Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Рекомендовано: Педагогическим Советом МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» Протокол № 2 от «31» мая 2023г. Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 33/о от «31» мая 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Радуга творчества» Возраст обучающихся: 5-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Роднаева Виктория Михайловна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительных в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Актуальность программы общеразвивающей программы состоит в том, что она современна, соответствует потребностям времени. Программа нацелена на развитие у обучающихся: образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной памяти, воображения, внимания, исследовательской способности, цветовосприятия. Программа способствует успешной адаптации обучающихся дошкольного и школьного возраста. В условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность и агрессивность. Содержание данной программы насыщенное, интересное, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Отличительные особенности программы, новизна данной программы в том, что она основана на русских - народных сказках и сказках других народов мира. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу и к близким людям. Под влиянием компьютерных игрушек у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, любви, милосердии, справедливости. Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую формируется на уважении к своим предкам, создании преемственности в культурном развитии народа. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии, сказители, наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка. Научить, не поучая тому, что хорошо, а что плохо, чего избегать, на что обращать внимание и как следует вести себя в той или иной ситуации. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Программа объединяет в себе наследие наших предков, передаваемое через сказки и разные виды декоративно – прикладного творчества. Программа даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества. Как в отдельности, так и сочетая между собой виды древнего и современного творчества. Окунувшись в эту программу, дети освоят нетрадиционные техники рисования, бисероплетение, живопись шерстью, вышивку лентами, плетение из ниток, работу с солёным тестом и глиной, пластилинографию, разные виды аппликации. Познают удивительный мир тряпичной и кофейной игрушки, обретут знания о народной обрядовой кукле. Адресат общеразвивающей программы: для детей от 5 до 15 лет. В творческую мастерскую принимаются все желающие согласно возрастной категории. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 5-7 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. В возрасте 8-12 лет активно идёт процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Подростки 13-15 лет могут длительное могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Режим занятий - продолжительность одного академического часа – 45 минут (30 минут для дошкольников). Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы – 144 часа (36 недель). Срок освоения общеразвивающей программы – объем программы – 144 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Уровень: стартовый. Дети изготавливают тряпичные игрушки, делают объёмные работы из бисера, панно из солёного теста на формате А3. Знакомятся с вышивкой лентами и шерстяной живописью, разукрашивают тарелки и камни, делают объёмные работы из гофрированной бумаги. Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах различного уровня. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Цель: развитие творческих, личностных качеств обучающихся. Задачи: художественных способностей и Обучающие знакомство с жанрами изобразительного искусства; знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. знакомство с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; знакомство с особенностями живописи, навыками работы красками; знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и с особенностями декоративного рисования; знакомство с историей мирового искусства и современными художниками. Развивающие: развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; воспитание терпения, целеустремленности; воспитание аккуратности. воли, усидчивости, трудолюбия, Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план N п/п Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика 1 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ 72 10 62 1.1. «КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА» рисование 