Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» Принята на заседании Педагогического Совета МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» от «31» августа 2023 г. Протокол № 3 Утверждаю: Директор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» __________Т.Н.Стаценко Приказ № 51/о от «01» сентября 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный бисер» Возраст обучающихся: 6-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Должикова Елена Валентиновна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2023 Пояснительная записка. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, разработана с учётом требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и опирается на следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Актуальность общеразвивающей программы «Волшебный бисер» состоит в том, что она современна, соответствует потребностям времени. Программа нацелена на развитие у обучающихся: образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной памяти, воображения, внимания, исследовательской способности, цветовосприятия. Программа способствует успешной адаптации обучающихся школьного возраста в условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, снижает агрессивность. Содержание эмоционально данной значимо программы для насыщенное, дошкольников, интересное, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого в реализации своих художественных желаний и возможностей. Общеразвивающая программа соответствует нормативным правовым актам, и государственным программным документам. В настоящее время все больший интерес вызывают программы дополнительного образования, способствующие развитию личности в процессе продуктивной творческой деятельности. Мы знаем, что лучше всего ребенок развивается в игровой непринужденной обстановке познавая новое через ощущения, полученные во время занимательного процесса. А если при этом он создаёт что-либо, вызывающее восхищение у сверстников и взрослых, то запомнит и все то, чему учит педагог очень легко. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Новизна программы и ее отличительная особенность: Предлагаемая программа носит интегративный характер и реализует авторскую идею объединить различные виды деятельности ребенка (познавательную, коммуникативную, творческую, прикладную и игровую) на занятии прикладным творчеством, где само освоение навыков бисероплетения изучаемого вида является не самоцелью, а служит средством развития его способности к успешной адаптации в обществе. Адресат общеразвивающей программы: Комплектование группы осуществляется с учетом возрастных, индивидуально-психологических и физиологических особенностей обучающихся: обучающиеся 6 - 12 лет, желающие заниматься английским языком. Для начала занятий в объединении специальной подготовки не требуется. Учебные группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей 6 лет, 7 лет, 8-12 лет от 10 до 15 человек в группе. Характеристика обучающихся по программе Обучающиеся в возрасте 6-7 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. При организации процесса обучения в группе младшего школьного возраста необходимо максимально сконцентрироваться на развитии мелкой моторики обучающегося, что в дальнейшем станет основой успешного освоения не только предлагаемой программы, но и обучения детей в школе. Именно поэтому материал для освоения и практические задания на отработку навыков связаны с развитием навыков ручного труда. Активно используются игровые методы. В возрасте 8-12 лет активно идёт процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю). Продолжительность одного занятия составляет 30 минут (дошкольники), 45 мин (школьники). Перерыв между занятиями 10 минут, между группами 15 минут. Срок освоения программы составляет: 9,5 месяцев, 36 учебных недель необходимых для освоения программы. Состав группы постоянный, однако, возможно пополнение её в течение учебного года. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка. Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических принципов: принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса); принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор практических заданий ведется с учетом природных задатков, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей детей и экономических возможностей семей); принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия); принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми годами обучения); принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности). Формы обучения: очная, дистанционная (при необходимости). Основной формой организации процесса обучения является групповое интегрированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде беседы и демонстрации иллюстративного материала с последующим составлением или разбором схемы плетения, отработкой умений и навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы. Важным элементом каждого занятия является обсуждение, наблюдение, беседа. Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы: выставка работ, обобщающая викторина, конкурс мастерства. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы – раскрытие творческого потенциала обучающихся посредством изучения искусства бисероплетения и создания изделий из бисера. Задачи: Обучающие: познакомить с базовыми навыками декоративно-прикладного искусства; познакомить с историей возникновения и развития бисероплетения как одной из практик рукоделия; научить прикладному применению полученных знаний; помочь в формировании мотивов поведения, определении целей и выборе средств, оценке результатов деятельности; Развивающие: развить способность к адаптации в коллективе; развить речевые и коммуникативные навыки; развить творческий потенциал, самобытность и оригинальность; развить ловкость и чувствительность пальцев, умелость рук; Воспитательные: воспитать позитивное отношение к труду и привычку трудиться, привычку завершать начатое; трудолюбие; воспитать социальную и коммуникативную компетентность обучающихся, умение продуктивно сотрудничать и общаться; воспитать привычку мыслить и рассуждать; воспитать художественный вкус; научить замечать и ценить красоту вокруг; воспитать стремление создавать красоту своими руками и вокруг себя; пробудить интерес к культуре своего народа и культурам других стран. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план N п/п 1 Название раздела, темы Количество часов Тема 1. «Насекомые» Всего 16 Теория 8 Практика 8 1.1. «Божья коровка» 2 1 1 1.2. «Пчела» 2 1 1 1.3. «Стрекоза» 2 1 1 1.4. «Бабочка» 2 1 1 1.5. «Кузнечик» 2 1 1 1.6. «Гусеница» 2 1 1 1.7. «Паук» 2 1 1 1.8. «Жук» 2 1 1 Тема 2 «Маленькие животные» 28 13 15 2.1. «Мышь» 2 1 1 2.2. «Крокодильчик» 2 1 1 2.3. «Белка» 2 1 1 2.4. «Дельфинчик» 2 1 1 2.5. «Дракончик» 2 1 1 2.6. «Лисичка» 2 1 1 2.7. «Лягушка» 2 1 1 2 Формы аттестации/конт роль выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, 2.8. «Крабик» 2 1 1 2.9. «Кошка» 2 1 1 2.10. «Снегирь» 2 1 1 2.11. «Щенок» 2 1 1 2.12. «Поросёнок» 2 1 1 2.13. «Какаду» 4 1 1 Тема 3. «Новогодний сувенир» 20 3 17 3.1. «Снежинки» 8 1 7 3.2. «Дракон» 12 2 10 Тема 4. «Полевые цветы» 32 6 26 4.1. «Гвоздика» 2 1 1 4.2. «Лютик» 4 1 3 4.3. «Клевер» 6 1 5 4.4. «Ромашка» 6 1 5 4.5. «Василёк» 6 1 5 4.6. «Цикорий» 8 1 7 Тема 5.«Крупные животные» 38 8 30 5.1. «Собака» 6 1 5 5.2. «Черепаха» 6 1 5 3 4 5 практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое 5.3. «Лиса» 6 1 5 5.4. «Медведь» 6 1 5 5.5. «Пингвин» 6 1 5 5.6. «Ящерица» 8 1 7 6 Тема 6. «Свободная тема» 10 1 9 6.1. «Свободная тема» 8 - 8 6.2. Заключительное занятие выставка всего 2 1 1 144 39 105 занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос, практическое занятие выставка Беседа, опрос, практическое занятие Беседа, опрос ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные развито позитивное отношение к труду и привычку трудиться, привычку завершать начатое; трудолюбие; сформирована социальная и коммуникативная компетентность обучающихся, умение продуктивно сотрудничать и общаться; развита привычка мыслить и рассуждать; сформирован художественный вкус; развита осознанность, замечать и ценить красоту вокруг; воспитано стремление создавать красоту своими руками и вокруг себя; сформирован интерес к культуре своего народа и культурам других стран. Метапредметные развита способность к адаптации в коллективе; развиты речевые и коммуникативные навыки; сформирован творческий потенциал, самобытность и оригинальность; развита ловкость и чувствительность пальцев, умелость рук; Предметные сформированы базовые навыки декоративно-прикладного искусства; изучена история возникновения и развития бисероплетения как одной из практик рукоделия; усвоены навыки в прикладном применении полученных знаний; сформированы мотивы поведения, определены цели и выбор средств, а также оценка результатов деятельности. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Для обеспечения эффективности образовательного процесса занятия проводятся в хорошо освещенном, уютном кабинете. № Оборудование Количество /шт. 1. 2. 3. Доска магнитно-маркерная Телевизор Стол ученический и стул 1 1 На каждого обучающегося 4. цветные карандаши На каждого обучающегося 5. Инвентарь для вязания На каждого обучающегося 6. 7. Инвентарь для бисероплетения Раздаточный материал (тематические изображения) На каждого обучающегося На каждого обучающегося 8. Раздаточный материал (схемы изделий) На каждого обучающегося КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1. 2. Требования к компетенции педагога: педагогическое образование: высшее педагогическое, педагог высшей квалификационной категории; профильная подготовка: курсовая подготовка, умение работать с бисером, вязать, плести, знать схемы и технологические карты; владение знаниями по основам психологии детей и подростков; владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ) владение знаниями по ТБ и ПБ. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Общая характеристика педагогического процесса Организационной формой обучения является групповое занятие. При выполнении некоторых видов деятельности на занятии требуется разделение детей в подгруппы. На первом году обучения обучающиеся получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки. Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться. При реализации программы основной формой организации процесса обучения является интегрированное занятие, включающее в себя различные виды деятельности – познавательную, творческую, игровую, поисковую – и объединяющее в себе материал, связанный с вопросами этикета и этики, рукоделия и игротворчества. Соединение таких разнообразных видов деятельности на каждом занятии соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. На занятиях используются следующие технологии: информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; игровая; технология мастерских; технология интегрированного обучения. Обеспечение методическими видами продукции Учебные пособия 1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества: учеб.-методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 347 с. 2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практ. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2011. - 125 с. 3. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.-256 с. Методические материалы 1. Разработки тактильных, словесно-логических и сюжетно-ролевых игр 2. Список детских игр (японских, скандинавских) с описанием правил 3. Схемы плетения фигурок из бисера 4. Схемы вязания орнаментов 5. Схемы складывания фигурок оригами 6. Видео-уроки для проведения дистанционных занятий Дидактические материалы 1. Образцы изделий 2. Технологические карты 3. Раздаточный материал (тематические изображения) 4. Раздаточный материал (схемы изделий) ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся». Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом. Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов Оцениваемые параметры 1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности критерия Кол. баллов - ребенок овладел менеечем 50% объема знаний, предусмотренных программой; 1балл -употребление специальных терминов, как правило, избегает. 3 балла 2 балла Формы отслеживания контрольное занятие, итоговое занятие, собеседование, тестирование, - объем усвоенных знаний составляет более50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой. -ребенок освоил практически весь объемзнаний, предусмотренных программой; 2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Соответствие - ребенок овладел менее практических умений чем50% предусмотренных и навыков умений и навыков; программным испытывает серьезные требованиям, затруднения при работес владение оборудованием. специальным - объем усвоенных умений и оборудованием, навыков составляет более оснащением 50%; соборудованием ребенокработает с помощью педагога. - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием. 1 балл Выполнение практического задания, участие в выставке работ, 2 балла 3 балла участиев конкурсах, фестивалях Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается поформуле: Т+П, Где Т – количество баллов по теоретической подготовке; П- количество баллов по практической подготовке. В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровеньподготовки обучающегося по программе: 5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень, 0-2 – низкий уровень. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы по итогам аттестации (Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, Приложение 2). В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие формы определения результативности освоения программы: наблюдение, практическая работа, обучающая викторина, беседа, минивыставка работ, конкурс мастерства. В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика развития обучающихся по основным критериям. Критериями оценки результатов освоения программы служат: осмысленность и свободное использование изученной терминологии; соответствие уровня подготовки программным требованиям; творческое отношение к выполнению поставленной задачи; уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения работать в команде. Планируемые результаты личностные интерес к занятиям творчеством; трудолюбие; дружелюбие и открытость, стремление сотрудничать и оказывать помощь; понимание необходимости контролировать свои эмоциональные проявления; понимание красоты как ценности; Метапредметные владение правилами безопасных приемов труда; умение рационально организовать свое рабочее место; владение приемами самоорганизации и самоконтроля; Характеристика оценочных материалов Критерии оценивания Виды контроля/ аттестации Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Выраженность интереса к занятиям; Самооценка деятельности на занятиях; Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении; педагогическое наблюдение Мониторинг личностного развития (приложение 1) -Уровень развития познавательной активности, самостоятельности Произвольность деятельности; - Уровень развития контроля; - Способность к сотрудничеству педагогическое наблюдение анкетирование Мониторинг личностного развития (приложение 1) Предметные владение терминологией, навыками работы с оборудованием, материалами и приспособлениями изученных техник; знание истории развития бисероплетения; знакомство и базовыми навыками декоративноприкладного искусства стремление рассуждать и высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых вопросов. уровень теоретической подготовки: соответствие теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии; Мониторинг результатов обучения по ДОП (приложение 2) Критерии оценки (приложение 4) уровень практической подготовки: качество выполнения практического задания; аккуратность и ответственность при работе; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; креативность в выполнении заданий Активность обучающегося и результативность его участия в мероприятиях - 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 21 9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. № 934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». 