Учебный план Творческая мастерская Страна мастеров

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Творческая мастерская «Страна мастеров»

Автор-составитель:
Сорокина Марина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Щелконогова Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования

Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п

Кол-во часов

Название темы
Всего
14

Теория
3

Практика
11

Конструирование из бумаги и
картона.

26

5

21

Игрушки из конусов
Поздравительные открытки
Сувениры
из гофрированного картона
Аппликация.

6
10
10

1
2
2

5
8
8

20

4

16

3.1.
3.2.

Обрывная аппликация
Аппликация из геометрических
фигур

6
4

1
1

5
3

3.3.
3.4.

Аппликация из фантиков
Аппликация в стиле «мозайка»

4
6

1
1

3
5

4.

Оригами.

20

3

17

5.

Рисование пластилином.

24

3

21

6.

Изобразительная деятельность.

32

4

28

136

22

114

1.

Веселые игрушки
из помпонов и ниток.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.

Итого:

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
опрос,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие, опрос,
взаимоанализ
работ

Опрос,
участие в
конкурсах,
самостоятельная
работа,
взаимоанализ
работ,
презентация
работ
Игра,
беседа,
практическое
занятие
Участие в
конкурсах,
открытое
занятие, беседа
Участие в
конкурсах,
просмотр работ,
итоговая
выставка

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1.

Веселые игрушки из помпонов и ниток.

Теория: Основные материалы и инструменты, используемые в начальном
декоративно-прикладном творчестве. Игра-путешествие по стране мастеров.
Беседа: «Из чего и как делают нитки?» Виды работ. Техника выполнения
игрушки из помпонов и ниток с использованием разных материалов. Виды и
производство

ниток

(хлопчатобумажные,

шерстяные,

шелковые,

синтетические). Технология изготовления помпонов из ниток. Техника
безопасности на занятиях.
Практика: Подготовка ниток и шаблона к работе, изготовление брелка
из пряжи, изготовление цыпленка из двух помпонов, изготовление собачки
из помпонов.
2.

Конструирование из бумаги и картона.

2.1. Игрушки из конусов
Теория: Бумага как художественный и конструктивный материал.
Виды бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные
способы ее формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Техника
работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Основные правила
вырезания. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона.
Клеевое соединение деталей. Уметь самостоятельно складывать и вырезать из
бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы,
склеивать, оформлять поделку. Техника безопасности. Физкультминутка.
Практика: Игрушки из конусов «Котенок», «Собачка», «Ангел».
2.2. Поздравительные открытки
Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой,
создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из
них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления
открыток. Подбор цветовой гаммы.
Практика: Резание по прямой, симметричное вырезание, резание по
линиям разметки, вырезание узоров и орнаментов, способы формовки бумаги,

оформление мелких деталей. Изготовление поздравительной открытки для
мамы в технике скрапбукинг. Изготовление поздравительной открытки по
своему замыслу.
2.3. Сувениры из гофрированного картона
Теория:

История

возникновения

технологии бумагокручения

–

квиллинга. Особенности работы с гофрированным картоном. Инструменты и
материалы, используемые в работе. Техника безопасности. Технология
изготовления основных форм: «капля», «тугая спираль», «глаз». Сборка
поделки. Оформление композиции.
Практика: Упражнение на изготовление гофрированных элементов для
работы. Цветы на шпажках из гофрированного картона. Изготовление
объемных сувениров из гофрированного картона.
3.

Аппликация

3.1. Обрывная аппликация.
Теория: Знакомство с данным видом искусства. Что такое аппликация?
Материалы и инструменты для работы и правила их, безопасного
использования. Просмотр работ в данной технике. Организация рабочего
места. Последовательность изготовления обрывной аппликации. Приемы и
техникой работы с бумагой. Правила компоновки на плоскости листа
задуманный художественный образ.
Практика:

Обрывная

аппликация

из

рваных

кусочков

бумаги

«Натюрморт».
3.2. Аппликация из геометрических фигур.
Теория:

Последовательность

изготовления

аппликации

из

геометрических фигур. Приемы и техника работы.
Практика: аппликация из геометрических фигур «Сказочный замок».
3.3. Аппликация из фантиков.
Теория: Последовательность изготовления аппликации из фантиков.
Приемы и техника работы из фантиков.
Практика: аппликация из фантиков «Букет для мамы».