6 1 5 1.2. «СИВКА-БУРКА» Тряпичная игрушка 6 1 5 1.3. «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ» Обрядовая кукла 4 1 3 1.4 «ЖАР-ПТИЦА» Бисероплетение 8 1 7 1.5. «ЦАРЕВНА - ЗМЕЯ» Тряпичная игрушка 8 1 7 1.6. «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» рисование 6 1 5 1.7. «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» Тряпичная игрушка 12 1 11 1.8. «МОРОЗКО» Аппликация 8 1 7 1.9. «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА 8 ПРЕМУДРАЯ» 1 7 6 1 5 12 2 10 «СКАЗКА О 1.10. СЕРЕБРЕ» рисование УРАЛЬСКИЕ 2 СКАЗКИ РУСАЛОЧЬЕМ НАРОДНЫЕ 2.1. «ЛЕБЕДЬ - КАМЕНЬ» Бисероплетение 6 1 5 2.2. «СЕРЕБРИСТАЯ ШКУРКА» рисование 6 1 5 3 СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА 16 2 14 3.1. «ЗОЛОТОЙ ВОЛОС» рисование 8 1 7 3.2. «ДВЕ ЯЩЕРКИ» 8 1 7 Формы аттестации/ контроль выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, Бисероплетение 4 СКАЗКИ МАМИНА - СИБИРЯКА 16 2 14 4.1. «СЕРАЯ ШЕЙКА» Бисероплетение 8 1 7 4.2. «ТОПТЫШКА» Тряпичная игрушка 8 1 7 5 БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ 10 2 8 5.1. «ДЕВОЧКА-ЛУНА» Бисероплетение 6 1 5 5.2. «ВОЛК-ПРОСТОФИЛЯ» рисование 4 1 3 6 СКАЗКИ ЭСКИМОСОВ 12 2 10 6.1. «ДЕРЕВЯННОЕ БЛЮДО» рисование 6 1 5 1 5 0 6 6.2. 7 7.1. «КАК ЕВРАЖКА ВОРОНА 6 ОБМАНУЛА» рисование ИТОГОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ 6 РАБОТА «ИТОГОВАЯ РАБОТА» Итого ТВОРЧЕСКАЯ 6 144 6 20 124 практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Содержание учебного (тематического) плана 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Тема 1.1. Русская народная сказка «КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА» Рисование «Крошечка Хаврошечка» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Крошечки – Хаврошечки. Изучение женской одежды в русском народном стиле. Знакомство со строением и пропорциями человека и коровы. Строение и символика резьбы деревянных домов Древнего зодчества. Правила компоновки работы в листе. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Навыки работы с палитрой. Смешивание красок для получения нужного оттенка лица и рук. Техника безопасности работы с карандашом и кистью. Практика: Рисование по замыслу «Крошечка – Хаврошечка». Простым карандашом на листе А3 формата нарисовать эскиз девочки на фоне избы или рядом яблонькой. Нарисовать фон картины, используя технику рисования по сырому. Средней кистью нарисовать остальные детали рисунка. Передать крестьянской в одежды, работе характерные особенности строения особенности старинных старинной деревянных построек. Сделать прорисовку мелких деталей картины используя тонкую кисть или цветные карандаши. Тема 1.2. Русская народная сказка «СИВКА-БУРКА» Тряпичная игрушка «Сивка – Бурка» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Сивки-Бурки. Изучение строения и пропорций коня. Знакомство декоративно-прикладным направлением – тряпичная игрушка. Виды тряпичных игрушек. Материалы и инструменты, используемые для создания тряпичной игрушки. Изучение потайного шва. Изучение метода пришивания гривы и хвоста к туловищу коня. Декорирование тряпичных игрушек. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Создание тряпичной игрушки по замыслу «Сивка – Бурка». На бумаге А4 формате сделать цветной эскиз коня. Тряпичную выкройку коня вывернуть лицевой стороной и плотно набить синтепоном. Набитое туловище зашить, используя потайной шов. Готового коня разукрасить по эскизу используя маркеры для ткани или акриловые краски. С помощью шила и иголки для вышивки лентами сделать коню гриву и хвост. Декорировать тесьмой, пайетками. Тема 1.3. Русская народная сказка «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ» Обереговая кукла «Успешница». Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство с народной куклой Успешницей и традициями русского народа. Материалы и инструменты для создания куклы. Последовательность действий. Практика: Создание обереговой куклы Успешницы. Тема 1.4. Русская народная сказка «ЖАР-ПТИЦА» Бисероплетение «Жар-Птица». Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Жар-Птицы. Знакомство с декоративно-прикладным направлением – бисероплетение. Знакомство с плоским и объёмным бисероплетением. Знакомство со способами набора бисера на проволоку. Знакомство с разными техниками закрепления бисера проволокой. Знакомство с разными видами плетения крыльев и лап. Изучение схем для бисероплетения и чтение их . Как создать свою схему. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Создание игрушки из бисера по замыслу «Жар-Птица». На листе А4 формата нарисовать цветной эскиз Жар-птицы. По этому эскизу сделать схему для плетения Жар-птицы. По готовой схеме сплести Жар-птицу. Тема 1.5. Русская народная сказка «ЦАРЕВНА - ЗМЕЯ» Тряпичная игрушка «Царевна-змея». Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Царевны-змеи. Изучение строения и раскраски змей. Знакомство декоративно-прикладным направлением – тряпичная игрушка. Виды тряпичных игрушек. Материалы и инструменты, используемые для создания тряпичной игрушки. Изучение потайного шва. Изучение метода пришивания пайеток к туловищу змеи. Декорирование тряпичных игрушек. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Создание тряпичной игрушки по замыслу «Царевна-змея». На бумаге А4 формате сделать цветной эскиз змеи. Тряпичную выкройку змеи вывернуть лицевой стороной и плотно набить синтепоном. Набитое туловище зашить, используя потайной шов. Готовую змею разукрасить по эскизу используя маркеры для ткани или акриловые краски. Декорировать змею пайетками используя тонкую иголку для шитья. Из мелкого бисера сплести корону и пришить к голове змеи. Используя горячий клей украсить стразами. Тема 1.6. Русская народная сказка «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» Рисование «Летучий корабль». Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Изучение строения и декора корабля. Изучение строения царских хоромов и строение деревенских домов. Изучение строения разных деревьев. Знакомство с мужской и женской одеждой в русском народном стиле. Практика: Рисование по замыслу «Летучий корабль». На листе А3 формата простым карандашом нарисовать эскиз корабля. Выбрать вид пейзажа: над городом, над деревней или над лесом. Нарисовать фон неба, используя технику рисования по сырому. Средней кистью нарисовать остальные детали рисунка. Передать в работе характерные особенности старинной русской народной одежды, особенности строения старинных деревянных построек, праздничный колорит царских хором. Сделать прорисовку мелких деталей картины используя тонкую кисть, цветные карандаши или капиллярные ручки. Тема 1.7. Русская народная сказка «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» Тряпичная игрушка «Свинья» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Изучение строения свиньи. Знакомство декоративно-прикладным направлением – кофейная игрушка. Виды тряпичных игрушек. Материалы и инструменты, используемые для создания тряпичной игрушки. Изучение потайного шва. Декорирование тряпичных игрушек. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Создание тряпичной игрушки по замыслу «Свинья». На листах А4 формата сделать несколько цветных эскизов свиньи (каждая свинка с двух сторон). Один эскиз для простой свиньи, второй для кофейной. Тряпичную выкройку свиньи вывернуть лицевой стороной и плотно набить синтепоном. Набитое туловище зашить, используя потайной шов. Готовую свинью разукрасить по эскизу простой свинки, используя маркеры для ткани или акриловые краски. Вторую тряпичную выкройку свиньи вывернуть лицевой стороной и плотно набить синтепоном. Набитое туловище зашить, используя потайной шов и покрасить кофейным раствором. Когда свинка высохнет разукрасить акриловыми красками. Декорировать тесьмой, пайетками. Тема 1.8. Русская народная сказка «МОРОЗКО» Аппликация из гофрированной бумаги «Конфетная ёлка» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Изучение строения ёлки. Знакомство декоративно-прикладным направлением – конфетные букеты. Виды конфетных букетов. Материалы и инструменты для создания конфетных букетов. Создание фунтиков и цветов из гофрированной бумаги. Последовательность действий. Дополнительные элементы декора для конфетных букетов. Техника безопасности работы горячим клеем и колющими предметами. Практика: Аппликация из гофрированной бумаги по замыслу «Конфетная ёлка». Из листе А4 или А3 формата сделать конус для ёлки и разукрасить в зелёный цвет. Из квадратиков зелёной гофрированной бумаги сделать примерно 100 фунтиков. Используя горячий клей нужно снизу конуса приклеить два ряда фунтиков. Потом приклеиваем один ряд с конфетами длиной 6 сантиметров. Потом снова приклеиваем два ряда с фунтикам. Следующий ряд с конфетами длиной 6 сантиметров. Потом снова приклеиваем два ряда с фунтикам. Следующий ряд с конфетами длиной 4 сантиметров. Потом снова приклеиваем два ряда с фунтикам. Следующий ряд с конфетами длиной 4 сантиметров. Потом снова приклеиваем два ряда с фунтикам. Следующий ряд с конфетами длиной 2 сантиметра. Потом снова приклеиваем два ряда с фунтикам. Следующий ряд с конфетами длиной 2 сантиметра. Потом снова приклеиваем два ряда с фунтикам. Следующий ряд с конфетами длиной 1 