Учебный план Вокальная студия Музыкальный калейдоскоп

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия «Музыкальный калейдоскоп»

Автор-составитель:
Маколдина Наталия Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

1

Учебный (тематический) план
первого года обучения (204 ч. в год)
№
п/п

1.
1.1.
1.2.
1.3.

Название темы

Знакомство.
Установка на сотрудничество

Количество часов
Всег
о
3

Проверка музыкальных
данных
Беседа о музыке
Музыкальные игры

1

Певческая установка

3

Дыхание
Певческое дыхание
Упражнения на выработку
певческого дыхания
Упражнения на развитие
дикции и артикуляции
Звукообразование
Атака звука
Регистры
Резонаторы
Диапазон и тембр
певческого голоса
Работа над звуком
Способы звуковедения
Интонация
Унисон
Пение без сопровождения

15

Голосовой аппарат
Охрана голоса
Певческая артикуляция
Гимнастика для губ и языка

15

Средства музыкальной
выразительности
Темпы и нюансы

10

Музыкальные формы
Стиль, жанр.
Музыкальные термины
Музыкально –

5

1
1

Теори Практ
я
ика
1,5
1,5
Беседа, опрос,
тестирование
анкетирование.
1
Педагогическое
наблюдение и
0,5
0,5
диагностика.
1
1

2

1
1

4
4

1

4

1
1
1
1

4
4
4
4

2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.
6.1.
6.2.

20
1
1
1
1

4
4
4
4

1
1
1

4
4
4

2

8

2
2
5

3
2

7.1.
8.
8.1.
9.
10.

Опрос, педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.
Опрос, педагогическое
наблюдение и
диагностика.

20

6.3.
7.

Форма
аттестации,
контроля

4
5

Опрос, педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Опрос, педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Опрос, педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Опрос, контрольное
занятие, беседа,
тестирование.
Самостоятельная работа,
2

образовательные беседы
11. Работа над текстом
11.1 Выразительность текста
.
11.2 Работа над смыслом песни
.
Работа над произведением

5
1

2

1

1

10

10

Работа с микрофоном
Ансамблевый строй
Нотная грамота

10
20
5

10
20

Игровые занятия

8

Постановочная работа
танцевальных движений в
произведениях

20

Концертная

15

15

8

8

12.
13.
14.

5

15.
8

16.

17.

деятельность

3

17

18.

Конкурсная деятельность

19.

ИТОГО:

204

38

самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Контрольное занятие,
беседа, опрос, концерты,
конкурсы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.
Контрольное занятие,
открытый урок,
тематические концерты,
отчетный и итоговый
концерты, конкурсные
выступления.
Тематические концерты,
текущие концерты,
отчетный и итоговый
концерты.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.
Конкурсные
выступления.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самооценка
обучающихся
своих
знаний
и
умений,
самостоятельная работа.

166

Содержание учебного (тематического) плана
3

первого года обучения
1.

Знакомство. Установка на сотрудничество

1.1.

Проверка музыкальных данных.

Практика:Проверка творческих способностей детей. Проверка слуха,
нтонации, чувства ритма.
1.2.

Беседа о музыке.

Теория:Беседа о звуках:

музыкальные, не музыкальные. Сказка о том,

как подружились ноты.
1.3.

Музыкальные игры.

Теория:Объяснение правил игры.
Практика:Музыкальные игры на знакомство: «Вот я слышу за окном»,
«Имена».
2.

Певческая установка.

Теория: Поза положение певца во время занятия вокалом: сидя и стоя.
3.

Дыхание.

Теория: Понятие певческого дыхания, важнейшего вокального навыка,
энергетического источника голоса.
Практика:Показ певческого дыхания и дыхания в обычной жизни, их
различия.
3.1.

Певческое дыхание.

Теория: Типы дыхания (верхнее, нижнее, короткое, длинное, через нос,
через рот и т.д.)
Практика: Показ педагогом типов дыхания и отработка их на практике.
3.2.

Упражнения на выработку певческого дыхания.

Теория:Дыхание укрепляет диафрагму, создавая фундамент для ощущения
опоры певческого звука на дыхании.
Практика: Отработканавыков дыхания без звука, со звуком в
упражнениях.
3.3.

Упражнения на развитие дикции и артикуляции.

Теория:Понятие дикции и артикуляции. Их различия.
4

Практика:Работа над развитием дикции и артикуляции
4.

Звукообразование.

Теория:Понятие звукообразования.
Практика:Работа над единой манерой звукообразования в ансамбле.
4.1.

Атака звука.

Теория:Понятие термина «атака звука».
Практика:Отработка видов атаки звука – мягкая, твёрдая.
4.2.

Регистры.

Теория:Понятие термина «регистры». Виды регистров.
Практика: Упражнение на развитие регистров - верхний (головной),
нижний (грудной), микстовый регистр (слияние головного и грудного
регистров, упражнение на развитие регистров).
4.3.

Резонаторы.

Теория:Как к голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое –
«резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который
усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг
друга.
Практика: Работа над раскрытием основных видов резонаторов: грудного,
головного и смешанного.
4.4.

Диапазон и тембр певческого голоса.

Теория:Понятие диапазона и тембра певческого голоса. Тембр – это
окраска голоса, звука.
Практика: Речевой диапазон, примарные тона, рабочий диапазон.
Музыкальные игры, связанные с тембром голоса.
5.

Работа над звуком.

Теория: Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато,
кантилена, т.е. связное пение звуков. Навык пения на легато исключает такой
недостаток пения как скандирование, вследствие которого теряется
связность, певучесть и целостность мелодии.
Практика: Работа над legato (кантилена), т.е. связное пение звуков.
5

5.1.

Способы звуковедения.

Теория: Основные способы звуковедения: staccato, legato, nonlegato.
Зависимость звуковедения от атаки звука.
Практика: Упражнения на различные способы звуковедения.
5.2.

Интонация.

Теория:Определение понятия «интонация»
Практика:Упражнения на горизонтальный строй ансамбля, пропевание
мелодии от любого звука. Упражнения на развитие интонации,
гармонического слуха, развитие внутреннего слуха (слуховое внимание).
Постоянный самоконтроль.
5.3.

Унисон.

Теория:Определение понятия «унисон».
Практика: Работа с ансамблем над унисонами в песне.
5.4.

Пение без инструментального сопровождения - acappello.

Теория:acappello - пение без инструментального сопровождения.
Практика:Пение маленьких песен и упражнений без инструментального
сопровождения, пение канонов. Использование игровых моментов в
разучивании и исполнении песен и канона.
6.

Голосовой аппарат.

Теория:Понятия «голосовой аппарат». Составляющие голосового аппарата:
дыхательный, артикуляционный.
Практика: Отработка на практике .
6.1.

Охрана голоса.

Теория:Беседа об охране голоса.Забота о голосовом аппарате: разница
между громким пением и криком, тихим пением и тусклой звучностью
голоса.
Практика Работа с ансамблем над песенным материалом.
6.2.

Певческая артикуляция.

Теория:Речь разговорная и певческая, произношение гласных и
согласных звуков.
6

Практика: Выравнивание звучания гласных по тембру.
6.3.

Гимнастика для губ и языка.

Практика:Упражнения для развития подвижности губ и языка.
7.

Средства музыкальной выразительности:

Теория:Структура произведения, деление на части, периоды,
предложения, фразы, мотивы.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
7.1.

Темпы и нюансы - это средства выразительности.

Теория:Понятие «темпы» и «нюанс». Темпы: медленно, ускоряя, быстро,
скоро, спокойно, не торопливо и т.д. Нюансы: оттенки – crescendo,
diminuendo.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
8.

Музыкальные формы.

Теория:Простая форма: куплетная, одночастная, двух – и трёхчастная,
рондо.
Сложная форма.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
8.1.

Стиль, жанр музыкального произведения.

