Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогическим Советом МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Юные художники» Возраст обучающихся: 5 – 13 лет Срок реализации: 3 года Автор – составитель: Комиссарова Анастасия Вячеславовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Изобразительное искусство – специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры. Изобразительное искусство – это искусство отображать, воспроизводить и создавать зрительно воспринимаемую реальность с помощью изобразительных средств и с различной степенью условности. Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты – важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной фотоискусство), либо ценности (скульптура, эстетически живопись, организует объекты графика, утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения. Актуальность программы состоит в том, что содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ. Отличительные особенности общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развивается творческое начало. Адресат общеразвивающей программы: возраст обучающихся в творческом объединении с 5 до 13 лет. Обучающиеся работают по очной форме обучения и дистанционно в случае ограничительных мер. Все зачисленные в объединение обучающиеся делятся на две возрастные категории – первая группа (5 – 8 лет) и вторая группа (9 – 13 лет). Первая группа обучающихся – 5 – 8 лет. Старший возраст у дошкольников – это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников; воспринимают величину объектов. Рисунки приобретают сюжетный характер, образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые в изобразительной деятельности, становятся сложнее, изображения приобретают детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. более Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия, а девочки – женские образы и бытовые сюжеты (мама и дочка, комната). Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно – творческие способности в изобразительной деятельности. В продуктивной деятельности обучающихся 6 – 7 лет уже знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Обучающиеся могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. Вторая группа обучающихся – 9 – 13 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли – ученика. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности. Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Обучающиеся 9 – 13 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут (дошкольники), 45 мин (школьники). Основное место на занятиях отводится практической работе. Объем общеразвивающей программы – 136 часов (1 год обучения), 144 часа (2 год обучения), 144 часа (3 год обучения). Срок освоения общеразвивающей программы составляет 9 месяцев. 1 год обучения – 34 недели. 2 и 3 год обучения – 36 недель, необходимых для освоения программы. Уровневость общеразвивающей программы: «Стартовый уровень», который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. «Базовый уровень», который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных обеспечивают трансляцию знаний общей и и языка, целостной гарантированно картины в рамках содержательно – тематического направления программы. Формы обучения – групповая с учетом индивидуально – группового подхода. Виды занятий – практическое занятие, беседа, выставка, мастер – класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, мастер – класс, практическое занятие, открытое занятие, выставка, участие в конкурсах разного уровня. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Цель: развитие творческих, художественных способностей и материалами и личностных качеств обучающихся. Задачи: Обучающие знакомство с жанрами изобразительного искусства; знакомство с различными художественными техниками изобразительной деятельности; овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. знакомство с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; знакомство с особенностями живописи, навыками работы красками; знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и с особенностями декоративного рисования; знакомство с историей мирового искусства и современными художниками. Развивающие: развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; воспитание терпения, целеустремленности; воспитание аккуратности. воли, усидчивости, трудолюбия, Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план первого года обучения (5-8 лет) № п/п Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 50 9 41 Выставка работ 1.1. Основы художественной грамоты. Азбука рисования 30 4 26 1.2. Цвет 20 5 15 Живопись. 86 8 78 Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Выставка работ, Практическая работа, анализ работ 2.1. Цветные кляксы 40 5 35 2.2. Радужный мир 30 2 28 2.3. Тематическое рисование 16 1 15 136 17 119 1. 2. Итого: Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения (5-8 лет) 1. Основы художественной грамоты. 1.1.