Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Шахматы «Дебют» Возраст обучающихся: 5-17 лет Срок реализации: 5 лет Автор-составитель: Смирнова Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительных в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Шахматы – это тройственный союз спорта, искусства и науки. Они развивают интеллектуальные, творческие способности; воспитывают выдержку, волю и характер; обучают логическому мышлению и умению 3 работать над своими ошибками, и исправлять эти ошибки! Возраст шахмат – две тысячи лет. 20 веков – развития: творческого, интеллектуального, научного, нравственного потенциала шахмат. «У шахмат своя историческая ниша в истории человечества. Оценивать их пользу для общества ни в валютном эквиваленте, ни в спасённых душах я не берусь, но без шахмат мир был бы беднее» (Александр Халифман, российский гроссмейстер). Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет преподавать шахматы на профессиональном уровне в системе дополнительного образования. На современном этапе развития детских шахмат в России на первое место выходит идея шахматного всеобуча в школах. В школах в начальном звене вводят уроки шахмат, где дети 6-9 лет постигают азы шахмат под руководством педагога, который чаще всего сам имеет низкий уровень подготовки в этом виде спорта. Это обусловлено тем, что количество профессиональных педагогов-шахматистов ничтожно мало по сравнению с потребностями в них. Школы вынуждены, решая эту проблему, проводить курсы для педагогов начальной школы, обучая их премудростям древней игры в укороченные сроки и практически не давая навыка самой игры. Конечно нельзя недооценивать колоссальную пользу от шахматного всеобуча и введения шахмат в школе, как отдельного урока. Это позволяет познакомить с азами шахмат огромное количество детей. Поскольку шахматы становятся неотъемлемой частью школьного обучения, то, традиционно, появятся дети, которые лучше других будут осваивать данный предмет. Но, пока вузы только начали работать над госзаказом по подготовке большого числа профессиональных педагогов по шахматам, где способным ученикам повышать свой уровень развития в шахматах сейчас? Существуют спортивные школы, где ведётся обучение шахматам, но это узкопрофессиональная подготовка и поэтому приём детей, количественно, ограничен. Также последние годы спортивным школам нормативно запрещено принимать на обучение детей дошкольного возраста, что резко снижает возможность способных детей начать заниматься шахматами до 4 школы. В последнее время, появилось огромное количество частных платных школ, где обучают игре в шахматы. Но преподавание в таких школах ничем и никем не регламентируется. Кто и по каким программам и методикам ведёт там обучение? Часто это открытый вопрос, и такое обучение может принести больше вреда, чем пользы. Дополнительное образование – вот то звено образовательной системы, которое может решить, и успешно решает, данные проблемы. «Вложите деньги в большой теннис, и вы с улицы уберёте одного мальчишку, а если в шахматы – сразу десять детей» (Евгений Свешников, российский гроссмейстер). Педагогическая целесообразность, предложенной программы, заключается в реализации связи дополнительного и общего образования, через более качественное и эффективное освоении детьми предмета – шахматы. Что, в свою очередь, позволяет развивать в детях творческий потенциал, сильные личностные качества, интеллект и аналитическое мышление. Новизна программы в том, что она приспособлена под реалии дополнительного образования, учитывает возраст, уровень развития обучающихся. Основной концепцией данной программы является авторская методика – «Комплексная система методов образной подачи шахматного материала». Специфика: данная программа рассчитана на массовое обучение детей игре в шахматы, т.е. на первый план выдвигается досуговая деятельность объединения, а за тем уже спортивная результативность. В программах аналогах (в том числе, в Государственной программе) на первое место ставится спортивная сторона деятельности, что резко сужает круг детей, способных заниматься в таких объединениях. Программы - аналоги обычно рассчитаны на два года обучения, эта программа рассчитана на пять лет, что делает её очень пластичной и позволяет учесть интересы детей, желающих профессионально заниматься шахматами (группы мастерства). Таким образом, данная программа по ряду свойств отличается от программ - 5 аналогов. А дополнительные три года обучения позволяют ей стать максимально приближенной, по целям и задачам, к требованиям современного дополнительного образования. Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся 5 - 17 лет, желающие заниматься вокальными занятиями. Для начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет, 8-12 лет, 13-17 лет, от 10 до 15 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 5-7 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. В возрасте от 8-12 лет активно идёт процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Подростки 13-17 лет могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. 