ДООП Гитара

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гитара»
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Кравцов Артем Сергеевич,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность, разработана с учётом
требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№

09-3242.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г.
№ ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
В последние годы гитара становится все более и более популярным
музыкальным инструментом среди детей.

С гитарой можно посидеть в компании сверстников, исполняя
произведения различных жанров. Также обладая хорошим уровнем игры на
инструменте можно создать ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).
Данная программа призвана удовлетворить интерес детей и подростков
к исполнительству на гитаре, помочь им проявить свои музыкальные
способности, расширить музыкальный кругозор, выявить их музыкальные
интересы и пристрастия, в конечном счете, помочь достижению основной
цели обучения - формированию в ребёнке гармонично развитого человека.
Программа учитывает желания детей играть на гитаре, но кроме этого
даёт основные знания по нотной грамоте и базовые навыки игры на
электрогитаре, что может помочь творческому развитию личности ребёнка и
в будущем, открывая ему возможности для дальнейших занятий музыкой в
составе вокально-инструментальных ансамблей, исполняя блюз, джаз, рок.
Программа является актуальной, т.к. призвана удовлетворить интерес
учащихся к получению новых знаний.
Актуальность программы:
Актуальность занятия музыкой, и, в частности, игра на гитаре, помимо
развития музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальный слух,
музыкальная память и т.д.), также всесторонне развивают личность
учащегося.

Освоение

музыкальной

грамоты

развивает

интеллект,

сопереживание исполняемой музыке развивает эмпатию и расширяет спектр
эмоциональных реакций ребёнка. Различные ассоциативные параллели
между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно
исполняемым музыкальным материалом развивают образное мышление.
Программа «Гитара» включает в себя не только обучение навыкам
игры на гитаре, но также помогает подростку реализовать себя, стать ярким и
успешным.
Таким образом, программа соответствует социально- экономическим
потребностям

нашего

региона

и

города,

социальному

заказу

на

образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные

особенности потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования
и ожидания образовательных учреждений профессионального образования,
требования социума, общественности, государства.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 8 - 18 лет,
желающие

заниматься

английским

языком.

Для начала занятий в

объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы
комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 8 - 10 лет, 11-18
лет, от 10 до 15 человек в группе.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся. Форма
учебной

деятельности

определяется

такими

элементами,

как

самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных
ситуаций, личностное самоопределение.
Характеристика обучающихся по программе
В возрасте от 8-12 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки

и

юноши

уже

могут

мыслить

логически,

заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и
самосознания детей, представляющий собой существенное расширение
сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем
мире.
Подростки 13-18 лет могут длительное могут длительное время
удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его
между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп
работы.
Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста –
это умение планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить
средства для ее реализации. Совершенствуется воображение, развивается
мышление, формируется воля, расширяется круг интересов, развиваются

способности. Дети усваивают моральные нормы и правила поведения,
приобретают опыт коллективной деятельности.
Состав группы постоянный. Педагог учитывает особенности каждого
обучающегося и обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии
в группе ребенка особых категорий (дети с ограниченными возможностями
здоровья,

одаренные

дети),

основная

программа

адаптируется

под

возможности этого ребенка.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности (создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса);
 принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего
обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом
подбор практических заданий ведется с учетом природных задатков,
интересов,

потребностей,

индивидуальных

особенностей

детей

и

экономических возможностей семей);
 принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия);
 принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи
между всеми годами обучения);
 принцип

творчества

(процесс

обучения

сориентирован

на

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа
в

неделю).

Продолжительность

одного

занятия

составляет

45

мин

(школьники). Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15
минут.
Объем общеразвивающей программы – 6 недель (24 часа).
Срок освоения общеразвивающей программы составляет 6 недель.
Уровень:

стартовый, возраст обучающихся 8 – 10 лет. На стартовый уровень
принимаются все дети, без отбора;
базовый, возраст обучающихся 11 – 18 лет. На базовом уровень
принимаются все дети, без отбора;
Перечень

форм

обучения:

групповая.

