ДООП Шахматы детям

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «17» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 64-1/о
от «17» августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы - детям»
Возраст обучающихся: 5-12 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Ватуля Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург,
2023

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№

09-3242.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г.
№ ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

общеобразовательных общеразвивающих

«Разработка

дополнительных

программ в образовательных

организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Актуальность общеразвивающей программы:
Программа «Шахматы - детям» позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение

радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют

закономерности.

При

этом

предусматривается

широкое

использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок. Обучение игре в шахматы с самого
раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников,

открывает

дорогу

к

творчеству

сотням

тысяч

детей

некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас
шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские
соревнования

носят

спортивную

направленность.

Поэтому

развитие

личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе
качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств,
что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из
самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных
человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что
она

направлена

на

организацию

содержательного

досуга

учащихся,

удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности

и

обусловлена

многими

причинами:

рост

нервно-

эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея
развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей,

воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому
способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на
каждом

шагу

отстаивать

правильность

своих

воззрений,

поступать

решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и
твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение
смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они
многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят
«упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения концентрировать
внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду,
критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и
спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой
культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует
гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой
творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого
мышления.
Педагогическая

целесообразность

заключается

в

том,

что

в

реализуемой программе «Шахматы - детям» осуществляется связь с общим
образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении
обучающимися

общеобразовательной

программы

благодаря

развитию

личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также
настойчивости в достижении цели и самостоятельной работы.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
шахматное образование включает в себя повышение уровня общей
образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры,
развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала
обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.
Общая

образованность

–

это

знания

о

мире,

соединенные

с

интеллектуальным потенциалом обучающихся: мобильностью и глубиной
мышления,

наличием

творческих

способностей,

нравственных

и

эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать
трудности. В программе почти половина учебного времени отводится
тактике. Это не случайно. Очень важно овладеть тактическим оружием,
чтобы уметь находить скрытые возможности, понимать замысла противника,
изобретательно, творчески играть. Многие выдающиеся шахматисты были в
начале своего спортивного пути тактиками и лишь потом успешно
овладевали тонкостями позиционной игры. Подобранные в программе
примеры вполне посильны для начинающих шахматистов. А сложные
комбинации

включаются

в

тематику

соревнований.

Кроме

того,

отличительные особенности программы «Шахматы - детям» от других уже
существующих

заключается

в

том,

программа

вариативна,

может

корректироваться в ходе деятельности самого обучающегося.
Адресат данной программы обучающиеся 5-12 лет. В одной группе от
10 до 15 человек. Принцип комплектования групп – по возрасту: 5-7 лет, 8-12
лет.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся

в возрасте

5-7

лет

располагают значительными

резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из
главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные
характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память,
воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям
психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню
активности,

повышенной

работоспособности,

быстрой

утомляемости,

предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов
импровизации, созданием ситуации игры.
В возрасте 8-12 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки

и

юноши

уже

могут

мыслить

логически,

заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и
самосознания детей, представляющий собой существенное расширение

сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем
мире.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа –
для дошкольников, 5-6 лет, 30 минут, для 7-12 лет - 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Срок реализации программы – 3 года. Программа составлена так, что
в каждой группе решаются определённые задачи.
Учебный

материал

программы

распределён

в

соответствии

с

принципами последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических умений и навыков. А сам материал подбирался по
принципам: наглядности, доступности, систематичности и занимательности.
Перечень видов занятий: теоретическое занятия, практическое
занятие, решение шахматных задач и комбинаций, практическая игра,
дидактическая

игра

и

задание,

игровые

упражнения,

шахматная

дидактическая игра, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: практическое занятие, открытое занятие,
результаты оцениваются на каждом занятии при решении конкретных задач.
Оценка

освоения

программы

проходит

в

форме:

опроса

(устного,

письменного), тестов, соревнования.
Цель, задачи программы.
Цель общеразвивающей программы: развитие личности ребёнка,
способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- знакомить с приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучать играть шахматную партию с записью;

- обучать решать комбинации на разные темы;
- обучать самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
- мотивировать детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть
собой и добиваться цели;
- формировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Учебный (тематический) план первого года обучения
№ Название раздела. Количество часов
п/п Темы
Всего
Теория
1
Шахматная доска
12
6

2
3

Начальная
расстановка фигур
Шахматные фигуры

2

0,5

1,5

д/упражнения, д/ игры.