сантиметр. Потом приклеиваем один ряд с фунтиками и сверху звезду или снежинку. Декорировать ёлку пайетками- снежинками, бусами. Тема 1.9. Русская народная сказка «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ» Лепка из солёного теста «Морское дно» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Изучение строения морских обитателей и морской растительности. Знакомство декоративно-прикладным направлением – лепка из солёного теста. Как сделать солёное тесто. Материалы и инструменты, используемые для создания работ из солёного теста. Основные приемы лепки (раскатывание, скатывание, расплющивание и вытягивание). Способы сочетания иных материалов в работе с тестом. Способы декорирования поделок из солёного теста. Практика: Лепка из солёного теста по замыслу «Морское дно». На листе А3 формата сделать цветной эскиз морского дна. Используя этот рисунок как наглядный материал слепить из солёного теста все элементы, нарисованные на эскизе. Создать фактуры водорослей используя чеснокодавилку, сито или морскую ракушку. Создать имитацию чешуи трубочкой для коктейля, рельеф на плавниках сделать ракушкой, хвост стеком. Когда слепленные фигурки высохнут разукрасить акварельными красками. Фон для панно делать на плотном картоне акриловыми красками губкой. Готовые фигурки выложить на фон и приклеить на горячий клей. Украсить дно настоящими ракушками и бусинками. Тема 1.10. Русская народная сказка «СКАЗКА О РУСАЛОЧЬЕМ СЕРЕБРЕ» Рисование «Замок» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Изучение строения сказочных замков. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Навыки работы с палитрой. Подбор цветовой палитры и техники рисования для создания образа дремучего, болотного леса. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Рисование по замыслу «Замок». На листе А3 формата простым карандашом нарисовать эскиз замка в лесу. Средней кистью нарисовать фон и детали рисунка. Передать плановость, используя свет и тень, блики. Сделать прорисовку мелких деталей картины используя тонкую кисть и капиллярные ручками. 2. УРАЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Тема 2.1. Уральская народная сказка «ЛЕБЕДЬ - КАМЕНЬ» Плетение из бисера «Лебедь» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство с декоративно-прикладным направлением – бисероплетение. Знакомство с объёмным бисероплетением. Знакомство со способами набора бисера на проволоку. Знакомство с разными техниками закрепления бисера проволокой. Знакомство с разными видами плетения крыльев и лап. Изучение схем для бисероплетения и чтение их. Техника безопасности работы с колющими предметами и бисером. Практика: Создание игрушки из бисера по замыслу «Лебедь». Самостоятельная работа с готовой схемой. Тема 2.2. Уральская народная сказка «СЕРЕБРИСТАЯ ШКУРКА» Рисование «Снеговушка» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Снеговушки. Знакомство со строением и пропорциями человека. Правила компоновки работы в листе. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Навыки работы с палитрой. Смешивание красок для получения нужного оттенка лица и рук. Техника безопасности работы с карандашом и кистью. Практика: Рисование по замыслу «Снеговушка». Простым карандашом на листе А3 формата нарисовать эскиз девочки на фоне зимнего леса. Нарисовать фон картины, используя технику рисования губкой. Средней кистью нарисовать остальные детали рисунка. Передать в работе характерные особенности красоты зимней природы. Сделать имитацию сугробов используя соль. Сделать прорисовку мелких деталей картины используя тонкую кистью и капиллярные ручки. 3. СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА Тема 3.1. Сказ Павла Бажова «ЗОЛОТОЙ ВОЛОС» Рисование «Золотой волос» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Золотоговолоса. Знакомство со строением и пропорциями человека. Правила компоновки работы в листе. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Навыки работы с палитрой. Смешивание красок для получения нужного оттенка лица и рук. Техника безопасности работы с карандашом и кистью. Практика: Рисование по замыслу «Золотой-волос». Простым карандашом на листе А3 формата нарисовать эскиз девочки на фоне осеннего леса. Средней кистью нарисовать стволы разных деревьев. Передать в работе характерные особенности красоты осенней природы. Сделать прорисовку мелких деталей картины используя тонкую кистью и капиллярные ручки. Тема 3.2. Сказ Павла Бажова «ДВЕ ЯЩЕРКИ» Плетение из бисера «Ящерица» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство с декоративно-прикладным направлением – бисероплетение. Знакомство с объёмным бисероплетением. Знакомство со способами набора бисера на проволоку. Знакомство с разными техниками закрепления бисера проволокой. Знакомство с разными видами плетения лап. Изучение схем для бисероплетения и чтение их. Как создать свою схему. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Создание игрушки из бисера по замыслу «Ящерица». На листе А4 формата нарисовать цветной эскиз ящерицы. По этому эскизу сделать схему для плетения из бисера. По готовой схеме сплести ящерицу. Тема 3.3. Сказ Павла Бажова «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» Рисование «Хозяйка Медной горы». Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Работа над раскрытием образа Хозяйки Медной горы. Знакомство со строением и пропорциями человека. Правила компоновки работы в листе. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Навыки работы с палитрой. Смешивание красок для получения нужного оттенка лица и рук. Имитация малахита и других камней. Техника безопасности работы с карандашом и кистью. Практика: Рисование по замыслу «Хозяйка Медной горы». Простым карандашом на листе А3 формата нарисовать эскиз Хозяйки Медной горы на фоне осеннего леса и драгоценных камней. Фон нарисовать средней кистью. Передать в работе характерные особенности красоты осенней природы. Сделать прорисовку мелких деталей картины используя тонкую кистью и капиллярные ручки. 4. СКАЗКИ МАМИНА – СИБИРЯКА Тема 4.1. Сказка Мамина – Сибиряка «СЕРАЯ ШЕЙКА» Плетение из бисера «Лисичка, утка и заяц» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство с декоративно-прикладным направлением – бисероплетение. Знакомство с объёмным бисероплетением. Знакомство со способами набора бисера на проволоку. Знакомство с разными техниками закрепления бисера проволокой. Знакомство с разными видами плетения ушей и лап. Изучение схем для бисероплетения и чтение их. Техника безопасности работы с колющими предметами и бисером. Практика: Создание игрушек из бисера по замыслу «Лисичка, утка и заяц». Самостоятельная работа с готовой схемой. Тема 4.2. Сказка Мамина – Сибиряка «ТОПТЫШКА» Кофейная игрушка «Мишка» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Изучение строения и пропорций медведя. Знакомство декоративно-прикладным направлением – кофейная игрушка. Виды тряпичных игрушек. Материалы и инструменты, используемые для создания тряпичной игрушки. Изучение потайного шва. Декорирование тряпичных игрушек. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Создание тряпичной игрушки по замыслу «Мишка». На листе А4 формата сделать цветной эскизов Мишки (с двух сторон). Тряпичную выкройку Мишки вывернуть лицевой стороной и плотно набить синтепоном. Набитое туловище зашить, используя потайной шов и покрасить кофейным раствором. Когда Мишка высохнет разукрасить акриловыми красками. Декорировать тесьмой, пайетками. Мишка 5. БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ Тема 5.1. Бурятская сказка «ДЕВОЧКА - ЛУНА» Плетение из бисера «Медведь и волк» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство с декоративно-прикладным направлением – бисероплетение. Знакомство с объёмным бисероплетением. Знакомство со способами набора бисера на проволоку. Знакомство с разными техниками закрепления бисера проволокой. Знакомство с разными видами плетения ушей и лап. Изучение схем для бисероплетения и чтение их. Техника безопасности работы с колющими предметами и бисером. Практика: Создание игрушек из бисера по замыслу «Медведь и волк». Самостоятельная работа с готовой схемой. Тема 5.2. Бурятская сказка «ВОЛК - ПРОСТОФИЛЯ» Рисование «Волк» Теория: Знакомство со сказкой, разбор образа волка. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Строение, пропорции и цветовые особенности волка. Знакомство с техникой рисования штрихом. Знакомство с различными графическими материалами и приёмами работы с ними. Правила компоновки работы в листе. Материалы и инструменты, используемые в работе. Техника безопасности работы с карандашами. Практика: Использовать в работе разные графические материалы для передачи разных фактур (пастель, масленые мелки, цветные карандаши). Рисование по замыслу «Волк». Простым карандашом на листе А3 формата нарисовать эскиз волка. Разукрасить работу, используя графические материалы и разные техники штриховки. 