Во

время

занятий

осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую

часть

педагог

планирует

с

учётом

возрастных,

психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа
предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные
формы

и

приемы

игрового

обучения,

проектной,

литературно-

художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Формы обучения: очная, дистанционная (при необходимости).
Основной формой организации процесса обучения является групповое
занятие. Важным элементом

каждого занятия является обсуждение,

рефлексия.
Видами занятий, используемыми при обучении по программе,
являются следующие:
 беседа;
 мастер-класс;
 комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового
материала в виде беседы и демонстрации иллюстративного
 материала с последующей отработкой умений и навыков напрактике;
 чаепитие.
Для

подведения

итогов

реализации

программы

и

показания

результативности используются следующие формы:
 отчётный концерт;
 анкетирование.
В результате освоения данной программы обучающийся приобретает
лидерские качества, навык игры на гитаре, умение держаться на сцене,

свободно общаться в кругу сверстников и взрослых, получает опыт
публичных выступлений.
Программа является блочной, содержание всего курса распределено по
следующим блокам:
 «Введение в музыкально-песенную культуру. Знакомство с
творчеством различных исполнителей»
 «Основы музыкальной грамоты. Музыкальная терминология»
 «Работа над техникой»
 «Работа над музыкальными произведениями»
 Итоговый контроль (аттестация).
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование мотивации обучающихся к занятиям в студии,
развитие творческого потенциала воспитанников через совместное вокальноинструментальное музицирование.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с историей происхождения инструмента; познакомить с
основами нотной грамотности;
 познакомить с буквенным обозначением аккордов, аккордами
простого звукоряда и усложненными аккордами, приемами и видами
аккомпанемента;
 формировать первоначальные навыки игры на гитаре;
 познакомить с жанрами, музыкальными направлениями и яркими
представителями песенного творчества под аккомпанемент гитары;
 познакомить обучающихся с песнями изученных направлений;
Развивающие:
 развивать музыкальный кругозор;
 формировать активную жизненную позицию для самоутверждения и
позитивного общения в среде подростков;

 формировать музыкальную культуру, культуру слушателя изрителя;
 развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные:
 прививать ценности здорового образа жизни и навык общения в
коллективе;
 способствовать воспитанию у детей воли, дисциплинированности,
настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности.
Формирование устойчивого интереса к музыкально-песеннойкультуре.

Учебно-тематический план первого года обучения
№

1
2

Тема занятий
Введение.
Техника безопасности.
Знакомство с инструментом.
Знакомство с теорией музыки.

6

Настройка гитары. Обозначения.
Настройка гитары. Музыкальный строй
инструмента.Диапазон.Камертон.
Обозначения нот. Обозначения пальцев
левой и правой рук. Гаммы.
Виды аккордов. Аккорды в первой
позиции.
Буквенно-цифровое
обозначение
аккордов.
Техника игры правой и левой рукой.
Посадка гитариста.
Упражнения на развитие
гибкости пальцев
Штрихи и техника извлечения звука
правой рукой. Прием арпеджио.
Этюды 1ого класса.
Работа над техникой игры на гитаре.

7

Гитарный бой.

3

4

5

ИТОГО:

Количество часов
Всего

Теория

Практика

4

2

2

30

12

18

16

6

10

56

28

28

36

10

26

38

16

22

24

8

16

204

82

122

1. Введение
1.1. Техника безопасности
Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с
инструментом.
1.2. Знакомство с акустической шестиструнной гитарой.
Теория: Истории создания шестиструнной гитары.
Практика: Устройство гитары, её составные части. Качества гитары. Правила
ухода и хранения гитары.
2. Знакомство с теорией музыки
2.1. Способы записи звуков. Табулатура.Правила нотной записи.
Теория: Расположение нот на нотномстане.
Практика: Запись звуков нотами.
2.2.Длительность нот. Знаки альтерации.
Теория: Счёт длительностей.
Практика: Запись длительностей.
2.3Что такое аккомпанемент, мелодия, гармония, ритм. Знаки
сокращения нотной записи.
Теория: Объяснение понятий аккомпанемент, гармония, мелодия, ритм.
Практика: Запись мелодии нотами и её исполнение на инструменте.
3. Настройка гитары.
3.1. Настройка гитары. Музыкальный строй инструмента. Диапазон.
Теория: Рекомендации по настройке гитары.
Практика: Настройка гитары.
3.2. Обозначения нот. Обозначение пальцев левой и правой рук. Гаммы
Теория: Буквенное обозначение пальцев правой руки. Написание гаммы.
Практика: Отработка гамм с буквенным обозначением правой и левой руки.
4.Виды аккордов. Аккорды в первой позиции.
4.1. Буквенно-цифровые обозначения аккордов.
Теория: Построение аккордов и объяснение Буквенно-цифровых
обозначений аккордов.