Азбука рисования. Теория: Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов. Взаимодействие линии, пятна и точки. Многообразие линий (толстые, тонкие, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, точка, штрих, пятно и художественный образ. Окраски тел, геометрический узор – полоски, пятна неправильной формы. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, насекомого, животного. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практика: Графические зарисовки листьев, деревьев, окрас шкур животных, натюрморт, графические насекомые. «Пуантилизм в живописи», «Узоры на окнах», «Солнце ярко светит», «Веселая гусеница», «Цветик семицветик», «Новогодний носочек», «Зайчик», «Такса», «Попугайчик», «Веселые дракончики». 1.2.Цвет Теория: Знакомство с названиями цветов, приобретение начальных навыков работы акварелью. Понятия: линия горизонта. Разнообразные тональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Основные и производные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, вулкан) Передача с помощью цвета, характера персонажа, его эмоционального состояния. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка. Практика: Декоративное рисование, смешивание красок, «Кленовое деревце», «Закат», «Добро и зло», «Портрет Осени», «Найди и нарисуй», «Ежик с листьями», «Дары золотой осени», «Живописная связь неба и земли», «Линия горизонта», «Ваза с осенними листочками». 2. Живопись. 2.1.Цветные кляксы Теория: Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Экспериментирование в работе с акварелью. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятнаотпечатка в технике «монотипия», «акватипия». Дорисовка красочного пятна. Освоение техники – «Граттаж». Развитие наблюдательности за окружающим миром. Практика: «Сказочные птицы и звери», «Как изобразить снег?», «Новогодняя сказка», «Волшебные бабочки», «Пейзаж», «Чудо – пейзаж», «Закат», «Ночь в лесу», «Космические фантазии». 2.2.Радужный мир Теория: Гармония цветовых отношений. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью, пастелью, восковыми мелками. Практическое овладение основами цветоведения, получение различных цветов и оттенков. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Рисование несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Практика: «Поэтапное рисование кошки», «Поэтапное рисование собаки», «Поэтапное рисование белки», «Заяц», «Поэтапное рисование медведя» «Красочное волшебство», «Двойняшки», «Пасхальная традиция», «Пингвин», «Снегирь на ветке», «Лесные жители». 2.3. Тематическое рисование Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета. Контрастная заливка фона. Передать в цвете различные настроения осени. Закрепление знаний о цвете, цветовой гамме. Практика: «Воздушные замки», «Заколдованный лес», «Рисуют мальчики войну». «Волшебная птица весны» – сказочный жанр: (чудовища и фантастические птицы в сказках, мифах, легендах). «Времена года», «Морской пейзаж», «Сказочные планеты вселенной», «Дождик весной», «Распускаются листочки», «Чудо город». Учебный (тематический) план первого года обучения (9 – 13 лет) № п/п Кол-во часов Название темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Живопись. 70 14 56 Выставка работ 1.1. Живопись, её виды и жанры 20 4 16 1.2. Акварельная живопись 30 5 25 1.3. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов 20 5 15 Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Рисунок. 66 9 57 2.1. Волшебная линия 34 5 29 2.2. Рисование с натуры и по памяти Итого: 32 4 28 136 23 113 1. 2. Выставка работ. Беседа, практическая работа, анализ работ, участие в конкурсах Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения (9 – 13 лет) 1. Живопись. 1.1.Живопись, её виды и жанры Теория: Правила безопасного поведения на занятии. Организация рабочего места. Знакомство принадлежностями. Техники с художественными живописи. материалами Особенности и художественных материалов в живописи. Рисование с натуры по памяти и представлению несложных по строению предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, пытаться передавать в рисунках пропорции, цвета изображаемых предметов. Беседа о передаче чувств, через иллюстрированный материал. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Практика: Урок – игра. «Что могут краски». Изобразительные свойства гуаши. Смешение красок. «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий. «Разноцветные шарики». Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Раскрасить приемом «размыть пятно». «Осень», «Листопад». Смешение теплых цветов. Отработка приема: работы кистью боком. Ход работы: от светлого тона к темному тону. «Грустный дождик», «Узоры снежинок», «Ритм», «Орнамент в круге», «Зимний лес», «Характер деревьев», «Натюрморт из 2 предметов». 1.2.Акварельная живопись Теория: Особенности техники «акварель». Работа «по сырому» и «по сухому»: особенности передачи фактуры. Практика: Техники акварели (проявление воскового мелка, продавливание, штампование, разбрызгивание, с использованием смятой бумаги). Живопись «по сырому» и «по сухому»: выполнение упражнений. Пейзаж морской: составление композиции, изображение моря в различных состояниях (штиль, шторм), подводный мир. Пейзаж в дремучем лесу: составление композиции, изображение лесных животных, птиц и растений. Абстрактные композиции. «Дремучий лес», «Морской пейзаж», «Шторм», «Подводный мир», «Необычные рыбки», «Черепашка», «Фламинго», «Тукан», «Цветочная поляна». 