6. СКАЗКИ ЭСКИМОСОВ Тема 6.1. Сказки эскимосов «ДЕРЕВЯННОЕ БЛЮДО» различные Рисование «Блюдо» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство декоративно-прикладным направлением – роспись посуды. Материалы и инструменты, используемые для росписи посуды. Изучение орнамента и животных дальнего севера. Техника безопасности работы с колющими предметами. Практика: Рисование по замыслу «Блюдо». На листе А3 формата нарисовать эскиз блюда, используя для декора орнамент народов севера. Тема 6.2. Сказки эскимосов «КАК ЕВРАЖКА ВОРОНА ОБМАНУЛА» Рисование «Рыба» Теория: Знакомство со сказкой. Знакомство с иллюстрациями советских художников по данной сказке. Знакомство декоративно-прикладным направлением – роспись камней. Материалы и инструменты, используемые для росписи камней. Изучение строения и цветового окраса разных рыб. Имитация камня из солёного теста и фольги. Практика: Рисование по замыслу «Рыба». На листе А4 нарисовать эскиз нескольких рыб для росписи камешков. Слепить из соленого теста камешки овальной формы, толщиной не больше 1 см. Когда камни хорошо высохнут разукрасить их по образцу. 7. ИТОГОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Тема 7.1. Итоговая творческая работа. Теория: Подведение итогов. Вспомнить пройденные темы. Предоставить обучающимся возможность самим определиться с темой и материалами для изготовления итоговой творческой работы. Практика: Выбор темы поделки. Изготовление поделки с использованием большинства освоивших приемов и материалов. Работа над эскизом. Продолжение работы. Завершение. Выставка работ. Планируемые результаты Метапредметные результаты: у детей сформировано чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развито колористического видения; развито художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; сформирована моторика, пластичность, гибкость рук и точности глазомера; сформированы организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развиты коммуникативные умения и навыкои, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Личностные результаты: у детей сформировано устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов; сформировано терпение, воля, усидчивость, трудолюбия, целеустремленности; воспитано аккуратность. Предметные результаты: познакомились с жанрами изобразительного искусства; познакомились с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладели основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобрли умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. познакомились с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; познакомились с особенностями живописи, навыками работы красками; познакомились с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и с особенностями декоративного рисования; познакомились с историей мирового искусства и современными художниками. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный класс учебные парты и стулья, соответствующие норам и требованиям дошкольного образования – 15 шт., 15шт; стол учительский –1шт; шкаф для хранения учебного материала –1шт; стеллаж для хранения материалов – 4 шт; стул – 1шт; лампа дневного света – 6шт; Учебная доска – 1шт; Необходимые материалы акварель (медовая Луч «Классика» 24 цвета); акриловые краски (12 цветов); гуашь (детская или профессиональная «Гамма» 12 цветов); краски для батика; кисти (белка, щетина - №1, 3 , 5 ,7); карандаш простой, ластик koh-i-noor; цветные карандаши (18 цветов); фломастеры (12 цветов); гелевые кучки (12 цветов) масленые мелки (24 цвета); тушь черная; цветная бумага, картон; точилки, ножницы, линейки; клей-карандаш «ERICH KRAUSE» средний и ПВА-125 мг.; бумага акварельная А3; баночка для воды «непроливайка»; палитра пластмассовая с ячейками; глина koh-i-noor «KERAplast» шерсть для валяния; бисер крупный и маленький; проволока №3; мука «Макфа», соль самая мелкая; чаша для замески теста; cито; чеснока давилка; ленты для вышивки № 0,6 см, 1,2 см, 2,5 см; мулине; иглы для вышивки лентами; шило; бязь; крепсатин белый; подрамники 35 на 45; сменка. Инструменты Клеенка для работы; Ножницы для бумаги с прямыми концами; Резак для бумаги; Фигурные ножницы. Информационное обеспечение: - страница в ВК; - аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и практических занятий. - словесные: рассказ, беседа, объяснение; - наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; - аудио - и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов); - практические: упражнения; - метод. игры: методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха; - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. Кадровое обеспечение: 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: Название раздела, темы 1 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ 1.1. «КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА» рисование Материально техническое оснащение, дидактико методический материал Формы учебного