Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 68/о от «01» сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Компьютерная графика» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Пилосов Петр Анатольевич, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет техническую направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Актуальность общеразвивающей программы заключается во всестороннем развитии ИКТ - компетенций обучающихся через создание моделей в исполнителях, коллажей, анимированных роликов, мультимедиапроектов и web-приложений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа носит метапредметный характер: ребята делают ролики и проекты самой разной тематики и направленности, при этом используя различные формы работы - проектные, групповые, сетевые. Целесообразность изучения дополнительной общеразвивающей программы определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки информации. Обучающиеся получают начальные навыки работы с графикой, исполнителями и мультимедиа, что способствует их успешной реализации в современном мире. Программа соответствует нормативным документам, отвечает запросам со стороны родителей о необходимости более глубокого изучения компьютерной графики, анимации, мультимедиа и навыков начального программирования. Программа разработана на основе авторских программ Полякова К. Ю. путём компиляции трёх программ автора, а также элективного курса Л. А. Залоговой «Компьютерная графика» и Н. Угриновича «Компьютерное моделирование». Курс знакомит обучающихся с такими средами как AdobeFlash, Gimp, Photoshop, Scratch, VisualStudio, популярные web, аудио- и видео редакторы, с тем, на что в обычной классно-урочной системой времени традиционно не хватает. Знания, полученные при изучении программы, обучающиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам и мультимедийным разработкам по различным предметам — физике, химии, биологии и др. Ролики, созданные на занятиях, могут быть также использованы при создании Web-страниц. Полученные знания и умения являются основой для последующего изучения трехмерного моделирования, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности. Адресат общеразвивающей программы - возраст обучающихся с 10 до 15 лет. Число детей, одновременно находящихся в группе (от 10 до 15 человек). Группы формируются таким образом, чтобы разница в возрасте обучающихся не составляла более 3 лет, что позволяет оптимальным образом организовать процесс обучения в группах. Возрастные особенности В объединении каждый ребенок (10 – 15 лет) может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях в объединении для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность, и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития, предусматривается, что виды деятельности будут чередоваться каждые 15 минут, проходить физкультминутки и упражнения для глаз. Режим занятий - занятия проводятся 4 раза в неделю по 45 минут (4 часа в неделю). Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15 минут. Уровень – стартовый. Стартовый уровень предполагает знакомство со средами Flashи Scratch, а также базовыми навыками в Photoshop (или Gimp). Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая формы обучения. Перечень видов занятий: фронтальная (беседа, лекция, рассказ, демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных), показ работы на всех экранах пользователей; проблемная (постановка проблемы, вопрос и этапы для решения, просмотр, самооценка по критериям); групповая (совместная работа, задания на совместное редактирование, взаимооценка по критериям); игровая (создание игр в исполнителях и тестирование игр соседей); дистанционная (видео - и сопровождение в социальных сервисах для удалённой работы). Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий на каждом занятии; на последнем занятии обучающиеся представляют свои работы и обсуждают их. 1.2. Цель, задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие и совершенствование творческих и дизайнерских способностей обучающихся, информационной культуры и ключевых информационных компетенций. Задачи: Воспитательные: 1. воспитывать ценностное отношение к предмету и информационной деятельности в целом; 2. воспитывать художественный вкус обучающихся; 3. воспитывать интерес к мультимедийным технологиям, проектной деятельности; 4. воспитывать чувство самостоятельности. Развивающие: 1. развивать ключевые информационные компетенции; 2. развивать потребности к самостоятельному поиску и представлению информации в разных кодировках; 3. развивать социальные навыки, умение взаимодействовать по сети. Обучающие: 1. формировать навыки работы с графикой, анимацией, простыми web- приложениями; 2. обучать приёмам самостоятельной работы и сетевому сотрудничеству; 3. создавать простые мультимедийные проекты и представлять свою работу. Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Основной формой обучения является практикум. Для нормальной работы необходим персональный компьютер (один на каждого обучающегося) и среда AdobePhotoshop и FlashCS3. Тестовая версия среды AdobeFlashCS3 (с ограничением срока использования) может быть бесплатно загружена с Webсайта фирмы Adobe:. Для поддержки программы автором разработано электронное учебное пособие в формате CHM, которое содержит теоретический материал и задания для выполнения практических работ. Оно используется во время занятий для самостоятельной работы и в качестве справочника. Это позволяет успешно организовывать занятия в группах, в которых есть обучающиеся с разным темпом усвоения материала. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п 1 2 2.1. 2.2 2.3 Количество часов Название темы Вводное занятие. Техника безопасности. Работа в редакторе AdobeFlash Основные инструменты AdobeFlash Анимация в редакторе AdobeFlash Принципы работы изображениями Теория Практика Всего 2 2 4 8 44 52 Творческая работа 2 10 12 Пакет мультфильмов 2 10 12 Пакет мультфильмов 2 10 12 Пакет мультфильмов 2 14 16 векторными 3 Моделирование в среде Scratch 2 22 24 Пакет мультфильмов Творческая работа Учебные модели Scratch 1 10 11 Копилка Scratch работ 3.1 Игровые модели Scratch 1 12 13 Копилка Scratch работ 3.2 2.4 Работа с с символами Форма аттестации/ контроля Опрос 4 Моделирование в среде Photoshop 4 36 40 Творческая работа 4.1 Цветовые модели 2 14 16 Копилка рисунков 24 Копилка коллажей 4.2 5 Итого: Коллаж в среде Photoshop Самостоятельная творческая проектная деятельность 2 22 2 14 16 18 118 136 Творческая работа Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория: Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете. Правила пожарной безопасности. Знакомство с программой работы на год. Практика: Знакомство с техникой безопасности на примере редактора AdobeFlash. 2. Работа в редакторе AdobeFlash 2.1. Основные инструменты AdobeFlash Теория: Основные инструменты рисования контуров. Практика: Панель Color, принципы редактирования контуров с помощью инструментов Selection и Subselection. Геометрические фигуры – прямоугольник, овал, многоугольник, фигуры с настройкой. 2.2. Анимация в редакторе AdobeFlash Теория: Методы создания и редактирования покадровой анимации. Практика: Преобразования объектов на сцене, анимационный ролик. Анимация формы для заливок и контуров. Простейшие приемы использования звука, текстовые эффекты. 2.3. Принципы работы с векторными изображениями Теория: Работа с контурами. Практика: Векторная рыба. Работа со слоями. Движение по траектории. Различные геометрические фигуры. Создание двухслойного мультфильма. Создание многослойного мультфильма. Текст. 2.4.Работа с символами Теория: Знакомство с объектами Keyи Mouse, и особенностями их использования. Практика: Объекты String, Selection, ColorиSound. Объекты «клип» и «кнопка». Создание управляемой модели. Модели «Ракета», «Самолет», «Лестница», «Автомобиль». Добавление звука. Математические методы моделирования движения и их применение для перемещения объектов на сцене. 3. Моделирование в среде Scratch (24часа) 3.1. Учебные модели Scratch. Теория: Действия исполнителя. Практика: Создание спрайта. Рисование спрайта. Отскоки и отражения. Кнопки. Управляющие клавиши. Программа «Калькулятор». Задача с условием. Задача с циклом. Виды циклов. 