Педагог глазами детей (интервью Екатерины Сергеевны Щелконоговой для "Суббота 14-е")

03.07.2020

Мы продолжаем рассказывать про творческих и разносторонних людях, которые работают в ДДТ «РАДУГА». На этот раз мы взяли интервью у педагога дополнительного образования по рисованию и декоративно-прикладному творчеству Екатерины Сергеевны Щелконоговой. Она третий год преподаёт детям от 3 до 15 лет. Оказалось, что у нее не только интересная работа, но и хобби.

 

- Екатерина Сергеевна, почему вы связали свою жизнь с рисованием?

- С раннего детства у меня уже были задатки к рисованию, я очень любила это занятие. В школе я ходила на кружки по рисованию, тогда и начался мой путь к будущей профессии. После 9 класса я поступила в педагогический колледж на художественно-графическое отделение, получила профессию педагог ИЗО и черчения. Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но было очень интересно. В колледже активно принимала участия в различных конкурсах разного уровня. В группе была старостой, состояла в студенческом педагогическом отряде «Комиссары». Наша студенческая жизнь была очень насыщенной, интересной и разнообразной. Мы проводили различные тренинги, как внутри отряда, так и на базе школ, колледжа. Я была волонтёром, реализовывала социально-значимые проекты в том числе для воспитанников детских школ-интернатов.

 

В 2017 году я закончила Уральский педагогический университет, с тех пор и работаю в «РАДУГЕ».

 

Во время прохождения педагогической практики я поняла, что у меня отлично складываются взаимоотношения с детьми, мне легко с ними работать и общаться. Я очень горжусь своими преподавателями - наставниками. Благодаря их помощи я поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством, но не просто заниматься творчеством, а учить этому других, сделать занятия изобразительного искусства незабываемыми для каждого ребенка.

 

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.  Чтобы стать настоящим педагогом, нужно пройти огромный, интересный  путь. Этот путь труден, но преодолеваешь его ты вместе с учениками. Каждый педагог, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком: любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.

 

- Вспомните свою первую работу…

- Если честно, не помню. Но на всю жизнь мне запомнились слова бабушки: «Когда тебе было 3 годика, ты сидела за столом и рисовала на свободную тему. Я за тобой краем глаза наблюдала. Ты настолько аккуратно рисовала, что для трех лет ребенка такой рисунок был идеальным. Причем в работе не было конкретных реалистичных стандартных изображений, таких как: цветочек, небо, солнышко, А именно какая-то абстрактная картина, которая имела свой ритм, какое-то движение, состоящая из маленьких кружочков, квадратиков и линий. Я очень удивилась! И сразу сказала, что ты точно станешь художником». Ведь частично бабушка оказалась права. Художником не стала, но рисую я неплохо.

 

- Что вас вдохновляет?

- Процесс работы с детьми. Ребята стремятся наиболее полно раскрыть свои возможности, повторить за педагогом. С каждым занятием узнают что-то новое и интересное. Искусство рисования приносит много положительных эмоций школьникам и дошкольникам. Рисуя окружающий мир, дети изучают, познают его и выражают свое отношение. Рисование и декоративно-прикладное творчество позволяет развить творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, а также очень хорошо развивает мелкую моторику рук.

 

- На какую тему вы любите рисовать?

- Тематика наших занятий очень разнообразна. Мы рисуем различных животных, птиц, растения, пейзажи, натюрморты. Любим попадать в мир приключений. Придумываем сказки, героев, сказочные замки и многое другое. Настолько интересные работы получаются у всех, что думаешь: откуда у детей берется столько фантазии, которая никогда не заканчивается?

 

- Какие цвета и какую технику рисования вы предпочитаете?

- В своей работе я часто использую нетрадиционные техники рисования. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Вот что мы используем: рисование пальчиками и ладошкой, кляксография с нитью, набрызг, акварель с солью, монотипия, рисование с помощью штампов, пуантилизм, раздувание краски. В декоративно-прикладном творчестве создаем изделия своими руками в разных техниках: квиллинг, декупаж, оригами, модульное оригами, аппликация, айрис-фолдинг. Мы делаем весёлые игрушки из помпонов пряжи, гофрированного картона. Также работаем с пластилином, фетром, фоамираном, различной тканью.

Мы работаем не только акварелью, но и гуашью, акриловыми красками. Из графики мы применяем цветные и восковые карандаши, гелиевую черную ручку, простые карандаши разной мягкости.

 

- Каждый ли ребенок может научиться рисовать, или некоторым это не дано и даже пытаться не стоит?

