Учебный план Театральная студия Этюд

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Театральная студия «Этюд»

Автор-составитель:
Мандрыко Эвелина Альфредовна,
педагог дополнительного образования

Учебный (тематический) план 1-го года обучения
Количество часов
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
4

Теорети-

Практи-

ческих

ческих

Формы
аттестации
(контроля) по
разделам

2

2

-

Беседа

37

4

33

11

1

10

11

1

10

Фантазия и воображение.

21

3

18

Сценическая речь
Техника актерской игры,
основыисполнительского
мастерства

21

6

15

18

4

14

Сценическое действие.

16

2

14

Предлагаемые
обстоятельства.

20

2

18

Темпо-ритм.

7

0.5

6.5

Постановка спектакля,
программы.
Итоговое занятие

36

12

24

4

2

2

204

39.5

164.5

Название раздела, темы
Вводное занятие
Актерские тренинги и
упражнения.
Мускульная свобода.
Освобождение мышц.
Развитие актерского
внимания.

ИТОГО

Всего

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Показ спектакля

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1. Вводное занятие
Тема 1.Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с
программой. Инструктаж по технике безопасности.
2. Актерские тренинги и упражнения.
Тема 1.Теоретическая часть. Обсуждение понятия «Актерские тренинги».
Изучение театральной терминологии.
Тема 2.Упражнения, связанные с закрепощением тела.
Теоретическая часть. Освобождение от зажимов. Раскрепощение.
Практическая часть. Игра «Скульптор». Дети выходят по одной паре в центр,
один из них – скульптор, другой – скульптура.
Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и
фиксирует форму.
Тема 3. Партнерство. Внимание на сцене с партнером.
Теория. Объяснение понятия партнерство на сцене.
Практика: Игра «Зеркало». Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один –
«живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает
некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
Тема 4.Игра на имитацию движений.
Теория. Имитация движений в предлагаемых обстоятельствах.
Практика. Игра «Вспомните как?..» Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
- Как катится колобок?
- Как серый волк по лесу рыщет?
- Как заяц, прижав уши, убегает от него?
Тема 5. Развитие внимания на сцене.
Теория. Для чего актеру нужно внимание на сцене? Что такое партнерское
внимание?

3

Практика. Игра «Кто сзади?» Один ученик стоит спиной к остальным с
закрытыми глазами. Другой подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо
садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.
Тема 6. Подражание.
Теория. Как создается образ, роль.
Практика. Игра «Изобрази птицу или животное». Каждый ребенок задумает, в
какое животное или птицу он хочет превратиться, и показывает в виде пантомимы.
Другие угадывают: кто это? Первое условие - верить в превращение. Не улыбаться во
время показа!
Тема 6.1
Теория. Объяснение предлагаемых обстоятельств.
Практика. Игра «Встреча двух детёнышей»
Представить себе, что детёныши двух разных животных первый раз вышли на
прогулку и встретились. Они ещё не знают, с кем произошла встреча, поэтому
стараются узнать друг о друге всё: кто он, где живёт, чем питается, кого опасается и
т.д. Прежде чем войти в образ, нужно продумать все эти вопросы.
Тема 7. Одиночный этюд в предлагаемых обстоятельствах.
Теория. Что такое этюд? Этюд на заданные темы.
Практика. Игра «Картина» Представить, что сцена - это чистый лист бумаги.
Детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену,
нужно решить, кто он и что будет делать. Когда один из учеников примет им
задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно изображать и
неодушевлённые предметы: камень, дерево и т.д. Условие; нельзя повторяться.
Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной площадке», «В огороде», «В
городском парке».
Тема 8.Образ в роли.
Теория. Образ актера в спектакле, работа над ролью
Практика. Игра «Войди в образ» Нужно пройти по сцене и сесть, потом встать
и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого, к
кому-то подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося и т.д.
Тема 9. Партнерство
4

