Учебный план Шахматы детям

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы - детям»

Автор-составитель:
Ватуля Екатерина Федоровна,
педагог дополнительного образования

Учебный (тематический) план первого года обучения
№ Название раздела. Количество часов
п/п Темы
Всего
Теория
1
Шахматная доска
12
6

2
3

Начальная
расстановка фигур
Шахматные фигуры

2

0,5

1,5

д/упражнения, д/ игры.

33

10

23

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах.

4

Ходы
фигур

взятие 33

10

23

5

Цель
шахматной 52
партии. Шах, мат,
пат, ничья.
Рокировка
4

10

42

1

3

Всего

37,5

98,5

6

и

Практика
6

Формы
аттестации/контроля
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения.

136

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Шахматная доска.
Теория: белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Практика: дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое
играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но
заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То
же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Начальная расстановка фигур.
Теория: начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»;
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Практика: дидактические игры и задания: «Мешочек». Ученики по
одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют
начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение, верно, то мяч следует поймать.
3. Шахматные фигуры.
Теория: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика: дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В
непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый
из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на
столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры,
кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой

фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну
из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что
общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и
маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
4. Ходы и взятие фигур.
Теория: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на
уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Практика: дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение» –
важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле
воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура
должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая
фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь
на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против
фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру

на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один
ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –
побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой
защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из
своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет
все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии.
Теория: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
Практика: дидактические игры и задания: «Шах или не шах».
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах
неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно
объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен
защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в
которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый
шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
6. Рокировка.
Теория: обучающиеся должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые
общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практика: дидактические игры и задания: «Два хода». Для того чтобы
ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя обучающийся отвечает двумя
своими ходами.
Планируемые результаты
На метапредметном
освоить
действия,

познавательные,

уровне курс «Шахматы – детям» помогает
регулятивные

обеспечивающие

и

овладение

коммуникативные
ключевыми

учебные

компетенциями,

составляющими фундамент умения учиться.
На личностном уровне курс «Шахматы – детям» содействует:
- формированию первичных представлений о самостоятельности и
личной ответственности при решении дидактических шахматных задач и
при участии в дидактических играх с шахматным содержанием;
- обеспечению и достижению мотивации к обучению и познанию;
- достижению понимания личностного смысла учения;
- готовности отвечать за свои поступки;
- обретению способности оказывать бескорыстную помощь;
- пониманию важности сохранения личного здоровья - установка на
здоровый образ жизни.
На предметном уровне курс «Шахматы – детям» помогает:
- познакомиться с основными элементами шахмат;
- крепче подружиться с русским или другим языком (с помощью
шахматно – языковых головоломок);
- осознать значимость чтения для личного развития и сформировать
потребность в систематическом чтении (с помощью шахматных сказок,
литературно – шахматных викторин и кроссворд - тестов);
- в ходе решения дидактических задач и участия в дидактических играх
овладеть

основами

логического

пространственного воображения.

и

алгоритмического

мышления,

Учебный (тематический) план второго года обучения
№ Название раздела. Количество часов
п/п Темы
Всего
Теория
1
Шахматная нотация 4
2

Практика
2

Формы
аттестации/контроля
д/задания,
упражнения,
опросы.

Ценность
10
шахматных фигур.
Техника матования 42
одинокого короля

4

6

8

34

4

Достижение
мата 42
без
жертвы
материала

6

36

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

5

Шахматная
комбинация

46

6

40

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

итого

144

28

116

2
3

д/упражнения, д/ игры,
игра в парах.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Шахматная нотация.
Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: Дидактические игры и задания «Назови вертикаль».
Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее
(например: «Вертикаль «е»), так дети называют все вертикали. Затем педагог
спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи?
Королевские слоны? Ферзевые ладьи? И т. п. «Назови горизонталь». Это
задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:
«Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». Здесь определяется диагональ
(например: «Диагональ е1–а5»). Какого цвета поле? Педагог называет какоелибо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются
два обучающихся, и педагог предлагает им найти на демонстрационной
доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу
цель». Педагог задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Педагог уточняет ответы обучающихся.
2. Ценность шахматных фигур.
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. Способы защиты.
Практика: Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог
показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На
сколько очков?», «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до
четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках
другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика
были

равны.

«Выигрыш

материала».

