ДООП Шахматы Каисса

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2023 г.
Протокол № 3

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 51/о
от «01» сентября 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы «Каисса»
Возраст обучающихся: 5-16 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Мелкозерова Данута Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург,
2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с
учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№

09-3242.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г.
№ ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
2

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10. Федеральный

проект «Успех каждого ребенка» в рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№ 467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной
частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают
человека

мудрее

и

дальновиднее,
3

помогают

объективно

оценивать

сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд»
(В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил
дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей,
способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути
решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной
ситуации,

добывать

систематизировать.

нужную
Занятие

информацию,

шахматами

обрабатывать

сопряжено

с

её

и

постоянным

систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработкой у детей
способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
дошкольников и школьников, особенно ценно, что во многих странах и
регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы, а
так же введены в дополнительные занятия в детских садах. На сегодняшний
день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в до
образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект
воздействия этой игры на развитие детей дошкольников, младшего, среднего
и старшего школьного возраста.
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из
элементов умственной культуры.
Актуальность общеобразовательной программы
В рамках дополнительного образования активное освоение детьми
данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом,
умственном
формированию

и

эмоциональном

развитии,

будет

способствовать

нравственных

качеств,

изобретательности

и

самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и
обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента,
4

возможность личностной самореализации без агрессии, компактность,
экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных
видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз
соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в
шахматной

партии

почти

идеальные

условия

для

формирования

конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных
самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Отличительные особенности
Существуют спортивные школы, где ведётся обучение шахматам, но
это

узкопрофессиональная

подготовка

и

поэтому

приём

детей,

количественно, ограничен. Также последние годы спортивным школам
нормативно запрещено принимать на обучение детей дошкольного возраста,
что резко снижает возможность способных детей начать заниматься
шахматами до школы. В последнее время, появилось огромное количество
частных платных школ, где обучают игре в шахматы. Но преподавание в
таких школах ничем и никем не регламентируется. Кто и по каким
программам и методикам ведёт там обучение? Часто это открытый вопрос, и
такое обучение может принести больше вреда, чем пользы. Дополнительное
образование – вот то звено образовательной системы, которое может решить,
и успешно решает, данные проблемы. «Вложите деньги в большой теннис, и
вы с улицы уберёте одного мальчишку, а если в шахматы – сразу десять
детей» (Евгений Свешников, российский гроссмейстер).
Адресат программы
В объединении работа ведется с детьми от 5 до 16 лет.
В младшем возрасте (5-7 лет) продолжает совершенствоваться
координация, пространственное и образное мышление. Познавательная
деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание
и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются
самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение
5

оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно,
чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой
замысел до конца.
В возрасте с 7 - 10 лет память, как и все другие психические процессы,
претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В
объединении каждый ребенок может реализовать свои потенциальные
возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях объединения
«КАИССА» для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась
заинтересованность, и он мог почувствовать уверенность в своих силах.
Создаются

необходимые

условия

для

интеллектуального

и

коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 - 13 лет происходит
перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко
многим видам обучения, активизируются любознательность, желание
продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-16 лет ребенок
стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что
ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за
пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и
навыков.
Режим и объём программы
Для обучения детей с дошкольного возраста (5-6 лет) – 712 часов за
4года обучения:
1 год обучения, 4 часа в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 2 раза в неделю по 2 часа -136 часов,
2 год обучения, 4 часа в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 2 раза в неделю по 2 часа -144 часа,
3 год обучения, 6 часов в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 3 раза в неделю по 2 часа -216 часов,
4 год обучения,6 часов в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов.
6

