Положение о дополнительных общеобразовательных программах МАУ ДО ДДТ РАДУГА

ПРИНЯТО
Решением Педагогического
Совета от 17.08.2023
Протокол № 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от 17.08.2023 № 77/о

ПОЛОЖЕНИЕ
о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральный
Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р, Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и
науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)», Письмом Министерства образования и науки
РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,

отдыха

и

оздоровления

детей

и

молодежи»,

Приказом

Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, Стратегией развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена
1

распоряжением

Правительства

РФ

от

29

мая

2015

г.

№

996-р,

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №
1642, Приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года», Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»,

Методические

рекомендации

«Разработка

общеобразовательных общеразвивающих программ

дополнительных

в образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»)
Настоящее Положение устанавливает единые требования к структуре и
оформлению дополнительных (общеразвивающих) программ, а также
регламентирует порядок принятия и утверждения данных программ в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МАУ ДО
ДДТ «РАДУГА».
1. Общие положения
1.1. Дополнительная (общеразвивающая) программа (далее – Программа)
–

является

основным

документом,

в

котором

фиксируются

и

аргументированно, в логической последовательности определяются цель,
формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного
образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях.
1.2. По содержанию Программа должна соответствовать одной из
направленностей

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам (художественной, социально-педагогической,
2

физкультурно- спортивной, технической).
1.3. Цель Программы – обеспечение обучения, воспитания, развития
обучающихся.
1.4. Функции Программы:


нормативная: является документом, обязательным для выполнения в

полном объеме;


целеполагания: определяет ценности и цели, ради достижения

которых она введена в ту или иную образовательную область;


определения содержания образования, то есть фиксирует состав

элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к
минимуму содержания), а также степень их трудности;


процессуальная:

определяет

логическую

последовательность

усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия обучения;


оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания,

объекты контроля и критерии оценки уровня обучающихся.
2. Технология разработки Программы.
Программа составляется педагогом дополнительного образования или
другими

педагогическими

работниками

по

определенному

курсу

самостоятельно или на основе переработки ими примерных Программ, а
также педагогический работник может использовать авторскую Программу
без изменений.
2.1. Дополнительные общеразвивающие программы подразделяются на
следующие

виды:

примерная

(типовая),

модифицированная

(адаптированная), экспериментальная, авторская.
2.2. Примерная (типовая) программа рекомендована государственным
органом управления образования в качестве примерной по той или иной
образовательной области или направлению деятельности.

Примерная

(типовая) программа задает базовый минимум компетенций по конкретному
направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него
3

и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и
авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д.
2.3. Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в
основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа,
разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей
образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и
временных

параметров

осуществления

деятельности,

нестандартности

индивидуальных результатов. Данная программа должна обсуждаться на
методическом (педагогическом) совете и утверждаться руководителем
образовательной организации.
2.4. Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью
решения

какой-либо

практической

задачи.

Такая

программа

может

предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и
методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые
педагогические технологии. Её разработчик должен доказать истинность
экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае
выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа
может претендовать на статус авторской. Разрешение на работу по
экспериментальной

программе

дается

методическим

(педагогическим)

советом и руководителем образовательного учреждения.
2.5. Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью,
оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом
педагогов)

и

принадлежит

ему

(им)

на

правах

интеллектуальной

собственности. Эта программа предназначена для обучения впервые
вводимому курсу, либо предполагает собственный подход автора к
традиционным темам. Название «авторская» требует документального
доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному
автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к
программе должен убедительно показать принципиальные отличия его
разработки

от подходов других авторов, решающих сходную проблему.
4

Информация о прототипе, относительно которого заявляется новизна,
является

обязательным

исходным

моментом

в

создании

авторской

разработки. Данная программа должна быть рекомендована к использованию
методическим

(педагогическим)

