Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «17» августа 2022 г. Протокол № 2 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 64-1/о от «17» августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Группа развития «Я познаю Мир» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Самохина Людмила Семеновна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет социально-гуманитарную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Актуальность программы. Программа «Я познаю Мир» ориентирована на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка. Отличительные свойства программы. Программа построена с учетом возрастных возможностей ребенка. Большое внимание уделено решению творческих задач – самостоятельное определение способа решения задач, поиск и нахождения закономерностей, ранее не известных, но необходимых при решении задач, содержащих поисковые и творческие элементы. Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребенку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Динамические переменки позволяют переключать активность детей. Организуется такая деятельность, в процессе которой обучающиеся сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Ориентация на самостоятельную деятельность обучающегося органично сочетается с групповыми и фронтальными методами работы. Пространство программы готовит обучающегося к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения с одной стороны, а с другой – быть терпеливым и мудрым с окружающими людьми. Адресат общеразвивающей программы - обучающиеся 5-7 лет. Первый год обучения - дети в возрасте от 5 до 6 лет, второй год обучения – дети от 6 до 7 лет. Программа рассчитана на два года обучения. Режим занятий - занятия проходят два раза в неделю по 2 академических часа, т.е. по 30 минут с перерывом 10 минут. Объем общеразвивающей программы – 136 часов за учебный год. Срок освоения программы – два года. Уровневость общеразвивающей программы. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных минимальную и универсальных сложность форм предполагаемого организации для материала, освоения содержания общеразвивающей программы. «Стартовый уровень» программы «Я познаю мир» включает в себя следующие темы: 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. 2. Развитие элементарных математических представлений. 3. Ознакомление с окружающим миром. 4. Введение в художественную литературу. 5. Развитие мышления, внимания и памяти. 6. Развитие личностных качеств и коммуникабельности. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации специализированных материала, знаний и которые языка, допускают гарантированно усвоение обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. «Базовый уровень» программы «Я познаю мир» включает в себя следующие темы: 1. Входное отслеживание уровня развития способностей обучающегося. 2. Развитие личностных качеств и навыков учебного сотрудничества. 3. Развития речи и творческого мышления. 4. Развитие логических приемов мышления. 5. Развития памяти. 6. Чтение и письмо. 7. Развитие элементарных математических представлений. Формы обучения программы «Я позная мир»: игра, как основной вид деятельности, фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Виды занятий – игровая деятельность, беседы, исследовательская деятельность, совместная работа с родителями, открытые занятия, праздники, тестовые и диагостические занятия. Цель программы: создание условий дл всестороннего личностного развития дошкольников. любознательности, Развитие развитие познавательной умственных активности, способностей, развитие художественно-творческой активности детей. Задачи программы: Обучающие: 1.Расширять представления детей о растениях, животных, объектах живой и неживой природы. 2.Формировать умения и навыки работы с изобразительными материалами и инструментами. Развивающие: 1.Развивать познавательную активность детей, и умственных способностей. 2. Развивать воображение и творческое проявлене детей. 3. Развивать мелкую моторику и графические навыки. Воспитательные: 1.Осуществлять благоприятную адаптацию детей развивающего обучения. 2. Формировать развитие коммуникативных навыков. 3. Воспитывать чувство самостоятельности. в группе Учебный (тематический) план первого года обучения № п\п Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Количество часов ВсеТеоПракго рия тика Развитие речи и подготовка к 32 10 22 обучению грамоте Развитие элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Введение в художественную литературу Развитие мышления, внимания и памяти Развитие личностных качеств и комму- кативности 32 10 22 20 10 10 20 2 18 20 2 18 12 2 10 Итого: 136 36 100 Формы аттестации/ контроля Самостоятельная работа, тест Тест Открытое занятие, Творческая работа тесты Рефлексия, праздник родителей для Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения Тема 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. 1.1. Звуковая структура слова Теория: Звук. Звучащее слово. Звуковая модель, отдельные звуки, слияния двух звуков, гласные, согласные, твёрдые согласные, мягкие согласные, слияния твёрдые и мягкие. Практика: выявить наличие указанного звука в слове, место звука в слове, поиск общего звука в словах, произнести слово по звукам, составить звуковую модель слова, подобрать к модели слово или картинку, произнесённому по звукам слову, назвать слово. Исправить по звуковую модель. 