Учебный план Образцовый ансамбль современной и народной хореографии Метеоритм

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Образцовый ансамбль современной и народной хореографии
«Метеоритм»

Автор-составитель:
Егорова Анастасия Олеговна,
педагог дополнительного образования

Учебный (тематический) план первого года обучения
Название
№
темы
1
Ритмика и танец
Основные
1
позиции танца.

Количество часов
Всего
Теория
40
8
1

Практика

Упражнения
1
на
развитие
специфических танцевальных,
физических
способностей,
мелкая моторика пальцев рук
(теннисные шарики).
Танцевальные
1
комбинации,
развернутые
композиции,
этюды с изучением основ
хороводного перестроения.
Азбука
1
музыкального
движения.

15

2

13

Прослушивание музыки в
позиции
Показ упражнений
обучающимися. Игровая
форма контроля

11

1

10

Игровая форма контроля

6

2

4

Прохлапывание и
протапывание
музыкального ритма
обучающимися

Танец
2
модерн
Основные
2
понятия
танца
модерн.
Упражнения
2
на
развития
специфических танцевальных,
физических способностей.
Танцевальные
2
комбинации по
специфике танца модерн.
Джазовый
3
танец
Основные
3
элементы
джазового танца.
Специальные
3
танцевальноигровые комбинации.
4
Сценический образ
Элементы
4
актерского
мастерства.
Танцевальная
4
импровизация.

25
5

1

4

15

1

14

Показ упражнений
обучающимися
Показ упражнений
обучающимися

5

1

4

Игровая форма контроля

25
13

2

11

12

2

10

Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма контроля

14
5

1

4

Игровая форма контроля

9

Показ танцевальных
упражнений и пластики
обучающимися при смене
музыки

5
Творческая концертная
деятельность
Постановка
5
танцевальных
номеров.
Репетиционный
5
процесс.

22
9

8

8

Участие
5
в
конкурсах.
Итого:

4

4

Концерты, конкурсы,
открытые занятия
Видеозаписи, обработка
отснятого материала
Дипломы,Грамоты,Побед
ы. Открытое занятие

7

1.
2.

3.

4.

1.
2.

3.

1.
2.

1.

9

2.

1.

10

1

2.
3.

Формы аттестации/
контроля

концертах

и

136

15

121

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
Обучение детей

первого года обучения начинается с упражнений по

ориентировке в пространстве: коллективно – порядковые и ритмические
упражнения,

имеющие

целью

музыкально

–

ритмическое

развитие

обучающихся.
1. Ритмика и танец.
1.1.Основные позиции танца: I, VI, II – позиции ног. Игровая подготовка к
позициям рук. Основное положение: руки на пояс. Изучение позиций и
положений рук, ног, головы, корпуса.
1.2. Упражнения на развитие специфических танцевальных, физических
способностей. Упражнения для стоп «Клюв – утюг»; для нижней
выворотности «Покажи каблучок»; для верхней выворотности: «Бабочка»,
«Йога», «Петушок», «Французская лягушка», для поясничной гибкости:
«Гусеница», «Лягушка», «Качалка», «Корзинка», «Рогалик»; стойка на
коленях для

подлопаточной гибкости; для растяжки шага: «Ножка за

ушком», «Моя ножка – любимая».
1.3. Танцевальные

комбинации,

развернутые

композиции,

этюды.

Разучивание танцевальных элементов в развитии: смена позиций, смена
ракурсов, полуповороты, смена рисунка, полупальцы, координирование (в
игре).
1.4.Азбука музыкального движения. Теория: Мелодия и движения. Темп
(быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 2/4, 4/4,3/4. Целая нота
и половинка. Пауза. Контрастная музыка: быстрая – медленная, веселая –
грустная. Практические занятия: Маршировка в темпе и ритме музыки: шаг
на мосте, вокруг себя по точкам класса, вправо, влево. Пространственно –
музыкальные упражнения: повороты вправо – влево, продвижение на углах, с
прыжком (вправо, влево), движение по диагонали, изменение рисунка на
подскоках. Подскоки с хлопками на разный счет, выделение сильной и
слабой доли, прохлапывание целой и половинки ноты.
2. Танец модерн.

2.1.Основные понятия танца модерн: «центр», «баланс», «контракция»,
«релаксация».
2.2.Упражнения на развитие специфических танцевальных, физических
способностей. Упражнения, выключающие понятие
полупальцы, прыжок из стороны в сторону.

«центр»: наклоны,

Упражнения на развитие

равновесия. Понятие «баланс». Упражнения на дыхание. Понятие положений
«контракция», «релаксакция» , путем сценических образов или путем
сравнений. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала: стоя, сидя,
лежа, по кругу. Работа корпуса: наклоны: вперед, в стороны, упражнение
«кошечка». Танцевальные шаги, их различное сочетание с продвижением
вперед, назад, в сторону и т.д. Прыжки: соте, подскоки, эшапе.
2.3.Танцевальные

комбинации,

развернутые

композиции,

этюды.