Теория. В чем проявляется партнерство на сцене. Понятие энергетика.
Пантомима.
Практика. Игра «Окно». Между детьми воображаемое окно с очень толстым
стеклом, через которое звуки не проходят. Один хочет что-то сказать товарищу.
Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщать партнёру. Для этого он
может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на
пальцах. Партнёр должен его понять и ответить подобным же образом.
Тема 10. Перевоплощение на сцене.
Теория. Понятие перевоплощение, перевоплощение на сцене, этюдный метод.
Практика. Игра «Цирковые артисты». Детям нужно представить себя, что они
настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксёры,
фокусники, жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнастки.
Перевоплощение будет полным, если дети научатся работать с воображаемыми
предметами.
Тема 11. Этюды импровизации.
Теория. Понятие парный и одиночный этюд. Что такое импровизация? Для чего
она нужна актеру?
Практика.«Массовые сценки» (этюды-импровизации). Это включает в себя
комплекс умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, позволяющих
«показать» своего персонажа в зависимости от места и времени действия, его желания.
Сначала выбираются места действия, уже знакомые детям по сценической работе.
Например, представляются следующие сценки: «В зале игровых автоматов», «В ателье
готового платья» (кто-то может изображать манекенов), «В троллейбусе», «В
магазине», «На уроке», «На вещевом рынке», «Вбиблиотеке», «На почте», «В
парикмахерской», «В фотоателье» и т.д. Когда место выбрано, делается выгородкадекорация. Обсуждаются вопросы: «Кого вы хотите представить? Как должно
выглядеть сценическое место в той или иной игровой ситуации?» Распределяются
роли, подбирается реквизит.
Тема 12 Театрискусство коллективное.
Теория. Почему актерам очень важно быть в коллективе. Совершенствовать
навыки группового взаимодействия, ощутить свою принадлежность к группе.
5

Практика. Дети становятся друг за другом и берут за талию впереди стоящего.
Ведущий (первый ребенок) — «иголка». Он бегает, меняя направление. Остальные
двигаются за ним, стараясь не порвать «нитку».
Тема рассчитана на 2 занятия .
Тема 13. Ориентация в сценическом пространстве.
Теория. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями членов
группы, учить ориентироваться в пространстве.
Практика. Первый вариант. Дети врассыпную передвигаются по группе. По
команде воспитателя («Круг», «Квадрат», «Овал», «Прямоугольник», «Треугольник»)
игроки выстраиваются в виде заданной фигуры. После этого педагог исправляет
ошибки. Можно ограничить время на построение фигуры, каждый раз сокращая его.
Второй вариант. Дети держат в руках стулья. По команде ведущего участники
выстраивают стулья в виде фигуры.
Тема 14. Синхронность действий на сцене.
Теория. Учить детей синхронности действий (звучания).
Практика. Участники договариваются, какую песню спеть хором. Выбирается
песня, слова которой знают все игроки. По команде воспитателя (хлопку) все поют ее
вслух. На следующий сигнал — все поют про себя. Звучит хлопок — и опять все поют
вслух. Задача игроков добиться синхронности звучания хора.
Данная тема рассчитана на 2 занятия.
Тема 14.Способность к согласованности действий с партнером.
Теория. Развивать способность к согласованности действий с партнером.
Практика. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом.
Педагог предлагает удерживать листок бумаги лбами (надувной шар—животом и т. д.)
без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая
более длительное время удерживает предмет.
Тема рассчитана на 3 занятия.
2.1. Мускульная свобода. Освобождение мышц.
Тема 1. Психологические зажимы
Теоретическая часть.

Психологические

зажимы.

Мышечные

зажимы.

Мышечная свобода.
6

Тема 2. Снятие мышечного напряжения.
Теория. Понятие мышечного напряжения.
Практика. Русская народная игра «Капуста». Дети стоят цепочкой, первый»
накручивает «(закручивает) эту цепочку детей. Потом последний закручивает всех на
себя. При этом все говорят: «Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок. Не женися, не
женися, молодой женишок.»
Русская народная игра «Пень-колода». Дети стоят в кругу, при помощи считалки
выбирается ребёнок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг
него, при прекращении музыки все останавливаются. Ребёнок на ощупь должен узнать
любого. Если не узнал, дети говорят: Пень- колода, пень — колода, Просидишь до
нова года!
Тема рассчитана на 3 занятия.
Тема 3. Освобождение мышц от зажимов, растяжка.
Теория. Для чего актеру нужна гибкость. Пластическая выразительность.
Растяжка. Освобождение от зажимов.
Практика. Работа в парах ( парная растяжка). Игры на пластическую
импровизацию.