33

10

23

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах.

4

Ходы
фигур

взятие 33

10

23

5

Цель
шахматной 52
партии. Шах, мат,
пат, ничья.
Рокировка
4

10

42

1

3

Всего

37,5

98,5

6

и

Практика
6

Формы
аттестации/контроля
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения.

136

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Шахматная доска.
Теория: белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Практика: дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое
играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но
заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То
же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Начальная расстановка фигур.
Теория: начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»;
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Практика: дидактические игры и задания: «Мешочек». Ученики по
одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют
начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение, верно, то мяч следует поймать.
3. Шахматные фигуры.
Теория: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика: дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В
непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый
из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на
столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры,
кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой

фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну
из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что
общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и
маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
4. Ходы и взятие фигур.
Теория: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на
уничтожение», белопольные и чернопольные слоны,

одноцветные и

разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Практика: дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение» –
важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле
воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура
должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая
фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь
на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против
фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру

на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один
ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –
побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой
защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из
своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет
все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии.
Теория: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
Практика: дидактические игры и задания: «Шах или не шах».
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах
неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно
объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен
защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в
которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый
шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
6. Рокировка.
Теория: обучающиеся должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые
общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практика: дидактические игры и задания: «Два хода». Для того чтобы
ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя обучающийся отвечает двумя
своими ходами.
Планируемые результаты
На метапредметном
освоить
действия,

познавательные,

уровне курс «Шахматы – детям» помогает
регулятивные

обеспечивающие

и

овладение

коммуникативные
ключевыми

учебные

компетенциями,

составляющими фундамент умения учиться.
На личностном уровне курс «Шахматы – детям» содействует:
- формированию первичных представлений о самостоятельности и
личной ответственности при решении дидактических шахматных задач и
при участии в дидактических играх с шахматным содержанием;
- обеспечению и достижению мотивации к обучению и познанию;
- достижению понимания личностного смысла учения;
- готовности отвечать за свои поступки;
- обретению способности оказывать бескорыстную помощь;
- пониманию важности сохранения личного здоровья - установка на
здоровый образ жизни.
На предметном уровне курс «Шахматы – детям» помогает:
- познакомиться с основными элементами шахмат;
- крепче подружиться с русским или другим языком (с помощью
шахматно – языковых головоломок);
- осознать значимость чтения для личного развития и сформировать
потребность в систематическом чтении (с помощью шахматных сказок,
литературно – шахматных викторин и кроссворд - тестов);
- в ходе решения дидактических задач и участия в дидактических играх
овладеть

основами

логического

пространственного воображения.

и

алгоритмического

мышления,

Учебный (тематический) план второго года обучения
№ Название раздела. Количество часов
п/п Темы
Всего
Теория
1
Шахматная нотация 4
2

Практика
2

Формы
аттестации/контроля
д/задания,
упражнения,
опросы.

Ценность
10
шахматных фигур.
Техника матования 42
одинокого короля

4

6

8

34

4

Достижение
мата 42
без
жертвы
материала

6

36

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

5

Шахматная
комбинация

46

6

40

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

итого

144

28

116

2
3

д/упражнения, д/ игры,
игра в парах.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Шахматная нотация.
Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: Дидактические игры и задания «Назови вертикаль».
Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее
(например: «Вертикаль «е»), так дети называют все вертикали. Затем педагог
спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи?
Королевские слоны? Ферзевые ладьи? И т. п. «Назови горизонталь». Это
задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:
«Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». Здесь определяется диагональ
(например: «Диагональ е1–а5»). Какого цвета поле? Педагог называет какоелибо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются
два обучающихся, и педагог предлагает им найти на демонстрационной
доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу
цель». Педагог задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Педагог уточняет ответы обучающихся.
2. Ценность шахматных фигур.
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. Способы защиты.
Практика: Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог
показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На
сколько очков?», «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до
четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках
другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика
были

равны.

«Выигрыш

материала».