Разучивание танцевальных элементов в развитии: смена позиций, смена
ракурсов, полуповороты, смена рисунка, полупальцы, координирование (в
игре). Ввод движений, требующих более серьезных усилий. Укрепление
амплитуды движений, их исполнения. Укрепление движения (смена темпа).
Изменения уровня исполнения движений – смещение «центра» учащегося
(или танцовщика) в пространстве (сидя, стоя, лежа, в прыжке). Комбинация
от 8,16,32 тактов.
Ввод новых элементов и их усложнение происходит плавно и постепенно.
3. Джазовый танец.
3.1.Основные элементы джазового танца. Понятия «изоляция», «Свинг».
3.2.Специальные танцевальные комбинации, включающие в себя понятия
«изоляция» и свинг», в форме игровых сравнений. Упражнения на развитие
координации рук, ног, корпуса, головы. Прыжки.
4. Сценический образ.
4.1.Танцевальная импровизация. Эмоционально – окрашенное движение в
пространстве. Импровизация в форме игры, занимая все пространство класса:
хаотичный бег без столкновений. Исполнение определенного коллективного

задания и без музыкального сопровождения: «статуя», «мост», «гора»,
«гроздь винограда», «падение», «мое любимое», «вертушка», «липучка».
5. Творческая концертная деятельность.
5.1.Постановка танцевальных номеров. Основа танца – сюжет (игра).
Выученные движения и элементы базового уровня обучения и задачи
коллектива в целом. Учет возрастных особенностей обучаемых, творческая
активность детей.
5.2.Репетиционный процесс. Отработка хореографической лексики, смена и
ориентировка в танцевальном рисунке.
5.3.Участие в концертах и конкурсах. Отдельные концертные выступления,
как показатель уровня подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки
По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:
- что такое танец;
- основные позиции танца;
- азбука музыкального движения: сильная доля, целая нота и половинка
ноты;
- элементы классического танца: plie, battementtendu;
- название специальных упражнений на развитие танцевальных
способностей;
- характерные особенности танца «модерн» и «джаз-танца»;
-

ориентировка

в

пространстве:

построения

в

различные

рисунки,включая хороводные перестроения;
- правую и левую руку, ногу, сторону.
Уметь:
- выполнять упражнения подготовительного комплекса;
- упражнения натянутой и сокращенной стопы, сгибание и разгибание
коленного и тазобедренного сустава;
- упражнения, способствующие укреплению и развитию мышц, связок
и суставов в танцевальных «позициях», в выворотных положениях;

- упражнения на координацию движений ног, рук, корпуса, головы;
- упражнения на развитие музыкальных способностей;
-

выполнять

простейшие

танцевальные

шаги

(вперед,

назад),

«дорожки», повороты;
- выполнять простейшие прыжки и сочетания прыжков;
- выполнять танцевальные комбинации (на 16,32 такта и более) в
ансамбле и соло;
- исполнять танцевальные композиции из репертуара ансамбля
современной и народной хореографии «Метеоритм», соответствующие
возрасту и уровню подготовки.

Учебный (тематический) план второго года обучения
№
Название темы
1

Разминка

Количество часов
Всего Теория Практика
25

Формы аттестации/
контроля

25

1.
1.1.

1Всестороннее развитие
хореографических данных:
специальные танцевальные
и физические упражнения.
2
Танец модерн

2

23

Показ упражнений
обучающимися

2Упражнения на развития
25
специфических
танцевальных, физических
способностей.
2Танцевальные комбинации, 20
развернутые композиции,
этюды, также применяя
фольклорные перестроения.
3
Джазовый танец
44

2

23

Показ упражнений
обучающимися

1

19

Показ упражнений
обучающимися

3Специальные танцевальные 25
упражнения.
3Танцевальные комбинации, 16
развернутые композиции,
этюды.

2

23

Показ упражнений
обучающимися
Игровая форма
контроля; Видеозаписи,
обработка отснятого
материала
Игровая форма
контроля
Прохлапывание и
протапывание
музыкального ритма
обучающимися
Прохлапывание и
протапывание
музыкального ритма
обучающимися;
Импровизация
Игровая форма
контроля

45

2.
2.1.

2.2.

3.
3.1.
3.2.

3Импровизация учащихся.

3

4
Азбука
музыкального движения

10

4.

5

4.1.

4Слушание и
анализирование музыки.

4Элементы музыкальной
грамоты.
5
Творческая
концертная деятельность
5Постановка танцевальных
номеров.
5Понятие
«хореографический образ».
5Элементы актерского
мастерства.
5Репетиционный процесс.

5

16

3

3.3.

4.2.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.

5

2

3

1

5

20
6
2

2

2

2

12

1

11

Концерты, конкурсы,
открытые занятия
Игровая форма
контроля
Игровая форма
контроля
Видеозаписи, обработка
отснятого материала

5.5.

5Участие в концертах и
конкурсах.
Итого:

8
144

8
11

133

Дипломы,Грамоты,Поб
еды. Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1.

Разминка.

1.1. Всестороннее

развитие

хореографических

данных:

специальные

танцевальные и физические упражнения. Упражнения для стоп, для верхней
и нижней выворотности, для поясничной и подлопаточной гибкости, для
растяжки шага, как и в первый год обучения, но с улучшением результатов с
каждым новым годом обучения.
2.

Таней модерн.