Освобождение

от зажимов путем

концентрации физического

напряжения и команде- расслабления.
Тема рассчитана на 5 занятий.
Тема 4 . Снятие мышечных зажимов
Теория. Повторение понятия мышечных зажимов.
Практика. Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Задание: поздоровайтесь
поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.
Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните друг
другу.
Тема 5. Пластическая работа в предлагаемых обстоятельствах.
Теория. Освоение навыка работы без слов, только пластикой тела.
Практика. Игра. «Тело в деле» Ребенок застывает в какой-то позе, и все видят
как бы фотографию во время выполнения какого-то дела, например, рассматривание
витрины, укладывание продуктов в сумку, выход из подъезда и т.п. Другие дети
7

пытаются отгадать сфотографированное дело, но отгадать без слов. Они выходят,
повторяют позу и продолжают действие, прерванное моментом фотографии.
Естественно, что разные дети будут показывать разные действия. Все обсуждает, в чём
один показ отличается от другого, какой более соответствует тому, что они видели.
Можно продолжить это упражнение заданием «дополни» - первый задаёт свою
фотографию, а второй, третий и т.д. «входит» в фотографию со своим пониманием
первой позы, т.е. со своим представлением о сфотографированной истории, о том, что
там должно и могло бы происходить ещё.
Тема 6. Пластические музыкальные этюды.
Теория. Умение импровизировать. Работа над пластикой тела. Чувства
партнерства, ритма.
Практика.

Предлагаемые

обстоятельства

«Лес»,

«Скульптура»,

«Море».

Импровизация под музыку, исключительно пластикой.
Данная тема рассчитана на 4 занятия.
2.2. Развитие актерского внимания
Тема 1 Понятие актерское внимание
Теоретическая часть. Внимание. Зрительная и слуховая память. Эмоциональная
и двигательная память. Мышечная и мимическая память.
Тема 2. Понятие- 3 круга внимания.
Теория. Что означает данный театральный термин? Для чего нужно внимание
актеру.
Практика. По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на
улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал.
Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое
тело, мысли, чувства.
Тема 3.«Кто во что одет?»
Теория: Развитие внимания к партнерам, сценическое внимание
Практика: Называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на
партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до
5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить. Задание на
8

внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить
руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться.
Тема 4 Понятие мизансцена.
Теория: Что такое мизансцена? Как строить мизансцену.
Практика. Игра «Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на
заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене произвести
некоторые изменения и попросить ведущего восстановить как было; построить
мизансцену по любой иллюстрации.
Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или
стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них
вырабатывается чувство формы, мизансцены. Лучше делать под счет – считать до 7,
до 5.
Данная тема рассчитана на 2 занятия.
Тема 5. Развитие внимания, памяти.
Теория. Развитие сценического внимания, память физических действий.
Практика. Игра «Самый внимательный»Участники должны встать полукругом и
определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить
порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет
порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки
по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
Тема 6 . Развитие слухового внимания.
Теория. Объяснение данного понятия. Для чего развитый слух нужен актеру.
Практика. Игра на развитие слухового внимания, памяти.
Преподаватель произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.
2.3. Фантазия и воображение
Тема 1. Теоретическая часть. Воображение и фантазия в деятельности актера.
Тема 2. Причинно-следственная связь сценического действия.
Теория.Правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные
связи является важнейшим условием творческого воображения.
9

Практика.Детям предлагается пофантазировать на тему: Что произойдет,
если…?. Задача ребенка — дать как можно более полные и оригинальные ответы на
поставленные вопросы: — Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая? И
тд.
Тема 3. Сценическое перевоплощение.
Теория. Повторение термина перевоплощение, роль, образ.
Практика. Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил
задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью,
погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен
сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание своему соседу.
Тема 4. Парные и массовые этюды.
Теория. Повторение понятия этюд, музыкальный, парный.
Практика. Этюды на заданные темы. По стихотворениям. Этюд «Я предмет»
Данная тема рассчитана на 4 занятия.
Тема 5. Развитие фантазии.
Теория. Для чего актеру нужна фантазия. Развитие фантазии.
Практика. Преподаватель называет предмет живой или неживой, а дети должны
подобрать к этому предмету прилагательное (какой?): Цыпленок — желтый, теплый,
жареный, писклявый …. И тд.
2.4 Сценическая речь
Тема 1.
Теоретическая часть. Дыхание и голос.
Тема 2. Работа над звуком
Теория. Постановка звучания
Практика. «Треугольник». С предельно точной артикуляцией произносятся
гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». «Соединение гласной и согласной».
В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение
однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные
«треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба –
ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу
Тема 3. Скороговорки.
10

