УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Гитара» Автор-составитель: Кравцов Артем Сергеевич, педагог дополнительного образования Учебно-тематический план первого года обучения № 1 2 Тема занятий Введение. Техника безопасности. Знакомство с инструментом. Знакомство с теорией музыки. 6 Настройка гитары. Обозначения. Настройка гитары. Музыкальный строй инструмента.Диапазон.Камертон. Обозначения нот. Обозначения пальцев левой и правой рук. Гаммы. Виды аккордов. Аккорды в первой позиции. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Техника игры правой и левой рукой. Посадка гитариста. Упражнения на развитие гибкости пальцев Штрихи и техника извлечения звука правой рукой. Прием арпеджио. Этюды 1ого класса. Работа над техникой игры на гитаре. 7 Гитарный бой. 3 4 5 ИТОГО: Количество часов Всего Теория Практика 4 2 2 30 12 18 16 6 10 56 28 28 36 10 26 38 16 22 24 8 16 204 82 122 1. Введение 1.1. Техника безопасности Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с инструментом. 1.2. Знакомство с акустической шестиструнной гитарой. Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Практика: Устройство гитары, её составные части. Качества гитары. Правила ухода и хранения гитары. 2. Знакомство с теорией музыки 2.1. Способы записи звуков. Табулатура.Правила нотной записи. Теория: Расположение нот на нотномстане. Практика: Запись звуков нотами. 2.2.Длительность нот. Знаки альтерации. Теория: Счёт длительностей. Практика: Запись длительностей. 2.3Что такое аккомпанемент, мелодия, гармония, ритм. Знаки сокращения нотной записи. Теория: Объяснение понятий аккомпанемент, гармония, мелодия, ритм. Практика: Запись мелодии нотами и её исполнение на инструменте. 3. Настройка гитары. 3.1. Настройка гитары. Музыкальный строй инструмента. Диапазон. Теория: Рекомендации по настройке гитары. Практика: Настройка гитары. 3.2. Обозначения нот. Обозначение пальцев левой и правой рук. Гаммы Теория: Буквенное обозначение пальцев правой руки. Написание гаммы. Практика: Отработка гамм с буквенным обозначением правой и левой руки. 4.Виды аккордов. Аккорды в первой позиции. 4.1. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. Теория: Построение аккордов и объяснение Буквенно-цифровых обозначений аккордов. 3 Практика: Построение аккордов и запись буквенно цифровых обозначений Аккордов. 4.2. Практические занятия по освоению аккордов в 1 позиции. Теория: Аппликатура аккордов в 1 позиции. Практика: Техника перехода от аккорда к аккорду. 4.3. Стандартные гармонические последовательности,их проигрываниеаккордами в первой позиции. Теория: Объяснение понятий гармонических последовательностей. Практика: Запись гармонических последовательностей иих проигрывание на гитаре. 5. Техника игры правой и левой рукой. 5.1.Посадка гитариста. Упражнения на развитие гибкости пальцев Теория: Посадка и положение инструмента. Положение правой и левой рук. Практика: Упражнение на гибкость пальцев 5.2. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой.Этюды 1ого класса. Теория: Объяснение понятий тирандо, апояндо. Практика: Звукоизвлечение правой рукой прием омарпеджио. Проигрывание этюдов с помощью изученных техник игры. 6. Работа над техникой игры на гитаре. 6.1. Темпы и ритмы. Теория: Знакомство с видами темпов и ритмов Практика: Развитие навыков игры различных темпов и ритмов. 6.2 Работа над репертуаром. Теория: Выбор произведений. Разбор произведения. Практика: Тренировочные занятия, работа надинструментальными произведениями. Разучивание музыкальных произведений. 7. Гитарный бой. Аккомпанемент. 7.1. Гитарный бой Теория: Запись гитарного боя на нотном стане и табулатуре. 4 Практика: Изучение стандартных видов боя. 7.2. Аккомпанемент. Теория: Выбор песен и запись из аккордовой последовательности. Практика: Проигрывание аккордов выбранным боем. 5 Учебно-тематический план второго года обучения. № Тема занятий Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. 27 3 24 2 Линия баса. 27 5 22 27 4 23 36 12 24 36 9 27 36 9 27 27 3 24 216 45 171 3 4 5 6 Стандартная аппликатура. Сложные размеры Строение аккордов.Интервалы. Разновидности Творчество известных музыкантов и рок-групп Квинтовыйкруг.Сложные аккорды. Усложнение 7 песен. аккомпанемента. Игра ансамбле. в Итоговое занятие. ИТОГО: 6 1.Вводное занятие. 1.1. Техника безопасности Теория: Инструктаж по технике безопасности. 1.2.Понятие лада, тональности. Теория: Понятие лада, тональности, параллельных тональностей. Практика: Определение тональности в песнях. Проигрывание последовательностей в миминоре и ляминоре. 2.Линия баса. Теория: Объяснение понятия линии баса. Аккорды с дополнительным басом: строение,обозначение, аппликатура. Практика: Выбор линии баса в аккомпанементе в зависимости от характера и стиля исполняемых песен. Игра аккордов с дополнительным басом. 3. Стандартная аппликатура.Сложные размеры. 3.1.Стандартная аппликатура. Теория: Объяснение стандартной аппликатуры. Практика: Игра по таблице аппликатуры аккордов. Аппликатура мажорных и минорных трезвучий, септаккордов. 3.2. Сложные размеры. Теория: Объяснение сложных размеров. Примеры аккомпанемента к песням в разных ритмах. Практика: Игра аккомпанемента к песням в разных ритмах 4. Строение аккордов. Интервалы. Теория: Построение аккордов и интервалов, их обозначение. Аппликатура новых аккордов Практика: Исполнение аккордов на гитаре. Упражнения в аккордах. Практические примеры аккомпанемента к песням. 5.Разновидности песен.Творчество известных музыкантов и рок-групп. Разновидности песен. Теория: Рассказ педагога о разновидности песен и творчестве известныхмузыкантов и групп. 7 Практика: Прослушивание различных песен известных музыкантов и групп. 6. Квинтовый круг.Сложные аккорды. 6.1.Квинтовый круг. Теория: Хроматическое движение аккордов. Движение аккордов по ступеням лада, по квинтам. Практика:Практические примеры гармонических последовательностей аккордов с использованием различного движения аккордов. 6.2Сложные аккорды. Теория: Мажорные и минорные секстаккорды. Нонаккорды. терцдецимаккорды, ундецимаккорды. Строение, аппликатура. Практика: Практические примеры песен со сложными аккордами. 7. Усложнение аккомпанемента. Игра в ансамбле. 7.1. Разбор партий аккомпанемента к песням.Приемы арпеджио,легато, стаккато, вибрато, тремоло. Теория: Теоретическое понятие и использование каждого приёма звуко извлечения на гитаре. Практика: Упражнения на различные приёмы игры. 7.2Подбор аккомпанемента по слуху. Игра в ансамбле. Теория: Как подбирать аккомпанемент по слуху Знакомство с ансамблевыми партиями. Практика: Подбор аккомпанемента по слуху. Игра в ансамбле. 7.3Итоговое занятие. Теория: Повторение пройденных тем за год. 8