Учебный план Шахматы Дебют

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Шахматы «Дебют»

Автор-составитель:
Смирнова Юлия Анатольевна,
педагог дополнительного образования

Учебный план первого года обучения
№
п/п

Наименование
темы

1

Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

Физическая культура и спорт,
место в них шахмат.

1

1

-

Опрос

2

Шахматный кодекс и
Первоначальныепонятия.

8

8

-

Опрос,
решение
задач

3

История шахмат,
Ихпроисхождение.

1

1

-

Опрос

4

Дебют.
Как правильно начинать
партию.

5

5

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

8

8

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

7

7

-

Опрос,
задач
решение
задач

7

Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.

33

-

33

Соревнования

8

Сеансы одновременной игры.

3

-

3

Соревнования

9

Конкурсы решений
комбинаций.

2

-

2

Открытое
занятие

Итого

68

30

38

10

Количество часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1

Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат.

2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия.
2.1

Теория:Правила шахматной игры.

2.2

Теория:Первоначальные понятия.

2.3

Теория:Шахматная нотация.

2.4

Теория:Дисциплина.

3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1

Теория:Происхождение шахмат.

4. Дебют.
4.1

Теория:Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в

середине игры, классификация дебютов.
4.2
4.3

Теория: Основные принципы развития дебюта.
Теория: Мобилизация фигур.

4.4

Теория:Борьба за центр.

4.5

Теория:Безопасность короля.

4.6

Теория: Стратегические идеи шахматной партии, гамбит Эванса в

шотландской партии.
5. Миттельшпиль.
5.1
5.2

Теория:Понятие о тактике, комбинации.
Теория:Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое

нападение, двойнойшах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение.
5.3

Теория: Размен, определение стратегии.

5.4

Теория:Принципы реализации материального преимущества.

5.5

Теория:Простейшие принципы разыгрывания середины партии.

6. Эндшпиль.
6.1
6.2
6.3

Теория:Определение эндшпиля.
Теория:Роль и активность короля в эндшпиле.
Теория: Матование одинокого короля.

6.4

Теория:Пешечные окончания.

6.5

Теория:Оппозиция, цугцванг, правило квадрата.

6.6

Теория:Король и пешка против короля.

7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
7.1 Практика: Турниры с нормой 3 юношеского разряда.
7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов.
7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
7.4 Практика: Решение задач.
8. Сеансы одновременной игры.
8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом.
9. Конкурсы решений комбинаций.
9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций.

4

Учебный план второго года обучения
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов
Всего

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс и
азы судейства.

1 1
1

3

Исторический обзор
развития шахмат.

4

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

-

Опрос

1

-

Опрос

2

2

-

Опрос

Дебют.

7

7

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

10

10

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

8

8

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста.

1

1

-

Опрос,
решение
задач
Опрос

8

Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Конкурсы решений
комбинаций. Решение задач.

40

-

40

Соревнования

9

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования
Открытое занятие

72

30

42

1
2

10 Итого

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.

Физическая культура и спорт.

1.1

Теория:Роль физической культуры и шахмат в жизни человека.

2.

Шахматный кодекс и азы судейства.

2.1

Теория:Дисциплина соревнований.

2.2

Теория: Виды и системы соревнований.

2.3

Теория: Запись шахматной партии.

3.

Исторический обзор развития шахмат.

3.1

Теория:История развития шахмат до XVIII века.

4.

Дебют.

4.1

Теория:Принципы игры в дебюте.

4.2

Теория:Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней,

венская партия, королевский гамбит, итальянская партия).
4.3

Теория:Понятие ловушки в дебюте.

5.

Миттельшпиль.

5.1

Теория:Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген.

5.2

Теория:Взаимодействие фигур.

5.3

Теория:Комбинации с сочетанием идей.

5.4

Теория:Слабость последней горизонтали.

6.

Эндшпиль.

6.1

Теория:Ферзь против пешки, ладья против пешки.

6.2

Теория:Лёгко-фигурные окончания.

6.3

Теория:Тяжёло-фигурные окончания.

6.4

Теория:Классификация пешек, пешечные окончания.

7.

Основы методики тренировки шахматиста.

7.1

Теория:Понятие об обучении и тренировке.

8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Конкурсы решений комбинаций. Решение задач.
8.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 юношеских разрядов.

8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций.
8.5 Практика: Решение задач.
9. Сеансы одновременной игры.
9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими
обучающимися.
Учебный план третьего года обучения
№
п\п

Наименование
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

1

Физическая культура и
спорт.

1

1

-

Опрос

2

Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.

4

4

-

Опрос

3

Исторический обзор развития
шахмат.

3

3

-

Опрос

4

Дебют.

13

13

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

15

15

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

15

15

-

Опрос,
решение
задач

7

Основы методики
тренировки шахматиста.
Спортивный режим и
физическая подготовка
шахматиста.

2

2

-

Опрос

1

1

-

Опрос

9

Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.

90

-

90

Соревнования.
Открытое занятие

10

Итого

144

54

90

8

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1

Теория:Шахматы, как вид спорта.

2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1

Теория:Судейство соревнований.

2.2

Теория:Разрядные нормативы.

2.3

Теория:Правила игры с часами.

3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1

Теория:Мастера XVIII века.

3.2

Теория:Теория Филидора.

