Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Шахматы «Ход Королевы» Возраст обучающихся: 5-13 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Онищук Анастасия Васильевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную 2 деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 3 Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает навыки самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, прививает чувство ответственности за принятое решение. Еще более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Игра в шахматы учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой, поскольку безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней. Велика роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме, развитии наглядно-образного и логического мышления, воспитании целеустремленности. усидчивости, Ребенок, внимательности, обучающийся этой игре, вдумчивости, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 4 Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Дети, проявляя живой интерес к игре, познают дух соперничества и соревнования. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Актуальность общеобразовательной программы Актуальность программы определяется современными требованиями, связанными с развитием интеллекта ребёнка дошкольного и школьного возраста, обучением детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения. Отличительные особенности Отличительные особенности данной программы является обобщение опыта работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Благодаря комбинированному подходу, удается в наибольшей степени раскрыть возможности учеников, пробудить живой интерес не только к шахматам, но и к любой исследовательской работе. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека. Адресат программы 5 Данная программа разработана для детей 5-7 лет и 7-13 лет, от 10 до 15 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 5-7 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. В возрасте от 8-13 лет активно идёт процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Срок реализации программы – два года. Программа составлена так, что в каждой группе решаются определённые задачи. Учебный материал программы распределён в соответствии с принципами последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. А сам материал подбирался по принципам: наглядности, доступности, систематичности и занимательности. Форма и режим занятий: Индивидуально – групповая форма занятий. В процессе группового занятия осуществляется и личностный подход к обучению, например, индивидуальное решение или составление задач. Комплексная форма занятий, когда в пределах одного занятия сочетается несколько методов работы. На6 пример: лекция по теоретическому материалу, решение задач, игра в шахматы. Занятия в группах 1, 2 годов обучения проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут). Формы подведения итогов реализации программы: контроль знаний и умений, обучающихся проходит во всех группах в 3 этапа. 1 этап – текущий контроль. На этом этапе, по окончании каждой темы программы, проводится мониторинг качества полученных знаний. Формы контроля на этом этапе: устный опрос, индивидуальная работа с корточками и диаграммами, решение тестовых задач. 2 этап – промежуточный контроль. Контроль знаний и умений проходит по окончании блока тем (например, «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», «Тактические приёмы» и т.д.). Формы контроля на этом этапе: письменная проверка, решение тестовых задач. 3 этап – итоговый контроль (по окончании очередного года обучения). Форма контроля на этом этапе: письменное контрольное решение тестовых задач по всем темам, пройденным в текущем учебном году. Наиболее важным и точным индикатором определения результативности использования программы, является успешное участие обучающихся в соревнованиях различного уровня, и выполнение юношеских и спортивных разрядов в виде спорта – шахматы. Цель, задачи программы. Цель общеразвивающей программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Задачи: Обучающие: - знакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - знакомить с приёмами тактики и стратегии шахматной игры; - обучать играть шахматную партию с записью; - обучать решать