Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Волшебные краски» Возраст обучающихся: 5-14 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Сорокина Марина Алексеевна, педагог дополнительного образования Щелконогова Екатерина Сергеевна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительная деятельность. Дошкольный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Актуальность изучения изобразительного искусства состоит в следующем – дать детям ясное представление о взаимодействии искусства и окружающего мира, привлекая жизненный опыт детей. Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук. А это немало важно, поскольку у большинства детей отмечается общее моторное отставание и как следствие – недостаточное развитие внимания, памяти, речи и неготовность детей к письму. Отличительные особенности данной общеразвивающей программы. Занятие адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем доме творчества. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов. Скоростью и возможности усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей, а также пожелания детей. Работа ведется с детьми, желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Адресат общеразвивающей программы: возраст обучающихся в творческом объединении с 5 до 14 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Обучающиеся работают по очной форме обучения. Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного личностные, познавательные, развития. В этот период формируются мотивационные структуры, необходимые для школьного обучения. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельность, любопытство, постоянные вопросы к педагогу, способность к речевому комментированию деятельности, стойкая процесса мотивация, и результата собственной достаточно развитое воображение, настойчивость. Способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, науки и искусства. Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут заменять друг друга. Младший школьный возраст. Детям этого возраста очень важен авторитет педагога. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка. С точки зрения психологии, младший школьный возраст является сензитивным периодом чрезвычайной детской для творческого развития. любознательностью и Это обусловлено огромным стремлением познавать окружающий мир. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это есть ничто иное как предпосылки для творческого развития ребенка и начала его творческой деятельности. Общеизвестно, что дети в начальной школе очень любят заниматься творчеством: лепкой из пластилина, рисованием, аппликацией, участие в школьных мероприятиях художественной самодеятельности. Это дает ребенку возможность для свободного раскрытия своей личности. Творческое развитие строится на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Основные направления творческого развития детей младшего школьного возраста: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность): ассоциативность, диалектичность и системность мышления. В процессе обучения младшие школьники овладевают восприятием, наблюдательностью, учась выделять главное, видеть в предмете много деталей. Восприятие становится расчлененным, превращаясь в такой целенаправленный сознательный процесс, которым обучающийся способен владеть и управлять, преобразуя свою творческую и учебную деятельности. Успешному овладению всеми вышеперечисленными навыками способствует включение в процесс образования таких средств как дидактические материалы. В совокупности это дает возможность реализации творческого развития младших школьников. Средний школьный возраст. В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, творческая, трудовая. В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные 6 переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере. Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования. Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским: - обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); - обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями обучающихся; - порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; - обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; - обучение должно быть посильным для обучающихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и декоративно-прикладном творчестве в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, а также работ в области декоративно-прикладного искусства; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут (дошкольники), 45 мин (школьники). Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15 минут. Основное место на занятиях отводится практической работе. Объем общеразвивающей программы – 136 часов (1 год обучения), 144 часа (2 год обучения), 144 часа (3 год обучения). Срок освоения общеразвивающей программы составляет 9 месяцев. 1 год обучения – 34 недели. 