Теория:Понятие «стиль» и «жанр» в песенном
творчестве.Индивидуальные стили композиторов и исполнителей. Стили
различных эпох и стили различных произведений. Вокальная миниатюра:
песня.романс, кант, хорал, мадригал, серенада.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
9.

Музыкальные термины.

Теория: Знакомство с такими терминами как: вибрато, филировка,
staccato, piano, forte, legato, nonlegato и т.д.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом с применением
изученной терминологии.
10.

Музыкально – образовательные беседы.
7

Теория:Об охране голоса. Знакомство с творчеством российских и
зарубежных исполнителей. Беседы о музыкальных произведениях или о
театральном представлении.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
11.

Работа над текстом.

Теория:Читаем текст песни, отчётливо проговаривая все слова.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
11.1. Выразительность текста.
Теория: Выразительность и эмоциональная подача текста. Акцентировать
внимание детей на основных моментах произведения.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
11.2. Работа над смыслом песни.
Теория:Осмысленность текста: логическое ударение в тексте, определение
границ музыкальных фраз, определение кульминации. Понять идею
произведения, внутренне «нарисовать», представить картинку, вникнуть,
и в результате - донести до зрителя.
Практик: Работа с ансамблем над песенным материалом.
12.

Работа над произведением.

Практика: Вокальная работа над строем, ансамблем, звуковедением,
интонацией, дикцией, дыханием, тщательная проработка проблемных
мест в произведении.
13.

Работа с микрофоном.

Теория:Умение правильно держатьмикрофон, виды работы с микрофоном
Практика:Умение пользоваться микрофоном при исполнении вокального
произведения.
14.

Ансамблевый строй.

Теория:Понятие «ансамблевый строй». Составляющие вокального
ансамбля: интонационная слаженность, единая манера звукообразования,
ритмическая и темповая слитность, динамическое единство.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
8

15.

Нотная грамота.

Теория:Понятие лада (мажор, минор), метра. Изучение нот.
Практика:Пение гаммы по нотам вверх, вниз. Пение простых песен по
нотам.
16.

Игровые занятия.

Теория:Игровые занятия необходимы для развития артистизма, творческой
фантазии, эмоциональной гибкости.
Практика:Используются такие игровые моменты, как: «Свеча», тренинг
памяти, серия упражнений на внимание с мелкими предметами, упражнения
на мимическое и звуковое вхождение в образ с обязательным обоснованием
жеста и позы
17.

Постановочная работа танцевальных движений в произведениях.

Теория:Возможность «обыгрывания» песни определяется содержанием,
жанром песни. Движения способствуют эмоциональному исполнению
песни, раскрывают содержание, служат иллюстрацией сюжета. Поэтому,
умение и навык красиво двигаться необходим.
Практика:Постановка корпуса, шаги (простые, переменные, сложные),
движение рук и т.д. Освоение основных технических навыков.
18.

Концертная деятельность.

Теория: Подготовка программы концертных номеров, сценария, флаеров
(пригласительных), афиши, костюмов, организационные рекомендации для
родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
Практика: Выступление обучающихся в тематических концертах, текущих
концертах, отчётного и итогового концертах, строится на сочетании
индивидуальных и
19.

групповых форм.

Конкурсная деятельность.

Теория: Подготовка программы конкурсных номеров, костюмов,
организационные рекомендации для родителей и детей (пишутся в
группах в WhatsApp).
9

Практика: Выступления обучающихся на конкурсах и фестивалях
различного уровня (районный, городской, областной, региональный,
всероссийский, международный). Это форма текущего или итогового
контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства,
культуры, вокальных способностей обучающихся.

10

Учебный (тематический) план
второго года обучения (216 часов в год)
№
п/п
1.

Название темы

Вводное занятие.
Установка на сотрудничество.

2.
Певческая установка.
2.1. Постановка голоса.
2.2. Развитие вокальных навыков.
2.3. Дыхание
3.
Дикция и артикуляция
3.1. Упражнения на развитие
дикции и артикуляции

4.
4.1.
4.2.

Регистры
Значение регистров.
Комплекс упражнений на
выравнивание и сглаживание
регистров

5.

Развитие диафрагмы

Количество часов

Всег Теори Практ
о
я
ика
3
1,5
1,5
Беседа, опрос,
тестирование
анкетирование.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
30
Педагогическое
наблюдение
и
1
10
диагностика.
1
7
Опрос, беседа.
1
10
15
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
2
13
своих знаний и умений.
Педагогическое
наблюдение
и
диагностика.
10
Опрос, контрольное
занятие, беседа.
1
2
Самостоятельная работа,
2
5
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
10

Навыки пения в ансамбле на
два голоса (двухголосие)
Интонационный строй
ансамбля
Способы звуковедение
Унисон
Пение a capella
Музыкальные термины

30

8.

6.
6.1.

2

8

1

10

5

1
1
1
2

5
5
6
3

Музыкально – образовательные
беседы

5

5

9.

Импровизация

5

2

10.

Работа над произведением

20

6.2.
6.3.
6.4.
7.

Форма
аттестации,
контроля

3

Педагогическое
наблюдение
диагностика.

и

Контрольное занятие,
открытый урок.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое
наблюдение
и
диагностика.
Контрольное занятие,
беседа, опрос,
тестирование.
Контрольное занятие,
беседа, опрос,
тестирование.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Беседа, опрос.
11

Подбор репертуара

2
1

11.

Знакомство с произведением,
его анализ
Исполнения произведения
Выравнивание баланса
звучания голоса и минусовой
фонограммы
(инструментального
сопровождения)
Нотная грамота

5

5

12.

Работа с микрофоном

23

3

13.

Игровые занятия

10

14.

Постановочная работа
танцевальных движений в
произведениях

20

15.

Концертная

15

15

16.

Конкурсная деятельность

10

10

10.1
.
10.2
.
10.
10.4
.

деятельность

ИТОГО:

10
7

216

20

10

3

38,5

17

Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое
наблюдение
и
диагностика.

Контрольное занятие,
опрос.
Контрольное занятие,
беседа, опрос, концерты,
конкурсы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Контрольное занятие,
открытый урок,
тематические концерты,
отчетный и итоговый
концерты, конкурсные
выступления.
Тематические концерты,
текущие концерты,
отчетный и итоговый
концерты.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.
Конкурсные выступления.
Педагогическое
наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.

177,5

12

Содержание учебного (тематического) плана
второго года обучения
1.

Вводное занятие. Установка на сотрудничество.

Теория:Беседа о творческой жизни обучающихся, во время летних каникул
(обучающиеся делятся своими впечатлениями о поездках, мероприятиях).
Практика: Повторяем песенный материал по желанию обучающихся.
2.

Певческая установка.

Теория: Поза положение певца во время занятия вокалом: сидя и стоя,
опора в ногах, прямая спина.
Практика:Ощущение своего тела, снятие зажимов.
2.1.

Постановка голоса.

Теория: Правила для выполнения упражнений.
Практика: Упражнения для развития навыков пения на опоре:
-упражнение «глубокий вдох» - глубокий вдох ртом, выдох через
стиснутые зубы со звуком «с»;
-упражнений «хэй» - резкий звуковой посыл звука «хэй» и т.д.
- упражнения на развитие грудного резонатора:
- упражнение «мычание» - пение низкого звука с закрытым ртом и
постепенно открывая его.
- упражнения на развитие

головного резонатора: «вье-вье-вье», «ней-ней-

ней», «вью-вью-вью».
Развитие вокальных навыков.

2.2.
2.3.

Дыхание.

Теория:Комплекс упражнений по методике А.Н. Стрельниковой:
Практика:Упражнения: «насос», «маятник», повороты головы с резким
вдохом и выдохом и т.д.
Певческое дыхание:
- типы дыхания (верхнее, нижнее, короткое, длинное, через нос, через рот
и т.д.)
- упражнения на выработку певческого дыхания:
13

- навыки дыхания без звука, со звуком.
3.

Дикция и артикуляция.