Для обучения детей со школьного возраста (7-10 лет) – 572 часа за 4
года обучения:
1 год обучения, 2 часа в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 2 раза в неделю по 2 часа - 68 часов,
2 год обучения, 2 часа в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 2 раза в неделю по 2 часа -72 часа,
3 год обучения, 6 часов в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов,
4 год обучения, 6 часов в неделю в соответствии с утвержденным
расписанием 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов.
Срок реализации программы 4 года
1 год обучения, 2 часа в неделю-68 часов (школьники, возраст 7-10 лет)
1 год обучения, 4 часа в неделю-136 часов (дошкольники, 5-7лет),
2 год обучения, 2 часа в неделю-72 часа (школьники, возраст 7-11 лет),
2 год обучения, 4 часа в неделю-144 часа (дошкольники, 6-7лет),
3 год обучения, 6 часов в неделю-216 часов (школьники 8-13 лет),
4 год обучения, 6 часов в неделю-216 часов (школьники 9-16 лет).
Требования к уровню подготовки:
«Стартовый уровень» - по окончании первого и второго годов
обучения обучающиеся должны: иметь стойкий интерес к занятиям
шахматами; овладеть основами шахматной игры; изучить шахматную
нотацию и уметь её использовать; знать историю происхождения шахмат; получить первоначальные навыки участия в соревнованиях; знать основные
тактические идеи и приёмы;
«Базовый

уровень»

-

по

окончании

третьего

года

обучения

обучающиеся должны: усилить интерес к занятиям шахматами; изучить
сложные комбинации на сочетание идей; развить тактическое зрение;
приобрести навыки самостоятельной работы с шахматами, в том числе, с
использованием компьютерных технологий; освоить весь теоретический и
практический материал, который давался на занятиях, и уметь применять
7

полученные знания в игре;
«Продвинутый уровень» - по окончании четвёртого года обучения
обучающиеся должны: расширить и усовершенствовать полученные знания;
овладеть принципами составления личного дебютного репертуара; научиться
практической деятельности по организации и судейству шахматных
соревнований; сформировать индивидуальный подход к шахматам; уметь
уверенно

применять

подготовке;

накопить

компьютерные технологии
достаточный

опыт

при самостоятельной

участия

в

ответственных

соревнованиях различного уровня.
Форма и режим занятий:
Индивидуально – групповая форма занятий. В процессе группового
занятия осуществляется и личностный подход к обучению, например:
индивидуальное решение или составление задач, организация игрового
времени по пройденному материалу, участие в шахматных турнирах в том
числе квалификационных. Комплексная форма занятий, когда в пределах
одного занятия сочетается несколько методов работы. Например: лекция по
теоретическому материалу, решение задач, игра в шахматы.
Занятия в группах 1, 2 годов обучения проводятся два раза в неделю по 1
академическому часу (45 минут) для школьников и 2 раза в неделю по 2
академических часа (30 минут + 30 минут, с перерывом на 10 минут) для
дошкольников. В группе 3 года обучения три раза в неделю: 3 занятия по 2
академических часа (90 минут, т.е. 1.5 часа). В группе 4 года обучения три раза
в неделю по 2 академических часа (90 минут, т.е. 1.5 часа).
Количество обучающихся в одной группе - 15 человек.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон № 273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Виды занятий – лекции (рассказ и демонстрация преподавателем
теоретического материала); задачи (решение теоретических и практических
задач); игровое время (игра в шахматы, организация игрового времени по
8

пройденному материалу, участие в шахматных турнирах очных в том числе
квалификационных,

а

также

на

различных

интернет-площадках,

самостоятельное составление-придумывание задач, комбинаций и этюдов,
самостоятельный анализ партий).
Цель, задачи программы.
Цель общеразвивающей программы: развитие личности ребёнка,
способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- знакомить с приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучать играть шахматную партию с записью;
- обучать решать комбинации на разные темы;
- обучать самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
- мотивировать детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть
собой и добиваться цели;
- формировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
9

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

10

Учебный (тематический) план первого года обучения
(школьники, возраст 7-10лет)
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Физическая культура и спорт,
место в них шахмат.
Шахматный кодекс и
Первоначальные понятия.

1

1

-

Опрос

8

8

-

3

История шахмат,
Их происхождение.

1

1

-

Опрос,
решение
задач
Опрос

4

Дебют.
Как правильно начинать
партию.

5

5

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

8

8

-

Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

7

7

-

7

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме.
Решение задач.
Сеансы одновременной игры.

34

-

33

Опрос,
задач
решение
задач
Соревнования

3

-

3

Соревнования

Конкурсы решений
комбинаций.