1.2. Буквы, слоги, слова. Теория: Буквы, прописные, строчные. Слова. Слоги. Орфограммы. Практика: знакомство с буквой, чтение слогов, составление слов из букв, чтение слов. Деление прочитанных слов на слоги. 1.3. Подготовка к письму Теория: правильная посадка при письме, постановка руки во время письма. Нажим. Практика: написание буквы, слогов и слов. 1.4. Формирование словаря. Теория: пословицы, поговорки, образные сравнения, фразеологизмы, названия профессий, обобщающие и видовые названия по программным темам: животные, овощи, фрукты, мебель, одежда, головные уборы и т.п. Практика: называть по картинке, загадки, привести примеры по заданной группе, преобразовать заданное слово по аналогии с примером (уменьшительно - ласкательная форма, вместилище продукта, профессия по инструменту и наоборот, подбери антоним, образование прилагательного от существительного). Тема 2. Развитие элементарных математических представлений. 2.1. Счет. Сравнение Теория: цифры, числовой ряд, соседи чисел, прямой, обратный счёт. Сложение, вычитание. Сравнение. Знаки: плюс, минус, равно. Числовые домики, состав числа. Практика: знакомство с цифрами, графическое написание, счёт вперёд и обратно до 10, до 20. Пересчёт предметов предметы, зрительно, на ощупь не глядя), звуков на слух, подбор соответствующего числа. Сравнение сопоставлением, (практически перебирая пересчётом, групп предметов по количеству с опорой на зрительные образы или по представлению. Графический диктант. Игры с кубиком, домино. Кто сосед (заполнить числовой домик, пропуск числа на числовой линейке)? Продолжи числовой ряд, соблюдая закономерность. 2.2. Формирование представлений о времени Теория: времена года, дни недели, части суток, месяцы. Практика: знать и называть части суток, дни недели, месяцы в порядке следования. Задания типа: вставь пропущенное, что лишнее, отгадай загадку. 2.3. Ориентирование на листе бумаги и в пространстве Теория: право, лево, верх, низ, клетка, углы листа (верхний – правый, верхний – левый, нижний – левый, нижний – правый). План помещения. Практика: графические диктанты, геометрические диктанты. Игра «Казаки Разбойники» (по плану помещения разыскать клад), «Муха». Тема 3. Ознакомление с окружающим миром 3.1. Расширять представления детей о родной стране, крае, городе, о труде людей; Теория: обогащение знаний о природе родного края, формирование основ патриотизма, любви к родному краю, к родным людям и ближайшему окружению. Развитие эмоционально-чувственной сферы обучающихся. Знакомство с профессиями. Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн). Практика: рассказ о достопримечательностях нашего города и Свердловской области, Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Формирование толерантности, чувства уважения к труду людей разных профессий. 3.2. Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. Теория: существенные признаки предмета (цвет форма, размер). Практика: игры 3 и 4 лишний, игра – логическая цепочка, назови, что следует далее. 3.3. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об ее охране. Теория: живая и неживая природа, сезонные изменения в природе, охрана природы. Практика: назови время года, объясни свой выбор. Что относится к живой природе. Как человек может помочь природе. Человек и природа: кто главный? 3.4. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д. Теория: времена года, дни недели, части суток. Практика: определение времени года и времени суток. Изучение дней недели. Знакомство с календарем. Тема 4. Введение в художественную литературу. 4.1. Чтение рассказов, басен, стихов и обсуждение прочитанного. Теория: название произведения, автор, основная идея произведения. Практика: чтение, заучивание стихов. Слушание. Ответы на вопросы. Разбор непонятных прочитанного. слов. Выполнение Расширение творческих произведению. 4.2. . Формирование связной речи. словарного заданий запаса. по Пересказ услышанному Теория: знакомство с художественным произведением: автор, заголовок, начало, середина, конец, главные герои; чему учит, отличие рассказа от сказки, особенности стихотворного творчества, речевые шаблоны в быту. Практические работы: составить рассказы по картине, по серии картин, по опорным таблицам. Пересказ произведений. Объяснение смысла фразеологизмов, пословиц. Придумывание окончание рифмовок. Чтение стихов. Тема 5. Развитие мышления, внимания и памяти Развитие логического мышления: 5.1. Представление о множестве Теория: множество, общий признак, объём, содержание, количество. Практика: составление множества по заданному признаку, догадаться по какому признаку составлено множество (цвет, форма, размер), сравнение множеств по количеству, по содержанию. 5.2. Развитие приёмов анализа и синтеза. Теория: геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник. Цвет, форма, размер. Практические работы: назови признаки геометрической фигуры, найди фигуру по описанию, игры типа: « Танграм», собери из кубиков картинку, узор из кубиков Никитиных (4-х, 9-ти, 24-х), разгадывание и придумывание загадок. 5.3. Развитие приёмов сравнения Теория: длина, ширина, высота, объём, цвет, количество, видовые признаки. Практика: практическое сравнение (манипулирование с предметами), по представлению, отгадывание основания сравнения по производимым действиям с предметами. Сравнение прямое и косвенное. 