3.2. Игровые модели Scratch. Теория: Действия исполнителя. Практика: Переменные. Организация диалога. Игровой практикум. Модели «Новый год», «Загадка», «Телефон», «Машина». Возможности среды Scratch по созданию собственного проекта. 4. Моделирование в среде Photoshop 4.1. Цветовые модели Теория: Методы кодирования графической информации в растровых и векторных форматах. Практика: Разрешение изображений. Создание рисунков. Цветовые модели, которые используются для кодирования информации о цвете. Текстуры. 4.2. Коллаж в Photoshop Теория: Основные этапы обработки изображений редактором Photoshop. Практика: Инструменты: кисти, фоны, штамп. Создание градиентов. Фильтры. Вырезание изображений. Красная маска. Волшебная палочка. Коллажи «Море», «Космос», «Корабли». Работа с файлами (обозреватель файлов), свойства готового изображения (цветовой режим, размеры, разрешение), масштаб. Выбор режимов съемки коррекция уровней, контраста и цвета. Приемы ручной коррекции. 5. Самостоятельная творческая проектная деятельность (16 часов) Теория: Создание комбинированного проекта Практика: Обобщающие проекты. Постер, ролик, Scratch-проект или иной мини-проект по желанию учащегося. Прикладные аспекты компьютерного моделирования. Возможности сервисов интернета по созданию программ. Учебный (тематический) план второго года обучения № п/п 1 2 Название темы Вводное занятие. Техника безопасности. Создание и оформление web-страниц 2.1 Язык разметки гипертекста HTML 2.2 Вспомогательные программы для сайта Количество часов Теория Практика Всего 2 2 4 6 2 2 50 18 16 Формы аттестации/ контроля Опрос 56 Творческая работа 20 Наполнение сайта 18 Наполнение сайта 2.3 Способы создания GIF анимации 2 16 18 Наполнение сайта 3 Моделирование в среде Scratch 2 26 28 Творческая работа 4 Моделирование в среде VisualStudio 2 30 32 Творческая работа 5 Самостоятельная творческая проектная деятельность Итого: 2 22 24 14 130 144 Творческая работа Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория: Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете. Практика: Правила пожарной безопасности. Знакомство с программой работы на год. 2. Создание и оформление web-страниц 2.1. Язык разметки гипертекста HTML Теория: Тэги. Работа с блокнотом и окном браузера. Практика: Простые тэги. Структура сайта. Вставка фонов и изображений. Ссылки. Разметка сайта с помощью таблиц. Работа со шрифтами. Списки. Фотоальбомы. Разметка сайта методом таблиц. Таблицы стилей. Кнопки с подсветкой. Простые скрипты. 2.2. Вспомогательные программы для сайта Теория: Использования знакомых программ для работы с графикой. Практика: Использование Интернета, поиск и сохранение информации, работа с сайтами: создание сайтов, оформление сайтов, вставка текста, вставка графики, шаблоны оформления, анимированные и звуковые эффекты. Способы 2.3. создания GIF анимации Теория: Задачи гиф-анимации. Практика: Графика для презентаций, электронных документов. Создание смайлов, оформление ников, аватаров, электронных писем. Открытки и календари. Гиф-анимация в интернете. 3.Моделирование в среде Scratch Теория: Действия исполнителя. Простые команды. Практика: Фоны и звуки. Движение. Датчики. Программа «Калькулятор». Задача с условием. Задача с циклом. Зацикливание. Переменные. Организация диалога. Игровой практикум. Модели «Яблоки», «Волшебный ключ», «Превращение», «Движение». Дополнительные возможности среды Scratch. Рисование узоров и линий. 4. Моделирование в среде VisualStudio Теория: Среда VisualStudio. Кнопки. Управляющие команды. Ветвления. Простые и сложные условия. Модели с условным алгоритмом. Таймер. Анимация. Оператор выбора. Графика. Циклы. Игровые и математические модели «сражение», «Светофор», «Угадайка», «Гонки», «Бильярд». 