1.3.Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов Теория: Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». 2. Рисунок. 2.1.Волшебная линия Теория: Техника правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании. Рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). Новые понятия: тон, композиция, графика, пятно, точка, линия, штрих, спираль, силуэт. Средства выразительности в графике. Методы работы рисунка. Последовательность этапов выполнения рисунка, а также способы пользования простыми карандашами разной мягкости и гелиевой черной ручкой. Практика: Упражнения на тональные отношения: штрих, линия, пятно. Рисуем: «Декоративный цветок», «Рисуем небо», «Пейзаж», «Сказочное дерево», «Силуэт», «Повтори сам!» (карандаш). «Дорисуй изображение» (карандаш). «Ночной город», «Сказка внутри нас» (цветные карандаши). 2.2.Рисование с натуры и по памяти Теория: Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными средствами. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. Знакомство с навыками работы с натуры карандашом и другими графическими материалами, размещение в листе; сравнение предметов по размерам, форме, пропорциям. Практика: «Рисунок натюрморта с натуры», «Фрукты», «Кружка», «Ваза» Шарообразные формы: «Шар», «Мяч», «Яблоко». Учебный (тематический) план второго года обучения (5 – 8 лет) № Кол-во часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Живопись. 54 14 40 Выставка работ 1.1. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. 20 5 15 1.2. Праздник тёплых и холодных цветов. 34 9 25 Композиция. 30 10 20 Приёмы и средства композиции 30 10 20 Декоративное рисование. 60 18 42 Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Практическая работа, игра Выставка работ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Выставка работ 3.1. Декоративные узоры 30 8 22 3.2. Украшение и фантазия 30 10 20 144 42 102 п/п 1. 2. 2.1. 3. Название темы Итого: Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения (5 – 8 лет) 1. Живопись. 1.1.Королева Кисточка и волшебные превращения красок Теория: оборудованием. Знакомство Вводный с художественными инструктаж по материалами технике и безопасности. Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих – дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Практика: Выполнение заданий: «Цветик – семицветик», «Радуга – дуга», «Праздничный букет», «Салют». Изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа) 1.2.Праздник тёплых и холодных цветов Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». 2. Композиция. 2.1.Приёмы и средства композиции Теория: Построение композиции рисунка. Понятие ритма центра композиции. Виды орнамента, специфика и особенности изображения. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. Практика: «Орнамент в квадрате», «Ритм цветовых пятен», «Путешествие – полет в геометрическую страну», «Перышки для сказочной птицы», «Осеннее очарование». «Первый снег», «Дерево чудес», «Сказочные домики», «Бусы для куклы», «Смешные человечки», «Пушистый котик», «Весеннее дерево», «Такой забавный клоун», «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». 3. Декоративное рисование. 3.1.Декоративные узоры Теория: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Правила работы с необычными материалами. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм. Развивать композиционные умения. Последовательность этапов выполнения рисунка в карандаше, затем в цвете. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Познакомить с репродукциями художников, которые изображали узоры. Показать выразительные возможности и многообразие узоров. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка», «Игрушки для детского сада», «Сказочный дом – гриб». 3.2.Украшение и фантазия Теория: Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Актуализировать знания и умения по созданию орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, костюма). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Практика: «Воротничок для платья», «Кокошник», «Мой костюм», «Платок для Мамы», «Чайный сервиз», «Полосатый коврик». Учебный (тематический) план второго года обучения (9 – 13 лет) № Кол-во часов Название темы п/п Всего Теория Практика Рисунок. 60 22 38 1.1. Общие сведения о рисунке. Выразительные средства изображения. Рисование с натуры и по памяти 20 8 12 1.2. Перспектива 40 14 26 2. Живопись. 24 6 18 Учимся у природы 24 6 18 3. Декоративное рисование. 60 14 46 3.1. Фантастические образы в изобразительном искусстве 36 8 28 3.2. Основы художественного языка 24 6 18 144 42 102 1. 