5.4. Развитие приёмов сериации. Теория: ряды предметов. Алгоритмы (по возрастающей и убывающей). Основание сериации. Практика: выложить ряд по возрастающей или по убывающей, вставить предмет в готовый ряд предметов. 5.5. Развитие приёмов классификации. Теория: геометрические фигуры. Наборы тематических картинок. Условные обозначения основания классификации. Практика: обобщение представлению). Составь пары (практическое, зрительное, по по аналогии, например: нога – ботинок, рука Разложи предметы, картинки по группам. Найди лишний предмет. Игры типа: рыбы, птицы, звери, насекомые. 5.6. Развитие внимания Теория: знакомство с понятием. Внимательный человек – это какой? Практические работы: найди отличие, что изменилось. 5.7. Развитие памяти. Теория: способы запоминания, повторение, смысловые связи, вспоминание. Принцип мнемотехники. Практика: запоминание стихов, названий картин и фамилий художников, воспроизведение (вспоминание) через какое-то время того, что изучали. Заучивание стихов принципом мнемотехники. Тема 6. Развитие личностных качеств и коммуникабельности. Теория: словесные выражения, используемые при приветствии, прощании, поздравлении, знакомстве. Этикет говорящего и слушающего. Правила дорожного движения. Практика: привести пример из жизни на заданную тему, оценить «Магазин», матери». поведение литературных героев, принять участие в играх: «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Гараж», «Дочки- Формы подведения результатов первого года обучения – Метапредметный: Ребенок знакомится с другими детьми с целью совместного времяпрепровождения. Идет на контакт с посторонними людьми. Является инициатором общих игр. Играет продолжительное время в одну игру. Соблюдает правила игры. Умеет внимательно выслушать задание. Видит клетки на листе, учится их считать и выполнять элементарные графические диктанты. Умеет продолжать закономерности любого вида. Загадывает и разгадывает простые загадки. Учится выполнять работу по образцу. Умеет продолжить ряд из понятий одного вида. Умеет называть обобщающее понятие к ряду видовых понятий. Умеет производить простейшую классификацию предметов. Умеет находить лишний предмет, аргументируя свой ответ. Фантазирует, придумывает. Умеет разложить предметы в ряд по названному основанию. Пытается объяснить причинно - следственные связи наблюдаемых явлений, событий. Личностый: Играет с другими детьми. Быстро ориентируется в окружающей обстановке и находит себе занятие. Учится извиняться за свое неправильное поведение. Понимает слова: «время для занятий», «время для игр». . Способен выслушать педагога и выполнить инструкцию. Способен сделать волевое усилие, чтобы выполнить задание. Старается довести начатое дело до конца. Высказывает свое отношение к событию с точки зрения хорошо - плохо, красиво - некрасиво, добр - зло, честно - нечестно, и т.п. Предметные: Знает буквы, пытается читать слоги и короткие слова. Пытается дифференцировать звуки на гласные, согласные. Пытается писать слова. Пытается делить слова на слоги, находить ударный слог. Знает названия окружающих предметов, животных, зверей птиц, насекомых. Знает цифры, имеет первоначальный навык счета: осуществляет пересчет предметов, зрительно с опорой на картинки, начальный опыт счета по представлению (в уме). Учебый (тематический) план второго года обучения № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Количество часов всего ТеоПракрия тика Первичное отслеживание уровня 2 1 1 развития способностей Развитие личностных качеств и 20 6 14 коммукабельности Развитие речи и творческого 12 2 10 мышления Развитие логического мышления 12 5 7 Развитие внимания и памяти 22 4 18 Развитие речи. Обучение грамоте. 34 5 29 Развитие элементарных 34 5 29 математических представлений Итого: 136 28 108 Формы аттестации/ контроля тест Беседа Творческая работа Самост. работа Самост.работа Самост.работа Самост.работа Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения Тема 1. Первичное отслеживание уровня развития способностей. Теория: повторение пройденного материала. Настрой детей на положительный результат. Практика: выполнение тестового задания. Тема 2. Развитие личностных качеств и учебного сотрудничества. 2.1. Развитие навыков учебного сотрудничества. Теория: формы ответа: по одному, хором. Этикетная форма дискуссии, обсуждения, спора (бессмысленный спор по поводу вкусов и пристрастий), несогласия. Язык жестов, взглядов. Адресность обращения. Речевые выражения при несогласии и непонимании. Содержательное и бессмысленное сообщение. «Медвежья услуга». Как договариваться? Как обратиться за помощью? Практика: выполнение совместной работы (парами, тройками и т.д.). Анализ совместной работы групп, обсуждение: «Что им помешало или, что им помогло?». Учимся приводить аргументы в защиту своей точки зрения, учимся спрашивать несогласных об их точке зрения, выслушивать их аргументы, находить эмоционального вопросы конструктивные и содержательного Дифференцирование высказывания. Учимся задавать с точным содержанием, т.е. формулировать объективную недостаточность условия задачи Объясняем решения. или недостаточность своих знаний. смысл сценки или рассказа, чему они нас должны научить. Содержательное представление о « настоящем школьнике». Задание ребёнку: «Объясни товарищу». 