комбинации на разные темы; 7 - обучать самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы; - мотивировать детей видеть в позиции разные варианты. Развивающие: - развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; - развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; - развивать способность анализировать и делать выводы; - способствовать развитию творческой активности; - развивать волевые качества личности. Воспитательные: - воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели; - формировать правильное поведение во время игры; - воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; - воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. 8 Учебный (тематический) план первого года обучения (дошкольники 5-7 лет, школьники, возраст 7-13лет) № занятия 1 2 Тема занятия 3 Вводное занятие. История шахмат Шахматная доска. Шахматная доска. Горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. Шахматная доска. Шахматная нотация. Шахматные фигуры. Расположение на шахматной доске. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 3.20 3.21 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 5 Шахматные фигуры. Шахматные фигуры. Шахматные фигуры. Ладья Шахматные фигуры. Ладья Шахматные фигуры. Ладья Шахматные фигуры. Слон Шахматные фигуры. Слон Шахматные фигуры. Слон Шахматные фигуры. Пешка Шахматные фигуры. Пешка Шахматные фигуры. Пешка Шахматные фигуры. Король Шахматные фигуры. Король Шахматные фигуры. Король Шахматные фигуры. Ферзь Шахматные фигуры. Ферзь Шахматные фигуры. Ферзь. Шахматные фигуры. Конь Шахматные фигуры. Конь Шахматные фигуры. Конь. Контрольное занятие по пройденному материалу Основные шахматные определения. Основные шахматные определения . Шах и Мат. Шах и мат разными фигурами. Шах. Защиты от шаха Шах. Защиты от шаха Пат. Ничья. Пат .Ничья. Мат в 1 ход. Мат ладьей. Мат слоном Мат в 1 ход. Мат ладьей. Мат слоном Мат в 1 ход. Мат пешкой. Мат конем Мат в 1 ход. Мат пешкой. Мат конем Мат в 1 ход. Мат ферзем. Мат в 1 ход. Мат ферзем. Ничья. Виды ничьи. Пат Рокировка. Определение. Правила ведения шахматной партии. Правила 2.1 2.2 9 Количество часов Теория Практика Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10 7.11 7.12 7.13 7.14 7.15 7.16 7.17 7.18 7.19 7.20 7.21 7.22 7.23 7.24 7.25 7.26 7.27 7.28 7.29 7.30 7.31 7.32 7.33 поведения. Правила ведения шахматной партии. Шахматные часы Правила ведения шахматной партии. Запись партии. Контрольное занятие по пройденному материалу Начало партии. Дебют Начало партии. Дебют Начало партии. Дебют Принципы игры. Развитие фигур. Принципы игры. Развитие фигур. Принципы игры. Развитие фигур. Принципы игры. Центр Окончание партии. Игра против детского мата Разбор коротких партий Разбор коротких партий Разбор коротких матов Контрольное занятие по пройденному материалу Эндшпиль. Определение Эндшпиль. Матование одинокого короля Эндшпиль. Матование одинокого короля Эндшпиль. Матование одинокого короля Эндшпиль. Матование одинокого короля Ферзь+ладья. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Ферзь. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Две ладьи. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Ладья Эндшпиль. Пешечный эндшпиль Эндшпиль. Пешечный эндшпиль Эндшпиль. Пешечный эндшпиль Эндшпиль. Пешечный эндшпиль Практическая игра. Разбор партий Практическая игра. Разбор партий Практическая игра. Разбор партий Тактика. Нападение и защита Тактика Нападение и защита Тактика. Нападение и защита Тактика. Нападение и защита История шахмат. Чемпионы мира. История шахмат. Чемпионы мира. Решение задач. Мат в 1 ход Решение задач. Ничья. Решение задач. Мат в 1 ход Решение задач. Мат в 1 ход Решение задач. Мат в 1 ход Решение задач. Мат в 1 ход Решение задач. Мат в 1 ход 10 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 7.34 7.35 7.36 7.37 7.38 7.39 7.40 7.41 7.42 7.43 7.44 7.45 8 8.1 8.2 8.3 Итого Проведение пешки в ферзи. Проведение пешки в ферзи. Окончание партии. Оппозиция. Окончание партии. Оппозиция. Отработка проведение пешки в ферзи. Отработка проведение пешки в ферзи. Тактика. Защита от нападения. Тактика. Защита от нападения. Тактика. Защита от нападения. Правила поведения на соревновании. Правила поведения на соревновании. Частые ошибки начинающих. Игровая практика Игровая практика Тестовое занятие по материалу за год Конкурс решения задач 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 124 11 1 2 80 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 204 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1 раздел. Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Что такое шахматы? История их появления. Какие виды игр ещѐ есть. Практика. Учащиеся называют игры. 2 раздел. Шахматная доска. Теория. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Диагонали, горизонтали, вертикали. Количество полей на шахматной доске. Центр, форма центра, клетки центра. Практика. Учащиеся самостоятельно показывают белые и черные поля, показывают все виды линий на шахматной доске и в классе. Учащиеся самостоятельно показывают центральные пешки на шахматной доске. 3 раздел. Шахматные фигуры. Теория. Белые и черные фигуры. Начальная расстановка фигур. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Количество полей, контролируемых ладьей в центре и на краю доски. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. 12 Практика. Учащиеся самостоятельно расставляют начальное положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают как ходят фигуры. Игры «Лабиринт», «Ипподром», «Что можно съесть?». 4 раздел. Основные шахматные определения. Теория. Шах, полезный, бесполезный, вредный. Способы защиты от шаха. Мат – завершение партии. Пат – спасение для одних, огорчение для других. Вечный шах – способ спасения проигранной партии. Рокировка – эвакуация короля. Запреты на рокировку. Практика. Учащиеся показывают, как можно объявить шах каждой фигурой, все способы защиты от шаха. Учащиеся учатся самостоятельно ставить мат королю любой фигурой, решают задачи на мат в 1 ход. Учащиеся решают позиции с темой пата и вечного шаха. Учащиеся отрабатывают, как правильно делать рокировку, показывают запреты для рокировки. 5 раздел. Правила ведения шахматной партии Теория. Правила поведения за доской. Расположение шахматной доски. Виды шахматных часов. Как пользоваться шахматными часами. Правило «Тронул фигуру– ходи!» Практика. Учащиеся учатся правильно расставлять фигуры, предлагать ничью, пользоваться шахматными часами. 6 раздел. Начало партии Теория. Дебют. Основные принципы начала партии: принцип быстрого развития, захват пространства. Топтание на месте. Борьба за центр. Ошибки в начале партии. Короткие партии Практика. Учащиеся разыгрывают партии с учетом полученных знаний. 13 7 раздел. Окончание партии Теория. Король с пешкой против короля. Проведение пешки в ферзи. Правило оппозиции. Мат королю двумя ладьями. Практика. Учащиеся на практике отрабатывают проведение пешки в ферзи, мат двумя ладьями. 8 раздел. Контрольные и итоговые занятия Практика. Учащиеся проходят тестирование по пройденному материалу, проводятся конкурсы решения задач, соревнования в группе. 14 Учебный (тематический) план второго года обучения (дошкольники 5-7 лет, школьники, возраст 7-13лет) № занятия 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 3.20 3.21 3.22 3.23 Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение знаний. История шахмат Шахматная нотация. Обозначение вертикалей и горизонталей Шахматная нотация. Обозначение вертикалей и горизонталей Шахматная нотация. Как записывать ходы? Шахматная нотация. Игра с записью. Количество часов Теория Практика Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Шахматная нотация. Ценность фигур. Тактические приёмы. Что такое шахматная тактика? Тактические приёмы. Нападение и защита в шахматах. Тактические приёмы. Нападение и защита в шахматах. Тактические приёмы. Нападение. Тактические приёмы. Нападение. Тактические приёмы. Защита Тактические приёмы. Связка, виды связок. Тактические приёмы. Как избавиться от связки? Тактические приёмы. Решение задач на тему связки. Тактические приёмы. Двойной удар. Тактические приёмы. Пешечная и коневая вилка. Тактические приёмы. Решение задач на двойной удар. Тактические приёмы. Решение задач на вилку. Тактические приёмы. Завлечение. Тактические приёмы. Решение задач на завлечение Тактические приёмы. Отвлечение Тактические приёмы. Решение задач на отвлечение. Тактические приёмы. Двойной шах 2 2 2 2 Тактические приемы. Решение задач на двойной шах. Тактические приемы. Вскрытый удар Тактические приемы. Решение задач на вскрытый удар. Тактические приемы. Вскрытый шах. Тактические приемы. Решение задач на вскрытый шах. Тактические приёмы. Блокировка. 