Теория: Понятие дикции и артикуляции. Их различия.
Практика: Работа над развитием дикции и артикуляции
4.

Регистры.

Теория: Понятие термина «регистры». Виды регистров.
Практика: Упражнение на развитие регистров - верхний (головной),
нижний (грудной), микстовый регистр (слияние головного и грудного
регистров, упражнение на развитие регистров).
4.1.

Значение регистров.

Теория:Регистровые различия мужских и женских голосов.
Сравнительная характеристика регистровых различий мужских и женских
голосов.
4.2.

Комплекс упражнений на выравнивание и сглаживание регистров.

Практика: Пение гаммы снизу в верх на слог «ма», с поднятием
мягкого нёба на верхних нотах, пение гаммы с глиссандо,

упражнение

«стап-тэ-дап».
5.1.

Упражнение на развитие диафрагмы.

Практика:Распев гласной «а», «я» с хорошей опорой на диафрагму.
6.

Навыки пения в ансамбле на два голоса (двухголосие).

Практика:Развитие навыка слышать себя и других, держать свою
вокальную партию, не форсировать звук, чувствовать ансамбль, слышать
гармонию.
6.1.

Интонация.

Практика:Пропевание мелодии от любого звука,развитие внутреннего
слуха (слуховое внимание). Упражнения на развитие интонации,
гармонического слуха. Горизонтальный строй ансамбля. Постоянный
самоконтроль.
6.2.

Способы звуковедения.
14

Практика: Основные способы звуковедения: staccato, legato, nonlegato.
Зависимость звуковедения от атаки звука.
6.3.

Унисон.

Практика:Стройное звучание ансамбля (двух или нескольких вокальных
партий) на одной ноте. Развитие навыка слышать себя и контролировать
звук в ансамбле.
6.4.

Пение без инструментального сопровождения - acappello.

Теория: acappello - пение без инструментального сопровождения.
Практика: Пение маленьких песен и упражнений без инструментального
сопровождения, пение канонов. Использование игровых моментов в
разучивании и исполнении песен и канона.
7.

Музыкальные термины.

Теория: Знакомство с такими терминами как: вибрато, филировка,
staccato, piano, forte, legato, nonlegato и т.д.
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом с
применением изученной терминологии.
8.

Музыкально – образовательные беседы.

Теория:Беседы по темам: «Охрана голоса и основные правила гигиены»;
«Строение голосового аппарата»;
«Способы предупреждения и профилактика заболеваний»;
«Знакомство с творчеством выдающихся певцов российской и
зарубежной эстрады».
Практика:Работа с ансамблем над песенным материалом.
9.

Импровизация.

Теория:Импровизация – от лат. – неожиданный, внезапный. Это
произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения,
либо собственно процесс его создания.
9.1.

Упражнения на импровизацию:

Теория: T-D-S-T - стандартная схема;

T-T-T-T7-S-S-T-T-D-S-T-T -

блюзовая схема.
15

Практика: Работа по формам АА1, ААВА, в простейших песенных
попевках.
10.

Работа над произведением.

Практика: Вокальная работа над строем, ансамблем, звуковедением,
интонацией, дикцией, дыханием, тщательная проработка проблемных
мест в произведении.
10.1. Подбор репертуара.
Теория:Обсуждение репертуара совместно с обучающимися.
Практика:Подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося.
10.2. Знакомство с произведением, его анализ.
Теория:Устный анализ вокального произведения совместно с
обучающимися.
Практика:Проба подобранного репертуара, проведение его музыкального,
ритмического, текстового, смыслового анализа.
10.3. Исполнение

произведения.

Практика:Исполнение вокального произведения и отслеживание
поставленных для него задач: чистой интонации, четкой дикции, активной
артикуляции, смыслового отношения.
10.4. Выравнивание баланса звучания голоса и минусовой фонограммы
(инструментального сопровождения).
Практика:Проработка проблемных моментов в произведении, выстраивание
баланса голоса и минусовой фонограммы (инструментального
сопровождения).
11.

Нотная грамота

Теория:Понятие лада (мажор, минор), метра, изучение нот.
Практика:Пение простых песен по нотам.
12.

Работа с микрофоном:

Теория: Умение правильно держатьмикрофон, виды работы с
микрофоном
16

Практика: Умение пользоваться микрофоном при исполнении
вокального произведения.
13.

Игровые занятия:

Теория: Игровые занятия необходимы для развития артистизма,
творческой фантазии, эмоциональной гибкости.
Практика: Используются такие игровые моменты, как: «Свеча», тренинг
памяти, серия упражнений на внимание с мелкими предметами, упражнения
на мимическое и звуковое вхождение в образ с обязательным обоснованием
жеста и позы
14.

Постановочная работа танцевальных движений в произведениях:

Теория: Возможность «обыгрывания» песни определяется содержанием,
жанром песни. Движения способствуют эмоциональному исполнению
песни, раскрывают содержание, служат иллюстрацией сюжета. Поэтому,
умение и навык красиво двигаться необходим.
Практика: Постановка корпуса, шаги (простые, переменные, сложные),
движение рук и т.д. Освоение основных технических навыков.
15.

Концертная деятельность.

Теория: Подготовка программы концертных номеров, сценария, флаеров
(пригласительных), афиши, костюмов, организационные рекомендации для
родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
Практика: Выступление обучающихся в тематических концертах,
текущих концертах, отчётного и итогового концертах, строится на
сочетании индивидуальных и
16.

групповых форм.

Конкурсная деятельность.

Теория: Подготовка программы конкурсных номеров, костюмов,
организационные рекомендации для родителей и детей (пишутся в
группах в WhatsApp).
Практика: Выступления обучающихся на конкурсах и фестивалях
различного уровня (районный, городской, областной, региональный,
всероссийский, международный). Это форма текущего или итогового
17

контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства,
культуры, вокальных способностей обучающихся.

18

Учебный (тематический) план
третьего года обучения(216 часов в год)
№
п/п

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

2

5

15

1

4

1

4

1

4

1

4

1.

Вводное занятие.
Установка на
сотрудничество

3

2.
2.1.

Постановка голоса
Голосовой
аппарат,
его строение, гигиена.

20

3.
3.1.

Певческое дыхание
Виды
певческого
дыхания.
Дыхательная
гимнастика
Дикция и артикуляция
Значение дикции и
артикуляции
в
исполнении
вокального
произведения
Комплекс
упражнений
на
развитие дикции и
артикуляции
Резонаторы
Виды резонаторов
Комплекс
упражнений
на
развитие резонаторов

10

Регистры
Значение регистров.
Комплекс
упражнений
на
выравнивание
и
сглаживание
регистров
Вокальная техника
Способы
звуковедения
Комплекс
упражнений
на
развитие подвижности

10

3.2.
4.
4.1.

4.2.

5.
5.1.
5.2.

6.
6.1.
6.2.

7.
7.1.
7.2.

10

Форма
аттестации,
контроля
Беседа, опрос, тестирование
анкетирование.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.

4
4

Педагогическое
наблюдение и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.

1
1

4
4

Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений

1

7

1

5

10
1
1

20

Групповая оценка работы.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений
19

7.3.

8.

8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
9.
9.1.
9.2.

9.3.
9.4.

9.5.
10.

10.1.
10.2.

11.

11.1.
11.2.
11.3.
12.

голоса
Комплекс
упражнений
диапазона и силы
голоса
Навыки пения в
ансамбле на
три голоса
(трёхголосие)
Интонационный
строй ансамбля
Способы
звуковедение
Унисон в вокальной
партии
Пение a cappella
Работа
над
произведением
Подбор репертуара
Знакомство
с
произведением,
его
анализ
Исполнениепроизведе
ния
Выравнивание
баланса
звучания
голоса и минусовой
фонограммы
(инструментального
сопровождения)
Репетиция
с
микрофоном
Музыкально
–
познавательные
беседы
История Российской
эстрады
Творчество
зарубежных
эстрадных
исполнителей
Постановка
и
репетиция
сценического номера
Самоконтроль
саморегуляция
Работа над образом в
произведении
Сценический костюм
Репетиция
с
микрофонами

1

5

25

6
1

Групповая оценка работы.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений

6
6
6

20
2
3

Групповая оценка работы.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений

5
5

5
Беседа, опрос, тестирование.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений

8

4
4

25

5
15

Групповая оценка работы.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.

