Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Альбомные истории» Возраст обучающихся: 5 – 13 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Полякова Надежда Вячеславовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительная деятельность. Дошкольный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Актуальность изучения изобразительного искусства состоит в следующем – дать детям ясное представление о взаимодействии искусства и окружающего мира, привлекая жизненный опыт детей. Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук. А это немало важно, поскольку у большинства детей отмечается общее моторное отставание и как следствие – недостаточное развитие внимания, памяти, речи и неготовность детей к письму. Отличительные особенности данной общеразвивающей программы. Занятие адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем доме творчества. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов. Скоростью и возможности усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей, а также пожелания детей. Работа ведется с детьми, желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Адресат общеразвивающей программы: возраст обучающихся в творческом объединении с 5 до 13 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Обучающиеся работают по очной форме обучения. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного личностные, познавательные, развития. В этот период формируются мотивационные структуры, необходимые для школьного обучения. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельность, любопытство, постоянные вопросы к педагогу, способность к речевому комментированию деятельности, стойкая процесса мотивация, и достаточно результата собственной развитое воображение, настойчивость. Способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, науки и искусства. Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут заменять друг друга. Младший школьный возраст. Детям этого возраста очень важен авторитет педагога. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка. С точки зрения психологии, младший школьный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Это обусловлено чрезвычайной детской любознательностью и огромным стремлением познавать окружающий мир. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это есть ничто иное как предпосылки для творческого развития ребенка и начала его творческой деятельности. Общеизвестно, что дети в начальной школе очень любят заниматься творчеством: лепкой из пластилина, рисованием, аппликацией, участие в школьных мероприятиях художественной самодеятельности. Это дает ребенку возможность для свободного раскрытия своей личности. Творческое развитие строится на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Основные направления творческого развития детей младшего школьного возраста: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность): ассоциативность, диалектичность и системность мышления. В процессе обучения младшие школьники овладевают восприятием, наблюдательностью, учась выделять главное, видеть в предмете много деталей. Восприятие становится расчлененным, превращаясь в такой целенаправленный сознательный процесс, которым обучающийся способен владеть и управлять, преобразуя свою творческую и учебную деятельности. Успешному овладению всеми способствует включение в процесс вышеперечисленными навыками образования таких средств как дидактические материалы. В совокупности это дает возможность реализации творческого развития младших школьников. Средний школьный возраст. В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, творческая, трудовая. В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные 6 переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере. Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования. Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским: - обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); - обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями обучающихся; - порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; - обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; - обучение должно быть посильным для обучающихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и декоративно-прикладном творчестве в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, а также работ в области декоративно-прикладного искусства; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут (дошкольники), 45 мин (школьники). Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15 минут. Основное место на занятиях отводится практической работе. Объем общеразвивающей программы – 136 часов (1 год обучения), 144 часа (2 год обучения), 144 часа (3 год обучения). Срок освоения общеразвивающей программы составляет 9 месяцев. 1 год обучения – 34 недели. 2 и 3 год обучения – 36 недель, необходимых для освоения программы. Уровневость общеразвивающей программы: «Стартовый уровень», который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. «Базовый уровень», который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных обеспечивают трансляцию знаний общей и и языка, целостной гарантированно картины в рамках содержательно – тематического направления программы. Формы обучения – учебное занятие. Занятия групповые с учетом индивидуально-группового подхода. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информации познавательного характера, которая дается в форме беседы, а также знакомство с инструментами (карандаш, кисточки, краски, палитра и др.) Практическая часть проходит в форме конкретного практического задания или открытого занятия. Работы в разных техниках, просмотр и анализ творческих работ. Это позволяет научить обучающихся поэтапному рисованию работ. Развивать навыки самоконтроля, мелкой моторики рук, мышления, восприятия, воображения. Обучающиеся учатся аккуратности, правильно пользоваться шаблонами, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, внятно выражать свою мысль, правильно задавать вопрос и многое другое. Особое место уделяется технике безопасности. Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, частичный показ педагогом способов рисования, демонстрация приемов смешивания красок, анализ занятия. Формы подведения результатов: мастер-класс, практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах разного уровня. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель общеразвивающей программы – создание условий для развития творческих способностей обучающихся через их приобщение к миру изобразительного искусства. Обучающие: обучать практическим приемам и навыкам изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция); обучать пользоваться различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; формировать словарный запас художественными терминами; обучать ориентироваться в получении новых цветов и оттенков; обучать выбирать средства выразительности для изображения более точного образа; обучать умению грамотно составлять композицию с выделением композиционного центра; обучать нетрадиционным техникам рисования. Развивающие: развивать познавательную активность, эстетическую восприимчивость; развивать у детей внимание, зрительную память, фантазию, воображение; развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; развивать тактильную память, мелкую моторику; формировать умение планировать свою деятельность, содержать в порядке свое рабочее место; развивать композиционное мышление. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к искусству разных стран и народов; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность; воспитывать интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; воспитывать умение выполнять задание коллективно, индивидуально, адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Изобразительная деятельность Рисование карандашами (восковыми) или фломастерами. 130 19 111 44 8 36 Беседа. Игра. Практическое занятие Рисование кисточкой, дорисовывание деталей. Рисование пальцами. 72 9 63 10 1 9 Рисование ватными палочками. 4 1 3 Практическое занятие. Участие в конкурсе Беседа. Опрос. Практическое занятие. Участие в конкурсе Аппликация из салфеток. 6 1 5 Объемная аппликация. «Волшебные шарики» 6 1 5 136 20 116 Итого: Практическое занятие. Итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Изобразительная деятельность. 1.1. Рисование карандашами (восковыми) или фломастерами, дорисовывание деталей Теория: Вводный Знакомство с художественными материалами и оборудованием. инструктаж по технике безопасности. непосредственный вид искусства. Знакомство с Рисунок как правилами рисования карандашами (цветными, восковыми, простыми), с основными цветами. Холодные и теплые оттенки. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практика: Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Как правильно держать в руке фломастер, карандаш. Как рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии. Как правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии. Упражнение штрихами, используя фломастеры, карандаши. Рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Рисуем карандашами и фломастерами: «Дождик», «Поможем жучкам спрятаться в траве», «Спрячь картинку», «Герой из сказки», «Мой мир», «Зайка-попрыгайка», «Зимний узор», «Снежинки», «Ракета летит в космос», «Сказочная птица», «Мы едем, едем, едем в далекие края», «Букет для мамы», «Золотой петушок», «Чайный сервиз», «Веселый кит». 1.2. Рисование кисточкой, дорисовывание деталей Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Закрепление названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомство с дополнительными оттенками (розовый, голубой, серый). Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрихдождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Практика: Как правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Ритмичное нанесение линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап»). Рисуем листья, примакивая кисточку к листу бумаги. Как наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение, проводить линии сверху вниз по ворсу, слева направо; обмакивать кисть в краску по мере надобности. Приемы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Рисуем кисточкой: «Листья жёлтые летят», «Зимний лес», «Снежные колобки», «Домик с забором», «Варежки», «Белый медведь и северное сияние», «Светит солнышко в окошко», «Плывёт кораблик по весенним ручейкам», «Деревья проснулись», «Бабочки», «Цветущая веточка», «Весна идет – весне дорогу», «Лес, точно терем расписной..», «Вкусные витамины», «Цыплята и одуванчики», «Спелое яблоко», «Кисть красной рябины», «Клякса», «Гуси – лебеди», «Деревья смотрят в озеро», «Ягодка за ягодкой (на кустиках)», «Выросла репка большая – пребольшая», «Грибы на пенечке». 1.3. Рисование пальцами Теория: Правила организации рабочего места. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника рисование пальцами. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практика: Рисование пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги. Рисуем пальчиками: «По ровненькой дорожке», «Морское путешествие». 1.4. Рисование ватными палочками Теория: Точка – «подружка» линии. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Показ презентации о данной технике. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты). Практика: Как наносить ритмично и равномерно разноцветные точки, используя ватные палочки. Рисуем ватными палочками: «Снег идет», «Весёлый поезд», «Цветочная клумба». 2. Аппликация из салфеток. 