Аппликация в стиле «мозайка».

3.4.

Теория:

Понятие

«Мозайка».

Последовательность

изготовления

аппликации в стиле «мозайка». Приемы и техника работы аппликации в
стиле «мозайка».
Практика: Нарезка кусочков бумаги нужных цветов

и размеров.

Приклеивание в задуманном порядке. Работа с шаблонами. Аппликация из
кусочков бумаги в стиле мозайки «Домашнее животное». Итоговая работа с
применением двух или трех видов техник аппликаций по своему замыслу.
4. Оригами.
Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе
ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике.
Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в
оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы
по схемам и инструкциям.
Практика: Упражнения сгибы от себя, сгибы к себе. Изготовление
работ: собачка, кошка, лягушка, подснежники, птица счастья, сказочный
корабль в технике оригами.
5. Рисование пластилином.
Теория: Знакомство с материалом (пластилин) и основными приемами
лепки: скатыванием,

раскатыванием,

расплющиванием,

вытягиванием,

сгибанием, присоединением. Основные правила лепки простых форм.
Рисование

пластилином.

Материалы

и

инструменты.

Знакомство

с

последовательностью выполнения работы (перевод рисунка на пленку,
заполнение деталей тонким слоем пластилина, закрепление готовой работы
на основе). Техника безопасности. Оформление работы.
Практика: Отработка простых приемов лепки (скатывание шарика,
овала,

жгута;

сплющивание,

отщипывание,

надрезание

стекой).

Изготовление работ: «Корзина с фруктами», «Аквариум», «Сказочное
дерево», «В мире животных».
6. Изобразительная деятельность.

Теория:

Знакомство

с

техникой

«Монотипия»,

«Пуантилизм».

Знакомство с понятиями: симметрия, узоры, эскиз, линия, пятно, штрих,
мазок. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами
работы с ними. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,
возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим,
легкость

смешивания,

возможность

получения

разнообразных

спецэффектов. Навыки работы с палитрой. Получение сложных цветов
путем их смешивания. Правила подборки разных номеров кистей, в
зависимости от изображения. Понятие различных видов мазков, полученных
при разном нажиме на кисть. Владение терминами «теплые», «холодные»
цвета. Знакомство с графическими материалами, особенностями техники
работы и результата. Рисунок как непосредственный вид искусства.
Знакомство с правилами рисования цветными карандашами и фломастерами.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. Знакомство с картинами художников.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Практика: «Сказочный мир» в технике «Монотипия» (гуашь). «Город
будущего» с использованием цветных карандашей и фломастеров. «Ваза с
цветами». «Бабочки». «Фрукты», «Пейзаж» в технике «Пуантилизм» (гуашь);
Итоговая работа на выбор.

Учебный (тематический) план второго года обучения
№
п/п
1.

Кол-во часов

Название темы
Конструирование из бумаги и
картона

Всего
26

Теория
3

Практика
23

1.1
1.2.

Оригами
Объемная аппликация

8
10

1
1

7
9

1.3.
2.

Поздравительные открытки
Конструирование из фоамирана и
фетра

8
12

1
2

7
10

Изобразительная деятельность

26

4

22

3.

Акварельная живопись
Особенности работы гуашевыми
красками
Графика.

10
6

1
1

9
5

18

4

14

4.

Айрис-фолдинг

30

4

26

5.

Мозайка из яичной скорлупы

20

2

18

6.

Декупаж

14

2

12

7.

Работа с тканью

16
144

2
19

14
125

3.1.
3.2.
3.3.