2.2. Развитие детской оценки и самооценки. Теория: критерии оценки выполненной работы (красота, правильность, интересно, трудно). Как давать оценку другим. Самооценка и взаимооценка. Практика: оценить свою работу, а затем работу соседа. Соотнесение самооценки с оценками сверстников и педагога. Оценка своих личностных качеств (доброта, честность, дисциплинированность, ответственность, смелость, находчивость, обязательность, инициативность, готовность к риску, самостоятельность). 2.3. Развитие самосознания, самоопределения, социально - правовое развитие. Теория: как стать таким, каким ты хочешь быть? Человек и его место в природе и обществе. Что такое закон? Практика: составление портрета человека, которого называют добрым, честным, смелым, дисциплинированным, хорошим другом, трудолюбивым, отзывчивым, находчивым, самостоятельным, человеком слова. Составление портрета человека, каким ты бы хотел быть. можно любить? За что меня можно ругать? «За что меня Я люблю когда? Меня беспокоит… Мне стыдно за то, что…» Обязанности в семье. Тема 3. Развитие речи и творческого мышления. 3.1. Развитие связной речи Теория: представление о рассказе, сказке. Художественные приёмы (речь от 1-го, 3-го лица, средства художественной выразительности), типы речи (описание, повествование, рассуждение). Практика: свободное рассказывание, из личного опыта, пересказ прочитанного. 3.2. Формирование грамматического строя речи. Теория: модель предложения, главные слова, существительное, действие, признак, предлоги. Практика: согласуй слова в предложение, расширение предложения, сокращение и составить модель предложения, разобрать по частям речи, уметь продолжить предложение. 3.3. Формирование словаря Теория: фразеологизмы, пословицы, картин, названия профессий. имена художников, названия Практика: учиться объяснять, понимать фразеологизмы, пословицы, использовать их в речи, приводить примеры из жизни. Устные задания типа: «Скажи по аналогии (спряжение глаголов с чередующимися звуками (хотеть, бежать), с особыми окончаниями в личных формах (есть, дать), изменение времён глаголов (настоящее, прошедшее, будущее), образование повелительного наклонения глаголов с чередующимися звуками (вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, стричь, скакать, стеречь, щипать), склонение местоимений и числительных, образование страдательных и действительных причастий, образование сложных слов из двух простых. 3.4. Развитие воображения. Теория: воображение, как компонент творчества. Придумывание и сочинительство. Практика: придумать различные предложения с заданной парой слов, дорисовать незаконченный рисунок, использования заданного предмета, придумать разные способы рассматриваем ситуацию с позиций «Что хорошо, а что плохо?». Задания типа: «О чём может идти речь, если слышим это …слово?», придумать возможные причины или следствия заданного события. Высказать предположения, а что изображено на картине за границей ограничивающей обзор рамки. Придумать несуществующего сказочного героя, соединяя части тел разных живых существ, придумывание нравов и повадок к ним. Придумать окончание рассказа или сказки. Тема 4. Развитие логических приёмов мышления. 4.1. Отношения множеств, операции над множествами Теория: множества, виды отношений между множествами (никакого, отношения включения, пересечения, наложения). Операции над множествами (объединение, пересечение, удаление, разделение множества на подмножества). Практика: задания типа: выполнить два множества из набора геометрических фигур или предметных картинок, заданным признакам. или предметов по Определить по - какому признаку составлено множество. Назвать в каком отношении находятся два множества. Выполнить операции над множествами. Сделать вывод: какое множество больше (меньше). 4.2. Понятие, отношения понятий, операции над понятиями Теория: алгоритм составления понятия о предмете. Объём, содержание понятия, отношения неположенности, (отрицание, между понятиями перекрещиваемости). обобщение, (отношения Операции ограничение, сериация, над включения, понятиями классификация). Существенные (сходные) признаки рода, видовые отличия. Практика: игры на дифференцирование понятий (род- вид, частьцелое), назови противоположное понятие, учиться составлять понятия о предметах, геометрических фигурах, называя ближайшее родовое понятие (существенные признаки предмета) и отличительные видовые признаки. Сравнивать объёмы двух понятий, определять отношения между понятиями, условно рисовать понятия, производить обобщение, отрицание, ограничение, сериацию, классификацию понятий по содержанию и объёму. 4.3. Развитие умения строить суждения и умозаключения Теория: виды суждений (общие, частные, единичные, простые и сложные). Особенности умозаключений (от общего к частному, от частного к общему). Верное и неверное высказывание. Практика: составление суждений и умозаключений по аналогии с примером педагога, оценивание правильности высказывания друг друга или персонажа инсценировки. Тема 5. Развитие памяти Теория: кратковременная и долгосрочная память. Запомнить, вспомнить. Память слуховая, зрительная, моторная. Практика: разучивание стихотворения через разбор непонятных слов, фраз, через многократное повторение, через зарисовку сюжета. Подготовка к пересказу текста: составить план (начало, середина, конец), выделить главную мысль каждой части, озаглавить части, запомнить план, рассказать в соответствии с планом. Запоминание зрительных образов. Вспоминать ранее изученные стихи, картины, и т.