Педагог

расставляет

на

демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны
достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях
требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

3. Техника матования одинокого короля.
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика: Дидактические, игры и задания «Шах или мат». Шах или
мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на
шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход
черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход,
чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или
горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным
пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо
сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее
количество полей для отхода.
4. Достижение мата без жертвы материала.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В
учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от
мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
5. Шахматная комбинация.
Теория: Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения
королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практика: Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода».
Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью».
Требуется пожертвовать материал и достичь ничью. «Выигрыш материала».
Надо

провести

простейшую

материального перевеса.

двухходовую

комбинацию

и

добиться

Учебный (тематический) план третьего года обучения
№ Название раздела.
п/п Темы
1
Повторение
пройденного
материала
2
Основы дебюта

Количество часов
Всего
Теория
12
4

Практика
8

30

8

22

Формы
аттестации/контроля
д/задания,
упражнения,
опросы.
д/упражнения, д/ игры,
игра в парах.
д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

3

Основы
миттельшпиля

46

10

36

4

Основы эндшпиля

46

10

36

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

5

Повторение
пройденного
материала

10

4

6

д/задания,
упражнения,
опросы, наблюдения, игра
в парах, соревнования.

итого

144

36

108

Содержание учебного (тематического) плана третьего года
обучения
1. Повторение пройденного материала.
Теория: Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур,
взятие. Рокировка. Превращение пешки. Шах, пат, мат. Ценность фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Матование
одинокого короля.
Практика: Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «На
какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи? «Назови горизонталь, диагональ», «Вижу цель»,
«Кто сильнее?» (Какая фигура сильнее? На сколько очков? Обе армии
равны»), «Объяви мат в два хода», «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король».
2. Основы дебюта.
Теория: Двух и трёхходовые партии. Выявление причин поражения в
них одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей, ферзя,

короля. Детский мат, защита. Угрозы быстрого мата в дебюте, защита.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Неразумность игры в
дебюте одними пешками. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка: за и
против. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Полная и
неполная связка. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Практика: Дидактические игры и задания: «Мат в один ход», «Поймай
ладью, ферзя», «Поставь детский мат», «Защитись от мата», «Выведи
фигуру», «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда»,
«Можно ли побить пешку?», «Захвати центр», «Выиграй фигуру», «Можно
ли сделать рокировку?», «Поставь мат в два хода нерокировавшемуся
королю», «Чем бить чёрную фигуру?», «Сдвой противнику пешки»,
«Успешное развязывание», «Помоги рассеянному художнику».
3. Основы миттельшпиля:
Теория: Рекомендации, как играть в миттельшпиле. Тактические
приёмы в миттельшпиле. Связка в миттельшпиле. Приёмы развязывания.
Двойной

удар,

открытое

нападение,

открытый

шах,

двойной

шах.

Комбинации на мат в три хода, как элемент шахматного искусства. Темы
завлечения,
короля,

отвлечения,

освобождения

блокировки, разрушения пешечного прикрытия
пространства

(поля,

горизонтали,

вертикали,

диагонали), уничтожение защиты и сочетание тематических приёмов.
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.
Практика: Дидактические игры и задания: «Выигрыш материала»,
«Объяви мат в три хода», «Сделай ничью», «Помоги рассеянному
художнику».
4. Основы эндшпиля.
Теория: Простейшие эндшпильные положения, в которых одна из
сторон одерживает победу. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь
против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона.
Ладья против коня. Постановка мата неприятельскому одинокому королю с

помощью своего короля и 1) двух слонов, 2) слона и коня, (простые случаи).
Простейшие пешечные окончания. Король и пешка против неприятельского
короля. Ситуации, когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.
Правило «квадрата». Белая пешка на седьмой горизонтали (или чёрная на
второй горизонтали). Король помогает своей пешке. Белая пешка на шестой
горизонтали (или чёрная на третьей горизонтали). Белая пешка на пятой
горизонтали (или чёрная на четвёртой горизонтали). Ключевые поля. Король
ведёт свою пешку за собой. Белая пешка на четвёртой горизонтали (или
чёрная на пятой