15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА». Для педагога 16. Албертс Л.В. Литвинова И.П. Семья принимает гостей. – М.: Культура и традиции. 1995. – с. 17. Андреев В. Ф. Современный этикет и русские традиции: хороший тон в доме и семье, этикет общения, деловой этикет. – М.: Вече, 2005. - 400 с. 22 Ануфриева М. Искусство бисероплетения. – М: Культура и традиции, 18. 1999.- 326 с. Астраханцева 19. С. В. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества: учеб.-методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 347 с. 20. Кехо Дж. Сила разума для детей. – Минск: Попурри, 2006. – 176 с. 21. Кочетова С. Мягкая игрушка: игрушки с бисером. – М.: Рипол Классик 2001. 321 с. 22. Морсбах Г. Япония: обычаи и этикет. – М.: АСТ Астрель, 2008. - 95 с. 23. Николаева Т. Н. Илларионова. Этикет и мы. – М.: Сов. Спорт, 1993. – 160 с. 24. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2010. 25. Слэттер А. Россия: обычаи и этикет. – М.: АСТ Астрель , 2010. - 95 c. 26. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с. Ткаченко И. В. Играю - значит интересно живу: учеб.-метод. Пособие. – 27. М.: Дрофа, 2008. - 302 с. Умарова А. Искусство кланяться // Япония сегодня. - 2008. - N 7. - С. 12- 28. 13. 29. Уффельман Инге. Хорошие манеры в любой ситуации. – Минск: Этоним, 1995. – 320 с. 30. Этикет народов Востока: нормативная традиция, ритуал, обычаи: сборник статей. – М.: Восточная литература, 2011. – 479 с. Для родителей и обучающихся 1. Ляукина М.В. Поделки из бисера, Москва, ООО"АСТ-ПРЕСС КНИГА",. – М.: 2010г 2. Сьюзан МакНил. Модные фенечки. Москва, "Контэнт", . – М.: 2012г. 23 3. Торстен Беккер Волшебные фигурки и животные из бисера Издательство " Клуб семейного досуга" Харьков Белгород . – Х.: 2012г. 4. Бедина М.В. Фигурки животных из бисера. Харьков. «Клуб семейного досуга». 2013г. 5. Людмила Божко. Бисер для стильных девочек. Москва, «Мартин». 2014 г. Электронные образовательные ресурсы Бисероплетение: http://www.rukodelie.by/content/?id=2558 http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/ 24 ПРИЛОЖЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Приложение 1. Мониторинг развития личности обучающихся Параметры Критерии Степень выраженности качества Балы Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения; Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия; Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их Выраженность интереса к выполняет. занятиям; Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы Самооценка деятельности изучаемого материала; на занятиях; Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий; Ориентация на Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично общепринятые моральные их нарушает. нормы и их выполнение в поведении; Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию; Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия; Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает; Уровень развития Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении познавательной активности, заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не Познавательная сфера самостоятельности проявляется. Мотивация 1 25 Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. 2 Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий. 3 Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна; Обучающийся осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. Регулятивная сфера 1 Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности может отвлекаться, Произвольность деятельности; трудности преодолевает только при поддержке педагога; - Уровень развития контроля; При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок. 2 Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца; Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы. 3 Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера. Коммуни кативная сфера Способность к сотрудничеству Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии;коллективное решение учебных задач). 1 2 26 Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь. 3 27 Приложение 2 Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Показатели Критерии Степень выраженност и оцениваемого качества Возможн ое количест во баллов Методы диагностики 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания по основным разделам УП ДОП Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям высокий уровень – успешное освоение воспитаннико м более 70% содержания образовательн ой программы, подлежащей аттестации; средний уровень – успешное освоение воспитаннико м от 50% до 70% содержания образовательн ой программы, подлежащей аттестации; низкий уровень – успешное освоение воспитаннико м менее 50% содержания образовательн ой программы, подлежащей аттестации. Наблюдение тестирование 3 2 1 1.2. Осмысленность и Владение специальной правильность терминологией использования специальной терминологии высокий уровень – осознанное употребление специальных терминов в полном соответствии с их содержанием; собеседование 3 средний уровень – сочетание специальной терминологии с бытовой; 2 низкий уровень – специальные термины не употребляются. 