ДООП Валяние из шерсти

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
от «31» августа 2022 г.
Протокол № 2

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДДТ
«РАДУГА»
__________Т.Н.Стаценко
Приказ № 68/о
от «01» сентября 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Валяние из шерсти»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Зырянова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность, разработана с учётом
требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей и опирается на следующие

нормативно-правовые

документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№

09-3242.

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г.
№ ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015
г. № 996-р.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках

национального проекта «Образование».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Данная программа реализует художественную направленность для
занятий по декоративно - перекладному искусству. Она является программой

образовательного типа и ориентирована на приобретение знаний, умений и
навыков по данному виду искусства.
Техника Валяние (мокрое и сухое). Произведения

декоративно –

прикладного искусства, составляет часть предметов среды, окружающей
человека, тем самым обогащает и развивает в нем эстетические чувства,
способствует формированию разносторонней творческой личности. Виды
декоративно

–

художественно

прикладного

искусства

–

мышление,

образное

развивает

мелкую

восприятие,

моторику,

созидание

и

воображение.
Валяние шерсти - (фелтинг: войлок.) — это особая техника рукоделия,
в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или
войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы
одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью
сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Выполнение задание требует концентрации внимания, усидчивости и
наблюдательности. Художественное освоение мира вступает для детей в
качестве хорошо им понятной, интересной и доступной деятельности,
которая увлекает их, побуждает активно и творчески действовать. В своих
работах они используют различные художественные материалы, природные
и подручные средства переходят от одного вида деятельности к другому,
применяют разные приемы художественного отображения близким им
предметов и явлений окружающей действительности.
Таким образом, в процессе занятий развивается умение: применять
различные художественные приемы для выполнений замысла, закрепляется
раннее

приобретенный

опыт,

наглядно

выявляются

результаты

художественной развития, а главное познается связь искусства с жизнью
человека в его повседневном быту.
Отличительные особенности программы:
Валяние из шерсти - является

модифицированной программой

художественной направленности, созданной на основе программ: Интернета,

Шпикалова Т. Я. Народное искусство, на уроках декоративно - прикладного
рисования. -М.: Просвещение, 1979.; Одинцова С. Н.Чудесный войлок. Идеи
для валяния. Издательство: Арт-родник, 2014.
Актуальность данной программы: для развития ребенка заключается
в том, что через знакомство и приобщение детей к искусству, техники
валяния

(мокрое

художественного

и

сухое)

вкуса

и

оказывает
открывается

влияние
простор

на

формирование

для

последующего

совершенствования творческих способностей обучающихся. В результате
обучения по программе «Валяние из шерсти», обучающиеся получают
знания и практические навыки по изготовлению различных изделий, из
различный материалов, что позволит им в будущем применять эти знания на
практике как любое ремесло.
На сегодняшний день техника валяния (мокрое и сухое) достаточно
актуальна и украсит любой интерьер.
Новизна данной программы: связана прежде с новыми современными
технологиями

и

при

этом

с

возможностью

сохранять

традиции,

перерабатывая и преподнося композиции, техники валяния делая его более
декоративным, открывая его с другой стороны для себя и для окружающих.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени
усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя не только обучение валяния «мокрого и
сухого», но и создание тематических композиций, в которых используются
изделия, выполненные в технике валяния «мокрого и сухого».
Сроки реализации программы, условия набора:
Программа рассчитана для детей от 8 до 12 лет. Реализация в течение
1года, по 2 учебных часа (в год 72 ч), 2 раза в неделю.
Продолжительность

одного

занятия

составляет

30

минут

(дошкольники), 45 мин (школьники). Перерыв между занятиями 10 минут,
между группами 15 минут.

Продолжительность "Ознакомительного" уровня - составляет 1-й год
обучения, независимо от группы обучающихся.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения
программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью
педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество
детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся в возрасте 8-9 лет располагают значительными
резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из
главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные
характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память,
воображение, мышление, речь. При организации процесса обучения в группе
младшего

школьного

возраста

необходимо

максимально

сконцентрироваться на развитии мелкой моторики обучающегося, что в
дальнейшем станет основой успешного освоения не только предлагаемой
программы, но и обучения детей в школе. Именно поэтому материал для
освоения и практические задания на отработку навыков связаны с развитием
навыков ручного труда. Активно используются игровые методы.
В возрасте 10-12 лет активно идёт процесс познавательного развития.
Подростки

и

юноши

уже

могут

мыслить

логически,

заниматься

теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и
самосознания детей, представляющий собой существенное расширение
сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем
мире.
Цель данной программы: Создание условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка. Формирование нравственно - эстетической отзывчивости на
прекрасное в искусстве и жизни, через занятия ДПИ.