5. Самостоятельная творческая проектная деятельность Теория: Создание и оформление проектов Практика: Создаётся сайт, VB-приложение, web-страница или иной минипроект по желанию обучающегося. Представление и оформление проекта. Учебный (тематический) план третьего года обучения № п/п 1 2 2.1 Тема Вводное занятие. Техника безопасности. Техника работы с мультимедиа Техника работы со звуком Количество часов Теория Практика Всего 2 2 4 6 2 50 22 Форма аттестации/ контроля Опрос 56 Творческая работа 24 Копилка звуковых файлов 16 Копилка видеофайлов 2.2 Общие принципы работы с видео 2.3 Создание слайд-шоу и буктрейлеров 2 14 16 Копилка буктрейлеров 3 Моделирование в средах программирования 4 56 60 Творческая работа 3.1 Моделирование в среде Python 2 26 28 3.2 Моделирование в среде VisualStudio 2 30 32 4 Самостоятельная творческая проектная деятельность 2 22 24 14 130 144 Итого: 2 14 Копилка собственных программ Копилка собственных программ Творческая работа Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория: Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете. Правила пожарной безопасности. Практика: Знакомство с программой работы на год. 2.Техника работы с мультимедиа 2.1.Техника работы со звуком Теория: Монтаж аудиофайлов. Работа со звуком. Практика: Инструменты аудиоредактора. Спецэффекты. Работа с наушниками. Запись звука. Размер файлов. Моно и стерео. Сдвиги и микширование. Конвертирование файлов и сохранение проекта. 2.2.Общие принципы работы с видео Теория: Монтаж видеофайлов. Практика: Плавность, пересечение. Инструменты видеоредактора. Горячие клавиши. Добавление текста. Титры. Навыки работы со звуковой дорожкой. Конвертирование видео. 2.3.Создание слайд-шоу и буктрейлеров Создание слайд-шоу и буктрейлеров. Работа со слайдами. Переходы. Эффекты, их редактирование. Специальные возможности по работе с текстом. Комбинирование текста и видео. Сюжеты. 3. Моделирование в средах программирования 3.1.Моделирование в среде Python Теория: Действия исполнителя. Практика: Работа на языке Python. Операторы. Линейный алгоритм. Ветвления. Циклы с условием. Циклы со счётчиком. Графика. Массивы. Работа с функциями. 3.2. Моделирование в среде VisualStudio Теория: Среда VisualStudio. Повторение. Практика: Создание приложений. Тесты – радиокнопки, флажки, списки. Оператор безусловного перехода. Циклы. Массивы. Графика с использованием циклов. Базы данных. Игры с использованием таймера. Логика. Логические игры. Графика и математика. Включение анимации. Преобразования различных видов мультимедиа. 4. Самостоятельная творческая проектная деятельность Теория: Создание и оформление проектов Практика: Создаётся фильм, VB-приложение, звуковой файл или иной минипроект по желанию обучающегося. Представление и оформление проекта. Планируемые результаты Предметные: умеют управлять проигрыванием Flash-фильма из программы; умеют создавать рисунки с помощью инструментов рисования; умеют работать с многослойными изображениями; умеют создавать коллажи; умеют верстать HTML-страницы; умеют создавать простые приложения в программах Scratchи VisualStudio 6.0; Метапредметые: умеют использовать события для создания интерактивных роликов; умеют создать ролик, коллаж, простое web-приложение любой тематики и направленности; овладели основными приемами работы с видео; овладели основными понятиями объектно-ориентированного программирования (объект, свойство, метод, наследование). Личностные: научились работать в сети и в группе; научились решать проблемные задачи; научились оценивать себя и другого обучающегося по критериям; освоили свой путь в области изучения мультимедиа и ИКТ. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Стулья ученические – 26 шт. 2. Парты ученические – 13 шт. 3. Доска классная – 1 шт. 4. Кресло «Престиж» с подлокотниками – 1 шт. 5. Стол учительский – 1 шт. 6. Шкаф книжный – 1 шт. 7. Проектор – 1 шт. 8. Экран – 1 шт. 9. Компьютер в комплекте – 15 шт. Кадровое обеспечение 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: - педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей и подростков; - владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ); - владение знаниями по ТБ и ПБ. Данная программа может быть реализована специалистами в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, имеющих соответствующую квалификацию и уровень профессиональных компетенций. Методическое