1 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические навыки и умения, предусмотренн ые ДОП (по основным разделам УП) 2.2. Владение специальным оборудованием - качество выполнения практического задания; -аккуратность и ответственность при работе; свобода владения специальным оборудованием и оснащением высокий уровень – овладел всеми умениями и навыками средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; низкий уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет менее 50%; высокий уровень – ребенок работает с оборудование м самостоятельн о, трудностей не испытывает 3 Практическое задание 2 1 Практическое задание 3 2.3. Творческие навыки 2.4. Личные достижения обучающегося Креативность в выполнении практических заданий Активность обучающегося и результативност ь его участия в мероприятиях средний уровень – работает с оборудование м с помощью педагога низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием Творческий уровень – задания выполняются с элементами творчества; Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца Начальный (элементарны й) уровень – Выполняет лишь простейшие практические задания педагога высокий уровень – ребенок принимает участие во всех мероприятиях с хорошими и отличными результатами средний уровень – ребенок принимает участие в большинстве мероприятий низкий уровень – ребенок малоактивен 2 1 Практическое задание 3 2 1 Конкурсы 3 2 3 Приложение 3 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАУ ДО ДДТ «РАДУГА» 20__/20___учебный год Вид аттестации Творческое объединение: студия Образовательная программа и срок ее реализации: --год обучения Дата проведения аттестации : Форма проведения: Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ № Фамилия, имя ребенка Этап (год) обучения Результат аттестации (уровень) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Всего аттестовано ____ обучающихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень ____чел. средний уровень _______чел. Подпись педагога Члены аттестационной комиссии низкий уровень ______чел. Приложение 4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Оценка уровня развития коммуникативных навыков и творческих способностей Коммуникативные навыки Творческие способности Высокий уровень – 3 балла. Обучающийся умеет обращаться за помощью к другому обучающемуся, к педагогу; умеет предложить помощь; активно работает в группе при создании коллективных работ; адекватно реагирует на замечания, просьбы. Высокий уровень – 3 балла. Обучающийся умеет работать со всеми инструментами, не боится экспериментировать, фантазировать, придумывать; чувствует цвет, уверенно читает схемы работает аккуратно; Средний уровень – 2 балла. Обучающийся умеет работать в группе, но активных действий не предпринимает, при работе в коллективе стремится работать самостоятельно; боится задавать вопросы, помощь не предлагает и сам помощь не просит. Средний уровень – 2 балла. Обучающийся осознанно избегает некоторые техники плетения, использует только те, которые умеет, в основном работает аккуратно, прибегает к посторонней помощи при чтении некоторых схем Низкий уровень – 1 балл. Обучающийся не умеет просить помощи, обращаться к другому обучающемуся/педагогу корректно; забирает без спроса материалы соседа; при создании коллективных работ ведет себя агрессивно. Низкий уровень – 1 балл. Обучающийся не владеет инструментарием, не умеет читать схемы, не проявляет инициативы и фантазии Критерии оценки: высокий уровень – успешное освоение воспитанником более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; средний уровень – успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; низкий уровень – успешное освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Критериями оценки результативности обучения воспитанников также являются: критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии; критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность ответственность при работе; развитость специальных способностей. и МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЕТСКИЕ ИГРЫ Аятори (японская игра) Цель игры: развитие воображения, тактильности и ловкости рук. Необходимые материалы: веревка длиной 120 см. Правила игры: Возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы получилась петля. Затем необходимо при помощи пальцев делать из веревки фигуры определенной формы. В игру можно играть вдвоем, в парах, а можно и одному. Если играют на победителя, один из игроков удерживает веревку в определенной форме, а второй делает другую фигуру. Тот, кто совершил ошибку и разрушил задуманную форму, проиграл. Формами можно любоваться за их причудливую красоту. Некоторые складывают формы аятори, чтобы сделать сюрприз друзьям. Форма «Метла» 1. Положите веревку на руку, как показано на рисунке, а потом возьмитесь за веревку в том месте, которое помечено звездочкой. Потяните вниз до конца. 2. Изнутри большой петли зацепите указательным пальцем правой руки маленькую петль слева, а мизинцем правой руки – маленькую петлю справа (петли указаны звездочками). 3. Теперь веревка и руки должны расположиться таким образом, как на рис. 3. Протяните маленькие петли через большую. 