2.1. Упражнение на развитие специфических танцевальных и физических
способностей. Упражнения, включающие понятие «центр» , «гравитация».
Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела и в
динамике. Понятие «баланс», «спираль». Работа корпуса «специальные»
упражнения: «кошечка», «змейка», скручивание. Упражнения на дыхание.
Упражнения на развитие подвижности стопы, тазобедренного сустава.
Понятия «контракция» и «релаксакция». Упражнения для рук. Упражнения
на середине зала стоя, сидя, лежа. Изучение и отработка позиций рук, ног,
головы, корпуса. Танцевальные шаги (сочетание различных движений в
продвижении вперед, назад, в сторону и т.д.). Прыжки.
2.2. Танцевальные

комбинации,

развернутые

композиции,

Закрепление навыков и умений полученных ранее.

Смещение

этюды.
«центра»

танцовщика в пространстве (сидя, стоя, лежа, в прыжке, в прыжке-пролете).
Увеличение энергии исполнения.

Ускорение движения (смена темпа).

Комбинации на 8,16,32 и более тактов. Четкое понимание «что» танцуешь, а
главное «как». Закрепление особенностей техники исполнения танца
«модерн» в развернутых комбинациях: battement, tandus, battementtandusjetes,
portdebras.
3.

Джазовый танец.

3.1. Специальные

танцевальные

упражнения.

Разминка:

упражнения,

включающие в себя понятие «изоляция» - применение

в танцах,

комбинациях. Специальные упражнения. Понятие «свинг». Упражнения на

развитие координации для рук, ног, головы, корпуса. Танцевальные
джазовые шаги в чистом виде. Прыжки.
3.2. Танцевальные

комбинации,

развернутые

композиции,

этюды.

Танцевальные комбинации: 8 тактов 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; музыкальный размер на
16 и 32 такта. Развитие движений от простого к сложному. Разбор и
расчленение движения на составные.

Сочетание подобных движений.

Сочетание контрастных элементов. Комбинации отдельно для рук, ног,
головы, бедер, плеч, корпуса и их координирование. Виды джазовых шагов.
Соединение нескольких самых простых их видов. Сюжетный этюд.
Наработка техники исполнения по частям и в целом всей комбинации и с
ускорением темпа исполнения. Комбинации на смену «уровней».
3.3. Импровизация учащихся. Импровизация в джазовом танце. Техника
исполнения

элементов

плюс

различное

эмоциональное

Количественная импровизация по заданию: «сороконожка»,
«трава»,
«контакт».

«вода», «живая природа», «мишки-зайки».

состояние.
«деревья»,

Импровизация

Движение предыдущего танцовщика являются основой для

последующего. Тесный контакт: соприкосновение и переплетение рук, ног,
туловища. Эмоциональное и физическое раскрепощение. Уверенность в
своих движениях.
4.

Азбука музыкального движения.

4.1. Слушание и анализирование музыки. Прохлапывание и протаптывание
музыки: марш, полька, вальсы в медленном, умеренном и быстром темпе.
Акцентирование на сильную долю такта в шагах и хлопках. Дирижерский
жест к началу упражнений. Фигурная маршировка с перестроением:

из

колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно; ход лицом и
спиной по кругу; продвижение по внешнему и внутреннему кругу,
фольклорный хороводный рисунок (игра-танец «мишки-зайки»),звездочка,
конверт (по 5-6 человек на углах и в центре в шеренгу.) Танцевальные шаги
(с носка на пятку) с фигурной маршировкой и паузами.

4.2. Элементы музыкальной грамоты. Теория: размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Такт
и затакт. Целая нота и половинка, четвертинка и восьмушки. Практика: такт
и затакт прохлопыванием.
5.

Творческая концертная деятельность.

5.1. Постановка танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка
танцевальных элементов в группе и индивидуально. Прогонные репетиции на
сцене.
5.2. Понятие « хореографический образ» Этюды и игры с «внутренней
бесконечностью», «замкнутое пространство», «сжатие» и т.д.
5.3. Элементы актерского мастерства. Упражнения и этюды на развитие
актерских способностей.
5.4. Репетиционный процесс. Индивидуальные и свободные репетиции при
участии всех возрастных групп в танцевальном зале и на сцене. Освоение
пространства сцены. Правила поведения на сцене, за кулисами.
5.5. Участие в концертах и конкурсах. Организация и подготовка к
выступлению: прическа, грим, костюм.
Требования к уровню подготовки
По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:
- виды танца и их особенности;
- понятие «танцевальный образ»;
-

название

новых

специфических

упражнений

по

танцевальным

направлениям;
- танцевальный репертуар ансамбля современной хореографии «Метеоритм»;
Уметь:
- выполнять упражнения подготовительного комплекса;
-

выполнять

«дыхание»,

упражнения,
«контракция

включающие
–

понятия

релаксация»,

«центр»,

«гравитация»,

«баланс»,
«спираль»,

«изоляция», «свинг»;
- выполнятьупражненияклассическоготанца: battement – tandus, battement –
tandusjetes, port de bras;

- выполнять танцевальные шаги в чистом виде, «дорожки»; перестраиваться
ими в пространстве;
-

выполнять

упражнения

развивающего

в

усложненном

варианте

(полупальцы, 45 и 90 градусов, в повороте, в прыжке и других сочетаниях);
- понимать характер музыки, уметь выразить его в движении; определять
сильную долю, выдерживать паузу, работать со вступлением (preparation);
- танцевать в ансамбле:
а) музыкально исполнять выученные общие движения со своими под музыку
и без нее;
б) ориентироваться в пространстве на сценической площадке;
в) чётко выполнять хореографический рисунок;
- координировать движения рук и ног, корпуса, головы и ног;
- выразительно исполнять движения и танцевальные номера.
-

исполнять

концертные

номера

репертуара

хореографии «Метеоритм»;
- участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

ансамбля

современной

Учебный (тематический) план третьего года обучения
Название
№
темы

Количество часов
Всего
Теория
62
10
1

Практика

1.
1.1.