Для достижения поставленной цели необходимы следующие задачи:
Обучающие:
 ознакомление с видами декоративно - перекладным искусством;
 формирование заинтересованности и уважение к декоративноперекладному искусству;
 формирование
активности;

овладеть

художественнотехниками

творческой

приемами

работай

самостоятельной
в

декоративно-

перекладному искусству;
 обучение основам декоративного искусства с использованием
различных материалов:
 учатся составлять и анализировать композицию видов материала и
средств;
 учится

обследовать и наблюдать за особенностью предметов и

элементов произведения.
Развивающие:
 развивается художественное, эстетическое мышление и творческое
воплощение замысла в изделии;
Воспитательные:
 Воспитание интереса к искусству декоративно –преклонному
искусству;
 Расширение коммуникативных способностей детей.
Формы и методы обучения:
Форма занятий может включать следящие этапы: введение в тему,
обобщение к реалиям окружающей жизни (где это можно применить),
созидательной

творческой

практической

деятельности,

обобщение

обсуждение итогового занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

и

 наглядный

(показ

видео

и

мультимедийных

материалов,

иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу
и др.)
 практический (выполнение работ по образцу)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию
 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом
 исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
детей на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Формирование

художественных

занятий,

умение

и

навыков

предполагает следующие ожидаемые результаты:
 познакомятся с различными приемами работы мокрого валяния.
 овладение техникой и приемами исполнения;
 умение и создание собственных художественных композиций:
 работать

с

различными

художественными

материалами

природными и подручными;
 умение работать цветом, линей, точкой, тоном, пространством,
формой, самостоятельно грамотно использовать художественные средства;

 творчески относится к собственной деятельности , любить свой
труд и труд окружающих людей;
 развить

желание

собственной

инициативы

в

изготовление

различных декоративных предметов быта;
 научатся следовать устным инструкциям педагога;
 смогут создавать совместно с педагогом композиции с изделиями,
выполненными в техники Валяния (мокрого и сухого);
 разовьют внимание, память, образное мышление, пространственное
воображение; мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;
 художественный вкус, творческие способности и фантазию.
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
 самостоятельно проявлять желания в развитии накопления опыта и
обогащения знаний, умения и навыков.
Форма подведения итогов данной программы
Выставки, фестивали т.д.
Изготовление подарков к различным тематическим праздникам.
Форма контроля на занятиях:
На различных этапах обучения используются различные виды
контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль: направлен на выявление знаний, умений и
навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.
Приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы
спланировать свою работу, педагог должен знать, кто что может и знает. Это
поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание
учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только
остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому
ученику.

Текущий контроль: осуществляется в повседневной работе с целью
проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях
учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического
наблюдения учителя за работой учеников в целом и каждого ученика в
отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контроль: осуществляется периодически по мере
прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний
учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих
занятий и подготавливает к контрольным мероприятиям.
Итоговый контроль: приурочивается к концу учебного курса,. Это —
контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.. При этом
учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду
предметов проводятся контрольные работ по разным материалам.
Критерии оценки:
Низкий уровень – обучающийся не внимателен, плохо владеет
зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, не понимает
простейших устных инструкций педагога, изготавливает изделие только с
помощью педагога.
Средний уровень -

обучающийся внимателен, средне владеет

зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук,

понимает

простейшие устные инструкции педагога, изготавливает изделие частично с
помощью педагога.
Высокий уровень - обучающийся внимателен, владеет зрительномоторной

координацией,

мелкой

моторикой

рук,

понимает

устные

инструкции педагога, изготавливает изделие полностью без помощи
педагога.

Учебный тематический план дополнительного образования
Валяние (сухое и мокрое)
№

1

2

3
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наименование
темы
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Мокрое валяние
Материалы,
инструменты,
приемы работы
Небольщое
пано
Морской пейзаж
Среднее
пано
Городской пейзаж.
Пано Натюрморт
Новогодний
сапог
для подарков.
Варежки
Шарф
Шапка
Тапочки
Свободная тема

12.

Итоговое занятие

13.