4. Поместите указательный, средний и безымянный пальцы левой руки в области А, В, и С соответственно. Накиньте петли на тыльную сторону левой руки, а потом отпустите правую руку. 5. Возьмитесь за веревку в том месте, которое помечено звездочкой (рис. 5) Накиньте ее на пальцы левой руки и притяните к себе. 6. Вот и получилась метла! Mirror\Зеркало (шведская игра) Цель игры: развитие ловкости и быстроты реакции, координации, внимания. Описание и правила игры: Игра является аналогом русской игры «Тише едешь - дальше будешь, стоп». Ведущий встаёт лицом к стене, а за ним, на расстоянии 10-20 метров, выстраиваются игроки. Они пытаются подобраться к ведущему – кто-то идёт, кто-то ползёт, а кто-то рискует пробежаться. Но в любой момент ведущий может обернуться, и все должны немедленно замереть. Если кто-то двинется, ведущий называет его имя, и игрок должен вернуться на исходную точку. После этого игра продолжается. Побеждает тот, кто первым коснётся ведущего. Ketju\Цепь (шведская игра) Цель игры: развитие смекалки, ловкости, умения взаимодействовать в команде. Описание и правила игры: 35 Один игрок отходит, остальные, тем временем, выстраиваются в круг, крепко взявшись за руки. Затем ушедший возвращается и пытается распутать круг. Если ему это удаётся, отходит следующий игрок, и всё повторяется. Горшок с дёгтем (шведская игра) Цель игры: развитие внимания, ловкости, умения взаимодействовать в команде Описание и правила игры: Игроки выстраиваются в круг, а за их спинами ходит ведущий. В любой момент он может уронить около одного из игроков небольшой предмет – шишку, ветку. Этот игрок хватает предмет, и вместе с ведущим они бросаются бежать вдоль круга – в противоположных направлениях, навстречу друг другу. Цель каждого из них – занять освободившееся место, и тот, кто не успел, становится новым ведущим. В центре же круга находится пресловутый «горшок с дёгтем»: игрок, который не заметил брошенный рядом предмет, попадает в «горшок» и сидит в круге до тех пор, пока там не окажется кто-то другой. 36 Приложение 5. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОСОБЫХ КАТЕГОРИЙ В СТУДИИ Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальный учебный план, рассчитанный на конкретного обучающегося и преследующий конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки; это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту). При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно: образовательная база (знания, которыми он владеет); его психическое и физическое состояние; личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.) возраст; социальный аспект (пожелания родителей). Учитывая особенности обучающегося, составляется индивидуальный план обучения для детей особых категорий. Критерии отбора одаренных и мотивированных детей при реализации индивидуального образовательного маршрута 1. Инструментальный аспект быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; более глубокое овладение предметом; новое видение ситуации и появление неожиданных на первый взгляд идей и решений (новаторство); своеобразный индивидуальный стиль деятельности; 2. Мотивационный аспект повышенный интерес к изучаемому виду деятельности и переживание чувства удовольствия при ее выполнении; повышенная познавательная потребность (любознательность, инициативность, стремление выйти за пределы исходных требований); ярко выраженный интерес к выбранному виду деятельности, высокая увлеченность; упорство, настойчивость и трудолюбие; неприятие стандартных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству; самокритичность. 38 Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута для детей особых категорий Название этапа Диагностика Содержание деятельности Роль педагога Роль обучающегося Роль родителя Дает обобщенную характеристику обучающегося на основе критериев «Что я могу»: проводит самодиагностику осмысливает свои возможности Беседует с педагогом, помогает составить полную картину способностей, увлечений, потребностей ребенка Проектирование Определение целей и задач Определение времени Определение роли родителей в реализации маршрута Определение содержания, форм работы, этапов практической деятельности и оценивания результатов «Что я должен знать и уметь»: осмысливает и формулирует свои потребности и интересы на основе того, что он умеет делать Согласовывают срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами родителей в реализации маршрута (возможность и необходимость участия в совместной творческой деятельности, решения организационных вопросов) Разрабатывает «Как я буду идти к учебнотематический поставленной цели» план проектирует свою Осуществляет будущую деятельность выбор технологий и определяет методов работы способы деятельности и самооценки на каждом этапе реализации Определение Осуществляет поиск Оказывают необходимости партнеров, финансовую интеграции с другими заключает договоры поддержку (при специалистами необходимости) Реализация Наблюдает оказывает необходимую помощь корректирует формы работы Предъявление результата Наблюдает Организует поддержку Оценка результатов Осуществляет оценку и корректировку полученных результатов Осуществляет практическую деятельность получает углубленную информацию осваивает более продвинутые технологии и/или какую-либо новую деятельность , необходимую для более полной реализации поставленной цели в рамках интеграции с другими специалистами Предъявляет результат Может своего творчества присутствовать при предъявлении результатов «Чему я научился и что мне надо доработать?» Осуществляет самооценку, самоанализ. 40