Итого:

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, опрос,
практическое
занятие, игра,
презентация
работ
Опрос, беседа,
практическое
занятие,
взаимоанализ
Участие в
конкурсах,
практическое
занятие
Беседа,
Опрос, мастеркласс,
практическое
занятие
Беседа, опрос,
практическое
занятие
Участие в
конкурсах,
открытое
занятие,
итоговая
выставка

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Конструирование из бумаги и картона.
1.1.Оригами
Теория: Беседа об искусстве оригами. Правила труда при работе
ручным инструментом. Термины, встречающиеся в данной технике.
Просмотр работ. Основные базовые формы, условные знаки, принятые в
оригами. Правила складывания базовых заготовок оригами. Правила работы
по схемам и инструкциям.
Практика: Цветы из полосок бумаги. Клоун в технике оригами.
1.2. Объемная аппликация
Теория: Знакомство с понятием «объемная аппликация». История
создании аппликации. Виды «объемной аппликации». Способы складывания
и склеивания бумаги. Особенности «Объемной аппликации». Техника
безопасности при работе с клеем, ножницами и бумагой.
Практика: изготовление работ в технике «объемная аппликация»:
«Ваза с цветами», «Птица счастья», «Часы – игрушка», «Золотая рыбка».
1.3. Поздравительные открытки
Теория: Техника скрапбукинг. Особенности работы с бумагой,
создание композиции. Способы формовки бумаги и декоративные формы из
них. Примеры оформления открыток. Пошаговая технология изготовления
открыток. Подбор цветовой гаммы.
Практика: открытка для мамы в технике скрапбукинг, открытка по
своему замыслу.
2. Конструирование из фоамирана и фетра.
Теория: Что такое фетр и фоамиран. Виды фетра и их подбор для
выполнения работы. Свойства фоамирана и фетра. Материалы для работы.
Способы создания декоративных изделий из фоамирана и фетра. Правила
техники безопасности при работе с фетром и фоамираном. Виды швов и их
классификация.
Практика: «Объемные цветы» из фетра. Изготовление магнитов

«Бабочка», «Птичка». Изготовление «Совенка». «Сказочное дерево» из фетра
и фоамирана с использованием пуговиц.
3. Изобразительная деятельность
3.1. Акварельная живопись
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой «по – сырому». Этапы
выполнения работы в данной технике. Последовательность работы. Примеры
работ

художников

в

данной

технике.

Материалы

и

инструменты.

Организация рабочего места. Разница между «писать» и «рисовать». Приемы
письма акварелью в технике «по – сырому». Основы цветоведения. Тоновая
растяжка. Подбор цветов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.
Практика: «Фрукты» в технике «по-сырому». «Пейзаж» в технике посырому. Любая работа в данной технике по своему замыслу.
3.2. Особенности работы гуашевыми красками
Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства
гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника
«примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правила
рисования.
Практика: выполнение работы гуашью «Затерянный мир», и работа по
своему замыслу.
3.3. Графика.
Теория: Знакомство с понятием «графический рисунок», «объём»,
«стилизация»,

«орнамент»,

«декоративность».

История

возникновения

графики. Графика как вид изобразительного искусства. Применение графики.
Разновидность графического рисунка по технике исполнения. Освоение
основ света и тени. Выразительные средства композиции: точки, линии,
пятна. Многообразие линий в природе. Выразительные средства композиции:
точки, линии, пятна. Орнамент. Виды орнамента.
Практика: Стилизованные животные. Сказочное дерево в графике.
Цветы в графике. Стилизованная любая работа по своему замыслу.

4. Айрис – фолдинг
Теория: Айрис - фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги
под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с
применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры
или радужную оболочку глаза. Различные манипуляции с бумагой:
складывание, сворачивание, скручивание, резание на полоски определенного
формата. Правила расположения элементов аппликации, при использовании
всей площади листа. Работы с клеем, кисточкой.
Практика: Изготовление мини-открытки, открытка в виде сердца,
«Кленовый листок», «Золотая рыбка», «Цветок».
5. Мозайка из яичной скорлупы
Теория: История возникновения данной техники. Технологические
операции, при помощи которых можно сделать поделки из яичной скорлупы.
Последовательность выполнения работы. Правила подборки цветов и тонов
красок в зависимости от композиций. Оформление работ в соответствии с
правилами декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа: Панно «Цветочный мир», «Подводный мир».
Бабочка».
6. Декупаж
Теория: История возникновения техники «Декупаж», особенность и
специфика,

а

декорирования

так же

применение

предметов интерьера.