6 Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Срок реализации программы – пять лет. Программа составлена так, что в каждой группе решаются определённые задачи. Учебный материал программы распределён в соответствии с принципами последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. А сам материал подбирался по принципам: наглядности, доступности, систематичности и занимательности. Форма и режим занятий: Индивидуально – групповая форма занятий. В процессе группового занятия осуществляется и личностный подход к обучению, например: индивидуальное решение или составление задач. Комплексная форма занятий, когда в пределах одного занятия сочетается несколько методов работы. Например: лекция по теоретическому материалу, решение задач, игра в шахматы. Занятия в группах 1, 2 годов обучения проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут). В группе 3 года обучения два раза в неделю: два занятия по 2 академических часа (90 минут, т.е. 1.5 часа). В группах 4 и 5 годов обучения три раза в неделю по 2 академических часа (90 минут, т.е. 1.5 часа). Формы подведения итогов реализации программы: контроль знаний и умений обучающихся проходит во всех группах в 3 этапа. 1 этап – текущий контроль. На этом этапе, по окончании каждой темы программы, проводится мониторинг качества полученных знаний. Формы контроля на этом этапе: устный опрос, индивидуальная работа с корточками и диаграммами, решение тестовых задач. 2 этап – промежуточный контроль. Контроль знаний и умений проходит по окончании блока тем (например: «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», «Тактические приёмы» и т.д.). Формы контроля на этом этапе: письменная проверка, решение тестовых задач. 7 3 этап – итоговый контроль (по окончании очередного года обучения). Форма контроля на этом этапе: письменное контрольное решение тестовых задач по всем темам, пройденным в текущем учебном году. Наиболее важным и точным индикатором определения результативности использования программы, является успешное участие обучающихся в соревнованиях различного уровня, и выполнение юношеских и спортивных разрядов в виде спорта – шахматы. Цель, задачи программы. Цель общеразвивающей программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Задачи: Обучающие: - знакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - знакомить с приёмами тактики и стратегии шахматной игры; - обучать играть шахматную партию с записью; - обучать решать комбинации на разные темы; - обучать самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы; - мотивировать детей видеть в позиции разные варианты. Развивающие: - развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; - развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; - развивать способность анализировать и делать выводы; - способствовать развитию творческой активности; - развивать волевые качества личности. Воспитательные: 8 - воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели; - формировать правильное поведение во время игры; - воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; - воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. 9 Учебный план первого года обучения № п/п Наименование темы 1 Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля Физическая культура и спорт, место в них шахмат. 1 1 - Опрос 2 Шахматный кодекс и Первоначальныепонятия. 8 8 - Опрос, решение задач 3 История шахмат, Ихпроисхождение. 1 1 - Опрос 4 Дебют. Как правильно начинать партию. 5 5 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 8 8 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 7 7 - Опрос, задач решение задач 7 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 33 - 33 Соревнования 8 Сеансы одновременной игры. 3 - 3 Соревнования 9 Конкурсы решений комбинаций. 2 - 2 Открытое занятие Итого 68 30 38 10 Количество часов СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат. 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия. 2.1 Теория: Правила шахматной игры. 2.2 Теория: Первоначальные понятия. 2.3 Теория: Шахматная нотация. 2.4 Теория: Дисциплина. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Происхождение шахмат. 4. Дебют. 4.1 Теория: Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в середине игры, классификация дебютов. 4.2 4.3 Теория: Основные принципы развития дебюта. Теория: Мобилизация фигур. 4.4 Теория: Борьба за центр. 4.5 Теория: Безопасность короля. 4.6 Теория: Стратегические идеи шахматной партии, гамбит Эванса в шотландской партии. 5. Миттельшпиль. 5.1 5.2 Теория: Понятие о тактике, комбинации. Теория: Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, двойной шах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение. 5.3 Теория: Размен, определение стратегии. 5.4 Теория: Принципы реализации материального преимущества. 5.5 Теория: Простейшие принципы разыгрывания середины партии. 6. Эндшпиль. 6.1 6.2 6.3 Теория: Определение эндшпиля. Теория: Роль и активность короля в эндшпиле. Теория: Матование одинокого короля. 6.4 Теория: Пешечные окончания. 6.5 Теория: Оппозиция, цугцванг, правило квадрата. 6.6 Теория: Король и пешка против короля. 7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 7.1 Практика: Турниры с нормой 3 юношеского разряда. 7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов. 7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 7.4 Практика: Решение задач. 