всего

Количество часов
Всего
Теория
2ч

1ч

7ч

2ч

Практика
1ч
5ч

9ч

2ч

7ч

9ч

2ч

7ч

9ч

2ч

7ч

11ч
13ч
7ч
13ч
13ч

2ч
2ч
2ч
2ч
2ч

9ч
11ч
5ч
11ч
11ч

34ч
7ч

1ч
2ч

33ч
5ч
134ч

Содержание программы:
1.Вводная часть (2ч)
Инструктаж по технике безопасности:
Ознакомление с работой

объединения: содержание и порядок работы.

Техника безопасности (ТБ). Пожарная безопасность (ПБ). Инструктаж по
чрезвычайным ситуациям (ЧС).
Теория:
Знакомство с детьми и их возможностями. Первое занятие носит
диагностический характер.
Знакомство

с

предметом.

Знакомство

с

материалами

и

рабочими

инструментами.
Практика:
Демонстрация готовых изделий. Знакомство с организацией рабочего места,
его подготовкой к работе.
Правила поведения на занятиях и во время перерыва.(2ч)
2. Валяние ”мокрое ”. Простейшие понятия о валянии и видах валяния.
Технология, приемы и техника валяния. Наглядный показ фотографий и
изделий. Показ инструментов и приспособлений для работы с шерстью.
Мокрое валяние (7ч)
Теория:

Беседа.

Знакомство

с

техникой

мокрого

валяния.

Показ

инструментов и приспособлений.
Практическое занятие:
Изготовление простейших элементов (шарики, веревочки и т.д.)
Материалы:
Шерсть для мокрого валяния, мыло (детское или хозяйственно), пупырка,
москитная сетка, марля, перчатки, фартуки. Для дополнительного валяния
разные ниточки небольшие ткани для декорирования. Правила безопасности
работы с инструментами. (2ч)
3.Теория: Беседа.
Практика

Подготовка рабочего места. Показ техники. Раскладки панно Изготовление
изделия
Небольшое панно « Морской пейзаж» (9ч)
4.Теория: Беседа.
Практика
Подготовка рабочего места. Показ техники. Раскладки панно Изготовление
изделия
Среднее панно «Городской пейзаж» (9ч)
5.Теория: Беседа.
Практика: Подготовка рабочего места. Показ техники. Раскладки панно
Изготовление изделия
Панно «Натюрморт» ( 9ч)
6.Теория: Беседа.
Практика: Подготовка рабочего места. Показ техники. Раскладки панно
Изготовление изделия
«Новогодний сапог для подарков» (11ч)
7.Теория: Беседа.
Практика: Подготовка рабочего места. Показ техники. Раскладки панно
Изготовление изделия
«Варежки» (13ч)
8.Теория: Беседа.Практика: Подготовка рабочего места. Показ техники.
Раскладки панно Изготовление изделия
«Шарф» (7ч)
9.Теория: Беседа.Практика: Подготовка рабочего места. Показываю технику
раскладки. Изготовление изделия
«Шапка»(13ч)
10.Теория: Беседа.
Практика: Подготовка рабочего места. Изготовление изделия
Тапочки(13ч)
11.Свободная тема: (34ч)

12.Итоговое занятие: (7ч)
Ожидаемы результаты:
Должен знать:


правила безопасности пользования инструментом;



материалы и инструменты;



виды декоративно-прикладного искусства;



характерные средства выразительности: элементы узора, колорит,

сочетание

цветов,

композиция

цветовых

пятен,

симметричный

и

ассиметричный узор композиции и т.п.;


основные простейшие технические термины;

организация рабочего места;
Должен уметь:


соблюдать технику безопасности



узнавать

и

называть

знакомые

виды

декоративно-прикладного

искусства;


сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и

различие;


самостоятельно и творчески применять полученные знания на занятиях.



выделять характерные средства выразительности: элементы узора,

колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и
ассиметричный узор композиции и т.п.;


применять в работе полученные знания, умения и навыки;



гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;



организовывать рабочее место.