п. Тема 6. Чтение и письмо 6.1. Слово Теория: слог, ударение, звукобуквенная модель слова, ребусы, кроссворды, чайнворды, сканворды. Практика: составление слоговых схем, определение ударного слога, подбор к словам слоговых или звуковых моделей, и наоборот, к моделям слова. Классификация слов по количеству слогов, звуков, букв. Отгадать слово по буквам типа: «Поле чудес». Знакомство с правилами разгадывания ребусов, кроссвордов, чайнвордов, сканвордов. Разгадывание головоломок. 6.2.Тексты Теория: осмысленное чтение, скорочтение. Практика: чтение и пересказ пословиц, задания типа: «Прочитать текст в энциклопедии и рассказать». Читать тексты с выражением, соблюдая знаки препинания, в которых слова и фразы расположены в порядке усложнения для прочтения. 6.3. Письмо Теория: строчные и прописные буквы. Практика: письмо в тетради печатных букв, слов, фраз. Вписывание слов (печатными буквами) в кроссворды, чайнворды, сканворды. Подготовка руки к письму: раскраска картинок, прорисовывание различных графических элементов, срисовывание и дорисовывание узоров по клеточкам, клеточные диктанты, лабиринты. Тема 7. Развитие элементарных математических представлений 7.1. Счёт Теория: однозначные и двузначные числа. Десятки и единицы. Прямой и обратный счёт. Сложение, вычитание, сравнение, числовые домики (состав чисел из 2-х меньших). Состав двузначных чисел. Практика: задания типа: «Заполни числовые домики», решение примеров на закон «Сочетания», игра «Магазин» (дай сдачу с 10 рублей), Практическое составление (связки счетного материала) сложения однозначных и двузначных чисел из десятков и единиц. Счёт до 20 и до 100. Правила и вычитания двузначных чисел. вычитания двузначных чисел Выполнение сложения и с опорой на счётный материал и по представлению. 7.2. Решение задач Теория: понятия «Часть» и «Целое». Математическое выражение. Математический рассказ. Вопрос в задаче. Прямая задача, косвенная задача (с неизвестным). Практика: придумывание математического рассказа с опорой на картинку или к математическому выражению. Учиться задавать вопрос в задаче для нахождения неизвестного. Решение задач через поиск «частей» и «целого» т.е. непосредственно счётом или по чертежу. В качестве подготовки к пониманию умножения и деления решать задачи типа: « по 2, по 3 и т.д.». 7.3.Развитие временного представления Теория: календарь, часы, «Который час?», циферблат, часовая и минутная стрелки. Практика: назвать время по часам, установить на циферблате заданное время первой или второй половины суток. Игры с часами. Назови время по-разному. 7.4. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги Теория: графический диктант. Линия прямая и диагональная. План помещения. Практика: графический диктант. Игра « Муха», разбойники». Игра «Казаки и Планируемые результаты Метапредметные результаты: - развита познавательная активность детей, и умственных способностей. - развито воображение и творческое проявлене. - развита мелкая моторика и графические навыки. Личностные результаты: - сформирована благоприятная адаптация детей в группе развивающего обучения. - сформированы коммуникативные навыки. - сформировано чувство самостоятельности. Предметные результаты: - расширены представления детей о растениях, животных, объектах живой и неживой природы. - сформированы умения и навыки работы с изобразительными материалами и инструментами. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально - техническое обеспечение: Для успешной реализации программы имеется хорошо освещенное помещение, включающее: 1. Учебное помещение (кабинет) Специально оборудованные рабочие места: - Столы – 8 шт.; -Стулья- 16 шт.; -Шкафы для хранения учебного материала; -Тумбы детские- 2 шт.; -Магнитная доска; -Стеллаж- 1 шт.; -Музыкальный центр; -Лампы дневного освещения- 3шт.; Необходимые материалы и оборудование: -Цветная бумага разной фактуры (односторонняя и двусторонняя, бархатная) -Цветной и белый картон ( односторонний и двусторонний, гофрированный) -Пластилин и дощечки для лепки; -Клей-карандаш «Erich Krause» -Бумага офисная; -Бумага акварельная, альбомы; -Салфетки (бумажные салфетки - белые и цветные, влажные - для рук) Инструменты и приспособления: -Клеенки для работы; -Ножницы; -Линейки; -Карандаши цветные и простые, акварельные, восковые мелки, фломастеры; -Баночки для воды, кисточки; -Магнитная доска, фланелеграф (предметные картинки, сказки для фланелеграфа), наборное полотно Информационное обеспечение: -аудио и видеоматериалы для проведения теоретических и практических занятий. - словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение; - аудио - и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов); - практические: изготовление наглядных пособий, образцов, упражнения; - метод игры; - методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха. - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. Кадровое обеспечение: 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: -педагогическое образование: курсовая переподготовка, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории; - профильная подготовка курсовая подготовка по профилю программы; - владение знаниями по основам психологии детей; - владение знаниями по ТБ и ПБ. Методические материалы: Название раздела, темы 1 1.1 Ознакомление с окружающим миром Сенсорное развитие 1.2 Цветной мир 1.3 Какие мы 1.4 Игры и игрушки в нашей группе 1.5 Времена года «Осень» Материально техническое оснащение, дидактико методический материал Формы, методы приемы обучения, Педагогические технологии Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Дид.