обеспечение № п/ п Название раздела Вводное занятие. Техника безопасности. Работа в редакторе AdobeFlash Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Компьютер в комплекте Компьютер в комплекте Формы, методы, приемы обучения Метод: Рассказ педагога, Приемы: • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); • указание (целостное и дробное); • пояснение; • объяснение; • педагогическая оценка; • беседа. Метод: Рассказ педагога, Приемы: • вопросы (требующие констатации; побуждающие к Формы учебного занятия Групповая, очная Групповая, очная Моделирование в среде Scratch Компьютер в комплекте Моделирование в среде Photoshop Компьютер в комплекте Самостоятельная творческая проектная деятельность Компьютер в комплекте мыслительной деятельности); • указание (целостное и дробное); • пояснение; • объяснение; • педагогическая оценка; • беседа. Метод: Рассказ педагога, Приемы: • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); • указание (целостное и дробное); • пояснение; • объяснение; • педагогическая оценка; • беседа. Метод: Рассказ педагога, Приемы: • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); • указание (целостное и дробное); • пояснение; • объяснение; • педагогическая оценка; • беседа. Творческая работа Групповая, очная Групповая, очная Групповая, очная Для поддержки программы используются разработки К. Ю. Полякова, свободно распространяемые через сайт, которые содержит теоретический материал и задания для выполнения практических работ. Оно используется во время занятий для самостоятельной работы и в качестве справочника. Это позволяет успешно организовывать занятия в группах, в которых есть обучающиеся с разным темпом усвоения материала. Материалы дополнены большим число скриншотов с описанными примерами (лабораторными работами), а также видео на авторском канале – с подробными разъяснениями, ссылками на свободно распространяемое программное обеспечение. Автор записывает эти видео самостоятельно, и они доступны как по ссылкам, так и в открытом доступе. Также накоплен большой объём презентаций, в которых обучающиеся могут работать совместно и в группе. Информационное обеспечение Интернет-ресурсы 1. http://adobe.com 2. http://www.actionscript.org 3. http://www.robertpenner.com/ 4. http://actionscript.com.ua/ 5. http://www.flasher.ru/ 6. http://www.web-planets.narod.ru/webdiz/yrisov/graphiks/flash/ 7. http://www.senocular.com/flash/ 8. http://kpolyakov.spb.ru/school/flash.htm 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов Формы отслеживания - ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное занятие, чем 50% объема знаний, итоговое предусмотренных балла программой; занятие, -употребление 3 балла собеседование, тестирование, специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее 1 балл чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает 2 серьезные затруднения при работес балла оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. Выполнение практического задания, участие в выставке работ, участиев конкурсах, фестивалях 3 балла - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Для педагога: 1. Поляков К.Ю. Уроки по Adobe Photoshop CS2. Электронное учебное пособие, 2005. 2. Луций С.A. Самоучитель Photoshop CS. – СПб: Питер, 2005. 3. Поляков К.Ю. Уроки по Adobe Flash CS3. Электронное учебное пособие, 2007. 4. ЗалоговаЛ.А. Компьютерная графика. М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 5. Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. СПб: БХВ-Петербург, 2015 6. Волчёнков Н.Г. Программирование на VisualBasic 6.М,:Инфра-М, 2000 7. Пакнелл Ш., Хог Б., Суонн К.MacromediaFlash 8 для профессионалов. – М: Вильямс, 2006. 8. Пеннер Р. Программирование во Flash MX. СПб: Символ-Плюс, 2005. 9. Айсманн К. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop (с CDROM). – Минск.: Вильямс · 2004 Для обучающихся: 1. Ефремов А. А. Photoshop и не только фотография. – СПб: Питер · 2006 2. Панкратова Т. В. Обработка цифровых фотографий (с CD-ROM). СПб: Питер, 2005. 3. Шафрин Ю.А.Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. — 704 с.