Практика: Построение аккордов и запись буквенно цифровых обозначений
Аккордов.
4.2. Практические занятия по освоению аккордов в 1 позиции.
Теория: Аппликатура аккордов в 1 позиции.
Практика: Техника перехода от аккорда к аккорду.
4.3. Стандартные гармонические последовательности,их
проигрываниеаккордами в первой позиции.
Теория: Объяснение понятий гармонических последовательностей.
Практика: Запись гармонических последовательностей иих проигрывание
на гитаре.
5. Техника игры правой и левой рукой.
5.1.Посадка гитариста. Упражнения на развитие гибкости пальцев
Теория: Посадка и положение инструмента. Положение правой и левой рук.
Практика: Упражнение на гибкость пальцев
5.2. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой.Этюды 1ого
класса.
Теория: Объяснение понятий тирандо, апояндо.
Практика: Звукоизвлечение правой рукой прием омарпеджио. Проигрывание
этюдов с помощью изученных техник игры.
6. Работа над техникой игры на гитаре.
6.1. Темпы и ритмы.
Теория: Знакомство с видами темпов и ритмов
Практика: Развитие навыков игры различных темпов и ритмов.
6.2 Работа над репертуаром.
Теория: Выбор произведений. Разбор произведения.
Практика: Тренировочные занятия, работа надинструментальными
произведениями. Разучивание музыкальных произведений.
7. Гитарный бой. Аккомпанемент.
7.1. Гитарный бой
Теория: Запись гитарного боя на нотном стане и табулатуре.

Практика: Изучение стандартных видов боя.
7.2. Аккомпанемент.
Теория: Выбор песен и запись из аккордовой последовательности.
Практика: Проигрывание аккордов выбранным боем.

Учебно-тематический план второго года обучения.
№

Тема занятий

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

27

3

24

2

Линия баса.

27

5

22

27

4

23

36

12

24

36

9

27

36

9

27

27

3

24

216

45

171

3
4
5
6

Стандартная аппликатура.
Сложные размеры
Строение аккордов.Интервалы.
Разновидности

Творчество

известных музыкантов и рок-групп
Квинтовыйкруг.Сложные аккорды.
Усложнение

7

песен.

аккомпанемента.

ансамбле.

Игра

в

Итоговое занятие.
ИТОГО:

1.Вводное занятие.
1.1. Техника безопасности
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
1.2.Понятие лада, тональности.
Теория: Понятие лада, тональности, параллельных тональностей.
Практика: Определение тональности в песнях. Проигрывание
последовательностей в миминоре и ляминоре.
2.Линия баса.
Теория: Объяснение понятия линии баса. Аккорды с дополнительным басом:
строение,обозначение, аппликатура.
Практика: Выбор линии баса в аккомпанементе в зависимости от характера и
стиля исполняемых песен. Игра аккордов с дополнительным басом.
3. Стандартная аппликатура.Сложные размеры.
3.1.Стандартная аппликатура.
Теория: Объяснение стандартной аппликатуры.
Практика: Игра по таблице аппликатуры аккордов. Аппликатура мажорных и
минорных трезвучий, септаккордов.
3.2. Сложные размеры.
Теория: Объяснение сложных размеров. Примеры аккомпанемента к песням
в разных ритмах.
Практика: Игра аккомпанемента к песням в разных ритмах
4. Строение аккордов. Интервалы.
Теория: Построение аккордов и интервалов, их обозначение. Аппликатура
новых аккордов
Практика: Исполнение аккордов на гитаре. Упражнения в аккордах.
Практические примеры аккомпанемента к песням.
5.Разновидности песен.Творчество известных музыкантов и рок-групп.
Разновидности песен.
Теория: Рассказ педагога о разновидности песен и творчестве
известныхмузыкантов и групп.