5
25

Групповая оценка работы.
Педагогическое наблюдение
20

12.1.

Прогон
сценического номера

13.

Концертная
деятельность

14.

Конкурсная
деятельность

ИТОГО ЗА ГОД

25

20

20

10

10

216

33

и диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений
Тематические концерты,
текущие концерты, отчетный
и итоговый концерты.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.
Конкурсные выступления.
Педагогическое наблюдение
и диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.

183

21

Содержание учебного (тематического) плана
третьего года обучения
1. Вводное занятие. Установка на сотрудничество.
Теория:Беседа о творческой жизни обучающихся, во время летних каникул
(обучающиеся делятся своими впечатлениями о поездках, мероприятиях).
Повторяем правила поведения в хоровом классе, в актовом зале. Форма
одежды для занятий. Обсуждение дальнейшего плана работы на учебный
год.
Практика: Повторяем песенный материал по желанию обучающихся.
2. Постановка голоса.
Теория: Правила для выполнения упражнений.
Практика: Упражнения для развития навыков пения на опоре:
-упражнение

«глубокий вдох» - глубокий вдох ртом,

выдох через

стиснутые зубы со звуком «с»;
-упражнени «хэй» - резкий звуковой посыл звука «хэй» и т.д.
- упражнения на развитие грудного резонатора:
- упражнение «мычание» - пение низкого звука с закрытым ртом и
постепенно открывая его.
- упражнения на развитие

головного резонатора: «вье-вье-вье», «ней-ней-

ней», «вью-вью-вью».
2.1. Голосовой аппарат, его строение, гигиена.
Теория: Понятие «голосовой аппарат», его строение, основные функции,
гигиена и профилактика заболеваний. Механизм голосообразования (фильм –
презентация).
3.

Певческое дыхание.

Теория: Типы дыхания (верхнее, нижнее, короткое, длинное, через нос,
через рот и т.д.)
Практика: Показ педагогом типов дыхания и отработка их на практике.
3.1.Виды певческого дыхания.
22

Теория:Рассмотрение основных видов певческого дыхания: ключичное,
среднереберное,

нижнереберное,

диафрагматическое.

Понятия

«диафрагма», «опора».
Практика:Показ педагогом видов дыхания и отработка их на практике.
3.2. Дыхательная гимнастика.
Практика:Комплекс дыхательных упражнений. Упражнения «Кошечка»,
«Дотянись до пола», «Наклоны» и т.д.
4. Дикция и артикуляция.
Теория: Повторениепонятия дикции и артикуляции, их различия.
Практика: Работа над развитием дикции и артикуляции.
4.1. Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения.
Теория:Беседа на тему дикции и артикуляции, объяснение ее значения в
профессиональной деятельности эстрадного певца.
Практика:Работа над дикцией и артикуляцией в текстах песен.
4.2. Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции.
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией в скороговорках,
чистоговорках, стихах и т.д.
5. Резонаторы.
Теория: Резонансная теория пения, обуславливающая высокие
эстетические и вокально – технические качества голоса за счёт
максимальной активизации резонансных свойств голосового аппарата.
Практика: Акустическое, физиологическое и психологическая
закономерность образования и восприятие певческого голоса.
5.1. Виды резонаторов и их значение в вокальном исполнении.
Практика: Работа с основными видами резонаторов: грудного, головного и
смешанного.
5.2. Комплекс упражнений на развитие резонаторов.
Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие резонаторов.
Практика: Упражнения «Мычание», «Бри-брэ-бра», «Вье-вье-вье», «Нейней-ней» и т.д..
23

6. Регистры.
Теория: Понятие термина «регистры». Виды регистров.
Практика: Упражнение на развитие регистров - верхний (головной),
нижний (грудной), микстовый регистр (слияние головного и грудного
регистров, упражнение на развитие регистров).
6.1. Значение регистров.
Теория:Понятие «регистр», раскрыть его значение. Регистровые различия
мужских и женских голосов. Характеристика регистровых различий мужских
и женских голосов.
Практика:Пение гаммы с глиссандо с предварительной остановкой на
первом звуке и т. д.
6.2.Комплекс упражнений на выравнивание и сглаживание регистров.
Теория: Разъяснение комплекса упражнений на выравнивание и
сглаживание регистров.
Практика: Упражнения - пение гаммы снизу вверх на слог «ма», с
поднятием мягкого неба на верхних нотах. Пение гаммы с глиссандо с
предварительной остановкой на первом звуке и т. д.
7. Вокальная техника голоса.
7.1. Способызвуковедения.
Теория: Разъяснение способов звуковедения.
Практика: Упражнения на staccato, legato, nonlegato и т. д.
7.2. Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса.
Теория:

Разъяснение комплекса упражнений на развитие подвижности

голоса.
Практика: Упражнение - пение пентатоники, различными видами
длительностей, начиная с восьмых. Тональность выбирается с расчетом
особенностей и типа голоса исполнителя.
7.3. Комплекс упражнений на развитие диапазона и силы голоса.
Теория:Разъяснение комплекса упражнений на развитие диапазона и силы
голоса.
24

Практика: Упражнение «Коу», «Ма», гамма с глиссандо вверх с удержанием
верхнего звука на форте, удержание одного звука с постепенным развитием
от «piano» до «forte» т. д.
8.

Навыки пения в ансамбле на три голоса (трёхголосие).

Практика: Развитие навыка слышать себя и других, держать свою
партию, не форсировать звук, чувствовать ансамбль, слышать гармонию.
8.1.Интонация:
Теория: Повторениеопределения понятия «интонация»
Практика: Упражнения на горизонтальный строй ансамбля, пропевание
мелодии от любого звука. Упражнения на развитие интонации,
гармонического слуха, развитие внутреннего слуха (слуховое внимание).
Постоянный самоконтроль.
8.2.Способы звуковедения:
Теория: Основные способы звуковедения: staccato, legato, nonlegato.
Зависимость звуковедения от атаки звука.
Практика: Упражнения на различные способы звуковедения.
8.3.Унисон в вокальной партии:
Теория:Определение понятия «унисон».
Практика:Стройное звучание ансамбля (двух или нескольких вокальных
партий) на одной ноте. Умение слышать себя и контролировать звук в
ансамбле.
8.4.Пение без инструментального сопровождения - acappello:
Теория: acappello - пение без инструментального сопровождения.
Практика: Пение маленьких песен и упражнений без инструментального
сопровождения, пение канонов. Использование игровых моментов в
разучивании и исполнении песен и канона. Исполнение песни
acappello.
9. Работа над произведением

25

Практика: Вокальная работа над строем, ансамблем, звуковедением,
интонацией, дикцией, дыханием, тщательная проработка проблемных
мест в произведении.
9.1. Подбор репертуара.
Теория: Обсуждение репертуара совместно с обучающимися.
Практика: Подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося.
9.2. Знакомство с произведением, его анализ.
Теория:

Устный

анализ

вокального

произведения

совместно

с

обучающимися.
Практика: Проба подобранного репертуара, проведение его музыкального,
ритмического, текстового, смыслового анализа.
9.3.Исполнения произведения.
Теория:

Устный

анализ

вокального

произведения

совместно

с

обучающимися.
Практика: Проба подобранного репертуара, проведение его музыкального,
ритмического, текстового, смыслового анализа. Исполнение вокального
произведения и отслеживание поставленных для него задач: чистой
интонации, четкой дикции, активной артикуляции, смыслового значения.
9.4. Выравнивание баланса звучания и минусовой фонограммы
(инструментального сопровождения).
Практика: Проработка проблемных моментов в произведении,
выстраивание баланса голоса и минусовой фонограммы (инструментального
сопровождения).
9.5. Репетиция с микрофонами.
Теория: Умение правильно держатьмикрофон, виды работы с
микрофоном
Практика: Умение пользоваться микрофоном при исполнении
вокального произведения. Репетиция вокального вокального ансамбля над
произведением с микрофонами, в условиях класса или сцены.
26

10. Музыкально – познавательные беседы.
Теория:

Беседы по

темам:

«Охрана

голоса

и

основные

правила

гигиены»;
«Строение голосового аппарата»;
«Способы предупреждения и профилактика заболеваний»;
«Знакомство с творчеством выдающихся певцов российской и
зарубежной эстрады».
Практика: Работа с ансамблем над песенным материалом.
10.1. История

российской эстрады (фильм – презентация).