игры и упражнения; Худож.литер.для чтения детям Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Дид. игры и упражн. Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядные пособия; Худож.литер.для чтения детям схемы; Наглядные пособия; схемы; Дид. игры, настольно-печатные игры; игрушки; образцы Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Формы учебного занятия Наглядный, словесный, Беседа, игра, практический, игровой, практичесработа под руководством кое занятие педагога, Наглядный, словесный, практический, игровой; Беседа, игра, практичес- 1.6 Что такое природа. Живая и неживая природа 1.7 Как в магазин пришли товары 1.8 Что нас окружает 1.9 Время года «Зима» 1.10 Наши друзья животные 1.11 Путешествие в страну помощников человека 1.12 Мы живем в городе 1.13 Профессии людей 1.14 Времена года «Весна» Дид.игры и упражнения, образцы, Худож.литер.для чтения детям Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Плакаты, настольнопечатные игры; образцы Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Худож.литер.для чтения детям Наглядные пособия; образцы, Худож.литер.для чтения детям Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Дид.игры и упражнения; Худож.литер.для чтения детям Наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы; Дид.игры и упражнения; Худож.литер.для чтения детям Наглядные пособия; Худож.литер.для чтения детям; Дид.игры и упражнения; образцы Наглядные пособия; Худож.литер.для чтения детям; образцы Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Худож.литер.для чтения детям; Дид.игры и упражнения; образцы Наглядные пособия; схемы; цветные иллюстрации; самостоятельная деятельность; кое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой, работа под руководством педагога, Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, Беседа, игра, практический, игровой, практичесработа под руководством кое занятие педагога, Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, практический, словесный, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой, Беседа, игра, практическое занятие 1.15 Времена года 2 Ознакомление с художественной литературой Стихотворения 2.1 2.2 Литературные загадки 2.3 Пословицы и поговорки 2.4 Рассказы 2.5 Сказки 3 Развитие графических навыков и мелкой моторики Ориентация на листе бумаги 3.1 Худож.литер.для чтения детям; Дид.игры и упражнения; образцы, Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Худож.литер.для чтения детям; настольнопечатные игры; образцы Наглядный, словесный, практический, игровой, Беседа, игра, практическое занятие Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Худож.литер.для чтения детям; Наглядные пособия, цветные иллюстрации Худож.литер.для чтения детям;; Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Худож.литер.для чтения детям; Наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы Худож.литер.для чтения детям; Наглядные пособия; цветные иллюстрации; Худож.литер.для чтения детям; элементарная театрализован.деятельность; Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядные пособия; образцы, раздаточный материал, образцы Наглядный, словесный, Беседа, игра, игровой, практический, практичесработа под руководством кое занятие педагога; самостоятельная деятельность; 3.2 Массаж пальцев и кистей рук с предметами и без них Наглядные пособия; раздаточный материал, образцы 3.3 Пальчиковые игры и упражнения Наглядные пособия; схемы; образцы Худож.литер.для чтения детям; 4 Игровая деятельность Речедвигательные упражнения 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Наглядные пособия; иллюстрации; музыкальный центр, СД.диски; образцы Малоподвижные Наглядные пособия; игры иллюстрации; музыкальный центр, СД.диски; КоммуникативНаглядные пособия; ные игры иллюстрации; музыкальный центр, СД.диски; Игры и упражнения Наглядные пособия; направленные на цветные иллюстрации; развитие внимания, раздаточный материал; памяти, мелкой образцы моторики ИгрыНаглядные пособия; импровизации цветные иллюстрации; элементарная театрализован.деятельность; игрушки, образцы Строительные игры Наглядные пособия; цветные иллюстрации; раздаточный материал; конструкторы; образцы ИгрыНаглядные пособия; драматизации цветные иллюстрации; игрушки, образцы Дидактические Наглядные пособия; Наглядный, словесный, игровой, практический, работа под руководством педагога; самостоятельная деятельность; Наглядный, словесный, игровой, практический, работа под руководством педагога; самостоятельная деятельность; Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, практический, игровой Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Беседа, игра, Наглядный, словесный, Беседа, игра, практическое занятие игры, настольнопечатные игры, развивающие игры 5 5.1 Художественно – творческая деятельность Изобразительная деятельность 5.2 Лепка 5.3 Апппликация 5.4 Конструирование и ручной труд Дидактические игры, настольно-печатные игры, развивающие