2.1. Объемная аппликация. «Волшебные шарики» Теория: Техника безопасности при работе с бумагой и клеем. Понятие «объемная аппликация», через показ презентации. Приемы скатывания бумаги из салфеток. Последовательность выполнения работы в данной технике. Практика: Приемы смятия в руках бумаги, пока она не станет мягкой. Скатывание из нее шарик. Изготовление из салфеток «Снеговик», «Чудесная мозайка». Учебный (тематический) план второго года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего Теория Практика 1. Золотая осень 14 1,5 12,5 2. В мире животных и птиц 28 3 25 3. В гостях у сказки 18 2 16 4. Графика 30 3 27 5. Техника пуантилизм 16 1,5 14,5 6. Искусство на улицах твоего города 38 4 34 144 15 129 Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическая работа Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Практическая работа, игра Рассказ, практическая работа Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. «Золотая осень». Теория: знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа. Беседа о времени года – осень. Знакомство с признаками осени. Формы деревьев: большие, маленькие, высокие, стройные. Особенности красоты осенних листьев, деревьев, а также их цвет и разнообразие форм. Понятие «Цвет». Холодные и теплые цвета. Основные и составные цвета. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Правила расположения предметов на бумаге. Практика: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Повторить приемы работы кистью на смешивание дополнительных цветов. Рисуем: «Осеннее дерево» (гуашь). «Осенние листья» (набрызг, работа с шаблонами). «Осенний пейзаж» (гуашь). «Осенний сюрприз» (гуашь). 2. «В мире животных и птиц». Теория: знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др. Характерные особенности животных: строение, форма тела, окраска шерсти или кожного покрова. Правила построения туловища животных. Особенности работы с трафаретом. Свойства акварели: прозрачность, «нежность». Приемы работы акварелью, гуашью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Практика: «Поэтапное рисование кошки» (акварель). «Поэтапное рисование собаки» (акварель). «Поэтапное рисование белки» (акварель). Заяц (цветные карандаши). «Поэтапное рисование медведя» (гуашь). «Поэтапное рисование лошади» (цветные карандаши). «Поэтапное рисование слона» (цветные карандаши). «Дятел на дереве» (акварель). «Пингвин» (гуашь). «Поэтапное рисование воробья» (акварель). «Снегирь на ветке» (акварель). «Ворона» (цветные карандаши). «Павлин» (гуашь). 3. «В гостях у сказки». Теория: беседа о сказках и сказочных героях. Загадки по мотивам сказок. Виды сказочных домиков различных форм. Особенность их конструкции, взаимосвязь частей. Различия сказочных построек от реальных. Набросок (план) рисунка. Выразительные свойства гуаши, акварели, цветных карандашей. Изучение последовательности от меньшего к большему. Простые и сложные формы. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Практика: «Сказочный домик» (гуашь), «Сказочный герой» (гуашь), «Театр и мы» (смешанная техника). «Иллюстрация к отрывку из сказки» (смешанная техника). «Город - крепость» (гуашь). «Лесные жители» (гуашь). «На далекой планете» (смешанная техника). «Копирование мультипликационного героя» (цветные карандаши). «Копирование мультипликационного героя» (цветные карандаши). 4. «Графика». Теория: техника правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании. Рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). Новые понятия: тон, композиция, графика, пятно, точка, линия, штрих, спираль, силуэт. Средства выразительности в графике. Методы работы рисунка. Последовательность этапов выполнения рисунка, а также способы пользования простыми карандашами разной мягкости и гелиевой черной ручкой. Практика: упражнения на тональные отношения: штрих, линия, пятно. Рисуем: «Декоративный цветок» (карандаш). «Рисуем небо» (карандаш). «Пейзаж» (карандаш). «Сказочное дерево» (гелиевая черная ручка). «Силуэт» (карандаш, гелиевая черная ручка). «Повтори сам!» (карандаш). «Дорисуй изображение» (карандаш). «Ночной город» (гелиевая черная ручка). «Сказка внутри нас» (цветные карандаши). 5. «Техника пуантилизм». Теория: техника нетрадиционного рисования «пуантилизм» и приемами рисования. Понятия: форма, композиция, цвет, ритм, пропорции. Развивать композиционные умения. Последовательность этапов выполнения рисунка в карандаше, затем в цвете. Правила рисования методом тычка, не выходя за контур, заполняя его внутри. Особенности работы ватными палочками при рисовании. Практика: «Природа за окном» (гуашь). «Фрукты» (гуашь). «Ваза с цветами» (гуашь). 6. «Искусство на улицах твоего города». Теория: представление о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Понятия: парки, скверы, бульвары, их различия. Понятие конструкции, т.е. построение предмета. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Знакомство с художественных видами изобразительной материалов. деятельности, Практические навыки многообразием выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Правила компоновки и построения архитектурного сооружения на плоскости листа. Практика: «Ажурные ограды» (гуашь). «Волшебные фонари» (акварель). «Витрины» (акварель). «Удивительный транспорт» (гуашь). «Парки, скверы» (акварель). «Образ зданий» (гуашь). «Изба» (акварель). «Город, в котором мы живем» (коллективная работа, смешанная техника). «Город моей мечты» (гуашь). Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Живопись 68 9 59 Выставка работ 1.1. Акварельная живопись 30 4 26 1.2. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Рисунок 38 5 33 Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах 76 9 67 2.1. Основы рисунка. Рисование с натуры 26 3 23 2.2. Стилизация в графике 26 3 23 2.3. Декоративное рисование 14 2 12 Итоговая работа 10 1 9 1. 