горизонтали). Оппозиция. Борьба за оппозицию. Белая

пешка на третьей и второй горизонталях (или чёрная на шестой и седьмой
горизонталях). Король против короля и двух коней. Король против короля,
слона и пешки.
Практика: Дидактические игры и задания: «Мат в два хода», «Мат в
три хода», «Выигрыш фигуры», «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Путь
к победе», «Сделай ничью», «Добейся ничьей», «Помоги рассеянному
художнику».
Планируемые результаты
Предметные:
- знают элементарные понятия шахматной игры;
- знают приёмы тактики и стратегии шахматной игры;
- играют шахматную партию с записью;
- решают комбинации на разные темы;
- самостоятельно анализируют позицию, через сформированыеумения
решать комбинации на различные темы;
- видят в позиции разные варианты.
Личностные:
- сформировано уважение к партнёру, самодисциплина, умеют владеть собой
и добиваться цели;
- сформировано правильное поведение во время игры;
- сформировано чувство ответственности и взаимопомощи;

- сформирована целеустремлённость, трудолюбие.
Метапредметные:
- развита фантазия, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развит интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
- развита способность анализировать и делать выводы;
- развита творческой активности;
- развиты волевые качества личности.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном
помещении. У каждого обучающегося свое индивидуальное пространство
для комфортной работы.
1. Столы - 8шт.;
2. Стулья - 16шт.;
3. Большая магнитная демонстрационная доска с набором магнитных
фигур - 1 шт.;
4. Комплектов шахматных досок с фигурами - 4 компл.;
5. Шахматные часы (не менее 8 штук);
6. Карточки с шахматными задачами по темам программы;
7. Шахматные решебники (сборники шахматных задач);
8. Литература по теории шахмат.
9.Стационарный компьютер или ноутбук; обширная база шахматного
материала на компьютерных носителях.
Кадровое обеспечение
1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
2. Требования к компетенции педагога:
- педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории;
- профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы;
- владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
- владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
- владение знаниями по ТБ и ПБ.
Методические материалы - грамотно поставленный процесс обучения
позволяет максимально полно реализовать потенциал программы, даёт
возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый

интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Методы
работы в данной программе:
лекционный (рассказ и демонстрация преподавателем теоретического
материала);
задачный (решение теоретических и практических задач);
рабочий

(игра

в

шахматы,

самостоятельное

составление-

придумывание задач, комбинаций и этюдов, самостоятельный анализ
партий).
Лекционный метод требует от преподавателя меньших временных
затрат, чем два других метода. При самостоятельном решении задач,
учащимися затрачивается намного больше времени, но тем не менее
задачный метод наиболее приемлем, т.к. преподавание идёт по проблемному
принципу

(инициатива

и

самостоятельная

работа

обучающегося

-

рациональное зерно всего метода). Рабочий метод позволяет практически
закрепить знания и навыки, полученные путём применения двух других
методов. Он же является самым развивающим творчество методом, т.к.
требует от обучающихся личностного подхода для решения различных
проблем (выбор хода, варианта во время игры; придумывание комбинации;
составление этюда и т.д.). Все три метода, оптимально дополняя друг друга,
позволяют решать задачи, очерченные данной программой, т.е. следует
применять комплексную форму проведения занятий.
Для методического обеспечения реализации программы необходимо
применять широкий спектр раздаточного и дидактического материала:
карточки, диаграммы, тесты, задачники, решебники, методички, учебные
пособия, компьютерные шахматные программы, электронная шахматная
литература, база задач в электронном виде, видео уроки и лекции на
электронных носителях.
Методические материалы
№ Название
п/п раздела

МатериальноФормы,
методы, Формы
техническое оснащение, приемы обучения
учебного
дидактико- методический

материал

занятия

1

Физическая
культура и
спорт, место в
них шахмат.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка.

Формы обучения:
коллективная. Методы
обучения: словесный,
наглядный. Приёмы
обучения: работа с
раздаточным
материалом, опрос.

Работа с
раздаточным
материалом.

2

Шахматный
кодекс и
Первоначальны
е понятия.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

3

История
шахмат, их
происхождение

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

4

Дебют.
Как правильно
начинать
партию.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.
5

Миттельшпиль. Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

6

Эндшпиль.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

7

Квалификацион
ные
турниры.
Анализ партий
и
типовых
позиций.
Решение задач.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

раздаточным
материалом, игра.