советом,

утверждена

руководителем

образовательной организации. Официально статус авторской присваивается
по итогам экспертизы государственной образовательной организации,
имеющей на это законные основания. Кроме того, авторской считается
программа, прошедшая экспертизу краевого конкурса авторских программ,
организуемого Главным управлением образования и молодежной политики
Алтайского края и получившая диплом 1,2,3 степени.
2.6. По форме содержания и процесса педагогической деятельности
выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные,
модульные, сквозные.
2.7. Комплексные программы, которые представляют собой соединение
отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое:


программы

системы

дополнительного

образования

(художественные, музыкальные, спортивные и т.д.);


программы детских объединений с разносторонней подготовкой, к

какой-либо деятельности по профессии;


программы творческих групп педагогов, объединенных одной

задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации,
результатам педагогической деятельности, но работающими по разным
образовательным направлениям.
2.8. Интегрированные программы объединяют в целое отдельные
образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это
единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её
содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в
данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и
взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что
предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в
5

параметрах новой идеи или нового объекта. К таким программам относятся
дополнительные

образовательные

программы,

взаимосвязанные

с

общеобразовательными предметами.
2.9. Модульные программы составлены из самостоятельных целостных
блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на какомлибо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти
модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули
программы могут входить как составные части в интегрированные и
комплексные программы.
2.10. Сквозные программы реализуют общую цель через несколько
программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по
направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных
особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д.
2.11. Программа составляется на учебный год.
2.12. Программа должна быть рассчитана на обучающихся определённой
возрастной группы.
2.13. Содержание

Программы

формируется

с

учётом

пожеланий

обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется
посредством различных форм организации деятельности, отличных от
урочной системы обучения, таких как кружки, творческие объединения,
секции, клубы и т.д.
3. Структура Программы
3.1. Структура

Программы

(Приложение

2)

является

формой

представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю
логику организации учебно- методического материала, и включает в себя
следующие элементы:


Титульный лист



Пояснительная записка



Учебно-тематический план



Содержание программы
6



методическое обеспечение программы



список литературы



приложения

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, который должен
содержать следующую информацию (Приложение 1):


название ОУ;



название программы;



направленность

(художественная,

социально-педагогическая,

физкультурно- спортивная, техническая);


возраст обучающихся;



срок реализации



составитель и его должность;



учебный год;

3.3. В пояснительной записке раскрывается актуальность разработки
программы, целесообразность освоения ребенком именно этого содержания
образования, половозрастные и социальные особенности обучающихся,
социально-педагогическая

специфика

обстоятельств

образовательного

процесса, направленность программы, цель образовательного процесса,
задачи, принципы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и
способы их проверки, формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
3.4.

Планируемые результаты Программы:



Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностном,

метапредметном, предметном.


Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям

внеурочной деятельности.


ими

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные
УУД

(познавательные,

регулятивные

и

коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться.
7

К



предметным

результатам

обучающихся

относится

опыт

специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его
преобразованию и применению.
Результативность освоения программы определяется на основе



участия детей в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих
работ.
Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной



деятельности

являются

выставки,

фестивали,

соревнования,

учебно-

содержит:

перечень

исследовательские конференции и т.д.
3.5. Учебно-тематический

план

Программы

разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на
теоретические и практические.
3.6. Содержание Программы возможно отразить через краткое описание
тем программы с указанием теоретических и практических видов занятий,
ожидаемых результатов.
3.7. Условия

реализации

программы

должны

раскрывать

информационно- методическое обеспечение:


формы аттестации и оценочные материалы



методические материалы, цифровые ресурсы



список литературы

3.8. Методические материалы могут включать описание: форм занятий,
планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной
программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
приемов

и

методов

организации

учебно-воспитательного

процесса,

дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения
итогов по каждой теме или разделу программы.
3.9. При составлении списка литературы следует руководствоваться
необходимостью включить в список работы, отражающие теоретические
основы программы (теорию дополнительного образования и теорию
изучения той сферы, на
8

освоение которой будут направлены усилия

обучающихся). При

написании списка литературы стоит руководствоваться библиографическим
стандартом.
3.10. В приложениях к программе обычно размещаются примеры занятий
(сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с
детско- подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных
испытаний (программа аттестации обучающихся), в приложении могут быть
помещены примеры наиболее удачных – эталонных работ и другое.
4. Оформление Программы
4.1.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как лист

содержания и листы приложения.
4.2.