2 3. Итого: 144 Выставка работ, анализ работ Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ Выставка работ, беседа, опрос, анализ работ. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Живопись. 1.1. Акварельная живопись Теория: вводное занятие. Техника безопасной работы. Знакомство с планом работы. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Понятие «акварельная живопись», «тон», «светотень», «тень», «колорит», «контраст». Разница между «писать» и «рисовать». Приемы письма акварелью. Рефлексы в живописи. Основные и дополнительные цвета, локальный цвет. Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Теплые и холодные цвета. Техника акварели «Лессировка». Цветовое единство живописного пространства, рефлексы. Техника «по-сырому». Практика: выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Плавные переходы акварелью: от темного тона к светлому, ровные заливки одним тоном: от теплого цвета к холодному и др. Фрукты в технике акварели «гризайль». Рисование по методу ассоциаций в теплых и холодных оттенках. Зарисовка растений с натуры «Осенние листья». «Осенний пейзаж», «Одинокое дерево в поле», «Туман над рекой», птичка «Колибри», «Попугай» в смешанной технике. 1.2. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись гуашью по методике правополушарного рисования. Пуантилизм как прием создания оптических иллюзий. Практика: упражнение на смешение цветов, рисование деревьев, пейзаж «Времена года». Выполнение работы «В гостях у сказки» в технике «пуантилизм». Серия работ в технике правополушарного рисования. 2. Основы рисунка. 2.1. Рисование с натуры Теория: знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон, плоскость, набросок. Светотень и ее закономерности. Создание рисунка посредством штриха. Основы композиции. Виды композиции. Правила построения композиции. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Практика: набросок кошки в разных ракурсах. Изображение растительного мира в графике. Изображение животного мира. Набросок природы в разном тоновом соотношении. Выполнение примера светотени на изогнутых поверхностях. Рисование натюрморта с натуры: кувшин и яблоко. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Силуэтный и штриховой рисунок цветов по выбору обучающегося. 2.2. Стилизация в графике Теория: стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Стилизация в декоративно-прикладном творчестве и стилизация в изобразительном искусстве. Виды и принципы стилизации. Практика: выполнение стилизованного цветка гелиевой черной ручкой. Стилизованные фрукты. Стилизованный растительный мир. Стилизованный животный мир. Стилизованная архитектура. 2.3. Декоративное рисование Теория: понятие декоративное рисование. Знакомство с задачами, методами и приемами обучения декоративному рисованию. Практика: «Сказочный лес», «Цветные сны», «Подводный мир». 3.Итоговая работа Теория: обобщение пройденного материала за весь учебный год. Подведение итогов. Рассказ с элементами беседы. Воспитание любви к изобразительному искусству. Практика: итоговая работа на выбор в любой технике. Планируемые результаты Метапредметные результаты: - усвоена познавательная активность, эстетическая восприимчивость; - развито внимание, зрительная память, фантазия, воображение; - развит художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; - усвоена тактильная память, мелкая моторика; - сформировано умение планировать свою деятельность, содержать в порядке свое рабочее место; - усвоено композиционное мышление. Личностные результаты: - усвоен интерес и уважительное отношение к искусству разных стран и народов; - усвоено терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность; - усвоен интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - усвоено умение выполнять задание коллективно, индивидуально, адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации. Предметные результаты: - умеют пользоваться практическим приемам и навыкам изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция); - умеют пользоваться различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - сформирован словарный запас художественными терминами; - умеют ориентироваться в получении новых цветов и оттенков; - умеют выбирать средства выразительности для изображения более точного образа; - умеют грамотно составлять композицию с выделением композиционного центра; - умеют пользоваться нетрадиционными техниками рисования. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Перечень оборудования, инструментов, материалов: Учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп. образования – 15 шт. Стулья – 15 шт. Стол учительский – 2 шт. Шкаф для хранения учебного материала – 3 шт. Доска учебная – 1 шт. Лампа дневного света – 6 шт. Фломастеры. Простые карандаши: Н, НВ, 2В, 4В. Ластик. Гелиевая черная ручка. Цветные карандаши. Альбом для рисования (24 л.). Листы А3 для акварели. Листы А3 для рисунка. Кисточки «Белка» №1, № 3, №5. Баночка – непроливайка. Палитра. Тряпочки. Гуашь (6 – 12 цветов). Акварельные медовые краски (6 – 12 цветов). Влажные салфетки для рук. Ватные палочки. Фартуки и нарукавники, защищающие одежду от загрязнений во время работы. Упаковка белой принтерной бумаги (одна на всех). Информационное обеспечение: - аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и практических занятий; - словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; - аудио - и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов); - практические: упражнения; - метод игры; - методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха. - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. Реализация программы предполагает использование интернет