Педагог

расставляет

на

демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны
достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях
требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

3. Техника матования одинокого короля.
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика: Дидактические, игры и задания «Шах или мат». Шах или
мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на
шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход
черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход,
чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или
горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным
пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо
сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее
количество полей для отхода.
4. Достижение мата без жертвы материала.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В
учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от
мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
5. Шахматная комбинация.
Теория: Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения
королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода».
Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью».
Требуется пожертвовать материал и достичь ничью. «Выигрыш материала».
Надо

провести

простейшую

материального перевеса.

двухходовую

комбинацию

и

добиться

Учебный (тематический) план третьего года обучения
№ Название раздела.
п/п Темы
1
Повторение
пройденного
материала
2
Основы дебюта

Количество часов
Всего
Теория
12
4

Практика
8

30

8

22

Формы
аттестации/контроля
д/задания,
упражнения,
опросы.
д/упражнения, д/ игры,
игра в парах.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

3

Основы
миттельшпиля

46

10

36

4

Основы эндшпиля

46

10

36

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

5

Повторение
пройденного
материала

10

4

6

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

итого

144

36

108

Содержание учебного (тематического) плана третьего года
обучения
1. Повторение пройденного материала.
Теория: Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур,
взятие. Рокировка. Превращение пешки. Шах, пат, мат. Ценность фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Матование
одинокого короля.
Практика: Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «На
какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи? «Назови горизонталь, диагональ», «Вижу цель»,
«Кто сильнее?» (Какая фигура сильнее? На сколько очков? Обе армии
равны»), «Объяви мат в два хода», «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король».
2. Основы дебюта.
Теория: Двух и трёхходовые партии. Выявление причин поражения в
них одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей, ферзя,
короля. Детский мат, защита. Угрозы быстрого мата в дебюте, защита.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Неразумность игры в
дебюте одними пешками. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка: за и
против. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Полная и
неполная связка. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Практика: Дидактические игры и задания: «Мат в один ход», «Поймай
ладью, ферзя», «Поставь детский мат», «Защитись от мата», «Выведи
фигуру», «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда»,
«Можно ли побить пешку?», «Захвати центр», «Выиграй фигуру», «Можно
ли сделать рокировку?», «Поставь мат в два хода нерокировавшемуся
королю», «Чем бить чёрную фигуру?», «Сдвой противнику пешки»,
«Успешное развязывание», «Помоги рассеянному художнику».
3. Основы миттельшпиля:

Теория: Рекомендации, как играть в миттельшпиле. Тактические
приёмы в миттельшпиле. Связка в миттельшпиле. Приёмы развязывания.
Двойной

удар,

открытое

нападение,

открытый

шах,

двойной

шах.

Комбинации на мат в три хода, как элемент шахматного искусства. Темы
завлечения,
короля,

отвлечения,

освобождения

блокировки, разрушения пешечного прикрытия
пространства

(поля,

горизонтали,

вертикали,

диагонали), уничтожение защиты и сочетание тематических приёмов.
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.
Практика: Дидактические игры и задания: «Выигрыш материала»,
«Объяви мат в три хода», «Сделай ничью», «Помоги рассеянному
художнику».
4. Основы эндшпиля.
Теория: Простейшие эндшпильные положения, в которых одна из
сторон одерживает победу. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь
против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона.
Ладья против коня. Постановка мата неприятельскому одинокому королю с
помощью своего короля и 1) двух слонов, 2) слона и коня, (простые случаи).
Простейшие пешечные окончания. Король и пешка против неприятельского
короля. Ситуации, когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.
Правило «квадрата». Белая пешка на седьмой горизонтали (или чёрная на
второй горизонтали). Король помогает своей пешке. Белая пешка на шестой
горизонтали (или чёрная на третьей горизонтали). Белая пешка на пятой
горизонтали (или чёрная на четвёртой горизонтали). Ключевые поля. Король
ведёт свою пешку за собой. Белая пешка на четвёртой горизонтали (или
чёрная на пятой

горизонтали). Оппозиция. Борьба за оппозицию. Белая

пешка на третьей и второй горизонталях (или чёрная на шестой и седьмой
горизонталях). Король против короля и двух коней. Король против короля,
слона и пешки.
Практика: Дидактические игры и задания: «Мат в два хода», «Мат в
три хода», «Выигрыш фигуры», «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Путь

к победе», «Сделай ничью», «Добейся ничьей», «Помоги рассеянному
художнику».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».