2

-

2

Открытое занятие

Итого

68

30

38

1
2

8
9

10

11

Учебный (тематический) план первого года обучения
(дошкольники, возраст 5-7 лет)
№
п/п

Наименование
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

1

Физическая культура и спорт,
место в них шахмат.

2

2

-

Опрос

2

Шахматный кодекс и
Первоначальные понятия.

16

16

-

Опрос,
решение
задач

3

История шахмат,
Их происхождение.

2

2

-

Опрос

4

10

10

-

5

Дебют.
Как правильно начинать
партию.
Миттельшпиль.

16

16

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

14

14

-

7

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме.
Решение задач.

72

-

72

Соревнования

8

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования

9

Конкурсы решений
комбинаций.

2

-

2

Открытое занятие

136

60

76

10

Итого

12

Опрос,
задач
решение
задач

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.

1.1 Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат.
2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия.

2.1 Теория: Правила шахматной игры.
2.2 Теория: Первоначальные понятия.
2.3 Теория: Шахматная нотация.
2.4 Теория: Дисциплина.
3. Исторический обзор развития шахмат.

3.1 Теория: Происхождение шахмат.
4. Дебют.

4.1 Теория: Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в
середине игры, классификация дебютов.
4.2 Теория: Основные принципы развития дебюта.
4.3 Теория: Мобилизация фигур.
4.4 Теория: Борьба за центр.
4.5 Теория: Безопасность короля.
4.6 Теория: Стратегические идеи шахматной партии
5. Миттельшпиль.

5.1 Теория: Понятие о тактике, комбинации.
5.2 Теория: Основные тактические приёмы: связка, двойной удар, вскрытое
нападение, двойной шах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение.
5.3 Теория: Размен, определение стратегии.
5.4 Теория: Принципы реализации материального преимущества.
5.5 Теория: Простейшие принципы разыгрывания середины партии.
6. Эндшпиль.

6.1 Теория: Определение эндшпиля.
6.2 Теория: Роль и активность короля в эндшпиле.
6.3 Теория: Матование одинокого короля.
6.4 Теория: Пешечные окончания.
13

6.5 Теория: Оппозиция, цугцванг, правило квадрата.
6.6 Теория: Король и пешка против короля.
7.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
7.1

Практика:

Шахматные

турниры

объединения,

квалификационные.
7.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов.
7.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
7.4 Практика: Решение задач.
8. Сеансы одновременной игры.
8.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом.
9. Конкурсы решений комбинаций.
9.1 Практика: Конкурсы решения комбинаций.

14

городские,

Учебный (тематический) план второго года обучения
(школьники, возраст 7-11лет)
№
п/п

1
2

Наименование темы

Количество часов
Всего

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс и
азы судейства.

Теория

1

1

1

Практика

Форма аттестации/
контроля

Опрос

-

1

1

-

Опрос

3

Исторический обзор
развития шахмат.

2

2

-

Опрос

4

Дебют.

7

7

-

5

Миттельшпиль.

10

10

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

6

Эндшпиль.

8

8

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста.

1

1

-

8

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по
пройденной теме. Анализ партий и типовых позиций.
Конкурсы решений
комбинаций. Решение задач.

40

-

40

Соревнования

9

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования
Открытое занятие

10

Итого

72

30

42

15

Опрос,
решение
задач
Опрос

Учебный план второго года обучения
(дошкольники, возраст 6-7 лет)
№
п/п

Наименование
темы

2

Физическая культура и спорт.
Шахматный кодекс и
азы судейства.

3

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/
контроля

2

2

-

Опрос
Опрос

Исторический обзор
развития шахмат.

4

4

-

Опрос

4

Дебют.

14

14

-

5

Миттельшпиль.

20

20

-

6

Эндшпиль.

16

16

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста.

2

2

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос

8

Шахматные турниры
объединения, городские,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме. Анализ партий и типовых
позиций.
Конкурсы решений комбинаций.
Решение задач.

82

-

82

Соревнования

9

Сеансы одновременной игры.

2

-

2

Соревнования
Открытое занятие

10

Итого

144

60

84

1

2

1

16

2

-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ВТОРОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.

Физическая культура и спорт.

