту, медицинские показания для занятий танцами, расписание занятий. Практика. Игры на знакомства, на сплочение коллектива 2. Азбука танцевальных движений Теория. Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины. Практика. Ритмическая разминка: комплекс упражнений, рассчитанный на разминку, растяжку и разогрев необходимых групп мышц. Отличается от многих разминок тем, что выполняется под музыку, т.е. изучение танцевальных элементов начинается уже в разминке. Изучаемые элементы разминки: - Движения головы. Соединение движений головы с движениями других центров. - Плечи: комбинация из движений, изученных ранее, разные по ритму комбинации. - Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскостях, соединение в комбинации движений. - Контракция. - Прыжки. Лексика: изучение основных движений hip-hop (хип-хоп). Упражнения выполняются по тем же разделам, что и разминка, с координацией всех центров. Усложняются прыжки и вращения. - Нiplift - полукруги и круги одним бедром. - V-положения рук, jerkposition. - А-Б-В-положения рук. - Комбинации из движений, изученных ранее, соединение с шагами. - Соединение contraction и release с одновременным подъемом одной ноги в воздух и перемещением в пространстве. - Tilt в сторону, вперед, с работающей ногой, открытой на 90° и выше. - Упражнения стэтч-характера в соединении с твистами и спиралями торса. - Приставной шаг (steptouch). - «Виноградная лоза» (grapevine). - V-шаг(V-step). Кросс: передвижение в пространстве. - Вращение как способ передвижения в пространстве. - Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали. - Соединение шагов с изолированными движениями двух центров. - Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращений и прыжков. - Понятие «кач» как основа пластической характеристики хип-хопа. - Движения рук (сгибания в плечевом, локтевом, кистевом суставах). - Броски ног в различные направления с наклоном корпуса в противоположную сторону. - Соскоки по выворотным и завернутым позициям на всей стопе и на полупальцах. - Переходы из параллельных позиций ног в широкие выворотные и «in» позиции. - Прыжки с раскрыванием ног и поворотами в воздухе. Партерная пластика. Скелетные мышцы развиваются гармоничнее, а их силовые возможности проявляются полнее, если упражнения на силу сочетаются с упражнениями на растяжимость мышц и на повышение подвижности в суставах. Для развития гибкости применяется метод выполнения упражнений с увеличением амплитуды. Все многочисленные упражнения этого метода подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся маховые (всевозможные вращения и махи звеньев тела в различных направлениях), фиксированные (различные наклоны, повороты, прогибание) при закрепленных звеньях тела и статические движения (удержание звеньев тела в положении максимальной амплитуды). Пассивные упражнения на гибкость выполняются с помощью партнера, который помогает увеличить амплитуду движения. В первый год обучения подростки учатся выполнять такие упражнения, как: - «Шпагат». - «Бабочка». - «Мостик». Рекомендации. Занятия партерной гимнастикой, в основе которой – использование элементов классического танца, проводятся в положении лежа и сидя на полу. 3. Постановочная деятельность Практика. В первый год обучения учащиеся узнают такие понятия, как: Танцевальная связка - это несколько танцевальных движений (3-5), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца или как вставку в произвольной комбинации. Танцевальная комбинация - нечто среднее между связкой и композицией, обычно ее продолжительность составляет 1-2 восьмерки. Схема изучения танца: 1. Танец учится «на счет», с каждым разом ускоряя темп. Затем, включается музыка, и счёт тактов ложится на музыку. В группе, занимающейся до года, практикуется изучение коротких (в основном на 8 счетов) связок TopRoking’а, и элементами из более лёгких стилей StreetDance’а и Hip-Hop’а. 2. Изучение и запоминание новых элементов. После танца, уделяется внимание изучению новых элементов. В данном случае, применяется индивидуальный подход к каждому ученику. Что учить дальше, на этом этапе, определяется личными качествами ученика. 3. Дополнение – это обязательное условие закрепления пройденного материала, состоит из попыток соединить новый материал со всем, пройденным до этого, материалом. Прохождение связок, отработка кусочков и повторение движений под индивидуальным контролем педагога. 4. История хореографии. Теория. В первый год обучения дети изучают темы: Современные направления: а) хип-хоп; б) хаус; в) диско; г) модерн; д) джаз; е) контемпорари 5. Концертная деятельность Практика. -Новогодние выступления. - Отчетный концерт по итогам 1 года обучения. 