15 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 2 3.24 3.25 3.26 3.27 3.28 3.29 3.30 3.31 3.32 3.33 3.34 3.35 3.36 3.37 3.38 3.39 3.40 3.41 3.42 3.43 3.44 3.45 3.46 3.47 3.48 3.49 3.50 3.51 3.52 3.53 3.54 3.55 3.56 3.57 3.58 Тактические приёмы. Решение задач на блокировку. Тактические приёмы. «Рентген». Тактические приёмы. Решение задач на «рентген». Тактические приёмы. Освобождение поля. Тактические приёмы. Решение задач на освобождение поля Тактические приёмы. Перекрытие. Тактические приёмы. Решение задач на перекрытие. Тактические приёмы. Открытый шах. Решение задач на открытый шах. Тактические приёмы. Открытое нападение Тактические приѐмы. Классические партии с тактическими мотивами Тактические приѐмы. Тактические удары в дебюте. Тактические приѐмы. Конкурс решения задач по тактике. Контрольное занятие по тактике. Эндшпиль. Что такое эндшпиль и его значение в шахматах. Эндшпиль. Что такое эндшпиль и его значение в шахматах. Эндшпиль. Особенности игры в эндшпиле. Виды эндшпиля. Эндшпиль. Особенности пешечного эндшпиля. Эндшпиль. Особенности пешечного эндшпиля. Эндшпиль. Особенности пешечного эндшпиля. Эндшпиль. Особенности пешечного эндшпиля. 1 Эндшпиль. Квадрат пешки. Эндшпиль. Проведение пешки в ферзи. Оппозиция. Эндшпиль. Проведение пешки в ферзи. Оппозиция. Эндшпиль. Отталкивание плечом. Эндшпиль. Пешечный прорыв. Эндшпиль. Пешечный прорыв. Эндшпиль. Король и крайняя пешка против короля. Эндшпиль. Король и крайняя пешка против короля. Эндшпиль. Обход в пешечном эндшпиле. Эндшпиль. Обход в пешечном эндшпиле. Эндшпиль. Конкурс решения задач на тему пешечного эндшпиля Эндшпиль. Особенности ладейного эндшпиля. Ладья с пешкой против ладьи. Эндшпиль. Особенности ладейного эндшпиля. Ладья с пешкой против ладьи. Эндшпиль. Активность фигур в ладейных окончаниях Контрольное занятие по эндшпилю. 2 16 1 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 4.2 Изучение эндшпилей на примерах партий чемпионов. Изучение эндшпилей на примерах партий чемпионов. Изучение эндшпилей на примерах партий чемпионов. Дебют. Что такое дебют? Принципы разыгрывания дебюта. Дебют. Что такое дебют? Принципы разыгрывания дебюта. Дебют. Центр. Значение центра. Борьба за центр. 4.3 Дебют. Центр. Значение центра. Борьба за центр. 1 1 2 4.4 Дебют. Практическая игра с акцентом на центр. 1 1 2 4.5 Дебют. Практическая игра с акцентом на центр. 2 2 4.6 Дебют. Преимущество в развитии. 2 2 4.7 Дебют. Разбор партий с показом преимущества в развитии. Дебют. Разбор партий с показом преимущества в развитии. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на коня. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на коня. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на пешки Дебют. Значение пространства в дебюте 1 1 2 1 1 2 3.59 3.60 3.61 4 4.1 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 4.18 4.19 4.20 4.21 4.22 4.23 4.24 4.25 Дебют. Борьба за пространство. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на рокировку. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на рокировку. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на слона. Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на коня Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на ферзя. Дебют. Гамбиты. Принципы гамбитной игры. Дебют. Гамбиты. Принципы гамбитной игры. Практическая игра с разбором партий Практическая игра с разбором партий Практическая игра с разбором партий Практическая игра с разбором партий Дебют. Практическая игра с разбором ошибок. Акцент на детский мат. 17 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 5 Миттельшпиль. Понятия 1 5.1 Миттельшпиль. Понятия 2 5.2 5.3 5.4 5.5 6 Атака на короля Атака на короля Атака на короля. Пешечный штурм Атака на короля фигурная атака. Контрольное занятие по итогам года. 2 1 6.1 Итоговое занятие. Награждение победителей. Итого 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 80 204 2 124 18 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1 раздел. Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Повторение первоначальных знаний. Практика. Учащиеся показывают на шахматной доске ходы фигурами, рокировку, превращение пешки, начальное положение фигур. 