Теория:Беседа о творчестве выдающихся певцов российской эстрады.
Практика: Просмотр фильма – презентации об истории российской эстрады,
с последующим анализом обсуждения, с обучающимися.
10.2. Творчество зарубежных эстрадных исполнителей, оказавших влияние
на российскую эстраду (фильм – презентация).
Теория:Беседа о творчестве выдающихся певцов зарубежной эстрады.
Практика:Просмотр фильма – презентации о зарубежных эстрадных
исполнителях, повлиявших на российскую эстраду.
11. Постановка и репетиция сценического номера
Теория:Обсуждение замысла сценического номера, как «театра песни».
Практика:Работа над постановкой.
11.1. Самоконтроль исаморегуляцияв деятельности эстрадного певца.
Теория:Беседа о важности нервно – психического состояния эстрадного
певца, знакомство с понятиями «самоконтроль» и «саморегуляция».
Практика:Упражнения на снятие «зажимов», глубокое дыхание.
11.2. Работа над образом в произведении.
Практика: Анализ произведения и создание образа в процессе исполнения
произведения.
11.3. Сценический костюм.

27

Теория:Беседа о важности сценического костюма и создания имиджа в
деятельности эстрадного певца. Соответствие

внешнего

вида (костюма)

образу, стилю и жанру исполняемого произведения.
Практика:Возможность изготовить дополнительные элементы, аксессуары
своими силами, в домашних условиях (шляпки, банты, часы, трость,
галстуки и т.д.)
12. Репетиция с микрофонами.
Теория:Разъяснение способов работы с микрофоном.
Практика:Репетиция с микрофоном в условиях сцены. Проба звука, работа с
мониторами.
12.1. Прогон сценического номера.
Теория:Рекомендации и замечания по концертному номеру.
Практика:Генеральная репетиция сценического номера, с микрофонами и в
сценических костюмах.
13. Концертная деятельность.
Теория:Подготовка программы концертных номеров, сценария, флаеров
(пригласительных), афиши, костюмов, организационные рекомендации для
родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
Практика: Выступление обучающихся в тематических концертах,
текущих концертах, отчётного и итогового концертах, строится на
сочетании индивидуальных и

групповых форм.

14. Конкурсная деятельность.
Теория:Подготовка программы конкурсных номеров, костюмов,
организационные рекомендации для родителей и детей (пишутся в
группах в WhatsApp).
Практика: Выступления обучающихся на конкурсах и фестивалях
различного уровня (районный, городской, областной, региональный,
всероссийский, международный).Это форма текущего или итогового
контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства,
культуры, вокальных способностей обучающихся.
28

Учебный (тематический) план
четвёртого года обучения(216 часов в год)
№
п/п

Количество часов
Название темы

Всего

Тео
рия

Практ
ика

1

2

1
1

4
4

1.

Вводное занятие.
Установка на сотрудничество.

3

2.
2.1.
2.2.

Певческое дыхание
Дыхательная гимнастика
Комплекс
дыхательных
упражнений

10

3.
3.1.

Дикция и артикуляция
Комплекс
упражнений
на
развитие дикции и артикуляции
Музыкальные скороговорки

20

Резонаторы
Комплекс
упражнений
на
развитие головного резонатора
Комплекс
упражнений
на
развитие грудного резонатора

20

Регистры
Комплекс
упражнений
сглаживание регистров
Комплекс
упражнений
выравнивание регистров

20

3.2.

4.
4.1.
4.2.

5.
5.1.
5.2.

1

5

1

9

1

9

на

1

9

на

1

9

1

9

1

12

Вокальная техника голоса
Комплекс
упражнений
на
развитие подвижности голоса
Комплекс
упражнений
на
развитие диапазона и силы
голоса
Работа над произведением
Подбор репертуара
Анализ произведения
Исполнение произведения

23

8.

Раскрепощение
и
снятие
зажимов у исполнителя

20

8.1.

Комплекс

6.
6.1.
6.2.

7.
7.1.
7.2.
7.3.

упражнений

14

на

30
10
5
15

Форма
аттестации,
контроля
Беседа, опрос, тестирование
анкетирование.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений
29

9.
9.1.

раскрепощение
и
снятие
зажимов
Основы сценического движения
Пластические этюды

20

20

11.

Постановка
сценического
номера
Работа
над
образом
в
произведении
Подбор сценического костюма
Репетиция с микрофоном
Репетиция номера в классе и на
сцене
Концертная деятельность

12.

Конкурсная деятельность

10

10.
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.

ИТОГО ЗА ГОД

1

19

1

4

1

4
5
5

Тематические концерты,
текущие концерты, отчетный
и итоговый концерты.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.
Конкурсные выступления.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самооценка
обучающихся
своих знаний и умений,
самостоятельная работа.

20

216

Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся
своих знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.

23

193

30

Содержание учебного (тематического) плана
четвёртого года обучения
1.

Вводное занятие. Установка на сотрудничество.

Теория:Беседа о творческой жизни обучающихся, во время летних каникул
(обучающиеся делятся своими впечатлениями о поездках, мероприятиях).
Повторяем правила поведения в хоровом классе, в актовом зале. Форма одежды
для занятий. Обсуждение дальнейшего плана работы на учебный год.
Практика: Повторяем песенный материал по желанию обучающихся.
2.

Певческое дыхание.

Теория:Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический
источник голоса.Типы дыхания (верхнее, нижнее, короткое, длинное, через нос,
через рот и т.д.)
Практика: Показ педагогом типов дыхания и отработка их на практике.
2.1.

Дыхательная гимнастика.

Теория: Повторение и закрепление комплекса дыхательных упражнений 3-го года
обучения.
Практика: Беззвуковые упражнения:
1. Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом,
вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
2. «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы,
мышц брюшного пресса.
3. Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки
живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить
за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
4. Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы
воображаемая свеча не потухла.
Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.
5. Активный выдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения
– сброс оставшегося воздуха.
6. Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы.
31

7. Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо
отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую).
8. Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я».
9. Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за
плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания.
10. Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до
разнообразныхпопевок. Активизирует дыхание.
11. Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.
Такими упражнениями в течении полугодия работы надо начинать буквально каждое
занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать
организацию процесса вдоха и выдоха.
2.2.

Комплекс дыхательных упражнений.

Практика: Ритмичное дыхание через нос, с закрытым ртом в привычном темпе;
упражнение на брюшное дыхание; упражнение на грудное дыхание, полное дыхание,
встречное дыхание; тренировка управления ритмом дыхания; ритмичное носовое
дыхание с удлинением выдоха; произвольное дыхание одновременно с вращением
рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно; «рваное» дыхание;
синхронизация движений ног с дыханием; усиление дыхания за счет наклонов.
Усложнение этого упражнения — наклоны в сторону и повороты туловищем.
3.

Дикция и артикуляция.

Теория: Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая
звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих
органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется
артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,
зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Артикуляция - активная работа рта в речи
и в пении.
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать
мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый
артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.
Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним
из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального
32

образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата
от напряжения. Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость
произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального
исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных. Выразительная
дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.
Практика: Работа над развитием дикции и артикуляции.
3.1.

Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции.

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие дикции и артикуляции.
Практика: Проговаривание словосочетаний состоящих из согласных и гласных
звуков, произнесения определенного звукоряда и т.д..
3.2.

Музыкальные скороговорки.

Теория: Подбор скороговорок, которые перекладываем на музыкальный материал.
Практика: Проговаривание и пропевание скороговорок под музыкальное
сопровождение.
4.

Резонаторы.

Теория: Виды резонаторов и их значение в вокальном исполнении.
Практика: Раскрытие основных видов резонаторов: грудного, головного и
смешанного.
4.1.

Комплекс упражнений на развитие головного резонатора.

Практика: Упражнения - «И-и-и-е-е-е-и-и-и», «Ней-ней-ней», «Вье-вье-вье» и т.д..
4.2.

Комплекс упражнений на развитие грудного резонатора.

Практика: Упражнения: - «М-м-м», «Зи-зи-зи» и т.д..
5.

Регистры. Значение регистров.

Теория: Регистровые различия мужских и женских голосов. Понятие «регистр»,
раскрыть его значение. Характеристика регистровых различий мужских и женских
голосов.
Практика:Упражнение на развитие регистров - верхний (головной), нижний
(грудной), микстовый регистр (слияние головного и грудного регистров,
упражнение на развитие регистров).
5.1.

Комплекс упражнений на сглаживание регистров.
33

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на выравнивание и сглаживание
регистров.
Практика:Упражнения - «И-а-и», «О-у-о» и т.д. следуя по пентатоникам и октавам.
5.2.

Комплекс упражнений на выравнивание регистров.

Практика:Упражнение: округлое формирование всех гласных и точную атаку, и
снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой
доли.
6.

Вокальная техника голоса.

Теория: Разъяснение способов звуковедения.
Практика: Упражнения на staccato, legato, nonlegato и т. д.
6.1.

Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса.

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие подвижности голоса.
Практика:Упражнения на legato пения пентатоники, секст, септим и октав, т.е. пение
пентатоники, различными видами длительностей, начиная с восьмых. Тональность
выбирается с расчетом особенностей и типа голоса исполнителя.
6.2.

Комплекс упражнений на развитие диапазона и силы голоса.

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие диапазона и силы голоса.
Практика: Упражнение «Коу», «Ма», гамма с глиссандо вверх с удержанием верхнего
звука на форте, удержание одного звука с постепенным развитием от «piano» до
«forte» т. д.
7.

Работа над произведением.

Практика: Вокальная работа над строем, ансамблем, звуковедением, интонацией,
дикцией, дыханием, тщательная проработка проблемных мест в произведении.
7.1.

Подбор репертуара.

Теория: Обсуждение репертуара совместно с обучающимися.
Практика: Подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
7.2.

Анализ произведения.

Теория: Устный анализ вокального произведения совместно с обучающимися.
Практика: Проба подобранного репертуара, проведение его музыкального,
ритмического, текстового, смыслового анализа.
7.3.

Исполнение произведения.
34

Теория: Устный анализ вокального произведения, совместно с обучающимися,
допущенных ошибок при исполнении произведения.
Практика: Исполнение произведения в классе, с учётом анализа допущенных
ошибок.
Исполнение произведения под минусовую фонограмму с микрофоном в условиях
сцены. Проба подобранного репертуара, проведение его музыкального, ритмического,
текстового, смыслового анализа. Исполнение вокального произведения и
отслеживание поставленных для него задач: чистой интонации, четкой дикции,
активной артикуляции, смыслового значения.
8.

Раскрепощение и снятие зажимов у исполнителя.

Теория: Беседа о важности нервно – психического состояния эстрадного певца,
знакомство с понятиями «самоконтроль» и «саморегуляция».
Практика: Упражнения на снятие «зажимов», глубокое дыхание.
8.1.

Комплекс упражнений на раскрепощение и снятие зажимов.

Практика: Упражнения: «Напряжение и расслабление», «Манекены», «Тряпичные
куклы», «Подзаборчик», «Режиссеры» и т. д..
9.

Основы сценического движения.

Теория:Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на
сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации
движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через жесты
рук, подвижность тела и ног.
Практика: Постановка корпуса, шаги (простые, переменные, сложные), движение
рук и т.д. Освоение основных технических навыков.
9.1.

Пластические этюды.

Теория: Разъяснение основных пластических этюдов.
Практика: Различные упражнения на развитие и совершенствование пластики,
сценического движения во время концертного выступления.
10.

Постановка сценического номера.

Теория: Обсуждение замысла сценического номера, как «театра песни».
Практика: Работа над постановкой.
10.1. Работа над образом в произведении.
35

Теория: Устный анализ произведения.
Практика:На основеанализа произведения строится создание образ, а в процессе
исполнения и работы над произведением.
10.2. Подбор сценического костюма.
Теория: Обсуждение сценического костюма. Продумывание имиджа и выбора
костюма к концертному номеру. Беседа о важности сценического костюма и создания
имиджа в деятельности эстрадного певца. Соответствие внешнего вида (костюма)
образу, стилю и жанру исполняемого произведения.
Практика:Возможность изготовить дополнительные элементы, аксессуары своими
силами, в домашних условиях (шляпки, банты, часы, трость, галстуки и т.д.)
10.3. Репетиция с микрофоном.
Теория: Разъяснение способов работы с микрофоном.
Практика:Пробная репетиция вокального произведения с микрофоном на сцене или в
классе. Репетиция с микрофоном в условиях сцены.
10.4. Репетиция номера в классе и на сцене.
Теория: Анализ концертного выступления. Смоконтроль и саморегуляция в
деятельности эстрадного певца. Беседа о важности нервно – психического состояния
эстрадного певца, знакомство с понятиями «самоконтроль» и «саморегуляция;
Практика:Репетиция концертного номера. Упражнения на снятие «зажимов»,
глубокое дыхание.
11.

Концертная деятельность.

Теория: Подготовка программы концертных номеров, сценария, флаеров
(пригласительных), афиши, костюмов, организационные рекомендации для
родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
Практика: Выступление обучающихся в тематических концертах, текущих
концертах, отчётного и итогового концертах, строится на сочетании
индивидуальных и
12.

групповых форм.

Конкурсная деятельность.

Теория: Подготовка программы конкурсных номеров, костюмов, организационные
рекомендации для родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
36

Практика: Выступления обучающихся на конкурсах и фестивалях различного уровня
(районный, городской, областной, региональный, всероссийский, международный).
Это форма текущего или итогового контроля, осуществляемая с целью определения
уровня мастерства, культуры, вокальных способностей обучающихся.

37

Учебный (тематический) план
пятого года обучения (144 часов в год)

№
п/п
1.

Количество часов
Название темы
Вводное занятие.
Установка
сотрудничество.

Всего

Тео
рия

Практ
ика

1

0,5

0,5

1
1

4
4

0,5

3

1

3

0,5

2

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

на

2.
2.1
2.2.

Певческое дыхание
Дыхательная гимнастика
Комплекс
дыхательных
упражнений

10

3.
3.1

Дикция и артикуляция
Комплекс упражнений на
развитие дикции
и
артикуляции
Музыкальные
скороговорки,
чистоговорки
Каноны
Резонаторы
Комплекс упражнений на
развитие
головного
резонатора
Комплекс упражнений на
развитие
грудного
резонатора
Регистры
Комплекс упражнений на
сглаживание регистров
Комплекс упражнений на
выравнивание регистров
Вокальная техника
Комплекс упражнений на
развитие
подвижности
голоса
Комплекс упражнений на
развитие диапазона и
силы голоса

10

Работа
над
произведением
Подбор репертуара
Анализ произведения
Исполнение
эстрадных
песен
Исполнение
народных
песен

14

3.2

3.3
4.
4.1

4.2

5.
5.1
5.2
6.
6.1

6.2

7.
7.1
7.2
7.3
7.4

10

10

10

2
2
8
2

Форма
аттестации,
контроля
Беседа,
опрос,
тестирование
анкетирование.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Опрос.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Беседа, опрос.
38

8.
8.1

Актерское мастерство
Комплекс упражнений на
раскрепощение и снятие
зажимов

14

9.