2.1. Итого: Формы аттестации/ контроля Выставка работ. Беседа, опрос, практическая работа Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Практическая работа, игра Выставка работ Практическая работа, просмотр работ, выставка Выставка работ Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения (9 – 13 лет) 1. Рисунок. 1.1. Общие сведения о рисунке. Выразительные средства изображения. Рисование с натуры и по памяти Теория: Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пропорции – соотношение частей по величине. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Строение, общая форма тела – крупные, округлые формы. Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве. Практика: Зарисовки предметов быта, животных, птиц, людей. «Портрет Снегурочки», изготовление поздравительной открытки, «Натюрморт с тремя предметами», «Зимние забавы», «Железная дорога». 1.2. Перспектива Теория: Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Актуализация знаний по правилам рисования линейной перспективы и воздушной перспективы. Учить соотносить первый и задний план в композиции с применением тона и цвета. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Развивать композиционные умения. Последовательность этапов выполнения рисунка в карандаше. Графическое единство пространства, передача света, тона, тени. Правила построения композиции. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Практика: «Город», «Парковая аллея», «Сказочный город», «Моя комната», «Моя семья в парке», «Новогодняя сцена», «Домик Деда Мороза», «В гостях у художника». 2. Живопись. 2.1. Учимся у природы Теория: Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Изображение деревьев, птиц, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу. Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания, ритм. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта. Пропорции фигуры человека и животных. Практика: «Осенний пейзаж», «Вечер», «Сказочная ночь», «Сакура», «Жаркая Африка», «Фламинго», «Колибри», «Чудо птицы», «Зимушка зима», «Полет бабочек на закате». 3. Декоративное рисование. 3.1. Фантастические образы в изобразительном искусстве Теория: Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусства на трансформации другой. Получение природных форм фантастических в образов изобразительной путем деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы. Практика: «Чудо юдо», «Инопланетяне», «Золотая рыбка», «Веселые зверята», «Герои из сказок», «Волшебник изумрудного города», «Чеширский кот из сказки». 3.2. Основы художественного языка Теория: Особенности композиции при передаче сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятие декоративное рисование. Знакомство с задачами, методами и приемами обучения декоративному рисованию. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма. Форма предмета, стилизация природных форм в декоративном творчестве. Пропорции: соотношение целого и частей. Практика: «Баба Яга – костяная нога», «Василиск – волшебное животное», «Змей Горыныч», «Золотая Антилопа», «Снежная королева», «Кот в сапогах», «Царица лебедь», «Чиполино и его друзья». Учебный (тематический) план третьего года обучения (5 – 8 лет) № Кол-во часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Живопись. 38 10 28 Выставка работ Рисование на темы и иллюстрирование 38 10 28 Рисунок. 38 15 23 Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Выставка работ Основы изобразительной грамоты и рисование 38 15 23 Композиция. 68 20 48 3.1. Цвет в композиции 34 10 24 3.2. Сюжетная композиция 34 10 24 144 45 99 Название темы п/п 1. 1.1. 2. 2.1. 3. Итого: Практическая работа, просмотр работ, выставка Выставка работ Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения (5 – 8 лет) 1. Живопись. 1.1. Рисование на темы и иллюстрирование Теория: Ознакомления с особенностями рисования тематической композиции. Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. Понятие об иллюстрации и иллюстрировании. Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках пропорции, формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. Художники – сказочники. Художники – анималисты. Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер. Развивать чувство цвета и композиции. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Практика: Рисование на темы: «дождик идет», «Красавица зима», «Новогодняя елка», «Праздничный салют», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Пейзаж с радугой», «Наши друзья — животные»; иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят». 2. Рисунок 2.1. Основы изобразительной грамоты и рисование Теория: Применение правил построения простых предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений, определение положения предмета в пространстве с использованием начальных знаний наглядной линейной перспективы (постановка на плоскость, учет уровня зрения и т.