8. Сеансы одновременной игры. 8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом. 9. Конкурсы решений комбинаций. 9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций. 12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании первого года обучения обучающиеся должны: иметь стойкий интерес к занятиям шахматами; овладеть основами шахматной игры; изучить шахматную нотацию и уметь её использовать; знать историю происхождения шахмат; получить первоначальные навыки участия в соревнованиях; знать основные тактические идеи и приёмы; выполнить 3-2 юношеские разряды. Учебный план второго года обучения № п/п Наименование темы Количество часов Всего Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс и азы судейства. 1 1 1 3 Исторический обзор развития шахмат. 4 Теория Практика Форма аттестации/ контроля - Опрос 1 - Опрос 2 2 - Опрос Дебют. 7 7 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 10 10 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 8 8 - 7 Основы методики подготовки шахматиста. 1 1 - Опрос, решение задач Опрос 8 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 40 - 40 Соревнования 9 Сеансы одновременной игры. 2 - 2 Соревнования Открытое занятие 72 30 42 1 2 10 Итого 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Роль физической культуры и шахмат в жизни человека. 2. Шахматный кодекс и азы судейства. 2.1 Теория: Дисциплина соревнований. 2.2 Теория: Виды и системы соревнований. 2.3 Теория: Запись шахматной партии. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: История развития шахмат до XVIII века. 4. Дебют. 4.1 Теория: Принципы игры в дебюте. 4.2 Теория: Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней, венская партия, королевский гамбит, итальянская партия). 4.3 Теория: Понятие ловушки в дебюте. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген. 5.2 Теория: Взаимодействие фигур. 5.3 Теория: Комбинации с сочетанием идей. 5.4 Теория: Слабость последней горизонтали. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Ферзь против пешки, ладья против пешки. 6.2 Теория: Лёгко-фигурные окончания. 6.3 Теория: Тяжёло-фигурные окончания. 6.4 Теория: Классификация пешек, пешечные окончания. 7. Основы методики тренировки шахматиста. 7.1 Теория: Понятие об обучении и тренировке. 8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений комбинаций. Решение задач. 8.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 юношеских разрядов. 8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций. 8.5 Практика: Решение задач. 9. Сеансы одновременной игры. 9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими обучающимися. 16 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании второго года обучения обучающиеся должны: иметь стойкий интерес к занятиям шахматами; овладеть основами шахматной игры; изучить шахматную нотацию и уметь её использовать; знать историю происхождения шахмат; получить первоначальные навыки участия в соревнованиях; знать основные тактические идеи и приёмы; выполнить 3-2 юношеские разряды. Учебный план третьего года обучения № п\п Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Физическая культура и спорт. 1 1 - Опрос 2 Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 4 4 - Опрос 3 Исторический обзор развития шахмат. 3 3 - Опрос 4 Дебют. 13 13 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 15 15 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 15 15 - Опрос, решение задач 7 Основы методики тренировки шахматиста. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 2 2 - Опрос 1 1 - Опрос 9 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 90 - 90 Соревнования. Открытое занятие 10 Итого 144 54 90 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Шахматы, как вид спорта. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Судейство соревнований. 2.2 Теория: Разрядные нормативы. 2.3 Теория: Правила игры с часами. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Мастера XVIII века. 3.2 Теория: Теория Филидора. 4. Дебют. 4.1 Теория: План и оценка позиции в дебюте. 4.2 Теория: Связь дебюта с миттельшпилем. 4.3 Теория: Открытые дебюты: испанская партия, шотландская партия, дебют трёх коней. 4.4 Теория: Полуоткрытые дебюты: защита Каро-Канн, французская защита. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Комбинация, как совокупность тактических идей. 5.2 Теория: Сложные комбинации. 5.3 Теория: Форпост и вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. 5.4 Теория: Разрушение пешечного центра; освобождение поля, линии; превращение пешки; уничтожение защиты. 5.5 Теория: План игры и оценка позиции. 5.6 Теория: Центр, открытые и полуоткрытые линии и тяжёлые фигуры на них. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Пешечный прорыв. 6.2 Теория: Лёгкие фигуры (фигура) против пешек (пешки). 6.3 Теория: Ладейные окончания. 7. Основы методики тренировки шахматиста. 7.1 Теория: Понятие о тренировке шахматиста. 7.2 Теория: Виды тренировок. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 Теория: Значение правильного режима для юного шахматиста. 9.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 9.1 Практика: Турниры с нормой 1 юношеских и 3 спортивных разрядов. 9.