2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы.
Эффективность

образовательной

программы

прослеживается

по

качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам
аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная
аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с
«Положением

о

формах,

периодичности,

порядке

текущего

контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и «Положением о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся».
Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования,
практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом.
Результаты тестирования оформляются протоколом.
В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений
обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме
практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе
ведется

текущий

контроль

в

форме

практической

работы,

опросе,

самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в
игровой форме.
Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль
позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких
результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение
открытого занятия.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения
обучающимися планируемых результатов
Оцениваемые
параметры
1. Теоретические
знания в рамках
программы
дополнительного
образования детей

Критерии
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям,
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности Кол.
критерия
баллов

Формы
отслеживания

- ребенок овладел менее 1балл 2 контрольное
занятие,
чем 50% объема знаний,
итоговое
предусмотренных
балла
программой;
занятие,
-употребление
3 балла собеседование,
тестирование,
специальных терминов,
как правило, избегает.
- объем усвоенных
знаний составляет более
50%; ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.
-ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой;
-специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержанием.

2. Практические
умения в рамках
программы
дополнительного
образования

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям,
владение
специальным
оборудованием,
оснащением

- ребенок овладел менее 1 балл
чем50%
предусмотренных умений
и навыков; испытывает
2
серьезные затруднения
при работес
балла
оборудованием.
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более 50%; с
оборудованием ребенок
работает с помощью
педагога.

Выполнение
практического
задания, участие
в выставке работ,
участиев
конкурсах,
фестивалях

3 балла

- ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой,
самостоятельно, не
испытывая затруднений,
работает с
оборудованием.

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по
формуле: Т+П,
Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;П- количество баллов по
практической подготовке.
В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень
подготовки обучающегося по программе:
5-6 баллов – высокий уровень,3-4 – средний уровень,
0-2 – низкий уровень.

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№

629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2017 г. № ВК1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р.

9.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642.
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
11.

Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических

рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
13.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021 г. №
934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от
03.09.2019

г.

№

467

«Об

утверждении

целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей»).
14.

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждении

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ
ДО ДДТ «РАДУГА».
15. Устав МАУ ДО ДДТ «РАДУГА».
Литература для педагога:
1. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. «Основы художественных ремесел»
издание «Просвещение». М.1978г-255с. с ил.
2. Елена Хлопцева Гобелен. Это модно. Сумки, пояса, панно. Количество
страниц184 Год выпуска 2007
3. Журналы «Ручная работа»№ 18, 2007, № 21, 2008, № 3, 13, 2009.

4. Каталог- Woolla шерстяной креатив. «Шерстяная акварель». М.2016
Гамма.
5. Люблинская А. А. "Детская психология"Учебное пособие для студентов
педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.
6. Н. В. Савин. Педагогика"Просвещение", Москва, 1978 г
7. Одинцова С. Н.Чудесный войлок. Идеи для валяния. Издательство: Артродник, 2014 Страниц: 132
8. Симаковский А. Э. Развитие творческого воображения детей.- М.:
Просвещение, 1990.
9. Смирнова Елена «Войлочные звери».Сухое валяние из шерсти. .- СПб.:
Питер 2012-128с ил.-(Серия «Своим руками».
10. Смирнова Елена «Игрушка из шерсти шаг за шагом»Техника валяния.
Серия ручной работы .- СПб. Питер 2012-128с ил.
11. Смирнова Елена «Игрушка своим руками» Сухое объемное валяние.СПб.: Питер 2012-128с ил.-(Серия «Своим руками».
12. Сокольская Н.М. Основы композиции.- Обнинск,1996
13. Уткин Г.И. , Королева Н.С. Народные художественные промыслы.- М.:
Высшая школа, 1992.
14. Фелтинг. Курс для начинающих. Идеи и проекты Издательство:
Контэнт, 2015 Серия: CraftClub/Страниц: 128
15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративноприкладного рисования. -М.: Просвещение, 1979.
16. Яковлева Е.Г. «Русские ковры» М.,1959
Литература рекомендуемая для детей и родителей.
1. Н. В. Савин. Педагогика"Просвещение", Москва, 1978 г
2. Смирнова Елена «Войлочные звери».Сухое валяние из шерсти. .- СПб.:
Питер 2012-128с ил.-Серия «Своим руками».
3. Смирнова Елена «Игрушка из шерсти шаг за шагом»Техника валяния.
Серия ручной работы .- СПб. Питер 2012-128с ил.

4. Смирнова Елена «Игрушка своим руками» Сухое объемное валяние.СПб.: Питер 2012-128с ил.-(Серия «Своим руками».
5. Фелтинг. Курс для начинающих. Идеи и проекты Издательство: Контэнт,
2015 Серия: CraftClub/Страниц: 128


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».