игры; цветные иллюстрации; образцы игровой, практический практическое занятие Наглядные пособия; цветные иллюстрации; образцы изделий, Наглядные пособия; цветные иллюстрации; раздаточный материал, образцы изделий Наглядные пособия; цветные иллюстрации; раздаточный материал, образцы изделий Наглядные пособия; конструкторы, раздаточный материал, цветные иллюстрации; образцы изделий, Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие Наглядный, словесный, игровой, практический Беседа, игра, практическое занятие При организации образовательной деятельности важное значение уделяется методическому обеспечению при реализации дополнительных общеразвивающих программ. образовательного процесса индивидуальным особенностям Учебно-методическое отличается разнообразием, обучающихся, в обеспечение соответствует данном случае дошкольников. Каждое задание сопровождается наглядным примером выполнения работы, схемой выполнения работы. Обучающиеся на занятии получают словесное описание выполнения работы. В данном случае на занятиях используются такие методические материалы как: Демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия по темам программы или для конкретной темы; Дидактические игры и упражнения; Настольно-печатные игры; Плакаты («времена года», «животные», «овощи-фрукты», транспорт») Игры и игрушки, конструкторы, мячи; Художественная литература для чтения детям; Образцы работ в различных техниках; Схемы выполнения работ; В процессе обучения используются следующие методы: словесные методы (устное объяснение, беседа, рассказ, и т.д.), наглядные (демонстрационные), методы (показ мультимедиа материалов, показ готовой работы, показ этапов и приемов изготовления работы), игровой метод (словесные, настольно-печатные, подвижные игры) практический метод (отработка умений и навыков, закрепление знаний при самостоятельной работе по схемам и образцам). В целях сохранения и укрепления здоровья детей используются современные здоровьесберегающие технологии: двигательная активность, формирование правильной осанки, проведение физкультминутки, динамические паузы, упражнения для профилактики нарушения зрения, развития мелкой моторики рук. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме. Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности Кол. критерия баллов - ребенок овладел менее 1балл 2 чем 50% объема знаний, предусмотренных балла программой; -употребление 3 балла специальных терминов, как правило, избегает. - объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением - ребенок овладел менее чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работес оборудованием. - объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 1 балл Выполнение практического 2 задания, участие балла в выставке работ, участиев 3 балла конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается поформуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. 3. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Список литературы для педагога: 1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», СанктПетербург, Детство-Пресс, 2014г. ФГОС 2 Е.Ю. Валк «Дошколятам о животных» Занимательные и справочные материалы, Волгоград Издательство «Учитель» 2014г. 3. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова «Художественно-творческая деятельность: Оригами», Издательство «Учитель», 2015г. 4. О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Издательство «Учитель», Волгоград 2013г. 5. Л.Г.Петерсон, И.А.Лыкова Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015г. 6. М.П. Костюченко «Окружающий мир» Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет, Издательство «Учитель», Волгоград 2014г. 7. Е.А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка» Сказки о природе, Издательство «ТЦ Сфера» 2016г. 8. Е.А. Алябьева «Дошкольникам о технике» Беседы, рассказы и сказки, Издательство «ТЦ Сфера» 2016г. ФГОС ДО 9. С.В. Соколова «Бумажные игрушки» Оригами для малышей (для детей 6 лет и старше), Издательский дом «Литера», Санкт- Петербург 2013г. 10. А.Н. Давидчук «Познавательное развитие дошкольников в игре», Творческий центр «Сфера», Москва 2013г. 11. А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова «Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет», Творческий центр «Сфера», Москва 2013г. 12. Н.В.Тимофеева «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками», Издательство «Учитель», Волгоград 2014г. 13. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова «Подвижные тематические игры для дошкольников», Творческий центр «Сфера» 2014г. 14. О.В. Павлова «Познание предметного мира» (комплексные занятия) Старшая группа, Издательство «Учитель», Волгоград 2016г. ФГОС ДО 15. О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!», Издательский дом «Литера», Санкт- Петербург» 2015г. ФГОС ДО 16. Л.А. Парамонова «Истоки» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, ТЦ «Сфера» 2015г. ФГОС ДО 17. А.Д.Нестерова, С.Ю. Танцюра «Аппликация в развитии речи детей», ТЦ «Сфера» 2014г. 18. А.А.Гуськова «Речевое развитие детей средствами загадки», ТЦ «Сфера» 2014г. 19. Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах» (ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет), Издательство ТЦ Сфера, Москва 2014г. 20. Л.А. Соколова «Экологическая тропа детского сада», Издательство «Детство -Пресс», Санкт-Петербург 2014г. 21. А.