4. Дебют.
4.1

Теория:План и оценка позиции в дебюте.

4.2

Теория:Связь дебюта с миттельшпилем.

4.3

Теория:Открытые дебюты: испанская партия, шотландская партия, дебют

трёх коней.
4.4

Теория:Полуоткрытые дебюты: защита Каро-Канн, французская защита.

5. Миттельшпиль.
5.1

Теория:Комбинация, как совокупность тактических идей.

5.2

Теория:Сложные комбинации.

5.3

Теория:Форпост и вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

5.4

Теория: Разрушение пешечного центра; освобождение поля, линии;

превращение пешки; уничтожение защиты.
5.5

Теория:План игры и оценка позиции.

5.6

Теория:Центр, открытые и полуоткрытые линии и тяжёлые фигуры на них.

6. Эндшпиль.
6.1

Теория:Пешечный прорыв.

6.2

Теория:Лёгкие фигуры (фигура) против пешек (пешки).

6.3

Теория:Ладейные окончания.

7. Основы методики тренировки шахматиста.

7.1 Теория: Понятие о тренировке шахматиста.
7.2 Теория: Виды тренировок.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Значение правильного режима для юного шахматиста.
9.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
9.1 Практика: Турниры с нормой 1 юношеских и 3 спортивных разрядов.
9.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
9.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
9.4 Практика: Решение задач.
Учебный план четвертого года обучения
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

1

Физическая культура и
спорт.

1

1

-

Опрос

2

Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.

5

5

-

Опрос

3

Исторический обзор
развития шахмат.

4

4

-

Опрос

4

Дебют.

20

20

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

30

30

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

23

23

-

Опрос,
решение
задач

7

Основы методики
подготовки шахматиста к
соревнованиям.

3

3

-

Опрос

9

8

9

Спортивный режим и
физическая подготовка
шахматиста.
Шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.

2

2

-

Опрос

4

2

2

Опрос,
решение
задач и тестов
Соревнования.
Открытое занятие

10

Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.

126

-

124

11

Итого

216

90

126

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1

Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования.

2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1

Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени,

игра счасами, турнирные коэффициенты.
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1

Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи.

3.2

Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира.

3.3

Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы;

творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена.
3.4

Теория: Чемпионы мира по шахматам.

4. Дебют.
4.1
4.2

Теория: Понятие инициативы в дебюте.
Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного

репертуара.
4.3

Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева,

защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита.
5. Миттельшпиль.
5.1

Теория: Атака в шахматной партии.

5.2

Теория: Проблемы центра, центр и фланги.

5.3

Теория: Защита в шахматной партии.

5.4

Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле.

5.5

Теория: Слабые и сильные поля и линии.

6. Эндшпиль.
6.1

Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях.

6.2

Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания.

6.3

Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур.

6.4

Теория: Ферзевые окончания.

7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.

7.1

Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного

мастерства.
7.2

Теория: Формы и методы тренировки шахматиста.

8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1
8.2

Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях.
Теория: Понятие физической культуры шахматиста.

9. Шахматная литература.Компьютерная подготовка.
9.1

Теория:

Значение

шахматной

литературы

для

совершенствования

шахматиста.
9.2

Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования

шахматиста.
9.3

Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки.

9.4

Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для

самостоятельныхтренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий.
10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
10.1 Практика: Турниры с нормой 3-2 спортивных разрядов.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач.
Учебный план пятого года обучения
№
п\п

Наименование
темы

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

-

Опрос

2

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.

4

4

-

Опрос

3

История шахмат
(современный этап).

4

4

-

Опрос

1

12

4

Дебют
(углублённое изучение).

20

20

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

26

26

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

30

30

-

Опрос,
решение
задач

7

Основы методики подготовки
шахматиста к соревнованиям.

3

3

-

Опрос

8

Спортивный режим и
физическая подготовка
шахматиста.

2

2

-

Опрос

9

Российская и зарубежная
шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.

10

5

5

Опрос,
решение
задач и тестов

10

Квалификационные
турниры. Анализ партий и
типовых позиций.
Решение задач.

121

-

116

Соревнования
Открытое занятие

11

Итого

216

95

121

13

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи, сеансы
одновременной игры, заочные соревнования).
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века.
3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе.
4. Дебют.
4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся.
4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах.
4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит, будапештский
гамбит, волжский гамбит).
4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака Альбина).
4.5 Теория: Понятие дебютной новинки.
4.6 Теория: Ловушки в дебюте.
5. Миттельшпиль.
5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего плана игры.
5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары, ловушки.
5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку.
5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от разыгранного
дебюта.
6. Эндшпиль.
6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль.
6.2 Теория: Сложные пешечные окончания.
6.3 Теория: Сложные ладейные окончания.
6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества.
7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1 Теория: Индивидуальные план и график занятий шахматиста.
7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических занятий.
14

8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся.
9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка.
9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной литературой.
9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники.
9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях.
9.4 Теория: Интернет и видеоуроки.
9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ.
9.6 Практика: Игра с компьютером.
9.7 Практика: Занятия по Скайпу.
10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение
задач.
10.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 спортивных разрядов.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся.
10.3

Практика: Разыгрывание типовых позиций.

10.4 Практика: Решение задач.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».