Классический танец
Экзерсис у станка.

1.2.

1

19

1.3.

Экзерсис на середине 20
зала.
Прыжки.
8

1

7

1.4.

Вращения.

8

1

7

1.5.

Растяжки.

4

1.6.

Акробатические
упражнения,
упражнения с
предметами (фитболы,
скакалки, резинки,
скамейки).
Безопасность
исполнения
акробатических
упражнений,
профилактика
травматизма.
Азбука музыкального
движения.

8

2

2

2

«Модерн»
Упражнения на технику
модерн.
Танцевальные
комбинации, этюды.
«Джаз» - танец
Упражнение на
развитие техники «Джаз
– танец».
Танцевальные
комбинации, этюды.
Импровизация.

20
15

1.7.

1.8.

2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.

3.2.
3.3.

4.
4.1.

4.2.

9

4
6

Формы аттестации/
контроля
Показ упражнений
обучающимися.
Показ упражнений
обучающимися.
Показ упражнений
обучающимися.
Показ упражнений
обучающимися.
Показ упражнений
обучающимися.
Показ упражнений
обучающимися.

Опрос обучающихся в
игровой форме.

2

Прохлапывание и
протапываниемузыкального
ритма обучающимися.

2

13

5

1

4

Показ упражнений
обучающимися.
Показ упражнений
обучающимися.

20
9

1

8

Показ упражнений
обучающимися.

5

1

4

Показ упражнений
обучающимися.
Игровая форма контроля.
Обработка отснятого видеоматериала.
Грамоты, дипломы, победы.

2

6

Концертная, творческая 42
деятельность
Постановка концертных 27
номеров, репетиции,
индивидуальная работа.
Концерты, фестивали,
10
конкурсы.

6

3

24

10

Концерты, конкурсы,
фестивали, открытые
занятия.
Грамоты, дипломы, победы.

4.3.

Грим, прическа,
костюм.
Итого:

5
144

5
16

128

Фото и видео-съёмка.

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1.

Классический танец.

1.1. Экзерсис у станка. Постановка корпуса, рук, ног, головы. Preporation,
demi – plié, battements tendus, battements tendu c demi –plié, passé par terre.
Знакомство с понятием « endehois» и « endedahs». I форма portdebras.
Battement tendusjetespigue. Pelevesв I, II, III позициях. Releveslents.
Проучиваниеперегиба корпуса назад, в сторону, вперед. Grandplié. Battement
retires.

Grand

battement

jete.

Подготовительноеупражнениедляrond

de

jampenL’air. Battements developpe. Третьяформа port de bras. Полуповоротыв
V позиции.
1.2. Эксерсис на середине зала:
- Позы, положения, связанные с понятием croise, efface.
- Арабески 1, 2, 3 (положение рабочей ноги на полу).
- I форма port de bras.
- Temps lie par terre.
1.3. Прыжки с двух ног на две ноги. Трамплинныепрыжки. Temps levescaute,
changement de pied. Pas echappeна II позицию.
1.4. Вращения:
1.

Полуповороты в V позиции с переменой ног;

2.

Полный поворот. Подготовительное упражнения к турам.

1.5. Растяжки. Специальные упражнения на разработку эластичности связок
и мышц. Положение ноги вперед, в сторону, назад с demi-plie, cportdebras.
Партерные растяжки.
1.6. Акробатические упражнения. Колесо с правой и левой руки, на одной
руке, с предметом. Переворот с рук на мостик и обратно (стоя и на локтях).
Прыжок – переворот («руки – ноги»). Стойки: на руках, на локтях, на
предплечье, на двух – трех точках.
1.7. Безопасность исполнения акробатических упражнений, профилактика
травматизма. Знание строения своего тела. Знание индивидуальных
особенностей строения тела (уязвимые, слабые места – укрепление

специальными

упражнениями,

по

рекомендации

педагога).

Правила

поведения в хореографическом зале на занятиях и в период отдыха. Умение
делать самомассаж. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ударах.
1.8. Азбука музыкального движения. Вступительные и заключительные
аккорды при исполнении упражнений, комбинаций и этюдов.
2.

«Модерн».

2.1. Упражнения на технику модерн.
Упражнения на понятие «центр». Упражнения на развитие равновесия в
статичных положениях тела и в динамике. Упражнения на «баланс».
Упражнения на дыхание.
Упражнения комбинированные: контракция – релаксация. Упражнения сидя,
стоя, лежа. Упражнения «спираль» и виды перегибов корпуса. Изучение
сложных по координации шагов – «тилт», «триплет», «батафога» и др.
2.2. Танцевальные комбинации, этюды.
Танцевальные

комбинации,

этюды.