Практика: Прослушивание различных песен известных музыкантов и групп.
6. Квинтовый круг.Сложные аккорды.
6.1.Квинтовый круг.
Теория: Хроматическое движение аккордов. Движение аккордов по ступеням
лада, по квинтам.
Практика:Практические примеры гармонических последовательностей
аккордов с использованием различного движения аккордов.
6.2Сложные аккорды.
Теория: Мажорные и минорные секстаккорды. Нонаккорды.
терцдецимаккорды, ундецимаккорды. Строение, аппликатура.
Практика: Практические примеры песен со сложными аккордами.
7. Усложнение аккомпанемента. Игра в ансамбле.
7.1. Разбор партий аккомпанемента к песням.Приемы арпеджио,легато,
стаккато, вибрато, тремоло.
Теория: Теоретическое понятие и использование каждого приёма звуко
извлечения на гитаре.
Практика: Упражнения на различные приёмы игры.
7.2Подбор аккомпанемента по слуху. Игра в ансамбле.
Теория: Как подбирать аккомпанемент по слуху Знакомство с ансамблевыми
партиями.
Практика: Подбор аккомпанемента по слуху. Игра в ансамбле.
7.3Итоговое занятие.
Теория: Повторение пройденных тем за год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
 сформирован музыкальный кругозор;
 сформирована активная жизненная позиция для самоутверждения и
позитивного общения в среде подростков;
 развита музыкальная культура, культура слушателя изрителя;
 развиты коммуникативные навыки;
Личностные:
 привиты ценности здорового образа жизни и навык общения в
коллективе;
 сформирована

воля,

дисциплинированность,

настойчивость,

выдержка, трудолюбие, целеустремленность.
 Сформирован устойчивый интерес к музыкально-песеннойкультуре.
Предметные:
 познакомились

с

историей

происхождения

инструмента;

познакомить с основами нотной грамотности;
 познакомились с буквенным обозначением аккордов, аккордами
простого звукоряда и усложненными аккордами, приемами и видами
аккомпанемента;
 сформировано первоначальные навыки игры на гитаре;
 познакомились

с

жанрами,

музыкальными

направлениями

яркимипредставителями песенного творчества под аккомпанемент гитары;
 познакомились с песнями изученных направлений;

и

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения: Кабинет с хорошей звукоизоляцией,
оборудованный выходом в интернет.
№

Оборудование

Количество /шт.

1
3
4

Гитары
Микрофоны
Пюпитры

3
2
5

5

Музыкальный центр

1

Обеспечивается родителями:
№

Материалы (оборудование)

Количество /шт.

1.

Гитары (по-возможности)

1

2.

Учебное пособие «Самоучитель игрына
гитаре»

1

2.1.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Количество педагогов, ведущих занятие: один.
2. Требования к компетенции педагога:
 педагогическое образование; курсовая переподготовка, педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории;
 профильная подготовка: владение навыками игры на гитаре, знание
музыкальной грамоты и методик обучения игре на гитаре, сценического
мастерства, вокального искусства;
 владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
 владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
 владение знаниями по ТБ и ПБ.
2.2.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Общая характеристика педагогического процесса
Поскольку программа в основном

ориентирована на детей и

подростков, в том числе, детей «группы риска», то основной методический
прием, используемый на занятиях – это обучение в процессе позитивного
общения, способствующего формированию нравственных и значимых
ценностных приоритетов, раскрытию и развитию собственного творческого
потенциала.
Этим же обусловлено применение в обучении таких методов как:
 индивидуальный личностно-ориентированный подход и построение
индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
 воспитание через коллектив;
 ориентация на личный пример педагога;
 создание ситуации успеха для каждого члена коллектива;
На занятиях используются следующие технологии:
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровая;
 проектная;
 проблемного обучения;
 технология интегрированного обучения;
 педагогика сотрудничества
В процессе обучения теория и практика тесно взаимосвязаны.
Отдельное внимание в процессе овладения курсом занимает подготовка
к различным выступлениям и концертам и их проведение.
При

реализации

программы

используются

следующие

организации процесса обучения:
 прослушивание музыки с последующим обсуждением;
 демонстрация;
 беседа;