Теория. Понятие скороговорки. Работа над чистотой произношения.
Практика. «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу произносят одну и туже
фразу

или

скороговорку

с

различной

интонацией;

цель

–

отработка

интонации;«испорченный телефон» —
играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает
та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и
последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её в слух;
Тема 4. Работа с чтецким материалом
Теория. Разбор текста, знаки препинания, перспектива, полетность
Практика.

Игры–стихи

обыгрывают

литературный

текст,

поддерживать

стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа,
используя движение, мимику, позу, жест. «Белеет парус одинокий» и тд.
Тема рассчитана на 2 занятия.
3. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства
Тема 1. Основы исполнительного мастерства
Теория. Понятие задачи, действия, смена настроения, сверхзадача.
Тема 2. Этюды на развитие эмоций.
Теория. Повторения термина этюд, смена эмоций.
Практика. Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит
отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно
скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето. Однажды вечером в квартире
раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь.
Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был
настоящий сюрприз! И тд. «Усталость» «Соленый чай»
Данная тема рассчитана на 3 занятия.
3.1 Сценическое действие
Тема 1 .
Теоретическая часть. Действие как основа сценического искусства.
Практическая часть. Этюды и упражнения на физическое действие.Этюды
иупражнения на память физических действий. Этюды на внутренне действие.
Тема рассчитана на 4 занятия.
11

3.2. Предлагаемые обстоятельства
Тема 1.
Теоретическая часть.Обстоятельства места. Обстоятельствавремени. Личные
обстоятельства. Ситуативные обстоятельства.
Практическая

часть.

Упражнение«Если

бы…»,

«Я

в

предлагаемых

обстоятельствах», «Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами».
3.3. Темпоритм
Тема 1.
Теоретическая
переключениескоростей.

часть.

Темп.

Темпо-ритм

Ритм.
внешний

Градация
и

темпо-ритмов

внутренний.

и

Предлагаемые

обстоятельства определяют темпо-ритм. Заданный темпо-ритм определяет выбор
предлагаемых обстоятельств.
Практическая часть. Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпоритма. Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. Этюды на
физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами.
3.3. Постановка спектакля, программы
Тема 1.
Теоретическая часть. Читка сценария. На этом этапе перед педагогом стоит
задача донести до детей смысл готовящейся постановки. Первое прочтение сценария
проводится только педагогом. Далее сценарий читается по ролям. Распределение
прочтения ролей на этом этапе чисто условные, формальные, в основном, по желанию
детей. Затем, чтобы выявить внутренний и внешний характер предложенного или
выбранного персонажа, каждому участнику объединения предлагается составить
монолог, в котором выбранный персонаж говорит о самой важной, самой главной
задаче в постановке данного спектакля. Если на данный момент подобрано
музыкальное сопровождение, то ребятам предлагается прослушать музыкальный
материал и в пластике попытаться выразить чувства персонажа.
Практическая часть. Работа над образами, Репетиции отдельных сцен.
Изготовление реквизита. Подбор музыкального материала. Прогоны.
Тема 2. Этюды к образу
Теория. Повторение понятия этюд, распределение ролей.
12

Практика. Парные и одиночные этюды, проба роли.
Тема 3. Разведение сцен.
Теория. Повтор всех терминов, включая развод сцен.
Практика. Склейка всего спектакля.
Тема.4. Генеральная репетиция.
Теория. Понятие генеральная репетиция, подведение итогов.
Практика. Генеральный прогон, обсуждение недочетов.
4. Итоговое занятие
Тема 1
Практическая часть. Показ спектакля зрителям.
Теоретическая часть. Разбор показа.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».