1.1 Теория: Роль физической культуры и шахмат в жизни человека.
2.

Шахматный кодекс и азы судейства.

2.1 Теория: Дисциплина соревнований.
2.2 Теория: Виды и системы соревнований.
2.3 Теория: Запись шахматной партии.
3.

Исторический обзор развития шахмат.

3.1 Теория: История развития шахмат до XVIII века.
4.

Дебют.

4.1 Теория: Принципы игры в дебюте.
4.2 Теория: Открытые дебюты (защита двух коней, дебют четырёх коней,
венская партия, королевский гамбит, итальянская партия).
4.3 Теория: Понятие ловушки в дебюте.
5.

Миттельшпиль.

5.1 Теория: Тактические приёмы: блокировка, перекрытие, рентген.
5.2 Теория: Взаимодействие фигур.
5.3 Теория: Комбинации с сочетанием идей.
5.4 Теория: Слабость последней горизонтали.
6.

Эндшпиль.

6.1 Теория: Ферзь против пешки, ладья против пешки.
6.2 Теория: Лёгко-фигурные окончания.
6.3 Теория: Тяжёло-фигурные окончания.
6.4 Теория: Классификация пешек, пешечные окончания.
7.

Основы методики тренировки шахматиста.

7.1 Теория: Понятие об обучении и тренировке.
8. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Конкурсы решений комбинаций. Решение задач.
8.1

Практика:

Шахматные

турниры
17

объединения,

городские

квалификационные.
8.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
8.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
8.4 Практика: Конкурсы решений комбинаций.
8.5 Практика: Решение задач.
9. Сеансы одновременной игры.
9.1 Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом, с другими
обучающимися.

18

Учебный (тематический) план третьего года обучения
(школьники, возраст 8-13 лет)
№
п/п

Наименование
темы

1

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс. Судейство и
организация соревнований.

1

1

-

Опрос

5

5

-

Опрос

3

Исторический обзор
развития шахмат.

4

4

-

Опрос

4

Дебют.

20

20

-

Опрос,
решение задач

5

Миттельшпиль.

30

30

-

6

Эндшпиль.

23

23

-

7

Основы методики
подготовки шахматиста к
соревнованиям.
Спортивный режим и физическая
подготовка шахматиста.
Шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.

3

3

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос

2

2

-

Опрос

4

2

2

Опрос,
решение
задач и тестов

2

8
9

10

Шахматные турниры объединения,
городские и областные,
квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме. Анализ партий и типовых
позиций.
Конкурсы решений комбинаций.
Решение задач.

126

-

124

11

Итого

216

90

126

19

Соревнования.
Открытое занятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ТРЕТЬЕГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1 Теория: Шахматная квалификация и нормативные требования.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1

Теория: Таблицы очерёдности игры на соревнованиях, контроль времени,

игра с часами, турнирные коэффициенты.
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1 Теория: Европейские шахматисты XIX века, Пол Морфи.
3.2 Теория: Начало борьбы за звание чемпиона мира.
3.3 Теория: М.И.Чигорин - основоположник русской шахматной школы;
творчество Тарраша, Пильсбери, Андерсена.
3.4 Теория: Чемпионы мира по шахматам.
4. Дебют.
4.1 Теория: Понятие инициативы в дебюте.
4.2 Теория: Методы работы над дебютом, принцип составления дебютного
репертуара.
4.3 Теория: Стратегические идеи защиты Алёхина, защиты Уфимцева,
защиты Тарраша, сицилианской защиты, ферзевого гамбита.
5. Миттельшпиль.
5.1 Теория: Атака в шахматной партии.
5.2 Теория: Проблемы центра, центр и фланги.
5.3 Теория: Защита в шахматной партии.
5.4 Теория: Подвижность лёгких фигур в миттельшпиле.
5.5 Теория: Слабые и сильные поля и линии.
6. Эндшпиль.
6.1 Теория: Поля соответствия в пешечных окончаниях.
6.2 Теория: Сложные лёгко-фигурные окончания.
6.3 Теория: Компенсация за фигуру. Ладья против лёгких фигур.
6.4 Теория: Ферзевые окончания.
20