Основы
сценического
движения
Пластические этюды

15

20

11.

Постановка сценического
номера
Работа над образом в
произведении
Подбор
сценического
костюма
Репетиция с микрофоном
Репетиция
номера
в
классе и на сцене
Концертная деятельность

20

20

12.

Конкурсная деятельность

10

10

9.1.

10.
10.1
10.2
10.3
10.4

ИТОГО ЗА ГОД

1

13

1

14

1

4

3
1
1

144

22,5

5
5

Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Тематические концерты, текущие
концерты, отчетный и итоговый
концерты.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся своих
знаний и умений, самостоятельная
работа.
Конкурсные выступления.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся своих
знаний и умений, самостоятельная
работа.

121,5

39

Учебный (тематический) план
пятого года обучения(216 часов в год)

№
п/п
1.

Количество часов
Название темы
Вводное занятие.
Установка
сотрудничество.

Всего

Тео
рия

Практ
ика

3

1

2

1
1

9
9

1

7

1

5

1

5

1

9

1

9

1

9

1

9

1

9

1

9

на

2.
2.1
2.2.

Певческое дыхание
Дыхательная гимнастика
Комплекс
дыхательных
упражнений

20

3.
3.1

Дикция и артикуляция
Комплекс упражнений на
развитие дикции
и
артикуляции
Музыкальные
скороговорки,
чистоговорки
Каноны
Резонаторы
Комплекс упражнений на
развитие
головного
резонатора
Комплекс упражнений на
развитие
грудного
резонатора
Регистры
Комплекс упражнений на
сглаживание регистров
Комплекс упражнений на
выравнивание регистров
Вокальная техника
Комплекс упражнений на
развитие
подвижности
голоса
Комплекс упражнений на
развитие диапазона и
силы голоса

20

Работа
над
произведением
Подбор репертуара
Анализ произведения
Исполнение
эстрадных
песен
Исполнение
народных
песен

25

3.2

3.3
4.
4.1

4.2

5.
5.1
5.2
6.
6.1

6.2

7.
7.1
7.2
7.3
7.4

20

20

20

5
5
10
5

Форма
аттестации,
контроля
Беседа,
опрос,
тестирование
анкетирование.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Опрос.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Беседа, опрос.
40

8.
8.1

Актерское мастерство
Комплекс упражнений на
раскрепощение и снятие
зажимов

15

9.

Основы
сценического
движения
Пластические этюды

15

28

11.

Постановка сценического
номера
Работа над образом в
произведении
Подбор
сценического
костюма
Репетиция с микрофоном
Репетиция
номера
в
классе и на сцене
Концертная деятельность

20

20

12.

Конкурсная деятельность

10

10

9.1.

10.
10.1
10.2
10.3
10.4

ИТОГО ЗА ГОД

1

14

1

14

1

4

3
1
1

216

30

9
9

Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Контрольное занятие, открытый
урок.
Групповая оценка работы.
Самостоятельная работа,
самооценка обучающихся своих
знаний и умений
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Тематические концерты, текущие
концерты, отчетный и итоговый
концерты.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся своих
знаний и умений, самостоятельная
работа.
Конкурсные выступления.
Педагогическое наблюдение и
диагностика.
Самооценка обучающихся своих
знаний и умений, самостоятельная
работа.

186

41

Содержание учебного (тематического) плана
пятого года обучения
1.

Вводное занятие. Установка на сотрудничество.

Теория: Беседа о творческой жизни во время летних каникул (обучающиеся
делятся своими впечатлениями о поездках, мероприятиях). Обсуждение
дальнейшего плана работы на учебный год.
Практика: Повторение песенного материала по желанию обучающихся.
2.

Певческое дыхание.

Теория: Повторение понятия

певческого

дыхания.Дыхание – один из основных

факторов голосообразования, энергетический источник голоса.
Практика:Показ педагогом типов дыхания и отработка их на практике.
2.1.

Дыхательная гимнастика.

Теория: Повторениепонятия «дыхательная гимнастика». Правила выполнения.
Практика:Повторение и закрепление комплекса дыхательных упражнений 4-го года
обучения. Упражнения, придающие мышцам упругость и выносливость, помогают
осознать организацию процесса вдоха и выдоха.
2.2.

Комплекс дыхательных упражнений.

Практика:
- упражнение на брюшное дыхание;
- упражнение на грудное дыхание;
- полное дыхание;
- встречное дыхание;
- тренировка управления ритмом дыхания;
- ритмичное носовое дыхание с удлинением выдоха;
- произвольное дыхание одновременно с вращением рук в плечевых суставах вперед и
назад, попеременно;
- «рваное» дыхание;
- синхронизация движений ног с дыханием;
- усиление дыхания за счет наклонов;
Усложнение этого упражнения — наклоны в сторону и повороты туловищем.
3.

Дикция и артикуляция
42

Теория: Понятие дикции и артикуляции.
Практика:Работа над развитием дикции и артикуляции.
3.1.

Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции.

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие дикции и артикуляции.
Практика:Проговаривание словосочетаний состоящих из согласных и гласных
звуков, произнесения определенного звукоряда и т.д..
3.2.

Музыкальные скороговорки и чистоговорки.

Теория: Подбор скороговорок и чистоговорок.
Практика:Проговаривание и пропевание скороговорок и чистоговорок под
музыкальное сопровождение.
3.3.

Каноны.

Теория: Понятие термина
которой

мелодия

«канон».Кано́н в музыке — полифоническая форма, в

образует

контрапункт

сама

с

собой.

Основной

технико-

композиционный приём, положенный в основу канона, называется (канонической)
имитацией. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют
одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же
звука, иногда - от разных. Собственно говоря, канон - это музыкальная пьеса или ее
эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации.
Практика:Музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая
позже него. Разучивание и исполнение канонов.
4.

Резонаторы.

Теория: Резонансная

теория

вокально – технические
резонансных свойств
вокальном

пения, обуславливающая

качества голоса за

голосового

исполнении.

счёт

высокие эстетические

и

максимальной активизации

аппарата. Виды резонаторов и их значение в

Акустическое,

физиологическое

и

психологическая

закономерность образования и восприятие певческого голоса.
Практика:Работа над раскрытием основных видов резонаторов: грудного, головного
и смешанного.
4.1.

Комплекс упражнений на развитие головного резонатора.

Теория: Правила выполнения

упражнений. Головной резонатор - это полости,

которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы.
43

Практика:Упражнения - «И-и-и-е-е-е-и-и-и», «Ней-ней-ней», «Вье-вье-вье» и т.д.;

4.2.

Комплекс упражнений на развитие грудного резонатора.

Теория: Правила выполнения

упражнений. Грудной резонатор - это трахея и

крупные бронхи.Сделать глубокий вдох, затем легко постучать собственными
кулачками по груди со звуком «М», до появления внутреннего отклика и звукового
резонанса (Например:Резонаторный массаж).
Практика:Упражнения для грудных резонаторов:
1.Стоим прямо (можно делать упражнение перед зеркалом). Набрав в легкие
достаточное количество воздуха, на выдохе мы наклоняемся вперед, при этом на
выдохе произносим гласный звук, любой, например "ааа", "еее", "ууу".
2. Упражнения: - «М-м-м», «Зи-зи-зи» и т.д..
3. Резонаторный массаж.
5.

Регистры.

Теория: Понятие и значение регистров. Регистры у вокалиста — это то, какой
отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно
натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр.
Что

такое регистр голоса?

строение. Регистры отличаются

У

всех
по

неопытных вокалистов регистры голоса

людей
принципу

не

связаны

голос

имеет

регистровое

извлечения
между

собой,

звука.