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 9.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 9.4 Практика: Решение задач. 20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании третьего года обучения обучающиеся должны: усилить интерес к занятиям шахматами; изучить сложные комбинации на сочетание идей; развить тактическое зрение; приобрести навыки самостоятельной работы с шахматами, в том числе, с использованием компьютерных технологий; освоить весь теоретический и практический материал, который давался на занятиях, и уметь применять полученные знания в игре; выполнить нормативы 1 юношеского или 3 спортивного разрядов. Учебный план четвертого года обучения № п/п Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Физическая культура и спорт. 1 1 - Опрос 2 Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 5 5 - Опрос 3 Исторический обзор развития шахмат. 4 4 - Опрос 4 Дебют. 20 20 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 30 30 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 23 23 - Опрос, решение задач 7 Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 3 3 - Опрос 8 Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. Шахматная литература. Компьютерная подготовка. 2 2 - Опрос 4 2 2 Опрос, решение задач и тестов Соревнования. Открытое занятие 9 10 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 126 - 124 11 Итого 216 90 126 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени, игра счасами, турнирные коэффициенты. 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи. 3.2 Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира. 3.3 Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы; творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена. 3.4 Теория: Чемпионы мира по шахматам. 4. Дебют. 4.1 4.2 Теория: Понятие инициативы в дебюте. Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного репертуара. 4.3 Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Атака в шахматной партии. 5.2 Теория: Проблемы центра, центр и фланги. 5.3 Теория: Защита в шахматной партии. 5.4 Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле. 5.5 Теория: Слабые и сильные поля и линии. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях. 6.2 Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания. 6.3 Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур. 6.4 Теория: Ферзевые окончания. 7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 7.1 Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. 7.2 Теория: Формы и методы тренировки шахматиста. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 8.2 Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях. Теория: Понятие физической культуры шахматиста. 9. Шахматная литература.Компьютерная подготовка. 9.1 Теория: Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. 9.2 Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования шахматиста. 9.3 Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки. 9.4 Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для самостоятельных тренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий. 10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 10.1 Практика: Турниры с нормой 3-2 спортивных разрядов. 10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 10.4 Практика: Решение задач. 24 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании четвёртого года обучения обучающиеся должны: расширить и усовершенствовать полученные знания; овладеть принципами составления личного дебютного репертуара; научиться практической деятельности по организации и судейству шахматных соревнований; сформировать индивидуальный подход к шахматам; уметь уверенно применять компьютерные технологии при самостоятельной подготовке; накопить достаточный опыт участия в ответственных соревнованиях различного уровня; выполнить норму 2-1 спортивных разрядов или кмс. Учебный план пятого года обучения № п\п Наименование темы Количество часов Форма аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 1 - Опрос 2 Физическая культура и спорт. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 4 4 - Опрос 3 История шахмат (современный этап). 4 4 - Опрос 4 Дебют (углублённое изучение). 20 20 - Опрос, решение задач 5 Миттельшпиль. 26 26 - Опрос, решение задач 6 Эндшпиль. 30 30 - Опрос, решение задач 7 Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 3 3 - Опрос 8 Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 2 2 - Опрос 9 Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка. 10 5 5 Опрос, решение задач и тестов 10 Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 121 - 116 Соревнования Открытое занятие 11 Итого 216 95 121 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Физическая культура и спорт. 1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста. 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. 2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи, сеансы одновременной игры, заочные соревнования). 3. Исторический обзор развития шахмат. 3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века. 3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе. 4. Дебют. 