2 и 3 год обучения – 36 недель, необходимых для освоения программы. Уровневость. уровень», который общедоступных минимальную и Общеразвивающая программа предполагает использование универсальных сложность форм предлагаемого для имеет и «Стартовый реализацию организации материала, освоения содержания программы. Формы обучения – учебное занятие. Занятия групповые с учетом индивидуально-группового подхода. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информации познавательного характера, которая дается в форме беседы, а также знакомство с инструментами (карандаш, кисточки, краски, палитра и др.) Практическая часть проходит в форме конкретного практического задания или открытого занятия. Работы в разных техниках, просмотр и анализ творческих работ. Это позволяет научить обучающихся поэтапному рисованию работ. Развивать навыки самоконтроля, мелкой моторики рук, мышления, восприятия, воображения. Обучающиеся учатся аккуратности, правильно пользоваться шаблонами, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, внятно выражать свою мысль, правильно задавать вопрос и многое другое. Особое место уделяется технике безопасности. Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, частичный показ педагогом способов рисования, демонстрация приемов смешивания красок, анализ занятия. Формы подведения результатов: мастер-класс, практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах разного уровня. 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник. Задачи: Обучающиеся: - познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний; - познакомить детей с различными видами нетрадиционной изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала; - учить детей осваивать нетрадиционные методы рисования; - учить свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков; - самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа; - учить проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; - учить ориентироваться на листке бумаги, правильно распологать изображение; - учить детей приемам работы с кистью, мелками, цветными карандашами, красками, салфетками. Развивающие: - развивать у обучающихся интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности; - развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию; - развивать эстетическое восприятие, побуждать созерцать красоту окружающего мира; - развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения; - развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; - развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; - развивать композиционное мышление. Воспитательные: - воспитывать художественного вкуса, чувства гармонии, интерес к изобразительному искусству; - воспитывать трудолюбие; - создать условие для творческого самовыражения ребенка и формирования у него позитивной самооценки; - воспитывать стремление к самообразованию и саморазвитию; - воспитывать сотрудничества. культуру деятельности, формировать навыки 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Изобразительная деятельность 130 19 111 1.1. Рисование карандашами (восковыми) или фломастерами. 44 8 36 Беседа. Игра. Практическое занятие 1.2. Рисование кисточкой, дорисовывание деталей. 72 9 63 1.3. Рисование пальцами. 10 1 9 1.4. Рисование ватными палочками. 4 1 3 Практическое занятие. Участие в конкурсе Беседа. Опрос. Практическое занятие. Участие в конкурсе Аппликация из салфеток. 6 1 5 Объемная аппликация. «Волшебные шарики» 6 1 5 136 20 116 2. 2.1. Итого: Практическое занятие. Итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Изобразительная деятельность. 1.1. Рисование карандашами (восковыми) или фломастерами, дорисовывание деталей Теория: Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Вводный инструктаж по технике безопасности. Рисунок как непосредственный вид искусства. Знакомство с правилами рисования карандашами (цветными, восковыми, простыми), с основными цветами. Холодные и теплые оттенки. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практика: Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Как правильно держать в руке фломастер, карандаш. Как рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии. Как правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии. Упражнение штрихами, используя фломастеры, карандаши. Рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Рисуем карандашами и фломастерами: «Дождик», «Поможем жучкам спрятаться в траве», «Спрячь картинку», «Герой из сказки», «Мой мир», «Зайка-попрыгайка», «Зимний узор», «Снежинки», «Ракета летит в космос», «Сказочная птица», «Мы едем, едем, едем в далекие края», «Букет для мамы», «Золотой петушок», «Чайный сервиз», «Веселый кит». 1.2. Рисование кисточкой, дорисовывание деталей Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Закрепление названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомство с дополнительными оттенками (розовый, голубой, серый). Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрихдождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Практика: Как правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Ритмичное нанесение линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап»). Рисуем листья, примакивая кисточку к листу бумаги. Как наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение, проводить линии сверху вниз по ворсу, слева направо; обмакивать кисть в краску по мере надобности. Приемы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Рисуем кисточкой: «Листья жёлтые летят», «Зимний лес», «Снежные колобки», «Домик с забором», «Варежки», «Белый медведь и северное сияние», «Светит солнышко в окошко», «Плывёт кораблик по весенним ручейкам», «Деревья проснулись», «Бабочки», «Цветущая веточка», «Весна идет – весне дорогу», «Лес, точно терем расписной..», «Вкусные витамины», «Цыплята и одуванчики», «Спелое яблоко», «Кисть красной рябины», «Клякса», «Гуси – лебеди», «Деревья смотрят в озеро», «Ягодка за ягодкой (на кустиках)», «Выросла репка большая – пребольшая», «Грибы на пенечке». 1.3. Рисование пальцами Теория: Правила организации рабочего места. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника рисование пальцами. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практика: Рисование пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги. Рисуем пальчиками: «По ровненькой дорожке», «Морское путешествие». 1.4. Рисование ватными палочками Теория: Точка – «подружка» линии. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Показ презентации о данной технике. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты). Практика: Как наносить ритмично и равномерно разноцветные точки, используя ватные палочки. Рисуем ватными палочками: «Снег идет», «Весёлый поезд», «Цветочная клумба». 2. Аппликация из салфеток. 2.1. Объемная аппликация. «Волшебные шарики» Теория: Техника безопасности при работе с бумагой и клеем. Понятие «объемная аппликация», через показ презентации. Приемы скатывания бумаги из салфеток. Последовательность выполнения работы в данной технике. Практика: Приемы смятия в руках бумаги, пока она не станет мягкой. Скатывание из нее шарик. Изготовление из салфеток «Снеговик», «Чудесная мозайка». Учебный (тематический) план второго года обучения № Кол-во часов Название темы п/п Всего Теория Практика 1. Золотая осень 14 1,5 12,5 2. В мире животных и птиц 28 3 25 3. В гостях у сказки 18 2 16 4. Графика 30 3 27 5. Техника пуантилизм 16 1,5 14,5 6. Искусство на улицах твоего города 38 4 34 144 15 129 Итого: Формы аттестации/ контроля Беседа, опрос, практическая работа Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Практическая работа, игра Рассказ, практическая работа Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. «Золотая осень». Теория: знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа. Беседа о времени года – осень. Знакомство с признаками осени. Формы деревьев: большие, маленькие, высокие, стройные. Особенности красоты осенних листьев, деревьев, а также их цвет и разнообразие форм. Понятие «Цвет». Холодные и теплые цвета. Основные и составные цвета. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Правила расположения предметов на бумаге. Практика: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Повторить приемы работы кистью на смешивание дополнительных цветов. Рисуем: «Осеннее дерево» (гуашь). «Осенние листья» (набрызг, работа с шаблонами). «Осенний пейзаж» (гуашь). «Осенний сюрприз» (гуашь). 2. «В мире животных и птиц». Теория: знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др. Характерные особенности животных: строение, форма тела, окраска шерсти или кожного покрова. Правила построения туловища животных. Особенности работы с трафаретом. Свойства акварели: прозрачность, «нежность». Приемы работы акварелью, гуашью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Практика: «Поэтапное рисование кошки» (акварель). «Поэтапное рисование собаки» (акварель). «Поэтапное рисование белки» (акварель). Заяц (цветные карандаши). «Поэтапное рисование медведя» (гуашь). «Поэтапное рисование лошади» (цветные карандаши). «Поэтапное рисование слона» (цветные карандаши). «Дятел на дереве» (акварель). «Пингвин» (гуашь). «Поэтапное рисование воробья» (акварель). «Снегирь на ветке» (акварель). «Ворона» (цветные карандаши). «Павлин» (гуашь). 3. «В гостях у сказки». Теория: беседа о сказках и сказочных героях. Загадки по мотивам сказок. Виды сказочных домиков различных форм. Особенность их конструкции, взаимосвязь частей. Различия сказочных построек от реальных. Набросок (план) рисунка. Выразительные свойства гуаши, акварели, цветных карандашей. Изучение последовательности от меньшего к большему. Простые и сложные формы. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Практика: «Сказочный домик» (гуашь), «Сказочный герой» (гуашь), «Театр и мы» (смешанная техника). «Иллюстрация к отрывку из сказки» (смешанная техника). «Город - крепость» (гуашь). «Лесные жители» (гуашь). «На далекой планете» мультипликационного (смешанная техника). «Копирование (цветные карандаши). «Копирование героя» мультипликационного героя» (цветные карандаши). 4. «Графика». Теория: техника правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании. Рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). Новые понятия: тон, композиция, графика, пятно, точка, линия, штрих, спираль, силуэт. Средства выразительности в графике. Методы работы рисунка. Последовательность этапов выполнения рисунка, а также способы пользования простыми карандашами разной мягкости и гелиевой черной ручкой. Практика: упражнения на тональные отношения: штрих, линия, пятно. Рисуем: «Декоративный цветок» (карандаш). «Рисуем небо» (карандаш). «Пейзаж» (карандаш). «Сказочное дерево» (гелиевая черная ручка). «Силуэт» (карандаш, гелиевая черная ручка). «Повтори сам!» (карандаш). «Дорисуй изображение» (карандаш). «Ночной город» (гелиевая черная ручка). «Сказка внутри нас» (цветные карандаши). 5. «Техника пуантилизм». Теория: техника нетрадиционного рисования «пуантилизм» и приемами рисования. Понятия: форма, композиция, цвет, ритм, пропорции. Развивать композиционные умения. Последовательность этапов выполнения рисунка в карандаше, затем в цвете. Правила рисования методом тычка, не выходя за контур, заполняя его внутри. Особенности работы ватными палочками при рисовании. Практика: «Природа за окном» (гуашь). «Фрукты» (гуашь). «Ваза с цветами» (гуашь). 6. «Искусство на улицах твоего города». Теория: представление о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Понятия: парки, скверы, бульвары, их различия. Понятие конструкции, т.е. построение предмета. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Знакомство с видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов. Практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Правила компоновки и построения архитектурного сооружения на плоскости листа. Практика: «Ажурные ограды» (гуашь). «Волшебные фонари» (акварель). «Витрины» (акварель). «Удивительный транспорт» (гуашь). «Парки, скверы» (акварель). «Образ зданий» (гуашь). «Изба» (акварель). «Город, в котором мы живем» (коллективная работа, смешанная техника). «Город моей мечты» (гуашь). Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Живопись 68 9 59 Выставка работ 1.1. Акварельная живопись 30 4 26 1.2. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Рисунок 38 5 33 Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах 76 9 67 Выставка работ, анализ работ 2.1. Основы рисунка. Рисование с натуры 26 3 23 2.2. Стилизация в графике 26 3 23 2.3. Декоративное рисование 14 2 12 Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ Итоговая работа 10 1 9 1. 2 3. Итого: 144 Выставка работ, беседа, опрос, анализ работ. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Живопись. 1.1. Акварельная живопись Теория: вводное занятие. Техника безопасной работы. Знакомство с планом работы. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Понятие «акварельная живопись», «тон», «светотень», «тень», «колорит», «контраст». Разница между «писать» и «рисовать». Приемы письма акварелью. Рефлексы в живописи. Основные и дополнительные цвета, локальный цвет. Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Теплые и холодные цвета. Техника акварели «Лессировка». Цветовое единство живописного пространства, рефлексы. Техника «по-сырому». Практика: выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Плавные переходы акварелью: от темного тона к светлому, ровные заливки одним тоном: от теплого цвета к холодному и др. Фрукты в технике акварели «гризайль». Рисование по методу ассоциаций в теплых и холодных оттенках. Зарисовка растений с натуры «Осенние листья». «Осенний пейзаж», «Одинокое дерево в поле», «Туман над рекой», птичка «Колибри», «Попугай» в смешанной технике. 1.2.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками Теория: живопись-язык цвета, цветное изображение мира. Свойства гуашевых красок. Виды мазков в живописи. Техника «сухая кисть». Техника «примакивание». Техника «тычок». Понятие «плотный цвет». Правополушарная живопись. Правила рисования. Пять навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись гуашью по методике правополушарного рисования. Пуантилизм как прием создания оптических иллюзий. Практика: упражнение на смешение цветов, рисование деревьев, пейзаж «Времена года». Выполнение работы «В гостях у сказки» в технике «пуантилизм». Серия работ в технике правополушарного рисования. 2. Основы рисунка. 2.1. Рисование с натуры Теория: знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон, плоскость, набросок. Светотень и ее закономерности. Создание рисунка посредством штриха. Основы композиции. Виды композиции. Правила построения композиции. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Практика: набросок кошки в разных ракурсах. Изображение растительного мира в графике. Изображение животного мира. Набросок природы в разном тоновом соотношении. Выполнение примера светотени на изогнутых поверхностях. Рисование натюрморта с натуры: кувшин и яблоко. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Силуэтный и штриховой рисунок цветов по выбору обучающегося. 2.2. Стилизация в графике Теория: стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Стилизация в декоративно-прикладном творчестве и стилизация в изобразительном искусстве. Виды и принципы стилизации. Практика: выполнение стилизованного цветка гелиевой черной ручкой. Стилизованные фрукты. Стилизованный растительный мир. Стилизованный животный мир. Стилизованная архитектура. 2.3. Декоративное рисование Теория: понятие декоративное рисование. Знакомство с задачами, методами и приемами обучения декоративному рисованию. Практика: «Сказочный лес», «Цветные сны», «Подводный мир». 3.Итоговая работа Теория: обобщение пройденного материала за весь учебный год. Подведение итогов. Рассказ с элементами беседы. Воспитание любви к изобразительному искусству. Практика: итоговая работа на выбор в любой технике. 2.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты. К концу обучения программы обучающиеся должны знать: - основные и дополнительные цвета; - основы живописной грамоты (понятие цвета и тона, тоновая градация и растяжка цвета, правила смешения цветов, виды мазков, приемы заливки лессировки, подмалевка, стирания границ цвета, размывки и прочие; способы нанесение краски «по-сухому», «по-сырому» и другие, понятие фактуры и оптических иллюзий в живописи, понятие контраста и нюанса); - приемы выразительного расположения рисунка на листе бумаги; - понятия: «симметрия», «ассиметрия», «ритм», «штрих», «пятно», «линия»; - виды и жанры искусства; - правила техники безопасности на занятиях; - правильную организацию рабочего места. - описание цвета предметов окружающего мира; - названия и назначение материалов, их элементарные свойства при использовании и применении. Уметь: - выполнять правильную последовательность в рисунке карандашом от общего, крупного к частному, детальному; - составлять оттенки сложных цветов и осознанное их применять в своей работе; - самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа; - работать без напряжения карандашом и кистью; - владеть навыками срисовывания; - компоновать рисунок, передавая пропорции. - использовать различные виды мазков в живописи; - передавать форму и фактуру предметов, находить их пропорции, светотень, группировать объекты в цельную композицию, выявляя центр, передний и задний план; - работать в технике гризайль, лессировка, монохромно растягивать цвет; - включать работу обоих полушарий, проявляя интуицию; - проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; - владеть первичными навыками дизайнерского искусства; - правильно пользоваться шаблонами; - использовать цвет как средство передачи образа; - уметь правильно определять пространственное расположение предметов, их пропорции, изображать форму предметов; - свободно использовать в разговоре специальные термины: «композиция», «цветовая гамма», «пропорции» и др.; - внятно выражать свою мысль, правильно задавать вопрос; - анализировать свою деятельность; - работать в коллективе; - обладать такими качествами, как внимание, терпение, целеустремленность. Личностные УУД: обучающиеся учатся высказывать свое отношение к героям сказок, природе, выражать свои эмоции; учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и познавательной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на занятии; целенаправленной умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на занятии; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, поделке; применяет правила и при помощи педагога может создавать алгоритмы действий для решения поставленных задач; узнает, называет и определяет объекты и явления окружающей действительности. уметь сравнивать объекты, предметы: находить общее и различие. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь других; учатся строить речевое высказывание; учатся работать в паре; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; отвечать на вопросы педагога. Личностные результаты. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам. Предметные результаты. Знать особенности изобразительных материалов; выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); анализировать форму предмета и изображения (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар); самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета; правильно пользоваться карандашом, а также другими материалами (фломастерами, красками); различать и совмещать разные техники нетрадиционного изобразительного искусства; проявлять фантазию и творческое мышление, дорисовывая предложенные пятна, линии, точки; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1.Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение. Для создания условий для творчества при реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном помещении. У каждого обучающегося свое индивидуальное пространство для комфортной работы. Характеристика помещения. Полное наименование: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Адрес местонахождения: 620085 г. Екатеринбург, ул. Титова 34 Телефоны: +7 (343) 297 – 15 – 70 E-mail : chk_raduga@mail.ru Перечень оборудования, инструментов, материалов: учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп. образования – 6 шт., стулья - 13 шт., стол учительский – 2 шт., шкаф для хранения учебного материала – 1 шт., доска учебная – 1 шт., лампа дневного света – 6 шт, фломастеры, простые карандаши: Н, НВ, 2В, 4В, ластик «ErichKrause», гелиевая черная ручка цветные восковые карандаши, цветные карандаши, альбом для рисования (24 л.), листы А3 для акварели, листы А3 для рисунка, кисточки «Белка» № 3, №5, нейлоновые кисточки (круглые): №1, №3, №5. нейлоновые кисточки (лопаточкой): №12, №10, №5. нейлоновая кисть (веером): №4, №8. баночка – непроливайка, палитра, тряпочки, гуашь (6-12 цветов по 20 мл.), акварельные медовые краски (6 или 12 цветов), влажные салфетки для рук, бумажные салфетки (белого, желтого цвета), ватман «Гознак» 2 шт. формата А 1, цветной картон (8 цветов), клей ПВА, клей – карандаш, одноразовая тарелка, ватные палочки, ножницы, упаковка белой принтерной бумаги (одна на всех). - Информационное обеспечение – ноутбук (1 шт.) - Кадровое обеспечение. Ф.И.О.: Щелконогова Екатерина Сергеевна Дата рождения: 5 марта 1993 год Образование (2008 – 2013 гг.): среднее профессиональное, учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж». Образование (2013 – 2017 гг.): Государственный педагогический университет. высшее, Уральский Институт социального образования. Направление: «Педагогическое образование». Профиль: «Управление воспитательной работой». Должность: педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. Методические материалы. В целях сохранения и укрепления здоровья детей используются современные здоровьесберегающие технологии: двигательная активность, формирование правильной осанки, проведение физкультминутки, динамические паузы, упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук. Для поддержки интереса детей к образовательному процессу систематически применяется информационно-коммуникационные технологии: современные средства обучения на занятиях с обучающимися дошкольного возраста, беседы с элементами презентаций, видеоролики, мультимедийные презентации к каждому занятию «Цветоведение», «Техника Пуантилизм», «В мире животных» и др. К программам подобраны методические комплекты, наглядные пособия и дидактический материал. В процессе обучения используются следующие методы: словесные методы (устное объяснение, беседа, рассказ, лекция и т.д.), наглядные (демонстрационные) методы (показ мультимедиа материалов, показ готовой работы, показ этапов и приемов изготовления работы), практический метод (отработка умений и навыков, закрепление знаний при самостоятельной работе по схемам и образцам). 3.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы. Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры Критерии Степень выраженности Кол. критерия баллов Формы отслеживания 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии - ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное занятие, чем 50% объема знаний, итоговое предусмотренных балла программой; занятие, -употребление 3 балла собеседование, тестирование, специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. - ребенок овладел менее 1 балл чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает 2 серьезные затруднения при работес балла оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 3 балла Выполнение практического задания, участие в выставке работ, участиев конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. Анкета для обучающихся по выявлению интереса к изобразительной деятельности. Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем любишь заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________ 2. Какими изобразительными материалами больше нравится рисовать (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.)? __________________________________________________________________ 3. Какие темы наиболее часто ты рисуешь? __________________________________________________________________ 4. Обращаешься ли ты за помощью к родителям или учителю в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? __________________________________________________________________ 5. С какими нетрадиционными техниками рисования ты знаком? __________________________________________________________________ 6. Посещаешь выставки, музеи? ______________________________________ 7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях изо? __________________________________________________________________ 8. Твои пожелания? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество Список литературы для педагога и обучающихся 1. Баррингтон Барбер. Основы рисунка. Рисование для начинающих. – СанктПетербург: 2017. – 128 с. 2. Исмайлова Т.В. От махаона до лимонницы. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» - М.:, 2001. – 15 с. 3. Исмайлова Т.В. От акулы до ерша. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» - М.:, 2001. – 15 с. 4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 5. Кирцер Ю.М. Рисунок. Живопись. 6-е изд., стер.- М.: 2005 – 272 с. 6. Ли Н.Г. Основы академического рисунка. Учебник. - М.: Эксмо, 2007 7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 8. Мосин Н.В. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. – Екатеринбур: У-ФАКТОРИЯ, 2000. 9. Том Хоффманн. Как понять акварель. М.: 2011 – 14 с. 10. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с. 11. Сайт: https://design.wikireading.ru/13133 12. Сайт: http://koshkina.net/index.html Приложение 1 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?» Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему «Любит ли Ваш ребенок рисовать?». Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным! Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? 1. да 2. очень умеренные способности 3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью? 1. бумага (белая, цветная) 2. краски 3. глина 4. пластилин 5. сангина 6. уголь 7. цветные мелки 8. наборы цветных карандашей 9. фломастеры 10.кисти Дополните свой ответ: _____________________________________________________________ Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии? 1. компьютерные программы 2. электронные пособия по изобразительной деятельности 3. слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства Дополните свой ответ: _____________________________________________________________ Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы? 1. берет, когда сам пожелает 2. по разрешению взрослых Дополните свой ответ: ______________________________________________. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? 1. часто 2. иногда 3. никогда Кого в основном просит ребенок? _____________________________________________________________ Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним? 1. предлагаете самому порисовать 2. обещаете порисовать в другой раз 3. включаетесь в творческий процесс по его просьбе Дополните свой ответ: _____________________________________________________________ Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства? 1. картины (пейзаж, натюрморт и др.) 2. декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.) 3. не использую Дополните свой ответ: _____________________________________________________________ Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком? _____________________________________________________________ Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций: 1. да 2. нет Благодарим за сотрудничество! Приложение № 2 Художественная викторина по ИЗО для старших дошкольников. Цель: вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству. Задачи: закреплять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности. Материалы и оборудование: • Интерактивная доска, проектор для просмотра презентации; • Карточки с названиями команд; • Наборы репродукций картин разных жанров; • Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта; • Музыкальное сопровождение Атрибуты для игр: 3 листа, закрепленные на мольбертах, маркеры, Призы (раскраски, шоколадки, дипломы); Ход викторины. Звучит торжественная музыка. Жюри проходит на свои места. Участники игры заходят в зал. Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Здесь в этом зале собрались ребята из трех групп, чтобы принять участие в художественной викторине. Это команда «Карандаши», «Кисточки» и «Краски», которые приготовили друг другу приветствия: Команда «Карандаши»: Кисточки, краски, карандаши Детям и взрослым очень нужны! Они помогают весь мир оживить, Листик бумаги в мечту превратить! Команда «Кисточки» Мы - кисточки веселые. Детишки проворные. Рисуем мы умело, Уверенно и смело Команда «Краски»: Если взять краски в руки, То у вас не будет скуки! Ведущий: Перед вами строгое и справедливое жюри (представить членов жюри). Оценкой за правильный ответ будут цветные карандаши, которые члены жюри будут ставить в стаканчики команды «Карандашей», «Кисточек» или «Красок». Чья команда наберет больше карандашей, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры: (Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде. Остальные команды при этом молчат) Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку. Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде. Ответ должен быть четкий и ясный. Ведущий: Итак, начинаем 1 тур викторины «Веселая палитра» 1. На минутку в землю врос Разноцветный чудо – мост. (Радуга) 2. Назовите все цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) 3. Какие цвета являются основными или главными? (Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета) 1. Как получается фиолетовый цвет? (Смешиваем синий и красный цвет) 2. А если мы желтый смешаем и красный, Какой тогда цвет получаем? (Оранжевый) 3. Как получается зеленый ? (желтый и синий) Ведущий: Все цвета делятся на две группы. 1. На какие две группы делятся все цвета? (Теплые и холодные) 2. Какие цвета называются холодными и почему? (Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана) 3. Какие цвета называют теплые? И почему они так называются? (Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца) Ведущий: В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет. Следующий вопрос: 1. Какой цвет получится, если смешать белый и красный? (Розовый) 2.Какой цвет получится, если смешать белый и синий? (Голубой) 3. Какой цвет получиться если смешать белый и черный? (Черный) Ведущий: Пока жюри подводит итоги 1 тура я объявляю «Веселую разминку». Игра: Нарисуй Чебурашку по очереди. (На мольбертах по очереди дети рисуют Чебурашку – туловище, голова, руки, ноги, уши, глаза, нос, рот) Ведущий: Отличные получились рисунки, очень веселые. А пока жюри оценивает «Веселую разминку», мы начинаем 2 тур викторины. Ведущий: Итак, начинаем 2 тур викторины «Мир живописи». Вы хорошо знакомы с жанрами живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно разложить по жанрам, а затем объяснить на какие группы вы их разложили. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и даст правильный ответ. (Дети выполняют задание, отвечают на вопрос – жанры, портрет, пейзаж, натюрморт) Ведущий: Следующее задание: разобрать по группам карточки с элементами портрета, натюрморта и пейзажа. Оценивается быстрота, правильность выполнения и дружное согласованные действия между ребятами. (Дети получают наборы карточек с элементами ребята! Хорошо потрудились. жанров и распределяют их на три группы). Ведущий: Молодцы, А теперь объявляется последний 3 тур викторины «Картины на внимание» (На экране появляется слайд с рисунками. Дети угадывают что перепутал художник) Подведение итогов. Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение призов. Ведущий: Ну, вот и закончилась наша игра. И в шесть, и в десять лет, и в пять. Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует! Цветы и птицы, Лес из сказки… Все нарисует, были б краски, Да лист бумаги на столе, И мир в семье и на земле! (С.Шмаков) Ведущий: До свидания, дорогие друзья. До новых встреч! Приложение 3 СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ (выполняются движения по тексту игры) 1.Держим кисточку вот так, Это трудно? Нет, пустяк! Вправо, влево, вверх и вниз Побежала наша кисть Закружилась как волчок За тычком идет тычок. 2. Карандаш в руке катаю, Между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу 3. Очень радовались дети: Мама принесла в пакете Пряников для Сашеньки, Бубликов для Машеньки, Феденьке - пирожное, Ну а мне – мороженое. 4.Разотру ладошки сильно. Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Затем руки я помою… Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу! 5.Каждый пальчик разотру, Каждый пальчик покручу… Разведу вперед, назад… И сожму их сильно. Здравствуйте, пальчики, Зверушки лесные! Здравствуйте, пальчики, Игрушки заводные! 6.Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять Взяли кисточки опять. Постучали, повертели И работать захотели. 7. Руки в стороны, в кулачок Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз! Тук-тук-тук-тук Сделаем большой круг! 8.Как сожму я кулачок Да поставлю на бочок. Разожму ладошку, Положу на ножку 9. Чтоб красиво рисовать Надо с пальцами играть Вот - большой, вот этот – средний, Безымянный и последний Наш мизинчик - малышок. У-у-у указательный забыли Мы рога козы покажем И рога оленя даже, Ушки зайки не забудем, Пальчиком водить мы будем. Чтоб красиво рисовать, Надо с пальцами играть. 10.Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик прикорнул Этот пальчик уж уснул. Встали, пальчики, ура! Рисовать уже пора. 11. Мы сегодня маляры, Будем красить потолки. Вверх и вниз скользит рука, Стала кисточкой она. 12.Наши пальцы напрягаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пятьБудем рисовать опять! 13.Туки-тук, туки-тук, Хлоп-хлоп, хлоп. Что за звук? Это пальчики играют Лепят, красят, мастерят. 14. Будем колечки сейчас рисовать, Руки вперед, кулачки надо сжать. Вытянув пальцы вторые вперед, Мы начинаем движения ход (Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцем правой руки описывать круги по часовой стрелке, а левой- в обратном направлении 15. Ну-ка, ручки, не ленитесь! Хорошенько потрудитесь. Левой будем мы стучать, Правой кольца рисовать.