формы

 игра;
 упражнения, направленные на отработку техники игры;
 исполнение (сольное, ансамбль);
 участие в фестивалях и конкурсах;
 мастер-класс;
 комбинированное занятие (включает в себя повторениеизученного
 материала, предъявление нового материала, демонстрацию и
закрепление его на практике в упражнениях, другие формы);
 интегрированное занятие, направленное на раскрытие творческих
способностей

с

использованием

разных,

взаимодополняющих

видов

деятельности.
Так, программой предусмотрено посещение обучающимися творческих
вечеров и концертов исполнителей различных музыкальных жанров;
организация праздников и концертов внутри коллектива, где члены клуба
выступают сами друг для друга.
Все используемые методы и формы обучения выбраны в соответствии
с возрастными особенностями подростков, их потребностью в общении в
референтной группе, стремлением проявить себя в группе сверстников,
стремлением к самоопределению.
Обеспечение методическими видами продукции Обеспечение
методическими видами продукции
Учебные пособия
Если вам нравится играть на гитаре //учебно-методическое пособиеот Анны
1. Карениной. – М., 2010. – 34с.
Катанский А., Катанский В. Школа игры на шестиструнной гитаре. –М.: Музыка,
2. 2006. – 213 с.
Катанский В. Таблицы гитарных аккордов. Обозначение. Построение. – М:
3. Музыка, 2006. – 96 с.
Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. – М: Композитор,2010.- 216 с.
4.
Методические материалы
1 Перечень репертуарных произведений с текстами песен

2 Записи музыкальных произведений (компакт-диски):
Записи классических произведений для гитары;
Записи с творчеством известных гитаристов: Б.Окуджавы,Ю.Визбора,
К.Никольского, А.Розенбаума, С. Никитина, А.Городецкого, В. Высоцкого,

-

3 Гамова А.А. Туристическая песня / подбор репертуара к циклу
занятий
Дидактические материалы
1 Раздаточный материал (тексты песен, карточки с заданиями)
2. Таблицы – схемы аккордов

2.3.
2.4.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Виды и формы контроля, а также цель и время их проведенияуказаны в
таблице.
Виды контроля,
сроки

Содержание

Формы аттестации/
контроля

Вводный

Проверка
подготовленности

беседа, опрос,
наблюдение

Текущий (в течение
всегоучебного года)

*Проверка степени усвоения опрос, наблюдение
изучаемого
материала, практическая работа
*отработка
практических
навыков
*своевременное
выявлениевозникающих
проблем в ходереализации
программы с
целью их устранения.

Итоговый
(аттестация):
конец 1-гополугодия

конец всего курса
обучения

Отслеживание динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего обучения
определение уровня
сформированности знаний,
умений инавыков по
окончаниивсего курса
обучения по
программе

беседа
устный
опрос
по
изученным темам отчетные
концерты
анкетирование

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении

аттестации. Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1го полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия)
Устанавливаются администрацией образовательного учреждения и
фиксируются в его общем учебном плане.
2.5. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Эффективность образовательной программы прослеживается по
качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и
итогам аттестации. По итогам обучения проводится итоговая аттестация.
Промежуточная

и

итоговая

аттестация

обучающихся проводится

в

соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и
«Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня,
проведение открытого занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные

материалы

необходимы

для

установления

соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения

дополнительной

общеразвивающей

программы

по

итогам

аттестации (Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе, Приложение 2).
В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие формы определения результативности освоения программы:
анкетирование, зачет, отчетный концерт.
Контроль реализации программы осуществляется на двух уровнях.

Текущий контроль. Его цель — проверка степени усвоения изучаемого
материала, отработка практических навыков, своевременное выявление
возникающих проблем в ходе реализации программы с целью их устранения.
Поурочный контроль осуществляется методом педагогического наблюдения.
Итоговый контроль (по итогам полугодий). Его цель — получение
поэтапных срезов и итогового результата реализации программы по
основным

направлениям

деятельности.

Формами

итогового

контроля

являются:
 тематические вечера-концерты;
 отчетные концерты в конце полугодия;
 выступления на концертах.
Данные формы позволяют определить уровень развития навыков
инструментального музицирования, степень развития мотивации к занятиям.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося

(Приложение

1),

который

является

адаптированным

вариантом мониторинга, разработанного специалистами ГБОУ ГМЦ ДОГМ1
Ереминой

А.А.,

Кривошеевой

Л.Б.,

Чумаковой

И.М.