Этюд

на

64

такта

и

более.

Импровизационный танец. Экспериментальная работа. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Закрепление особенностей
техники

исполнения

танца

«модерн»

в

развернутых

комбинациях:

battementtandus, battementtandusjetes, ronddejambeparterre, adajio, portdebras.
3.

«Джаз – танец».

3.1. Упражнения на развитие техники «Джаз – танец». Специальные
упражнения на «изоляцию»: плечи, голова, шея, руки, кисти, локти, бедра,
грудная клетка, колени, стопы.

Упражнения на координацию рук, ног,

головы. Танцевальные связки (дорожки), различные их виды и сочетания.
Ускорения темпа, смешение ритма.
3.2. Танцевальные комбинации, этюды.
Танцевальные комбинации на закрепление и повторение пройденного
материала. Новые танцевальные движения в различных сочетаниях.
Составление этюдов. Экспериментальная работа «нижний брейк – данс»
(стойки).

3.3. Импровизация.
Импровизация в джазовом танце. Техника исполнения элементов плюс
различное эмоциональное состояние. Составление учащимися небольших
танцевальных связок, комбинаций. Изучение своего тела, как инструмента.
4.

Концертная, творческая деятельность.

4.1. Постановки концертных номеров, номеров с атрибутами,репетиции,
индивидуальная работа.
Индивидуальная

работа

с

исполнителями,

солистами,

отработка

танцевальных элементов. Разучивание и отработка движений и элементов с
ансамблем, с группами исполнителей. Сводные репетиции – при участии
всех возрастных групп в танцевальном зале, на сцене. Прогонные репетиции
всей программы на сцене. Поддержание репертуара ансамбля в готовности
исполнения. Вводы новых исполнителей.
4.2. Концерты, фестивали, конкурсы. Участие

в районных, городских,

областных, всероссийских, международных фестивалях – конкурсах. Участие
ансамбля в отчетном концерте ДДТ «Радуга».
4.3. Грим, прическа, костюм.
Поиск индивидуального, яркого воплощения образности. Реставрация, поиск
новых форм костюма, эскизы.
Требования к уровню подготовки
По окончанию третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- названия элементов классического танца;
- названия элементов джазового и модерн танца;
- что музыка определяет характер танца:
иметь представление
- о диапазоне русско – народных плясок: от спокойных лирических до
темпераментных;
- о формах выразительности танца (пантомима, позы, исполнительские
средства выразительности – лица, рук, рта, походки);
- танцевальный репертуар ансамбля современной хореографии «Метеоритм»;

- основные знания безопасной деятельности в хореографическом классе;
- о графическом рисунке танца, движение по линиям и против танца, о роли
центра и интервалов, понятие о симметрии и асимметрии рисунка танца.
Уметь:
- выполнять элементы классического экзерсиса у станка:
а) лицом к станку; б)спиной к станку; в) preparation; г) позиции ног (1, 2, 3, 5,
4); д) позиции рук:
подготовительной положение, 1,2,3 позиции;
- упражнения:
а) demi – plié (полуприседания) в позициях; б) battmantstandus (натяжение
всей ноги: вперёд, в сторону, назад из 1 позиции); в) battementstenducdemi –
plié; г) вattementtendusjetespigue (вытянутый бросковый батман на 30* от
пола по 1, 3 позиции); д) passé parterre по (1 позиции); е) demi ronddejambeparterreendehors, ehdedans (круг ногой по полу по четверти круга
от себя и к себе);

ж) Iportdebras (переводы рук в 3 позицию и перегиб

корпуса назад, вперед, в сторону); з) rejeves (поднимание) на полупальцы в
1,3 и 5 позициях. С вытянутых ног и demi – plié; и) releveslents (медленное
поднимание ноги на 45* с 1 и 3 позиции); к) grandplié (большое глубокое
приседание); л) grandbattementsjete (большой бросковый батман); м) 3-е
portdebras (переводы рук из позиции в позициюв сочетании с наклоном и
перегибом корпуса); н) полуповороты в 5 позиции на двух ногах, с
переменой ног и с demi – plié; - выполнять упражнени я на середине зала: а)
позы и положения связанные с понятиями croiseaeffase; б) арабески 1ый и
2ой; в) tempslieparterre; г) пражки с двух ног на две ноги по 1, 2, 3 позиции и
с двух ног на одну по 6, 3, 5 позиции;
- выполнять упражнения блока танца «джаз» и «модерн» первого и второго
года обучения;
- выполнять танцевальные комбинации 16 – 32 такта на основе хореографии
модерн, джаз – танец, классического танца;

-

исполнять

концертные

номера

репертуара

хореографии «Метеоритм»;
- участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

ансамбля

современной

Учебный (тематический) план четвертого года обучения
№
Название темы

Количество часов
Всего
Теория

Практика

1Классический танец

40

1Экзерсис у станка

15

1

14

1Экзерсис на середине
зала. Прыжки, вращения.

25

4

21

2Народный танец

35

2Упражнения на технику
«Народный танец»

20

1

19

2Танцевальные
комбинации,
этюды,
экспериментальная
работа.