Учебно-тематический

план

представляется

в

виде

таблицы

(Приложение 3).
4.3.

Шрифт: Times New Roman, размер шрифта – 14, положение на

странице – по ширине текста. Поля: по 2 см со всех сторон. Междустрочный
интервал – 1,5. Абзац – 1,25.
4.4.

Оформление таблиц: каждая таблица должна быть пронумерована и

иметь заголовок; номер таблицы и заголовок размещаются над таблицей;
номер оформляется как «Таблица 1», шрифт - Times New Roman, курсив,
размер – 12, положение текста на странице по правому краю; заголовок
размещается на следующей строке, шрифт - Times New Roman, размер – 12,
положение текста на странице по центру.
4.5.

Оформление графических материалов: должны быть представлены

«Microsoft Graph» или «Excel»; графические объекты должны быть в виде
рисунка или сгруппированных объектов; не должны выходить за пределы
полей страницы и превышать одну страницу; каждый объект должен быть
пронумерован и иметь заголовок. Номер объекта и заголовок размещаются
под объектом. Номер оформляется как «Рисунок 1», шрифт - Times New
Roman, курсив, размер – 10, положение текста на странице по левому краю.
Далее следует название – шрифт – Times New Roman, размер – 10.
9

4.6.

Список литературы оформляется шрифтом Times New Roman,

размер шрифта
– 14, полужирный, положение по левому краю страницы. Список
литературы оформляется как общий список без нумерации по алфавиту.
Можно

предусмотреть

разделы:

сначала

указываются

официальные

документы (законы, постановления, указы), затем русскоязычные источники,
потом иностранные, и в завершении – электронные ресурсы.
5. Экспертиза и утверждение Программы
5.1.

Разработка

программы

и

отнесено

утверждение
к

дополнительной

компетенции

общеразвивающей

образовательной

организации

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
5.2.

Программа рассматривается на Педагогическом совете на предмет ее

соответствия

уставу

образовательной

организации,

действующим

нормативно- правовым документам в сфере образования, Концепции
развития

дополнительного

образования,

запросам

социума.

Решение

Педагогического совета о принятии рабочей программы отражается в
протоколе заседания, на титульном листе рабочей программы ставится гриф
принятия: ПРИНЯТО Решением Педагогического Совета от 00.00.0000.
Протокол № 00.
5.3.

Программу утверждает директор общеобразовательного учреждения,

ставит гриф утверждения на титульном листе: УТВЕРЖДАЮ Директор
(подпись) Расшифровка подписи. Дата.

1
0

Приложение 1
Титульный лист
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
ПРИНЯТО
Решением Педагогического Совета
от
Протокол №

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
/Т.Н. Стаценко/
«
»
20
г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
указание направленности
«Название программы»
Возраст обучающихся : возраст
Срок реализации: срок реализации

Автор-составитель:
ФИО, должность

Екатеринбург, 20____

1
1

Приложение 2
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы

…..0

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………..

…..0

1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………..........................

….0

1.3. Содержание программы ….……………………………………………........................

….0

1.4. Планируемые результаты …………………………………..…………………………

…00

2. Комплекс организационно-педагогических условий

…00

2.1. Учебно-тематический план ………………………………………………………..

…00

2.2. Условия реализации программы………………………………………………………

…00

2.3. Формы аттестации……………………………………………………………………..

…00

2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………………

…00

2.5. Методические материалы……………………………………………………………...

…00

2.6. Список литературы……………………………………………………………………..

…00

Приложения

1
2

Приложение 3
Учебно-тематический план
№

Название разделов и тем

Количество часов
Теоретич Практиче
ские
еские
занятия
занятия

Формы
контроля/
аттестации

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».