4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся. 4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах. 4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит, будапештский гамбит, волжский гамбит). 4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака Альбина). 4.5 Теория: Понятие дебютной новинки. 4.6 Теория: Ловушки в дебюте. 5. Миттельшпиль. 5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего плана игры. 5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары, ловушки. 5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку. 5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от разыгранного дебюта. 6. Эндшпиль. 6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. 6.2 Теория: Сложные пешечные окончания. 6.3 Теория: Сложные ладейные окончания. 6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества. 7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям. 7.1 Теория: Индивидуальные план и график занятий шахматиста. 7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических занятий. 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. 8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся. 9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная подготовка. 9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной литературой. 9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники. 9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях. 9.4 Теория: Интернет и видеоуроки. 9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ. 9.6 Практика: Игра с компьютером. 9.7 Практика: Занятия по Скайпу. 10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. 10.1 Практика: Турниры с нормой 2-1 спортивных разрядов. 10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий обучающихся. 10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций. 10.4 Практика: Решение задач. 28 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По окончании четвёртого и пятого годов обучения обучающиеся должны: расширить и усовершенствовать полученные знания; овладеть принципами составления личного дебютного репертуара; научиться практической деятельности по организации и судейству шахматных соревнований; сформировать индивидуальный подход к шахматам; уметь уверенно применять подготовке; накопить компьютерные достаточный технологии опыт при участия самостоятельной в ответственных соревнованиях различного уровня; выполнить норму 2-1 спортивных разрядов или кмс. Планируемые результаты Предметные: - знают элементарные понятия шахматной игры; - знают приёмы тактики и стратегии шахматной игры; - играют шахматную партию с записью; - решают комбинации на разные темы; - самостоятельно анализируют позицию, через сформированыеумения решать комбинации на различные темы; - видят в позиции разные варианты. Личностные: - сформировано уважение к партнёру, самодисциплина, умеют владеть собой и добиваться цели; - сформировано правильное поведение во время игры; - сформировано чувство ответственности и взаимопомощи; - сформирована целеустремлённость, трудолюбие. Метапредметные: - развита фантазия, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; - развит интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; - развита способность анализировать и делать выводы; - развита творческой активности; - развиты волевые качества личности. 30 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном помещении. У каждого обучающегося свое индивидуальное пространство для комфортной работы. 1. Столы - 8шт.; 2. Стулья - 16шт.; 3. Большая магнитная демонстрационная доска с набором магнитных фигур - 1 шт.; 4. Комплектов шахматных досок с фигурами - 4 компл.; 5. Шахматные часы (не менее 8 штук); 6. Карточки с шахматными задачами по темам программы; 7. Шахматные решебники (сборники шахматных задач); 8. Литература по теории шахмат. 9.Стационарный компьютер или ноутбук; обширная база шахматного материала на компьютерных носителях. Кадровое обеспечение 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы - грамотно поставленный процесс обучения позволяет максимально полно реализовать потенциал программы, даёт возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый 31 интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Методы работы в данной программе: лекционный (рассказ и демонстрация преподавателем теоретического материала); задачный (решение теоретических и практических задач); рабочий (игра в шахматы, самостоятельное составление- придумывание задач, комбинаций и этюдов, самостоятельный анализ партий). Лекционный метод требует от преподавателя меньших временных затрат, чем два других метода. При самостоятельном решении задач, учащимися затрачивается намного больше времени, но тем не менее задачный метод наиболее приемлем, т.к. преподавание идёт по проблемному принципу (инициатива и самостоятельная работа обучающегося - рациональное зерно всего метода). Рабочий метод позволяет практически закрепить знания и навыки, полученные путём применения двух других методов. Он же является самым развивающим творчество методом, т.к. требует от обучающихся личностного подхода для решения различных проблем (выбор хода, варианта во время игры; придумывание комбинации; составление этюда и т.д.). Все три метода, оптимально дополняя друг друга, позволяют решать задачи, очерченные данной программой, т.