занятия Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие пособия; Наглядный, словесный, практический наглядные пособия; Наглядный, «МОРСКОЙ ЦАРЬ цветные словесный, 1.9. И ВАСИЛИСА иллюстрации; практический ПРЕМУДРАЯ» образцы «СКАЗКА О наглядные пособия; Наглядный, цветные словесный, РУСАЛОЧЬЕМ 1.10. иллюстрации; практический СЕРЕБРЕ» рисование образцы УРАЛЬСКИЕ 2 НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие 1.2. «СИВКА-БУРКА» Тряпичная игрушка 1.3. «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ» Обрядовая кукла 1.4 «ЖАР-ПТИЦА» Бисероплетение 1.5. «ЦАРЕВНА - ЗМЕЯ» Тряпичная игрушка 1.6. «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» рисование 1.7. «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» Тряпичная игрушка 1.8. «МОРОЗКО» Аппликация наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы наглядные пособия; цветные иллюстрации; схемы; образцы наглядные пособия; фотографии; схемы; образцы наглядные пособия; схемы; образцы наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии наглядные образцы Беседа, практическое занятие 2.1. 2.2. 3 3.1. 3.2. 3.3. 4 4.1. 4.2. 5 5.1. 5.2. 6 6.1. 6.2. 7 7.1. - наглядные пособия; схемы; образцы наглядные пособия; «СЕРЕБРИСТАЯ цветные ШКУРКА» иллюстрации; рисование образцы СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА наглядные пособия; «ЗОЛОТОЙ цветные ВОЛОС» иллюстрации; рисование образцы наглядные пособия; «ДВЕ ЯЩЕРКИ» схемы; Бисероплетение образцы наглядные пособия; «КАМЕННЫЙ цветные ЦВЕТОК» иллюстрации; рисование образцы СКАЗКИ МАМИНА - СИБИРЯКА наглядные пособия; «СЕРАЯ ШЕЙКА» схемы; Бисероплетение образцы наглядные пособия; цветные «ТОПТЫШКА» Тряпичная игрушка иллюстрации; образцы БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ наглядные пособия; «ДЕВОЧКА-ЛУНА» схемы; Бисероплетение образцы наглядные пособия; «ВОЛКцветные ПРОСТОФИЛЯ» иллюстрации; рисование образцы СКАЗКИ ЭСКИМОСОВ наглядные пособия; «ДЕРЕВЯННОЕ цветные БЛЮДО» иллюстрации; схемы; рисование образцы «КАК ЕВРАЖКА наглядные пособия; цветные ВОРОНА иллюстрации; ОБМАНУЛА» рисование образцы ИТОГОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИТОГОВАЯ «ЛЕБЕДЬ КАМЕНЬ» Бисероплетение Наглядный, практический Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Наглядный, словесный, практический практическое занятие Наглядный, словесный, практический Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Наглядный, словесный, практический Беседа, практическое занятие Беседа, практическое занятие практическое занятие ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА» При организации образовательной деятельности важные значения уделяются методическому обеспечению при реализации дополнительных общеразвивающих программ. образовательного процесса индивидуальным сопровождается Учебно-методическое отличается особенностям наглядным разнообразием, обучающихся. примером обеспечение соответствует Каждое выполнения задание работы, схемой выполнения работы. Обучающиеся в начале занятия получают словесное описание выполнения работы. В данном случае на занятиях используются такие методические материалы как: раздаточный (наглядный) материал по темам программы или для конкретной темы; образцы работ в различных техниках; схемы выполнения работ; мультимедийные презентации. В процессе обучения используются следующие методы: словесные методы (устное объяснение, беседа, рассказ, и т.д.), наглядные (демонстрационные), методы (показ мультимедиа материалов, показ готовой работы, показ этапов и приемов изготовления работы), практический метод (отработка умений и навыков, закрепление знаний при самостоятельной работе по технологическим картам, схемам и образцам). В целях сохранения и укрепления здоровья детей используются современные здоровьесберегающие технологии: двигательная активность, формирование правильной осанки, проведение физкультминутки, динамические паузы, упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры Критерии 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. Формы критерия баллов отслеживания - ребенок овладел менее 1балл 2 чем 50% объема знаний, предусмотренных балла программой; 3 балла -употребление специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Оценка Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением результатов - ребенок овладел менее чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работес оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. подготовки 1 балл Выполнение практического 2 задания, участие балла в выставке работ, участиев 3 балла конкурсах, фестивалях отдельного обучающегося складывается поформуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровеньподготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. 