15

2

13

3«Модерн» и «Джаз –
танец»
3Упражнения на технику
«Модерн» и «Джаз –
танец»
3Танцевальные
комбинации,
этюды,
экспериментальная
работа.

40
2

18

3Безопасность исполнения
акробатических
упражнений,
профилактика
травматизма.
3Акробатические
упражнения. Партерные
поддержки.

2

Творческая работа

29

4Постановочная
и
репетиционная работа над

15

Формы
аттестации/
контроля

1.
1.1.

1.2.

Показ
упражнений
обучающимися.
Показ
упражнений
обучающимися.

2.
2.1.

2.2.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

20

8

8

2

10

10

Показ
упражнений
обучающимися.
Показ
упражнений
обучающимися.
Обработка
отснятого
видеоматериала.
Показ
упражнений
обучающимися.
Показ
упражнений
обучающимися.
Обработка
отснятого
видеоматериала
Показ
упражнений
обучающимися.
Лекции,
теория.
Показ
упражнений
обучающимися.
Лекции,
теория.

4.
4.1.

4

11

Показ
упражнений

техникой исполнения

4Концертная практика

9

9

4Грим, прическа, костюм

2

2

4Актерское мастерство

3

3

4.2.

4.3.
4.4.

Итого

144

16

128

обучающимися.
Обработка
отснятого
видеоматериала
Концерты,
конкурсы,
фестивали,
открытые
занятия, мастер
–классы
Теория, фото и
видеоотчёт.
Дипломы,
грамоты,
победы.
Открытое
занятие

Содержание учебного (тематического) плана четвертого года обучения
1.

Классический танец

1.1. Экзерсис у станка. Повторение упражнений третьего года обучения.
Ускорение темпа их исполнения. Demi – plié ugrand – plié, с различными
видами

portdebras.

Позы

заключающие упражнения.

на

90°.

Battementfondu.

Маленькие

позы,

Battementfrappe. RonddejambeenL’air. AdaJio.

Растяжки. Стойки.
1.2. Экзерсис на середине зала. Маленькие adajio. Temp – plié, различные
виды. Упражнения на развитие устойчивости без опоры. Различные виды
вращения. Прыжки: sissonne сценический, jete в маленькие позы. Па suivi.
2.

Народный танец.

2.1. Упражнения на технику Народный танец.
Упражнения на технику «народно – сценический танец». Повторяется и
закрепляется пройденный материал за счет усложнения комбинаций.
Большое

внимание

уделяется

развитию

усложнённой

координации,

танцевальности, музыкальности, отработки техники движений. Изучаются
элементы русского – народного, белорусского и арагонская хота.
Дробны выступления:
а) каблучная дробь;
б) дробь в «три ножки»;
в) дробь «такт – и – затакт», по группам и со сбивом темпа.
Вращения: с подскоком; на одной ноге в plié endehois и ehdedans; на двух
ногах поворот в воздухе на 360 градусов; в прыжке, поджимая одну ногу,
вторая на 90 градусов открыта в сторону; fouette; бегунок и различные их
сочетания.
2.2. Танцевальные композиции, этюды. Экспериментальная работа. Развитие
движения: ввод полупальцев, полуповоротов, смена ракурса. Усложненный
ритмический рисунок движения. Ускорение темпа, увеличение энергии и
амплитуды исполнения. Этюды на 32 – 64 такта.
3.

«Модерн» и «Джаз – танец».

3.1. Упражнения на технику «Модерн» и «Джаз – танец».
1)

Упражнения на технику модерн. Упражнения, с использованием

понятий «центр», «контракция», «релакс», «релис». Различные движения в
продвижении, в прыжке. Работа корпуса, специальные упражнения:
«спираль» и виды перегибов корпуса. Специальные упражнения на
«изоляцию»: плечи,

голова,

бедра,

колени,

стопы.

Упражнения

на

координацию рук, ног, головы.
2)

Упражнения на развитие техники «джаз – танец». Исполнение джазовых

элементов. Изучение понятия «оппозиция». Изучение стоек

«нижнего

брейка», с выходом на «фрезу». Танцевальные движение, включающие в
работу отдельной части тела, и в сложной координации.
3.2. Танец, комбинации, этюды, экспериментальная работа. Развитие
движения: ввод полупальцев, полуповоротов, смена ракурса. Усложненный
ритмический рисунок движения. Ускорение темпа, увеличение энергии и
амплитуды исполнения. Этюды на 32 – 64 такта. Танцевальные комбинации
на 16 – 32 тактов 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Танец без музыкального сопровождения.
Танцевальные шаги в координации с различным положением рук, головы,
ракурсов.

Новые

танцевальные

движения

в

различных

сочетаниях.

Разновидность джазового танца – «брейк» (стойки).
3.3. Безопасность исполнения акробатических упражнений, профилактика
травматизма. Акробатические упражнения. Знание строения своего тела.
Знание строения своего тела. Знание индивидуальных особенностей строения
тела (уязвимые, слабые места – укрепление специальными упражнениями).
Правила поведения в хореографическом зале на занятиях и в период отдыха.
Умение делать самомассаж. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах,
ударах.
3.4. Акробатические упражнения. Партерные поддержки. Колесо с правой и
левой руки, на одной руке, с предметом, на локтях. Переворот на мостик (на
двух, на одной руке). Стойки: на руках, на локтях, на предплечье, на двух и

трех точках, с партнером (парные стойки). Поддержки – переносы в прыжке,
партерные поддержки: обводки, наклоны.
4.

Творческая работа.

4.1. Постановочная и репетиционная работа над техникой исполнения.
Поддержание репертуара ансамбля «Метеоритм» в готовности к сценическим
воплощениям репетиций. Вводы новых исполнителей. Работа ссолистами.
Поиск наиболее яркого пластичного хореографического выражения роли,
партии, образа, сюжета.
4.2. Концертная практика. Участие в праздничных концертах, в фестивалях –
конкурсах разного уровня от районных до международных, гастроли
ансамбля.
4.3. Грим, прическа, костюм. Поиск наиболее выразительных средств для
художественного образа танцевального номера. Реставрация костюмов.
Поиск новых форм в решении сценического костюма. Эскизы.
4.4. Актерское мастерство.
Поиск индивидуального воплощения образности. Упражнения, игры и этюды
на развитие актерских способностей. Этюды на расслабление, внимание,
координирование.
Требования к уровню подготовки
По окончанию четвертого года обучения обучающиеся должны знать:
- названия элементов народного и классического танцев;
- знания основ хореографического искусства;
- знание систем танцев: классический, модерн, джазовый (и
ихразновидности);
- знание способов повышения исполнительского мастерства;
- о специфических особенностях танцевальных жанров;
- о генетической связи народного, джазового танца и современных
направлениях (например, как брейк).
Уметь:
- осознанно владеть элементами: классического, модерн, джазового танца;

- подготовить (разогреть) мышцы и тело для исполнения движений и
танцевальных номеров самостоятельно;
- применять самостоятельно специальные упражнения с целью
самосовершенствования (по рекомендации педагога);
- выполнять все упражнения у станка, изученные на третьем году обучения и
новые: a) battementsretires (pelitetgrand); 6) battementsrelevelent (медленное
поднимание ноги) на 90* и выше, в) подготовительное упражнение для
ronddejambeenlair (сгибание и разгибание ноги, открытой в сторону на 45*);
г) battementsdeveloppe (развёрнутый батман); д) вращения endehore, ehdedans;
- освоить репертуар ансамбля современной хореографии «Метеоритм»;
- вести партнёршу, элегантно (слаженно) менять направления, поворачивать,
пропускать вперёд, кланяться и т.д.;
- участвовать в концертах, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях.

Учебный (тематический) план пятого года обучения
№
Название темы
1Классический танец

Количество часов
Всего
Теория
25

1Экзерсис у станка, растяжки

12

1

11

1Экзерсис на середине зала,
прыжки, вращения
2Народно-сценический танец

15

1

12

2Упражнения на технику
«Народно-сценический
танец»
2Танцевальные комбинации,
этюды, экспериментальная
работа

12

1

11

Показ упражнений
обучающимися

13

Показ упражнений
обучающимися.
Обработка отснятого
видео-материала

3«Модерн» и «джаз-танец»

35

3Упражнения на технику
«модерн» и «джаз-танец»
3Танцевальные комбинации,
этюды, экспериментальная
работа

17

16
18

Показ упражнений
обучающимися
Показ упражнений
обучающимися
Обработка отснятого
видео-материала

4Направление танца
«Неоклассика»
4Основные понятия
направления танца
«Неоклассика»
4Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
4Развернутые танцевальные
комбинации, композиции,
этюды

25

5Творческая работа

34

5Репетиционная работа,
работа над постановочной
техникой исполнения.

22

5.1.

5Концертная практика,
фестивали - конкурсы
5Актерское мастерство

10

10

5.2.

2

2

Итого:

144

Практика

Формы аттестации/
контроля

1.
1.1.
1.2.

Показ упражнений
обучающимися
Показ упражнений
обучающимися

25

2.
2.1.

2.2.

13

3.
3.1.
3.2.

4.
4.1.

4.2.

4.3.

1

18

2

1

1

Показ упражнений
обучающимися

15

1

14

Показ упражнений
обучающимися

8

Показ упражнений
обучающимися.
Обработка отснятого
видео-материала
Концерты, конкурсы,
мастер-классы.
Обработка отснятого
видео-материала.
Открытые занятия,
мастер-классы.
Дипломы, грамоты,
победы.
Фото и видеоотчёт,
победы. Открытое
занятие

8

5.
2

20

5.3.
8

136

Содержание учебного (тематического) плана пятого года обучения
1. Классический танец
1.1. Упражнения у станка. Повтор и закрепление пройденного материала.
Упражнения с полуповоротами, с поворотом на 360 градусов, двойной тур
(пируэт). Проучивание упражнений с полупальцами, уровень 90 градусов и
выше. Ускорение темпа, более сложные сочетания элементов. Растяжки.
Специальные

упражнения.