7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1 Теория: Соревнования и их значение в повышении спортивного
мастерства.
7.2 Теория: Формы и методы тренировки шахматиста.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Правильный спортивный режим на соревнованиях.
8.2 Теория: Понятие физической культуры шахматиста.
9. Шахматная литература. Компьютерная подготовка.
9.1 Теория: Значение шахматной

литературы для

совершенствования

шахматиста.
9.2 Теория: Значение компьютерной подготовки для самосовершенствования
шахматиста.
9.3 Теория: Первоначальные понятия компьютерной подготовки.
9.4 Практика: Шахматные программы, которые можно использовать для
самостоятельных тренировок и подготовок к игре, а также для анализа партий.
10.Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
10.1 Практика: Шахматные турниры объединения, городские и областные,
квалификационные.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач

21

Учебный (тематический) план четвертого года обучения
№ Наименование
п\п темы

Количество часов

Форма аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Физическая культура и
спорт.
Шахматный кодекс.
Судейство и организация
соревнований.
История шахмат
(современный этап).

1

1

-

Опрос

4

4

-

Опрос

4

4

-

Опрос

4

Дебют
(углублённое изучение).

20

20

-

Опрос,
решение
задач

5

Миттельшпиль.

26

26

-

6

Эндшпиль.

30

30

-

7

Основы методики подготовки
шахматиста к соревнованиям.

3

3

-

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос

8

2

-

Опрос

5

5

Опрос,
решение
задач и тестов

10

Спортивный режим и
2
физическая подготовка
шахматиста.
Российская и зарубежная
10
шахматная литература.
Компьютерная
подготовка.
Шахматные турниры
121
объединения, городские и
областные, квалификационные.
Игровое время, по пройденной
теме. Анализ партий и типовых
позиций.
Конкурсы решений
комбинаций. Решение задач.

-

116

11

Итого

95

121

1
2

3

9

216

22

Соревнования
Открытое занятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Физическая культура и спорт.
1.1 Теория: Важность общефизической подготовки шахматиста.
2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований.
2.1 Теория: Основные виды шахматных соревнований (турниры, матчи,
сеансы одновременной игры, заочные соревнования).
3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1 Теория: Творчество шахматистов XX века.
3.2 Теория: Борьба за шахматную корону на современном этапе.
4. Дебют.
4.1 Теория: Составление личного дебютного репертуара обучающихся.
4.2 Теория: Стратегия игры в английском и староиндийском началах.
4.3 Теория: Атака в дебюте (северный гамбит, латышский гамбит,
будапештский гамбит, волжский гамбит).
4.4 Теория: Контратака в дебюте (контратака Маршалла, контратака
Альбина).
4.5 Теория: Понятие дебютной новинки.
4.6 Теория: Ловушки в дебюте.
5. Миттельшпиль.
5.1 Теория: Важность позиционной оценки для выбора хода и дальнейшего
плана игры.
5.2 Теория: Стратегическая и тактическая защита, тактические удары,
ловушки.
5.3 Теория: Тенденции перехода в контратаку.
5.4 Теория: Стратегия и тактика игры в миттельшпиле в зависимости от
разыгранного дебюта.
6. Эндшпиль.
6.1 Теория: Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль.
6.2 Теория: Сложные пешечные окончания.
23

6.3 Теория: Сложные ладейные окончания.
6.4 Теория: Тактика игры в эндшпиле с качеством и без качества.
7. Основы методики подготовки шахматиста к соревнованиям.
7.1 Теория: Индивидуальный план и график занятий шахматиста.
7.2 Теория: План, содержание и построение теоретических и практических
занятий.
8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.
8.1 Теория: Двигательная активность обучающихся.
9. Российская и зарубежная шахматная литература. Компьютерная
подготовка.
9.1 Теория: Навык самостоятельной и регулярной работы с шахматной
литературой.
9.2 Теория: Шахматные журналы и турнирные сборники.
9.3 Теория: Шахматная теория на электронных носителях.
9.4 Теория: Интернет и видеоуроки.
9.5 Практика: Анализ партий с использованием компьютерных программ.
9.6 Практика: Участие в турнирах на шахматных интернет площадках.
10. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Решение задач.
10.1 Практика: Шахматные турниры объединения, городские, областные,
квалификационные.
10.2 Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов, анализ партий
обучающихся.
10.3 Практика: Разыгрывание типовых позиций.
10.4 Практика: Решение задач.