Информационное обеспечение
1. Видеоуроки «Шахматы (правила и стратегия)».
2. Программа «ChessBase».
3. Шахматная платформа «Lichess.org».
4. Шахматная платформа«ChessKing.com».
5. Сайт «Ruchess.ru».
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству
выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам
аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная
аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая
аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится
в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и
«Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по
программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе,
самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня,
проведение открытого занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
критерия
баллов

Формы
отслеживания

- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
занятие,
чем 50% объема знаний,
итоговое
предусмотренных
балла
программой;
занятие,
-употребление
3 балла собеседование,
тестирование,
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
2
серьезные затруднения
при работес
балла
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.

Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

3 балла

- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по
формуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество
баллов по практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.

Список используемой литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№

629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.

9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Список литературы для педагога:
1. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.144с.
2. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы-школе», первый год обучения. Обнинск: Духовное возрождение, 2019.-272с.

3. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая
тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. - 6-е изд. - Обнинск:
Духовное возрождение, 2015.-32 с., ил.
4. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая
тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. - 6-е изд. - Обнинск:
Духовное возрождение, 2015.-32 с., ил.
5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. 5-е
изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2013. -32с.
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. 6-е
изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2014. -32с., ил.
7. Сухин И.Г. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.:
Астрель; АСТ, 2004.-528с.
8. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.-160с.
9. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы-школе», второй год обучения. Обнинск: Духовное возрождение, 2015. -272с.
10. Сухин И.Г. Котята-хвастунишки//Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. Вып. 3. – М.: Новая школа, 1994. –С.41-42.
11. Сухин И.Г. Лена, Оля и Баба Яга//Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. Вып. 5. – М.: Новая школа, 1995. –С.39-445.
12. Сухин

И.Г.

Удивительные

приключения

в

Шахматной

стране.-

М.:Поматур, 2000. -176с.
13. Сухин И.Г. Шахматные загадки//Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. Вып.4. – М.: Новая школа, 1995. –С.22-24.
14. Сухин И.Г. Шахматные загадки//Мастерская. – М., 1997.-С95-96.
15. Сухин И.Г. Шахматный дебют. Первый в России Шахматный учебник
для первоклассников//Педагогический калейдоскоп.-1998.-№43-44.С.6.

16. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей. М.:ACT, 2018.-279с.
17. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для
проверочных работ. -3-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2015. -32с.
18. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник
для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 1. - 6-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2017.-84с., ил.
19. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник
для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 2. - 6-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2017.-80с., ил.
20. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя/
И.Г. Сухин. -4-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение,2017.-104с.: ил.
21. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. Часть 1. -5-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2014.- 88с., ил. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях.
Часть 2. - 5-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2014.- 88с., ил.
22. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: Тетрадь для проверочных работ.-4-е изд. - Обнинск: Духовное
возрождение, 2014.-32с.
23. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя.
- Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -120с.: ил.
24. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая
тетрадь: Ч.1. -Обнинск: Духовное возрождение, 2018.-32с.
25. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая
тетрадь: Ч.2. -Обнинск: Духовное возрождение, 2018.-32с.
26. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь
для проверочных работ. 4-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2016.32с.

27. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Ч.1. Обнинск: Духовное возрождение, 2018.-80с.
28. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Ч.2. Обнинск: Духовное возрождение, 2018.-80с.
29. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное
возрождение, 2016.-224с.
30. Сухин И.Г. Шахматы. Большой самоучитель для детей.

– М.:

Издательство АСТ, 2017. - 160с.
Список литературы для родителей и детей:
1. В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
2. Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая
школа» 2010.
3. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение» 2010.
Интернет ресурсы:
1. wrvw.aekarpov.com
2. wutlv.ecl ttchess.ru

Итог

Может решать конфликтные
ситуации с партнером

Соблюдает правила игры

Знает понятия и умеет
выполнять: пат, ничья,
рокировка

Умеет определять позицию –
мат. Умеет объявлять мат

Умеет определять позицию –
шах. Умеет ставить шах

Знает и использует в речи
шахматные термины

Знает ходы и взятие

Знает и правильно называет
шахматные фигуры

Знает начальное положение
игры, расстановку фигур

Знает шахматную доску

Знает историю возникновения
шахмат

Список детей

№

4. Приложения

Приложения № 1
Педагогическая диагностика по выявлению умений детей играть в шахматы.
Группа №____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».