Подбор

индивидуальной

программы

для

обучаемого, по мере его физических особенностей и танцевальной
подготовки.
1.2. Упражнения на середине зала, прыжки, вращения. Повторение и
закрепление

пройденного

материала,

повторяется

последовательность

упражнений у станка. Уделяется большое внимание устойчивости без опоры.
Большие позы attitudes, arabespqs на 45 и 90 градусов (1 и 2 arabespus)
статичные и во вращении. Позы эпальман (croisee, effacee). На каждом уроке
тщательно

прорабатываются

прыжки

маленькие,

средние,

большие:

tempeleve, changementdepieds, pasechappe, jete, sissonne, pasdebasque и другие.
Уделяется внимание вращения^: медленным, плавным и динамичным,
энергичным по темпу. Индивидуальная работа с обучаемым.
2. Народно-сценический танец.
2.1. Упражнения на технику « народно-сценический танец». Повторяется и
закрепляется пройденный материал за счет усложнения комбинаций.
Большое

внимание

уделяется

развитию

усложнённой

координации,

танцевальности, музыкальности^ отработки техники движений. Изучаются
элементы

русского-народного,

казацкого.

цыганского,

национальных танцев. Танцы народов мира в стилизации.
Дробны выступления:
а) каблучная дробь;
б) дробь в «три ножки»;
в) дробь «такт-и-затакт»

финского

Вращения: с подскоком; на одной ноге в pileendehois и ehdedans; на двух
ногах поворот в воздухе на 360 градусов; в прыжке, поджимая одну ногу,
вторая на 90 градусов открыта р сторону; fouette; бегунок и различные их
сочетания.
2.2.

Танцевальные

комбинации,

этюды,

экспериментальная

работа.

Составление комбинаций и исполнение их на основе приобретенных умений
и знаний о народности, танцую комбинацию, которую исполняют. Этюд -64
такта и более.
3. «Модерн» и «Джаз-танец».
3.1. Упражнения на технику «Модерн» и «Джаз-танец». Эмоциональная
реакция на музыкальное сопровождение. Импровизация. Акробатика всех
понятий «модерн» и «джаз-танец». Усложненные танцевальные «дорожки» в
продвижении, во вращении и продвижении, в прыжке- продвижении, в
прыжке-

повороте-продвижении.

современного

танца.

Наработка

Поиск

новых

техники,

средств

доведения

выражения

движения

до

автоматизма. Техника танца, «логическое выливание из одного русла в
другое». Переход на импровизированную работу с учащимися.
3.2. Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа. Повтор и
закрепление достигнутого уровня в раскрытых танцевальных комбинациях и
этюдах. Составление комбинаций в заданном образе выражения, повторяется
мимика, пантомима.
4. «Неоклассика».
4.1. Основное понятие направления танца «неоклассика». Неоклассика пластика, основанная на классике. Уделяется большое внимание статичности
исполнения упражнений низом, корпуса и модерновой пластичности,
раскрепощённости верха корпуса.
4.2. Упражнения на развитие специфических танцевальных, физических
способностей. Упражнения на координирование, расслабления одной из
частей

тела

при

полной

активности

и

правильности

исполнения

классического элемента остальными частями тела. Смешение уровней

исполнения танцевальных элементов: классический элемент может иметь
модерновое окончание его исполнения. Прыжки и верчения со смещенным
центром тяжести. Также они могут заканчиваться в партере (на полу)
перекатом, переворотом, стойкой и т.д.
4.3.

Развернутые

танцевальные

комбинации,

композиции,

этюды.

Эмоционально - окрашенное движение в пространстве. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое понимание понятия
«душа наружу» (в статике и в движении). Закрепление особенностей техники
исполнения

направления

«Неоклассика»

в

развернутых

ролевых

комбинациях, отражение эмоционального состояния, по заданию, всеми
возможными и доступными способами и направлениями танца. Работа в
парах.
5. Творческая работа.
5.1. Репетиционная работа, работа над постановочной техникой исполнения.
Постоянное расширение репертуара, сохранение поставленных номеров.
Ввод новых исполнителей. Подбор музыкального материала для постановки
номеров. Подбор партий для Исполнителей, с учётом их физических
способностей и физиологических особенностей. Постановка номеров на
«насущные темы» сегодняшнего дня.
5.2. Работа с партией, ролью, художественным образом: разработка костюма,
подборка грима, причёски-парика, обуви.
Требования к уровню подготовки
По окончанию пятого года обучения обучающиеся должны знать:
- необходимые условия занятий хореографией, в том числе правила техники
безопасности и оказания первой помощи при ушибах, вывихах, ударах;
- характер влияния танца, эмоционально – окрашенного движения на
человека, его психическое и физическое состояние.
Уметь:
- провести разминку, с начинающими изучать основы хореографии;
- составить тренировочную танцевальную комбинацию на 8 - 16 тактов;

- рассказать о правильности исполнения танцевальных элементов, любого
изучаемого танцевального направления;
- выразить характер музыки через импровизированный танец;
- выполнять более сложные движения танца (по координации, по темпу и
длительности - на дыхание);
- исполнять сложные вращения: ф) fouette, б) tourslent, в) комбинированные
вращения разных танцевальных направлений;
- исполнять прыжки классического танца (маленькие, средние, большие),
прыжки джазового танца, танца модерн, комбинированные;
- самостоятельно делать необходимую под «хореографический образ»
причёску, накладывать грим для сценического воплощения роли, идеи танца;
- реставрировать сценический костюм, а также изготавливать доступные
детали сценического костюма, аксессуары, атрибуты, декорации.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».