3.Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительных в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Бакланова Л.В. Поделки из природных материалов, Москва, ООО "Издательство Астрель". – М.: 2008г. 2. Бычкова Е. Лепим из солёного теста Москва, Полиграфиздат. – М.: 2010г. 3. Вышивка лентами. Москва, Ниола-Пресс. – М.: 2010г. 4. Золотарёва Е.В. Подарки из бисера"Москва, ООО "Айрис-пресс". – М.: 2007г. 5. Издательство "Клуб семейного досуга" Харьков Белгород. – Х.: 2012г 6. Кондина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет, Москва, "Мозаика-Синтез". – М.: 2013г. 7. Кондина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет, Москва, "Мозаика-Синтез". – М.: 2013г. 8. Ксения Ефимова Дизайнерские открытки в технике батик. Ростов на Дону ООО"Феникс". – .Рос.на Д: 2013 9. Лаврентьева Е.В Авторская чулочная кукла. Санкт-Петербург, ООО "Питер". – СПб.: Питер., 2015г. 10. Ли Эймис. Рисуем кошек. Минск, "Попурри". – М.: 2008г. 11. Лоран Катио. Фигурки из бисера, Москва, "Контэнт". – М.: 2010г. 12. Лыкова И.А. Неужели из бумаги. Смоленск, ОАО «Смоленский полиграфический комбинат». – С.: 2007г. 13. Людмила Деньченкова. Вышивка Ленточками, Москва, ООО "Эксмо". – М.: 2010г. 14. Маргрет Риттих. Уроки рисования в стихах. Минск ООО "Попурри". – М.: 2010г. 15. Маслова Н.В. «Лепим из солёного теста» Санкт-Петербург, ООО «Арстель-СПб». – М.: 2007г. Список литературы для обучающихся 1. Джек Хамм. Как рисовать животных. Минск ООО "Капитал-Принт". – М.: 2015г. 2. Коваленко З.Д. Аппликация семенами, Москва, "Мозаика-Синтез", . – М.: 2014г. 3. Лыкова И.А. Солёное тесто в семье, детском саду и начальной школе" Издательский дом "Цветной мир" Москва . – М.: 2014г. 4. Ляукина М.В. Поделки из бисера, Москва, ООО"АСТ-ПРЕСС КНИГА",. – М.: 2010г 5. Марья Новацкая. Пластилиновые секреты, Санкт-Петербург, ООО "Питер", СПб.: Питер, 2012г. 6. Сьюзан МакНил. Модные фенечки. Москва, "Контэнт", . – М.: 2012г. 7. Торстен Беккер Волшебные фигурки и животные из бисера Издательство " Клуб семейного досуга" Харьков Белгород . – Х.: 2012г. 8. Энн Кокс "Вышивка лентами. Техника, приёмы, модели". – М.: Список литературы для родителей. 1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. 2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.:Астрель, 2001. 3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. 4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: АмритаРусь, 2005. 5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель,2001. 6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001. 7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002. Интернет ресурсы 1. Мастер-классы Сергея Андрияки: https://www.youtube.com/playlist?list=PLhgJfAWIxSbvp6OvSAlmoXyuIlOFRCnd 2. Мастер-классы Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова (г. Тамбов) (керамика, резьба по дереву, роспись по дереву, батик, ковроткачество, текстильная кукла, основы иконописного творчества) https://www.youtube.com/channel/UC7Mn9gIKbzmSSdL9n8kGwcQ/videos 3. Пошаговое написание пейзажей на канале художника Артёма Пучкова https://www.youtube.com/channel/UCnvhORPyBQPRcUabGm3t9KA/videos Приложения Приложение № 1 Карточка развития группы Название творческого объединения: Группа № Дата начала наблюдения: Качество Освоение обучающимис я содержания дополнительн ой общеобразова тельной программы Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе Нравственное развитие обучающихся (коммуникатив ность и коммуникабель ность) Активность и самостоятел ьность обучающихс я Оценка качества (в %) Этап начальной диагностики Оптим Вы Низк. Дост. . с. Этап промежуточной Этап итоговой диагностики диагностики Низ Низ Дост Опти Дост. Оптим. Выс. Выс. к. к. . м. Приложение № 2 Карточка индивидуального развития ребенка Название творческого объединения, ФИ: Дата начала наблюдения: Оценка качества (в баллах) по времени Этап Этап начальной Этап итоговой промежуточной диагностики диагностики диагностики Качества Освоение обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе Активность и самостоятельность обучающихся Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 балл -низкий уровень, 10высокий. Результаты аттестации анализируются педагогами по следующим параметрам: количество обучающихся, освоивших образовательную программу в%; количество обучающихся, не освоивших образовательную программу в%; основные причины невыполнения обучающимися образовательной программы; необходимость программы. и направление коррекции общеобразовательной