6. Воспитательная работа Задачи: - Предъявить единые педагогические требования и выработать осознанное отношение к ним. - Познакомить детей друг с другом. - Познакомить детей с традициями Дворца и с его сотрудниками. - Заложить основы детского самоуправления в коллективе. - Наметить с детьми перспективы совместной деятельности. - Раскрыть у детей лидерский, творческий, интеллектуальный потенциал. - Приучить подростков к аналитической деятельности. Предполагаемый результат - Выполнение детьми единых педагогических требований. - Принятие детьми программы. Практика. Формы работы: экскурсии; совместное проведение праздников, дней рождения; походы в музей, на концерты; консультации. организаторский, Планируемые результаты Метапредметные результаты: - развиты физические данные ребенка, усвоена координация движений; - развиты музыкально-ритмические навыки; - развиты активность и самостоятельность в общении; - сформированы творческое мышление детей средствами хореографии. Личностные результаты: - сформирован интерес к танцевальному искусству; - усвоены трудолюбие, волевые качества целеустремленность, личности: стремление выносливость, к победе, настойчивость, дисциплинированность, организованность, ответственность; - сформированы навыки взаимодействия и сотрудничества. Предметные результаты: - усвоены приемы к самостоятельной и коллективной работе, самоконтролю и взаимоконтролю; - усвоены приемы актерского мастерства; - усвоены навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для обеспечения эффективности образовательного процесса занятия проводятся в просторном хореографическом зале со специальным покрытием, оснащенном зеркалами, станками. Обучающиеся должны быть обеспечены соответствующей формой одежды. Обувь: балетки – для освоения классического танца, носки - для изучения современных танцевальных направлений Одежда для девочек: легинсы, футболка, носки. Одежда для мальчиков: белая футболка, шорты, носки. Оборудование: Музыкальный центр с CD – 1 шт. Станки хореографические Гимнастические коврики – 15 шт. Информационное обеспечение: - аудиозаписи - хореографических видео - фильмы о танцах - фотографии - литература по йоге и хореографии. Кадровое обеспечение: 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: Название раздела, темы 1. 1.1 Основы классической хореографии Вводное занятие 1.2 практические занятия классической хореографией 1.3 показательные выступления 2. Йога 2.1 Мышечная система человека упражнения на определенные группы мышц 2.2 основные асаны 2.3 Развитие гибкости 2.4. асаны для тонуса и укрепления групп мышц Упражнения на расслабления 2.5 Материально техническое оснащение, дидактико методический материал хореографический зал, станки хореографические станки, спортивные коврики, ленты эластичные хореографические станки, спортивные коврики, ленты, кубики для гимнастики и стоп, теннисные мячики зал ДК, сцена, освещение, музыкальное сопровождение, костюмы, реквизит наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; гимнастический коврик, кубики наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии Словесный, наглядный Наглядное, практическое Формы учебного занятия Беседа, практика практика Наглядный, практический Беседа, практика практический выступление Наглядный, практический практика Наглядный, словесный опрос гимнастический коврик, кубики наглядный пример Наглядный, практический практика Наглядный, практический практика наглядный пример, гимнастический коврик наглядный пример, коврик гимнастический практика практика Наглядный, практический, практика словесный 3. Растяжка 3.1 Развитие эластичности всех групп мышц 4. современный танец наглядная практика, кубики, ленты эластичные, мячи, ковры наглядная практика, кубики, ленты эластичные, мячи, ковры хореографический зал 4.1. вводное занятие хореографический зал 4.2. практические занятия хореографический зал 4.3 показательные выступления 5. Итоговое занятие. зал ДК, сцена, костюмы, реквизит, музыкальное сопровождение, освещение хореографический зал Наглядный, практический практика Наглядный, практический практика Наглядный, практический, словесный Наглядный, практический, словесный Наглядный, практический, словесный практический практика наглядный, словесный Открытое занятие практика практика выступление 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Текущий контроль: - диагностика творческих способностей (1 раз в года в начале учебного года); - наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий (постоянно); - текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Промежуточная аттестация: - концерты (2 раза в год); - участие в праздничных мероприятиях ОУ и города (по плану воспитательной работы ОУ); - открытые занятия (1 раз в год). Способами оценивания результативности обучения являются: - тестирование (1 раз в года в начале учебного года); - мониторинг качества участия концертах и достижения(1 раз в года в конце учебного года); Диагностика результативности воспитательно-образовательного процесса В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей: 1. Качество знаний, умений, навыков. 2. Особенности мотивации к занятиям. 3. Творческая активность. 4. Эмоционально-художественная настроенность. 5. Достижения. Педагог может дополнять список показателей. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью: первый уровень – подготовительный; второй уровень – начальный; третий уровень – освоения; четвертый уровень – совершенствования. Критерии оценки. Показатели Подготовитель ный уровень (I) Качество Ознакомление с знаний, умений, образовательно навыков. й деятельностью Особенности Неосознанный мотивации к интерес. Мотив занятиям случайный кратковременны й Начальный уровень(II) Уровень освоения (III) Владение основами знаний Овладение специальными ЗУН Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: Уровень совершенствов ания (IV) Допрофессиона льная подготовка Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет как будущую стороной процесса Творческая активность Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операцию по заранее заданному плану. Нет навыков самостоятельно го решения проблемы. Эмоционально- Подавленный, художественная напряженный. настроенность Бедные и маловыразитель ные мимика и жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Неустойчивая потребность воспринимать или исполнять произведения искусства. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получен новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения и задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. познавательный интерес к общению, стремление добиться высоких результатов. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может предложить интересные идеи, но часто не способен оценить их и выполнить. профессию Распознает разные эмоциональные состояния свои и других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии и исполнении произведений искусств. Распознает и оценивает разные эмоциональные состояния свои и других людей по жестам, мимике, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительност ь мимики, жестов, речи, голоса. Вносит предложения по развитию деятельности коллектива. Легко,быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальность и и гибкостью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, способностью к созданию новых идей. Достижения. Пассивное участие в делах студии Активное участие в делах студии Значительные результаты на уровне города, региона. Высокий уровень включенности в художественны й образ. Ненасыщаемая потребность в восприятии и исполнении произведений искусств. Значительные результаты на уровне города, области, России. Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ Методика изучения мотивов участия обучающихся в хореографической деятельности. Цель: выявление мотивов участия в хореографической деятельности. Ход проведения: Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа на вопрос используется следующая шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Что тебя привлекает в хореографической деятельности? 1. Интересное дело. 2. Общение. 3. Помочь товарищам. 4. Возможность показать свои способности. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность проявить организаторские качества. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов: Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12); в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании. - Ярославль, 2007. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося индивидуальный подход // Педагогика и психология. - 2002. - № 3. 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2015. и 4. Барышникова Т., Азбука хореографии. – М., Айрис-Пресс, 2003. Внешкольник. - 2003. - № 2 (5) 5. Воспитание по Иванову: вчера? сегодня? завтра? Проще простого? Ярославль, 2006. 6. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – театр / Под ред. Мерзляковой С.И. - М., Владос, 2004. 7. Поляков С.Д.О новом воспитании //Педагогика и психология.-2017.-№2. 8. Программы для внеклассной и внешкольной работы. - М., 2000. 9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.М. 2015. 10. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебновоспитательный комплекс вариативного образования. - Ярославль, 2000. 11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 2018. 12. Современный бальный танец / Под ред. В.М.Стриганова и В.И. Уральской. - М., Просвещение. 2011. 13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.-М., 2008. 14. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание//Советская педагогика – 2009, - № 12. 15. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 2013. 16. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе школы. М., 2006. Список литературы для родителей (законных представителей): 1. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960. 2. Ваганова А. Я. “Основы классического танца” Учебное пособие. Издательство "Искусство". Ленинград - Москва, 1963 г., 179 стр. Список литературы для обучающихся: 1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» Учебное пособие. Издательство "Искусство". Ленинград - Москва, 1963 г., 179 стр. 2. Иваницкий М.Ф., «Анатомия человека». Учебник для вузов физической культуры, 2008 г. - 476 с. 3. Лахманчен Г.Е. Эта замечательная йога / Г.Е. Лахманчен. - Москва: СИНТЕГ, 1992. - 174 c Интернет ресурсы 1. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические разработки по хореографии. 2. http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа. 3. http://www.horeograf.com Сайт содержит обширные подборки упражнений в разделе «Фонотека», методических материалов, записей вебинаров и семинаров для хореографов)