У

тогда

как

профессионалы знают, как их соединить. Если вы попробуете попеть на глиссандо до
верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос
начинает, как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так
называемые

"петухи". Это ваши мосты.

Нужно найти способ

соединить их.

Основные регистры (грудной, смешанный (микст), головной, свисток).
Практика:Упражнения на основные регистры.
5.1.

Комплекс упражнений на сглаживание регистров.

Теория: Правила выполнения упражнений.
Практика:Упражнения - «И-а-и», «О-у-о» и т.д. следуя по пентатоникам и октавам.
5.2.

Комплекс упражнений на выравнивание регистров.

Теория: Правила выполнения упражнений.
44

Практика:Упражнение:

округлое формирование всех гласных и точную атаку, и

снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой
доли.

6.

Вокальная техника голоса.

Теория: Способы звуковедения. Разъяснение способов звуковедения.
Практика:Упражнениянаstaccato, legato, nonlegatoит. д.
6.1.

Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса.

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие подвижности голоса.
Практика: Упражнения на legato пения пентатоники, секст, септим и октав, т.е.
пение пентатоники, различными видами длительностей, начиная с восьмых.
Тональность выбирается с расчетом особенностей и типа голоса исполнителя.
6.2.

Комплекс упражнений на развитие диапазона и силы голоса.

Теория: Разъяснение комплекса упражнений на развитие диапазона и силы голоса.
Практика:Упражнение «Коу», «Ма», гамма с глиссандо вверх с удержанием верхнего
звука на форте, удержание одного звука с постепенным развитием от «piano» до
«forte» т. д.
7.

Работа над произведением.

Практика: Вокальная работа над строем, ансамблем, звуковедением,
интонацией, дикцией, дыханием, тщательная проработка проблемных мест в
произведении.
7.1.

Подбор репертуара.

Теория: Обсуждение репертуара совместно с обучающимися.
Практика: Подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося.
7.2.

Анализ произведения.

Теория: Устный анализ вокального произведения совместно с обучающимися.
Практика: Проба подобранного репертуара, проведение его музыкального,
ритмического, текстового, смыслового анализа.
7.3.

Исполнение эстрадных песен.
45

Теория: Понятие «эстрадное пение». Устный анализ возможных или допущенных
ошибок при исполнении произведения.
Практика: Владение эстрадной манерой пения и звукоизвлечением. Исполнение
произведения в классес анализом допущенных ошибок. Исполнение произведения под
минусовую фонограмму с микрофоном в условиях сцены.
7.4.

Исполнение народных песен.

Теория: понятие «народная манера пения».анализ исполнения.
Практика: Владение народной манерой пения и звукоизвлечением. Исполнение
народной песни.
8.

Актёрское мастерство.

Теория: Актерское мастерство через песню. Певец — это актер, который использует
певческий голос как инструмент. Каждая музыкальная фраза рассказывает историю,
которая также передается через язык тела, выражение лица, дикцию и динамику
голоса.

Работа с движениями, которые необходимы для исполнения

песни. Как

только освоиваются базовые движения, нужно репетировать исполнение песни в
режиме выступления. Здесь начинается настоящее актерское мастерство – «театр
песни».
Практика: Этюды на темы: предметы, животные, цирк и др.
Навыки

мастерства

перевоплощения,

выразительности,

пластики.

обсуждение ошибок. Упражнения на освобождение мышц. Игры
актерского внимания и

Разбор

и

на развитие

зрительной памяти. Упражнения на координацию в

пространстве. Игры на развитие фантазии и воображения. Игры на развитие
ассоциативного и образного мышления.
8.1.

Комплекс упражнений на раскрепощение и снятие зажимов.

Теория: Правила упражнений на раскрепощение и снятие зажимов.
Практика:Упражнения: «Напряжение и расслабление», «Манекены», «Тряпичные
куклы», «Подзаборчик», «Режиссеры» и т. д..
Тренировочные занятия на формирование навыков сценического мастерства (манера
исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем).
Упражнения на координацию в пространстве.
Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.
46

Игры и упражнения на развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений
Игры на развитие ассоциативного и образного мышления.
Упражнения на «общение».
Игровые упражнения на достижение эмоционального раскрепощения, открытости.
Индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа
исполняемых песен.
9.

Основы сценического движения.

Теория: Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на
сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации
движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через жесты
рук, подвижность тела и ног. Важной задачей, стоящей перед артистом-вокалистом,
является выработка навыков совмещения пения и активного движения. Известно, что
при двигательных нагрузках у певцов «сбивается дыхание», появляется одышка, что
сказывается на точности интонирования и других характеристиках голоса. В
современной эстраде артист-вокалист вынужден ходить, бегать, танцевать, прыгать,
т.е. активно двигаться в сценическом пространстве. Поэтому есть необходимость
научить его правильно пользоваться брюшным прессом, диафрагмой и резонаторами.
В результате тренировок, даже самые ритмичные и быстрые танцы не будут оказывать
скованность на вокалиста.
Практика:Постановка танцевальных движений. Использование элементов ритмики,
сценической культуры.

Движения под музыку. Упражнения на мышечное

освобождение. Расслабление мышц лица, рук, спины, ног.
Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в
рамках жанра эстрадной песни.
9.1.

Пластические этюды.

Теория: Разъяснение основных пластических этюдов.Сценическое движение.
Сценическая пластика. Актерское взаимодействие.
Практика: Упражнения на развитие и совершенствование пластики, сценического
движения во время концертного выступления.Просмотр видиозаписи - примера
эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических
47

элементов, театрализации. Игры и упражнения, развивающие воображение и
фантазию.
10.

Постановка сценического номера.

Теория: Обсуждение замысла сценического номера, как «театра песни».
Практика:Работа над постановкой. Индивидуальная работа с обучающимися по
созданию сценического образа исполняемых песен.
10.1. Работа над образом в произведении.
Теория: Устный анализ произведения.
Практика: Анализ произведения и создание образа в процессе исполнения
произведения.
10.2. Подбор сценического костюма, имиджа.
Теория: Обсуждение сценического костюма. Продумывание имиджа и выбора
костюма к концертному номеру. Беседа о важности сценического костюма и создания
имиджа в деятельности эстрадного певца. Соответствие внешнего вида (костюма)
образу, стилю и жанру исполняемого произведения.
Практика:Изготовление костюма.
10.3. Репетиция с микрофоном.
Теория:

Микрофон –

это

основной

элемент

в

работе

эстрадного певца на

современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим
звуком и его представлением слушателями.
Практика:Пробная репетиция вокального произведения с микрофоном на сцене или в
классе. Разъяснение способов работы с микрофоном. Репетиция с микрофоном в
условиях сцены. Проба звука, работа с мониторами.
10.4. Репетиция номера в классе и на сцене.
Теория: Анализ

концертного

выступления.

Смоконтроль и

саморегуляция в

деятельности эстрадного певца. Беседа о важности нервно – психического состояния
эстрадного певца, знакомство с понятиями «самоконтроль» и «саморегуляция;
Практика: Репетиция концертного номера. Упражнения на снятие «зажимов»,
глубокое дыхание.
11.

Концертная деятельность.
48

Теория: Подготовка программы концертных номеров, сценария, флаеров
(пригласительных), афиши, костюмов, организационные рекомендации для
родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
Практика: Выступление обучающихся в тематических концертах, текущих
концертах, отчётного и итогового концертах, строится на сочетании
индивидуальных и
12.

групповых форм.

Конкурсная деятельность.

Теория: Подготовка программы конкурсных номеров, костюмов, организационные
рекомендации для родителей и детей (пишутся в группах в WhatsApp).
Практика: Выступления обучающихся на конкурсах и фестивалях различного
уровня (районный, городской, областной, региональный, всероссийский,
международный). Это форма текущего или итогового контроля, осуществляемая с
целью определения уровня мастерства, культуры, вокальных способностей
обучающихся.

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».