2 раздел. Шахматная нотация. Теория. Обозначение вертикалей и диагоналей, адреса клеток, обозначение фигур, правила записывания ходов, ценность фигур. Практика. Учащиеся на демонстрационной доске показывают вертикали и диагонали по их буквенным обозначениям. Игра «Кто быстрее покажет нужную клетку». Игра с записью партии. 3 раздел. Тактические приёмы. Теория. Что такое шахматная тактика? Тактические приёмы: связка, двойной удар, завлечение, отвлечение, «рентген», открытое нападение, открытый шах, уничтожение защиты, перекрытие, блокировка, освобождение поля. Шахматная комбинация в коротких партиях. Практика. Решение задач с различными тактическими мотивами. Разбор партий с тактическими комбинациями. 4 раздел. Эндшпиль. Теория. Виды эндшпиля: пешечный, ладейный. Основные принципы игры в эндшпиле. Особенности для различных видов эндшпиля. Типичные приёмы в эндшпиле. Практика. Учащиеся решают эндшпильные позиции. Разыгрывание эндшпильных позиций между учащимися 5 раздел. Дебют Теория. Основные принципы дебюта. Центр, его значение, борьба за центр. 19 Принцип быстрого развития. Значение пространства. Пространственное преимущество. Практика. Учащиеся играют практические партии с учѐтом полученных знаний. Разбор типичных ошибок при разыгрывании дебюта. 6 раздел. Контрольные и итоговые занятия Практика. Учащиеся проходят тестирование по пройденному материалу, проводятся конкурсы решения задач, соревнования в группе. 20 Планируемые результаты Предметные: - знают элементарные понятия шахматной игры; - знают приёмы тактики и стратегии шахматной игры; - играют шахматную партию с записью; - решают комбинации на разные темы; - самостоятельно анализируют позицию, через сформированыеумения решать комбинации на различные темы; - видят в позиции разные варианты. Личностные: - сформировано уважение к партнёру, самодисциплина, умеют владеть собой и добиваться цели; - сформировано правильное поведение во время игры; - сформировано чувство ответственности и взаимопомощи; - сформирована целеустремлённость, трудолюбие. Метапредметные: - развита фантазия, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; - развит интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; - развита способность анализировать и делать выводы; - развита творческой активности; - развиты волевые качества личности. 21 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном помещении. У каждого обучающегося свое индивидуальное пространство для комфортной работы. 1. Столы - 8шт.; 2. Стулья - 16шт.; 3. Большая магнитная демонстрационная доска с набором магнитных фигур - 1 шт.; 4. Комплектов шахматных досок с фигурами - 4 компл.; 5. Шахматные часы (не менее 8 штук); 6. Карточки с шахматными задачами по темам программы; 7. Шахматные решебники (сборники шахматных задач); 8. Литература по теории шахмат. 9.Стационарный компьютер или ноутбук; обширная база шахматного материала на компьютерных носителях. Кадровое обеспечение 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы - грамотно поставленный процесс обучения позволяет максимально полно реализовать потенциал программы, даёт возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый 22 интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Методы работы в данной программе: лекционный (рассказ и демонстрация преподавателем теоретического материала); задачный (решение теоретических и практических задач); рабочий (игра в шахматы, самостоятельное составление- придумывание задач, комбинаций и этюдов, самостоятельный анализ партий). Лекционный метод требует от преподавателя меньших временных затрат, чем два других метода. При самостоятельном решении задач, учащимися затрачивается намного больше времени, но тем не менее задачный метод наиболее приемлем, т.к. преподавание идёт по проблемному принципу (инициатива и самостоятельная работа обучающегося - рациональное зерно всего метода). Рабочий метод позволяет практически закрепить знания и навыки, полученные путём применения двух других методов. Он же является самым развивающим творчество методом, т.к. требует от обучающихся личностного подхода для решения различных проблем (выбор хода, варианта во время игры; придумывание комбинации; составление этюда и т.