- Зависит от того, что вы подразумеваете под «хорошо рисовать». Если вопрос о реалистичности, о том, чтобы объект изображения был более - менее узнаваем, то тут стоит понимать, что рисование, несмотря на всю «творческую составляющую», всё же сводится к применению базовых принципов перспективы, светотени... Даже в том, как расположить объекты на листе спешат помочь разного рода сформулированные основы композиции. Освоить все эти вещи по учебнику с учителем, потратить много времени на практике - вполне посильная задача для любого. И после этого вы сможете, так сказать, «механически» нарисовать какой-нибудь пейзаж с натуры, натюрморт и так далее. Да и не обязательно с натуры, просто построить на листе что угодно. Но вот будет ли это красиво смотреться, вызывать у зрителя какие-либо эмоции? Результат зависит от эстетических представлений, кругозора в сфере искусства и прочих вещей, которые тоже, в принципе, можно сформировать у себя. Конечно, проштудировав стопку книг про историю искусства, и обходив «энное» количество выставок, человек не станет в одну секунду великим художником, но это в какой- то степени может улучшить его «чувство прекрасного», а, значит, в теории он может добиться и каких-либо высот, но это не точно.Хочу такой сайт

Кто-то считает, что для того, чтобы стать действительно профессионалом своего дела, нужно посвятить ему около 10 тысяч часов. Кто-то считает, что для этого вполне достаточно четырёх часов в день. А кто-то практикуется в течении всей жизни, отдавая делу более половины своего времени, и никогда не перестанет это делать, потому что совершенству нет предела.

 

- Какой художник вам нравится?

- С раннего детства у меня была мечта - побывать на море. Так сложилось, что мечта моя сбылась только в 17 лет. Может поэтому мне и нравится художник Иван Константинович Айвазовский. Ведь именно он писал самые удивительные морские пейзажи. Есть такие произведения у него, которые мне больше всего запомнились: «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Морские пейзажи». Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды. Это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков.  Когда смотрю на его морские пейзажи, такое живое, дышащее и прозрачное чувство внутри испытываю. Такое чувство, что у него были какие-то секреты составления красок. Настолько яркие и чистые тона я вижу в его работах.

 

- Бывали ли вы на пленэрах, если да, то где, и где мечтаете побывать?

- На пленэрах я была, когда училась в педколледже в своем городе Красноуфимске. Город у нас небольшой, но интересные места есть. Работая красками на пленэре, нужно почувствовать натуру в воздушной среде и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, так как они более сильно выражены на природе, чем в мастерской. Сложность заключается в том, что во время работы быстро меняется свет, шевелится листва, изменяется солнечное освещение, и там где был свет, появляется тень. Поэтому нужно оставлять удачные места живописи, получившиеся при одном освещении. При изменении света не нужно переписывать каждый раз места, где верно найдены цветовые отношения. Для выполнения такой работы нужно много сеансов.

Что касается мечты… В Санкт-Петербурге я хочу попасть в исторический музей, в Эрмитаж. В Москве - посетить Третьяковскую галерею. Ещё я мечтаю побывать в Париже.

 

- Какие хобби у вас есть?

- Свободного времени у меня бывает совсем мало. Но при первой же возможности я начинаю творить. На данный момент осваиваю для себя новую технику – вышивка бисером, а именно создание брошки. Пока я сделала пять брошек. Все они ушли на заказ. Прохожу онлайн-обучение, дается не легко, приходится перешивать по несколько раз свои ошибки, потому что я привыкла, чтобы у меня все было идеально, чтобы каждая бусинка была пришита ровно, каждая линия шла в нужном направлении, каждый цвет должен гармонировать с другими оттенками.

В дальнейшем планирую дальше развиваться в этой технике, возможно потом применю данный опыт в своей педагогической работе.

 

- Расскажите о ваших учениках, самых ярких, на ваш взгляд, самых интересных, успешных...

- Кого-то определенного я выделить не могу. Для меня все дети интересные и яркие. Только каждый по-своему индивидуален. Успешный ученик - это тот, который учится, это гармоничный человек, находящийся в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Для школьника это, прежде всего, семья и школа. В настоящее время понятие успешности учеников стало размыто. Безусловно, хорошая учеба – необходимое условие успешности и сейчас, а достаточные условия формулируются лишь приблизительно. Сейчас даже со способностями хорошо учиться очень трудно, поскольку требования различных школ сильно отличаются и плохие отметки могут появиться у любого ученика. А если у тебя проблемы с учебой, то успешность сразу проблематична. Успешный ученик – это не просто успевающий, это здоровый, радостный, счастливый. Он учится играючи и припеваючи. Он любит свою семью и любит ходить в школу. Согласитесь, таких сейчас практически нет. Нынешние ученики усталые и озабоченные, многим из них не в чем проявить себя. Ставка делается на личный успех, а не на команду. Очень рано заставляют учеников выбирать или-или, а не и-и.

Ученик должен ставить цели, такие, достижение которых позволит ему быть довольным собой. Нужно чтобы достижения ученика (самые разнообразные) отмечались педагогами. И важно ориентироваться не только на личный успех, но и на командный, а для этого побольше играть. Нужно сохранить детям детство. Учеба – это, конечно, серьезно, но не до слез. Радость познания, радость открытия должна присутствовать. И взрослые должны в этом помочь ученикам.

 

Мехрона Исмоилова, 14 лет, школа № 21

Фото из архива собеседника

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 20.07.2020

Дата обновления: 20.07.2020

Дата публикации: 03.07.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».