е. следует применять комплексную форму проведения занятий. Для методического обеспечения реализации программы необходимо применять широкий спектр раздаточного и дидактического материала: карточки, диаграммы, тесты, задачники, решебники, методички, учебные пособия, компьютерные шахматные программы, электронная шахматная литература, база задач в электронном виде, видео уроки и лекции на электронных носителях. Методические материалы 32 № Название п/п раздела МатериальноФормы, методы, Формы техническое оснащение, приемы обучения учебного дидактико- методический занятия материал 1 Физическая культура и спорт, место в них шахмат. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка. Формы обучения: коллективная. Методы обучения: словесный, наглядный. Приёмы обучения: работа с раздаточным материалом, опрос. Работа с раздаточным материалом. 2 Шахматный кодекс и Первоначальны е понятия. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 3 История шахмат, их происхождение Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 4 Дебют. Как правильно начинать партию. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: Работа с раздаточным материалом, игра. 33 решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. 5 Миттельшпиль. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 6 Эндшпиль. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 7 Квалификацион ные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 34 Информационное обеспечение 1. Видеоуроки «Шахматы (правила и стратегия)». 2. Программа «ChessBase». 3. Шахматная платформа «Lichess.org». 4. Шахматная платформа«ChessKing.com». 5. Сайт «Ruchess.ru». Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихсяпроводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. 35 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов Формы отслеживания - ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное занятие, чем 50% объема знаний, итоговое предусмотренных балла программой; занятие, -употребление 3 балла собеседование, тестирование, специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 36 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее 1 балл чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает 2 серьезные затруднения при работес балла оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. Выполнение практического задания, участие в выставке работ, участиев конкурсах, фестивалях 3 балла - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. 37 Список используемой литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 38 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. «Путешествие в шахматное королевство», Москва, «Физкультура и спорт» 2012. 2. Блох М.В. «Комбинационные мотивы. Учебное пособие», Москва, «Русский шахматный дом» 2003. 3. Гик Е.Я. «Беседы о шахматах: Книга для учащихся», Москва, 39 «Просвещение» 1985. 4. Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность», Москва, «Вита-Пресс» 1999. 5. Государственная программа преподавания шахмат в системе общего образования, 1982. 6. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва,«Просвещение» 2010. 7. Губницкий С.Б. «Полный курс шахмат», Москва, «ACT» 2012. 8. Золотник Б.А. «Шахматы: наука, спорт, мастерство», Москва, «Высшая школа» 2008. 9. Иващенко С.Д. «Учебник шахматных комбинаций», Москва, «Русский шахматный дом» 2018. 10. Карпов А.Е., Гик Е.Я. «Всё о шахматах», Москва, «Русский шахматный дом» 2002. 11. Ким А., Фокин С. «Элементарная тактика», Москва, 2009. 12. Ким А., Фокин С. «Защита», Москва, 2015. 13. Конотоп В.А., Конотоп С.В. «Тесты по тактике», Подольск, 2007. 14. Костров В.В., Рожков П.П. «1000 шахматных задач. Решебник», Москва, «Русский шахматный дом» 2019. 15. Никитин Б.П. «Ступенька творчества, или Развивающие игры», Москва, «Просвещение» 2007. 16. «Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов», Москва, «Московская правда»1969. 17. Рохлин Я.Г. «Юный шахматист. Методическое руководство для внеклассной и внешкольной работы», Москва,«Физкультура и спорт» 2008. 18. Суэтин А.С. «Лаборатория шахматиста», Москва,«Физкультура и спорт» 1978. 19. «Тропинками педагогического поиска», под ред. Клочковой Л.И., Москва,2011. 20. Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая школа» 2010. 40 21. Эстрин Я.Б. «Шахматные дебюты. Полный курс», Москва, «ФАИРПРЕСС» 2011. Список литературы для детей и родителей: 1. В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002. 2. Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая школа» 2010. 3. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва,«Просвещение» 2010. Интернет ресурсы: 1. wrvw.aekarpov.com 2. wutlv.ecl ttchess.ru 41 Итог Может решать конфликтные ситуации с партнером Соблюдает правила игры Знает понятия и умеет выполнять: пат, ничья, рокировка Умеет определять позицию – мат. Умеет объявлять мат Умеет определять позицию – шах. Умеет ставить шах Знает и использует в речи шахматные термины Знает ходы и взятие Знает и правильно называет шахматные фигуры Знает начальное положение игры, расстановку фигур Знает шахматную доску Знает историю возникновения шахмат Список детей № 4. Приложения Приложения № 1 Педагогическая диагностика по выявлению умений детей играть в шахматы. Группа №____ 42