в современной жизни.
Правила

Правила

техники безопасности.

Последовательность выполнения поделки при помощи декупажной салфетки
и клея. Виды стилей в декорировании изделий.
Практика: Изготовление декоративной досочки. Декорирование
тарелки, дисков, салфетницы, бутылки, баночки. «Цветочное кашпо».
«Подставка для мелочей».

Учебный (тематический) план третьего года обучения
№
п/п

Кол-во часов

Название темы
Всего
44

Теория
6

Практика
38

Чудеса из фетра

24

3

21

3.

Точечная роспись

38

5

33

4.

Изобразительное искусство.
Правополушарное рисование

38

5

33

144

19

125

1.

Модульное оригами

2.

Итого:

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, игра.
Практическая
работа
Опрос, беседа.
Практическая
работа
Беседа.
Участие в
конкурсах
Беседа,
Опрос.
Участие в
конкурсах.
Итоговая
выставка

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1. Модульное оригами.
Теория: Что такое модульное оригами? История развития оригами в
России. Работы российских мастеров. Виды оригами. Знакомство с
коллекцией бумаги, материалами для проведения практической работы.
Геометрия в нашей жизни. Обобщение знаний о геометрических фигурах.
Прямоугольник - базовая фигура. Приемы разметки листа формата А4 на
равные прямоугольники. Правила деления листа разными способами.
Сгибание боковых острых углов в разных направлениях. Способ заготовки
основной единицы модульного оригами - модуля. Базовые способы
соединения модулей. Условные обозначения, приемы, термины. Знакомство
с инструкционными картами. Приемы увеличения количества модулей в
ряду. Приемы убавления количества модулей в ряду.
Практика: Изготовление треугольных модулей. Сгибание сторон к
центральной линии. Складывание модели пополам. Корректировка модели
ножницами.

Учить

самостоятельно

делать

модули,

работать

с

инструкционными картами. Отработка и закрепление умений изготавливать
модули и способов их соединения. Отработка и закрепление умений
изготавливать модули и способов их соединения. Умение читать схему.
Изготовление работ в технике модульное оригами: круглая фоторамка,
зайчик, кактус в горшочке.
2. Чудеса из фетра.
Теория: Техника безопасности при работе с ножницами, иголками,
булавками, клеем. Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о
материаловедении.

Отличительные

особенности

объемной

игрушки.

Обработка фетра, использование этого материала для создания объемных
игрушек. Приемы работы с фетром и аксессуарами. Способы закрепления
нити. Оформление изделия при завершении работы.
Практика:

Изготовление

елочной

пироженки, украшения для интерьера комнаты.

игрушки,

котенка,

цыплят,

3. Точечная роспись.
Теория: Понятие «точечная роспись». Виды, элементы точечной
росписи, технологические приемы. Материалы и инструменты, используемые
в данной технике. Разработка симметричного рисунка. Понятие орнамент.
Правила работы с акриловыми краски. Последовательность выполнения
работы. Оформление изделия при завершении работы.
Практика: Роспись керамической кружки, роспись по стеклу «Сова»,
«Бабочка». Итоговая работа на свой выбор по данной технике.
4. Изобразительное искусство. Правополушарное рисование.
Теория: Живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства
гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника
«примакивание».

Техника

«тычок».

Понятие

«плотный

цвет».

Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего
художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета,
пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись
гуашью по методике правополушарного рисования. Техника пуантилизм,
особенности рисования.
Практика: Упражнение на смешение цветов, правополушарное
рисование «Пейзаж», «Сказочный мир», «Весеннее настроение». Попугай и
сказочное дерево в технике пуантилизм.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».