24

Планируемые результаты
Предметные:
- знают элементарные понятия шахматной игры;
- знают приёмы тактики и стратегии шахматной игры;
- играют шахматную партию с записью;
- решают комбинации на разные темы;
- самостоятельно анализируют позицию, через сформированыеумения
решать комбинации на различные темы;
- видят в позиции разные варианты.
Личностные:
- сформировано уважение к партнёру, самодисциплина, умеют владеть собой
и добиваться цели;
- сформировано правильное поведение во время игры;
- сформировано чувство ответственности и взаимопомощи;
- сформирована целеустремлённость, трудолюбие.
Метапредметные:
- развита фантазия, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развит интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
- развита способность анализировать и делать выводы;
- развита творческой активности;
- развиты волевые качества личности.

25

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном
помещении. У каждого обучающегося свое индивидуальное пространство
для комфортной работы.
1. Столы - 8шт.;
2. Стулья - 16шт.;
3. Большая магнитная демонстрационная доска с набором магнитных
фигур - 1 шт.;
4. Комплектов шахматных досок с фигурами - 4 компл.;
5. Шахматные часы (не менее 8 штук);
6. Карточки с шахматными задачами по темам программы;
7. Шахматные решебники (сборники шахматных задач);
8. Литература по теории шахмат.
9.Стационарный компьютер или ноутбук; обширная база шахматного
материала на компьютерных носителях.
Кадровое обеспечение
1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
2. Требования к компетенции педагога:
-

педагогическое

образование:

курсовая

переподготовка,

педагог

дополнительного образования высшей квалификационной категории;
- профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы;
- владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
- владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
- владение знаниями по ТБ и ПБ.
Методические материалы - грамотно поставленный процесс обучения
позволяет максимально полно реализовать потенциал программы, даёт
возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый
26

интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Методы
работы в данной программе:
лекционный (рассказ и демонстрация преподавателем теоретического
материала);
задачный (решение теоретических и практических задач);
рабочий

(игра

в

шахматы,

самостоятельное

составление-

придумывание задач, комбинаций и этюдов, самостоятельный анализ
партий).
Лекционный метод требует от преподавателя меньших временных
затрат, чем два других метода. При самостоятельном решении задач,
учащимися затрачивается намного больше времени, но тем не менее
задачный метод наиболее приемлем, т.к. преподавание идёт по проблемному
принципу

(инициатива

и

самостоятельная

работа

обучающегося

-

рациональное зерно всего метода). Рабочий метод позволяет практически
закрепить знания и навыки, полученные путём применения двух других
методов. Он же является самым развивающим творчество методом, т.к.
требует от обучающихся личностного подхода для решения различных
проблем (выбор хода, варианта во время игры; придумывание комбинации;
составление этюда и т.д.). Все три метода, оптимально дополняя друг друга,
позволяют решать задачи, очерченные данной программой, т.е. следует
применять комплексную форму проведения занятий.
Для методического обеспечения реализации программы необходимо
применять широкий спектр раздаточного и дидактического материала:
карточки, диаграммы, тесты, задачники, решебники, методички, учебные
пособия, компьютерные шахматные программы, электронная шахматная
литература, база задач в электронном виде, видео уроки и лекции на
электронных носителях.

27

Методические материалы
№ Название
п/п раздела

МатериальноФормы,
методы, Формы
техническое оснащение, приемы обучения
учебного
дидактико- методический
занятия
материал

1

Физическая
культура и
спорт, место в
них шахмат.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка.

Формы обучения:
коллективная. Методы
обучения: словесный,
наглядный. Приёмы
обучения: работа с
раздаточным
материалом, опрос.

Работа с
раздаточным
материалом.

2

Шахматный
кодекс и
Первоначальны
е понятия.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

3

История
шахмат, их
происхождение

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

4

Дебют.
Как правильно
начинать
партию.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

28

практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.
5

Миттельшпиль. Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

6

Эндшпиль.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

7

Квалификацион
ные
турниры.
Анализ партий
и
типовых
позиций.
Решение задач.