Отслеживание

личностного развития детей осуществляется методом педагогического
наблюдения.
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов

Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических знаний
ребенка программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности
критерия

Кол.
баллов

- ребенок овладел менеечем
50% объема знаний,
предусмотренных
программой;

1балл

-употребление специальных
терминов, как правило,
избегает.

3 балла

2 балла

Формы
отслеживания
контрольное
занятие, итоговое
занятие,
собеседование,
тестирование,

- объем усвоенных знаний
составляет более50%; ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой.
-ребенок освоил практически
весь объемзнаний,
предусмотренных
программой;

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

-специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием.
Соответствие
- ребенок овладел менее
1 балл
практических умений чем50% предусмотренных
и навыков
умений и навыков;
программным
испытывает серьезные
2
требованиям, владение затруднения при работес
специальным
оборудованием.
балла
оборудованием,
- объем усвоенных умений и
оснащением
навыков составляет более
50%; соборудованием ребенок
работает с помощью педагога. 3 балла
- ребенок овладел
практически всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой, самостоятельно,
не испытывая затруднений,
работает с оборудованием.

24

Выполнение
практического
задания, участие в
выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

Оценка

результатов

подготовки

отдельного

обучающегося

складывается поформуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество
баллов по практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется
уровеньподготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.
2.6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные

материалы

необходимы

для

установления

соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения

дополнительной

общеразвивающей

программы

по

итогам

аттестации (Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе, Приложение 2).
В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие формы определения результативности освоения программы:
наблюдение, практическая работа, обучающая викторина, беседа, минивыставка работ, конкурс мастерства.
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и
динамика развития обучающихся по основным критериям.

Критериями

оценки результатов освоения программы служат:
 осмысленность

и

свободное

использование

изученной

терминологии;
 соответствие уровня подготовки программным требованиям;
 творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
 уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения
работать в команде.

25

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантияхправ ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№

629

"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» Письмо Минобрнауки России от
18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
26

«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с

«Методическими

рекомендациями

дополнительных

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особыхобразовательных потребностей»);
11. Приказ

от

рекомендаций

26.06.2019
"Правила

№

70-Д

"Об

утверждении

персонифицированного

методических

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области";
12. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 №
371- ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной
сферена территории Свердловской области по направлению деятельности
«Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)»;
Для педагога
1. Александров Л. Романтики с большой дороги. Сборник туристских песен.
– Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2019. – 80 с.
2. Беленький Л. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне.–
М.: Молодая гвардия, 2015. - 445 с.
3. Загвязинский В. И. Как научить игре на гитаре. -М, 2017.
4. Зязюн И. А. Основы сценического мастерства. – М., 2019. – 316 с.
5. Кадыров Б.Р. Кружок игры на гитаре//пособие для педагога. - Ташкент,
2000. – 148 с.
6. Каренина А. Мое поколение//сборник популярных песен. – М., 2016. -34с.
7. Короткова Л.Д. Сказка учит жить. – М.:Перспектива, 2013. - 124 с.
8. Митяев О. Вечные песни. – М.: Арт-сервис, 2011. -158 с.
9. Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров. – Волгоград, 2014. - 219с.
27

10. Нечаев М., Романова Г. Игровые педагогические технологии организации
внеурочной деятельности обучающихся. – М.:Перспектива, 2014. – 207 с.
11. Плюснина Е. М. Упражнения по развитию речи. / Е. М. Плюснина, Н. В.
Слободова, Г.Д. Молчанова // Русский язык в школе, № 7,2000.
12. Психологическая

поддержка в развитии

творческой

одаренностиличности. - Челябинск, 2011. – 168 с.
13. Шипов Р. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни– М.:
Советский композитор, 1989. – 255 с.
14. Шистерова Т. Бардовская песня. Программа для обучения пению и игре
нагитаре детей и взрослых. – Екатеринбург, 2018. – 210 с.
Для обучающихся
1. Александров Л. Романтики с большой дороги. Сборник туристских песен.
– Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2019. – 80 с.
2. Беленький Л. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне.–
М.: Молодая гвардия, 2015. - 445 с.
3. Нетреба

Г.И. Игры современных тинейджеров.

2014. -219с.

28

–

Волгоград,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».