М. Федотова «Познаем окружающий мир, играя» (сюжетно- дидактические игры для дошкольников), Издательство ТЦ «Сфера» 2015г. 22. Е.В. Баринова «Учимся любить природу», ООО «Феникс» Ростов - на Дону 2014г. 23. М.А.Кретова «Забавные рассказы» (для старших дошкольников), ТЦ «Сфера» 2016г. 24. А.В. Меренков «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста» (методическая разработка для родителей и работников дошкольных организаций), Екатеринбург: Издательство ИСТУ 2017г. 25. А.А.Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5- 7 лет», Издательство «Учитель» Волгоград 2014г. Список литературы для обучающихся: 1. М.А.Кретова «Забавные рассказы» (для старших дошкольников), ТЦ «Сфера» 2016г. 2. Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах» (ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет), Издательство ТЦ Сфера, Москва 2014г. 3. О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!», Издательский дом «Литера», Санкт- Петербург» 2015г. ФГОС ДО 4. Е.Ю. Валк «Дошколятам о животных» Занимательные и справочные материалы, Волгоград Издательство «Учитель» 2014г. 5. «Загадки, пословицы, крылатые слова» Москва «Стрекоза», 2015г. 6. Ю.К. Школьник «Животные наших лесов» (популярная научнопрактическая энциклопедия современных знаний) Москва, 2015г. 7. В.А. Белых «Разгадываем загадки» Феникс-премьер, 2018г. 8. Е.Куцина, Н.Созонова «Учимся рассказывать о временах года», Издательский дом «Литур», 2017г. Список литературы для родителей: 1. Е.Куцина, Н.Созонова «Учимся рассказывать о временах года», Издательский дом «Литур», 2017г. 2. А.А.Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5- 7 лет», Издательство «Учитель» Волгоград 2014г. 3. Ю.К. Школьник «Животные наших лесов» (популярная научнопрактическая энциклопедия современных знаний) Москва, 2015г. Интернет ресурсы: 1. https://mersibo.ru/ - Мерсибо. Образовательный портал для педагогов, детей и родителей. 2. http://www.skazka.com.ru – «Сказка». На сайте представлены полные тексты 7015 народных и литературных сказок, мифов и легенд разных стран. Выделены сказки для самых маленьких читателей и сказки для взрослых, а также размещены тексты 97 «страшилок». Удобный поиск позволяет отыскать сказку по народности или по автору. 3. http://www.solnet.ee – Детский портал «Солнышко». Проект ориентирован на три основных группы посетителей: на детей (игры, конкурсы, сказки, раскраски, детский журнал, виртуальная школа, форумы); на родителей (online консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей. 4. Приложения Приложение 1. Для изучения наблюдение за коммуникативных навыков детей проводилось общением детей на занятии и в свободное время (перед началом занятия), во время игр детей. В процессе наблюдения обращалось внимание на характер общения: инициативность, умение вступать в игру и активно участвовать в ней, конфликтность поведения. Высокий уровень: Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям; ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со сверстниками и взрослыми; Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого; проявляет любовь к родителям, уважение к педагогам в общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности; различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил; имеет представления о том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления. его интересам и возможности получить выигрыш. Средний уровень: дети, которые достаточно активны в общении, участвуют в игровых сообществах, но сами не организовывают игры. стремятся к общению с другими, но их контакты не продолжительны, они часто меняют игровые сообщества, сами игр не придумывают, не умеют развивать игровой сюжет. Низкий уровень: конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют взрослыми и сверстниками; не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент; часто не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками; жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей. Для изучения познавательной активности детей проводилось наблюдение. Высокий уровень: любознательный, активно и заинтересовано познающий мир. Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности. Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения; Умеет применять свои знания на практике; Владеет основами умения учиться; Средний уровень: Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире поверхностны, часто ошибочны; потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Низкий уровень: Отсутствует интерес окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению). Не способен самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, результат познания. Не владеет основами умения учиться. Фамилия, имя ребенка Познавательная активность Н.г К.г 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Итоговый результат не выделяет Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Коммуникативны е навыки» Доброжелательный Знаком с элементарными образцами обращений ко взрослым Умеет слушать и слышать собеседника Умеет поддерживать беседу Развитие эстетических чувств, эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Итоговый результат 1реб-к Нн.г Кк.г 2 Нн.г 3 Кк.г Нн.г 4 Кк.г Нн.г 5 Кк.г Нн.г 6 Кк.г Нн.г 7 Кк.г Нн.г 8 Кк.г Нн.г 9 Кк.г Нн.г 10 Кк.г Нн.г 11 Кк.г Нн.г 12 Кк.г Нн.г 13 Кк.г Нн.г 14 Кк.г Нн.г Кк.г