Демонстрационная
шахматная (магнитная)
доска, комплект шахмат
на каждого ребёнка,
раздаточный материал.

Формы обучения:
коллективная,
индивидуальная,
самостоятельная,
парная.
Методы обучения:
словесный, наглядный,
практический.
Приёмы обучения:
решение шахматных
задач, опрос, работа с
раздаточным
материалом, игра.

Работа с
раздаточным
материалом,
игра.

29

Информационное обеспечение
1. Видеоуроки «Шахматы (правила и стратегия)».
2. Программа «ChessBase».
3. Шахматная платформа «Lichess.org».
4. Шахматная платформа«ChessKing.com».
5. Сайт «Ruchess.ru».
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству
выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам
аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная
аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с
«Положением

о

формах,

периодичности,

порядке

текущего

контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе
ведется

текущий

контроль

в

форме

практической

работы,

опросе,

самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение
открытого занятия.
30

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
критерия
баллов

Формы
отслеживания

- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
занятие,
чем 50% объема знаний,
итоговое
предусмотренных
балла
программой;
занятие,
-употребление
3 балла собеседование,
тестирование,
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

31

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
2
серьезные затруднения
при работес
балла
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.

Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

3 балла

- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по
формуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по
практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.

32

Список используемой литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№

629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.

33

9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№ 467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Список литературы для педагога:
1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. «Путешествие в шахматное королевство»,
Москва, «Физкультура и спорт» 2012.
2. Блох М.В. «Комбинационные мотивы. Учебное пособие», Москва, «Русский
шахматный дом» 2003.
3. Гик

Е.Я.

«Беседы

о

шахматах:
34

Книга

для

учащихся»,

Москва,

«Просвещение» 1985.
4. Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность», Москва, «Вита-Пресс» 1999.
5. Государственная программа преподавания шахмат в системе общего
образования,1982.
6. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва,«Просвещение» 2010.
7. Губницкий С.Б. «Полный курс шахмат», Москва, «ACT» 2012.
8. Золотник Б.А. «Шахматы: наука, спорт, мастерство», Москва, «Высшая
школа» 2008.
9. Иващенко С.Д. «Учебник шахматных комбинаций», Москва, «Русский
шахматный дом» 2018.
10. Карпов А.Е., Гик Е.Я. «Всё о шахматах», Москва, «Русский шахматный
дом» 2002.
11. Ким А., Фокин С. «Элементарная тактика», Москва, 2009.
12. Ким А., Фокин С. «Защита», Москва, 2015.
13. Конотоп В.А., Конотоп С.В. «Тесты по тактике», Подольск, 2007.
14. Костров В.В., Рожков П.П. «1000 шахматных задач. Решебник», Москва,
«Русский шахматный дом» 2019.
15. Никитин Б.П. «Ступенька творчества, или Развивающие игры», Москва,
«Просвещение» 2007. «Программа подготовки юных шахматистов IV и III
разрядов», Москва, «Московская правда»1969.
16. Рохлин

Я.Г.

«Юный

шахматист.

Методическое

руководство

для

внеклассной и внешкольной работы», Москва, «Физкультура и спорт» 2008.
17. Суэтин А.С. «Лаборатория шахматиста», Москва, «Физкультура и
спорт»1978.
18. «Тропинками педагогического поиска», под ред. Клочковой Л.И.,
Москва,2011.
19. Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая
школа» 2010.
Список литературы для обучающихся:
35

1. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
2. В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
3. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
4. И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
6. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс»
Днепропетровск. – 1996.
7. Сухин

И.

Удивительные

приключения

в

шахматной

стране.

(Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин
общ. и проф. обр. РФ. М. ПОМАТУР.- 2000.
8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, -1960.
10.Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
Список литературы для родителей:
11.В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
12. Эстрин Я.Б. «Теория и практика шахматной игры», Москва, «Высшая
школа» 2010.
13. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва,«Просвещение» 2010.
Интернет ресурсы:
1. wrvw.aekarpov.com
2. wutlv.ecl ttchess.ru

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».