п.). Последовательное ведение работы по рисунку. Знакомство с материалами. Понятия: линия, штрих, тон. Знакомство с понятиями «пропорция», «симметрия». Понятие о наглядной перспективе (линия горизонта, точка схода). Упражнения на ознакомление с перспективой (перспектива плоскости, куба). Понятие конструкции предметов. Усвоение знаний в области передачи объема в пространстве. Понятие о светотени. Усвоение знаний и умений в области компоновки в листе натюрморта, конструктивного построения предметов, передачи объемов. Практика: Упражнения в проведении прямых и кривых линий. Упражнение с нарастанием и ослаблением тона. Зарисовки бытовых предметов, расположенных на уровне глаз, имеющих разный силуэт и размер (3 – 5 предметов). Зарисовки бабочек на одном листе, листьев разной конфигурации (дуба, клена, рябины). Рисунок геометрических тел – куб, пирамида, параллелепипед. Рисунок группы из 2 – х геометрических тел или натюрморта из 2 предметов близких по форме простым комбинациям геометрических тел. Рисунок натюрморта из 2 – 3х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне. 3. Композиция. 3.1. Цвет в композиции Теория: Основные цвета, составные и дополнительные (комплементарные, оппонентные). Знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета. Изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом. Знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров. теплохолодности», Изучение «контраст форм», понятий «контраст цвета «силуэт», приобретение по умения определять главное и второстепенное в работе. Приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. Практика: Создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев. «Осенние листья на асфальте», этюд по воображению «Деревья осенью». Создание цветовых растяжек холодной гаммы: чистый цвет + белила; чистый цвет + черная краска; чистый цвет + белила + черная краска. Создание цветовых растяжек теплой гаммы: чистый цвет + белила; чистый цвет + черная краска; чистый цвет + белила + черная краска. 3.2. Сюжетная композиция Теория: Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). Изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров. Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции. Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат). Приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции. Практика: Выполнение композиции на тему русских сказок. наброски кистью и тушью фигур людей и животных по воображению. Выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов. «Ежик и его мир», «Сюжетно – тематическая композиция по сказке А.С. Пушкина», «Зимние фантазии», «Моя мама», «Моя будущая профессия» Учебный (тематический) план третьего года обучения (9 – 13 лет) № Кол-во часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Композиция. 54 13 41 Выставка работ 1.1. Композиция – основа языка всех искусств. 22 5 17 1.2. Создаём красивые узоры из точек 16 4 12 1.3. Пятно, форма 16 4 12 Рисунок. 50 13 37 Беседа, участие в конкурсах, практическая работа Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Выставка работ 2.1. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения 30 8 22 2.2. Фактура и материальность 20 5 15 Живопись. 40 10 30 3.1. Этюды овощей и фруктов 20 5 15 3.2. Цветовая и тональная растяжка. 20 5 15 144 36 108 Название темы п/п 1. 2. 3. Итого: Рассказ, участие в конкурсах Практическая работа, просмотр работ, выставка Выставка работ Практическая работа, анализ работ Участие в конкурсах, просмотр работ Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения (9 – 13 лет) 1. Композиция. 1.1.Композиция – основа языка всех искусств. Теория: Композиция, форма, ритм, линия, цвет, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, тематического сюжета. Пропорции и перспектива. Понятия: ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Доминирующее пятно, которое меняет своё место расположение на плоскости листа. Практика: «Госпожа Осень», «На берегу», «Вид из окна», «На лесной полянке», «С высоты птичьего полёта», «Моя профессия», «Кошка с котятами», «Лесное кружево», «Зимний пейзаж». 1.2. Создаём красивые узоры из точек Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практика: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». 1.3.Пятно, форма Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практика: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя», «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки», «Жар – птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце». 2. Рисунок. 2.1.Рисунок гипсовых геометрических тел вращения Теория: Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Светотеневая передача форм предметов. Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе. Тренировка зрительной памяти. Закрепление правил перспективы. Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Грамотное построение предметов в соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Практика: Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар). Рисунок гипсового куба. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с натуры и по памяти. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне. 2.2.Фактура и материальность Теория: Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования светотенью формы предметов разных фактур. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Анализ фактуры предметов. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Практика: Рисунок мягкой игрушки. Зарисовка сухих веток или корней дерева. «Мой ласковый и нежный зверь», «Попугай», «Моя любимая игрушка». 3. Живопись 3.1.Этюды овощей и фруктов Теория: акварелью. Определение Закрепление этюда. навыков Закрепление практической приемов работы работы и с понятий «локальный, цвет», «рефлекс». Решение собственной и падающей тени в живописи. Тональные и цветовые отношения. Практика: Этюды овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, тыква, яблоки и т. д. на светлой драпировке). «Дары осени», «Корзина с фруктами», «Яблоко», «Груша», «Натюрморт». 3.2.Цветовая и тональная растяжка. Теория: Приемы работы акварелью. Определение понятий – заливка, по – сырому, alaprima. Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Колорит тепло – холодный. Закрепление приемов работы с акварелью. Практика: «Морские камешки», «Мыльные пузыри», «Я мечтаю», «Зеленая планета», «Весна на голубой планете», «Розовый сад», «Волшебные фонари». Планируемые результаты Метапредметные результаты: у детей сформировано чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развито колористического видения; развито художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; сформирована моторика, пластичность, гибкость рук и точности глазомера; сформированы организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место); развиты коммуникативные умения и навыкои, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Личностные результаты: у детей сформировано устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов; сформировано терпение, воля, усидчивость, трудолюбия, целеустремленности; воспитано аккуратность. Предметные результаты: познакомились с жанрами изобразительного искусства; познакомились с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладели основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; приобрли умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. познакомились с основами реалистического рисунка, техническими приемами работы различными художественными материалами; познакомились с особенностями живописи, навыками работы красками; познакомились с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и с особенностями декоративного рисования; познакомились с историей мирового искусства и современными художниками. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Перечень оборудования, инструментов, материалов: Учебные парты, соответствующие норам и требованиям доп. образования – 15 шт. Стулья – 15 шт. Стол учительский – 2 шт. Шкаф для хранения учебного материала – 3 шт. Доска учебная – 1 шт. Лампа дневного света – 6 шт. Фломастеры. Простые карандаши: Н, НВ, 2В, 4В. Ластик. Гелиевая черная ручка. Цветные карандаши. Альбом для рисования (24 л.). Листы А3 для акварели. Листы А3 для рисунка. Кисточки «Белка» №1, № 3, №5. Баночка – непроливайка. Палитра. Тряпочки. Гуашь (6 – 12 цветов). Акварельные медовые краски (6 – 12 цветов). Влажные салфетки для рук. Ватные палочки. Фартуки и нарукавники, защищающие одежду от загрязнений во время работы. Упаковка белой принтерной бумаги (одна на всех). Информационное обеспечение: - аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и практических занятий; - словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; - аудио - и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов); - практические: упражнения; - метод игры; - методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха. - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. Реализация программы предполагает использование интернет источников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов. Плакаты: Натюрморт. – С.: Издательский дом «Агнии», 2011. Клаудиа Найс. Акварель для начинающих. – М.: Попурри, 2018 Электронные пособия, фильмы, интернет-сайты: Искусство Цветоведения: Комплект таблиц [Электронное пособие]. – Издательский дом «Спектр», 2009. Волкова Я. С. ИЗО 10 таблиц [Электронное пособие]. – Издательство ОБРАЗОВАНИЕ, 2019. Кадровое обеспечение: Количество педагогов, ведущих занятие: 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: 1. 1.1 Название раздела, Материально темы техническое оснащение, дидактико методический материал ПК, наглядные пособия; цветные Живопись иллюстрации; фотографии; Живопись, её ПК, наглядные виды и жанры пособия; цветные иллюстрации; фотографии 1.2 Акварельная живопись 1.3 Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов 2. Рисунок Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии Словесный, наглядный, практический Формы учебного занятия Словесный, наглядный, практический Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, анализ работ, просмотры работ, выставка, участие в конкурсах Беседа, практическа я работа, анализ работ ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Беседа, игра Выставка работ, беседа, практическа я работа, анализ работ, участие в конкурсах, 2.1 Волшебная линия 2.2 Рисование с натуры и по памяти ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии ПК, наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии Словесный, наглядный, практический Практическа я работа, анализ работ Словесный, наглядный, практический Участие в конкурсах, просмотр работ. Открытое занятие. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов - ребенок овладел менее 1балл 2 чем 50% объема знаний, предусмотренных балла программой; 3 балла -употребление специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работес оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 1 балл Выполнение практического 2 задания, участие балла в выставке работ, участиев 3 балла конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. Анкета для обучающихся по выявлению интереса к изобразительной деятельности. Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы данной анкеты. 1. Чем любишь заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________ 2. Какими изобразительными материалами больше нравится рисовать (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.)? __________________________________________________________________ 3. Какие темы наиболее часто ты рисуешь? __________________________________________________________________ 4. Обращаешься ли ты за помощью к родителям или учителю в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? __________________________________________________________________ 5. С какими нетрадиционными техниками рисования ты знаком? __________________________________________________________________ 6. Посещаешь выставки, музеи? ______________________________________ 7. Чему бы новому ты хотел научиться на занятиях изо? __________________________________________________________________ 8. Твои пожелания? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество 1. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Федотова И. В. Изобразительное искусство. – Волгоград.: «Учитель», 2006 2. Голубева О. Л. Основы Композиции. – М.: Издательский дом «Сварог и К», 2008. – 144 с. 3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 г. 4. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слово, 2010 5. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. – М.: Астрель.АСТ, 2006 г. 6. Жемчугова П. П. Изобразительное искусство. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 128 с: ил. – (Серия «Иллюстрированный словарик школьника»). 7. Кристофер Харт. Начать рисовать просто! Базовый курс. – Эксмо – Пресс, 2018 г. 8. Кулебакин Г. И., Кильпе Т. Л. Рисунок и основы композиции: Учеб. для ПТУ. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шкл., 1994 – 128 с. 9. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 10. Ли Н. Г. Основы академического рисунка. Учебник. – М.: Эксмо, 2007 11. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.: ил. – (Изобразительное искусство). 12. Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). – СПб.: ИПЦ СПГТУД, 2005 –116 с. Список литературы для обучающихся: 1. Белашов А.М. Как рисовать животных: Советы начинающим. – М.: Юный художник, 2002. – 32 с. 2. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М. 2006 г. 3. Кристофер Харт. Начать рисовать просто! Базовый курс. – Эксмо – Пресс, 2018 г. 4. Курбатова Н. В. Учимся рисовать. – М.: «Слово», 2002 г. 5. Голубева О. Л. Основы Композиции. – М.: Издательский дом «Сварог и К», 2008. – 144 с. 6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль.: «Академия развития», 2006 г. 7. Фиона Уотт. Как научиться рисовать. – М.: «Росмэн», 2002 г. 8. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – М.: Олма – Пресс, 2003 9. Блейк В. Начинаем рисовать. – Минск.: «Попурри» 2003 г. 10. Мартин Б. Рисуем с удовольствием. – Минск.: «Попурри» 2003г. Список литературы для родителей: 1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 2. Кристофер Харт. Начать рисовать просто! Базовый курс. – Эксмо – Пресс, 2018 г. 1. Интернет ресурсы: http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи 2. http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени. 3. http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной арт-сцены. 4. http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи 5. http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников. 6. http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для тех, кто любит живопись! 7. http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств. 4. Приложения Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» 20__/20___учебный год Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) Детское объединение Образовательная программа и срок ее реализации: № группы № год обучения кол-во обучающихся в группе ФИО педагога: Дата проведения аттестации: Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): № РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации (уровень) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Всего аттестовано ____ обучающихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень ____чел. средний уровень _______чел. низкий уровень ______чел. Подпись педагога Члены аттестационной комиссии