д.). Все три метода, оптимально дополняя друг друга, позволяют решать задачи, очерченные данной программой, т.е. следует применять комплексную форму проведения занятий. Для методического обеспечения реализации программы необходимо применять широкий спектр раздаточного и дидактического материала: карточки, диаграммы, тесты, задачники, решебники, методички, учебные пособия, компьютерные шахматные программы, электронная шахматная литература, база задач в электронном виде, видео уроки и лекции на электронных носителях. Методические материалы 23 № Название п/п раздела МатериальноФормы, методы, Формы техническое оснащение, приемы обучения учебного дидактико- методический занятия материал 1 Физическая культура и спорт, место в них шахмат. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка. Формы обучения: коллективная. Методы обучения: словесный, наглядный. Приёмы обучения: работа с раздаточным материалом, опрос. Работа с раздаточным материалом. 2 Шахматный кодекс и Первоначальны е понятия. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 3 История шахмат, их происхождение Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 4 Дебют. Как правильно начинать партию. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: Работа с раздаточным материалом, игра. 24 решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. 5 Миттельшпиль. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 6 Эндшпиль. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 7 Квалификацион ные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач. Демонстрационная шахматная (магнитная) доска, комплект шахмат на каждого ребёнка, раздаточный материал. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, парная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Приёмы обучения: решение шахматных задач, опрос, работа с раздаточным материалом, игра. Работа с раздаточным материалом, игра. 25 Информационное обеспечение 1. Видеоуроки «Шахматы (правила и стратегия)». 2. Программа «ChessBase». 3. Шахматная платформа «Lichess.org». 4. Шахматная платформа«ChessKing.com». 5. Сайт «Ruchess.ru». Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихсяпроводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. 26 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов Формы отслеживания - ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное занятие, чем 50% объема знаний, итоговое предусмотренных балла программой; занятие, -употребление 3 балла собеседование, тестирование, специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 27 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее 1 балл чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает 2 серьезные затруднения при работес балла оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. Выполнение практического задания, участие в выставке работ, участиев конкурсах, фестивалях 3 балла - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. 28 Список используемой литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 29 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. «Путешествие в шахматное королевство», Москва, «Физкультура и спорт» 2012. 2. Авербах Ю.Л., «Что нужно знать об эндшпиле».- М.: ФиС, 1979. 3. Авербах Ю.Л., Бейлин М. «Шахматный самоучитель». – М.: Советская Россия, 1970. 30 4. Блох М.В. «Комбинационные мотивы. Учебное пособие», Москва, «Русский шахматный дом» 2003. 5. Гик Е.Я. «Беседы о шахматах: Книга для учащихся», Москва, «Просвещение» 1985. 6. Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность», Москва, «Вита-Пресс» 1999. 7. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва,«Просвещение» 2010. 8. Ким А., Фокин С. «Современные шахматы. Атака на короля», Москва, 2021. 9. Мазейлис И.Л. «Самый популярный учебник для начинающих», Москва, 2017 15. Яковлев Н.Г. «Штурм королевских бастионов», Москва, Русский шахматный дом, 2014г. Литература для детей и родителей: 1. Иващенко С.Д. «Учебник шахматных комбинаций», Москва, «Русский шахматный дом» 2018. 2. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001. 3. Ким А., Фокин С. «Элементарная тактика», Москва, 2009. 4. Ким А., Фокин С. «Защита», Москва, 2009. 5. Ким А., Фокин С. "Тактические приемы - 2", Москва,2009. Интернет ресурсы: 1. wrvw.aekarpov.com 2. wutlv.ecl ttchess.ru 31