источников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов. Плакаты: Натюрморт. – С.: Издательский дом «Агнии», 2011. Клаудиа Найс. Акварель для начинающих. – М.: Попурри, 2018 Электронные пособия, фильмы, интернет-сайты: Искусство Цветоведения: Комплект таблиц [Электронное пособие]. – Издательский дом «Спектр», 2009. Волкова Я. С. ИЗО 10 таблиц [Электронное пособие]. – Издательство ОБРАЗОВАНИЕ, 2019. Кадровое обеспечение: Количество педагогов, ведущих занятие: 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: Название раздела, темы Материально техническое оснащение, дидактико методический материал ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии Словесный, наглядный, практический Формы учебного занятия Словесный, наглядный, практический Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах 1. Живопись 1.1 Живопись, её виды и жанры 1.2 Акварельная живопись ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах 1.3 Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Беседа, практическая работа, анализ работ 2. Рисунок ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический 2.1 Волшебная линия Словесный, наглядный, практический 2.2 Рисование с натуры и по памяти ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Выставка работ, беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах, Практическая работа, анализ работ Словесный, наглядный, практический Беседа, игра Участие в конкурсах, просмотр работ. Открытое занятие. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихсяпроводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов - ребенок овладел менее 1балл 2 чем 50% объема знаний, предусмотренных балла программой; 3 балла -употребление специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работес оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 1 балл Выполнение практического 2 задания, участие балла в выставке работ, участиев 3 балла конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. Анкета для обучающихся по выявлению интереса к изобразительной деятельности. Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем любишь заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________ 2. Какими изобразительными материалами больше нравится рисовать (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.)? __________________________________________________________________ 3. Какие темы наиболее часто ты рисуешь? __________________________________________________________________ 4. Обращаешься ли ты за помощью к родителям или учителю в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? __________________________________________________________________ 5. С какими нетрадиционными техниками рисования ты знаком? __________________________________________________________________ 6. Посещаешь выставки, музеи? ______________________________________ 7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях изо? __________________________________________________________________ 8. Твои пожелания? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество Список литературы для педагога и обучающихся 1. Баррингтон Барбер. Основы рисунка. Рисование для начинающих. – СанктПетербург: 2017. – 128 с. 2. Исмайлова Т.В. От махаона до лимонницы. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» - М.:, 2001. – 15 с. 3. Исмайлова Т.В. От акулы до ерша. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» - М.:, 2001. – 15 с. 4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 5. Кирцер Ю.М. Рисунок. Живопись. 6-е изд., стер.- М.: 2005 – 272 с. 6. Ли Н.Г. Основы академического рисунка. Учебник. - М.: Эксмо, 2007 7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 8. Мосин Н.В. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. – Екатеринбур: У-ФАКТОРИЯ, 2000. 9. Том Хоффманн. Как понять акварель. М.: 2011 – 14 с. 10. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с. 11. Сайт: https://design.wikireading.ru/13133 12. Сайт: http://koshkina.net/index.html Приложения Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» 20__/20___учебный год Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) Детское объединение Образовательная программа и срок ее реализации: № группы № год обучения кол-во обучающихся в группе ФИО педагога: Дата проведения аттестации: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ № Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации (уровень) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Всего аттестовано ____ обучающихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень ____чел. средний уровень _______чел. уровень ______чел. Подпись педагога Члены аттестационной комиссии низкий Приложение 2. Анкета для обучающихся по выявлению интереса к изобразительной деятельности. Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем любишь заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________ 2. Какими изобразительными материалами больше нравится рисовать (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.)? __________________________________________________________________ 3. Какие темы наиболее часто ты рисуешь? __________________________________________________________________ 4. Обращаешься ли ты за помощью к родителям или учителю в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? __________________________________________________________________ 5. С какими нетрадиционными техниками рисования ты знаком? __________________________________________________________________ 6. Посещаешь выставки, музеи? ______________________________________ 7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях изо? __________________________________________________________________ 8. Твои пожелания? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество